Основным видам внешнеэкономической деятельности не относится деятельность. Основы внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Договоры являются правовой формой, в которую облекаются соглашения сторон, содержащие права и обязанности при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Договоры во внешнеэкономической деятельности могут носить различные наименования: контракт, соглашение, собственно договор. Тем не менее, как показывают международные правила, наиболее часто используется термин “контракт”. Различные наименования никакой юридической роли не играют, все эти соглашения являются договорами.

Современные правовые системы, в том числе России, предоставляют участникам внешнеэкономической деятельности широкие возможности по определению своих взаимных прав и обязанностей. При этом стороны могут идти при определении прав и обязанностей дальше законодательных положений. Ограничительными рамками для такого определения могут быть лишь сами законодательные положения либо интересы публичного порядка России.

В свете особенностей внешнеэкономической деятельности, когда ее участники относятся к правовым системам различных государств и когда они не могут детально знать законодательные положения соответствующего государства, а также в свете интенсивного международного экономического оборота, участникам этой деятельности необходимо в заключаемые договоры включать подробные условия с целью установления взаимных прав и обязанностей, которые могли бы определять и регулировать любые возможные действия и последствия таких действий.

В случае возникновения спора между сторонами арбитражные органы обращаются прежде всего к договору как к правовому документу, определяющему их права и обязанности. И только в том случае, если договор не определяет четко права и обязанности сторон, не содержит подробные условия их осуществления, арбитражные органы обращаются к законодательным актам.

Таким образом, значительная роль договора о регулировании отношений между участниками внешнеэкономической деятельности обусловлена особенностями этой деятельности, имеющей международный характер.

Российское законодательство предусматривает, что внешнеэкономические сделки должны совершаться в письменной форме. Такое требование к форме внешнеэкономической сделки вытекает из ст. 7 Закона “О международном коммерческом арбитражном суде” от 7 июля 1993 г.

Несоблюдение формы внешнеэкономических сделок, -- как указывается в п. 2 ст. 30 Основ гражданского законодательства, -- влечет за собой недействительность сделки. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 58 Основ гражданского законодательства договор может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена письмами, телетайпограммами, телеграммами, телефонограммами и т. п., подписанными стороной, которая их посылает.

Поскольку иное не предусмотрено в законодательстве, стороны сами определяют язык, на котором заключается договор, структуру договора, его содержание и т. д. Стороны также сами определяют, кто должен подписывать договор: должностные лица в силу учредительных документов или же лица, уполномоченные по доверенности. Во внешнеэкономической деятельности широко используются типовые проформы договоров (контрактов) разработанные, в частности, различными международными организациями и ассоциациями предпринимателей, например, типовые проформы контрактов поставки (купли-продажи) зерна, оборудования, подряда, договоров фрахтования судов и т. д. Наиболее распространенными во внешнеэкономической деятельности являются следующие виды договоров: купли-продажи (поставки), подряда, лицензионные, агентские, перевозки. Подавляющая часть международного экономического оборота приходится на куплю-продажу товаров (продукции). В связи с этим значительная роль в регулировании отношений в этой области отводится договорам (контрактам) купли-продажи. Эти договоры характеризуются не только подробным изложением условий купли-продажи, относящимся, в частности, к предмету договора, цене, формам расчета и т. д. Договоры также включают так называемые базисные условия поставок, под которыми понимаются условия поставок (продажи), сложившиеся в международном экономическом обороте. Эти условия касаются в основном места и момента передачи товара, вопросов перевозки, распределения рисков гибели или повреждения товара. Указанные условия выработаны в результате длительного применения между участниками внешнеэкономической деятельности в различных странах и широко используются в международной практике. Они известны под названием “торговые термины”.

В качестве примера использования торговых терминов можно привести основные положения поставок товаров на условиях Фоб и Сиф.

Фоб (свободно на борту судна) -- наименование порта отгрузки. Основные обязанности продавца включают погрузку товара за свой счет на борт судна и извещение об этом покупателя, доставку покупателю в качестве доказательства погрузки товара обычных транспортных документов, о которых договорились стороны, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения через поручни судна, выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза товаров.

Основные обязанности покупателя включают заключение за свой счет договора перевозки, извещение продавца о названии судна, месте погрузки и о необходимой дате поставки товара, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения через поручни судна, оплата товара против представленных транспортных документов, предусмотренных договором.

Сиф (стоимость, страхование, фрахт) -- порт назначения. Основные обязанности продавца включают заключение за свой счет договора перевозки до согласованного порта назначения, погрузку товара на борт судна в порту отгрузки в установленный срок, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения через поручни судна, страхование за свой счет товара в пользу покупателя и передачу ему страхового полиса или иных документов, подтверждающих заключение договора страхования, представление покупателю предусмотренных договором транспортных документов.

Основные обязанности покупателя включают оплату товара против представленных транспортных документов, принятие товара в порту назначения и несение расходов по выгрузке товара, если они не, включены в договор перевозки, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения товара через поручни судна в порту отгрузки.

Положения Инкотермс-1990 г. применяются в том случае, если на них имеется прямая ссылка в договоре (контракте). Необходимо иметь в виду, что Инкотермс-1990 г. не касается вопросов перехода права собственности от продавца к покупателю. Поэтому при заключении договора стороны должны решить вопрос о переходе права собственности либо с момента заключения контракта, либо с момента получения товара покупателем, либо с какого-либо иного момента. При решении этого вопроса сторонам необходимо учитывать нормы национального права.

В договорах купли-продажи (поставки) необходимо предусмотреть форму расчетов. В международном экономическом обороте наиболее широко используют аккредитивную форму расчетов. Важным положением договора является так называемая арбитражная оговорка (арбитражное соглашение), в силу которой споры между сторонами будут решаться в арбитражном порядке. При этом стороны вправе указать конкретный арбитражный орган.

