Жизнь до последнего кадра. Маржана Садыкова: Ограниченная возможность — это Возможность

14 февраля мы были на открытии фотовыставки Маржаны Садыковой.

Маржане Садыковой 13 лет. У нее рак. Судя по всему, ее не вылечат. Вот письмо ее мамы , там многое объясняется.

Маржана попросила профессиональный фотоаппарат. Это вызвало неоднозначную реакцию - стоит ли собирать деньги на дорогущий фотоаппарат для подростка, когда некоторым пациентам на лекарства не хватает.

Тем не менее, на фотоаппарат деньги собрали, причем довольно быстро.

И вот - за какие-то недели - набралось много фотографий, нашлись люди, которые организовали фотовыставку, отпечатали буклет...

Один экземпляр этого буклета теперь есть у меня.

Мы пришли на выставку втроем - мои однокурсницы Саша и Яна и я.

Наверное, я бы не решилась прийти на выставку одна - побоялась бы.
Но прочитала пост Лиды Мониава и пришла. Хорошо, что так.

Что мы увидели на открытии выставки?

Скользящие друг по другу слои реальности. Внешний слой - тонкие фужеры, шампанское - фуршет... Фотографии, фотографии, фотографии... и много фотографов с камерами. Пришедшие на открытие выставки люди. Разные люди, с разными лицами.
Некоторые радостно возбуждены, некоторые плачут.

И - внутренний слой. Смысл всего этого собрания. Видеообращение Маржаны. Видно, что Маржана совсем маленькая и уже очень худая. Огромные глаза, бритая голова - химиотерапия, наверное.

Еще более глубокий слой - то, что она говорит.

"Мы живем не один раз, и с каждым разом становимся ближе к Богу"...
"Если идти навстречу мечте - то все появится, и единомышленники, и возможности..."
"Может быть, опыт, который я получила - он ценнее этой жизни..."
"Понятие справедливости придумано людьми. Вселенная устроена по-другому. Лучшее, что мы можем - это быть счастливыми..."

И самый глубокий слой - что в этом всем обращено ко мне?
Маржана не плачет на видео - но и ощущения покоя и смирения нет.
Есть ощущение, что идет непрерывная борьба за смысл.

Она говорит: "Я достигла своей цели"...

Тринадцатилетняя девочка собрала несколько сотен взрослых людей на открытие своей выставки. Что привело нас сюда?
Это - не интерес к фотографии.
Может быть, это - желание поддержать Маржану, укрепить мужество в ребенке, который каждый день смотрит в лицо смерти.
А, может быть - желание укрепить свое мужество, посмотрев в лицо этого ребенка.

Фотографии Маржаны действительно красивые и интересные. В основном - портреты. И люди на фотографиях красивые.

Российский фотограф дагестанского происхождения. Более всего прославилась циклом фотографий, созданным буквально на смертном одре.


Споры о том, чем же вызвана шумиха вокруг имени Садыковой – высочайшей художественной ценностью её фотографией или же просто обстоятельствами, при которых эти фотографии были созданы – не утихают по сей день. Вне зависимости от причины, ажиотаж выставка вызвала воистину впечатляющий. Прошла она в Москве, в период с 14-го по 28-е февраля; за это время посетило её больше 4000 человек.

Больная раком, Маржана уже долгое время была прикована к постели; её импровизированная фотостудия располагалась прямо в её комнате – а главными моделями были родные и близкие. Это, впрочем, ничуть не помешало Садыковой создать довольно интересную подборку фотографий – которая, собственно, и была выставлена в Москве в конце февраля. Без помощи Маржана, скорее всего, не справилась бы; к счастью, на помощь её пришли родные, близкие и даже ранее совершенно незнакомые люди. Старания многочисленных волонтеров не пропали зря – выставка удалась на славу.

В ходе подготовительных работ Маржана Садыкова записала видеоролик, в котором обращалась ко всем, желающим её услышать. В ролике этом Маржана объясняла, что с одним лишь желанием можно в прямом смысле слова свернуть горы и призывала наслаждаться имеющимся счастьем в каждый конкретный миг времени. Ролик появился в социальной сети "Вконтакте" и на портале Youtube. Количество просмотров ролика возрастало довольно быстро; дополнительный интерес к обращению Маржаны привлекло сообщение о её смерти, опубликованное целым рядом новостных агентств страны.


Сейчас, после смерти Маржаны Садыковой, судить о её характере можно лишь по видеообращению и воспоминаниям близких. Судя по всему, в обращении прозвучали не просто громкие лозунги – Маржана и впрямь всерьез верила в сказанное и старалась строить свою жизнь по озвученным принципам. На её целеустремленность не повлиял даже страшный приговор врачей – напротив, девочка будто бы получила дополнительный импульс. Видевшие обращение нередко отмечают, что энергия Садыковой в какой-то степени передалась и им – что для самой Маржаны, скорее всего, стало бы высочайшей похвалой.

