Nikon 105 2.8 тесты отзывы. Неделя с экспертом: портретные объективы Nikon

Nikkor AF-S 105 Micro – самый оптимальный вариант для макрофотографии на любительском уровне.

При цене около $1000 вы получаете очень качественный и весьма универсальный продукт, позволяющий вам окунуться в мир макро в полной мере.

Фокусное расстояние 105мм весьма комфортно в том плане, что оно не слишком маленькое, чтобы рабочее расстояние макро было всё ещё достаточно большим и удобным (154мм до передней линзы), и не слишком большое, как у 200мм micro , чтобы помимо макро можно было ещё что-то снимать.

На FX-камере этот объектив вообще может быть в некотором смысле универсальным из-за более широкого угла обзора в силу кроп-фактора , нежели на DX-камерах. На DX вы, конечно, с 105мм в помещении не развернётесь. Добавьте к этому максимальную диафрагму f/2.8 и вы сможете снимать отличные портреты:

С диафрагмой тут есть нюанс. Она не всегда f/2.8, потому что зависит от дистанции фокусировки. В макродиапазоне она будет не больше f/4. Так что с f/2.8 с близкого расстояния портрет снять не получится, но для макро это не критично.

Из-за скруглённых лепестков диафрагмы получается неплохое боке для тех, кому это важно, но зато вы не получите звёздочек на источниках света. Если вы собрались посвятить себя портретной съёмке, то всё же лучше брать 105мм DC .

С резкостью тут тоже всё в порядке, она превосходна на любой диафрагме вплоть до дифракции . Но чтобы её выжать из этого объектива, вы должны понимать, от чего резкость зависит .

Есть ещё одна особенность – в макродиапазоне во время фокусировки заметно меняется размер изображения.

Это не проблема для любителей, но для профи, снимающих макро целый день, это может быть серьёзным недостатком, так как кадрировать приходится после фокуса.

Надо отметить, что автофокус неплохо справляется в режиме макро, что большая редкость, так что им можно пользоваться. Вообще, автофокус довольно шустрый и точный, если вы, так же как и я, любите использовать объектив не по назначению и снимать макрообъективом всё подряд.

Помимо прочих преимуществ на объективе есть стабилизатор, который позволит фотографировать с рук не только вечером пейзажи, но и макро при отсутствии искусственного освещения. Кстати, у макро под солнцем есть важное преимущество – у вас будет не скучный чёрный фон, а что-то более весёленькое:

Из недостатков стоит отметить большой размер объектива и его вес, они такие же, как у немаленького универсального FX-объектива Nikkor 28-300VR .

Размер фильтра 62мм, но едва ли вы захотите использовать в макро. Но если всё же захотите, то передняя линза не крутится и ничего из объектива не выезжает.

Объектив будет отлично работать на всех современных камерах Никон – и больших, и маленьких, отвёртка ему не нужна.

Спасибо за внимание.

Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro 1:1 Nano Crystal Coat (сокращенное имя – ) – отличный объектив, один из лучших макрообъективов в линейке Nikon Nikkor. Также, этот один из лучших объективов Nikon Nikkor, которыми я когда-либо снимал.

Возможно, только Nikon 200mm 1:4D ED AF Micro Nikkor в некоторых случаях может быть лучше, чем Nikon 105mm f/2.8 VR, но последний имеет ряд полезных современных технологий.

История

Ниже я привел эволюционный список макрообъективов Nikon (Nippon) Nikkor . Вначале я включил объективы класса 135/4, которые в дальнейшем эволюционировали (или были заменены) на более короткое фокусное расстояние – 105 мм. К сожалению, макрообъективов с 135 мм больше не делают.

