Сценки про изучения казахского языка. Сценарий свадьбы на Казахском

Звучит песня Розы Рымбаевой «Наурыз»

(в юрте сидит старик-мудрец)

Ребенок 1: Армысыздар, халайық!
Әр кез аман болайық.
Наурыз тойын қуанып,
Жылда қарсы алайық!

Ребенок 2: Играй, баян, звени домбра,
Желаю счастья и добра,
Здоровья и терпенья,
Отличного настроения,
Чтобы у всех мечты сбылись,
Здравствуй, праздник Наурыз!

Ведущая 1: Тыңдаңыздар, тыңдаңыздар!
Босқа қарап тұрмаңыздар!
Наурыз тойы басталды.
Көргендер де арманда,
Көрмегендер де арманда,
Қызықтан құр қалмаңыздар!

Қайырлы күн,құрметті қонақтар, әріптестер және бүлдіршіндер! Наурыз тойы құтты болсын! Жылқы жылы баршамызға жақсылығын, жаңалығын алып келсін! Ақ мол болсын! Халқымыз тоқ болсын!

Ведущая 2: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании весеннего праздника Наурыз. Наурыз-мейрамы - это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру и надежду на совершение самых светлых и заветных желаний.

Ведущая: Пришел Наурыз, весна пришла.
И сразу наша земля расцвела.
Все рады празднику вокруг,
И каждый здесь и брат и друг.
Согретые солнцем и теплом,
О Наурызе песню мы поем.

Песня «Наурыз»

Ведущая 2: Ребята, вы хотите, чтобы быстрее наступила весна? Но как же нам ее найти?

Ведущая 1: А я знаю, кто нам поможет. Посмотрите, ребята, сюда. Вот в этой юрте живет старик - мудрец. Давайте вместе с вами отправимся к нему в гости. Сәлеметсіз бе, ақсақал! Здравствуйте, уважаемый мудрец!

Мудрец: Сәлеметсіңдер ме, балалар! Здравствуйте, дорогие ребята! Я старый мудрец. Я знаю много сказок и легенд.

Ведущая 2: Уважаемый мудрец, помогите нам, пожалуйста, найти Весну. Сегодня мы все собрались на праздник Наурыз, встречаем весну. Но весна заблудилась в пути. Может быть вы знаете, как нам найти ее?

Мудрец: Подождите, ребята, горевать. Я помогу вам отыскать Весну. Есть у меня сундук, не простой, а волшебный. (открывает сундук и достает игрушку) Игрушки тоже не простые, а волшебные. Это кукла говорит мне, что в этом зале есть девочки, которые знают красивый казахский танец.

Ведущая 1: Ну что же, ребята, будем искать Весну, а помогут нам в пути песни, стихи и танцы.

Ведущая 2: Наурыз - шаттық әніміз,
Салтанатты сәніміз.
Ән салып, жас пен кәріміз,
Би билейік бәріміз.

Казахский танец «Аққу»

Ведущая 1: Ну почему именно месяц Наурыз стал началом Нового года? Сейчас мы об этом узнаем.

Ребенок: В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучиться,
Скажем гостю: «Заходи».

Инсценирование сказки «Наурыз».

Ведущая 2: «Ұлыстың ұлы күні - Великий день Наурыз», главным блюдом праздничного дастархана был «Наурыз-көже». Наурыз көже - это традиционный весенний суп из семи компонентов. А сейчас послушайте стихотворение о главном блюде.

Ведущая 1: В наши юные года,
Танцам рады мы всегда.
Даже через много лет,
Мы их не разлюбим, нет!

Танец «Гусары» - дети средней группы.

Мудрец: Заглянем в мой сундучок (достает игрушку - лошадь)

Эй, тулпар, ты мой тулпар.
Ты скачи ко мне скорей,
Верный конь мой - мой тулпар.

