ВВС Франции. Авиация Франции

Авиация во второй мировой войне. Самолеты Франции. Часть 1 Котельников Владимир Ростиславович

Блок MB.174

В годы, непосредственно предшествовавшие Второй мировой войне, французская авиапромышленность создала целый ряд элегантных добротно сделанных и продуманно – целесообразных бомбардировщиков, опровергавших широко распространенное мнение, что во Франции тогда ценили красоту во всем, кроме боевых самолетов. К сожалению, последующие события отказали им в долгой и отмеченной победами карьере, которую они несомненно заслуживали. В период боев во Франции в 1940 г. этих машин имелось слишком мало, чтобы серьезно повлиять на исход компании. Французские ВВС были вынуждены начать операции на устаревшей технике, стараясь одновременно поспешно освоить современные самолеты, буквально в последний момент вышедшие из заводских цехов. К лучшим боевым самолетам нового поколения можно отнести Блок MB. 174, который начал поступать в разведывательные авиагруппы менее чем за два месяца до начала немецкого наступления.

Сконструированный под руководством Анри Деплана из бюро концерна SNCASO на заводе в Курбевуа, МВЛ 74 мог посостязаться с любым самолетом подобного назначения, когда его приняли на вооружение. Эта машина вела свою родословную от МВЛ 70 – многоцелевого двух-трехместного самолета, к работе над которым приступили в конце 1936 г. Первый опытный самолет МВ.170АВ2 A3 (двухместный штурмовик – трехместный самолет взаимодействия с армией) впервые взлетел в Виллакублэ 15 февраля 1938 г.

По своей концепции МВЛ70 очень походил на немецкий Юнкерс Ju88. Двухмоторный свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла имел очень чистые аэродинамические формы. Весь экипаж был сгруппирован в непосредственной близости друг от друга в носовой части фюзеляжа. Бомбоотсек имел небольшие размеры. Фонарь кабины был коротким и высоким. Небольшая гондола, располагавшаяся по оси как раз под кабиной, предназначалась для размещения фотоаппарата или стреляющего назад 7,5-мм пулемета. Крыло имело характерную для фирмы "Блок" конструкцию с двумя лонжеронами, соединяющими их наклонными нервюрами, отъемным носком и законцовками. Крыло делилось на три части – центроплан и две консоли. Центроплан изготовлялся интегрально с фюзеляжем и вмещал все топливо. Фюзеляж являлся монококом овального сечения с несущей обшивкой из легкого сплава "ведаль". Шасси убиралось гидроприводом. Основные стойки были двойными. Посредством наклонных подкосов они убирались назад в мотогондолы. На самолете стояли два 14-цилиндровых звездообразных мотора Гном-Рон 14N6/7, развивавших по 950 л.с. на высоте 3710 м и 970 л.с. на 4575 м. Вооружение состояло из одной неподвижной стрелявшей вперед 20-мм пушки "Испано-Сюиза", смонтированной в носу фюзеляжа со сдвигом на левый борт, двух пулеметов MAC 1934 калибра 7,5 мм в крыльях и двух таких же пулеметов на подвижных установках – один стрелял назад из задней части фонаря кабины, а второй – из-под фюзеляжной гондолы.

Опытный Блок MB. 170

Блок 174 A3 №27 – 21-й серийный самолет

Первый опытный образец повредили при неудачной посадке в Виллакублэ 17 марта 1938 г., однако вскоре программу испытаний продолжили на втором, значительно модифицированном самолете. МВ.170ВЗ №02 (ВЗ -"трехместный бомбардировщик") тоже был построен в Курбевуа. Этот самолет предназначался на роль специализированного скоростного бомбардировщика. Создававшую большое сопротивление подфюзеляжную гондолу, которая требовалась в основном для размещения фотоаппарата (для варианта A3 – самолета взаимодействия с армией), убрали. Нижнюю часть носа фюзеляжа остеклили. Длину фонаря кабины существенно увеличили, так что он начал напоминать оранжерею. Увеличили площадь килевых шайб.

К моменту, когда МВ.170ВЗ № 02 вышел на испытания, часть требований штаба ВВС претерпела существенные изменения. В ответ конструкторское бюро SNCASO разработало ряд модификаций базовой конструкции. Они имели экипаж из двух или трех человек и различные мотоустановки. Большинство из этих самолетов являлось тяжелыми истребителями, такими как MB.171, MB.172 и MB.173. Однако, они не ушли дальше проектов.

Наивысший интерес у командования ВВС вызвала модификация МВЛ 74. Она предназначалась в основном для разведки и маркировки целей, но могла и ограниченно использоваться в роли бомбардировщика.

Окончательную сборку опытного образца нового самолета, МВЛ 74 № 01, осуществили в Виллакублэ. Там же машина совершила свой первый полет 5 января 1939 г. Крыло, шасси, хвостовое оперение и общая компоновка мало изменились по сравнению с МВ.170ВЗ №02. Зато фюзеляж МВЛ74 сильно переработали. Увеличенный по высоте фонарь кабины сдвинули назад и весь нос остеклили. На машине смонтировали два двигателя Гном-Рон 14N20/21 по 1030 л.с.

МВЛ 74 № 01 с самого начала продемонстрировал превосходную управляемость и отличные летные данные. Потребовалась только небольшая доработка подвески триммеров. 1 февраля 1939 г. министерство авиации разместило у SNCASO заказ на 50 МВ.174АЗ. Чуть раньше подписали контракт на установочную серию из шести самолетов. К производству МВЛ74 подключили несколько заводов-субподрядчиков. Консоли крыла изготовлялись на предприятии SNCAO в Нанте, центроплан на заводе SNCAO в Бордо, задние части фюзеляжа делала "Энтерпризе индустриель Шарентези" в Отре, хвостовое оперение – SNCASO в Рошфор–сюр-Мер. Окончательную сборку осуществлял завод SNCASO в Бордо.

Установочная серия, также как и опытные образцы, собиралась в Виллакублэ, где самолеты и испытывались. Входившие в эту серию МВЛ 74 A3 отличались от предшествовавших опытных моторами Гном-Рон 14N48/49 с реактивными выхлопными патрубками фирмы "Бронзавиа", увеличивающими тягу. Патрубки повышали максимальную скорость полета примерно на 20 км/ч. Неудовлетворительное охлаждение двигателей, выявленное на МВЛ 74 № 01, привело к введению коков винтов меньшего диаметра.

Первый серийный самолет, МВ.174АЗ №7, был собран в Бордо. Его облетали 5 ноября 1939 г. К началу февраля 40- го французские ВВС приняли 20 машин, но ни одна из них не попала в строевую часть. Наоборот, в феврале все эти самолеты вернули в Бордо для переделки вооружения. В декабре предыдущего года испытывался MB. 174 с тремя пулеметами MAC 1934 М39 с ленточным питанием, закрепленными под разными углами на качающейся установке под фюзеляжем. Все они стреляли вниз- назад, отпугивая подбирающиеся с этого ракурса истребители. Успех этих экспериментов в сочетании с рапортами с фронта об результатах боевого применения самолетов Потэ Р.637 привели к решению сделать дополнительное вооружение стандартным. Одновременно одиночный 7,5-мм пулемет на подвижной установке в задней кабине заменили спареным того же калибра. Внедрили также некоторую бронезащиту для экипажа.