Арбитражные органы при решении споров руководствуются прежде всего положениями заключенного договора. И в случае неурегулированности каких-либо вопросов данным договором перед арбитражным органом стоит задача определить, на основе права какого государства должен решаться спор, т. е. встает вопрос о применимом праве. Это обусловлено также тем, что отношения между субъектами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, нередко подпадают под действие правовых систем разных государств.

В связи с этим в договоре (контракте) необходимо предусматривать, право какого государства должно быть применимо при рассмотрении спора. Если в договоре отсутствуют положения о применимом праве, то в соответствии со ст. 166 Основ гражданского законодательства арбитражный орган будет применять право государства, “где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона”, являющаяся, в частности, продавцом в договоре купли-продажи, комиссионером в договоре комиссии, перевозчиком в договоре перевозки и т. д.

В договоре купли-продажи также предусматриваются меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности. При определении мер ответственности следует учитывать необходимость ограничения ответственности. В противном случае могут быть предъявлены требования о возмещении убытков и уплаты штрафов (неустойки) в сумме, превышающей стоимость товара во много раз.

Кроме названных положений в договоры включаются и другие, например, относящиеся к сроку поставки, количеству, качеству товара, таре, упаковке.

Заключая договор, субъекты внешнеэкономической деятельности должны учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ “международные договоры России являются составной частью её правовой системы”. Поэтому при заключении договоров хозяйствующим субъектам надлежит руководствоваться не только законодательством России и других государств, но и международными договорами, участницей которых является Россия. Так, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г (Россия -- участница конвенции) содержит положения о заключении договоров путем обмена офертой и акцептом, об убытках, об освобождении от ответственности, о расторжении договора и т. д.

Необходимо иметь в виду, что положения указанной Конвенции, как и других международных договоров, будут применяться, если и контракте отсутствуют положения относительно вопросов, которые урегулированы Конвенцией ООН 1980 г.

Под внешнеэкономической деятельностью понимаются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов при взаимодействии с зарубежными организациями и фирмами. Основой внешнеэкономической деятельности являются соответствующие связи, возникающие при заключении различных внешнеторговых сделок или разных видах внешнеэкономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность -- это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий. ВЭД также представляет собой процесс реализации ВЭС, включая основные формы ВЭС.

Предметом изучения ВЭД является современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные экономические отношения в их сложной и противоречивой взаимосвязи и взаимодействии, и конкретные формы, методы и средства современного международного бизнеса.

Объектом изучения являются международные коммерческие операции в совокупности их видов, направленные на получение прибыли, а также операции, обеспечивающие международный товарооборот.

Основные направления ВЭД: внешняя торговля; технико-экономическое сотрудничество; научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля представляет собой обмен товарами в материально-вещественной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. К ним относятся операции:

  • § по международным перевозкам грузов;
  • § таможенные;
  • § по страхованию;
  • § по международным расчетам;
  • § транспортно-экспедиторские;
  • § по хранению.

Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.

ВЭД в сфере научно-технического сотрудничества представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.

Внешнеторговая деятельность в РФ регулируется Конституцией, ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и другими федеральными законами и правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В определении закона внешнеторговая деятельность это "предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них.

В более широком смысле "внешнеторговая деятельность" подразумевает весь комплекс взаимоотношений, в процессе купли-продажи товаров на мировом рынке. Компании и организации стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, потому, что отечественные производители не предлагают подобной продукции. Так возникает потребность в импорте. Иногда внешнеторговая деятельность возникает и по обратной причине, когда фирма имеет товары, спрос на которые за рубежом выше, чем в своей стране. В этом случае возникают экспортные операции.

На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При рассмотрении классификации видов ВЭД немалую роль играет субъективный фактор, так как формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвижностью, причем многие из них применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими. В Федеральной программе развития экспорта отмечалось, что мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества. Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны. Примерная классификация форм ВЭД представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.

Разнообразие форм внешнеэкономической деятельности может быть показано на примерах сотрудничества в разных областях ВЭД.

  • 1. Во второй половине ХХ века важную роль приобрело военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами. В Федеральном законе №114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" ВТС определено как "деятельность в области международных отношений, связанная с выводом и вводом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения".
  • 2. В областях научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнерами следует отметить создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение разнообразных исследований и разработок, предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников с высокоточной аппаратурой, создание новых материалов в условиях невесомости), торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.
  • 3. Сотрудничество в строительной области включает в себя проектные разработки и строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм. Эта форма часто предусматривает в себе также подготовку национальных кадров для построенных объектов, обеспечение технологической и эксплуатационной информацией и последующее содействие в их эксплуатации.
  • 4. В последнее время все большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами - привлечение иностранных инвестиций (капиталовложение в российскую экономику). С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансовой и кредитной сферах, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных операций и страховых операций.
  • 5. Сотрудничество в области транспорта и информатики - это международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание, сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую продукцию.
  • 6. Самостоятельным видом ВЭД можно считать издательско-полиграфическую деятельность, осуществляемую совместно с иностранными партнерами, в том числе написание совместных трудов исторического, философского, экономического, социологического и иного профиля, общеобразовательных и популярных книг, издание книг российских авторов в зарубежных издательствах и иностранных авторов в России.
  • 7. В связи с бурным развитием мирового рынка туристических услуг как самостоятельную форму можно выделить сотрудничество в содействии иностранного туризма, в котором четко прослеживаются три направления: научное, деловое и развлекательное. Основу туризма составляют фирмы по организации туристических поездок и продаж путевок и туров, а также фирмы, организующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услугами. С туризмом также тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурно-массовых мероприятий: выставок изобразительного искусства, выступлений ансамблей, актеров на гастролях, продаж фильмов, аудио- и видеокассет.
  • 8. Для нашей страны, имеющей огромный опыт мореплавания и рыболовства, весьма актуально международное сотрудничество в области рыбного хозяйства. Эта форма сотрудничества включает лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.
  • 9. Необходимо упомянуть и особые формы сотрудничества -прибрежную и приграничную торговлю, особенно актуальную для многих регионов и субъектов РФ.

