Что значит 8 гексаграмма толкование. Гадание на имя суженого "Мой возлюбленный"

Гексаграмма Би является благоприятным знаком, предвещающим успех, который может наступить в самое ближайшее время. Вам остается только корректировать свое поведение таким образом, чтобы не мешать появлению тех положительных моментов, которые могут сделать жизнь лучше.

Ситуация, символизируемая данной гексаграммой, разворачивается обычно естественным образом, поэтому от человека в данном случае требуются не усилия, чтобы ее «подгонять», а, наоборот, максимальная свобода и доверие к тому, что происходит. Чем сейчас грубее вмешательства, тем хуже будет результат.

Конечно же, это ни в коем случае не подразумевает, что вы должны сидеть сложа руки и ждать с моря погоды. Ваши действия должны основываться на понимании текущего процесса и аккуратного его редактирования.

Гексаграмма Би - признак того, что в скором времени произойдет что-то хорошее. Даже само смысловое название символа указывает на это – «Сближение», и как при всякой радостной встрече к ней необходимо подготовиться. В данном случае имеется в виду, что вам стоит сохранить выдержку, не суетиться раньше времени, не праздновать победу до того, как она произойдет, и ничего не планировать, основываясь только на предположениях, а не фактах.

Чем спокойнее будете ожидать приближение успеха, тем скорее он наступит и пройдет максимально положительно. Тут можно провести аналогию с праздником: часто люди в ожидании праздника так сильно волнуются, что успевают перед важным событием переругаться друг с другом и лишь в самый последний момент начинают судорожно мириться. Такого быть не должно, в противном случае вы сведете на нет все то хорошее, что могло произойти.

Еще один очень важный момент, касающийся полноценного и положительного решения ситуации – сотрудничество. Сейчас желательно привлекать к партнерству тех людей, которым вы доверяете. Причем речь идет не только о том, чтобы они вам помогали. Нет, как раз наоборот, это сотрудничество должно быть минимальным и придерживающимся практики невмешательства, о которой шла речь выше. В данном случае сотрудничество должно исходить из возможности быстрого «усваивания» успеха. То есть – то, что с вами произойдет положительного, должно сразу лечь в основу дальнейшего сотрудничества. И не важно – это будет семья или трудовой коллектив, главное, чтобы пока вы будете на пике успеха, вы успели правильно «вложить» свои ресурсы, и тогда этот успех повторится еще не раз.

Невзирая на то, что эта гексаграмма Би является символом благоприятного периода, все же существует ряд вещей, которые нужно избегать. Это касается азартных игр, необдуманного риска и пренебрежения прямыми обязанностями как в личном плане, так и социальном.


Сближение

Подобное радуется подобному.
Макарий Амвросий Феодосий

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.
ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

Ключевые слова

Соотнесение с разумным. Сравнивание. Верный выбор. Сплочение, единство, взаимная поддержка. Взаимовыручка. Поиск единомышленников. Дружба.

Объяснение структуры

В самом составе объяснение. Вода стремится к земле. Водоемы послушны формам земли. Стихии разрушают стихии, в том числе и наводнения; несогласию - неприятности.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

НАЧАЛЬНЫЙ ИНЬ.

Если кто с добром придет - счастье, кубок согласия наполнен.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Доверяй, но проверяй доверенных, которые должны приходить из твоего же круга, бойся измен.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

В твой лагерь проник изменник, негодяй, от этого будет вред, неприятности. Кубок перевернут, намерения его злы.

ГУА ВЕРХНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Спасение в помощи более мудрого, гуру; возможно, вам будет оказана помощь от Верховного, Всевышнего. Помощь Небес.

ПЯТЫЙ ЯН.

Тактика преследования неприятелей, недругов, мудрая охота. Подчинение вожаку, более мудрому человеку.

ШЕСТОЙ ИНЬ.

Достижение мира, сближения без силовых методов, полюбовно.

