Общественные объединения создаются гражданами на. Исторические разновидности общественных объединений

Формы общественных объединений

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Развитие общественных объединений служит гарантом построения гражданского общества.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» такого рода некоммерческие организации могут создаваться в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» термин «общественная организация» трактуется более широко, чем в Законе «Об общественных объединениях»: понятие общественной организации практически равнозначно понятию общественного объединения. Общественную организацию целесообразно создавать в тех случаях, когда она может представлять интересы вполне определенного круга лиц, которые могут стать ее членами. В нашей стране широко известны такие общественные организации, как Всероссийское общество инвалидов, Союз журналистов и др.

Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками данного движения. Общественное движение в отличие от общественной организации предполагает массовое участие людей в его деятельности. Одним из классических примеров общественного движения является «Гринпис».

Общественный фонд это не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. В России широко известен, в частности, Детский фонд.

Общественное учреждение это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения. Примерами такого учреждения являются общественная библиотека, общественный театр, спортивная школа и др.

Орган общественной самодеятельности это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы различных социальных проблем, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Примером такой формы общественного объединения может быть студенческий совет в общежитии учебного заведения.

Общественное объединение вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.

Подместным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями, осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Структура общественных объединений весьма разнообразна. Это – политические общественные объединения, молодежные и детские объединения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда и др.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности указанных органов. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политических движений).

Особое место среди общественных объединений занимают молодежные и детские объединения. В Российской Федерации им оказывается государственная поддержка на основе Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

Действие указанного Закона не распространяется на молодежные и детские коммерческие организации; молодежные и детские религиозные организации; на молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами; на молодежные и детские объединения, учреждаемые политическими партиями.

Молодежное общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 30 лет, на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Детское общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Государственная поддержка общероссийских, международных и межрегиональных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

Объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;

Объединение насчитывает не менее 3000 членов, либо заявленный им для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее 3000 детей и (или) молодых граждан.

Еще одним видом общественного объединения является профессиональный союз, представляющий собой добровольное общественное объединение связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности граждан, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Деятельность профсоюзов регулируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 29.06.2004).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Профсоюзы организуют и проводят оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей. Они имеют право участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен и др.

В России значительная часть общественных объединений зарегистрирована местными органами юстиции. Среди них преобладают физкультурно-спортивные, добровольные, культурно-просветительские общества.

Общественные организации не только участвуют в реализации социально значимых проектов, но и создают дополнительные рабочие места. В настоящее время в России общественными организациями охвачено 0,4 млн человек, или 0,7% всех занятых в экономике.

Порядок создания общественного объединения

Порядок создания общественного объединения включает этапы, характерные для создания всех видов некоммерческих организаций.

Общественное объединение образуется по инициативе его учредителей: физических лиц (не менее трех человек) и юридических лиц (общественных объединений). Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается соответствующим федеральным законом.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть отражена в его уставе.

Учредителями, членами и участниками общественного объединения не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:

1) заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;

2) устав общественного объединения в двух экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате регистрационного сбора;

6) документ о предоставлении юридического адреса общественного объединения;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального объединения;

8) при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Общественное объединение (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае оно не приобретает прав юридического лица.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания, ликвидация – по решению этих же органов управления либо в судебном порядке.

Собственность общественного объединения

Общественное объединение как юридическое лицо в форме некоммерческой организации может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе. Общественное объединение также может иметь в собственности учреждения, издательства, средства массовой информации. Они создаются за счет средств объединения исходя из его уставных целей.

Поскольку общественное объединение представляет собой добровольное объединение граждан, то большая часть прав собственности осуществляется ими совместно, на равных отношениях.

Имущество общественного объединения образуется за счет следующих источников:

Вступительных и иных взносов (если их уплата предусмотрена уставом);

Добровольных взносов и пожертвований;

Поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

Доходов от предпринимательской деятельности;

Поступлений от внешнеэкономической деятельности;

Других поступлений.

Необходимо обратить внимание на то, что политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Участники общественного объединения не сохраняют прав на переданное ими этой организации в собственность имущество, включая членские взносы. Они не имеют права собственности на долю имущества общественного объединения. Оно принадлежит исключительно общественному объединению как юридическому лицу. В крупных общественных объединениях его отделения, подразделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

Общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступ к ознакомлению с ним.

Предпринимательская деятельность общественного объединения

Общественные объединения могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Поскольку общественное объединение имеет статус некоммерческой организации, оно не может распределять доход от предпринимательской деятельности между его участниками. Такого рода доход должен быть направлен на достижение уставных или благотворительных целей. По данным Госкомстата России, общественные организации имеют в собственности более 180 предприятий, что составляет 6,3% от общего количества предприятий и организаций.

В развитых государствах огромной социально-экономической и политической значимостью характеризуются общественные объединения. Их сущность может предполагать осуществление самого широкого спектра активностей. Общественные объединения могут выражать интересы как небольшой группы людей, так и огромных по численности социумов. Соответствующие структуры могут вести активности как локальные, так и осуществляемые в мировом масштабе. В России деятельность общественных объединений регулируется на самых разных уровнях источников права. Ключевые правовые положения, имеющие отношение к данной области, закреплены в Конституции РФ. Каковы иные примечательные нюансы работы общественных объединений в РФ? Какие виды ассоциаций могут вести деятельность в России?

Определение термина

Что такое «общественное объединение»? Определение данного термина дается в российском законодательстве. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что под рассматриваемым словосочетанием следует понимать ассоциацию, которая ведет активности на территориях, которые составляют более половины субъектов РФ и обладает структурными подразделениями (например, филиалами и представительствами). В соответствии со статьей 47 данного ФЗ, общественное объединение следует считать международным, если за рубежом присутствует хотя бы одно из его структурных подразделений.

Рассматриваемый термин может трактоваться иными способами. Так, есть точка зрения, по которой под общественным объединением следует понимать добровольное, самоуправляемое, функционирующее на некоммерческих началах формирование, которое создается по инициативе жителей государства, решивших объединиться, исходя из общности интересов.