ПЛАН:

Введение

Глава 1. Понятие, виды, источники внешнеэкономической деятельности.

Глава 2. Методы государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Глава 3. Субъекты внешнеэкономической деятельности.

3.1. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.

3.2. Правовое положение юридических лиц.

3.2.1. Юридические лица Республики Беларусь.

3.2.2. Значение личного статуса юридического лица.

3.2.3. Критерии определения личного статуса юридического лица.

3.2.4. Международные объединения юридических лиц.

3.3. Свободные экономические зоны.

Глава 4. Внешнеэкономические сделки, их виды.

Заключение

Используемые источники


Введение

Повсеместная интеграция капиталов на международном рынке, развитие процессов глобализации, расширение сферы функционирования валютного рынка (создание зон свободного предпринимательства, увеличение количества предприятий с участием иностранного капитала, привлечение иностранных инвестиции в различные производственно-социальные инфраструктуры) создаёт широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая является одной из основных форм экономических связей Республики Беларусь с иностранными государствами. Её специфичность состоит прежде всего в том, что участники при заключении сделок должны исходить не только из собственных интересов, но и не противоречить экономическим интересам страны.

При классификации видов ВЭД предприятий большинство учёных включают в их состав: экспорт услуг, работ; экспорт товаров, приобретённых для перепродажи; экспорт продукции собственного производства; импорт услуг, товаров; импорт сырья; бартерные операции; получение и предоставление валютных займов и кредитов; формирование уставного капитала иностранным капиталом; посреднические услуги внешнеэкономических сделок; лизинговые операции; операции с ценными бумагами; реэкспорт; реимпорт. Перечисленные виды ВЭД могут быть сгруппированы по каким-либо признакам в более агрегированные группы или, наоборот, детализированы. Например, каждый из указанных видов внешней торговли может быть составной частью других форм ВЭД, в частности, получение иностранных кредитов можно рассматривать как экспорт услуг.

Дальнейший процесс интеграции экономики и мировой экономической системы в целом, прежде всего, требует более совершенной системы бухгалтерского учёта и контроля во внешнеэкономической деятельности. Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, усиление экспортного и валютного контроля.

Приоритетной представляется экономическая политика, идущая по пути всё большего сосредоточения вывоза сырья в рамках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности по расширению экспорта продукции высокой степени обработки.

Глава 1. Понятие, виды, источники внешнеэкономической деятельности.

Для современного развития мировой экономики и отдельных государств, в том числе Республики Беларусь, характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей, т.е. отношений между хозяйственными организациями, предпринимателями различных стран.

Наряду с традиционно формой экономических связей – торговлей товарами – получили свое развитие и иные формы сотрудничества: экспорт и импорт предпринимательского капитала, т.е. долгосрочные инвестиции, позволяющие создавать за границей, а также в республике иностранные и совместные предприятия, филиалы, дочерние компании; инвестиции в форме вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумаги с целью получения дохода; кредитные операции. Важное место во внешнеэкономических связях занимает обмен научно-техническими знаниями путем выдачи лицензий на право использования изобретений, технических знаний и опыта, товарных знаков, оказание инженерно-консультационных услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объектов в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика, усовершенствованием производственных процессов и т.д.

Широко используются во внешнеэкономическом обороте транспортные, лизинговые услуги, а также услуги по международному туризму. Эти и другие услуги оказываются на основе заключаемых внешнеэкономических сделок.

Повышение роли внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, ее предприятий и организаций, расширение и углубление международных экономических связей – одно из основных направлений развития экономики республики. Включение республики как самостоятельного независимого государства в процесс развития международного разделения труда превращается в один из важнейших факторов повышения эффективности производства. Такое повышение становится возможным, прежде всего за счет существующих различий в издержках производства определенных товаров в различных странах. Это позволяет достичь экономического эффекта за счет импорта тех товаров, издержки производства которых в республике выше по сравнению с другими государствами, и экспортировать товары, национальные издержки производства которых относительно ниже.

Экспорт продукции с меньшими национальными затратами производства и закупа товаров за рубежом, изготовление которых требует больших затрат, дает экономических эффект. Возможность закупки за рубежом товаров, где для их производства существуют лучшие природные социально-экономические условия, освобождает от необходимости вкладывать средства в их производство в своей стране, где таких условий нет, направить освободившиеся средства в другие сферы. Внешнеэкономические связи, в частности торговля, нередко позволяют увеличить объем производства той или иной продукции, обеспечить достижение оптимальных размеров производства, расширения ассортимента товаров, улучшения их качества.

Участие Беларуси в международном разделении труда, ее специализация в мировом масштабе и кооперирование создают условия для повышения технического уровня производства, роста производительности труда, улучшения качества продукции, позволяют сосредоточить материальные и иные ресурсы на производстве определенных товаров, использовать достижения науки и техники.

Оценка роли внешнеэкономических связей в повышении эффективности производства республики была бы не полной без учета того, что их развитие создает условия для использования передового зарубежного опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем покупки новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изобретения, технологические процессы, новую продукцию и т.д.

Покупка и использование новой техники и технологий способствует достижению более высокой производительности труда, выпуску продукции более высокого качества, с лучшими потребительскими свойствами, т.е. обеспечивают достижение экономического эффекта.