Блок 174 A3 из состава GR II/33 "вишистских" ВВС

Блок 174Z

В тоже время несомненные достоинства конструкции навели штаб ВВС на мысль сформировать требования к варианту бомбардировщика на базе МВЛ 74. Такой самолет был собран. Вскоре бомбардировщик в двух модификациях, МВЛ 75 и МВЛ 76, начал постепенно вытеснять своего предшественника со сборочных линий. Предназначенный в первую очередь для разведки, МВЛ 74 обладал очень маленьким бомбоотсеком. В него входили всего восемь бомб по 50 кг. С сентября 1939 г. приоритет отдали бомбардировщикам. На разведывательную модификацию заказов больше не поступало. 50-й и последний серийный самолет покинул заводской цех в Бордо в мае 1940 г.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

После завершения переделки вооружения МВЛ74 A3 с номерами 16,18, и 21 19 марта 1940 г. передали разведывательной группе GR П/33. 29-го капитан Сен-Экзюпери совершил на таком самолете первый боевой вылет. Группа GR 1/52 получила первые три МВЛ 74 7 апреля. К перевооружению групп GR 1/33 и GRII/36 приступили в конце месяца. Летчикам понравились взлетно-посадочные характеристики самолета, высокие данные и прекрасная маневренность. МВЛ 74 вскоре зарекомендовал себя отличной боевой машиной. Очень немногие самолеты этого типа были сбиты истребителями "люфтваффе".

К 18 июня 1940 г. группа GR II/33 полностью перешла на разведчики "Блок". Большая часть остальных разведывательных групп обладала смесью машин различных типов. Например, 20 июня два MB. 174, один Р.637, четыре Р.63.11, четыре Бреге Br693 и два истребителя Девуатин D.520 (все эти самолеты принадлежали GR 1/52) перелетели Средиземное море. В то же время группа официально считалась вооруженной Р.63.11. Когда группа GR I/ 55 совершила посадку на аэродроме Ла Сенья под Ораном, в ее состав входили шесть МВЛ74, МВ.175 и МВ.176. GR I/ 36 улетала из Южной Франции, обладая одним MB. 174, тремя Р.63.11 и одним Br.693.

В авиации правительства Виши сохранялась только одна часть на МВЛ74 - группа GR И/33 в Тунисе. В начале 1942 г. ее самолеты получили подфю- зеляжные бомбодержатели под одну бомбу весом 250 кг. Они предназначались для бомбометания с пологого пикирования. Впоследствии испытывалась подобная подвеска для 500-кг бомбы. Она продемонстрировала свою эффективность во время боев в Тунисе, когда GRII/33 совершала вылеты на разведку и штурмовку войск противника.

30 марта 1943 г. 1-я эскадрилья GRII/33 получила два первых американских разведчика F-4 (на базе истребителя "Лайтнинг"). Свои МВЛ74 она начала постепенно сдавать 2-й эскадрилье. К 17 июня 1943 г. все сохранившиеся самолеты перешли к школе штурманов в Марракеше.

Несколько МВЛ 74 оставались в пригодном для полетов состоянии вплоть до победы над Германией. В ноябре 1945 г. 47-й серийный самолет (МВ.174АЗ №53) перелетел из Северной Африки в Шатеру для переделки в экспериментальную машину, на которой хотели отработать некоторые узлы торпедоносца МВ.175Т. На этом самолете поставили на задней кромке крыла аэродинамические тормоза. Пластины сдвигались назад и поворачивались, образуя плоскую поверхность, выставленную примерно поровну над и под крылом. Вертикальное оперение переделали, увеличив по площади. Под консолями расположили замки подвески неуправляемых ракет.

Другой МВЛ74, переживший Вторую мировую, №20, переделали в MB. 174 Z с 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12Z. Попытки установить такой двигатель- на МВ.175 предпринималась SNCASO еще в 1942 г. Тогда вычислили, что эти моторы позволят довести максимальную скорость до 650 км/ч на высоте 9000 м. Но MB.174Z совершил первый полет лишь 13 августа 1947 г. После предварительных испытаний в Шатеру 7 октября самолет перегнали в Виллакублэ. Двигатель Испано-Сюиза 12Z в том виде, в котором он стоял на МВЛ 74 Z, имел непосредственный впрыск топлива и двухскоростной турбонагнетатель Турбомека РУЛ 9 В. Он развивал мощность 1300 л.с. на высоте 8000 м на 1- ой скорости нагнетателя и 1600 л.с. на высоте 2500 м на 2-ой скорости. Самолет совершил около 50 полетов. Была достигнута максимальная скорость 601 км/ч на высоте 8000 м.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ MB. 174A3

Назначение: трехместный разведчик, целеуказатель и легкий бомбардировщик.

Мотоустановка: два 14-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения Гном-Ром 14N48/49, развивающих мощность по 1140 л.с. на взлете и 1035 л.с. на высоте 4800 м.

Вооружение: два неподвижных направленных вперед 7,5-мм пулемета MAC 1934 с боезапасом 500 патронов на ствол в крыльях, два 7,5-мм пулемета MAC 1934 с восемью магазинами по 100 патронов на подвижной верхней установке SAMM-AB6B и три 7,5-мм MAC 1934 М39 с запасом 500 патронов на ствол в нижней стреляющей назад качающейся установке, восемь бомб по 50 кг на двух кассетных бомбодержателях Гарди S4x50 или 32 бомбы по 10 кг на двух бомбодержателях Гарди S 16x10 внутри бомбоотсека, или две бомбы по 30 кг и 16 осветительных бомб по 10 кг на наружной подвеске под крыльями.

Летные данные: максимальная скорость 400 км/ч у земли, 530 км/ч на высоте 5200 м, максимальная крейсерская скорость 461 км/ч на высоте 4000 м, экономическая крейсерская скорость 400 км/ч на той же высоте, максимальная дальность в варианте разведчика 1650 км, с бомбовой нагрузкой 400 кг дальность 1290 км, набор высоты 8000 м за 11 мин, практический потолок 11000 м.

Веса: пустого 5600 кг, взлетный 7160 кг.

Размеры: размах 17,92 м, длина 12,23 м, высота 3,55 м, площадь крыла 38,55 м2 .

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Блок Блок – простая машина, состоящая из деревянного или металлического круга, обращающегося на своей оси. На наружном ободе круга сделан желоб, по которому могут двигаться – веревка, цепь или ремень. Ось блока помещается в обоймицах, прикрепленных на балке или стене,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Авиация во второй мировой войне. Самолеты Франции. Часть 1 автора Котельников Владимир Ростиславович

БЛОК Александр Александрович Блок (1880–1921) – русский поэт.* * * Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни. Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем. И вечный бой!

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Блок MB.162 С точки зрения многих авторов штаб французских ВВС в предвоенные годы руководствовался теорией стратегической воздушной мощи, пропагандировавшейся итальянским генералом Дуэ. При этом с первого взгляда удивляет тот факт, что во Франции, также как и во многих

Из книги автора

Блок MB.174 В годы, непосредственно предшествовавшие Второй мировой войне, французская авиапромышленность создала целый ряд элегантных добротно сделанных и продуманно – целесообразных бомбардировщиков, опровергавших широко распространенное мнение, что во Франции

Из книги автора

Блок МВ.175 Отличные летные данные, прекрасные маневренность и управляемость, прочность планера, продемонстрированные опытным разведчиком Блок MB. 174-01 еще в самом начале программы летных испытаний в январе 1939 г. воодушевили группу Анри Деплана на создание

Из книги автора

Блок Блок (от англ. block, нем. Block, фр. bloc) – колесо с желобом по окружности для цепи, троса, канаты или капронового прочного шнура – широко применяется в подъемных механизмах всех видов: лебедках, полиспастах, талях, подъемниках, кранах малогабаритных типа «Пионер»,

Военно-воздушные силы (ВВС) Франции являются одним из видов ВС страны. Были сформированы в составе армии Франции в 1910 году. ВВС принимали участие в ПМВ и ВМВ. Когда в 40-м году Франция была оккупирована Германией, ВВС разъединились на ВВС «Свободной Франции» и ВВС «Виши». Современный облик начал формироваться только с 1943 года.

