Год изобретения в америке первой пишущей машинки. Печатные машинки ушли в историю

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее.

Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.


Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.


Принцип работы одной из модификаций печатных машинок Williams Typewriter demonstration

Старая открытка - девушка с пишущей машинкой

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.


Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

Принцип работы индексной печатной машинки The Mignon Index Typewriter – 1905

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН.

Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

28.09.2016

Статья про самые первые изобретения человека, благодаря которым появилось книгопечатание, навсегда заменившие рукописный способ создания книг.
Про то, зародилась типографская машина. и как изменилась на сегодняшний день благодаря прогрессу.

Между тем присяжный библиотекарь Университета Андри Мюнье прошептал на ухо придворному меховщику Жилю Лекорню:
Уверяю вас, сударь, что это светопреставление. Никогда ещё среди школяров не наблюдалось такой распущенности, и всё это наделали проклятые изобретения: пушки, кулеврины, бомбарды, а главное книгопечатание, эта новая германская чума. Нет уж более рукописных сочинений и книг. Печать убивает книжную торговлю. Наступают последние времена.
Это заметно и по тому, как стала процветать торговля бархатом, – ответил меховщик.

(В.Гюго, «Собор парижской Богоматери»)

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Как известно, первые книги переписывались вручную. Работа эта была долгой, кропотливой и, в конечном счёте, позволить себе книги могли только очень богатые люди или монастыри, в которых обычно и занимались копированием рукописей. Разумеется, пытливый человеческий ум искал способы сделать эту работу быстрее. Например, иногда текст вырезали на досках, которые смазывали краской и, наложив сверху лист бумаги, тёрли его мягкой щёткой. Называлось это ксилографией и, хотя большого распространения эта технология не получила, от неё оставался один шаг до «настоящей» полиграфии, т. е. до наборного шрифта из отдельных букв.

Многие считают, что метод высокой печати с помощью наборного шрифта изобрёл Гутенберг в XV в . Но на самом деле принцип такой печати был известен давным-давно, например, в середине XI в. китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины. Корейцы, в свою очередь, претендуют на звание изобретателей металлического наборного шрифта из бронзы. Но в итоге в странах Востока этот способ печати не нашёл широкого применения из-за огромного количества иероглифов.

Европейцы долго запрягали, зато, благодаря алфавитной системе письма, поехали очень быстро. Собственно, сама идея – сделать выпуклые буковки, собрать текст, намазать их краской и прижать к ним лист бумаги – лежала на поверхности. Почему же столько веков европейцы упорно переписывали книги от руки? Потому что, как это часто бывает, этот способ прост и лёгок только на первый взгляд – скоро-то, как известно, сказки сказываются, а вот дело… На изобретение книгопечатания с помощью наборного шрифта, помимо Гутенберга, были и другие претенденты (в Голландии, Италии), но довести его до ума сумел только он.

Иоганн Гутенберг

Гутенбергу удалось первому в Европе отработать ТЕХНОЛОГИЮ печати. То есть подобрать состав краски – чтобы она была не жидкой и не слишком густой. Разработать оснастку, с помощью которой закрепляются литеры. Материал для их изготовления. Станок, на котором процесс идёт достаточно быстро и, в то же время, качественно. В общем, те, кто имеют дело с промышленностью, согласятся, что Гутенбергом был проделан титанический труд. Тем более, что информацию для этого тогда добыть было нелегко: ни погуглить, ни даже в библиотеку не пойти: то есть можно было, конечно, дойти до местного монастыря и задать сакраментальный вопрос «где тут у вас библиотека?» Но хранились там в основном труды совсем другого рода, как сейчас сказали бы – гуманитарного характера.


Печатный станок Иогана Гутенберга

К тому же гениальный изобретатель, как это обычно бывает, испытывал финансовые трудности… Но не будем о грустном. Несмотря на все препятствия, он создал (то есть не просто нарисовал, а отлил в металле!) несколько различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику, несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии: они известны как 36-строчная и 42-строчная Библия – столько строк было на каждой страницу. Именно с 42-строчной Библии (первая половина 1450-х годов) и ведут обычно начало книгопечатания ввиду высокого качества получившейся книги по сравнению с предшествующими изданиями.