  1. Nippon Kogaku Japan Nikkor-Q 1:4 f=13.5cm , дальномерный объектив, который с помощью приставки NIPPON KOGAKU F BR1 мог превращать его в макро-объектив для камер с байонетом Nikon F. Выпускался с 1959. Очень редкий коллекционный объектив, считается первым объективом Nikkor с фокусным расстоянием около 100 мм, который использовался для макро-съемки.
  2. Nippon Kogaku Japan Nikkor-Q 1:4 f=135mm , обновленная предыдущая версия с другим написанием имени.
  3. Nippon Kogaku Japan Nikkor-P 1:4 f=105mm , первый макрообъектив с фокусным расстоянием 105 мм. Разработан в 1969, выпускался с 1970 по 1974 год. На самом деле данный объектив не является “объективом” в обычном понимании. У него нет фокусировочного механизма и шкалы дистанции фокусировки. Для работы с объективом обязательно нужно использовать макро-мех. Было выпущено очень малое количество таких объективов.
  4. Nikon Micro-Nikkor 105mm 1:4 , так называемая К-версия (не AI, но с новым дизайном корпуса), первый “настоящий” макроообъектив Nikon Nikkor с подобным фокусным расстоянием. Для достижения увеличения 1:1 следовало использовать дополнительное удлинительное кольцо Nikon PN-1. Выпускался с мая 1975 по 1977.
  5. Nikon Micro-Nikkor 105mm 1:4 , AI версия. Выпускался с 1977 по 1981, оптически такой же, как и ‘K’-версия. Максимальный коэффициент увеличения без – 1:2.
  6. Nikon Micro-Nikkor 105mm 1:4 , версия. Выпускался с сентября 1981 по март 1983, оптически такой же, как и ‘AI’-версия. Максимальный коэффициент увеличения без – 1:2.
  7. Nikon UV-Nikkor 105mm 1:4.5 , версия. Оптика выполнена из специального кварцевого стекла. Уникальный объектив, у которого нет разницы в позиции фокуса для обычного и ультрафиолетового спектра (UV). Выпускался с апреля 1985 года, время прекращения производства неизвестно. Максимальный коэффициент увеличения без – 1:2.
  8. Nikon Medical-Nikkor 120mm (M=1/11) 1:4 , редкий макрообъектив, предназначенный для использования в медицине. Выпускался с 1981 по 1998.
  9. Nikon Micro-Nikkor 105mm 1:2.8 , версия. Выпускался с марта 1983, время окончания производства неизвестно. Первый макрообъектив Nikkor класса 105/2.8. Максимальный коэффициент увеличения без – 1:2.
  10. Nikon AF Micro Nikkor 105mm 1:2.8 , первая автофокусная версия подобных объективов, представлен в июне 1990 года и выпускался до 1993 года, в последствии был доработан до ‘D’-версии. Это первый объектив Micro Nikkor, который может фокусироваться с увеличением 1:1 без использования дополнительным принадлежностей.
  11. Nikon AF Micro Nikkor 105mm 1:2.8D (MKII) , вторая автофокусная версия, оптическая схема точно такая же, как у предыдущей версии. Добавлена возможность передачи дистанции фокусировки в камеру. Обзор данного объектива можно посмотреть .
  12. Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro 1:1 Nano Crystal Coat , версия, показанная в данном обзоре. Объектив совсем не похож на предыдущие версии. Был представлен в феврале 2006. Существует 3 подверсии: ‘Made in Japan’ (2006-2009), ‘Made in China’ (2010->) и ‘Made in China, for USA’ (2010->).

Как видим, герой моего обзора, Nikon 105mm f/2.8 VR Micro, имеет большое генеалогическое дерево. Nikon 105mm f/2.8 VR в корне отличается от всех предыдущих объективов, что видно хотя бы по его длинному названию. В отличии от всех предыдущих моделей, Nikon 105mm f/2.8 VR использует полностью внутреннюю фокусировку, нанокристалическое просветление оптики, встроенный ультразвуковой мотор фокусировки, встроенный стабилизатор изображения, не имеет кольца управления диафрагмой, имеет режим M/A (постоянный доступ к кольцу фокусировки), использует ED-элементы, может использовать бленду байонетного типа и весит больше всех остальных.

Фактически, существует только две автофокусные “макро-сотки” Nikon Nikkor, это Nikon 105mm f/2.8G VR и Nikon 105mm f/2.8D, и если выбирать между ними, то практически все указывает в пользу нового Nikon 105mm f/2.8 VR.

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro на фотоаппарате Nikon D3200

Основные технические характеристики Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro 1:1 Nano Crystal Coat:

Название экземпляра из обзора Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro1:1 Nano Crystal Coat 22225050
Основные свойства
  • FX () – объектив разработан для полноформатных камер Nikon FX
  • AF-S () – встроенный мотор фокусировки
  • G () - отсутствие кольца управления диафрагмой, передача дистанции фокусировки в камеру
  • ED () – использование специальных низкодисперсионных элементов в оптической схеме
  • SWM () – бесшумный волновой (ультразвуковой) мотор фокусировки
  • IF () – внутренняя фокусировка
  • M/A () - автоматическая фокусировка с приоритетом ручного контроля
  • N (Nano Crystal Coat) – нанокристаллическое просветление оптики (скорее всего только некоторые линзы)
  • SIC (Nikon Super Integrated Coating) - специальное интегральное просветление оптики
  • RD (Rounded Diaphragm) - скругленные лепестки
  • Golden Ring – золотое колечко возле передней линзы
  • VR () – встроенный стабилизатор изображения, используется второе поколение стабилизатора VR II
  • Rubber Gasket () - пыле- и водонепроницаемый уплотнитель байонета
  • Ограничитель дистанции фокусировки (Full ∞-0.5m)
  • Micro 1:1 – возможность съемки с увеличением 1:1 (макро-режим)
  • Состоит в списке профессионального оборудования Nikon NPS
Диаметр переднего фильтра 62 мм, резьба под светофильтры пластиковая
Фокусное расстояние 105 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 157,5 мм
Кратность зума 1 Х (это объектив, он не имеет зума).
Разработан для цифровых камер Nikon FX
Количество лепестков диафрагмы 9 скругленных лепестков
Метки окошко с дистанцией фокусировки в метрах и футах, а также с метками кратности увеличиния от 1:10 до 1:1. Есть метка байонетного крепления, метки установки и фиксации бленды.
Диафрагма от F/2.8 до F/32 во время фокусировки на бесконечность, от F/4.8 до F/57 во время фокусировки на МДФ. Объектив не имеет кольца управления диафрагмой ()
МДФ (минимальная дистанция фокусировки) 0.314 м, максимальный коэффициент увеличения 1:1
Вес 720/790 г. вес объектива зависит от года производства
Оптическая схема 14 элементов в 12 группах. Схема включает 1 низкодисперсионный элемент (на оптической схеме показан желтым цветом). Наличие таких элементов обозначается на корпусе аббревиатурой ‘ED’. Также, некоторые элементы имеют нанокристаллическое просветление. К сожалению, положение этих элементов/элемента не указано на оптической схеме.
Изображение оптической схемы кликабельно.
Бленда Nikon HB-38 (идет в комплекте поставки)
Транспортировка С помощью мягкого чехла CL-1020 (идет в комплекте поставки)
Страна изготовитель MADE In China (В то же время первые объективы выпускались в Японии с 2006 по 2009)
Период С 22 февраля 2006 по наши дни (по крайней мере до зимы 2016)
Инструкция (многоязычная) Скачать
Цена

В октябре был представлен интересный макрообъектив для камер Nikon DX – , оптическая схема которого очень похожа на Nikon 105mm f/2.8 VR, и скорее всего является его переработкой. Макрообъектив для Nikon DX стал на 20 мм короче, темнее (F/3.5 против F/2.8), без ‘N’-просветления и не относящийся к списку профессиональных объективов.

Сборка

Nikon 105mm f/2.8 VR изготовлен очень качественно. Корпус объектива металлический, с металлическим байонетом, но с пластиковой резьбой под светофильтры. Nikon 105mm f/2.8 VR относится к профессиональной линейке объективов Nikon Nikkor и гордо носит на своем корпусе золотое кольцо.

Корпус Nikon 105mm f/2.8 VR имеет характерную шершавую поверхность, в руках ощущается как очень добротная вещь.

Со стороны байонета находится резиновый уплотнитель , который защищает крепление байонета (но не весь объектив) от пыли и влаги. Более детально вопрос защищенности объективов Nikon Nikkor описан .

Важно: с момента анонса объектива до 2009 года объективы Nikon 105mm f/2.8 VR производились в Японии, но с 2009 года по наши дни их делают в Китае. Версия Nikon 105mm f/2.8 VR из данного обзора, к сожалению, сделана в Китае. Обычно все профессиональные объективы Nikon Nikkor изготавливаются в Японии.

Важно: в зависимости от года выпуска подверсии Nikon 105mm f/2.8 VR имеют разный вес. Максимальный вес подверсии объектива составляет 790 грамм, минимальный – 720 грамм.

На корпусе есть метка байонетного крепления и метка для быстрой установки и фиксации бленды. Объектив использует пластиковую бленду Nikon HB-38, которая фиксируется в специальных пазах, расположенных возле передней линзы объектива. Бленду можно установить в обратном направлении для транспортировки. В таком положении полностью теряется доступ к кольцу фокусировки (смотри фото объектива).

В комплекте с Nikon 105mm f/2.8 VR идет мягкий чехол CL-1020, а сам объектив поставляется в громадной картонной коробке с характерной никоновской раскраской.

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro, задняя линза

Стабилизатор

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro – единственный макрообъектив Micro-Nikkor FX (на начало 2016 года) у которого есть встроенный стабилизатор изображения VR (Vibration Reduction - Подавление Вибраций). Стабилизатор по инструкции может компенсировать 4 стопа по . В числовом эквиваленте это означает, что можно снимать на выдержках в 16 раз длиннее, чем того требует объектив без стабилизатора.