Классификация общественных объединений

Есть достаточно много оснований для классификации общественных объединений. Таковым может быть характеристика социальной группы, которая соответствующим образом консолидирует свои активности. Например, если это профессиональное сообщество, то оно, скорее всего, будет относиться к категории массовых объединений. Если это любители творчества, то это будет самодеятельный коллектив. Если это сторонники здорового образа жизни, то они, вероятно, будут формировать общественное движение.

К категории массовых принято относить детские, молодежные общественные объединения, религиозные организации, профсоюзы, кооперативы. Другой критерий классификации организаций рассматриваемого типа - масштабы деятельности. Есть местные общественные объединения, работающие в конкретном городе или муниципалитете. Есть региональные, федеральные и международные организации.

Как правило, любое основание для классификации общественных объединений предполагает деление структур на дополнительные группы. Например, если речь идет о профсоюзах, то они могут быть классифицированы по отраслевым признакам, географии деятельности.

Группы интересов и лобби

Весьма интересны такого типа ассоциации, как группы интересов. Дело в том, что они могут не иметь статуса общественного объединения. Более того, соответствующие группы могут функционировать вне каких-либо идеологических ориентиров, органов управления. Их государственная регистрация практически невозможна в силу того, что у подобных ассоциаций обычно не бывает учредителей.

Подобная неопределенность в статусе, с одной стороны, не позволяет подобным структурам рассчитывать на права общественных объединений, с другой - дает возможность вести различные неофициальные активности, если, конечно, они не запрещены законом. Таковым может быть лобби. Есть достаточно много его разновидностей. Есть парламентские и правительственные лобби. Первые могут иметь каналы воздействия на законотворческий процесс, вторые - на исполнительную власть.

В некоторых случаях участниками соответствующих коммуникаций могут быть представители официальных общественных объединений. Но их активности, как правило, ограничены уставом и иными ориентирами, принятыми за основу деятельности. Поэтому чаще всего диалоги с властью в формате лобби осуществляют люди, не имеющие обязательств перед официальными общественными структурами. Но на практике их способность «лоббировать» нужные решения на различных уровнях государственной власти может оказываться существенно выше, чем у объединений, которые носят официальный статус.

Клубы по интересам

Достаточно близкой к группам интересов, занимающихся лобби, формой общественных активностей можно считать клубы. Их основная специфика - в них собираются люди, которые изначально не ставят задач, связанных с коммуникацией с государственными структурами и лоббированием. В клубах по интересам люди общаются, развлекаются, дискутируют, обсуждают какие-либо значимые события. Подобные учреждения чаще всего не имеют официального статуса - как и группы по интересам.

Вместе с тем клубы могут формироваться участниками действующих общественных объединений. Например, профсоюз, с одной стороны, может консолидировать активности IT-специалистов, с другой - становиться базой для организации клуба любителей языка Pascal. Первое направление активностей может включать некие общественно значимые коммуникации, второе - предполагать взаимодействие людей, объединенных общим увлечением. Клубы, безусловно, также могут быть и политическими, но активности в рамках них, как правило, не предполагают коммуникаций с действующими органами власти и партиями. Люди ограничиваются общением на политические темы на досуге, обмениваются мнениями, дискутируют.

Исторические разновидности общественных объединений

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.

В числе таковых можно выделить:

  • антивоенные организации (первые из них появились после Второй мировой войны в целях недопущения появления и распространения в обществе милитаристских идей);
  • национально-освободительные структуры (их деятельность направлена на преодоление наследия колониализма);
  • индустриальные движения (как правило, это профсоюзы работников различных промышленных сфер в развитых странах);
  • экологические ассоциации;
  • детские общественные объединения;
  • молодежные ассоциации;
  • региональные организации (их деятельность может быть направлена на обеспечение сохранности локальных культур, самобытности, социальных принципов, ставших традициями на той или иной территории).

Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.

Социально значимые активности объединений

Как правило, в каждой ассоциации реализуются некие социально значимые активности. Таковыми могут быть:

  • материальная поддержка нуждающихся лиц;
  • психологическая и моральная помощь людям, которые находятся в сложной ситуации;
  • организация образовательных, адаптационных программ для различных категорий граждан;
  • правовая поддержка, предоставление юридических консультаций тем, кто в них нуждается;
  • реабилитационные мероприятия, направленные на поддержку социально незащищенных групп граждан.

Активности общественных объединений необязательно могут быть связаны с предоставлением помощи и поддержки. Часто деятельность соответствующих структур сопряжена с организацией досуга, развлечениями, научной работой, природоохранной деятельностью. Активности общественных объединений также могут быть направлены на профилактику различных негативных социальных явлений.

Социальная функция общественных объединений

Деятельность общественных объединений в любой развитой стране характеризуется высокой значимостью с точки зрения обеспечения стабильности социума и государства в целом. Человек по природе - субъект, ориентированный на социум. Потребности людей в самореализации, как правило, предполагают их активные коммуникации с обществом. Рассматриваемые объединения - один из самых доступных и действенных механизмов взаимодействия человека и общества. Деятельность соответствующих структур полезна также и с точки зрения экономического развития государства. Активности общественных организаций могут быть направлены на улучшение правового регулирования тех или иных сфер хозяйственного развития, на повышение эффективности труда за счет освоения трудящимися новых знаний.

Кто может быть учредителем общественного объединения?

В общем случае учредителем общественного объединения может быть совершеннолетний гражданин либо другое юридическое лицо. Члены и участники ассоциаций, как правило, также должны быть совершеннолетними. Детские общественные объединения могут включать членов и участников в возрасте 8 лет. Тот факт, что гражданин принадлежит какой-либо ассоциации или, наоборот, не входит в какую-либо из них, не может быть основанием для ограничения его прав и свобод, либо предоставления ему со стороны государства льгот и преференций.

Государственная регистрация: устав и иные документы

Объединения рассматриваемого типа, работающие в РФ, должны проходить государственную регистрацию. Каковы нюансы данной процедуры?

Регистрация общественных объединений предполагает, прежде всего, сбор ряда необходимых документов. В числе таковых:

  • заявление, которое должно быть подписано уполномоченным субъектом - в двух экземплярах;
  • устав - в 3-х копиях;
  • выписка из протокола, составленного на учредительном съезде;
  • данные об учредителях - в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие право на пользование теми или иными продуктами интеллектуальной собственности.