Музейный экземпляр знаменитой 42-строчной Библии

И с этого момента начинается стремительное распространение книгопечатания – во многом благодаря религиозным спорам между католичеством и протестантизмом. Разумеется, находились у него и противники: например, во Франции Сорбонна пыталась наложить запрет на книгопечатание. Вот тебе и гнездо учёности… На родине демократии, то бишь в Англии, количество типографий поначалу было ограничено.

В конце XV века, уже после смерти Гутенберга некий немецкий клирик написал трактат "В похвалу переписчикам", в котором объяснял, в частности, что переписывание книг от руки является добродетелью, поскольку в процессе работы монах может делать перерывы для молитвы. Но так как свои мысли он хотел донести до максимального количества людей, то и трактат свой не написал от руки, а напечатал.

Так или иначе, технология книгопечатания вырвалась на простор. Нам трудно представить себе информационный взрыв, который обеспечила эта технология: пожалуй, только стремительное распространение интернета в последние годы даёт некоторое представление об этом.

Дорогущие рукописные фолианты, доступные единицам, сменились сотнями и тысячами книг. Появилась возможность тиражировать учебники и даже издавать научные журналы. Но от станка Гутенберга до современных технологий печати – дистанция огромного размера .

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНА

Перечисленные ранее способы печати были основаны на ручном труде. Устройства, на которых печатали в те времена, можно было называть станком или прессом, но на дворе наступала эпоха машинной промышленности – и почему полиграфия должна была отставать от прочих отраслей? Чтобы сделать печать ещё более производительной и доступной, нужна была именно машина (правда, по-английски многие печатные машины и до сих пор именуются press, но это слово характеризует лишь процесс печати, при котором необходимо оказывать давление).

И взялся за эту задачу скромный немецкий работник типографии Фридрих Кёниг. Идея о создании такой машины пришла ему в далёком 1802 году. Он хотел, чтобы машина выполняла большую часть операций, которые печатник делал вручную. Правда, саму машину он представлял себе пока что как старый добрый ручной пресс в комплекте, как сказали бы сейчас, с опциями, механизирующими нанесение краски на форму, подачу чистых листов и удаление запечатанных, отвод формы и т. д. Соответственно, в конструкции были такие архаичные детали, как деревянный зубчатый привод. Зато красочный аппарат был уже вполне продвинутый: валики, часть из которых имела металлическую поверхность, а часть была обтянута кожей.


Фридрих Кёниг

В 1803 году Кёниг пытается реализовать свою идею в железе и дереве. Но получить работающую машину ему тогда не удалось: в Германии было не развито машиностроение (да, и Берлин не сразу строился) – вот как давно это было! Да и местные полиграфисты не горели желанием содействовать прогрессу. Не сумев стать пророком в своём отечестве, Фридрих стал искать возможность для реализации своей идеи за границей. Некоторое время он долго и мучительно разрывался между двумя направлениями: Россией и Англией. И он почти решился ехать в Англию… Но в 1806 году вдруг принял решение отправиться в Санкт-Петербург. Да, первая печатная машина могла быть построена в России!

По прибытии он поселился у друга юности, который оказался, ни более, ни менее, царским медиком. Думаете, это помогло? Как бы не так. Царь был вечно занят: рулить государством – это вам не игрушки всякие… После долгих месяцев ожидания изобретателю сообщили, что царь с его предложением ознакомился. И предлагает ему возглавить строительство типографии для печати школьных учебников. Но… царь был против «эксперимента». Кёниг отказался от предложения, забрал чертежи и покинул Россию. Закономерно – но всё равно обидно:(В итоге строительство печатной машины началось там, где была и потребность в ней, и возможность её создания, то бишь в мастерской мира.

Именно в Англии в 1810 году Кёниг получил патент на печатную машину – это было уже совсем другое устройство! Целиком металлическое и с новой конструкцией – изобретатель смог отойти от идеи «роботизировать» ручной пресс. Надо отметить, что в создании новой конструкции ему помог другой Фридрих – магистр математики Бауэр, который стал его компаньоном.