Главное в гуа

Верность вечным незыблемым принципам дружелюбия и согласия. В любви - успех.

Основной тезис

Если люди стремятся к сближению, к согласию - на их стороне боги, нужно только доверять приближенным.

Прорицательный аспект

При выпадении знака БИ следует иметь в виду, что это знак позитивный.

Не противься тем, кто стремится сблизиться.
Путь сближения может быть трудным и долгим.
Внутри структуры сближения должен быть доверенный человек.
Пусть напасти следуют одна за другой.
Соблюдай условия всех сделок и договоров.
Уважай время, не упусти нужный час.
В сближении помни о Воде - она не оставляет зазоров между собой и тем предметом, по которому проходит.
Опирайся на помощь и поддержку единомышленников.
Поощряй доверенных обнародованием своего признания.
Теряя на пути охоты дичь, не вгоняй подданных в страх - будет и новая охота.
Твердость обоснованна, ибо единственная янская черта - на своем месте.

Соответствие с Таро

Знак БИ с Таро связывает Аркан XXI - Аркан гармонии, дружбы и поворота к лучшим временам. Но здесь могут рассматриваться равно и Аркан VI, Возлюбленный, и мудрое наставничество Аркана V, Верховный Жрец.

Аркан XXI учит нас тому, что в основе мира лежит радость, но предостерегает, говоря о том, что нужно стремиться к творческой мудрости, а не просто к радости. Радость, порождаемая истиной, и Вера, порождаемая радостью, - ключ Аркана, это Аркан очень сильных вибраций. Мир - это мир со всех точек зрения: духовный мир, умиротворение плоти, осуществление желаний в полной мере, обретение мира как такового и в социальной среде, и в личной жизни - обретение, в частности, своей половинки.

Идеи выбора - в ведении Аркана VI, Возлюбленный. Вечно стоит человек между добром и злом, пороком и добродетелью, но есть смысл твердо усвоить истину: Бог и Сатана могут оказывать влияние на человека в такой степени, в которой он им это позволяет. Если дать волю порокам, то некая сила может увлечь нас настолько, что будет поздно вернуться назад. Есть ангельские силы и силы демонические, увлекающие нас в глубины темноты и мрака духа, боли и несчастий. Возлюбленный означает благоразумие или верный шаг в трудных условиях. Он олицетворяет закон Аналогии в абсолютном определении. Человек должен взять на себя ответственность за то, что его вечно ведут соблазны. Только осознав это, он может и должен измениться. Ведь и заблуждение, как все остальное, было также создано Богом. Человек не должен жалеть себя, совершая грехопадение, ибо жалость служит подтверждением ошибочности пути. Но и излишняя строгость к заблудшим неуместна - вспомните притчу о блудном сыне. Выбор в пользу миролюбия, согласия, золотой середины - вот ключ к сближению, к согласованию любого уровня. А руководитель - гуру, олицетворяемый Верховным Жрецом в Таро, - необходимое и достаточное условие этого выбора.

При сближении - СРАВНЕНИЕ. При сравнении обязательно будет то, о чем заботятся, сравнивая, поэтому принимают это посредством знака ДЕВЯТОГО, СЯО ЧУ, НАКОПЛЕНИЕ МАЛОГО (ЗАБОТА О МАЛОМ).

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Успех - в сближении с нужными, важными людьми, с лидерами в той или иной сфере бытия. Пути сближения могут быть непростыми, но те, кому выпал этот знак в раскладе, должны помнить, что в одиночку они ничего не смогут достичь. Их путь - сближение, контакты. В политической борьбе возможен большой успех.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Соблюдение, неукоснительное следование всем пунктам соглашений и договоров. При заключении новых контрактов - консультация юриста. Пунктуальность, требовательность, внимание к мелочам, нюансам.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Обязательно стремиться к контакту, полнейшему доверию в отношениях - эта возможность есть. Но все в свое время. Поощрение доверенных лиц и подчиненных не только на словах, но и материально. Но от души и по заслугам.