Система стабилизации у Nikon 105mm f/2.8 VR Micro относится ко второму поколению , при этом на корпусе объектива имеется надпись ‘VR’ красного цвета , свойственная первым объективам Nikkor со стабилизатором изображения. Nikon 105mm f/2.8 VR Micro (февраль 2006) стал третьим фикс-объективом со стабилизатором изображения среди всех объективов Nikon Nikkor, первыми были Nikon AF-S Nikkor 300mm 1:2.8G ED VR (сентябрь 2004) и Nikon AF-S Nikkor 200mm 1:2G ED VR (июль 2004). Хочу отметить, что Nikon 105mm f/2.8 VR Micro появился на 3 года раньше, чем .

Обратите внимание, что в инструкции к объективу Nikon 105mm f/2.8 VR Micro указано 4 стопа компенсации (измерения проведены компанией Nikon и только во время фокусировки от бесконечность до кратности увеличения 1:30), а на официальном сайте 3 стопа (измерения организацией CIPA).

Для включения/выключения стабилизатора на объективе есть переключатель ‘VR ON/OFF’ . Объектив может отслеживать движение камеры во время съемки панорам. В отличии от некоторых других объективов, Nikon 105mm f/2.8 VR Micro не имеет переключателя режима работы стабилизатора.

На практике эффективность стабилизатора очень сильно падает во время уменьшения дистанции фокусировки. При работе на МДФ (с кратностью увеличения 1:1) работа стабилизатора ощущается в разы хуже, чем во время фокусировки на бесконечность. Такое же падение эффективности работы стабилизатора наблюдается у похожего объектива в легионе конкурентов – .

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro на фотоаппарате с установленной блендой

Просветление ‘N’ (Nano Crystal Coat)

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro хвастается буквой ‘N’ на своем корпусе. ‘N’ - означает ‘Nano Crystal Coat’ - нанокристаллическое просветление оптики. Такое просветление позволяет хорошо справляться с бликами и засветками, а также создает отличную цветопередачу. Скорее всего, только одна из линз (самая последняя, которая находится со стороны байонета) имеет ‘N’-просветление. Остальные же линзы имеют классическое SIC-просветление (Nikon S uper I ntegrated C oating - специальное супер интегральное просветление).

Очень жаль, что компания Nikon не указывает количество линз в оптической схеме, которые имеют такое просветление. Я, как и некоторые другие пользователи, считают, что буква ‘N’ ставится больше ради маркетинга.

Переключатели объектива Nikon 105mm f/2.8 VR Micro

Фокусировка

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro фокусируется достаточно тихо благодаря ‘SWM ‘-мотору (S ilent W ave M otor - тихий волновой мотор) и относится к объективам ‘ ‘ типа (со фокусировки), а потому будет автоматически фокусироваться .

Nikon 105mm f/2.8 VR имеет дополнительный переключатель ‘Full ∞-0.5m’, который является ограничителем дистанции фокусировки. Значок ‘∞’ означает бесконечность. Переключатель ограничителя чуть меньше, чем переключатели режима фокусировки и активности стабилизатора.

  • В положении ‘Full’ доступна автоматическая фокусировка по всему диапазону дистанций - от ∞ до 0.314 метра.
  • В положении ‘∞-0.5m’ доступна автоматическая фокусировка в диапазоне от 50 см до ∞.

Обратите внимание, что во время ручной фокусировки ограничитель не работает .

Скорость автоматической фокусировки – высокая, но все же полный прогон линз во время повторной фокусировки от бесконечности до МДФ и обратно, когда ограничитель фокусировки установлен в положение ‘Full’, занимает достаточно большое количество времени. Объектив не может мгновенно сфокусироваться от бесконечности до МДФ.

На камерах и в диапазоне фокусировки ∞-0.5m объектив фокусируется цепко и не выпускает объекты из зоны резкости. На малых дистанциях фокусировки с цепкостью и точностью фокусировки все гораздо хуже, но это не большая проблема для тех, кто серьезно занимается макрофотографией.

Во время фокусировки передняя и задняя линзы остаются неподвижными, так как объектив использует внутреннюю фокусировку , что указанно на корпусе буквами ‘IF ‘ - ‘I nternal F ocus’ - ‘Внутренняя Фокусировка’.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 31.4 см, при этом можно снимать макро с увеличением 1:1 .

Nikon 105mm f/2.8 VR имеет окошко со шкалой расстояний в метрах и футах, а также шкалу с кратностью увеличения. Есть даже шкала ГРИП, но только для F/32. А вот на метке для работы в инфракрасном спектре сэкономили.

В ручном режиме фокусировки кольцо вращается приблизительно на 235 градусов, при достижении крайних положений не упирается, а продолжает скользить, не влияя на фокусировку. Наводиться на резкость вручную не составляет никакого труда.

