Волк - сказочный персонаж. Сказка на ночь про волка Пешку

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.

Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним. Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и », известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая тетрадь новгородского Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком-оборотнем, значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать родила от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный к сказке, чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам. В редких повествованиях волк все же становится верным другом и защитником.

Волк в русских народных сказках

Положительная и отрицательная роль волка в сказках: ее истоки

Неоднозначное изображение персонажа связано с таким же нечетким отношением к животному в народе. В сказках он нередко становится собирательным образом, наделенным силой и глупостью одновременно. С помощью поучительных историй демонстрируется, что физическая мощь противника – это еще не главное качество для победы в схватке. Удачно дополняет этого персонажа пословица «Сила есть – ума не надо!». Но в тоже время, когда в сказке хитрая Лиса издевается над волком, мы сопереживаем ему. Его простодушие нам ближе, чем коварность рыжей плутовки.

Образ простодушного волка опровергается в некоторых сказках. Например, в рассказе об Иване-царевиче волчий герой наоборот демонстрирует мудрость, неожиданно становится на сторону добра, выполняет роль советчика и помощника. Но это скорее исключение, чем правило.

В изображении сказочного волка народ далеко отошел от реальных качеств животного. Если данное лисе качество хитрости, а зайцу – трусости кажутся вполне логичными, то совсем непонятно почему столь опасному хищнику приписали глупость. В природе волк - отличный охотник. Он даже приносит определенную пользу, как санитар леса. Приписанное ему качество прямодушия можно разве что связать с тем, что он способен глаза в глаза столкнуться с опасностью. Также о бесхитростности говорит его манера охотиться: волк не гоняется долго за жертвой, нападает чаще стаей и только на самых слабых особей из стада.

Характер волка в народных сказках

В первую очередь волк – это персонаж-злодей. Вот только в некоторых сказках он несет угрозу для других героев, а в остальных является безобидным и даже полезным.

  • «Как волка уму разуму учили» - волчий персонаж в этом рассказе глупый и ленивый. Он проявляет прямодушие, которое можно было бы расценивать как положительную черту, если бы она не была связана с глупостью.
  • «Волк и Коза» - здесь он злонамеренный обманщик, безжалостный и жадный, но все же не лишенный наивности.
  • «Лисичка-сестричка и Волк» - волчий герой отображается как глупый и наивный персонаж, который, несмотря на свою злобную личину, страдает от проделок Кумушки-Лисы.
  • «Иван-царевич и серый волк» - изображается как совестливый злодей, решивший возместить свое злодеяние добрым делом и помочь человеку советом и делом. Здесь он раскрывается как добрый и бескорыстный персонаж.
  • «Волк, кот и собака» - здесь персонаж демонстрирует неухищренные уловки, это один из немногих рассказов, где проявляется его способность к обману. Не такому искусному, как у Лисы, но все же способному причинить вред.

Как можно заметить, серый волк является самым поучительным, как в положительной, так и в отрицательной ипостаси.

Все в лесу знали о том, что волк – злой и грубый зверь. Он гонял зайцев, обижал белочек, отбирал грибы у ежиков. Волк часто грабил рыбаков, которые ловили рыбу в проруби или пугал детей, гуляющих по полю и собирающих цветы. Сказка про волка расскажет о том, как Тане удалось изменить злого зверя с помощью обычной мандаринки.

Сказка про волка читать

Как-то раз зимой маленькая, но умная девочка Таня пошла кататься на коньках на замерзшее озеро в лесу. Родители запрещали Тане ходить одной в лес. Но девочка очень хотела научиться кататься на коньках так, как фигуристки, и выступить потом на Олимпийских играх. Озеро замерзло полностью, на нем никого не было, можно было кататься весь день. Таня сказала родителям, что будет у подружки. А сама оттачивала свое мастерство на льду.
Сев отдохнуть после длинной тренировки, Таня выпила горячего чая и съела мандаринку. Вдруг она услышала, что ссади к ней кто-то подкрался. Таня оглянулась и увидела волка:
— Ха-ха, попалась, девочка! – промолвил волк и громко завыл на весь лес.
Но Таня не испугалась и не убежала. Хотя, конечно, ее сердце ушло в пятки и было очень жутко. Но она поняла, волк ничего ей не сделает. Если бы хотел сделать, то уже бы сделал. А так он скорей всего просто решил ее напугать. Вот только зачем?