Главный источник, используемый при регистрации общественного объединения - устав. В нем излагаются основные сведения, касающиеся специфики работы ассоциации, цели ее создания, идеологические моменты, структура учреждения. Как правило, общественные структуры в своей деятельности придерживаются только тех формулировок, что присутствуют в уставе.

Государство может отказать учреждению в регистрации, если: устав общественного объединения противоречит законам РФ, документы предоставлены не полностью, указанные в заявлении лица не могут быть учредителями структуры, документы недостоверны, наименование создаваемой организации - некорректно.

Если регистрирующий государственные орган отказывает учреждению во внесении сведений о нем в соответствующие реестры, то данное решение должно быть мотивировано в письменном виде. Организация, получившая отказ в регистрации, может обжаловать действия конкретного подразделения компетентного госоргана в вышестоящих структурах либо в суде. Учреждение в любой момент вновь подать заявление на внесение сведений в государственные реестры - если причина, по которой компетентный орган отказал в регистрации организации, устранена (например, необходимые документы собраны в полном комплекте).

Пошлина за регистрацию

Для того чтобы зарегистрировать общественное объединение, нужно уплатить в бюджет предусмотренную законом пошлину. Если речь идет о создании юридического лица, то соответствующий сбор составляет 4 тыс. руб. Государственная регистрация общественных объединений инвалидов, а также структурных подразделений подобных учреждений предполагает уплату пошлины в размере 1400 руб. Изменения, которые могут вноситься в учредительные документы соответствующих организаций, также принимаются регистрирующими органами при условии перечисления сбора государству - в размере 100 руб. Аналогичное действие для юрлиц, а также ликвидация подобных структур предполагает уплату госпошлины в размере 800 руб.

Законное право на объединение

Рассмотрев то, что такое общественное объединение, а также изучив основные сведения, касающиеся регистрации подобных структур, исследуем подробнее то, как раскрывается сущность соответствующих ассоциаций в различных источниках права. Начнем с главного закона Российского государства - Конституции.

В соответствии со статьей 30 данного источника права, каждый гражданин РФ имеет право объединяться с другими. Подобная преференция предполагает создание на добровольной основе различных общественных объединений с целью обеспечения защиты интересов и достижения целей. Граждане РФ также имеют право вступать в существующие ассоциации, равно как и выходить из них. Общественные объединения и организации могут создаваться в России без согласования с органами власти.

Профсоюзы

Рассмотрим теперь некоторые разновидности ассоциаций, предусмотренных российским законодательством. В числе таковых - профсоюзы. Данные формы общественных объединений создаются гражданами, которые обнаруживают общность интересов в части профессиональной деятельности. Профсоюзы регистрируются с целью обеспечения представительства участников в тех или иных правоотношениях, а также защиты их интересов и прав.

Создавать соответствующие общественные структуры могут граждане в возрасте от 14 лет, если они трудоустроены. Профсоюзы призваны не только защищать экономические интересы трудящихся. Их роль также заключается в решении социальных и политических задач - например, в части обеспечения занятости, своевременной выплаты государственных пособий, законотворческой политики в сфере трудовых правоотношений.

Методы профсоюзов могут быть самыми разными. Так, активности соответствующих структур могут заключаться в ведении переговоров, проведении встреч, мирных митингов. Но в некоторых случаях руководства профсоюзов организуют забастовки, манифестации, различные акты неповиновения власти. Закон об общественных объединениях РФ гарантирует независимость профсоюзов от решений органов власти, позиции работодателей, партий и иных структур. Вмешательство каких-либо субъектов в деятельность профсоюзов не допускается.

Политические партии

Если рассматривать иные распространенные виды общественных объединений, то стоит, конечно же, изучить специфику политических партий. Подобные структуры создаются с целью обеспечения участия граждан РФ в управлении государством посредством выражения политической воли, участия в различных акциях, демократических процедурах.

Политические партии призваны представлять интересы жителей страны в органах власти. Статус общественных объединений соответствующего типа, как правило, предполагает формирование депутатских списков на выборах. Членом партии может быть совершеннолетний гражданин РФ. Вступление в соответствующие структуры - добровольное, выход - тоже. Однако гражданин может быть в составе только одной партии.

Признаки политических партий

Политические партии как отдельная разновидность общественных объединений имеют ряд признаков. Прежде всего, это автономия - прослеживаемая как в юридическом контексте, так и идеологии. Общественно-политические объединения, как правило, формируются людьми, для которых близки определенные идеологические убеждения, несхожие с теми, что составляют идейную основу работы иных ассоциаций.

Деятельность политических партий не связана с коммерческой сферой. Активности соответствующих объединений базируются на гласности, открытости, выражении мнений и позиций публично. В большинстве случаев создавать политические партии могут только граждане той страны, в которой объединение будет взаимодействовать с государственной властью. То же самое касается и членства в соответствующих организациях. Но в некоторых странах закон об общественных объединениях позволяет вступать в партии гражданам других государств.

Механизмы формирования партий

Основной механизм, в рамках которого осуществляется создание партии - созыв учредительного собрания. На нем должно присутствовать минимальное количество граждан, которые имеют право на вступление в соответствующее политическое объединение. В большинстве европейских государств данный показатель - несколько десятков человек. В ряде случаев учреждение партии должно осуществляться особой комиссией. Ее численность может быть существенно меньше, чем в случае с учредительным собранием.

При первом сценарии предполагается избрание главы партии, а также ее секретаря, формируется протокол о создании ассоциации. Одновременно с ним, как правило, принимается устав организации, включающий основные программные положения, которых будет придерживаться партия в ходе политической деятельности. В России соответствующие объединения должны регистрироваться, но во многих зарубежных странах подобная процедура не обязательна.

Некоммерческие организации

Изучим иные виды общественных объединений. Полезно будет изучить сущность некоммерческих организаций. Их принципиальное отличие от политических партий в том, что учреждение подобных структур не предполагает участия граждан в управлении государством. Несхожесть НКО с профсоюзами в том, что в ряды первых могут вступать люди, не трудоустроенные где-либо, а также не преследующие достижения целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Главная мотивация учредителей НКО - защита интересов конкретных социальных групп. При этом в некоторых случаях активности некоммерческих организаций могут быть связаны с политикой. НКО можно классифицировать на несколько разновидностей: организации, объединения, а также учреждения самодеятельности.