Ведущая 2: Ведь не зря старый мудрец достал из своего сундука лошадь. Ведь этот год является годом Лошади, а у казахского народа есть обряд, который связан с лошадью.

Ребенок : Ата жолын қуайық.

Салт - дәстүрін сыйлайық.
Наурыз келсе, құт келгені халайық,
Шашу шашып, ел боп қарсы алайық!

Ведущая 1: У казахского народа очень много обычаев и традиции. Сегодня в гости к нам пришла Майра апай со своим внуком Рахатом. Она покажет нам обряд «Атқа мінгізу - посвящение в наездники»

Әжей : Сәлеметсіздер ме, құрметті қонақтар, балалар! Наурыз мейрамы құтты болсын! Сегодня у меня тоже - праздник, моему внуку исполнилось пять лет. Мальчиков достигших 4-5 летнего возраста посвящали в наездники, для этого специально готовили детское седло. Им седлали смирного жеребенка и сажали на него мальчика. Один из взрослых водил коня за поводья по всему аулу для того, чтобы мальчик поприветствовал всех старших по возрасту людей, аксакалов. Они благославляли и напутствовали его. А, вы ребята, что пожелаете моему внуку?

Дети : Ер азамат болсын!
Жолы ақ болсын!
Аты жүйрік болсын!

Ведущая 2: Попросим благославления у нашего уважаемого аксакала. Ата бата беріңіз!

Мудрец: Әкеңменен анаңның,үмітін ақтай біл.
Жорытқанда, балам жолың болсын,
Өмір - жасың ұзақ болсын! Әумин!

(Әже благодарит всех и уходит с внуком)

Танец «Қара жорға»

Песня «О маме»

Ведущая 1: В парке на скамеечке бабушки сидят. Целый день до вечера о внуках говорят

Сценка про бабушек (мальчики из предшкольной группы)

Песня про бабушку - исполняют дети старшей группы.

Ведущая 2: Бабушки пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вам угощения «шашу» - сладости, конфеты. Давайте скажем бабушкам - «Рахмет!»

Мудрец: (достает домбру)
Ты, играй моя домбра, зайграй быстрее.
Собирайся детвора на сказку поскорее.

Сказка «Новая шуба Алдара-Косе»

Ведущая 1: Казахская земля стала колыбелью всех народов ее населяющих, всех нас людей разных национальностей объеденяет общее: Мы - народ Казахстана. Давайте посмотрим и послушаем, какие нации живут в нашей дружной Республике Казахстан.

Ребенок: Возьмемся за руки, друзья,
Ведь мы - единая семья:
Татарин, русский и казах,
Литовец, немец и поляк
На нашем празднике Наурыз!
Мы вместе песенку споем.

Дети на татарском, на немецком, на украинском, на русском, на чеченском, на белорусском языках рассказывают стихи.

Ребенок: Мен қазақтың баласы,
Ата - баба жалғасы.
Жақсылыққа, бақытқа, Талпынған әр уақытта.

Мудрец: Ребята, вы чувствуете, что стало теплее и светлее. А в моем волшебном сундуке есть еще одна игрушка (достает куклу Весну) Узнали ее? Конечно это Весна.

Ведущая 2: Растаял снег, звенят ручьи
Запели песни соловьи.
Земля проснулась и цветет,
И гости к нам Весна идет.

(под музыку заходит Весна): Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая 1: Здравствуй, Весна-Красна, мы рады твоему приходу, будь нашей гостьей дорогой. А ребята порадуют тебя своими талантами.

Выступлением оркестра, вас порадуем сейчас,
Музыканты-оркестранты постараются для вас.

«Оркестр» - играют дети средней группы.

Растет мужская смена, гордится ими сад,
И свой танец вам подарят, мальчишеский отряд.

Танец «Джентельмены»

Ведущая 2: Солнце яркое встает! Кончен уток перелет!
Жарко зреет день весенний. Жизнь клокочет и поет!
Весна-Красна, дети дарят тебе песню «С Наурызом!»