Наконец, иностранные кредиты, а также иностранные инвестиции в экономику республики – важный аспект внешнеэкономических связей, позволяющих получить дополнительные средства для капитальных вложений в производство и развитие социальной сферы. Внешнеэкономические торговые связи позволяют улучшить снабжение населения республики продовольствием и товарами народного потребления, способствуя росту благосостояния народа.

Международная практика, международное частное право выработали специальную терминологию, применяемую во внешнеэкономической деятельности, используемую и действующим законодательством Республики Беларусь, их числе – понятия «резиденты» и «нерезиденты».

Резиденты – это белорусские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов, дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Беларусь за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также иные представительства белорусских предприятий и организаций за границей, не осуществляющие хозяйственную деятельность.

Нерезиденты – иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся на территории Республики Беларусь; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, в том числе с участием предприятий и организаций резидентов; находящиеся в Республике Беларусь иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства; международные организации (филиалы), пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную деятельность или другую коммерческую деятельность.

Внешнеторговые операции, независимо от их предмета, подразделяются на импортные и экспортные. Импортные операции предполагают ввоз резидентами в Республику Беларусь товаров, технологий, услуг, капитала (в форме предоставления кредитов и займов) для потребления и реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. Экспорт предполагает вывоз резидентами Республики Беларусь товаров, выполнение работ, оказание услуг нерезидентам.

Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции. При реэкспорте осуществляется вывоз за границу ранее ввезенного в Республику Беларусь товара, не подвергшегося здесь какой-либо переработке. Реимпорт связан с ввозом из-за границы ранее вывезенных из Республики Беларусь товаров, не подвергшихся за границей переработке (например, товары, не проданные на международном аукционе, товары ненадлежащего качества и т.п.)

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Понятие ВЭД в нашей стране появилось после начала осуществления внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли. В результате сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и ВЭД.

ВЭС представляют из себяформы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового и валютно-финансового сотрудничества. Задача ВЭС состоит в обеспечении экспортно-импортных поставок на федеральном, ᴛ.ᴇ. межгосударственном уровне. Планирование объёмов ВЭС и определœение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами по стратегически важным позициям через систему госзаказа с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, исполняющих государственный заказ.

Государственный заказ - ϶ᴛᴏ директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счёт государственных средств.

ВЭД представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических операций экспортно-ориентированных предприятий.

ВЭД, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определœении цены и стоимости контракта͵ объёмов и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и зарубежными партнерами.

Факторы развития ВЭД:

1. Возможность повышения нормы прибыли на базе внешнеторговых операций. Так расширение внешней торговли позволяет снизить издержки производства.

2. Вывоз капитала, на базе которого возникают ТНК.

3. Международная специализация, которая побуждает обмениваться результатами труда на международных рынках.

4. Различие в сырьевых, финансовых, трудовых ресурсах.

5. Различный уровень научно-технического развития.

6. Особенности географического положения, природных и климатических условий.

7. Политические отношения.

К основным формам ВЭД относятся:

– внешнеторговая деятельность - ϶ᴛᴏ предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности (Закон о государственном регулировании ВЭД);

– международное инвестиционное сотрудничество, предполагает взаимодействие с иностранными партнерами на ос­нове объединœения усилий финансового и материально-техничес­кого характера. Целями такого сотрудничества являются расшире­ние базы развития и выпуска экспортной продукции, ее системати­ческое обновление на базе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи бывают решены за счёт организации, к примеру, совмест­ного производства.

Совместное предпринимательство возможно прежде всœего на базе обмена технологиями, услугами с последую­щим распределœением программ выпуска продукции и ее реализа­ции, а также в форме образования и функционирования концес­сий, консорциумов, акционерных компаний, международных не­правительственных организаций и т.п.;

– валютные и финансово-кредитные операции;

– производственная кооперация представляет одну из форм сотрудничества между ино­странными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделœения труда.

Производственная кооперация является одной из форм внешнеэкономических связей и характерна тем, что узлы и детали кооперируемой продукции изготовляются по заданиям и техническим требованиям заказчиков, а внешнеторговые контракты на производство и поставку такой продукции носят подрядный характер.
Размещено на реф.рф
Подписанию контрактов может предшествовать заключение соглашений, определяющих условия долгосрочного сотрудничества. В этих соглашениях могут предусматриваться условия разработки конструкций, машин и оборудования, производства и поставки кооперируемых узлов и деталей по технической документации заказчиков или по переданным образцам. Поставщики могут изготавливать кооперированную продукцию из материалов заказчиков или своих, при этом за качество применяемых материалов, а также сроки и качество исполнения контракта несут ответственность поставщики.

Инициаторами осуществления внутри - и меж - отраслевой производственной кооперации могут выступать промышленные организации.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвес­тиционной и сервисной областей, к примеру, для обрабатывающей промышленности.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотруд­ничество обеспечивается на возмездной базе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

2. Методы регулирования ВЭД

Существуют два метода регулирования ВЭД: административный и экономический.

Административные методы регулирования ВЭД

1. Международные торговые договоры. Οʜᴎ определяют общие направления развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.п.

2. Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Такое регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот.

3. Лицензирование, квотирование.

Лицензия – выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов: генеральная (выдается на один календарный год) и разовая (оформляется по каждой отдельной сделке).

Квота – максимальный объём (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определœенного товара, выраженного в процентной доле, для каждого экспортера.

Квоты бывают: общими (определяются Министерством экономики для государственных нужд), естественными (связаны с ограниченной пропускной способностью нефтепроводов) и исключительными (вводятся Правительством в исключительных случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств).