Особенности работы общественных объединений за рубежом

Изучим то, какова специфика активностей общественных объединений за рубежом. Говоря о профсоюзах, можно отметить, что их деятельность в России и западных странах схожа. Деятельность общественных объединений соответствующего типа предполагает защиту интересов рабочих и служащих тех или иных отраслей. При этом практическое влияние профсоюзов в западных странах на органы власти может быть более выраженным, чем в России. Так, довольно часто в других государствах принимаются законы или поправки в них именно как результат деятельности профессиональных организаций.

В западных странах значимую социальную роль играют также предпринимательские объединения - такие как, например, союзы работодателей либо коммерческие ассоциации. Их влияние прослеживается также и на уровне коммуникаций с государственными структурами власти. Подобные объединения могут иметь сильное парламентское лобби. Участие общественных объединений на Западе также имеет большое значение в сельскохозяйственной сфере. Создаются фермерские союзы, также способные влиять на законотворческий и административный процессы.

Общественные объединения -- это установленный законом добровольный союз граждан, которые имеют общие интересы, духовные и другие нематериальные потребности. Учреждать, становиться членами и участниками таких объединений не могут органы, представляющие государственную власть, и органы, осуществляющие местное самоуправление.

Право учреждать общественные объединения получают как юридические лица, представляющие разные общественные объединения, так и физические, которые, созвав собрание или съезд, избирают руководящие, контролирующие и ревизионные органы, а также утверждают устав. Членами такого объединения могут стать на добровольных началах другие общественные союзы, физические лица, подавшие заявление или оформившие другие необходимые документы. Свободу объединения гарантирует принцип добровольности в учреждении и деятельности, которой занимаются общественные объединения . Никого из граждан нельзя принудить как к вступлению в эти организации, так и к пребыванию в них.

Гражданам также предоставлены следующие права в создании общественных объединений:

Учреждать их без получения предварительных разрешений местных и государственных органов;

Вступать в них при соблюдении принятого устава.

Созданные общественные объединения можно регистрировать, при этом получив права, предоставляемые юридическому лицу, а можно функционировать и без регистрации, при этом не являться юридическим лицом.

Формы общественных объединений -- организационные и правовые

Сегодня представлены такими правовыми и организационными формами:

общественные

учреждение

организация

движение

орган самодеятельности.

В качестве объединений выступают такие формы, как и движение.

Какие общественные объединения функционируют в РФ

Созданы и действуют на сегодняшний день такие общественные объединения России , которые представлены местными, региональными, межрегиональными и общероссийскими объединениями.

Общероссийские объединения осуществляют работу на территории, принадлежащей более чем половине субъектов РФ, и создали там представительства, филиалы, отделения или организации.

Межрегиональными являются такие объединения, которые работают на территории, принадлежащей менее чем половине субъектов федерации, и открыли там представительства, филиалы, отделения или организации.

Региональными считаются общественные объединения, выполняющие свои функции на территории одного из субъектов РФ.

Местными объединениями являются те, деятельность которых распространяется в рамках территории, подчиненной органам, осуществляющим местное самоуправление.

На основе чего стоятся объединений и государственной власти

От того, в каких взаимоотношениях пребывают , зависит уровеньдемократичности власти. Если общественным объединениям обеспечено свободное функционирование, самостоятельность и государственные органы сотрудничают с ними, такое государство можно считать демократическим.

Отношения между государством и общественными объединениями характеризируется двусторонним сотрудничеством. С одной стороны, государством устанавливаются права, предоставленные общественным объединениям, рамки их деятельности и полномочий. В свою очередь объединения принимают участие в жизни государства, определяя его политику и контролируя работу различных органов. в РФ - активные участники выборных кампаний, они также занимаются организацией и проведением демонстраций, митингов, уличных шествий.

Выделяется три ключевых направления, в которых сотрудничают государство и общественные объединения :

1) государство предоставляет общественным объединениям информацию о состоянии дел в различных областях общественной жизни, а также о тех решениях, которые принимаются государственными органами;

2) сотрудничество государства и объединений в принятии решений, касающихся охраны здоровья, окружающей среды, труда, общественного порядка, памятников истории, архитектуры и культуры и под.;

3) совместная деятельность в области правотворчества и законотворчества.

Функционирование общественных организаций может быть приостановлено в результате самороспуска или в связи с решением суда.

До середины 1990-х годов в Российской Федерация не было закона об общественных объединениях. 18 декабря 1991 г. для восполнения правового вакуума было принято Постановление Верховного совета РСФСР «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем отмечалось, что соответствующий закон СССР 1990 г. применяется в РСФСР постольку, поскольку не противоречит российскому законодательству и нормам международного права. Постановление предусматривало регистрацию не факта создания общественных объединений, а лишь их уставных документов, а также отменило регистрацию профсоюзов, которая предусматривалась союзным законом 1 .

Однако распад СССР и радикальные социально-экономические преобразования, начавшиеся в России с 1992 г., потребовали разработки нового законодательства. Конституция РФ (1993) закрепила право граждан на объединение, которое является одним из фундаментальных прав человека и закреплено во многих международных документах, ратифицированных Российской Федерацией: Всеобщей декларации прав человека (1965), Международном пакте о гражданских и политических правах (1986), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1989) и др.

В середине 1990-х годов был принят целый пакет законодательных актов, определяющих правовое положение общественных объединений в новой России. Среди них федеральные законы - «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), «О некоммерческих организациях» (1995), Указ Президента РФ «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. и др. Всего во второй половине 1990-х годов действующее законодательство включало более 200 нормативных актов, затрагивающих деятельность общественных объединений только на федеральном уровне.

Базовым нормативно-правовым актом, лежащим в основе последующего законодательства в этой сфере, явился Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., который отменил действие закона СССР 1990 г. Согласно ему общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Такая формулировка позволяла гражданам самостоятельно выбирать вид социальной активности. Однако данный закон распространяется не на все объединения, созданные по инициативе граждан в качестве некоммерческих. К таковым относятся религиозные организации, которые действуют на основании Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), а также некоммерческие союзы (ассоциации), создаваемые коммерческими организациями типа Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации крестьянских хозяйств, Союза предпринимателей и арендаторов Российской Федерации и т.д.