В 1811 году они представили публике действующий агрегат, но восторга у специалистов не вызвали: скорость работы, по сравнению с ручной, выросла с 240 листов в час всего лишь до 400. Кёниг напрягся – и опять придумал новый механизм, на основе вращающегося цилиндра. Надо сказать, что именно на этой основе построено большинство печатных машин до сегодняшнего дня. В конце того же года компаньоны «выкатили» новую модель со вдвое увеличенной скоростью работы.


Печатная машина Фридриха Кёнига

Увидев новую конструкцию, владелец «Таймс» Джон Вальтер сказал: «Дайте две!» Их монтаж начался летом 1814 года в соседнем с типографией здании, причём в обстановке полной секретности. Джон до последнего скрывал от рабочих свой коварный план: ещё совсем недавно в стране бушевали луддиты, разрушавшие машины, и британские трудящиеся наглядно показали, что без боя свои интересы не сдают. В знаменательный день (вернее, ночь с 28 на 29 ноября 1814 года) печатникам предложили малость отдохнуть, поскольку редакция газеты якобы ждёт важной новости… а в 6 утра Вальтер огорошил их известием: тираж уже готов! Он был напечатан силой пара со скоростью 1100 листов в час. Кстати, в этом номере одна их статей радовала читателей тем, что они держат в руках плод технического прогресса.

Компания, основанная Кёнигом и Бауэром, существует до сих пор: это германская КВА. И она до сих пор производит печатные машины.

В общем, книгопечатание – одно из величайших изобретений за всю историю человечества, двинувшее вперёд технический и общественный прогресс.

Как это делается теперь

Прогресс не стоит на месте: процесс печати непрерывно совершенствовался. В начале ХХ века в США была изобретена офсетная печать: это способ печати, при котором изображение (то есть краска) с формы переносится не прямо на бумагу, а сначала попадает на промежуточное резиновое полотно. До недавнего времени офсет был преобладающим способом нанесения изображения на бумагу. Но и его господство пошатнулось благодаря цифровой печати. Именно цифровые машины используются в нашей типографии.

Прежде цифровую печать представляли примерно так:

…путешественники побывали на книжной фабрике, где делались самые различные книги: маленькие и большие, тоненькие и толстые, книжки-картинки и книжки-игрушки в виде ширмочек, гармошек, катушек, плетушек... Здесь работали десятки типографских машин. Стоило сунуть в отверстие такой машины принесённую писателем рукопись и сделанные художником рисунки, как сейчас же из другого отверстия начинали сыпаться готовые книжки с картинками. В этих машинах печатание производилось электрическим способом, который заключался в том, что типографская краска распылялась внутри машины специальным пульверизатором и прилипала к наэлектризованной бумаге в тех местах, где должны были находиться буквы и картинки. Этим и объяснялась быстрота изготовления книг.
(Н. Носов, «Незнайка в Солнечном городе»)

Процесс в этой детской книге описан совсем просто и не совсем верно – хотя идея понятна. Для начала, рукопись ещё нельзя просто запихнуть в машину – придётся подготовить файл: самостоятельно или с помощью специально обученных людей, которые превратят ваши гениальные идеи в удобочитаемый текст с потрясающими картинками. И, если надо, подумают, как сделать вашу продукцию в виде ширмочки, гармошки и т. д.

А уж готовый файл можно просто отправить на печатную машину. Как много стоит за этим «просто»! О тяжёлом пути первопроходцев на пути создания полиграфической техники мы уже немного знаем. Думаете, создание цифровой техники в середине ХХ века пошло как по маслу? Ничуть не бывало.

(да, его предки были из Швеции:)) – это просто волощение американской мечты. Нищее детство, работа с ранних лет, скитания их штата в штат… И при этом – твердокаменное желание выучиться и стать учёным-изобретателем. Со школьных лет он мечтал, когда вырастет, заняться тем, что сейчас называется венчурным бизнесом – то есть доводить до ума всяческие изобретения. А он родился, между прочим, в 1906 году! В то самое время, когда лишь зарождался способ офсетной печати.