Контингентирование – ограничение экспорта квотируемой и лицензируемой продукции рамками определœенного перечня (контингента).

Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров в России регламентируется ʼʼПоложением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФʼʼ.

Основными принципами количественных ограничений в РФ выступают международные обязательства, цели обеспечения безопасности и обороноспособности страны, охраны окружающей среды и жизнедеятельности населœения, исторического и культурного наследия, защиты внутреннего рынка и его товаропроизводителœей.

По этой причине в современных условиях квотируются и лицензируются несколько экспортных позиций:

– товары, экспорт которых осуществляется в размере установленных квот в соответствии с международными обязательствами России (к примеру, Соглашение с ЕС о торговле текстильной продукции);

– товары, в отношении которых сохраняется особый порядок экспорта͵ в целях препятствования вывозу ценных видов ресурсов животного и растительного происхождения, отдельных видов сельскохозяйственного сырья, драгоценных металлов и камней и изделий из них, а также отдельных видов военной техники, вооружений, видов информации;

– товары, поставляемые в рамках инвестиционного сотрудничества.

В число импортных лицензируемых товаров включены такие товары, как вооружение, химические средства защиты растений, промышленных отходы, импорт сахара-сырца, этилового спирта и водки. Вместе с тем, лицензируются как экспорт, так и импорт продукции, работ и услуг военного назначения.

4. Технические процедуры. Οʜᴎ устанавливаются в законодательном порядке и представляют из себякомплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Технические барьеры устанавливаются путем обязательной сертификации импортных товаров.

5. Антидемпинговые процедуры. Осуществляются путем установления антидемпинговых пошлин в случаях ввоза на таможенную границу России товаров по заниженным ценам по сравнению с предельно оптимальной стоимостью их в стране экспортера в момент вывоза. Вместе с тем, антидемпинговые процедуры включают в себя различные судебные разбирательства, а также приостановка движения товаров и услуг, реализуемых по заниженным ценам.

Экономические методы стимулирования экспортного производства

Поддержка экспорта – важнейшее направление деятельности государства в области стимулирования экспорта͵ создание более благоприятных условий для доступа отечественных товаров и услуг на внешние рынки.

Необходимость государственной поддержки экспорта продиктована стремлением повысить эффективность национального хозяйства, ᴛ.ᴇ. наилучшим образом использовать имеющиеся в стране ресурсы – трудовые, материальные, финансовые и интеллектуальные. Эта эффективность сильно зависит от платежеспособного спроса, который многократно возрастает при ориентации поставщика товаров и услуг на емкий мировой рынок.

Предпосылками развития государственной поддержки экспорта

В первую очередь, стремительный научно-технический прогресс и расширение инновационной деятельности позволяют быстро увеличивать объём и обновлять номенклатуру продукции, а также совершенствовать средства транспорта и связи, что, в конечном счете, повышает прибыль компаний от внешнеторговых операций.

Во-вторых, увеличивающийся вклад экспорта товаров и услуг в национальную экономику вследствие опережающих темпов его развития по сравнению с ВВП требует адекватного внимания со стороны правительств.

В-третьих, существенно меняется структура международной торговли в пользу продукции обрабатывающей промышленности, в т.ч. сложной в техническом отношении и капиталоемкой. Вместе с тем, интенсивно развивается международная производственная кооперация, также в значительной мере связанная с выпуском технически сложной и капиталоемкой продукции. Тенденция к повышению добавленной стоимости в международном товарообороте, особенно в указанных формах, требует от экспортеров крупных финансовых ресурсов и предоставления им организационной помощи от государственных структур.

В-четвертых, по мере увеличения предложения товаров и услуг обостряется конкуренция, приобретающая новые формы (объектом соперничества поставщиков становятся безопасность и полезность продукции, ее качественные преимущества и. Она также вызывает крайне важно сть расширения государственного содействия экспортерам.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формируется следующая последовательность событий: правительство оказывает поддержку экспортерам, увеличивая поток товаров и услуг на мировой рынок, усиливается борьба за потребителœей, которая, в свою очередь, требует от правительств большей помощи экспортерам, а последняя способствует росту предложения, превышающему в итоге платежеспособный спрос и обостряющему торговое соперничество, и так по следующему кругу.

К примеру, большинство развивающихся стран рассматривает стимулирование экспорта в качестве приоритетного направления в делœе достижения целœей экономического развития. Правительства ожидают, что постоянные усилия по стимулированию экспорта и помогут получить дополнительную иностранную валюту, необходимую для покрытия затрат на импорт, решить проблемы платежного баланса, помочь уменьшить бремя растущей задолженности иностранным государствам и создать дополнительные рабочие места для населœения. Стратегия стимулирования экспорта развивающейся страны закладывает основы определœения уровня и типа торговых связей с международным рынком.

В развитых странах на цели содействия экспорту ежегодно тратятся миллиарды долларов, что позволяет добиваться значительных успехов на внешних рынках. В большинстве стран функционируют специализированные государственные структуры поддержки экспорта͵ а само содействие экспортерам в освоении внешних рынков считается приоритетной задачей общенационального масштаба.

Основная цель содействия экспорту – совершенствование его товарной, географической и фирменной структуры в интересах расширения и повышения эффективности зарубежных продаж.

Государство стратегически заинтересовано оказывать поддержку экспортерам продукции высокой степени переработки, так как это усиливает их конкурентные позиции на внешнем рынке, что обеспечивает повышение устойчивости, снижение безработицы, увеличение доходов работников и бюджетов всœех уровней.

Государственные программы стимулирования экспорта реализуются на уровне предприятия, отрасли и общенациональном уровне.