ВВС Франции (Авиация Франции)

После конца ВМВ началось воссоздание авиации. Великобритания и США дали в аренду 4-е авианосца. Они были довольно старыми и послужили больше как репарация от побежденной Италии и Германии. Большая часть самолетов базировалась на них. В первые годы палубную авиацию составляли американские самолеты Воут F4U «Корсар», Грумман F6F «Хэллкэт» и британского производства Супермарин «Сифайр».

Первый эскортный авианосец, полученный Францией, был британский «Байтер» в 1945 году. Его переименовали в «Диксмюд». В 46-м году – «Колоссус», переименованный в «Аррооманш». 51-й год – «Буа Бельо» и «Лафает». В 1952 году Франция решила построить два собственных легких авианосца – «Клемансо» (1957) и «Фош» (1960). Создание собственных истребителей было менее удачным, поэтому еще в 54-м году был налажен выпуск лицензионных английских истребителей «Си Веном». Их переименовали в «Аквилон». Производство наладили под Марселем, а двигатели делали на фирме «Фиат». За все время построили 40 экземпляров.

В 1956 году в воздух поднялся первый палубный реактивный истребитель французского производства «Этандар» IV. Сразу же наладили серийное производство. Хоть самолет и не прошел «стандарт европейских истребителей», но смог занять свое место на авианосцах. С палубы впервые он взлетел в 1958 году. Серийная модель получила маркировку М. Всего построили 69 экземпляров.

В 1960 году появилась необходимость в разведывательном самолете. Им стала модификация «Этандар» IVP. В период с 62-го по 65-й год построили 21 самолет. Первое боевое применение осуществилось в операции «Сапфир-1» (кризис в районе Африканского Рога). В 82-м году в Ливане пилоты Франции почувствовали настоящий бой. Им противостояли ПВО Сирии.

В 1991 году в Югославии началась Гражданская война. Были втянуты войска НАТО. А через два года французы начали операцию «Балбюсар». «Этандар» IVP, на то время хоть и был уже устарелым, все же принял активное участие в разведывательных действиях. За все время противостояния «Этандары» осуществили 554 боевых вылета. В этот же период планировалось сделать массовую замену старых разведчиков на новые «Рафали». Однако из-за множества негативных причин «Этандар» IVP эксплуатировался до 2000 года.

В планах французских главнокомандующих в 70-х планировалось замена «Этандар» IVM на «Ягуар» М. В дело вмешались экономические и политические нюансы. Решено было создать собственный истребитель-бомбардировщик. Основой, естественно, послужил «Этандар» IV.

Новый самолет именовали «Супер-Эстендар». Его главной задачей было ведение активных боевых действий против надводных и береговых объектов. Для него специально разработали новый усиленный радар, способный обнаружить эсминец на расстоянии 111 км. А основное оружие представилось в виде противокорабельной ракеты управляемого класса АМ 39 «Экзосет». В конце ноября 76-го года вышла первая серийная модель, а в 78-м провели торжества по этому поводу. Его производили в период с 1976-го по 1983-й год. В январе 81-го года один из «Супер-Эстендар» перемодулировали для несения специального боекомплекта AN-52 (мощность 15 кт). В 1983 году самолет принял участие в Ливанской операции «Олифант». Данная операция была успешной, однако, в ходе последующих битв ЗРК Сирии сбили 2 самолета. Также «Супер-Эстендары» приняли участие в военном конфликте в Югославии. Каждый день они осуществляли по 12 боевых вылетов.

Известными данные воздушные машины стали благодаря другому конфликту. В 70-х годах 14 самолетов «Супер-Эстендар» приобрели ВМС Аргентины. В 1982 году начался британско-аргентинский конфликт возле Фолклендских островов. 4 мая ракетами АМ.39«Экзосет» был потоплен УРО «Шеффилд» – британский эсминец, на котором располагался командный пункт ПВО всего оперативного соединения. Также вместе с эсминцем утонули несколько ядерных боеголовок. Следующим утонул контейнеровоз «Атлантик конвейр».

После этих событий 5 «Супер-Эстендар» арендовал Ирак, используя их в Персидском заливе для войны с Ираном. Данные самолеты до сих пор являются частью Французских ВВС. Некоторые находятся на хранении. В 2008 году намеревались осуществить их замену новыми палубными «Рафалями», но из-за мирового кризиса и дефицита средств этого не произошло.

В 1964 году «Этандары» не могли перехватывать дозвуковые летательные цели, поэтому Франция закупила у США 42-е единицы Воут F-8E «Крусейдер». Хоть Америка еще в 70-х отказалась от их использования во Франции «Крусейдеры» продержались до 1999 года. Его заменил палубный истребитель «Рафаль». Впервые он приземлился на эсминец в 1993 году. А спустя шесть лет в ВМФ появились серийные самолеты этого типа. В 2000 году ими начали наполнять французские эсминцы. Его модернизированная модель стандарта F1 поступила в отряды ПВО.

В 2006 года в ВМС поступили новые «Рафали» М стандарта F2. На сегодняшний день их чуть больше 30 единиц. Место базирования – авианосец «Шарль де Голь». В том же 2006-м году началась разработка истребителя «Рафаль» В. Благодаря новому комплексу авионики самолет начал доходить до стандарта F3 и стал многоцелевым истребителем. В марте 2007 года «Рафали» М нанесли авиаудар по боевикам, представлявшим группировку «Талибан». В марте 11-го года были совершены боевые вылеты на ливийские аэродромы и средства ПВО. В операции «Харматан» этого же года французские ВВС начали атаку наземных целей.

Франция продемонстрировала свою способность к самолетостроению. И за многолетнюю историю полетов всегда будет спрос на боевые самолеты, служащие в ВВС Франции.

Авиация Франции

Главный производитель авиационной техники – фирма Дассо Авиасьон. Она занимается не только созданием военных типов самолетов, но и региональных, и бизнес-класса. Вторая по размерам компания Airbus S.A.S производит грузовые, военно-транспортные и пассажирские аппараты. Главный офис находится в Тулузе. Количество сотрудников варьируется в пределах 50000 человек. Все люди сосредоточены в четырех основных странах: Франция, Великобритания, Германия и Испания.

EADS – аэрокосмический и оборонный европейский концерн. Является одной из самых крупных аэрокосмических промышленностей. Основан в 2000 году испанской, французской и немецкой компаниями.

ATR – франко-итальянская компания. Производитель авиатехники, среди которой больше всего известны пассажирские лайнеры ATR-42 и ATR-72.

На данный момент основу авиафлота страны составляют боевые, спецсамолеты, транспортники, учебные, вертолеты.