Гексаграмма Би в любовном раскладе И-цзин является очень благоприятным знаком поскольку указывает на то, что ваши ожидания в самое ближайшее время сбудутся. Например, если вы мечтаете о том, чтобы объект ваших желаний обратил на вас внимание – то так и будет, или если желаете, чтобы ваши любовные отношения перешли на новый уровень – и это сбудется. Но в толковании гексаграммы Би есть один важный момент – вы должны постараться не мешать тем положительным событиям в вашей жизни, которые будут происходить. Не спешите «улучшить» ситуацию, не давите на нее, иначе все испортите. Например, если любовный расклад И-цзин проводится на мужчину, то гексаграмма Би может указывать на то, что ваши отношения станут более глубокими и тесными, но если вы сами попытаетесь навязать себя мужчине, заставить его что-то сделать, то полностью перечеркнете весь положительный эффект. Так что гексаграмма Би напоминает – идет положительная волна успеха, но вы должны дать ей возможность реализоваться естественным образом.

Появление гексаграмма Би в любовном раскладе И-цзин говорит о том, что настал период, когда вам нужно целиком и полностью довериться своей судьбе. Кстати, при определенном контексте любовного гадания И-цзин это также может означать, что человек, на которого проводится гадание, вам доверяет и относится к вам весьма положительно, и даже, не против углубить ваши отношения. И, конечно же, если задавался вопрос об измене, то ответ - вас в ней не подозревают, также и ваша собственная ревность напрасна.

Смысловой перевод гексаграмма Би означает «сближение», что, естественно, в любовном гадании И-цзин указывает на то, что вы еще ближе сблизитесь с тем, кого любите. Особенно это важно, если любовный расклад И-цзин проводится в ситуации острого конфликта, в таком случае гексаграмма Би говорит о том, что все очень быстро наладится и наступит примирение.

Обратите внимание, что гексаграмма Би также символизирует ситуацию, когда необходимо укреплять отношения с теми, кто вам дорог и к кому вы испытываете симпатию. Например, с вашими подругами и друзьями. Так вы не только найдете в их лице хороших советчиков, но и убережете себя от зависти и даже от попыток помешать вашему счастью. Ведь не секрет, что довольно часто случается, что ваши друзья также влюбляются в тех, кто вам понравился, и потом ведут себя, мягко говоря, некрасиво. Вот гексаграмма Би и предупреждает заранее укрепите связи со своими «союзниками».

Также имейте в виду, хоть в любовном раскладе И-цзин гексаграмма Би является символом благоприятного периода, все же существует ряд вещей, которые нужно избегать. И в первую очередь это необдуманные поступки, резкие вспышки ревности, попытки давить на тех, кого вы любите и кто любит вас, и, особенно гексаграмма Би предупреждает от увлечения случайными связями – от простых встреч до курортных и служебных романов.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик

Канонический текcт

Счастье. Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Хулы не будет. Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему — несчастье.

  1. Обладание правдой — приближайся к нему. — Хулы не будет. Обладание правдой — наполнение кувшина: в конце концов наступает. — Будет счастье и для других.
  2. Приближайся к нему изнутри. — Стойкость — к счастью.
  3. Приближайся к нему — злодей.
  4. Внешне приближайся к нему. — Стойкость — к счастью.
  5. Явленное приближение. Царю (на охоте) надо ставить загонщиков (лишь с) трех (сторон) и отпускать дичь, которая уходит вперед. — (Если) не ставить ограничений горожанам, (то будет) счастье.
  6. Приближение к нему — лишено главного. — Несчастье.