Необходимость реализации программ стимулирования экспорта на уровне предприятия определяется следующим причинами:

· число сырьевых товаров, которые можно экспортировать, ограничено, в силу чего экспортные сектора зависят от международных событий, влияющих на мировой рынок;

· промышленное производство товаров ограничивается отсутствием перерабатывающих отраслей, что не позволяет предприятиям производить дифференцированную продукцию на экспорт или обеспечивать определœенную форму диверсификации экспорта;

· существует зависимость от одного или двух ключевых экспортных рынков и источников снабжения, а это не дает предприятиям возможности разрабатывать продукцию в соответствии со стандартами более развитых рынков;

· предприятия не готовы экспортировать продукцию, что должна быть связано с нежеланием заниматься рискованной предпринимательской деятельностью заграницей, поскольку отечественный рынок предоставляет комфортные условия и безопасность.

На уровне отрасли существует два направления стимулирования экспорта:

· увеличение экспорта существующей продукции. Эта стратегия направлена на активизацию и увеличение объёма экспорта на существующие рынки, а также на проникновение на другие экспортные рынки.

· выработка новых товаров, пригодных для экспорта͵ что предполагает оценку того, какие новые товары могут производиться на экспорт. Эти новые товары часто являются побочным продуктом ведущих отраслей или результатом деятельности вспомогательных производств.

На общенациональном уровне правительство задает общее экономическое направление и стратегию развития торговли. Для обеспечения высоких показателœей национального экспорта особое значение имеет определœение экспортной составляющей этой стратегии с точки зрения надлежащих экономических инструментов и мер по стимулированию экспорта.

Для успешной реализации программ по поддержке экспорта страны используют различные инструменты.

Традиционным инструментом являются экспортные премии (субсидии) – финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определœенных товаров за границу. Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, что означает создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).

Существуют различные формы субсидирования экспорта :

1. Прямое субсидирование экспорта – наиболее агрессивная форма поддержки экспорта͵ которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование воспринимается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО.

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях – наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка. Примером может служить ʼʼдемпингʼʼ, который представляет собой метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Важным инструментом стимулирования экспорта являются экспортные кредиты. Οʜᴎ распространяются в основном на готовую продукцию, включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Оно реализуется через банки, межправительственные банковские организации, специальные фонды кредитования.

Существуют различные формы кредитования и оказания помощи для стимулирования экспорта.

1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75% которой ежегодно идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора.

2. Предоставление ʼʼсвязанныхʼʼ кредитов – товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и бывают истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране.

3. Кредитование государством экспортеров наряду с коммерческими банками, однако, у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всœего экспорта.

4. Кредитование государством экспорта совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках.

Еще одним инструментом поддержки является страхование экспорта . Оно осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только коммерческие, но и политические риски. Оно распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, а сроки страхования достаточно разнообразны. Страхование реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамента гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

Механизм страхования осуществляется по следующим направлениям:

1. Страхование большей части политических рисков на 100%, а экономических на 70-80%: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам – обычно 1 % от суммы сделки.

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам.

Не менее значимым инструментом стимулирования экспорта являются налоговые и таможенные льготы , которые предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта͵ снижение и возврат таможенных пошлин.

Также государства используют регулирование валютного курса для стимулирования экспорта͵ т.к. он крайне важен с точки зрения распределœения ресурсов в экономике. Многие страны для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Οʜᴎ использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством ʼʼползущей привязкиʼʼ (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определœенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом крайне важно й степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

Выбор какой-либо схемы стимулирования экспорта производится страной на базе следующих критериев:

· выбор стратегического направления политики экспорта на базе общей макроэкономической политики, проводимой страной;

· определœение внутренних ограничений на пути развития экспорта;

· выявление внешних барьеров для экспорта;

· определœение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;

· определœение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;

· сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием;

· определœение стран, товаров, регионов, в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;

· определœение конкретных мер стимулирования.

Значение каждого из инструментов стимулирования экспорта в отдельные периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным.

К примеру, ранее широко используемые меры стимулирования экспорта начинают постепенно терять свое значение под влиянием фискального давления. В этом же направлении действуют ВТО и ряд других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер.
Размещено на реф.рф
Но возможности их использования сузились, странам приходится искать ʼʼлазейкиʼʼ, не охваченные международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности.

Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый Кодекс направлено против экспорта͵ осуществляемого по ценам ниже производства или себестоимости. Во многих случаях возможность осуществления подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по поддержке производителœей своей страны.

К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определœены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта͵ дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений.

Вместе с тем, в ВТО существуют определœенные степени свободы в отношении использования таких мер.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ, как правило, должны фиксироваться в момент вступления страны в ВТО. В процессе переговоров с другими членами ВТО и ее органами проще закрепить такие меры, которые не являются избирательными (ᴛ.ᴇ. относятся ко всœему экспорту в целом или его отдельным крупным составляющим, ко всœем странам, ко всœем предприятиям, районам, а не отдельным из них). К запрещенным субсидиям относятся, в первую очередь, экспортные субсидии или связанные с использованием местных товаров в ущерб импортированным. Но и в отношении запрещенных субсидий меры бывают приняты только в случае, в случае если они являются "специфическими", ᴛ.ᴇ. предоставляются предприятиям отдельной отрасли производства или группе предприятий, предприятиям, расположенным в определœенном географическом районе.

Широко субсидируемым в современном мире, как известно, является производство и экспорт сельскохозяйственной продукции. В соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителœей регулируется за счёт снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя исходя из того, относится ли эта страна к развитым или развивающимся.

МВФ и Мировой банк негативно относятся к созданию специальных экспортных зон, свободных экономических зон как методам привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в т.ч. с целью развития экспорта. Οʜᴎ полагают, что такие методы нарушают нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ" 2017, 2018.