Именно ему пришла в голову идея – как копировать изображения с помощью света и электрических зарядов. Надо сказать, что это, в своём роде, замечательная идея. Если идея высокой печати в том виде, в котором её осуществил Гутенберг, носилась, что называется в воздухе (не зря у него были конкуренты на звание первопечатника), то вычурно-сложный механизм печати, придуманный Карлсоном, не пришёл в голову никому более. И если бы не этот фанатичный шведоамериканец – кто знает, как долго тексты размножались бы с помощью офсета в типографиях и печатных машинок – в офисах.


22 октября 1938 года он впервые произвёл печать с помощью так называемого ксерографического метода. И… ничего. Гиганты бизнеса, к которым он приходил со своим изобретением, смотрели на него, как на пустое место. Отчасти просто потому, что идея действительно была слишком сложной для понимания. IBM, «Ремингтон», «Форд», «Локхид», «Дженерал Электрик»… Длинный скорбный путь. Наконец, изобретением заинтересовались в Баттельском исследовательском институте. Между прочим, там работали не последние учёные: этот институт участвовал, например, в Манхэттенском проекте! Но и после этого дела шли ни шатко, ни валко: долог путь от идеи до работающей технологии. Долог и дорог. А желающих рискнуть среди бизнесменов по-прежнему не было.


Первое изображение, сделанное новым способом

Ну а что было дальше вы, наверное, уже слыхали. Классическая история успеха: нашлась компания с мудрым руководством и оценила. Да, это будущий Xerox ! У нас, кстати, имеется машина этого патриарха цифровой печати. Но не волнуйтесь – она не такая старая:) По легенде, в этой компании просто не нашлось маркетолога – их тех, которые в других компаниях решили, что отпечаток за несколько центов – это дикая цена и никому такое устройство не нужно. В общем, совершили ошибку, как и жена Карлсона, бросившая неудачника. Не рассчитала… Потом, говорят, руководители этих экспертов повыдирали все волосы на себе и подчинённых (интересно, что делала его бывшая супруга?). И некоторые бросились в погоню – делать свои печатающие устройства. В то время как Xerox уже грёб денежки лопатой. Но это всё было потом.

В реальной жизни предстояли ещё долгие годы сотрудничества между Карлсоном, Баттельским институтом и компанией, которая тогда называлась Haloid – новое название ей придумали потом. И все эти годы руководство грызли сомнения: а не зря ли мы ввязались в эту авантюру? Может, надо было просто делать фотоплёнку, как отцы завещали (отец руководителя компании, передавший ему свой бизнес, действительно был очень недоволен пустыми тратами) – верный кусок хлеба! Это теперь мы знаем, что фотоплёнка продержится не так уж долго – а тогда преимущества нового пути были вовсе не так очевидны. А бедный Карлсон уже подумывал, что так и умрёт бедняком – ибо, пока суть да дело, закончится срок действия его патентов.

Но все препятствия остались позади, первая настольная модель была выпущена – в 1960 году, то есть через 22 года (!) после изобретения принципа ксерографии. И началось триумфальное шествие, торжество таланта и упорства. Хотя по сравнению с нынешними печатными машинами те одноцветные устройства имели жуткое качество, были ужасно капризны и требовали содержания специально обученного оператора – эффект всё же был потрясающим. В общем, хэппи-энд. Ну а нам и вам уже не надо преодолевать такие трудности и мириться с ужасными отпечатками – просто приходите и приносите свои идеи!

Возможно, с течением времени процесс изготовления печатной продукции приблизится к идеалу, о котором мечтали писатели.

Они подошли к хромированному агрегату, и Валентина загрузила в него книги, найденные для Джерри. Аппарат загудел и замигал.
Через несколько минут юноша получил свои книги и увидел точно такие же в руках библиотекаря. Он всмотрелся внимательнее и понял, что держит в руках копии - даже с пожелтевшими пятнами на обложке одной из них, только обложки всех трёх томов стали одинаково твёрдыми.
- Теперь это ваши личные книги, - сказала библиотекарь.
(Н. Гарькавый, «Теория катастрофы»)

Но пока технический прогресс ещё не достиг такого совершенства – мы будем помогать вам. Для этого вы просто приходите к нам – и делаете заказ. Или даже не приходите, а присылаете файл.