17-го апреля 2013-го прошло заочное отпевание Маржаны в храме Святой Троицы; похоронено тело Садыковой было в Дагестане.


О Маржане Садыковой интернет-сообщество узнало благодаря фонду помощи хосписам «Вера». Девочка больна раком и является подопечной фонда. Но приходить на выставку стоит совсем не поэтому. А потому, что Маржана, несмотря на свои 13 лет - удивительный фотохудожник.

Обращение Маржаны

Фотопортреты, которые она делает, - не просто красивое изображение того или иного человека, знакомого или незнакомого, а - целая вселенная, искрящаяся эмоциями и смыслом.

Вселенные эти Маржана создает в своей однокомнатной квартире, поскольку не в силах не только выходить куда-либо, но и просто - встать с кровати. Дома у нее - своя маленькая студия, в которой она, лежа, и снимает своих моделей - знакомых или совершенно чужих людей, согласившимся позировать перед объективом ее фотокамеры.

“Как ни странно, ограниченная возможность - это Возможность. Мои съемки из одного и того же ракурса полны открытий и радуют меня своей новизной всякий раз, я к этому никак не привыкну. Конечно, я бы с удовольствием встала, но все же я как творческий человек не страдаю от того, что не могу это сделать, я просто вижу то, что, возможно, не видно другим.” (из интервью для каталога выставки)

Маржана Садыкова творит. Фото Екатерины Марголис, aif.ru

«Сначала у меня просто есть представление о том, какой должна быть будущая работа, - делится Маржана секретами своего мастерства. - Потом, когда вижу человека, пришедшего позировать, нередко - в первый раз в жизни, с которым, возможно, даже никогда не разговаривала, это представление корректируется, иногда - кардинально меняется. Часто сначала человек старается выглядеть так, как он считает красивым или правильным, и если суметь пойти дальше, то можно увидеть настоящее преображение.

Ты вдруг видишь человека с неожиданной стороны, открываешь в нем то, что, может быть, он и сам в себе раньше не замечал. Я хочу сломать социальную оболочку и увидеть все грани личности. Ведь социум так или иначе диктует манеры поведения, какие-то привычки. И, например, человек считает, что он должен быть обязательно веселым или улыбающимся, а иногда наоборот - непременно серьезным, солидным. Мне хочется пройти дальше, увидеть, кем еще он может быть. Как правило, это удается, человек раскрывается, и мне кажется, это ему тоже нравится – попробовать разные роли.

А потом, когда я рассматриваю фотографию, отбираю из множества кадров тот самый, где он открылся камере, где они поладили, нашли друг друга. Во время съемки я могу даже не увидеть этот момент, но камера не подводит, она все помнит в деталях.

Порой бывают самые настоящие человеческие открытия. Тогда я просто не в силах сдержать удивления, особенно если речь о каких-то наших знакомых: «Неужели это - Оля?! Никогда не думала, что она может быть такой». «Неужели этот тот человек, про которого принято говорить „творческая натура“, которого все привыкли считать легкомысленным и несобранным, вдруг оказался серьезным и таким организованным?!»

Наверняка моделям Маржаны приятно и удивительно видеть себя ее глазами, ее взглядом через объектив. Увидеть в себе что-то новое, неожиданное прекрасное…

Людям нравится сниматься на площадке у Маржаны. Они становятся послушными и внимательными моделями.

«Мыльница» от Деда Мороза

Первый фотоаппарат - самая обычная «мыльница» - появился у Маржаны, когда она еще не умела читать. Подарок на День рождения, который она, собственно говоря, и не просила, не понимала, для чего он ей нужен, был вручен от мамы девочки, ее дяди и тети, которые, «скинулись» на фотоаппарат.

«Я подумала, что нажать кнопку обычной пленочной „мыльницы“ ребенок сумеет. И будет снимать то, что ей интересно. А заодно у меня появилась бы возможность больше узнать о дочери (то, о чем мечтает каждая мама)», - рассказывает мама Маржаны Амина.

Но «больше узнать о дочери» с помощью фотоаппарата в этот раз не удалось: девочка успела сделать несколько кадров, в дальнейшем фотоаппарат был разбит, разломан, разобран.

«Перед нами встал вопрос - что делать: с одной стороны - фотоаппарат был быстро приведен в негодность, - говорит Амина. - С другой - очень хотелось, чтобы ребенок все-таки занимался интересным делом, да и самой Маржане понравилось фотографировать. Мы тогда купили новую „мыльницу“ и придумали хитрую историю, что пришел Дед Мороз и оставил для нее коробку, что в ней - мы понятие не имеем.