Самолеты боевого применения:

1. Dassault Aviation Mirage 2000-5F – истребитель многоцелевой.

2. Dassault Aviation Mirage 2000B – истребитель учебного типа.

3. Dassault Aviation Mirage 2000D – истребитель-бомбардировщик.

4. Dassault Aviation Mirage 2000C – истребитель многоцелевой.

5. Dassault Aviation Mirage 2000N – бомбардировщик.

6. Dassault Aviation Rafale B – истребитель учебного типа.

7. Dassault Aviation Rafale C – истребитель многоцелевого назначения.

8. Dassault-Breguet Mirage F1-B – истребитель учебного плана.

9. Dassault-Breguet Mirage F1-CR – самолет-разведчик.

10. Dassault-Breguet Mirage F-1CT – истребитель-бомбардировщик.

Самолеты специального назначения:

1. Boeing E-3F – ДРЛО-самолет.

2. Boeing C-135FR – воздушный топливозаправщик.

Самолеты-транспортники:

1. Airbus A310-300 – транспортник.

2. Airbus A340-200 – транспортник.

3. Airbus A340-300 – транспортник.

4. Airbus ACJ – транспортник.

5. CASA CN-235 – транспортник.

6. CASA CN-235M – транспортник.

7. Dassault Aviation Falcon 50 – самолет административный.

8. Dassault Aviation Falcon 900 – самолет административный.

9. De Havilland Canada DHC-6 – транспортник.

10. Embraer EMB-121 – общее назначение.

11. Lockheed C-130H – транспортник.

12. Lockheed C-130H-30 – транспортник.

13. Socata TB30 – самолет общего назначения.

14. Socata TBM 700 – самолет общего назначения.

15. Transall C-160G – транспортник.

16. Transall C-160R – транспортник.

Самолеты учебного типа:

1. Dassault-Breguet/Dornier Alphajet E – самолет учебный, боевой.

2. Embraer EMB-312 – учебный, тренировочный.

3. Mudry CAP 10B – учебный тренировочный.

- Сколько нужно французов, чтобы защитить Париж?
- Никто не знает, им это ни разу не удавалось.


Французы воюют неважно, но хорошо воюет французская техника. Боевые самолеты «Дассо авиасьон» отличает одна важнейшая особенность: каждая из выпущенных моделей обладает поразительной победоносной историей!

Когда советские и американские производители авиатехники были вынуждены «продвигать» свой товар, используя громкие лозунги, политические рычаги, а то и вовсе поставлять союзникам раритетную технику в виде «братской помощи» и заведомо невозвратных кредитов, французские самолеты без лишних слов покупали десятки стран на всех континентах Земли.

Репутация не нуждалось в дифирамбах и стендах авиасалонов. По количеству выигранных войн и одержанных воздушных побед самолеты фирмы «Дассо» не имели конкурентов на протяжении всей второй половины ХХ века. Кто бы ни садился за штурвал «Мистэров», «Миражей» и «Ураганов» - победа была у него в кармане.

Реальная выгода оказалась дороже всех политических соображений: французы вооружали всех, кто был готов платить. «Миражи» покупали и просоветски настроенная Ливия, и проамериканская Австралия, и нейтральная Швейцария, и далекая Бразилия. И, конечно же, неспокойный Израиль - именно пилоты Хель-Авир сделали оглушительную рекламу французским самолетам.

5 июня 1967 года за три часа боевых действий израильская авиация разгромила 19 аэродромов и вывела из строя свыше 300 арабских самолетов. Те из немногих, кто успел подняться в воздух, были вновь сброшены с небес на землю - Дассо Мистэр IV, Мираж-IIICJ и MD-450 «Ураган» захватили абсолютное господство в воздухе.

Главным героем, несомненно, стал легендарный «Мираж». Истребитель с треугольным крылом, ставший символом возрождения Франции из упадка и позора прошедшей мировой войны.

Увидел «Мираж» - не становись в вираж!

Советские военные советники рекомендовали использовать следующую тактику: молниеносный удар из выгодной позиции и немедленный выход из боя на форсаже, используя лучшую тяговооруженность МиГ-21. В противном случае «производитель ответственности не несет»: Мираж-IIICJ мало уступал в маневренности МиГу, при этом имел мощнейшее пушечное вооружение (2х30 мм встроенные пушки DEFA против одной 23 мм ГШ-23). Меньшая тяговооруженность и ограничение по допустимой перегрузке (6,7g против 8,5g у МиГ-21) компенсировались грамотной тактикой, опытом и лучшей подготовкой пилотов ВВС Израиля.

Все это дало закономерный результат: 30 июля 1970 года в ходе знаменитого боя над Синайской пустыней израильские истребители сбили пять МиГов под управлением советских пилотов, без потерь со своей стороны.


Мираж IIIСJ 101-ой эскадрильи ВВС Израиля с отметками о 13 одержанных воздушных победах


Сейчас это становится очевидным - конструкторам «Дассо авиасьон» удалось создать наиболее сбалансированный истребитель 2-го поколения. В отличие от французов, янки поторопились сделать ставку на воздушный бой на дальних дистанциях с применением ракетного - и проиграли. Уровень технологий 60-х годов оказался недостаточным для воплощения такой идеи в реальность. Тяжелым «Фантомам» приходилось нелегко в «собачьих свалках», где зачастую победителем становился легкий маневренный МиГ. В то же время советский подход к созданию истребителя 2-го поколения также не может считаться рациональным: примитивный радиолокационный прицел РП-21 (позже - РЛС Сапфир) и всего две УР малой дальности - этого было явно недостаточно.

В отличие от легкого стремительного МиГа, «заточенного» для схваток на коротких дистанциях с использованием пушечного вооружения, французский истребитель оснащался эффективной системой ракетного оружия:

Радиолокационной станцией Томпсон-CTF «Сирано» с инструментальной дальностью действия 50 км (у радара РП-22 «Сапфир» - 30 км, при этом реальная дальность у обоих была раза в 2 меньше). Помимо обнаружения воздушных целей, РЛС «Сирано» имела режим «воздух-поверхность»: оповещение о препятствиях, превышающих заданную высоту и обнаружение радиоконтрастных объектов на поверхности земли;

Мираж-III стал одним из первых истребителей в мире, получивших индикатор на лобовом стекле (ИЛС). Система под обозначением CSF97 позволила уменьшить информационную нагрузку на пилота, которому теперь не приходилось периодически отрываться от слежения за воздушной обстановкой и переводить взгляд на приборную панель. Упростилось пилотирование истребителя, повысилась его эффективность в воздушном бою и при атаке наземных целей;

Три ракеты класса «воздух-воздух» помимо двух стандартных «Сайдуиндеров» с ИК ГСН, на центральном подфюзеляжном узле подвешивалась «Матра» R.511 (или R.530) с полуактивной радиолокационной ГСН и мощной стержневой БЧ массой 30 кг.

Из других французских сюрпризов в стандартный комплект «Миража» входил ракетный ускоритель многократного включения SEPR 841 (или 844), использовавший в качестве окислителя азотную кислоту (вторым компонентом служил обычный керосин). 80 секунд сплошного огня! Практический потолок «Миража» лежал выше 22 000 м, динамический достигал 29 000 метров.


Dassault Mirage IIIS военно-воздушных сил Швейцарии


Задачи многоцелевого истребителя не ограничивались перехватом воздушных целей. В течение получаса пятеро техников могли превратить «Мираж» в штурмовик или бомбардировщик, установив подвесной пушечный контейнер, дополнительный 340 л топливный бак (вместо ракетного укорителя), бомбы на подфюзеляжном пилоне и блоки НАР на подкрыльевых точках подвески.

Яркая победоносная история, высокие летные характеристики, совершенное БРЭО, широкая номенклатура боеприпасов, комплекты быстросъемного оборудования (вычислители, ПТБ, аппаратура для аэрофотосъемки) - все это способствовало бешеному успеху «Миражей» у зарубежных заказчиков. Некоторые самолеты по желанию заказчика могли оснащаться системой дозаправки в полете. Имелись специальные разведывательные модификации с индексом «R», в том числе наиболее совершенная модификация для ВВС Франции - Мираж-IIIRD с радаром бокового обзора. На базе стандартной конструкции была создана сверхзвуковая «вертикалка» Мираж-IIIV (впрочем, не нашедшая успеха у заказчиков).