Юрий Захаржевский. Специально для Идеи Принт.

Машинная революция 70-х XIX столетия затронула многие сферы человеческой деятельности, в том числе и письмо. С изобретением пишущей машинки человеку не нужно было тратить уйму времени на коммерческую корреспонденцию и деловые бумаги, которые требовали особой отчетливости письма. Теперь вместо выписывания каждой буквы хватало одного удара по нужной клавише. Изобрести буквопечатающую машинку, доступную каждому и способную быстро выдавать не один, а несколько экземпляров разборчивой, быстрочитаемой рукописи, пытались многие изобретатели.

Одну из первых известных нам машинок представил в 1833 году французский изобретатель Прогрин. 88 расположенных по окружности рычагов машинки были соединены с цифровыми и буквенными штемпелями. Передвигались рычаги поперек и вдоль листа бумаги на специальных салазках. В 1843 году Ш. Турбером была запатентована печатная машинка для слепых. Предложенная им идея рычажной передачи букв была использована в дальнейшем во всех печатных машинках.

В 1867 году в Америке типографщики Самуэль Сулле и Леттам Шоулз изобрели машину для нумерации страниц, для печатания серий и номеров банковских билетов. Знакомый Шоулза предложил им на основе созданной печатной машинки сконструировать пишущую машину, в которой вместо цифр и знаков печатались буквы и слова. Вначале появилась однобуквенная печатающая машинка, состоящая из стеклянной пластинки, телеграфного ключа в виде клавиши и прочих частей. Положив на стеклянную пластинку лист белой бумаги и угольную ленту, Шоулз двигал бумагу рукой, второй рукой он нажимал на телеграфную клавишу с вырезанной на ней из латуни буквой «B». Таким образом, он получил на бумаге оттиск. В этом же году был сконструирован образец многобуквенной машинки, которая писала отчетливо и быстро. Недостатками пишущей машинки была плоская клавиатура и печатание лишь большими буквами. В 1868 году машинка была запатентована.

После этого Сулле перестала интересовать дальнейшая судьба их совместного детища, а Шоулз продолжал работать над созданием более совершенной машинки. За последующие пять лет он создал 30 моделей, каждая следующая из которых была лучше предыдущей. Наконец, в 1873 году Шоулз создал довольно удобную, надежную модель и предложил ее фабрике Ремингтона, которая занималась производством швейных и земледельческих машин, а также оружия. В 1874 году в продаже появилась первая сотня таких машинок, а в 1876 году был налажен их массовый выпуск. Но еще целых 8 лет публика приучалась к этой технической новинке, пока, наконец-то, фирмы, банки и деловые конторы смогли по достоинству оценить это чудо техники. В первых «ремингтонах» текст печатался под валиком. Чтобы его увидеть, следовало приподнять тележку, расположенную на шарнирах, что было не очень удобно.

В 1890 году Ф. Вагнер изобрел машинку с видимым во время печатания шрифтом и с буквенными рычагами, лежащими горизонтально. Права на производство машинки он продал Джону Ундервуду, который сказочно на ней разбогател. С 1908 года пишущие машинки «Ремингтон» тоже стали выпускать с видимым шрифтом. После этого было создано еще много конструкций, но основа, заложенная в изобретение 1873 года, осталась неизменной. Стальные рычажки размещены в металлическом футляре веером. На кончике рычажков расположены литеры (цифры, знаки, буквы). Рычажки соединены с клавишами. Удары по клавишам передаются рычажкам, которые ударяют литерами по бумаге через окрашенную матерчатую ленту. Литеры оставляют свой отпечаток на бумаге, поступающей из-под валика. После Ремингтона было запатентовано несколько сотен конструкций пишущих машинок, хотя не более 30 из них имеют практическое значение. Принцип работы у всех один — удар по клавишам выталкивает рычаг с нужной литерой на конце.