Достижение победы — завоевание — это лишь момент, результат которого должен быть закреплен. Действие, направленное на закрепление победы, характеризует данную ситуацию. Оно состоит во взаимном сближении победителя и завоеванной им области, которое возможно потому, что победа обозначает уничтожение и подчинение всего того, что чуждо, что не способно к сближению. Для последнего здесь необходимо поставить правильный прогноз будущего развития, причем речь пока идет не столько о достижении благосостояния завоевываемой области, сколько о предотвращении внешних сил, действующих разрушительно. Если для предыдущей ситуации момент победы является последним моментом, то для данной ситуации он выступает в роли ее начала. В нем те изначальные соотношения, которые подлежат стойкому сохранению на все будущее. Так дело обстоит с точки зрения того, к кому (оно) приближается. Для тех же, которые приближаются к нему, необходимо иметь в виду то, что в данной ситуации возможно самое благотворное сближение, которым должны воспользоваться сразу же все способные к сближению. Опоздание в таких условиях равносильно отказу, равносильно превращению из соучастника победы в побежденного и разбитого. — В процессе познания, пока новое знание еще не достигнуто, приходится проделывать различные действия для его достижения. Тут и противопоставление знания незнанию, и приведение в стройность хаоса переживаний, и проникновение в пока недоступную стихию еще не познанного, и отграничение от случайных, мешающих представлений. Но вот познание завоевано. Это значит, что все эти действия доведены до положительного результата. Тогда в области познания все родственное ей достижимо, ничто чуждое ей не препятствует. Возможно и нужно сближение нового, высшего познания с прежде познанным. То, что сохраняет в последнем силу убедительности, несмотря на достижение нового познания, стоящего на высшей ступени, сразу же объединяется с ним в единую систему знания. Те же познания предыдущих ступеней, которые в данный момент являются опоздавшими, т. е. уже не пригодными, обречены на гибель. Такова промежуточная ситуация между завоеванием победы и будущим воспитательным действием ее. Текст выражает это так: Приближение. Счастье. Вникни в оракул, и от изначальной вечной стойкости хулы не будет. Не лучше ли сразу прийти? Кто опоздает, тому — несчастье.

1

Самый далекий от победителя и в то же время самый податливый круг подчиненных лишен возможности самостоятельно действовать. Он самым интенсивным образом стремится приблизиться к победителю, ибо в нем особенно чувствуется удаление от победителя, который (принимая во внимание предыдущий комментарий) предстает здесь как носитель нового, истинного познания: как «обладатель правды». Отношения здесь, в начале сближения, еще чрезвычайно просты, лишены вычурности и искусственности. Поэтому «обладатель правды» полон ею, как простой бесхитростный глиняный кувшин полон водой. Не во внешности его дело, а в его содержании. Каждый приближающийся к нему, даже действуя ради себя самого, совершает все же то, чего требует ситуация. Поэтому, приходя к нему безоговорочно, до конца, он созидает счастье не только для себя, но также и для других. Пассивно храня свое знание, он включается вместе с ним во всю систему вновь завоеванного уровня миропонимания и образует для последнего как бы границу, оформляющую его. В этом полезное действие простого человеческого рассудка, здравого смысла, который заменяется иными типами познания на дальнейших этапах. Текст выражает это следующими словами: В начале слабая черта. Приближайся к тому, кто обладает правдой. Хулы не будет. Он полон правдой, как наполненный кувшин. Полностью придешь к нему, и будет счастье и для других.