Немаловажным был экономический фактор: Мираж-III был в два раза дешевле американского «Фантома» (≈1 млн. долл. против 2,4 млн. долл. в ценах 1965 года). Еще он был проще в эксплуатации и менее требователен к качеству аэродромов (давление в шинах колес шасси составляло всего 5,6 - 9,5 кг/кв. см).

Французы специально позаботились о «братьях наших меньших». Для тех, кому не хватало ни ума, ни таланта даже для обслуживания простого, как табуретка, Мираж-III, была создана его более упрощенная версия «Мираж-5».

РЛС «Сирано» заменили примитивной станцией «Аида», тотальному упрощению подверглись другие узлы самолета. Большая часть «Миражей-5» поставлялась вообще без радара - на освободившееся место под носовым обтекателем перекочевали блоки радиоэлектронной аппаратуры из закабинного отсека, где в свою очередь разместился дополнительный топливный бак. Внутренний запас топлива увеличился на 32%, трудоемкость техобслуживания сократилась до смешных 15 чел.-ч на 1 час полета. В результате получилось дешевое и сердитое средство для жестоких региональных «разборок». Под стать были и его покупатели - Заир, Колумбия, Габон, Ливия, Венесуэла, Пакистан…

Впрочем, Мираж-5 создавался не для стран третьего мира. Изначально интерес к данной машине проявили ВВС Израиля, которым требовался неприхотливый ударный самолет для действий в светлое время суток, в условиях безоблачного неба Палестины. После введенного в 1968 г. эмбарго Израиль с помощью агентов «Моссада» выкрал техническую документацию на «Мираж-5» и наладил его нелицензионное производство под обозначением IAI Nesher. В конце 70-х израильские машины прошли капремонт и были проданы в Аргентину, сменив имя на Dagger. За свою долгую карьеру «Нешеры»/«Даггеры» еще успели покуражиться на Фолклендах, разбомбив с десяток кораблей британской эскадры!


Даггер (Нешер, Мираж 5) ВВС Аргентины. В носовой части заметен черный силуэт атакованного корабля

Первый предсерийный Мираж-IIIA поднялся в воздух 12 мая 1958 года. Серийное производство продолжалось 29 лет - с 1960-го по 1989 гг. Различные варианты истребителя стояли на вооружении 20 стран мира. Лицензионная сборка «Миражей» велась в Австралии и Швейцарии, нелицензионная - в Израиле (IAI Nesher и IAI Kfir).

Мираж-III был лучшим достижением «Дассо авиасьон». Но далеко не единственным шедевром французов!

Охотники за кораблями

Бывает, что поражение в войне стоит настоящей победы. За одного битого двух небитых дают - именно это продемонстрировали события в Южной Атлантике, когда аргентинская боевая авиация едва не разгромила флот англичан.

Фолклендский конфликт (1982 г.) стал новым триумфом французского оружия. И пусть на этот раз победа досталась противнику, но как красиво проиграли! Все мировые телеканалы обошли кадры горящего эсминца «Шеффилд» и обугленной громады вертолетоносца «Атлантик Конвейор».

У аргентинцев было всего пять исправных Dassault-Breguet Super Étendard и к ним - пять противокорабельных ракет «Экзосет». Пять выстрелов. Три попадания. Два трофея. Потери с аргентинской стороны отсутствовали.

Легко представить, как могли развиваться события, если бы в Аргентину успели прибыть все 14 заказанных «Супер Этендаров» и 24 ракеты AM.39 «Экзосет»! Британская эскадра полегла бы в полном составе на просторах Атлантики.

За всеобщей истерией вокруг гибели «Шеффилда» никто не обратил внимания, что попавшая в цель ракета не взорвалась. Впрочем, надежность взрывателей всегда оставалась больной темой для разработчиков боеприпасов. Фолклендские события вновь подняли до высот потускневший статус французского авиапрома: заказы на ПКР «Экзосет» посыпались, как из рога изобилия.


"Дассо-Бреге Супер Этендар" ВМС Аргентины


Не меньший интерес представлял сам носитель - сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик «Супер Этендар» («этендар» с французского - «боевое знамя»). Первый в мире специализированный носитель противокорабельных ракет среди самолетов тактической авиации. Мощный радар «Агава», сверхзвуковая скорость, система дозаправки в полете, наземное и авианосное базирование - козырей было предостаточно.

Истребители-бомбардировщики данного типа до сих пор стоят на вооружении военно-морских сил Франции и Аргентины. Французские «Супер Этендары» периодически действуют с палубы авианосца «Шарль де Голль»; последний раз они ходили в бой в 2011 г., во время операции НАТО против Ливии.

Увы, «Боевое знамя» не снискало особого успеха на международном рынке вооружений. Помимо вышеупомянутой Аргентины, замечательный истребитель-бомбардировщик заинтересовал только Саддама Хусейна - в вначале 80-х гг. ВВС Ирака взяли в лизинг пять французских «Супер Этендаров».

Причина слабого экспорта «Супер Этендаров» никак не связана с недостатками в его конструкции. Специализированный палубный ракетоносец был неплох. Но французская фирма «Дассо» могла предложить клиентам и кое-что поинтереснее.

Проверенный киллер

Гул авиационных моторов, хлещущая кровь, хрустящий на зубах песок и стрельба до посинения - война стала его родным домом.

Резня в Западной Сахаре, гражданская война в Анголе, эквадоро-перуанский конфликт Альто-Сенепа, чадо-ливийская война, восьмилетнее ирано-иракское побоище, война в Персидском заливе, боевые столкновения греческих и турецких ВВС над Эгейским морем, и вновь - Ливия, где в ходе гражданской войны «Миражи F1» применялись уже обеими сторонами.

Таким был очередной шедевр фирмы «Дассо», вобравший в себя богатейший опыт французского авиастроения. Старый «Мираж-III» возродился в новом облике: классическая компоновка, новая модификация проверенного ТРД Atar-09C, современная версия радара «Сирано» (IV, IVM или IVMR) с новыми функциями и увеличенной дальностью обнаружения. Цифровое БРЭО, новое высокоточное оружие и большая тяговооруженность. Боевой радиус увеличился вдвое. Время дежурства в воздухе возросло втрое!

«Мираж F1» был принят на вооружение ВВС в 14 странах мира. К концу ХХ века многоцелевые истребители-бомбардировщики этого типа были постепенно вытеснены более современными «Миражами-2000», тем не менее, военно-воздушные силы пяти государств по-прежнему продолжают эксплуатацию этого легендарного воздушного киллера с руками по локоть в крови.

Одним из наиболее сильных эпизодов в боевой карьере «Миража F1» связан с событиями «танкерной войны» в Персидском заливе: 17 мая 1987 года одиночный истребитель-бомбардировщик ВВС Ирака расстрелял американский боевой корабль USS Stark.

Фрегат потерял 37 человек своего экипажа, общий ущерб от атаки составил 142 млн. долл. Иракский «Мираж» смог беспрепятственно уйти от возмездия, скрывшись от перехватчиков F-15 в воздушном пространстве своей страны. Vive la France!

В гламуре высоких технологий

За окном ХХI век. Фирма «Дассо» продолжает удивлять мир своими достижениями.

Французы не торопятся вступать в гонку на создание лучшего истребителя «пятого поколения». Вместо этого они без лишних разговоров довели до совершенства конструкцию многоцелевого истребителя «Рафаль» и выиграли «тендер века» на поставку 126 истребителей для ВВС Индии.

Доподлинно не известно, является ли «Рафаль» самым изящным среди всех современных истребителей. Споры на этот счет ведутся уже ни один год. Но одно известно точно: французский истребитель-бомбардировщик является одним из самых высокотехнологичных серийных самолетов поколения 4+ (плюсы можно ставить до бесконечности).