Подобные объединения существовали и в дореволюционной России, большое распространение они имеют и в настоящее время в большинстве развитых стран. Закон не распространяется также на органы территориального общественного самоуправления (домовые и уличные комитеты, комитеты микрорайонов и т.п.), которые в настоящее время входят в систему власти местного самоуправления. К общественным объединениям отнесены только такие формирования, которые имеют в своей основе общий политический и социально-культурный интерес.

Новое законодательство сняло ограничения в регистрации общественных объединений, установленные законом СССР 1990 г., и отменило обязательность регистрации. В последнем случае общественное объединение не приобретает прав юридического лица, то есть не может иметь свой бланк, печать, расчетный счет в банке, выступать истцом и ответчиком в суде, обладать собственностью, учреждать средства массовой информации и др. Однако государственная регистрация является не только средством приобретения дополнительных прав. Она позволяет также официально заявить государству о своем существовании и своих целях, официально участвовать в политикогосударственных мероприятиях - выборах депутатов и должностных лиц, предвыборной агитации, создании фракций в представительных органах и т.д.

Без государственной регистрации общественные объединения были не вправе заниматься такой деятельностью. Регистрация дает право на государственную защиту имущественных прав и интересов общественного объединения, а также на защиту от незаконного вмешательства в его деятельность государственных органов и других физических и юридических лиц. В силу указанных причин большинство объединений предпочитает регистрироваться, однако имеются примеры общественно значимых формирований, созданных без образования юридического лица. К таковым относится, например, Национальный антикоррупционный комитет, созданный в 1999 г. в целях объединения сил гражданского общества для противодействия коррупции, куда вошли многие известные депутаты, писатели, адвокаты, политики.

В законе определены случаи, когда объединению может быть отказано в регистрации, однако решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке. Государственная регистрация общественных объединений всех уровней была возложена на органы юстиции. До 2004 г. ее осуществляло Министерство юстиции РФ, а также министерства, управления (отделы) юстиции субъектов Федерации, а с 2004 г. по 2008 г. эту функцию выполняла подчиненная Минюсту России Федеральная регистрационная служба и ее органы. С 2008 года государственная регистрация вновь возложена на органы юстиции. В то же время большая часть некоммерческих формирований проходит регистрацию только в налоговых органах.

Важное значение для организационного оформления общественного движения имело установление единых организационно-правовых форм, в которых могли создаваться и действовать общественные объединения. Первоначально таких форм было пять - общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности, а с 2001 г. к ним прибавилась шестая - политическая партия.

Как видно из приведенной классификации, общественная организация - лишь одна из форм общественного объединения. Она основана на фиксированном членстве, и в этом ее главное отличие от других форм объединений. Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения в соответствии с уставом организации. В форме общественной организации функционируют политические партии и профсоюзы. Такую же форму имеет большинство ныне действующих объединений, основанных еще в дореволюционный и советский периоды: Российское общество Красного Креста, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Всероссийское общество охраны природы, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, Вольное экономическое общество, Московское общество испытателей природы и многие др. В форме общественных организаций действуют многие созданные в 1990-е годы ветеранские (Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ) и профессиональные объединения (Гильдия актеров кино, Российское общество историков-архивистов).

Новой формой общественных объединений стали общественные движения, которые появились и были особенно популярны в годы перестройки. Общественное движение - это массовое общественное объединение, которое состоит из участников и не имеет фиксированного членства и численных границ. Между его участниками отсутствует постоянная организационная связь. Общественное движение преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели. Формами его проявления являются митинги, демонстрации, обращения, шествия, которые носят публичный характер. На них может присутствовать любой человек. На первом этапе демократических преобразований важную роль сыграло движение «Демократическая Россия». В значительной степени оно повлияло на обновление депутатского корпуса, рыночные преобразования в стране, избрание Б.Н. Ельцина Президентом России и т.п. В избирательной кампании 1993 г. влиятельной силой выступило движение «Выбор России». В форме движения действовали многие известные объединения: «Демократический союз» во главе с В. Новодворской, «За права человека» Л. Пономарева, «Детство без наркотиков», «Женщины России», «Российское объединение избирателей» и др. Форма движения весьма популярна у политиков, предлагающих свои пути развития страны, например, «Российское движение демократических реформ» Г. Попова, «Выбор России» Е. Гайдара, «Наш дом - Россия» В. Черномырдина, «Конгресс русских общин» Ю. Скокова и А. Лебедя, «Народовластие» А. Тулеева, «Объединенный гражданский фронт» Г. Каспарова, «Солидарность» Б. Немцова и др.

Высшим руководящим органом общественной организации и общественного движения является съезд или общее собрание членов. Он избирает постоянно действующий руководящий орган (совет, правление, президиум, исполком и т.п.), который является коллегиальным и подотчетен съезду или общему собранию.

Общественные объединения могут образовываться в форме фондов. В зависимости оттого, кто их создает, различаются государственные (Пенсионный фонд, Федеральный фонд страховой медицины ит.п.), корпоративные, частные, общественно-государственные, общественные и другие фонды. Общественный фонд представляет собой один из видов некоммерческих фондов. Он, как и общественное движение, не имеет членства, а отличается своей целью, которая состоит в накоплении средств на общественно полезные цели на основе добровольных взносов и иных поступлений. Первые общественные фонды появились в США в 1915 г. Использовалась эта форма и в России. Так, в советский период при творческих союзах были созданы соответствующие фонды (Литературный, Архитектурный, Музыкальный, Художественный и др.), которые осуществляли материальнобытовое и культурное обслуживание членов союзов, а также содействовали творческой деятельности мастеров искусств. Однако средства этих фондов пополнялись из государственного бюджета, а также за счет принудительных отчислений учреждений и предприятий.

Особой популярностью фонды пользовались в 1990-е годы, что объяснялось рядом причин. Во-первых, сравнительной легкостью их регистрации, во-вторых, трудностью проверки расходования средств из-за несовершенства законодательства. Только в Петербурге в 1996 г. насчитывалось около 50 различных общественных фондов 1 . И до сих пор общественные фонды часто находятся в центре внимания правоохранительных органов. Так, в Москве только в 2003 г. было заведено два уголовных дела в отношении общественных фондов 2 .