2

То приближение, которое мыслится здесь, — это не внешняя, не чисто пространственная близость, а сближение по существу, для которого определяющим является лишь внутреннее созвучие. Поэтому в процессе данной ситуации в первую очередь учитывается ее ритм и созвучия данного ритма. Мы уже неоднократно видели, что процесс, выраженный в той или иной гексаграмме, представляет собою ритм двух волн, в которых вторая и пятая позиции выражают высшие точки развития каждой волны. Поэтому между ними существует такое именно внутреннее сродство. Здесь оно еще поддержано противоположностью сил Света (5) и Тьмы (2), а, следовательно, и их взаимным тяготением. При всем этом здесь обе эти силы занимают свои позиции нормально. Поэтому именно между ними, возможно, самое правильное, самое плодотворное сближение. Если в нем вся суть данной гексаграммы, то в данной черте она выражена более всего по существу лишь в понятиях, тогда как ее образная разработка в представлениях будет показана в тексте пятой черты. Здесь также отмечается тот момент в познании, который характеризуется страстью, тяготением к познанию, но также и полной возможностью реализовать это тяготение. Оно есть, и ничто ему не препятствует. Последнее даже выражается чисто графически: ведь между второй чертой (субъект желания) и пятой (объект желания) нет сильных, могущих оказывать сопротивление черт. Однако на данном этапе имеется в виду лишь приближение, но еще не достижение объекта желания. И если для пятой позиции, как увидим, будет характерно полное и совершенное познание, то для данной — лишь стремление к нему и обладание им не реально, а лишь в идеале. Последнее, все же, возможно, потому что грань между внутренним и внешним здесь уничтожена силой созвучия и взаимного тяготения их. Эти мысли здесь даны лишь в намеке весьма скупого текста, но они несомненно вытекают из всей системы памятника и необходимы для достойного насыщения не в меру лаконичного текста: Слабая черта на втором месте. Приближайся к нему изнутри. Стойкость — к счастью.

3

Стремление к объекту — высшему идеалу — остается и здесь, но более благоприятные условия уже миновали. Речь здесь идет об опоздавших, о которых говорится в тексте самой гексаграммы. Уже само стремление есть сила, а наличие силы необходимо вызывает противоборство. Так субъект здесь лицом к лицу противостоит всем отрицательным силам, которые в комментаторской литературе иногда рассматриваются как инфернальные. Это выражено и в том, что здесь налично лишь стремление к идеалу при полной невозможности осуществления его, ибо качества, столь благотворно действовавшие на предыдущий ступени: созвучие, нормальность, сосредоточенность, полностью отсутствуют здесь. Последняя возможна лишь на второй и на пятой (центральной в триграмме) ступенях, первая же и вторая — на данной позиции отсутствуют: и третья и шестая позиции заняты однородными и поэтому несозвучными силами, и третья, нечетная позиция занята не по норме слабой чертой. Это вложено в слова лаконичного текста: Слабая черта на третьем месте. Приближаешься к нему, но он не тот.

4

После пережитого кризиса приближение опять возможно, однако внутреннее сродство уже не восстановимо. Для него время уже упущено. И единственное, что здесь возможно, — это внешняя, пространственная близость, которая в данных условиях тоже значима. — Если речь была о внутреннем сродстве понятий, то теперь дело идет о близости их сопоставления. При этом, конечно, грани сопоставленных понятий разделяют их, как и соединяют, т.е. «сближают». Для удачи здесь нужно лишь стойкость сохранения такого status quo. Древнейшая комментаторская традиция считает эту близость близостью к правителю его советников, между которыми она может поддерживаться не в силу внутреннего созвучия, а лишь в силу подчинения советников верховной власти. В тексте читаем только: Слабая черта на четвертом месте. Внешнее приближение к нему. Стойкость — к счастью.

5

Если в предыдущем приближение рассматривалось со стороны тех, которые приближаются, то теперь оно рассматривается со стороны того, к кому приближаются. Этот объект приближения выражен единственной световой чертой, к которой, в силу полярности, тяготеют все остальные. Здесь достаточно одного качества этого объекта, его явности, которое сообщает оттенок явности всему процессу приближения. Однако это не пассивное допущение бесформенного и вольного приближения, а совершенно определенное оформление свободы приближающихся. Оно выражено в образах, заимствованных из обрядов древнего Китая. Как на это указывает один из значительных комментаторы — сунский Чэн И-чуано, уже при династии Чжоу существовал культовый обряд царской охоты, при котором загонщики ставились лишь с трех сторон поля. Четвертая же сторона бывала, открыта, и дичь, которая бежала от охотящегося царя, могла свободно избежать смерти. Таким образом, оказывались убитыми лишь те животные, которые шли прямо на охотника, которым «жизнь не была нужна» и они «сами отдавали ее ему». Полагали, что такое действие царя является сильно действующим прообразом для всего населения, что оказываются излишними всякие запреты. Так выражена эта свобода, оформленная все же рамками необходимости. Сравнительно распространенный текст выражает это в следующих словах: Сильная черта на пятом месте. Явленное приближение. Царю следует ставить загонщиков лишь с трех сторон и упускать дичь, которая впереди. Тогда для горожан не будет запретов. Счастье.