Перед нами очередная реинкарнация Миража-III - классическая французская «бесхвостка» с ПГО, выгодно объединяющая в себе высокие летных характеристики и современнейшее БРЭО.

Радар Thales RBE2 AA с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система голосового управления самолетом и встроенная оптоэлектронная прицельная система Optronique Secteur Frontal (OSF) - немногие из конкурентов «Рафаля» могут похвастаться таким оборудованием. Далее - «джентльменский набор» любого современного истребителя, выполненный на самом высоком технологическом уровне: система предупреждения об угрозах SPECTRA, сопряженная со станцией постановки активных помех; защищенные каналы обмена данными, подвесные прицельные контейнеры «Дамокл», контейнеры с разведывательным оборудованием AREOS и любое другое быстросъемное оборудование по желанию заказчика. 14 узлов подвески, масса боевой нагрузки до 9,5 тонны!

Широчайшая номенклатура вооружений: «Рафаль» способен нести и применять практически любое высокоточное оружие, созданное по обеим сторонам океана. Бомбы с лазерным наведением типа «Пэйвуэй», крылатые ракеты Storm Shadow, семейство высокоточных боеприпасов AASM, УР «воздух-воздух» MICA и Meteor, ПКР «Экзосет» - все, вплоть до ракет с ядерной БЧ ASMP-A. Не забыто пушечное вооружение - на истребителе штатно установлена 30 мм пушка с боезапасом 125 снарядов.

Молодой самолет успел приобрести солидный боевой опыт, которому позавидует любой из его ровесников: командировки в Афганские горы, бомбардировки Ливии, стрельба по чернокожим парням в африканских джунглях (операция «Сервал», Мали, 2013 г.).

Дала о себе знать прекрасная родословная: год назад в Интернет просочилось видео учебного боя «Рафаля» и (о ужас!) F-22 «Рэптор». На кадрах заметно, как француз уверенно висит на хвосте «Рэптора», результат 4:1 в пользу «Рафаля».

Старое правило по-прежнему в силе: «Увидел «Мираж», не становись в вираж!»

P. S. Фирма «Дассо» получила название в честь одного из лидеров французского Сопротивления, Поля Блока - брата основателя фирмы Марселя Блока. Его подпольная кличка была Char d"Assault (с фр. «танк»).

Истребитель Dassault Rafale C из состава полка 2/30 "Normandie-Nemen" ВВС Франции, октябрь 2016 года (с) A. Jeuland / ВВС Франции

12 октября 2016 года во французском Сенате состоялись слушания, в которых принял участие главнокомандующий ВВС Франции генерал Андрэ Ланата (André Lanat). В своем выступлении, а также ответах на вопросы депутатов, он сообщил интересные подробности о состоянии ВВС Франции и перспективах их развития.

Так, по его словам, четыре французских истребителя Dassault Mirage 2000, несущие дежурство в Литве, весьма активно применяются. Однажды имел место случай, когда в течение одних суток они шесть раз поднимались на перехват российских самолетов. В самой Франции в 2015 году самолеты поднимались по тревоге 73 раза, а на начало октября 2016 года таких случаев было уже 79. Четыре из шести истребителей Dassault Rafale, несущиех дежурство в ПВО Франции, перехватывали российские стратегические бомбардировщики в конце сентября и сопровождали их в течение часа.

Генерал также сообщил, что продолжается развертывание истребителей Dassault Rafale для несения ядерного оружия. Менее чем через год запланирован ввод на боевое дежурство второй эскадрильи самолетов в этой модификации, соответственно, истребители Mirage 2000N будут выведены из эксплуатации в сентябре 2018 года.

Говоря о боевых операциях, генерал Ланата отметил, что в 2016 году ВВС Франции применяются в различных операциях по типу, географии и интенсивности. В боевых операциях применяется 20 самолетов против 12, указанных в «Белой книге», имеется четыре передовых базы вместо одной, от трех до четырех театров военных действий вместо одного. Именно поэтому вместе с начальником генерального штаба французской армии, ВВС добиваются увеличения военного бюджета страны до уровня в 2% ВВП.

Говоря об основных событиях 2016 года, было сообщено, что в текущем году ВВС заказали два легких разведывательных самолета, поставка которых ожидается в 2018 году [имеются в виду два самолета Beechcraft King Air 350, которые должны быть оснащены специальным оборудованием группой Thales - bmpd]. Они должны дополнить БЛА General Atomics MQ-9 Reaper. Летом 2016 года был подписан контракт на модернизацию 15 военно-транспортных самолетов Lockheed C-130H Hercules, причем восемь из них смогут конвертироваться в самолеты для сил специальных операций. ВВС получит эти самолеты в 2019-2025 гг. Эти меры дополнит закупка четырех самолетов Lockheed C-130J (интересно, что генерал сообщил, что о подобном размышляет и Германия). Также принято решение о модернизации 55 истребителей Dassault Mirage 2000, получение первых самолетов запланировано на 2020 год. Также заказаны управляемые авиабомбы калибра 250 кг и контейнеры целеуказания. До конца 2016 года также должен быть получен комплект БЛА Reaper а количестве трех единиц и двух наземных пунктов управления. Третий комплект БЛА был заказан в этом году, и ожидается заказ четвертого комплекта до конца 2016 года.

Продолжаются поставки военно-транспортного самолета Airbus A400M. В этом году принято два самолета, до конца года ожидается еще один. Эти поставки доведут общее число самолетов данного типа до 11 единиц. Также до конца года ожидается доработка Airbus шести первых самолетов первого этапа по бюллетеням производителя.

На 1000 часов по сравнению с 2015 годом увеличился плановый налет в ВВС Франции (рост на 1%). При этом за счет внутренней оптимизации общий налет для истребителей удалось поднять с 46000 часов до 48000 часов. Вырос налет летчиков-истребителей – до 168 часов в год на летчика, по сравнению с 159 часов, предусмотренных в бюджете. Годовой налет на один самолет Rafale вырос с 250 до 275 часов. На 2017 год налет летчика-истребителя запланирован на уровне 164 часа, вертолетчика – 191 час, и 267 часов для экипажей военно-транспортной авиации.

Говоря о перспективах 2017 года, генерал отметил, что в следующем году запланировано финансирование модернизации 45 Mirage 2000, заказ 15 подвесных контейнеров целеуказания Talios. ВВС до конца 2017 года должны получить первый самолет C-130J (еще один – в 2018 году, а два с возможностью дозаправки вертолетов в воздухе – в 2019 году). С завода должны прийти и три А400М, а еще один – в 2018 году. Далее запланирована пауза в поставках до 2021 года. При этом в 2017 году ВВС получат только один Rafale, а в 2018 году – еще три истребителя в качестве компенсации поставок в Египет. Для обеспечения задач, указанных Программой вооружения, ВВС должны получить 28 Rafale четвертого транша, за которым нужен новый заказ для компенсации списания истребителей Mirage 2000D. То есть всего для ВВС будет поставлено 185 истребителей Rafale.

Для того, чтобы к 2025 году иметь в боевом составе ВВС 225 тактических боевых самолетов, как то прописано в Программе вооружения, нужно сохранить 55 модернизированных Mirage 2000, получить 28 Rafale четвертого транша, а также заказать пятый транш cамолетов Rafale на замену Mirage 2000D.

Генерал также подтвердил, что пока остается нерешенным вопрос с обслуживанием двигателей ТР-400 самолетов А400М, которые требуется обслуживать каждые 80 часов. ВВС также рассматривают вопрос о замене самолетов ДРЛО и управления Е-3F, хотя никакой замены для них не предусмотрено до 2030 года.