Весна : Спасибо, вам, ребята, за ваши песни, танцы.
Ну что ж друзья, пора нам прощаться.
И в путь далекий собираться.
Весну ждут по всей земле, весне радуются везде.
До свидания, ребята! (уходит)

Ведущая 1: А сейчас музыкальное поздравление от сотрудников детского сада

Песня «Көктемнің гүлі»

Ребенок 1: Наурыз тойы салтымыз. Аман болсын халқымыз!
Ұлыс оң болсын! Қайда барсаң жол болсын!

Ребенок 2: Мы здесь сегодня собрались,
Чтоб встретить праздник Наурыз!
Улыбки, шутки, звонкий смех.
Пусть радует сегодня всех!

Ведущая 1: Әнім де саған биім де,
Құт қонақ өзің үйімде.
Қуаныш сыйлап еліме,
Күлімде Наурыз, күлімде!

Ведущая 2: Мы вместе сегодня праздник встречали,
Пели, плясали, стихи читали.
Наурыз нам праздник подарил,
Наурыз нас всех объединил!

Литература :

  1. Журнал «Отбасы және балабақша» № 3 - 2012, № 4 - 2011
  2. Журнал «Бала мен балабақша» № 5 - 2012
01.10.2014 39295 1701

Цель проведения мероприятия: активизировать и расширить имеющиеся знания учащихся о языке, воспитывать любовь интерес к языкам, дружбу и взаимопонимание между учащимися

Ведущий 1: Қош келдіңіздер, құрметті ұстаздар мен достар !

Ведущий 2: Добрый день, дорогие учителя и друзья!

Ведущий 3: Good afternoon, dear friends!

Ведущий 1: Құрметті оқушылар! Бүгін тіл мейрамына арналған салтанатты жиынды ашық деп жариялаймыз !

Ведущий 2: 22 сентября - День языков народа Казахстана. И сегодняшнюю мероприятие мы посвящаем этому празднику.

Ведущий 2 : Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства.

Ведущий 3 : Our language is connected with our thought and sense. It appeared in antiquity. It’s close to the society’s life. All languages developed under influence of economic, political and geographical conditions.

Ведущий 2: В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка одно поколение за другим складывает весь след своей духовной жизни.

Ведущий 1 : Тіл – халықтын жаны, сәні, тұтастай кескін-келбеті, болмысы. Адамды мұратқа жеткізетін – ана тілі мен ата дәстүрі. Қазақстан – көп ұлтты мемлекет. Осында тұратын барлық ұлттардың құқтары бір.

Ведущий 2: Сегодня мы праводим своеобразный турнир на знание и почетание родного языка среди 5-11 классов, всего 6 туров. А теперь мы должны представить нашим участником и гостям уважаемое жюри. Председателем жюри мы назначили: директор школы Дюзбенов Бауыржан Койшыбаевич, завуч по воспитательной части Ултаракова Гульнара Серикболовна, инспектор школы.Айжан Манарбековна.

Ведущий 1 : Итак, обьявляем 1 тур: Знакомство. с 5 по 9 класс команды могут представить себя.

Ведущий 1: Қымбат маған ана тілім, бал тілім,

Қымбат маған дана тілім, ар тілім.

Ақ сүтімен бірге сіңген бойыма,

Ана тілім – ардақ тұтар алтыным

Ана тілін жырлап өткен талайлар,

Жырлап өткен Ыбырай мен Абайлар

Ведущий 3 : Следующий 2 тур называются: «МЫ - БУДУЩИЕ ПОЭТЫ»

(ученики читают стихи на казахском языке)

Ведущий 2 : Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой.

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Ведущий 3 : Oh, friend unseen, unborn, unknown,

Student of sweet English tongue,

Read out my words at night alone:

I was a poet, I was young

Since I can never see your face,

And never shake you by the hand,

I send my soul through time and space

To greet you. You will understand.