У каждого фонда должны быть учредители, управляющие имуществом и попечительский совет, который осуществляет контроль за целесообразностью расходования средств. Большинство российских фондов создавалось бедными людьми, у которых изначально не было средств, и они целиком зависели от пожертвований. Вместе с тем фондам, как и другим общественным объединениям, предоставлено право самим зарабатывать деньги, однако таких было и остается немного, а большинство находится в роли просителей, поэтому деятельность многих фондов оказывается малоэффективной. Среди наиболее крупных и значимых, созданных в постсоветский период, можно назвать Горбачев-фонд (1992), Фонд развития парламентаризма в России (1994), Российский общественный фонд инвалидов, «Информатика для демократии» (1997) и другие. В разных районах Москвы работают общественные фонды социальной защиты населения.

Еще одной формой общественного объединения, весьма развитой в дореволюционной России, является общественное учреждение. Оно также не имеет членства, а отличается целью, которая состоит в оказании различного вида социально-культурных услуг (образовательных, информационных, юридических и т.п.), отвечающих интересам участников. Как правило, учредителями общественных учреждений (институт, клуб, академия, центр и т.п.) выступают общественные организации или фонды, которые через них реализуют накопленные средства и оказывают услуги гражданам. В Российской империи к 1861 г. существовало 768 благотворительных заведений самой разной направленности (сиротские и воспитательные дома, училища, фельд-

См.: Общественные объединения и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия. М., 1997. С. 82.

АиФ-Москва. 2003. № 21. С. 1.

терские школы, больницы, дома умалишенных, богадельни, инвалидные дома и т.п.), которые существовали как на средства местного бюджета, так и на общественные пожертвования. К 1902 г. их насчитывалось уже 6278. Под эгидой благотворительных обществ на частные средства содержалось почти 1900 детских учреждений .

В настоящее время эта форма не столь популярна. Среди действующих можно назвать Российский общественный институт избирательного права, Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, «Общество и право» - региональное общественное учреждение, Общественный научный центр гуманитарных проблем, Общественная академия «Шаг в будущее» (Якутск), а также различные местные общественные учреждения по оказанию социальных услуг населению. Управление общественными учреждениями и их имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями.

Орган общественной самодеятельности представляет собой общественное объединение, не имеющее членства, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. В советский период их не относили к общественным объединениям, хотя численность их была достаточно велика. Такими органами были товарищеские суды, народные дружины, кассы взаимопомощи и т.п., а также органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые и иные комитеты). В настоящее время к органам общественной самодеятельности относятся только структуры при учреждениях: советы школ, родительские комитеты, библиотечные советы и т.п., которые имеют общий социально-культурный интерес . Особенностью названных объединений является то, что они не имеют над собой вышестоящих органов и организаций. Кроме того, орган общественной самодеятельности не может быть общероссийским или международным объединением, поскольку сфера его деятельности ограничена социальными проблемами, возникающими у граждан по месту жительства, работы или учебы.

И, наконец, шестой формой общественного объединения является политическая партия. Это особый вид общественного объединения, правовое положение которого регулируется специальным Законом «О политических партиях», принятом в 2001 г., о котором речь пойдет ниже.

Таким образом, современное российское законодательство предусматривает шесть организационно-правовых форм общественных объединений, в которых они могут создаваться. Однако на практике существуют формирования, основанные на любительстве и удовлетворении личного интереса граждан. Для таких объединений характерна слабость внутренних связей и отсутствие государственной регистрации. Речь идет о кружках, клубах, центрах, которые в советские времена нередко называли «неформальными объединениями». К ним относятся, например, клубы спортивных болельщиков, самодеятельной песни, любителей старины, трезвости, фантастики, кружки художественной самодеятельности, центры досуга, художественного творчества и др. Такие формирования являются общественными объединениями в том случае, если они провели организационные учредительные мероприятия и приняли соответствующие учредительные документы, хотя при этом они имеют право не регистрироваться. Если же эти условия не соблюдены, то они в прямом смысле слова остаются неформальными, т.е. не оформленными группами людей .

Из вышесказанного следует, что общественные объединения различаются по характеру членства. В одних - оно фиксированное (общественные организации, политические партии, профсоюзы), в других - нефиксированное (общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности). Все общественные объединения независимо от их организационной формы должны иметь устав, который является основополагающим документом и регулирует вопросы их внутренней жизни. В нем формулируются цель и задачи объединения, определяется его структура, устанавливаются права и обязанности членов, условия вступления и выхода, порядок создания руководящих органов и другие вопросы организационного устройства.

Общественные формирования могут объединяться - создавать союзы (Союз молодежных организаций России, Союз комитетов солдатских матерей России и т.п.) или ассоциации (Российская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов и т.п.). При этом принимается устав или учредительный договор союза или ассоциации и создается новое общественное объединение.

Общественные объединения различаются также по территориальной сфере деятельности, в соответствии с которой они делятся на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

К общероссийским относятся такие объединения, которые осуществляют свою деятельность в более чем половине субъектов Федерации и имеют там свои структурные подразделения (организации,

отделения, филиалы, представительства). Всероссийский статус имеет большинство организаций, основанных в советский период и имевших разветвленную структуру на местах: Всероссийское общество охраны природы, Российское общество Красного Креста, Российский фонд мира, Литфонд России и др. Из новых объединений можно назвать Российское дворянское собрание (1990), Российское общество историков-архивистов (1990), Общероссийское объединение корейцев, общественно-политическое движение «Духовное наследие», «Союз борьбы за народную трезвость» (2000) и др. Число объединений всероссийского масштаба росло главным образом за счет ветеранских организаций, активное формирование которых происходило в 1990-е годы. Особенно много их было образовано бывшими сотрудниками силовых ведомств, численность которых к 2008 г. составляла 6 млн человек . Кроме них, активно создавались всероссийские спортивные федерации по новым видам спорта, а также союзы ветеранов спорта и т.п.

Межрегиональные общественные объединения осуществляют деятельность на территории менее половины субъектов Федерации и имеют там свои подразделения. К ним относятся, например, общественное движение «Детство без наркотиков», Совет попечителей бездомных животных, крупнейшая благотворительная организация «Открытая Россия»(2001) и др. Региональными общественными объединениями считаются такие, чья деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации. Например, Московская Хельсинкская группа, Московский союз литераторов, Экологическая вахта Сахалина (1997), благотворительное общество «Невский ангел», региональный общественный фонд «Информатика для демократии» и т.п.