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Среди многочисленных сказок народов всего мира особо выделяются те, одним из главных героев является волк. В некоторых он олицетворяет собой смелость и ловкость, а в других глупость и коварство. Но в любой сказке добро всегда побеждает зло.

Сколько мы знаем сказок про волка? Русский народный фольклор предлагает большое количество разнообразных вариантов. Но современные сказочники пошли дальше и стали придумывать свои, новые истории. В них волк не просто живет в норе с лесу, но и может водить машину и даже дружить с зайчатами.

Русские народные сказки

В некоторых сказках волк выступает в роли наивного дурачка. Так в одной из сказок умная лиса обманывает волка, и он остается без хвоста, оставив его в ледяной проруби. Событие развивается вокруг хитрой лисички и глупого волка. Дед, наловивший рыбы, вез ее домой. Лисичка, обманув старика, украла у него всю рыбу. После обманутым оказался и волк. По своей глупости и доверчивости наш серый друг остался без хвоста. Страдая от своей наивности, он может все-таки набраться ума разума.

В некоторых сказках волк выступает как агрессивный разбойник, относящийся ко всем без чувства жалости, и победить его можно либо грубой силой, либо хитростью. Так в сказке «Три поросенка» он старается сдуть домики поросят, с целью пообедать. Наивные поросята по одному бояться хищника, но собравшись вместе, побеждают глупого волка. В сказках «Волк и семеро козлят» и «Красная шапочка» наш герой выступает в роли захватчика, который старается обмануть окружающих, выдав себя за их близких. Он старается подражать бабушке, переодевшись в ее одеяния, или же обратившись к кузнецу, старается выдать себя за маму маленьких козлят. Несмотря на то, что у него это успешно получится, волк будет впоследствии наказан. Добро и ум всегда победят зло и коварство.

Современные сказки

При прочтении таких рассказов многое покажется знакомым, но переписаны они на новый лад. В большинстве случаев главный герой – положительный. Волк помогает маленьким зверятам или детям. Так в одной из сказок волк нашел в лесу заблудившуюся девочку Машу, обогрел ее в своей избушке, накормил, уложил спать, а поутру отвел домой.

В большинстве представленных историй волк вызывает симпатию, но от этого истории про серого героя не стали скучнее. Наоборот, они представляют его умным и храбрым, готовым прийти на выручку маленьким и беспомощным.

Современные интерпретации известных сказок позволил старым историям заиграть новыми красками как для малышей, так и для их родителей.

Все лучшее для малышей

Читаем сказки про волка – в этом каталоге собраны русские народные сказки, сказки народов мира, в которых так или иначе в роли одного из героев выступает серый охотник. Здесь вы сможете не просто почитать ребенку на ночь любимые детские произведения, но и слушать сказки про волка онлайн.

Здесь вы сможете подобрать сказки для любого возраста. Если малыш еще совсем маленький – идеальный вариант станет сказка про Красную шапочку, про Волка и семерых козлят или Зимовье зверей. Для ребятишек постарше можно прочитать про Ивана царевича и серого волка.

Читая сказки на ночь ребенку, вы не только усиливаете отношения друг с другом и, но и развиваете самые положительные качества и учите малыша добру. Известно, что настоящие животные не могут обладать человеческими качествами, но сказки призваны в игровой и максимально доступной форме объяснить малышу, что такое хорошо, а что такое плохо.

Наш сайт предлагает читать сказки на ночь или слушать их онлайн бесплатно и без регистрации. В каталоге собран самый полный сборник сказок про волка. Больше не потребуется искать сказку в книге. Достаточно вбить полюбившуюся историю в строку поиска и любимая сказка откроется перед вами. Выбирайте для своих малышей все самое лучшее.


В детском саду один мальчик попросил меня рассказать сказку про злого волка. Я задумалась, какую же сказку рассказать?
Русских народных сказок с участием волка очень много, но во всех этих сказках роль волка - эпизодическая. Ну, может быть, кроме сказки "Красная шапочка".