На корпусе объектива можно найти . В положении ‘M/A’ работает автоматическая фокусировка с постоянным ручным приоритетом фокусировки. Режим ‘M/A’ очень удобен и полезен - для ручной фокусировки или поправки фокусировки не нужно дополнительно переключать объектив в режим ‘M’.

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro очень сильно страдает эффектом ‘Focus Breathing ’ - изменение угла обзора во время фокусировки. Страдает настолько сильно, что нужно привыкнуть угадывать как изменится угол обзора во время наводки на резкость. Если быть кратким, то во время фокусировки от бесконечности в сторону МДФ реальное фокусное расстояние увеличивается, что приводит к уменьшению угла обзора. Фокусное расстояние, указанное на корпусе объектива и равное 105 мм, соответствует действительности только во время фокусировки объектива на бесконечность. Увеличение фокусного расстояния также влечет за собой уменьшение относительного отверстия и ослабления работы системы стабилизации. Такое поведение свойственно большинству (реально большинству, если не всем) макрообъективам.

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro с блендой в режиме транспортировки

Диафрагма

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro использует 9-ти лепестковую диафрагму. Лепестки диафрагмы скруглены, что позволяет на любых значениях числа F получать достаточно ровное отверстие диафрагмы .

Обратите внимание, что Nikon 105mm f/2.8 VR Micro может использовать F/2.8 только во время фокусировки на бесконечность , как только дистанция фокусировки уменьшается, происходит повышение диафрагменного числа. Во время фокусировки на МДФ максимальное относительное отверстие соответствует 1:4.8. Также, повышается максимальное число F, до которого могут закрываться лепестки диафрагмы от F/32 до F/57.

Если визуально понаблюдать, что происходит во время фокусировки, то можно заметить, что при фокусировке на бесконечность лепестки диафрагмы спрятаны, а отверстие формируется внутренней оправой корпуса. Когда же начинается фокусировка в сторону МДФ, лепестки диафрагмы начинают потихонько закрываться, их закрытие происходит автоматически и зависит от положения кольца фокусировки. Напомню, что фокусировка через всегда происходит на полностью открытой диафрагме, диафрагма закрывается до установленного значения только при съемке или включении Live View.

Подобным образом ведут себя и другие макрообъективы, c которыми мне доводилось иметь дело.

Размеры огромного объектива Nikon 105mm f/2.8 VR Micro и крошки-камеры Nikon D3200

Качество изображения

С качеством изображения у Nikon 105mm f/2.8 VR Micro все в полном порядке . Резкость уже с открытой диафрагмы, практически нулевая дисторсия, приятное боке, малые , умеренное виньетирование на полноформатной камере, хорошая устойчивость к боковому и контровому свету.

Из недостатков я бы выделил только сильный фрижинг (окрас контрастных деталей в фиолетовый и зеленый цвет в зоне нерезкости).

Примеры фотографий

Все фотографии были сняты на фотоаппарат (24 МП, в пересчете на полный кадр – 54 МП). В галерее ниже все фото – накамерный JPEG.




Достоинства:

Объектив по фокусному расстоянию находится между 85mm и 135mm. Соответственно не так сильно сжимает перспективу как 135mm и при этом имеет более объемную картинку чем 85mm (с учетом относительного отверстия 1,4). По сравнению с AF-S Nikkor 85mm F/1.4G новый 105mm f/1.4E выигрывает абсолютно по всем параметрам. То же, но еще в большей степени справедливо и для легендарного художественного AF DC-Nikkor 135mm F/2D. Хотя суть DC135mm F/2D в другом. Расписывать конкретную разницу между указанными объективами нет смысла - проще увидеть глазами. В двух словах основные моменты о модели AF-S Nikkor 105mm F/1.4E ED 1) Удивительная способность изолировать объект съемки даже с небольших расстояний от фона. 2) Присутствует уникальная эстетическая атмосфера в фотографии, та самая "воздушность" от которой приходят в восторг любители немецкой оптики. 3) Качество и эстетика размытия (боке) как на переднем плане так и на заднем - на высоте. Размытие равномерное, гладкое. Хотя и дело вкуса. 4) Пластичный. Изображение наделено огромным количеством полутонов и оттенков. 5) Очень точная цветопередача. Каждый цвет и оттенок на своем месте - если конечно изначально не намудрили с балансом белого. 6) Отличная резкость по всему полю кадра. На апертуре 1,4 картинка контрастная, без сильной хроматики, с прекрасной проработкой деталей. 7) Скорость автофокуса довольно приличная - учитывая размеры и вес линзоблока. Ожидал более медленный автофокус. Недостатки:

1) Вес. В профессиональной технике тяжесть за недостатки никогда не считал. Ибо в этом классе все рассчитано на максимальное качество и наивысшие характеристики - отсюда и вес. Это техника узкоспециализированная, не для любителей "легкого и удобного". 2) Пластиковый корпус (рядом с байонетом отчетливо слышно пластик при щелчке пальцем) - вероятно в угоду меньшему весу и удешевлению. Магний конечно легкий материал, но все же тяжелее и дороже использованной пластмассы. Nikon не уточняет какой именно материал использован - но ничего не скрепит, люфта нет. 3) Нет стабилизатора (VR). С одной стороны это действительно можно записать в недостаток. С другой стороны VR портит картинку (боке) и это не домыслы. Ни у одной компании нет в портретных объективах стабилизатора изображения - исключение новая серия Tamron, но там и картинка не такая изысканная. Для тех, то умеет держать камеру в руках - отсутствие VR не проблема. Уверен, что в будущем инженеры смогут совместить технологию оптической стабилизации изображения с шикарной картинкой. 4) У объектива минимальная дистанция фокусировки 1 метр. Немного далековато, хотя и в пределах нормы, учитывая фокусное расстояние. А хочется чтобы оно было около 80 см. Иногда необходимо подойти еще ближе к субъекту/объекту съемки - соответственно это техническое ограничение в некоторых случаях так же ограничивает и возможности фотографа. 5) Размер под светофильтр 82mm. Есть фильтры которые сами по себе редкие и производители не балуют ими. А найти такие фильтры под размер 82mm на порядок сложнее. Квадратные фильтры с навесными держателями-слотами (например от Cokin) вам в помощь. 6) Крупный размер ограничивает удобство использования на небольших профессиональных камерах (например Nikon Df / D750) и резко сокращает полезный объем в вашем кофре.

Последним участником нашего большого теста топовой портретной оптики Nikon будет AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED , который вышел относительно недавно, но уже успел завоевать доверие у многих фотографов. Он был создан для воплощения всех задумок в области художественной фотографии.

Этот объектив не подведёт ни в студии, ни на открытой локации. Вне зависимости от освещения объектив обеспечит изящное боке и прорисовку мельчайших деталей даже на предельно открытой диафрагме.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Конструкция и дизайн

Корпус этого «гиганта» (вес - 985 г, размер фильтра - 82 мм), как и у большинства из линейки топовых объективов, оснащён влагозащитой, так что можно смело снимать при любых погодных условиях.

Инновационная оптическая конструкция AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED действительно впечатляет и ещё раз доказывает, что инженеры компании Nikon потрудились на славу. Схема объектива состоит из 14 элементов в 9 группах и включает 3 элемента со сверхнизкой дисперсией, о чём нам напоминают 2 буквы «ED» на самом корпусе объектива.

Инженеры также внедрили в объектив новый электромагнитный механизм управления диафрагмой. Это особенно актуально при высокоскоростной серийной съёмке. Сама диафрагма состоит из 9 скруглённых лепестков. Минимальная дистанция фокусировки - 1 метр.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Опыт и использование

Первое, на что обращаешь внимание при работе с ним, - это быстрый автофокус. 105mm f/1.4E ED не делает пустых прогонов и не долго «сосредотачивается» на нужном объекте. Это очень помогает при съёмке крупноплановых портретов или beauty-съёмке.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 250, F4.5, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Работая с этим объективом, я столкнулся с проблемой отсутствия системы стабилизации, что меня очень сильно расстроило и прибавило проблем при съёмке в условиях плохой освещённости. При съёмке на выдержках 1/100–1/125 очень тяжело сделать картинку без смаза, дрожание изображения гарантировано. Для комфортной работы с этим объективом нужно ставить выдержку в 2 раза больше критической, то есть 1/250. При такой выдержке смазы при съёмке сводятся к минимуму. Но если у вас крепкие руки или вы снимаете при хорошем освещении, то можно использовать критическую выдержку 1/125. Впрочем, для обладателей многомегапиксельных зеркалок это вряд ли будет открытием. Но мы лучше напомним читателям об этой особенности.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 900, F4, 1/200 с, 105.0 мм экв.

Фокусное расстояние объектива может потребовать привыкания. Да, оно классическое для портретника, но всё же часто требует отходить сравнительно далеко от модели. В то же время для сверхкрупноплановой бьюти-съёмки масштаб может оказаться маловат из-за сравнительно большой дистанции фокусировки в 1 метр. В этом случае придётся плотнее кадрировать снимок уже на этапе обработки.