Интерес представляют и цифры по содержанию французских самолетов в Литве. Французский контингент ВВС там представлен 105 военнослужащими и четырьмя самолетами Mirage 2000-5, а стоимость содержания достигает 10 млн евро. По словам генерала, с 31 августа французские самолеты совершили 16 вылетов по тревоге, хотя предыдущая смена имела всего четыре вылета.

Отвечая на вопрос о сотрудничестве с Россией, генерал ответил, что на его уровне контактов с ВКС нет. Взаимодействие с Россией ведется на политическом и дипломатическом уровне, при помощи коалиционных структур, которые действуют на Ближнем Востоке.

Командование Франции, судя по материалам зарубежной печати, придерживается принципа «самостоятельного развития вооружённых сил». , как известно, вышла из военной организации агрессивного блока . Но, несмотря на это, её нынешняя военная политика продолжает основываться на определённом сотрудничестве с Североатлантическим союзом, которое считается главным условием обеспечения национальной безопасности, а также на готовности оказать военную помощь любому из своих союзников в чрезвычайных обстоятельствах.

В своей внешней политике Франция стремится укреплять отношения с и странами Западной Европы. В экономической области её интересы тесным образом переплетаются со странами блока НАТО. В частности, она во взаимодействии с , Великобританией, Бельгией, Италией и другими государствами производит современную боевую технику, в том числе и авиационную.

Франция, располагая развитой авиационно ракетной промышленностью, полностью обеспечивает потребности своих ВВС в технике и оружии. Более того, она продаёт их во многие страны мира.

Военно-воздушные силы Франции - это самостоятельный вид вооружённых сил. По состоянию на конец 1976 года в них насчитывалось около 104 тыс. человек (включая 40 800 срочнослужащих). В их числе примерно 7500 офицеров и 44 550 лиц сержантского состава. Проходят службу в ВВС и женщины (2751).

Самолётный парк включает до 470 боевых и 180 транспортных самолётов, 11 заправщиков и более 150 вертолётов. С учётом вспомогательной авиации в ВВС и их резерве числится 1640 летательных аппаратов.

В составе ВВС находятся также 18 баллистических ракет средней дальности S-2, которые размещены в шахтных пусковых установках.

Задачи ВВС Франции

ВВС, оснащённые современными самолётами и имеющие баллистические ракеты - носители ядерного оружия, занимают одно из главных мест в вооружённых силах. Они позволяют Франции играть важную роль в достижении внешнеполитических целей.

На них возлагаются следующие основные задачи: нанесение ядерных ударов по важным объектам, расположенным в оперативно-тактической зоне боевых действии, противовоздушная оборона административных центров, военных и военно-промышленных объектов, завоевание превосходства в воздухе, изоляция района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, выброска и прикрытие воздушных десантов, воздушные переброски войск, ведение воздушной разведки, участие в специальных операциях.

Общее руководство ВВС осуществляет начальник штаба, который фактически является командующим этого вида вооружённых сил. Он отвечает за разработку мобилизационного развёртывания и оперативного использования частей и подразделений, организацию и проведение их боевой подготовки, а также составление планов по строительству и переоснащению ВВС. Начальник штаба ВВС непосредственно подчинён начальнику штаба вооружённых сил. Организация ВВС Франции приведена на рис. 1.

Рис. 1. Организация ВВС Франции

По территориальному признаку авиационные части и подразделения распределены по четырём военно-воздушным округам: I (штаб в Мец); II (Виллакубле), III (Бордо) и IV (Экс-ан-Прованс). Каждый командующий военно-воздушным округом, находящийся в подчинении начальника штаба ВВС, отвечает за боевую готовность авиации на своей территории. В случае военных действии он планирует и организует воздушные операции и взаимодействие авиации с сухопутными войсками.

По оперативно-стратегическому предназначению военно-воздушные силы подразделяются на ряд командований. Основными из них считаются: стратегическое авиационное командование, командование тактических ВВС, командование ПВО, транспортное авиационное командование.

Ниже даётся краткая их характеристика.

Стратегическое авиационное командование является главной ударной силой вооружённых сил Франции. Оно включает два компонента стратегических ядерных сил страны: баллистические ракеты средней дальности наземного базирования и стратегическую авиацию.

Баллистические ракеты S-2 организационно сосредоточены в двух эскадрильях, которые объединены в 1-ю дивизию баллистических ракет. В каждой эскадрилье девять шахтных пусковых установок и пункт управления. Пусковые установки рассредоточены на плато Альбион в Верхнем Провансе. Пуск ракет возможно производить с любого пункта управления. Ракета S-2 с моноблочной головной частью имеет две твердотопливные ступени. Мощность заряда головной части 150 кт. Дальность полёта ракеты около 3000 км.

Стратегическая авиация сведена в следующие авиационные эскадры:
- 91-я и 94-я среднебомбардировочные (базируются в Мон-де-Марсан и Авор соответственно, имеют на вооружении 32 боевых и несколько резервных самолётов 4, рис. 2). Каждая эскадра состоит из трёх эскадрилий.


Рис. 2. Средний бомбардировщик «Мираж» 4 ВВС Франции

Заправочная (авиабаза Истр-ле-Тубе). Включает 11 самолётов-заправщиков КС-135F для дозаправки в воздухе бомбардировщиков «Мираж» 4.

По сообщениям зарубежной печати, закончены работы по переоборудованию 12 самолётов «Мираж» 4 для ведения воздушной разведки. Они поступили на вооружение трёх подразделений (по четыре машины), рассредоточенных на трёх авиабазах.

Командование тактических ВВС предназначено для завоевания превосходства в воздухе, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на ТВД, изоляции района боевых действий и ведения воздушной разведки. В его состав входят 1-е и 2-е тактические авиационные командования (ТАК).

1 ТАК решает возложенные на него задачи самостоятельно или во взаимодействии с сухопутными войсками. Оно включает фактически всю тактическую авиацию.

В распоряжении его находятся следующие истребительные и истребительно-бомбардировочные авиационные эскадры: 2-я (штаб в Дижон- две эскадрильи самолётов «Мираж» 3Е и одна «Мираж» 3В и 3ВЕ); 3-я (Нанси - две эскадрильи «Мираж» 3Е и одна «Мираж» 5Р); 4-я (Люксей - две эскадрильи «Мираж» 3Е); 7-я (Сен-Дизье - три эскадрильи ); 11-я (Туль-Розьер - три эскадрильи «Ягуар» и одна F-100); 13-я (Кольмар -две эскадрильи «Мираж» 3 и одна «Мираж» 5Р). Кроме того, существует 33-я разведывательная авиационная эскадра (Страсбург), имеющая две эскадрильи самолётов «Мираж» 3R и одну «Мираж» 3RD.

В каждой эскадрилье числится по 15 штатных боевых самолётов.

Зарубежная печать сообщает, что истребители-бомбардировщики «Ягуар» 7-й эскадры являются носителями ядерного оружия, а самолёты «Мираж» 3Е 4-й эскадры вооружены УР .

Всего в командовании тактических ВВС имеется до 300 боевых самолётов.

Боевой тактической авиации в составе 2 ТАК нет. Это командование является основой для развёртывания дополнительных частей и подразделений в случае войны.

Командование ПВО ВВС Франции

Основное назначение - прикрыть районы базирования стратегических ядерных сил и наиболее важные адмннистративно-промышленные центры страны от нападения с воздуха. Для удобства управления средствами ПВО при отражении воздушных налётов вся территория Франции разделена на четыре сектора: Северо-Восточный, Северный, Юго-Западный и Юго-Восточный, границы которых в основном совпадают с границами I, II, III и IV военно-воздушных округов соответственно.