Уместным общественным объединениям относятся те, чья деятельность осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. Например, Объединение воинов-интернационалистов района «Хамовники» (Москва), Совет ветеранов войны и труда района «Перово» (Москва), Объединение автомобилистов Северо-Западного административного округа Москвы, Одинцовская районная общественная организация «Общество по защите прав потребителей» (г. Одинцово Московской обл.), общественное объединение «Русь» (Уфа), «Фонд Дьячкова» (Тольятти) и т.п.

Общественные организации занимают очень важное место как в политической системе страны, так и в обеспечении независимости её жителей. Каждый человек в России имеет право основать общественное объединение любого вида, исключением не является и профессиональный союз для защиты интересов.

Это право установлено в Конституции РФ, статья 30. Россия - страна, имеющая демократический государственный режим, поэтому свобода общественных организаций и союзов гарантирована. Никто не вправе заставлять человека вступать в организацию, это происходит исключительно по воле самого гражданина.

Создавая общественные организации, люди могут не ждать согласия органов государственной власти. Такие организации можно регистрировать, в этом случае они получат статус юридического лица. Однако процесс государственной регистрации не обязателен, объединения могут существовать и без него.

Выделяют различные виды общественных организаций: спортивные объединения, массовые движения, профсоюзы, политические партии, научные ассоциации, союзы молодёжи и инвалидов, творческие объединения и др. Для начала нужно разобраться в понятии «общественная организация».

Что такое общественное объединение?

Данный термин означает добровольное некоммерческое формирование, основанное по инициативе людей, которые объединились для достижения общих целей. На данный момент деятельность такого рода организаций координирует Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года.

Другими словами, общественная организация - это союз людей, созданный на основе их интересов и на принципе добровольного членства. У такого рода организаций есть свои ограничения:

  • нельзя организовывать вооружённые объединения;
  • необходимо соблюдать законодательство РФ;
  • не нарушать территориальное единство государства.

К признакам объединений можно отнести добровольность, действие строго в соответствии с уставом и некоммерческий характер. В современных условиях получил большую популярность такой союз, как общественная организация. очень интересны историкам и политикам.

Организационно-правовые формы общественных объединений

Согласно одной из статей Федерального закона «Об общественных объединениях» выделяют следующие типы таких организаций, которые могут основываться согласно правовым формам:

  • общественное движение - объединение, основанное для достижения политических и социальных целей. Участники общественного движения не имеют членства;
  • общественный фонд - один из типов некоммерческих объединений, участники которого не имеют членства. Основной целью данного объединения является создание имущества, основывающееся на добровольных взносах и других поступлениях, не противоречащих законодательству страны;
  • общественное учреждение - союз, также не имеющий членства, основной его целью выделяют предоставление определённых услуг;
  • орган общественной самодеятельности - ассоциация, участники которой не имеют членства. Основной целью органа является решение определённого рода проблем, которые возникают у людей по месту жительства и учёбы;
  • политическая партия - участвующая в формировании органов власти и выражающая политическую волю членов общественная организация.

Классификация общественных объединений

Помимо союзов, которые отличаются правовой формой, есть ещё и другие особенности их классификации. Основные виды общественных организаций были указаны выше. Сейчас будут рассмотрены иные типы и формы такого рода организаций. Виды общественных организаций, объединений в соответствии со степенью участия в борьбе за власть:

  • имеющие неполитическую направленность, т. е. не ставят цель являться участником борьбы за власть и не пытаются внести изменения в в стране;
  • имеющие политическую направленность, т. е. те объединения, которые являются активными участниками борьбы за власть и используют для этого определённые средства.

В соответствии отношения объединений к настоящему строю:

  • консервативные;
  • реформистские;
  • революционные;
  • контрреволюционные.

Виды общественных организаций РФ по методам действия:

  • легальные;
  • нелегальные;
  • формальные;
  • неформальные.

И, наконец, по масштабам деятельности выделяют следующие объединения:

  • международные;
  • региональные;
  • локального характера.

Обязанности и функции общественных организаций

Чем должны заниматься общественные организации? Виды, функции данных объединений, несмотря на кажущуюся простоту, не раз вызывали сомнения и споры. Обязанности и функции - это немного разные понятия. Для начала нужно рассмотреть обязанности общественных организаций:

  • основной является следование законодательству РФ, а также общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • ежегодно отдавать в публикацию отчёт об имуществе или предоставлять доступ к нему;
  • каждый год информировать государственные органы о намерении продолжить свою деятельность, здесь необходимо указать учредителей объединения, а также адрес постоянного нахождения;
  • предоставлять органам власти право ознакомления с уставом организации;
  • сообщать о получении и использовании денежных средств от иностранных организаций.

Теперь нужно перейти к рассмотрению функций общественных организаций:

  • ориентация человека на конкретные цели, то есть социализация и мобилизация;
  • включение людей в систему политики путём сотрудничества или конфликта;
  • создание новых нетрадиционных политических структур;
  • представительство социальных интересов.

Основные виды деятельности общественной организации

Как уже было отмечено, в общественное объединение вступают на добровольной основе, и, исходя из этого факта, можно сделать вывод, что деятельность организаций направлена на их совершенствование и процветание. Руководящие органы основываются здесь с помощью выборов. Деятельность общественной организации может быть полезна не только для своих участников, но и для других людей, которые не являются членами организации.

Виды общественных организаций играют основную роль в постановке задач объединений. Есть несколько типов задач, которые определяют направленность организации. Общественные ассоциации могут служить интересам предпринимателей и коммерческих организаций, работников и служащих, а также продвигать идеи религиозных, политических и прочих организаций.

Виды деятельности общественных организаций выделяют в зависимости от типа объединения. К деятельности предпринимательских и профессиональных организаций можно отнести работу по продвижению интересов как членов коммерческих объединений, так и обычных сотрудников.

К видам деятельности профсоюзов относятся:

  • деятельность по защите интересов работников и членов объединения;
  • деятельность организаций, члены которой заинтересованы в защите своих интересов по проблемам заработной платы и условий труда;
  • другие действия профсоюзов различных организаций, которые созданы по отраслевому или структурному признаку.