Надо признать, что изобретение Ведгвуда потом на протяжении добрых двух столетий активно использовалось в делопроизводстве для получения нескольких копий одного документа. Да и на матричных принтерах копирка в отсутствие картриджа здорово выручала.

Вернемся однако к истории появления печатных машинок в целом и клавиатуры, в частности. Так вот, в сентябре 1867 года поэт, журналист и по совместительству изобретатель Кристофер Лэтхэм Шолес (Christopher Latham Sholes) из Милуоки подал заявку на новое изобретение - печатную машинку. После соответствующих бюрократических процедур, которые, как это водится, растянулись на несколько месяцев, Шолес в начале 1868 года получил-таки патент. Соавторами изобретения помимо Кристофера Шолеса были Карлос Глидден (Carlos Glidden) и некто Соул (S. W. Soule), которые тоже потрудились над созданием первой печатной машинки. Впрочем, американцы не были бы американцами, если бы они не попытались извлечь прибыль из своего детища.

Производство первых печатных машинок началось в самом конце 1873 года, а в 1874 году они уже поступили на американский рынок под маркой Sholes & Glidden Type Writer.

Надо сказать, что клавиатура первых печатных машинок разительно отличалась от нынешней. Клавиши размещались в два ряда, а буквы на них шли в алфавитном порядке.

В дополнение к этому, печатать можно было исключительно заглавными буквами, а цифр 1 и 0 вовсе не было. Их с успехом заменяли буквы "I" и "O". Текст печатался под валиком и не был виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять каретку, для этой цели расположенную на шарнирах. В общем, как и у всякого нового изобретения недостатков у первых печатных машинок было немало. И среди прочих, как это вскоре выяснилось, неудачное расположение клавиш. Дело в том, что при возрастании скорости печати молоточки печатной машинки с закрепленными на них штампиками-литерами, которые наносили удары по бумаге, не успевали возвращаться на место и цеплялись друг за друга, грозя привести к поломке печатающего узла. Очевидно, что решить проблему можно было двумя путями - либо каким-то образом искусственно замедлить скорость печати, либо разработать новую конструкцию машинки, которая бы исключала заклинивание клавиш.

Кристофер Шолес предложил изящное решение, позволившее обойтись без изменения механики достаточно сложной конструкции печатающего узла. Оказалось, что для того, чтобы дело пошло лучше, достаточно изменить порядок следования букв, нанесенных на клавиши.

А дело вот в чем. Поскольку молоточки располагались по дуге, образующей половину круга, то чаще всего при печати заклинивало расположенные поблизости друг от друга литеры. Шолес решил расположить литеры на клавишах так, чтобы буквы, образующие устойчивые в английском языке пары, располагались как можно дальше друг от друга.

Для того чтобы подобрать "правильное" расположение клавиш, Шолес воспользовался специальными таблицами, отражавшими частоту появления на письме тех или иных устойчивых сочетаний букв. Соответствующие материалы были подготовлены педагогом Амосом Денсмором (Amos Densmore), братом Джеймса Денсмора (James Densmore), который, собственно, и финансировал работы Кристофера Шолеса по созданию печатной машинки.

После того как Шолес расположил в нужном порядке молоточки с литерами внутри каретки печатной машины, буквы на клавиатуре образовали весьма прихотливую последовательность, начинавшуюся с литер QWERTY. Именно под этим названием клавиатура Шолеса и известна в мире: QWERTY-клавиатура или универсальная клавиатура (Universal keyboard). В 1878 году, уже после того как модернизация была опробована на выпускавшихся печатных машинках, Шолес получил на свое изобретение патент.

С 1877 года печатные машинки по патенту Шолеса стала выпускать компания "Ремингтон". На машине первой модели можно было печатать только заглавные буквы, а на второй модели (Remington No.2), серийный выпуск которой начался в 1878 году, появился переключатель регистров, что позволяло печатать как заглавные, так и строчные буквы. Для переключения между регистрами печатающая каретка сдвигалась вверх или вниз при помощи особой клавиши Shift (сдвиг). В этой и последующих (до 1908 года) машинках "Ремингтон" напечатанный текст оставался невидимым для работающего, имевшего возможность посмотреть на текст, лишь приподняв каретку.