6

Последняя ступень указывает на некоторое переразвитие. Таково и переразвитие приближения. В нем утрачено ощущение объекта приближения, и остается лишь само приближение неизвестно к чему. Одно бесцельное стремление. Безвыходность этого состояния в лаконичной фразе текста выражена так: Наверху слабая черта. Приближение к нему лишено главного. Несчастье.

Внешнее — Погружение, внутреннее — самоотдача. В Погружении Ян еще заключен в оболочку Инь, но при полной самоотдаче этот процес уже может означать приближение к Абсолюту. А поскольку он проявляется в виде случайностей, то следует дать им возможность влиять на вашу жизнь. Так можно загонять дичь со всех сторон и при этом ее судьба будет предопределена, а можно предоставить случаю решать исход охоты: царю на охоте надо ставить загонщиков лишь с трех сторон и отпускать дичь, которая уходит вперед. Однако для совершенномудрого такого приближения недостаточно, ему необходимо более полное познание Абсолюта — простое приближение к нему лишено главного.

Интерпретация Хейслип

Сейчас все худшее уже позади. Но нерешенными остались еще некоторые трудные проблемы. Успех будет сопутствовать вам, только если вы будете действовать в сотрудничестве с другими людьми, а потому не избегайте общих дел, старайтесь участвовать в них. Не нужно пренебрегать и своими обязанностями. Будьте верны себе, ведь взаимопонимание и уважение так же необходимо в отношениях между любящими друг друга людьми, как и между учителем и учеником. Прислушайтесь к советам своих друзей, и своего начальства; от этого во многом зависит исполнение ваших желаний. Совсем неподходящее время для азартных игр.

Самое худшее уже позади, но кое-какие трудные проблемы еще сохранились. Участвуйте в общих делах, успех ожидает вас в сотрудничестве с другими.

Храните верность, не пренебрегайте своими обязанностями. Любящие друг друга точно так же нуждаются во взаимном уважении и понимании, как учитель и ученик.

Исполнение желаний во многом зависит от того, как вы воспользуетесь советами начальства и друзей. Для азартных игр время не подходящее.

Достижение победы — завоевание — это лишь момент, результат которого должен быть закреплен. Действие, направленное на закрепление победы, характеризует данную ситуацию.

Оно состоит во взаимном сближении победителя и завоеванной им области, которое возможно потому, что победа обозначает уничтожение и подчинение всего того, что чуждо, что не способно к сближению. Для последнего здесь необходимо поставить правильный прогноз будущего развития, причем речь пока идет не столько о достижении благосостояния завоевываемой области, сколько о предотвращении внешних сил, действующих разрушительно.

Если для предыдущей ситуации момент победы является последним моментом, то для данной ситуации он выступает в роли ее начала. В нем те изначальные соотношения, которые подлежат стойкому сохранению на все будущее. Так дело обстоит с точки зрения того, к кому [оно] приближается. Для тех же, которые приближаются к нему, необходимо иметь в виду то, что в данной ситуации возможно самое благотворное сближение, которым должны воспользоваться сразу же все способные к сближению.

Опоздание в таких условиях равносильно отказу, равносильно превращению из соучастника победы в побежденного и разбитого. — В процессе познания, пока новое знание еще не достигнуто, приходится проделывать различные действия для его достижения. Тут и противопоставление знания незнанию, и приведение в стройность хаоса переживаний, и проникновение в пока недоступную стихию еще не познанного, и отграничение от случайных, мешающих представлению.