Деятельность прочих объединений включает в себя действия всех организаций (помимо предпринимательских и профсоюзов), которые защищают интересы участников. Виды деятельности общественных организаций, включённых в такую группу, представлены ниже:

  • деятельность религиозных объединений, которая состоит в распространении веры и совместного её исповедания;
  • действия политических партий, движений, объединений, основной целью которых является формирование мнения людей путём распространения информации;
  • деятельность неполитических организаций, которые также формируют мнения людей, но с помощью просветительских действий, сбора необходимых средств и т. д.;
  • действия групп творческого направления, например, клубы книголюбов, исторические кружки, музыкальные и художественные объединения;
  • деятельность различных союзов автолюбителей, потребителей, знакомств;
  • деятельность патриотических объединений, союзов по защите социальных групп.

Некоммерческие организации

Такого рода объединение может быть создано для решения проблем образования, здравоохранения, науки и культуры. Некоммерческая организация - это объединение, участники которого не имеют членства, основанная на добровольных взносах граждан и юридических лиц. Разнообразных типов таких организаций огромное количество, здесь будут рассмотрены самые основные. Виды некоммерческих общественных организаций:

  1. Фонд. Это наиболее распространённая форма некоммерческого объединения. Его цель состоит в решении социальных, культурных или других проблем путём сбора имущественных взносов. Фонд имеет свои особенности, которые отличают его от других организаций такого типа. Здесь нет членства, а значит, участники данной организации не могут управлять фондом. Это объединение является собственником своего имущества, а его руководящие органы не несут ответственности по его задолженностям.
  2. Благотворительный фонд. Это организация, созданная с целью сбора имущественных взносов для осуществления благотворительности. Такого рода фонд имеет устав, регламентирующий его деятельность. Как правило, благотворительный фонд находит спонсора, и он становится его учредителем. Это может быть как государство или предприятие, так и любое физическое лицо. Если такого спонсора нет, фонд сам зарабатывает деньги различными способами.
  3. Союз некоммерческая организация, основанная путём объединения нескольких юридических лиц. Согласно законодательству РФ, союз исключает одновременное нахождение коммерческих и некоммерческих организаций. Ассоциации создаются для представления интересов компаний и для координации их деятельности.
  4. Потребительский кооператив. Он представляет собой ассоциацию граждан и (или) юридических лиц на добровольной основе, главной целью которой является удовлетворение различных потребностей своих пайщиков. Пайщиками называют людей, которые сделали и являются участниками объединения. В качестве пайщиков потребительского кооператива могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица.
  5. союз людей, который был основан с целью совместного вероисповедания и его распространения. К признакам религиозного объединения можно отнести обучение своих последователей, совершение богослужения, вероисповедание. Участниками такого союза могут являться только физические лица.

Общественное объединение труда

Эта кооперация представляет собой союз людей, которые объединились для получения необходимого продукта производства с помощью совместных усилий. Чаще всего общественная организация труда имеет два направления: правовое и техническое. Право призвано регулировать общественные отношения в процессе труда. Техническое направление состоит в правилах работы над необходимым продуктом.

В настоящее время почти не встречаются различные виды такой организации в чистом виде, так как все типы объединений труда относятся к истории. Виды общественной организации труда:

  • первобытно-общинный;
  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • капиталистический;
  • социалистический.

Как уже было отмечено, эти все типы являются формальными и практически не встречаются в современном мире.

Физкультурно-спортивные организации

Данные объединения могут относиться как к типу некоммерческих организаций, так и к типу коммерческих. Эти организации призваны развивать физкультуру и спорт среди различных групп людей, создавать все необходимые условия для укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, обеспечивать принадлежностями, которые необходимы для тренировок.

Из-за ухудшения здоровья граждан в последнее время физкультурно-спортивные организации стали очень популярны. Они смогут поднять уровень физической культуры людей, а вместе с ним и здоровье.

Коммерческие объединения такого типа выделяют в качестве основной цели получение прибыли и могут создаваться в товариществ, унитарных предприятий и т. д.

Некоммерческие объединения не ставят цель поучения прибыли. Прежде всего, они призваны для удовлетворения потребностей граждан. Доход, который имеет такая организация, не распределяется между её членами, а идёт на выполнение необходимых задач.

Виды общественных спортивных организаций достаточно разнообразны. Среди них:

  • спортивные клубы, которые функционируют на самостоятельной основе в различных учреждениях;
  • детские спортивные школы, находящиеся в ведении государственных органов;
  • научные объединения в области физкультуры и спорта;
  • общероссийские физкультурно-спортивные организации;
  • Олимпийский комитет страны.

Общественно-политические организации

Особенностью таких объединений является то, что они не относятся к государственным организациям, но в той или иной степени принадлежат к политической системе страны. Это могут быть как организации, оказывающее прямое влияние на политические решения в стране, так и объединения, не имеющие строгой организованности и структуры.

Главной целью таких объединений является воздействие на власть, однако, как правило, общественно-политическая организация власти, как таковой, не добивается. Основными принципами общественно-политического объединения являются добровольность и солидарность членов. Существует огромная классификация таких объединений. Здесь будут рассмотрены основные виды общественно-политических организаций.

В соответствии с отношением к существующему строю:

  • консервативные;
  • либеральные;
  • революционные.

По степени организации:

  • слабоорганизованные;
  • высокоорганизованные;
  • стихийные;
  • разрозненные.

По масштабам действия:

  • международные;
  • региональные;
  • республиканские;
  • местные.

Государственные общественные организации

Такие объединения не являются самыми популярными и существуют в малом количестве. Виды государственных общественных организаций представлены ниже.

Организация, которая не имеет членства, и создаётся Российской Федерацией на основании имущественного взноса. Целью является выполнение общественно полезных функций. Государственная корпорация создаётся в соответствии с Федеральным законом, и всё имущество находится в её собственности. Эта организация использует своё имущество в благих целях, определённых законом.

Бюджетное учреждение - организация, основанная органами государственной власти для достижения социально-культурных, научно-технических и иных целей. Деятельность данной организации финансируется из соответствующего бюджета.

Заключение

Виды общественных организаций включают в себя огромное количество различных объединений, и каждое из них имеет свои какие-то особенности, преимущества и недостатки. Но все организации имеют одинаковые принципы создания, среди которых выделяют: добровольность, равенство перед законом, легальность, общедоступность информации, гласность деятельности, самоуправление.