Между тем пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами, ударяющими по бумагоопорному валу спереди. Основное достоинство этой конструкции было в том, что при работе был виден только что отпечатанный текст. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться большой популярностью и Ундервуд заработал на ней огромное состояние.

Первая печатная машинка Кристофера Шолеса была предназначена для набора текста… двумя пальцами. Появление метода десятипальцевой печати приписывается историками некоей миссис Лонгли (L. V. Longley), продемонстрировавшей новый подход в 1878 году. А чуть позже Фрэнк МакГуррин (Frank E. McGurrin), клерк из федерального суда в городе Солт-Лейк Сити, предложил концепцию метода "слепой печати", при которой машинистка работала и вовсе не глядя на клавиатуру. В это же время производители печатных машинок, стремясь доказать публике перспективность новой техники, проводили многочисленные соревнования на скорость печати на первых "ремингтонах" и "ундервудах", что, конечно же, подстегивало машинисток печатать все быстрее и быстрее. Очень скоро темп работы "тружеников печатной машинки" превысил средние 20 слов в минуту, характерные для рукописного текста, а сами печатные машинки стали неотъемлемым рабочим инструментом секретарш и вполне привычным элементом офисов.

До 1907 года фирма "Ремингтон и сыновья" последовательно выпустила девять моделей печатных машин, конструкция которых постепенно совершенствовалась. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. За первые десять лет "Ремингтонов" изготовили свыше ста тысяч экземпляров.

Помимо крупных фирм (таких как "Ремингтон" и "Ундервуд") печатные машинки выпускали сотни мелких фабрик и десятки крупных компаний, специализирующихся на точном машиностроении. Появились десятки новых конструкций и сотни моделей. Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение всего около двадцати.

В период 1890-1920 годов идет усиленный поиск конструктивных решений с целью получения четкого, видимого при печатании текста и расширения возможностей печатной машины. Среди машин этого времени можно выделить две основные группы: с единым литероносителем и с рычажным печатающим механизмом. У машин первой группы литеры нанесены на едином литероносителе различной формы, для выбора печатного знака использовались либо индикаторное устройство, либо клавиатура. Меняя литероносители можно было печатать на нескольких языках. Эти машины давали видимый при печати текст, но малая скорость печатания и слабая пробивная способность ограничивали их применение.

В машинах с рычажным печатающим механизмом литеры расположены на концах отдельных рычагов, печать производится ударом литерного рычага по бумагоопорному валу при нажатии на клавишу. Разнообразие рычажных печатных машин конца XIX - начала XX века отражает борьбу идей, направленных на получение видимого при печатании текста, повышении скорости печатания и надежности работы машины, обеспечения "легкого" удара по клавишам.

В 1911 году в России провели сравнительный анализ энергозатрат при письме различных моделях пишущих машин. Оказалось, что написать 8000 знаков эквивалентно перемещению пальцами на "Ремингтон № 9" 85 пудов, на "Смитс-Премьер" - 100 пудов, на "Посталь" -188 пудов!

Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Примечательно, что вышедший в свет в 1876 году труд Марка Твена "Приключения Тома Сойера", стал первой книгой, текст которой был подготовлен с использованием печатной машинки.

Кабинет Л.Н. Толстого, например, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого "Ремингтона", так же как кабинет В.В. Маяковского невозможно представить без его любимого "Ундервуда".

Введение

В настоящее время технология офсетной печати является наиболее распространенным способом коммерческой печати. Тысячи бизнесменов России пользуются офсетной печатью, будь то для рекламы, или для непосредственного изготовления продукции. Но многие даже не знают, что же такое офсетная печать?

Понятие офсетной печати

Офсетная печать (англ. offset - перенос ) - способ печатания, при котором краска с печатной формы передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового полотна, а с неё на бумагу или др. печатный материал.