Полуавтоматизированная система управления силами и средствами ПВО «Сезар» в настоящее время заменяется автоматизированной системой 2. Как указывалось в иностранной печати, система связана с автоматизированной системой ПВО НАТО «Пейдж» и национальными системами ПВО соседних стран.

К активным силам ПВО относятся истребители-перехватчики и «Мираж» 3С, а также ЗУР малой дальности .

Поданным зарубежной печати, командованию ПВО подчинены следующие истребительные авиационные эскадры: 5-я (штаб в Оранж) - две эскадрильи самолётов «Мираж» F1, 10-я (Крей) -две эскадрильи «Мираж» 3С, 12-я (Камбре) - две эскадрильи «Супер Мистер» 4В2 и 30-я (Реймс) - две эскадрильи «Мираж» F1. В эскадрильях по 15 штатных самолётов.

Для ПВО позиций баллистических ракет и авиабаз самолётов - носителей ядерного оружия развёрнуты 16 зенитных батарей «Кроталь». Для отражения воздушных налётов могут привлекаться истребители из командования тактических ВВС. а также ЗУР и ЗА из состава зенитных средств сухопутных войск.

Транспортное авиационное командование признано осуществлять воздушные переброски войск и военных грузов на 1 ВД в интересах всех видов вооружённых сил. Оно также занимается правительственными перевозками и выполняет задачи поиска и спасения. К его авиационным эскадрам относятся: 61-я (штаб в Орлеане) - три эскадрильи самолётов С-160 , 62-я (Реймс) - две эскадрильи «Норатлас» и 64-я (Эфре-Фовиль)-две эскадрильи самолётов «Норатлас» и одна DC-6B. В эскадрильях числится по 16 самолётов.

Имеется ещё 60-я транспортная эскадра спецназначения (Виллакубле), в которую входят эскадрилья самолётов DC-8F и смешанная эскадрилья (самолёты «Каравелла», «Фалкон», вертолёты ). Она служит для дальних перевозок должностных лиц внутри страны.

В транспортном командовании насчитывается 150 вертолётов (20 «Пума» и 130 «Аллуэтт»), используемых для связи, поиска и спасения.

Командование подготовки кадров ведает обучением личного состава ВВС. Ему подчинены соответствующие военно-учебные заведения.

Лётный состав готовится на самолётах «Фуга Мажистер» (начальная подготовка), Т-33 (основная), «Мистер»4 (повышенная). Совершенствование летной подготовки происходит в строевых частях на двухместных самолётах «Мираж» 3 и «Ягуар».

Профессиональная подготовка офицеров проводится многоступенчато. Младшие офицеры обучаются, например, в штабной школе, старшие офицеры (до подполковника) -в высшей школе ВВС. Дальнейшее повышение знаний по специальности проходит уже в объединённых военно-учебных заведениях вооружённых сил - институте высших исследований национальной обороны и центре высших военных исследований. В командовании до 700 учебно-тренировочных летательных аппаратов, включая лёгкие поршневые самолёты и планеры.

Командование связи и РЭБ занимается организацией связи, калибровки РЛС и ведает вопросами радиоэлектронной борьбы. В его распоряжении имеются несколько самолётов ЕС-57 и «Норатлас» для калибровки РЛС. а также эскадрилья самолётов ЭПД ЕЕ-54 и «Норатлас», действующая с авиабазы Мец.

Командование МТО. На него возложены задачи строительства и ремонта сооружений на авиабазах, а также обслуживание авиационной техники. Оно укомплектовано главным образом инженерно-техническим составом сухопутных войск, который работает под контролем специалистов ВВС.

В составе ВВС имеются и отдельные авиационные подразделения, базирующиеся на заморских территориях. Они вооружены главным образом транспортными самолётами «Норатлас» и вертолётами «Аллуэтт». По данным зарубежной печати, отдельные авиационные эскадрильи дислоцируются в Сен-Дени (о. Реюньон), Дакар (Сенегал). В скором времени подразделения французских ВВС, включающие боевые самолёты F-100D, должны быть выведены с территории Республики Джибути (бывшая Французская территория Афаров и Исса).

Боевая подготовка частей и подразделений организуется как в рамках командований, так и в масштабе округов и страны в целом. Однако нередко отдельные экипажи и эскадрильи ВВС Франции привлекаются к участию в учениях и всевозможных тренировках объединённых вооружённых сил агрессивного блока НАТО.

В последние годы, как об этом сообщалось в зарубежной печати, основное внимание в боевой подготовке авиации уделено развитию таких принципов её применения, как целенаправленность, внезапность, сосредоточение сил на главных направлениях, наступательность, надёжное взаимодействие с сухопутными войсками.

Судя по данным иностранной печати, части и подразделения ВВС содержатся в высокой боевой готовности. На круглосуточном дежурстве, например, находятся около 600 офицеров и 5000 лиц сержантского состава, а если считать офицеров штабов, обслуживающий персонал, то указанные цифры удвоятся. Проведённые учения показали, что 60% сил и средств ВВС могут быть приведены к действию через 3 ч после объявления тревоги.

Боеготовность стратегической авиации проверяется на типовых учениях «Покер», во время которых бомбардировщики «Мираж» 4 производят бомбометание с использованием макетов атомных бомб, летают к целям по маршрутам с переменным профилем, дозаправляются топливом в воздухе. Большое внимание уделяется действию экипажей в условиях постановки различных помех.

Задачи истребительной авиации ПВО отрабатываются в ходе плановых проверок и различного рода учений, например «Датекс», «Гармония». В них истребители и зенитные средства отражают воздушные налёты самолётов «противника», в роли которых часто выступают самолёты из объединённых ВВС НАТО в Европе. При этом информация о воздушном «противнике» в оперативные центры секторов ПВО поступала заранее от центров объединённой системы ПВО НАТО и национальных систем ПВО соседних государств.

Экипажи тактической боевой и транспортной авиации повышали своё мастерство по индивидуальным программам и в составе подразделений в соответствии со спецификой их использования. Средний налёт на лётчика составлял около 200 ч в год. В связи с финансовыми трудностями в 1977 году каждому пилоту боевого самолёта надлежит налётать 15 ч в месяц.

Стрелково-пушечное и ракетное оружие, а также бомбы лётчики учатся применять на полигонах в Саланзара (о. Корсика) и Казо (Ланды).

Командование ПВО получает истребители «Мираж» F1 вместо «Супер Мистер» 4В2.

Транспортная авиация должна пополниться 25-30 тактическими самолётами С-160 «Трансалл». Им уступят место устаревшие самолёты «Норатлас».

Учебно-тренировочные самолёты (заказано 200 единиц) будут поступать на вооружение с осени 1978 года. Командование подготовки кадров предполагает использовать их вместо учебных самолётов Т-33 и «Мистер» 4А.

Что касается средних бомбардировщиков «Мираж» 4, то они должны остаться на вооружении вплоть до 1985 года.

Перспективными планами, как сообщает французская печать, предусматривается иметь в ВВС самолёты «Мираж» 2000. Ожидается, что первые из них поступят в командование ПВО в 1982 году, а с 1985 года ими будут оснащаться и части командования тактических ВВС. Они заменят самолёты «Мираж» ЗR и «Мираж» 3Е. Самолёт «Мираж»2000 рассчитывается на срок службы 5-6 тыс. ч. Вооружение его должно состоять из двух 30-мм скорострельных пушек, двух УР «Матра Супер» R.530 и двух ракет ближнего действия R.550 . С помощью РЛС «Арамис» доплеровского типа самолёт сможет перехватывать воздушные цели, летящие на больших и средних высотах со скоростью до М=3. Полезная нагрузка самолёта 3000 кг. Его проектная максимальная скорость М=2,5, а практический потолок до 30 000 м.