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность государства в сфере экономики за пределами внутренней торговли. Она имеет множество различных аспектов, но все они так или иначе связаны с рынком, продвижением на нем разного рода услуг: перевозок, продажи товаров. По сути, это состоящая из множества взаимозависимых звеньев.

В конечном итоге внешнеэкономическая деятельность имеет цель - получение прибыли в результате осуществления тех или иных сделок на международном рынке.

Поскольку важной составляющей успешной торговли считается изучение рыночной конъюнктуры, спроса на различные виды товаров или услуг, наличия конкурентов, изучение компаний - потенциальных потребителей, перед огромной командой менеджеров, экономистов и маркетологов стоит ответственная задача по обеспечению и поддержанию функционирования всего вышеуказанного механизма.

Особенности деятельности государства в сфере внешней экономики

Внешнеэкономическая деятельность России имеет свою характерную специфику. Координация соответствующих процессов рыночных отношений состоит из нескольких основополагающих пунктов.

Фундаментальными среди них являются:

1) государственное регулирование внешнеэкономической деятельности законодательствами сразу нескольких стран. Совершение внешнеэкономических сделок невозможно без знаний правовых основ регулирования той или иной деятельности;

2) отношения в сфере внешней экономики - рыночные, поэтому деятельность должна регулироваться рынками.

Коммерческих отношений не получится, если партнеры из разных стран не будут заинтересованы во взаимном сотрудничестве. Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся любыми сделками международного уровня, просто невозможна без ведения переговоров, заключения коммерческих сделок между партнерами. Это - важные, неотъемлемые вспомогательные функции ВЭД;

3) не менее важной составляющей любой сделки является обеспечение транспортом, страхование предприятий для осуществления модальных и Деятельность вне одной страны неосуществима без налаживания связей между таможнями, валютно-кредитными биржами, поскольку оформление и взаиморасчеты важны для осуществления любого вида деятельности. Все установленные и принятые нормативы заносятся в протокол, фиксируются и соблюдаются, поэтому специальные навыки и знания заинтересованным лицам просто необходимы.

Управленческое звено во внешнеэкономической политике государства

В нашей стране за управление внешнеэкономической деятельностью государства отвечает Министерство торговли. В последние годы многие формы деятельности в России претерпели серьезные изменения. Функции Министерства торговли:

  • регулирует и координирует внешнеторговые отношения;
  • вносит предложения за объединение внешнеторговой политики между странами - партнерами;
  • обеспечивает реализацию принятых предложений и законов.

Кроме того, в обязанности Минфина России входит:

  • регулирование вопросов по налогообложению;
  • установление правил по международным расчетам;
  • определение порядка по вопросам, связанным с финансированием, кредитованием различных операций во внешней экономике;
  • проведение разного рода операций за рубежом;
  • предоставление интересов своей страны в международных валютных и кредитных организациях, а также в Центробанках других государств. Именно Центробанк России является главным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за валютными операциями на иностранных биржах, а также регулятором отношений между ними.

Таможня - субъект внешнеэкономических отношений

Дела таможни - это также внешнеэкономическая деятельность. Таможенный госкомитет РФ, разрабатывающий и реализующий фискальную политику в государстве, является одним из незаменимых звеньев налогово-подотчетной системы страны.

Кроме того, госструктура контролирует все операции в данной отрасли, регулирует хозяйственную деятельность разными средствами на основании разработанной в России.

Проходя процедуру таможенной проверки и идентификации, каждая единица продукции получает свой код. Кроме того, проводится в рамках существующего российского законодательства. Благодаря данной процедуре специалисты имеют возможность и доступ к изучению структуры интернационального товарооборота.

Развитие внешнеэкономической деятельности заключается в установлении качественных взаимовыгодных отношений. Для их формирования важно расширять деловые контакты между иностранными партнерами - экспортерами и производителями, оказывать им помощь, содействие. На данном этапе ответственными являются органы местного управления по регионам, а также представители администрации, торгово-промышленная палата РФ.

Сегодня Россия имеет налаженные рыночные отношения со многими странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Преимущества и недостатки реформирования

Множественные реформы, проводимые на протяжении длительного времени, поспособствовали созданию единой базы, по которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Это, в первую очередь, играет весомую роль в стандартизации процессов на внешнем рынке.

Хотя все давно пережитые реформы не привели к радикальным изменениям, вопросов и проблем на международном рынке остается немало. Государственная внешнеэкономическая деятельность России остается по-прежнему не до конца подготовленной, поскольку была запущена преждевременно. Поспешная либерализация в конечном счете привела к:

  • зависимости от импорта многих товаров народного потребления;
  • ухудшению экспортных отношений между странами;
  • распаду многих рынков внутри страны, от чего пострадали отечественные производители;
  • экспорту нашего вооружения, некоторой научной продукции.

Сфера внешнеэкономической деятельности России неоднократно подвергалась реформам, но на данном этапе механизм ее регулирования остается несовершенным.

Основные направления в сфере внешней экономики

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности нуждается в действенной системе, а значит, востребована приспособленность каждого отдельного субъекта к новым современным тенденциям рыночного хозяйствования:

  • интернационализации производства;
  • развитию международного разделения труда;
  • реконструкции старых и созданию новых отраслей в экономике;
  • обновлению капитала, связанного с притоком средств в той или иной деятельности;
  • развитию активной деятельности между транснациональными корпорациями;
  • либерализации торговли между странами. Важно снизить таможенные пошлины, отменить ограничения по ввозимым и вывозимым товарам на экспорт, образовать больше свободных экономических зон.

Если устранить региональные барьеры, сформировать и увеличить количество зон свободной торговли, то влияние на внешнеэкономические отношения в совокупности всех вышеперечисленных факторов будет существенное.