Но вот познание завоевано. Это значит, что все эти действия доведены до положительного результата. Тогда в области познания все родственное ей достижимо, ничто чуждое ей не препятствует. Возможно и нужно сближение нового, высшего познания с прежде познанным.

То, что сохраняет в последнем силу убедительности, несмотря на достижение нового познания, стоящего на высшей ступени, сразу же объединяется с ним в единую систему знания. Те же познания предыдущих ступеней, которые в данный момент являются опоздавшими, т. е. уже не пригодными, обречены на гибель. Такова промежуточная ситуация между завоеванием победы и будущим воспитательным действием ее. Текст выражает это так:

Приближение. Счастье. Вникни в оракул, и от изначальной вечной стойкости хулы не будет. Не лучше ли сразу прийти? Кто опоздает, тому — несчастье.

Самый далекий от победителя и в то же время самый податливый круг подчиненных лишен возможности самостоятельно действовать. Он самым интенсивным образом стремится приблизиться к победителю, ибо в нем особенно чувствуется удаление от победителя, который (принимая во внимание предыдущий комментарий) предстает здесь как носитель нового, истинного познания: как «обладатель правды».

Отношения здесь, в начале сближения, еще чрезвычайно просты, лишены вычурности и искусственности. Поэтому «обладатель правды» полон ею, как простой бесхитростный глиняный кувшин полон водой. Не во внешности его дело, а в его содержании. Каждый приближающийся к нему, даже действуя ради себя самого, совершает все же то, чего требует ситуация. Поэтому, приходя к нему безоговорочно, до конца, он созидает счастье не только для себя, но также и для других. Пассивно храня свое знание, он включается вместе с ним во всю систему вновь завоеванного уровня миропонимания и образует для последнего как бы границу, оформляющую его. В этом полезное действие простого человеческого рассудка, здравого смысла, который заменяется иными типами познания на дальнейших этапах. Текст выражает это следующими словами:

В начале слабая черта. Приближайся к тому, кто обладает правдой. Хулы не будет. Он полон правдой, как наполненный кувшин. Полностью придешь к нему, и будет счастье и для других.

То приближение, которое мыслится здесь, — это не внешняя, не чисто пространственная близость, а сближение по существу, для которого определяющим является лишь внутреннее созвучие. Поэтому в процессе данной ситуации в первую очередь учитывается ее ритм и созвучия данного ритма. Мы уже неоднократно видели, что процесс, выраженный в той или иной гексаграмме, представляет собою ритм двух волн, в которых вторая и пятая позиции выражают высшие точки развития каждой волны. Поэтому между ними существует такое именно внутреннее сродство. Здесь оно еще поддержано противоположностью сил Света (5) и Тьмы (2), а, следовательно, и их взаимным тяготением. При всем этом здесь обе эти силы занимают свои позиции нормально. Поэтому именно между ними, возможно, самое правильное, самое плодотворное сближение. Если в нем вся суть данной гексаграммы, то в данной черте она выражена более всего по существу лишь в понятиях, тогда как ее образная разработка в представлениях будет показана в тексте пятой черты.

Здесь также отмечается тот момент в познании, который характеризуется страстью, тяготением к познанию, но также и полной возможностью реализовать это тяготение. Оно есть, и ничто ему не препятствует. Последнее даже выражается чисто графически: ведь между второй чертой (субъект желания) и пятой (объект желания) нет сильных, могущих оказывать сопротивление черт. Однако на данном этапе имеется в виду лишь приближение, но еще не достижение объекта желания. И если для пятой позиции, как увидим, будет характерно полное и совершенное познание, то для данной — лишь стремление к нему и обладание им не реально, а лишь в идеале. Последнее, все же, возможно, потому что грань между внутренним и внешним здесь уничтожена силой созвучия и взаимного тяготения их. Эти мысли здесь даны лишь в намеке весьма скупого текста, но они несомненно вытекают из всей системы памятника и необходимы для достойного насыщения не в меру лаконичного текста:

Слабая черта на втором месте. Приближайся к нему изнутри. Стойкость — к счастью.