В коробке дочка обнаружила фотоаппарат, то есть Дед Мороз оказался добрее, чем мама, которая, после подобного халатного отношения с техникой ни за что бы еще раз не сделала такого подарка. Помню, как Маржана потом всем восторженно рассказывала: „Вы представляете, что мне подарил Дед Мороз?!“ Так нам удалось остаться педагогичными и вручить девочке фотоаппарат».

Со вторым фотоаппаратом Маржана уже обращалась аккуратно. Начала снимать. Первые фотографии девочки были явно не шедевры. Она снимала все подряд, так что пленки у фотоаппарата приходилось менять почти так же быстро, как пулеметные ленты. Амина шутит, что в этом случае семью от разорения спасло только то, что пленок покупалось не так уж много. Поскольку Маржана готова была щелкать кнопкой фотоаппарата бесконечно.

«Неглавное» главное дело

Тогда, в раннем детстве, Маржана не планировала, что фотография станет главным ее делом. Вокруг было столько интересного! У мамы Маржаны была идея, что надо все перепробовать, водить дочку на все существующие занятия для детей, чтобы определить, где ей больше понравится, и остаться там. Поэтому она занималась всем: от балета и акробатики до музыки и рисования. Везде было интересно, иногда думалось, что вот, нашли то самое внутренне близкое. Но внутренне близким, именно ее, оказалась только фотография.

Вся энергия, которая раньше распылялась, сейчас направлена на то, что ей так помогает. «Не думаю, что если бы Маржана была здорова, она занималась бы в данный момент фотографией так плотно, - говорит Амина. - Хотя фотография всегда ее очень интересовала. Она изучает Фотошоп, работы именитых мастеров, у нее есть любимые фотографы, большинство из которых живет в Москве, она общается на тему фотографии в сети и в курсе того, что происходит в мире фотографии.

Но большие фотопроекты она откладывала на будущее. Ей казалось, что сейчас, пока она ребенок, у нее недостаточно возможностей для этого. Нужна дорогая камера, сложная натура (ей хотелось снимать на природе), дорогой реквизит. Маржана планировала, что сначала она вырастет, заработает денег, а потом примется реализовывать свои идеи в фотографии. «Она делилась со мной планами, какие она бы хотела сделать фотосессии. Я думала, что это занятие, вполне подходящее ребенку для развлечения, большой Маржане станет неинтересно, но все равно поддерживала ее», - говорит мама фотографа.

Кстати, когда смотришь на фотографии, понимаешь, что их автор - человек, который много и осмысленно читает.

«Маржана очень любит читать, - подтверждает мою догадку Амина. - Ей 13 лет, мне - 44 года, но она прочитала больше книг и может дать дельную консультацию по многим вопросам». А занятие фотографией действительно помогло Амине лучше понять дочь.

«В фотографии я ничего не смыслю, - говорит Амина, - поэтому в основном наблюдаю, как Маржана снимает. Наблюдая, можно лучше узнать человека. В том, что касается фотографии, она главная, и все здесь по ее правилам. Я смотрю, как она может организовать процесс съемки, создать атмосферу на площадке, как будет вести модель в нужном направлении, как соблюдает сроки и выполняет обязательства. Она не раз удивила меня, - каждый прожитый с ней день может быть уроком».

Фотография для Маржаны сейчас - это не хобби и даже не профессиональная деятельность, а нечто гораздо большее. Работая, она возвращается в огромный разнообразный мир, от которого отрезана болезнью. Снимая, создавая свои прекрасные снимки, она забывает о том, что чего-то не может. Во время съемок Маржана - главная, она руководит процессом, вдохновенно управляет теми нитями, которые потом должны сложиться в произведение искусства. И она становится сильной настолько, что боли на какое-то время отступают…

Для тех, кто имеет желание и возможность оказать благотворительную помощь на лечение Маржане Садыковой, платежные реквизиты можно скачать по этой ссылке .

ФОТОРЕПОРТАЖ ГРИГОРИЯ АГАЯНА С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ МАРЖАНЫ

Неизлечимо больная 13-летняя Маржана Садыкова не пациент, а удивительный фотохудожник

Сначала я написала совсем другой текст. Про смерть и про то, как у Амины сгорели все слезы. Но она сказала, что все это неправда. Сначала я ничего не поняла. Потом, когда осознала, что она имеет в виду, у меня внутри как будто открылась потайная дверь.

С высоты птичьего полета это просто крошечный кусочек улицы: от дома, который стоит на шоссе, по подземному переходу к стеклянному кафе. Несколько сотен шагов. А на самом деле - дорога жизни. Если приезжает сестра, Амина может выйти на час. В этом кафе есть укромный угол, там мы и уединились. Я думала, что смогу увидеть Маржану - нет, уже нет. Вместо Маржаны мы встретились с Аминой.