Я понимала, почему мальчик попросил меня рассказать сказку именно про Злого Волка. Этот мальчик побаивался общаться / играть с кампанией лидеров в группе, но ему очень этого хотелось. Видимо, поэтому он и попросил меня о такой сказке, чтобы доказать самому себе, что он не испугается даже

Именно поэтому я не стала , которые достаточно сложны для понимания трёхлетке, рождённому не в России, а сочинила свою сказку.
Мальчику, да и всем остальным детям, так понравилась сказка, что они каждый день в течение двух недель просили рассказывать только эту сказку.

Читайте сказку "Сказка про злого и голодного волка."


Жил – был в лесу волк. Волк жил в своём домике совсем один. Ночью, когда на улице было темно и светила луна, волк выходил из своего домика, смотрел на луну и выл:

У – у – у — у - у!

Волк выл, потому что ему было грустно. У него не было друзей. Никто не хотел дружить с волком. Все звери в лесу боялись злого волка, ведь он мог их съесть. Кто же захочет дружить с таким другом, который может тебя съесть?

Утром волк захотел кушать и пошёл в лес, чтобы кого-нибудь поймать и съесть.

Увидел волк птичку. Птичка нашла зёрнышко на земле и клевала его.

Сейчас я тебя поймаю! – сказал волк и бросился на птичку.

Птичка увидела волка, взмахнула крыльями и улетела. И волк её не поймал. Волки не умеют летать.

Обиделся волк, что птичка улетела, и стал выть:

У-у-у-у-у-у!

Увидел волк белочку. Она с дерева прыгала на землю, собирала орешки и прятала их в свой домик на дереве. Потом снова спускалась на землю за орешками.

Сейчас я тебя поймаю! Белки летать не умеют! – сказал волк и бросился на белку, когда она собирала орешки на земле.

Белка увидела волка и быстро прыгнула на самую высокую ветку дерева. И волк не поймал белку. Волки не умеют прыгать на ветки деревьев.

Обиделся волк, что белка ускакала от него, и стал выть:

У-у-у-у-у-у!

Но тут волк увидел на тропинке ёжика. Он шел медленно и собирал грибы.

Сейчас я тебя поймаю! Ёжик не умеет летать и не умеет прыгать на ветки деревьев! – сказал волк и бросился на ёжика.

Ёжик заметил волка, но никуда не убежал. Он свернулся клубочком и превратился в колючий шарик.

Обрадовался волк, что ёжик не улетел, как птичка и не прыгнул на высокую ветку дерева, как белка, а остался на тропинке. Побежал волк к ёжику, чтобы схватить его и съесть.

Но только волк притронулся к ёжику, как уколол свои лапы о колючки ёжика.

Волку стало больно, и он завыл:

У-у-у-у-у-у!

Ёжик пожалел волка и спросил его:

Почему ты всё время воешь?

Я вою потому что хочу есть, и ещё у меня нет друзей, – ответил волк и снова завыл.

У-у-у-у-у-у!

Я помогу тебе! – сказал ёжик. Идём со мной. Я накормлю тебя и познакомлю с твоими новыми друзьями.

Волк обрадовался, перестал выть и пошёл вместе с ёжиком.

Шли – шли ёжик и волк, и пришли к детскому саду. А ребята в детском саду в это время ели кашу.

Ёжик постучал в дверь. Дети выглянули в окно, увидели волка и закричали:

Волк! Волк! Не будем дверь открывать! Он нас всех съест!

Услышал это волк. Обиделся и завыл:

У-у-у-у-у-у!

Тут ёжик говорит:

Волк стал хорошим. Он не ест зверей. Он любит кушать кашу. Пустите волка! Он хочет дружить с детьми в детском саду.

Дети подумали – подумали и решили пустить волка. Волк обрадовался и перестал выть.

Дети дали волку поесть кашу. Волк её съел, и она ему очень понравилась!

Я теперь всегда буду есть кашу! А зверей и детей есть не буду! – сказал волк.

Ребята, хотите поиграть с волком? – спросил ёжик.

Да! Да! – закричали дети.

Малыши и волк стали играть вместе. Им было очень весело. А ёжик попрощался с ребятами и вернулся в лес, собирать грибы.