Ведущий 1: А сейчас обьявляем 3 тур: «ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ УЧЕНИКОВ»

Ведущий 1: На земном шаре много языков. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский.

Ведущий 2: На любом из этих шести языков могут осуществлятся межгосударственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, совещания на мировом уровне.

Ведущий 3: Эти языки провозглашены в качестве официальных рабочих языков ООН. Мировые языки являются средством межнационального общения народов, населяющих различные регионы нашей планеты.

Ведущий 1: 4 тур Викторина «Эрудит». Каждому классу задается вопросы на трех языках.

5 класс: - Қазақстан Республикасының рәміздерін атаңдар.\елтаңба, ту, әнұран\

- Что значит слово «гимн» ? \ торжественная песня\

- What’s the capital of the Great Britain? \Capital of the Great Britain is London\

6 класс : - Қазақстан Республикасының тәуелсіздік күні кашан? \ 1991ж. 16 желтоқсан\

- Что символизирует парящий орел на флаге? \ независимость, гордость, честь свободолюбивого казахского народа\

- How many states are in the United States of America \ There are 50 states\

7 класс: - Абай Құнанбаев кім? Қандай өлеңдерін білесіңдер?

- Что символизирует солнце в центре флага и лучи солнца на герба? \ добро, богатство, процветание народов Казахстана\

- What’s the largest clocк h the word? \ It s Big Ben\

8 «А»класс: - Қазақ тілінің мемлекеттік мәртебе алған жылы? \ 1989ж\

- Что распологается вертикально на нашем флаге? \ орнамент\

- What’s the name of theQueen if Great Britain? \ Her name is Elizabeth II\

8 «Б» класс - Сен қай мектепте оқисың? Мектебің туралы айт \ Мен №12 орта мектебінде 8 сыныпта оқимын. Мектеп Курека көшесінде орналасқан, екі қабатты, үлкен, таза әрі жарық.\

- Кто первый космоновт РК? \ Тоқтар Аубакиров\

- When we celebrate the Independens dey? \On the 16 th of Desember\

9 класс: - Қандай ұлттық ойын түрлерін білесіңдер? - Асық ойнау, Ақсүйек,
Тоғызқұмалақ, Теңге алу, Қыз қуу, Түйілген орамал.

- Назовите казахское национальное музыкальное инструменты \ домбра, қобыз, сыбызғы, сазсырнай\

- How mani colours are in Kazakhston s flag? \ 2 colours blue and yellow\

Ведущий 1 : Тұған тілім – тірлігімнің айғағы,

Тілім барда айтылар сыр ойдағы.

Өссе тілім, мен де бірге өсемін,

Өшсе тілім, мен де бірге өшемін.

Ведущий 2 : Но как родной люблю язык я русский:

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

На нем живые трепетные чувства открылись мне,

И мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык, я онемею.

Утратив русский - стану я глухой.

Ведущий 3: А сейчас в 5 -ом туре наши участники будут покорять вас своими танцами .

(танец на английскую музыку)

Ведущий 2: Каждый человек с раннего детства, впервые сказав на родном языке слова «мама», «хлеб», «земля», «снег», «дождь», «звезды», начинает любить свою родную речь – язык своей матери. Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Высокая культура речи – это умение правильно и точно, верно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

Ведущий 1: Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем английский язык, так как это язык международного уровня.

Ведущий 2: English is a world language. It’s the language of progressive science and technology, trade and Cultural relations, commerce and business. English is spoken by more than 350 million people. Geographically, it’s the most widespread language on earth.

Ведущий 1: 6 тур последний тур наш называется «Наше актерское исскуство» \сценки\

Ведущий 1: Хорошее знание и развитие родного языка, умение пользоваться выразительными средствами иностранных языков – самая лучшая опора для каждого человека в его общественной и творческой деятельности. Каждый язык чрезвычайно богат, гибок и живописен.Настанет время – и оно не за горами – языки станут изучать везде и всюду, и знание нескольких языков станет само собой разумеющимся. Еще Максим Горький говорил: «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке.»

Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша торжественное мероприятия , посвященная Дню языков! Пока наше жюри подводит итоги мы предлогаем вам в качестве сюрприза сценку 5 класса «..................................................»

Ведущий 1: Слова предостовляются к членам жюри :

Ведущий 1 : Желаем всем всего вам доброго и прекрасного!

Ведущий 2 : Қ ош болыңыздар !

Ведущий 3 : Good bау !

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Мероприятие в рамках Фестиваля народов Казахстана «В единстве наша сила»

Цель : формирование представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа.

Задачи :

1 Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине Республике Казахстан;
2 Развивать познавательный интерес к традициям и обычаям казахского народа.
3 Расширять кругозор учащихся и обогащать словарный запас.
4 Развивать творческие способности, речь, внимание, память.

Оборудование : костюмы казахской национальности, слайды, традиционное блюда, выставка рисунков, музыкальное сопровождение, зал оформлен шарами, казахским орнаментом, рисунками детей о Казахстане, показом слайдов.

Предварительная работа : разучивание танца, национальных игр, стихов о Казахстане, рисование на тему «Мой Казахстан», приготовление национальных блюд: плов, баурсаки, чай с молоком.

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Қайрлы күн!

Ведущий 2: Добрый день!

Ведущий 1: Казахстан, милый сердцу край, воспетый великими акынами. Бескрайные степи, обширные луга, красивые и современные городв. В нашей стране есть всё для успешного продвижения вперёд: земля Казахстана богата полезными ископаемыми, наш народ готовый трудиться на благо своей Родины.

Ведущий 2: Біз - Қазақстан Республикасымыз. Ата Заңымызда біз - Қазақстан халқымыз деп жазылған. Біз еліміздің өркендеп, жайнай беруіне жауаптымыз. Тұрғылықты қазақ халқы мейірімді, дархан халық.

Ведущий 1: Мы - народ Казахстана, с этой фразы начинается наша Конституция, основной закон нашей жизни. В республике под единым шаныраком живут люди боллее ста национальностей. Все они - равноправные граждане нашей страны.

Ведущий 2: И мы в ответе за то, чтобы наш общий дом - Республика. Казахстан - был самым процветающим и благополучным.

Ведущий 1: Казахстан сегодня считается самым успешно развивающимся государством.
В Казахстане проживают представители разных национальностей. Коренные жители казахи. Они составляют более половины жителей республики. Казахи - доброжелательный и отзывчивый народ.

Ведущий 2: Президент нашей республики Нурсултан Абишевич Назарбаев. Так как наше государство независимое и самостоятельное, мы имеем свой флаг, герб, гимн. Столица нашего государства, город Астана.

Монтаж учащихся

1 учащийся:

Қазақстан

Қазақстан елім менің,
Қазақстан жерім менін.
Саған арнап айтылады,
Әнім менін.

Алатаудың аясында,
Гүл жайнаған саясында,
Гүлге үксап өсіп келем,
Үлкендікке көшіп келем.

Қазақ жері Қазақстан,
Мөлдіреген ашық аспан.
Алыс кетсем сағынамын,
Отаным сен - Қазақстан.

А. Жүнісөлиева.

2 учащийся:

Менің Республикам

Елтаңбасы елімнің,
Ортасында шаңырак.
Мемлекеттік түымнан
Күн шығып түн жаркырап.

Әнүраны елімнің,
Шақырады бірлікке.
Егеманді халқымның,
Болашағы бірлікте.

А.Әпсембетова.

3 учащийся:

Отан

Отан - жерім, Отан - суым,
Отан қүат, нәр берді.
Отан - ұран, Отан - түым,
Отан мәңгі гүлденеді.