Ее единственной дочери без трех недель 14 лет. Врачи сказали, что у Маржаны осталось очень мало времени. Два года назад у девочки обнаружили саркому. Ушибла коленку, а гематома все не проходила. Амина - врач по образованию - очень долго не верила в то, что они не справятся с болезнью. Пять месяцев назад Маржана перестала ходить. Амина сказала: я думала, мы просто будем тихо умирать.

Но произошло нечто из ряда вон выходящее.

К ним пришла сотрудница фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава. Она нашла деньги на покупку профессиональной фотокамеры, и Маржана, которая уже не вставала, начала делать портреты. Она фотографировала друзей и даже моделей, которые приезжали к ней на съемку.

Фотографией Маржана увлеклась в раннем детстве. Девочка еще не ходила в школу, когда мама подарила ей маленькую «мыльницу». Тогда еще фотографировали на пленку, и для того, чтобы увидеть, что получилось, нужно было относить ее в мастерскую. Амину, понятно, не радовала дороговизна этой затеи. Но Маржана не выпускала фотоаппарат из рук и в конце концов разбила его. Амина понимала, что ребенок просто не осознавал, какая это хрупкая вещь, но не спешила покупать второй. Теперь это кажется такими пустяками, а тогда ее беспокоило, что Маржана появление нового аппарата воспримет как должное и не оценит подарка. Однако девочка очень хотела фотографировать, и тут на помощь пришел Дед Мороз.


Амина сказала: тогда она еще верила в него, вот Дед Мороз и принес новый фотоаппарат.

Несколько дней назад в кинотеатре «Пионер» закрылась выставка фотографий Маржаны Садыковой. Мне об этой выставке рассказала Лидия Мониава. Я вошла в фойе - а как рассказать про то, что почувствовала, не знаю.

Это портреты. Ну что я, фотопортретов не видела? Все мы их видели. А что же остановилась и стояла, как будто что-то случилось?

Потому и стояла, что случилось.

Как правило, фотограф старается извлечь из своей модели какую-нибудь ее диковину: улыбку, позу, движение. По большей части это воспринимается как неожиданность, подсмотренная фотографом, - сам ты этого, возможно, и не увидел бы. А на портретах Маржаны люди такие, как они есть, с морщинами, родинками, или как там называется то, что с годами появляется на наших лицах, - и эти люди распространяют свечение. Но ведь не все люди светятся, а некоторые гасят и тебя, и все вокруг, хоть и не догадываются об этом. Так вот: она запечатлела не их свет, а свой. Свою радость от встречи с ними.


Но Амина же не знала, как долго я рассматривала Маржанины фотографии. И там, в кафе, она сказала, что Маржана с детства воспринимала вещи, которые стали понятны ей только сейчас. Дело в том, что Маржана не считала нужным защищаться от людей, переделывать их, а предпочитала принимать их такими, какими они были. Она умела увидеть их светлую сторону. Ее нельзя было настроить против, самым естественным для нее было любить.

Каждая ее фотография - это плод. Как яблоко, или тыква, или вишня. Ведь когда смотришь на них, даже не отдавая себе в этом отчета, вместе с соком, вкусом и цветом впитываешь тайну творения. Я смотрела на них и понимала, что сама увидела бы этих людей по-другому. Я точно это знаю. А она подарила их нам.

И все это случилось тогда, когда смертельно больные люди уже не могут сопротивляться болезни. А Маржана даже и не сопротивляется - она просто ею пренебрегла.

Недавно она попросила сделать ей в комнате нечто вроде студии. Лидия сделала все, что было в человеческих силах, но в последний момент Маржана передумала. Она сказала, что фонду есть на что потратить эти деньги. Она не любит тратить, она любит дарить.

Когда открылась выставка, у Маржаны брали интервью. В них она предстает очень зрелым и в то же время легким и азартным человеком. Она мечтала сфотографировать профессиональную балерину - эта мечта сбылась. Она мечтала о выставке - сбылась и эта. Многие ли люди могут похвастаться такой яркой жизнью?

Амина написала в фонд «Вера»: «В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным. Сейчас я лучше стала понимать, для чего существуют хосписы… Они делают все, чтобы ощущение, что все кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, полной любви…»

История Маржаны - одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Теперь я точно знаю, что один человек может изменить ход вещей, как это сделала Лидия Мониава. И еще я теперь знаю, что человек способен победить страх смерти и обратить его в уникальный опыт, как это сделала Маржана Садыкова.

Никому не ведомо, когда прервется земная жизнь человека. Но если это наш последний разговор с Маржаной, которую я никогда не видела, я хочу, чтобы она знала: я благодарна ей за эти солнечные брызги, за эти человеческие тайны и за то, что она оказалась сильней всех, кого я знаю на этом свете.