В нашем ретроспективном тестировании оптики Nikon пришла пора исследовать возможности Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED. Это портретный телевик, которому нет аналогов в арсеналах других фотосистем.

Герой нашего сегодняшнего обзора увидел свет относительно недавно. Его появления с нетерпением ждали поклонники системы, питаясь слухами и недомолвками, и даже теперь, спустя почти 2 года после анонса, интерес к этому инструменту жив и горяч. Приступим к испытанию Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED, начав с его спецификаций.

Технические характеристики

Полное наименование Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED
Байонет Nikon F
Фокусное расстояние 105 мм
Эквивалент фокусного расстояния для формата DX 158 мм
Максимальное значение диафрагмы F1,4
Минимальное значение диафрагмы F16
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 14 элементов в 9 группах, включая 3 линзы из стекла ED и элементы с покрытием Nano Crystal Coat и флюоридным покрытием
Минимальная дистанция фокусировки 1 м
Угол обзора 23°
Максимальное увеличение 0,13×
Диаметр светофильтров ∅82 мм
Привод автофокусировки бесшумный ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor)
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги есть
Размеры (диаметр/длина) ∅94,5/106 мм
Вес 985 г

Из характеристик нас более всего привлекает, конечно же, сверхвысокая светосила. Другие производители не предлагают телевиков с фокусным расстоянием 105 мм и максимальным раскрытием f/1,4, так что нашему герою в буквальном смысле нет альтернатив.

Диафрагма представлена девятью лепестками со скругленными ламелями. Такая конструкция должна способствовать формированию приятной структуры размытия заднего плана (бокэ).

Относительным недостатком объектива можно считать очень значительную минимальную дистанцию фокусировки (1 м) — это может затруднять съемку крупных планов.

Конструкция

Объектив изготовлен добротно и не вызывает сомнений в своей прочности и надежности. Впрочем, это характерно для всех представителей профессиональной линейки Nikon, которые характеризуются наличием золотого кольца на оправе передней линзы.

Перейдем к исследованию Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED в нашей лаборатории.

Лабораторные испытания

Разрешающая способность объектива находится на весьма высоком уровне и достаточно стабильна во всем диапазоне диафрагмирования. При F5,6-F10 разрешение достигает максимального значения в 83%, а при раскрытии от максимального до F2,8 оно держится примерно на уровне 79%, причем как в центре, так и на краю кадра.


Хроматические аберрации практически отсутствуют. При полном раскрытии в некоторых углах наблюдается сильное рассеивание, которое исчезает уже на средних значениях диафрагмы. На снимках можно заметить небольшую подушкообразную дисторсию.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Практическая фотосъемка

Фотографирование в реальных условиях мы производили с камерой Nikon D810. Перед началом работы устанавливали наиболее часто востребованные режимы и параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде RAW-файлов без сжатия, которые впоследствии подвергались «проявке» при помощи Adobe Camera RAW (ACR) с использованием соответствующего профиля объектива для коррекции виньетирования, дисторсии и хроматических аберраций. Полученные изображения преобразовывали в 8-битные JPEG-файлы с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.

Общие впечатления

Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED тяжеловат и крупноват, отличается большим диаметром передней линзы, но со всем этим вполне можно мириться, особенно при учете достоинств этого объектива.

Скорость автофокусировки явно не рекордная, но зато ошибок возникает меньше, чем при использовании близких по светосиле и фокусному расстоянию конкурирующих моделей других систем. К тому же причина этому объективная: за меньшее время приводу не удается сдвинуть и правильно позиционировать фокусировочную группу линз с очень значительной массой.

Студийный портрет

При работе в студии мы использовали от двух до четырех импульсных источников света, экспериментируя с их расположением по отношению к лицу модели и фонам и регулируя мощность импульса вручную. При этом руководствовались показаниями флешметра Sekonic Litemaster Pro L-478D. Во всех случаях по старой привычке использовали ISO 100 и выдержку 1/125 с, хотя можно было бы укоротить ее посильнее, поскольку длительность импульса у источников составляла 1/2000 с.

Первый вариант. Два импульсных софтбокса (сверху-слева и справа). Объектив на максимальном раскрытии (F1,4).


Заметно, что на открытой диафрагме Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED мягковат. При этом рисунок весьма приятен, и если не гоняться за резкостью, то и в подобном случае можно достичь желаемого.

Затем мы установили наш любимый черный фон, изменили расположение софтбоксов и добавили третий источник с сотовым фильтром почти посередине оптической оси. Диафрагму прикрыли до F2,8.