М. Хакімжанова.

Ведущий 1: В Казахстане существуют национальные игры, сейчас мы вам их покажем (бәйге, орамал.)

Байга, или Байге (пер. конные скачки у казахов) как конный вид спорта представляет собой комплекс соревнований в беге на длинные или короткие дистанции по гладкой или пересечённой местности.

Прежде всего, Байга - это вид конного спорта, в котором могут участвовать не только чистокровные скакуны, но и животные, не обладающие качествами чистокровных скакунов. Для участия в данном виде состязаний родословная лошади не играет большого значения - животному не обязательно иметь паспорт. Однако, если скакун имеет хорошую родословную и в будущем предназначается для участия в племенной работе, то успешное выступление на соревнованиях играет большую роль в дальнейшей судьбе скакуна. Более того, стоит отметить, что для участия в этом виде спорта требуется большая выносливость лошади, поэтому к участию в Байге обычно не допускаются чистокровные скакуны, так как они не обладают теми качествами, которые имеют традиционные для тюркских народов породы лошадей, более выносливые ввиду своей генетической близости к своим диким предкам.

Ведущий 2: Платок с узелком (Орамал) - это замечательная казахская деткая игра на выносливость и быстроту реакции. Участвовать в этой игре может неограниченное число детей, но не менее 5-6 человек. Для начала определяется водящий, который выбирает одного из участников и передает ему завязанный в узел платок. Затем участники встают в круг, а водящий в центр этого круга. Участники начинают кружить хоровод вокруг водящего. После сигнала «Стоп» выкрикиваемого водящим, участники разбегаются в разные стороны. Задача водящего поймать участника с платком, причем участник с платком может на бегу передать платок другому участнику. Как только участник в чьих руках платок будет пойман, он должен исполнить для всех песню или рассказать стих, также он автоматически становится водящим и игра начинается снова.

Казахская детская игра - Платок с узелком (Орамал)

Учащиеся играют.

Ведущий 1: Казахская национальная кухня в полной мере отражант суть народа, его историю, культуру и традиции. Гостеприимство с давних времен было отличительной чертой казахского народа, гостям в доме всегда оказывают должный приём и отводится почётное место. Казахи едят за низким столом-дастарханом. Самое популярное блюдо у казахов-бешбармак, баурсаки.. Это главное блюдо национальной кухни. Бешбармак в переводе с казахского означает «пять пальцев» из-за манеры есть это блюдо руками

Ведущий 2: Баурсаки - обязательное угощение в каждой казахской семье. Сейчас не только казахи их готовят и едят. Подают их к чаю, перед едой, к кумысу, к закускам, к сорпе. Это и праздничное и повседневное блюдо, любимое всеми от мала до велика.

Сейчас уже никто и не скажет, когда на дастархане кочевника появились баурсаки: хозяйка в каждом доме по старинным рецептам, передающимся от матери к дочери, от свекрови к невестке, к любому событию печет пышные золотистые шарики. Само название произошло от казахских слов «баурласу, баурласуга, баур», что в переводе на русский язык значит «стремление к объединению, родству, братству».

Ведущий 1: Конечно, баурсаки предпочитают готовить круглыми, но что это традиционная форма, нельзя категорично заявлять. Они бывают треугольными или четырехугольными. Я читала, что у кочевников были «жол баурсаки», которые готовились на скорую руку для тех, кто отправлялся в дорогу: тогда тесто раскатывали в длинную колбаску, кусочки просто отрывали руками и бросали в кипящее масло. Конечно, были свои секреты: раньше баурсаки жарили только на бараньем жире, тогда они снаружи покрывались тонкой масляной пленкой, а внутри всегда были мягкими и надолго сохраняли свой вкус.