Обычно название «офсетная печать» объединяет процессы печатания с форм плоской печати, которые основаны на избирательном смачивании печатающих элементов краской, а пробельных - водным раствором, что достигается благодаря различным молекулярно-поверхностным свойствам отд. участков формы. В процессе печатания форму попеременно смачивают водным раствором и закатывают краской, после чего вводят под давлением в контакт с поверхностью резиновой пластины, а последнюю - в контакт с бумагой и получают отпечаток. Таким образом, происходит двукратная передача изображения и бумага не входит в непосредственный контакт с печатной формой, что позволяет резко сократить давление, необходимое при печатании, а следовательно, и износ формы, увеличить скорость печатания и улучшить качество воспроизведения.

В целом можно сказать, что офсетная печать, единственный вид печати, который не накладывает ограничений на оригинал-макетирование. Фактически можно воспроизвести на бумаге любой замысел дизайнера. По сути, ее единственный недостаток - невозможность экономичной печати малых тиражей.

Способ офсетной печати стал доминирующим благодаря целому ряду объективных причин , к числу которых относятся:

· универсальные возможности художественного оформления изданий (большая свобода в компоновке материала в пределах полосы, использование разнообразных по конфигурации, размерам и красочности элементов изображения и их сочетаний и т.п.);

· легкость (по сравнению со способом высокой печати) изготовления крупноформатной продукции на листовых и рулонных машинах при использовании бумаг различной массы;

· улучшение качества на базе стандартизации технологий и появление новых основных и вспомогательных материалов.

История офсетной печати

Первая офсетная печатная машина была создана в Англии приблизительно в 1875 году и, она была разработана для печати на металлической поверхности. Офсетный вал был покрыт специально пропитанным картоном, который переносил печатное изображение с литографского камня на поверхность металла. Примерно пять лет спустя, картонное покрытие офсетного цилиндра было заменено резиновым, которое до сих пор является наиболее часто используемым материалом.

Первым, кто применил офсетный метод для печати на бумаге, был, вероятно, американец Айра Вашингтон Рюбель в 1903 году . Он пришёл к этой идее случайно, заметив, что всякий раз, когда листок бумаги попадал в его офсетную печатную машину в процессе работы, литографский камень пропечатывал изображение на прорезиненном печатном валу, после чего изображение появлялось с обеих сторон печатной поверхности: прямая офсетная печать на лицевой стороне и изображение, перенесённое с резинового полотна на обратной стороне. Рюбель позже заметил, что изображение на обратной стороне бумаги намного более контрастное и чёткое чем прямой литографический оттиск, потому что мягкая резина способна сильнее прижать изображение к бумаге, чем твердый камень. Вскоре он решил сконструировать печатную машину, которая переносила бы каждое изображение сначала с плиты на резиновое полотно, а затем уже на бумагу. Братья Чарльз и Альберт Харрис приблизительно в то же самое время независимо от Рюбеля вели наблюдения за этим процессом и вскоре разработали офсетную печатную машину для компании Harris Automatic Press. Харрис спроектировал свою офсетную печатную машину на базе принципа действия ротационной машины высокой печати. В ней использовалась металлическая печатная форма, изогнутая вокруг цилиндра и расположенная в верхней части машины, она вплотную прилегала к красочному и увлажняющему валикам. Офсетный вал был расположен непосредственно ниже, и к нему примыкал вал с печатной формой. Печатный цилиндр, расположенный ещё ниже, прижимал бумагу к резиновой поверхности, чтобы перенести изображение на лист (см. схему). Хотя принцип лежащий в основе этого процесса используется до сих пор, будучи усовершенствованным, он предусматривает двустороннюю печать и рулонную подачу (используются бумажные рулоны, а не листы).

В 1950-ые годы офсетная печать стала самым популярным методом коммерческой печати. Поскольку были усовершенствованы печатные формы, краски и бумага, это делало ещё большей и без того превосходную производительность этой техники и увеличивало срок службы печатной формы. Сегодня большинство печатной продукции, включая газеты, печатается офсетным способом.