Что ж, полученный результат удовлетворил нас в куда большей степени. Правда, сотовый фильтр создал на лице избыточный контраст, подчеркнул поры на коже и заложил тени и ненужные блики.

Мы пригласили третью модель, вновь изменили конфигурацию осветителей, оставив два боковых, надев софтбокс на передне-центральный и поместив еще один, четвертый, позади модели. Сделали два снимка (см. ниже) при F2,8: с двумя боковыми источниками (слева) и со всеми четырьмя источниками (справа).

Эти портреты, на наш взгляд, удачно иллюстрируют особый «характер» нашего подопечного.

Впрочем, обзор посвящен не специфике студийной работы, а изучению свойств портретного объектива Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED. В этом плане следует заметить, что, согласно нашему мнению, его предпочтительно диафрагмировать до F2,8 и даже сильнее, для того чтобы обеспечить достаточную резкость в сюжетном центре изображения (не говоря уже об обеспечении адекватной глубины резкости, которая может потребовать F4-F5,6).

Посмотрим, как ведет себя наш герой в условиях, когда нельзя воспользоваться дополнительным светом и приходится открывать диафрагму вплоть до максимума.

F1,4; 1/125 c; ISO 180 F1,4; 1/125 с; ISO 640
F1,8; 1/125 c; ISO 720 F2; 1/125 c; ISO 100
F1,4; 1/125 c; ISO 200 F1,4; 1/125 с; ISO 64

Складывается впечатление, что при съемке неживых объектов можно получить вполне годные результаты даже при фотографировании на максимальном раскрытии (первые два кадра). А уж при F1,8 — и подавно, несмотря на то, что хочется все-таки увеличить глубину резкости (третий снимок).

Что же касается фотографирования людей, пусть и со всеми «извиняющими обстоятельствами», характерными для репортажа, то здесь ситуация не столь радужная. Все-таки идеально сфокусироваться автоматика не может, и мы видим нерезкость в значащих зонах, вызванную «непопаданием» в цель (последняя пара фото).

Поэтому в репортаже, который мы снимали на показах верхней одежды и нижнего белья, было решено использовать диафрагмирование до F2,2-F2,8.

F2,2; 1/200 с; ISO 100 F2,8; 1/160 с; ISO 100
F2,8; 1/125 с; ISO 180 F2,8; 1/125 с; ISO 220

На крупных планах диафрагмирование на 1,5-2 ступени позволяет практически исключить брак и значительно увеличить «выход годных» снимков, так как заметно возрастает точность автофокусировки.

Теперь примемся за исследование свойств Nikon AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED при разных значениях диафрагмы.

без профиля с профилем
F1,4
F2
F2,8
F4
F5,6
F8
F11
F16

Резкость в центре кадра высока уже при максимальном раскрытии, но при диафрагмировании на одну ступень (до F2) становится заметно лучше. Она достигает максимума при F5,6—F8, далее понемногу снижается и при F16 в значительной мере утрачивается из-за дифракции.

Полутоновые переходы переданы отлично. Контраст картинки высокий, детали воспроизведены как в ярких, так и в темных областях. Степень размытия фона в выбранном сюжете не достигает желаемых степеней даже при максимальном раскрытии. Для его оценки обратимся к другой серии.

Размытие фона (бокэ)

Автоматическую фокусировку производили по «линии терминатора» (границе света и тени) на покрытом снегом гранитном шаре, заполняющем передний план. Съемка с рук, без штатива.

без профиля с профилем
F1,4
F2
F2,8
F4
F5,6
F8
F11
F16

В целом, сила размытия довольно существенная и по структуре удачная. На максимальном раскрытии заметно, что пятна от световых бликов приобретают форму чечевиц, причем это выражено тем сильнее, чем дальше от центра кадра и ближе к его краю располагается пятно. При F2 бокэ становится весьма приятным, а далее (по мере диафрагмирования) быстро уменьшается по степени выраженности. Уже при F8 оно практически перестает выполнять свою задачу, то есть эффективно отделять объект, находящийся в зоне резкости, от фона. При F16 резкость заметно падает из-за пагубного влияния дифракции.

Приведем серию репортажных фотографий с показа мод. Съемка с рук при значительном раскрытии.

F1,8; 1/125 c; ISO 140 F1,8; 1/125 c; ISO 64
F1,8; 1/125 c; ISO 64 F1,8; 1/125 c; ISO 140

Как видите, раскрытие F1,8 не в состоянии гарантировать беспроблемную съемку: автоматической фокусировке нелегко обеспечить надлежащий результат своей работы в условиях очень малой глубины резкости. Впрочем, не будем капризничать: достигнутое нечасто удается конкурентам даже с меньшей величиной фокусного расстояния.