Ведущий 2: Баурсак - это традиционное блюдо казахов, название которого произошло от следующих слов: «баурмасу, баурласуга, баур», что переводится, как «стремление к объединению, родству, брат». Это мучное изделие, которое похоже на пончики и доведено до готовности в большом количестве жира в казане. На сегодняшний день не известно когда баурсаки появились на дастархане кочевника, но они, несомненно, являются популярным повседневным и праздничным блюдом.

Интересно, что рецептура их изготовления у каждой хозяйки своя и передаётся она от матери к дочери, от свекрови к невестке. Баурсаки готовятся из дрожжевого, пресного и даже творожного теста.

Ведущий 1: Кроме казахов, оно пользуется популярностью и у уйгуров, киргизов, калмыков, узбеков, татар, башкир, монголов. Подавать их принято к кумысу, к чаю, перед едой, к закускам, к сорпе.

Золотистые баурсаки могут иметь абсолютно разную форму (шарики, треугольники, квадраты) и величину, всё зависит от традиций конкретной семьи и от региона её проживания.

Ведущий 2: В честь праздника мы приготовили бешбармак. И хотим вам угостить, потому что бешбармак - одно из основных блюд казахской национальной кухни, которое готовят на Наурыз, свадьбы, юбилеи или другие торжественные случаи.

Ведущий 1: Кроме этого, наши девочки испекли еще и баурсаки к чаю.

Ведущий 2: Свой рассказ о нашей Республики Казахстан мы хотим закончить танцем - «Махаббат» и песней «Жаным».

16 желтоқсан Қазақстан Республикасының Тәуелсіздік күніне арналған «Менің Отаным-Қазақстан» атты ертеңгілік
Сабақтың мақсаты:

1) Балаларға тәуелсіз мемлекет туралы түсінік беру мақсатындағы сабақта олардың, Отанға деген сүйспеншіліктерін арттыру.
Қазақстан Республикасының мемлекетік рәміздері:
Елтаңба, ту, әнұран туралы білімдерін қалыптастыру.
Отан туралы тақпақ. Мақал-мәтелді жатқа айтуға үйрету. Потриоттық
сезімге баулу.
2) Балалардың тіл байлығын ой - орісін,сөзді байланыстырып сөйлеу
қабілеттін дамыту.
3) Елімізді, жерімізді қадірлеуге,сүйюге тәрбиелеу.
Тәрбиеші: Сәлеметсіздер ме құрметті қонақтар! «Менің Отаным - Қазақстан».
ертеңгілігімізге қош келдіңіздер!

Бектітемін:

Күні: ___.01.2014
Тақырыбы: «__________________________________________________________»
Мақсаты:
білімділік: оқушылардың тілдік дағдыларын, сөздік қорларын молайтып
олардың еркін әрі ашық сөйлеу алуына жоу ашу және тілге деген
қызығушылығын ояту
дамытушылық: оқушыларды ойлау,есте сақтау қабілеттерін дамытып,
көптілдікке үйрету.
тәрбиелік: оқушыларды отансүйгіштікке, ұлтжандылыққа баулу.
Көрнекілігі: шарлар, жалаушалар, қанатты сөздер

Мақсаты: Анаға деген сүйіспеншілік сезімдерін арттыру, Ананы құрметтеу, сыйлай білуге, оқушылар бойындағы жеке қабілеттерімен таланттарын дамыту, адамгершілікке, ізгілікке, достықты қастерлей білуге тәрбиелеу.
Жүргізуші:
Біз ғана емес, қадір тұтқан бабалар.
Аналардан туған небір даналар.
Ана деген тіршіліктің тірегі,
Армысыздар, қасиетті аналар!
Жүргізуші:
Кеш жарық, қымбатты ұстаз - аналар, арулар! Көңілдеріңізге көктем шуағындай сезім мен нұр құйып, тағы да 8 - наурыз халықаралық әйелдер күні келді.
Жүргізуші:
Осынау көркем мерекенің қай кезде де орны бөлек. Олай болатыны, аналарға деген ыстық сезім, алғыс пен құрмет ешқашан сөнбек емес. Олар - өмірдің гүлі, көңілдің жыры, әр отбасының алтын діңгегі. Мынау тынымсыз тіршілік пен кең дүниенің өзі тек аналармен ажарлы. Бүгінгі арайлап атқан нұрлы таңмен бірге әрбір сәби жүрегі өзің деп соқса, бүгінгі мерекелік кешіміз де аналарға арналады.