Стремление к объекту — высшему идеалу — остается и здесь, но более благоприятные условия уже миновали. Речь здесь идет об опоздавших, о которых говорится в тексте самой гексаграммы. Уже само стремление есть сила, а наличие силы необходимо вызывает противоборство. Так субъект здесь лицом к лицу противостоит всем отрицательным силам, которые в комментаторской литературе иногда рассматриваются как инфернальные.

Это выражено и в том, что здесь налично лишь стремление к идеалу при полной невозможности осуществления его, ибо качества, столь благотворно действовавшие на предыдущий ступени: созвучие, нормальность, сосредоточенность, полностью отсутствуют здесь. Последняя возможна лишь на второй и на пятой (центральной в триграмме) ступенях, первая же и вторая — на данной позиции отсутствуют: и третья и шестая позиции заняты однородными и поэтому несозвучными силами, и третья, нечетная позиция занята не по норме слабой чертой. Это вложено в слова лаконичного текста:

Слабая черта на третьем месте. Приближаешься к нему, но он не тот.

После пережитого кризиса приближение опять возможно, однако внутреннее сродство уже не восстановимо. Для него время уже упущено. И единственное, что здесь возможно, — это внешняя, пространственная близость, которая в данных условиях тоже значима. — Если речь была о внутреннем сродстве понятий, то теперь дело идет о близости их сопоставления. При этом, конечно, грани сопоставленных понятий разделяют их, как и соединяют, т.е. «сближают». Для удачи здесь нужно лишь стойкость сохранения такого status quo. Древнейшая комментаторская традиция считает эту близость близостью к правителю его советников, между которыми она может поддерживаться не в силу внутреннего созвучия, а лишь в силу подчинения советников верховной власти. В тексте читаем только:

Слабая черта на четвертом месте. Внешнее приближение к нему. Стойкость — к счастью.

Если в предыдущем приближение рассматривалось со стороны тех, которые приближаются, то теперь оно рассматривается со стороны того, к кому приближаются. Этот объект приближения выражен единственной световой чертой, к которой, в силу полярности, тяготеют все остальные. Здесь достаточно одного качества этого объекта, его явности, которое сообщает оттенок явности всему процессу приближения. Однако это не пассивное допущение бесформенного и вольного приближения, а совершенно определенное оформление свободы приближающихся.

Оно выражено в образах, заимствованных из обрядов древнего Китая. Как на это указывает один из значительных комментаторы — сунский Чэн И-чуано, уже при династии Чжоу существовал культовый обряд царской охоты, при котором загонщики ставились лишь с трех сторон поля. Четвертая же сторона бывала, открыта, и дичь, которая бежала от охотящегося царя, могла свободно избежать смерти. Таким образом, оказывались убитыми лишь те животные, которые шли прямо на охотника, которым «жизнь не была нужна» и они «сами отдавали ее ему». Полагали, что такое действие царя является сильно действующим прообразом для всего населения, что оказываются излишними всякие запреты. Так выражена эта свобода, оформленная все же рамками необходимости. Сравнительно распространенный текст выражает это в следующих словах:

Сильная черта на пятом месте. Явленное приближение. Царю следует ставить загонщиков лишь с трех сторон и упускать дичь, которая впереди. Тогда для горожан не будет запретов. Счастье.

Последняя ступень указывает на некоторое переразвитие. Таково и переразвитие приближения. В нем утрачено ощущение объекта приближения, и остается лишь само приближение неизвестно к чему. Одно бесцельное стремление. Безвыходность этого состояния в лаконичной фразе текста выражена так:

Наверху слабая черта. Приближение к нему лишено главного. Несчастье.