Изменения в сфере внешнеторговых отношений: тарифы и ставки

Изменениям неоднократно подвергались Тариф дробили, устанавливали в отдельности на каждый вид товара, дифференцировали пошлины, поощряя тем самым вывоз товара за границу, или наоборот, удерживали товар, если его производство приносило стране существенную прибыль. Сферу таможенного регулирования в ближайшие годы ждут серьезные перемены. Правительством предполагается сокращение количества пошлин, их назначение только на крупные товары партиями, а не на мелкие товары в отдельности.

Также предполагается унифицирование тарифных ставок, снижение пошлин после предстоящего вступления России в члены ВТО. Уже во многих развитых странах уровень обложения тарифами на таможнях имеет средние, но не завышенные показатели. Важна разработка целого комплекса мер по нетарифному регулированию отношений между державами, ведь снизить пошлины можно, только применив различные нетарифные барьеры. Международная внешнеэкономическая деятельность некоторых государств в данном вопросе может послужить образцом для отечественной политики.

Перемены в налогообложении и предпринимательстве

В России же налогообложение на некоторые рентабельные отрасли до сих пор остается гуманным. Экспортеры не заинтересованы вкладывать инвестиции в экономику нашей страны, если у них есть сверхприбыль от поставки своего сырья на мировой рынок в другие страны.

Необходимо уделять внимания инновационному предпринимательству, наукоемкому экспорту. Для усовершенствования структуры экспорта из России важно сформировать господдержку экспортируемых промышленных товаров. Если урегулировать региональные экспортные программы, то конкуренции между российскими фирмами, выпускающими аналогичную продукцию, станет меньше.

Повысить эффективность связей внешней экономики можно, диверсифицировав рынки сбыта отечественных товаров, а также источники производимого сырья на экспорт, поддерживая отношения со многими странами, расширяя постоянно их круг.

Особенности недавних внешнеэкономических отношений при СССР

Вывоз и ввоз каптала важно урегулировать и в корне изменить ситуацию. Вывоз капитала начался из России в сраны Азии еще в начале 20 века. При СССР создавались смешанные акционерные общества, осуществлявшие в основном только торговые операции по вывозу капитала в форме кредитов от государства. Далее некоторые страны Западной Европы переняли эту идею и стали создавать такие структуры у себя.

В основном кредиты уходили в Турцию, Иран, Монголию, Афганистан. Некоторые развивающиеся страны получали помощь экономическую от Советского Союза. Но с его распадом выдача кредитов и оказание помощи странам Зарубежья значительно сократились. Увеличился экспорт капитала, но уже в других формах:

  • вклад инвестиций в крупные отечественные предприятия;
  • выдача ссуд на ввоз частного капитала.

Специфика инвестирования в российскую экономику

Сегодня на ввоз капитала в нашей стране даже не разработана концепция, система по урегулированию вывоза капитала не разработана, за исключением отдельных незначительных ее элементов. Контролируется вывоз каптала из России принятым в 1991 году законом “О либерализации деятельности вне экономики на территории РСФСР”.

Контроль за осуществлением валютных операций проводится на основании закона “О валютном регулировании и контроле”. Частный же капитал на экспорт государством никак не поддерживается, мер никаких не принято. Известно лишь соглашение о защите инвестиций с другими странами, недопущение двойного налогообложения.

Размещение разного рода инвестиций за рубежом никоим образом не проходит анализ внешнеэкономической деятельности. Тем не менее ограничений на вывоз капитала за границу в России не имеется.

Проблемы незаконного вывоза капитала за рубеж

Появилось много нелегалов, отправляющих капитал на экспорт нечестным путем. Зарубежных предприятий, зарегистрированных в госреестре гораздо меньше, чем тех компаний, в которые вложены российские средства. Для формирования национальных интересов и задач в сфере экспорта Россия нуждается в создании подробной концепции на вывоз частного капитала за ее пределы. Это необходимо не только органам исполнительной власти, но и частным инвесторам. Основы политики государства России по вывозу капитала за границу для них должны быть четко обозначены и понятны.

Урегулировать весь процесс вывоза капитала сложно, ведь ограничительные и запретные меры не всегда действенны в реальной жизни. Улучшить значит:

  • снизить бремя налогов;
  • стабилизировать политическую обстановку в стране;
  • не допустить повышения инфляции;
  • соответствовать законодательным нормам;
  • уменьшить криминальные явления в сфере экономики.

При таком изменении ситуации улучшился бы инвестиционный климат в стране, а значит, и изменения в лучшую сторону в вопросе ввоза и вывоза капитала.

Преодолеть преграды по ввозу-вывозу внешних инвестиций -задача нашего правительства. Именно благоприятный инвестиционный климат окажет свое влияние на механизмы таможенного контроля, валютные операции, поспособствует эффективному развитию международной торговли.

Внешнеэкономическая деятельность - это именно та сфера экономико-политической жизни государства, для укрепления позиций которой на высоком уровне не обойтись без инвестиционных зарубежных вкладов. Все мероприятия, направленные на улучшение среды, связанной с инвестициями, конечно, должны проводиться в совокупности. Государству нужно уделить внимание следующим направлениям для урегулирования отношений вне экономики страны:

  • Восстановить и расширить все со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья, также Евросоюза.
  • Ускорить процессы интеграции, существующие в странах СНГ.
  • Сделать внешнеэкономические отношения более эффективными во всех регионах России;
  • Четко распределить функции и обязанности между регионами и центром по выполнению обязательств и предписаний, которые определяет внешнеэкономическая деятельность. Это положение позволяет осуществлять работу децентрализованным образом, не вмешиваясь в текущие процессы торговли и одновременно держать ситуацию под полным контролем государства.