Звучит песня « Наурыз», дети входят в зал, выстраивают полукруг.
Вед. Она велика от Алтая до Каспия,
Она широка как народа душа.
Она и Европа, она и Азия,
И волны Урала и всплеск Иртыша.
Расти и вздымайся в созвездьи республик,
Мужай год от года и день ото дня.
В степи и в Чимкенте, в Уральске, в Джамбуле,
Рабочей, заслуженной славой земля!

Вот сценарий Дня Республики.
В зал вбегает гонец.
Тыңдаңыздар,тыңдаңыздар
Босқа қарап тұрмаңыздар
Көп аузынан түспейтін
Біздің қазақ өңерінде
Той тойлайық тамаша!
Звучит весёлая музыка, дети заходят в зал.
Дети 1Разгорелся утром рано
Светлый праздник Казахстана
Всюду песни, танцы, смех
Этот праздник наш для всех!

ДОМБРА – ДУША КАЗАХСКОГО НАРОДА

Музыкальный руководитель встречает детей и гостей, приглашая занять места в «Музыкальной гостиной».

Муз. рук. Льётся музыка рекой
Вьётся нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлестнуло всё вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук…
Дорогие мои гости, я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня в нашей гостиной настоящий праздник- праздник казахской музыки.
Сегодня светлый праздник
У всех, у всех детей.

Жаңа жылға арналған мерекеік ертеңгілік өткізілетін, әсем безендірілген залға балалар қол ұстасып кіреді

Балалар
Жаңа жыл, жаңа жыл.
Жаңа жылда-жаңа жыр.
Жасыл шырша жанында
Жадырап бар бала жүр.

Тамаша.тамаша!
Шыршамыз тұр жараса.
Басында әсем жұлдызы
Көз тоймайды қараса.

При вступлении в брак соблюдались определенные ограничения. Так по древнему адату (обычаи и традиции) брак между родственниками запрещался до седьмого колена. В связи с этим каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка, и в течение веков генеалогическую историю хранили особенно бережно.

Это правило строго соблюдается и сегодня, поскольку незнание своего происхождения считается невежеством и невоспитанностью.
По народному поверью, считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также способствует появлению и росту здорового потомства. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 – 14 лет, сыновей женили в 14 – 15 лет. В настоящее время такие ранние браки не практикуются.

Долгая дорога в дюнах

Сваты оставляют в доме невесты жертвенного барана. На следующее утро после сватовства животное режут и созывают на бешбармак всю округу. Ни один кусок мяса не должен остаться дома, все нужно скормить гостям или раздать. Только невеста не может прикоснуться к этому мясу. Обряд называется кыздын ольтириси (жертва во имя девушки). В этот же день открывается вторая часть коржына, и его содержимое раздается соседям и родственникам.

Начинается самый сложный этап – подготовка к свадьбе. Недаром казахи говорят, что не так интересен свадебный той, как его прелюдия. Это поиск подходящего зала, составление списка приглашенных и главное – выбор тамады. Ведь он – это душа твоя. Стол может ломиться от яств, свадьба пройдет в самом дорогом ресторане, но если не будет опытного тамады, то все пойдет насмарку. Тамада должен четко выдержать в связи с казахскими традициями семейную иерархию. Не дай Аллах, забыть кому-то дать слово для тоста или предоставить его позже – обида останется на всю жизнь. Казахи любят говорить много и с чувством, поэтому задача тамады шутками-прибаутками не дать тою превратиться в подобие партконференции.