Танки второй мировой. Танковая разведка Смотреть что такое "Танки-разведчики" в других словарях

Начиная с середины 30-х годов, на вооружении Красной армии состояли малые Т-37 и Т38, предназначенные для ведения разведки. Машины обладали рядом недостатков, не позволяющим использовать их с большой эффективностью. Требовалась более совершенная машина, в которой были бы устранены основные недостатки предшественников: слабая огневая мощь, недостаточное бронирование, малый запас плавучести.

Разработка машины, получившей название Т-40, началась в начале 1939-го года. В конструкции использовалась часть агрегатов, использованных в танках Т-37 и Т-38, для облегчения серийного производства. В результате появилась машина с бронированием до 10мм и вооружением из одного 12,7мм и одного 7,62мм пулеметов, что было вполне достаточно для ведения разведки.

Т-40 танк способный преодолевать водные преграды без подготовки, обладающий прекрасной плавучестью. Первые серийные машины начали поступать в механизированные корпуса РККА с начала 1941-го года, всего к июню в строю было около 200 машин, и их поставка продолжалась. Так, на станцию Проскуров с завода направлено 17 Т-40, не дошедших до получателя, и обнаруженные брошенными на одном из путей.

После начала Великой Отечественной войны оказалось, что способность плавать обычно остается не востребованной, в результате для удешевления серийных экземпляров была разработана новая версия Т-40, танк Т-40С (сухопутный). С машины демонтировали все приспособления для движения на плаву, и усилили бронирование до 13-15мм. В дальнейшем была разработана версия Т-30, но в войсках она продолжала именоваться старым названием. Основное отличие машины заключалось в усилении брони до 20мм, и применении в качестве основного вооружения 20мм авиационной пушки ШВАК, приспособленной для эксплуатации на бронетехнике. Многие машины раннего выпуска позже перевооружили на такую пушку во время ремонта.

Производство танка продолжалось до декабря 1941-го года, когда в производство пошел легкий , по существу несколько увеличенная и лучше бронированная версия Т-40. Всего за время производства изготовлено 722 машины. Еще 44 шасси было использовано для производства БМ-8-24, путем установки пакета направляющих для реактивных снарядов на гусеничное шасси.

В целом танк отвечал всем предъявленным к нему требованиям при использовании его в качестве разведывательной машины, но использование его в качестве машин непосредственной поддержки пехоты приводило к тяжелым потерям. Т-40 активно использовался в начальный период войны, но уже в 1942-м году практически исчез из войск.


В начале второй мировой войны на смену легким танкам пришли средние, которые стали основными боевыми машинами. Легкие танки тем не менее выпускались, хотя и в меньших количествах, чем раньше. Теперь их использовали для разведки и охранения.
Были такие машины и в Красной Армии, В 1941 году выпускался неплохой плавающий разведчик Т-40 ("ТМ" № 12 за 1979 год). Однако вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.
На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона.
Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину - Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. с., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать "зенитным" танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.
Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.
Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 - второй по массовости советский танк (построено 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.
Англичане, "увлекавшиеся" разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой воины полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины МЗ и М5.
Легкий МЗ (не путать с МЗ средним!) с усиленным бронированием и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. МЗ легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их по строено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации М3А1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже - курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.
МЗ приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их "Генерал Стюарт". Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.
С июля 1943 по 1944 год маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вар| ант танка. Внешне схожий с М3А3 он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.
Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма MAN, получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы - экспериментальные танки VK901 и VKI601. Прототип новой машины - VK1301 - унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием T-IIL, или "Лухс" ("Рысь"), выпускался в 1943-1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось "на бумаге" и намерение вооружить "Лухс" 50-мм пушкой. Причина - поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.
На заставке изображен советский легкий танк Т-80. Боевая масса - 11,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 45 мм, борт - 25 мм, башня - 35 мм. Двигатель - два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 360 км.
Рис. 56. Советский легкий танк Т-60. Боевая масса - 5,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, башня - 15 мм. Двигатель - ГАЗ 202, 70 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 450 км.
Рис. 57. Американский легкий танк МЗА1 "Стюарт III". Боевая масса - 12,7 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 43 мм, борт - 25 мм, башня - 38 мм. Двигатель - дизель Гиберсон Т1020-М, 220 л. с. Скорость по шоссе - 57 км/ч. Запас хода по шоссе - 110 км.
Рис. 58. Немецкий легкий танк "Лухс". Боевая масса - 13 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, башня - 30 мм. Двигатель - Майбах HL66P, 180 л. c. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 290 км.
Библиография:
Техника молодежи №10 за 1980 год

Незаметность VIII ELC EVEN 90 потрясает! Потрясает врагов, которые никак не могут понять, кто и откуда их светит. Потрясает союзников, щедро раздающих урон по вашим разведданным. Потрясает даже вас, ведь соперник сможет просветить танк скорее «рентгеном», чем обзором. Особенно, если вы усилили маскировку оборудованием, экипажем, камуфляжем и заняли выгодную позицию.

Танк отличается очень маленькими размерами, что значительно повышает его шансы на выживание. Мало того, что ELC EVEN 90 трудно обнаружить, так даже после засвета выцелить его будет серьёзной задачей — особенно в движении. А сам он легко прячется практически за любым препятствием.

ELC EVEN 90 — быстрый танк. Максимальная скорость составляет 70 км/ч. И наилучшим применением для неё будет быстрое занятие точек для засвета из укрытия. Быть первым на ключевых позициях — вот главная задача! При необходимости можно играть и в «активный» свет, но это роль скорее второго плана.

Вооружён «француз» орудием с барабаном заряжания на три снаряда. Получилось зайти невнимательному противнику в корму? Выдайте ему за короткое время заслуженные 660 единиц урона! Только не стоит делать основной упор на орудие и соревноваться со средними и тяжёлыми танками в нанесении урона. Гораздо эффективнее и выгоднее будет направлять действия союзников, высвечивая мишени для обстрела. Пусть команда фокусирует на них свой огонь — а вы получайте за это кредиты. Причём сами не особо тратясь на снаряды.

Формально в Wold of Tanks есть только один общий класс легких танков (ЛТ), но на деле среди машин этого класса выделяются «обычные» и «светляки». Первые, как правило, исторически предназначались для поддержки пехоты, а в игре выполняют примерно ту же роль, что и средние танки их уровня. «Светляками» же в Wold of Tanks принято называть разведывательные машины, которые имеют повышенный обзор , хорошие рации и замечательную подвижность , расплачиваясь за это, прежде всего, особым балансным распределением. Если стандартом сейчас считается диапазон +/-2 уровня (на танке 4 уровня вы не должны видеть никого выше 6 уровня), то для «светляка» этот разброс обычно вдвое больше. И только в сторону повышения.

До недавнего времени большинство «чистых светляков» вообще не могли попасть в «топ» команды, и не факт, что нынешние поблажки останутся надолго. Как правило, на танках-разведчиках играют фанаты этого класса, которые не скупятся на прокачку экипажей и дополнительные модули, да и игровой опыт у них повыше среднего. И когда такой монстр попадает в «топ», у него есть все шансы вырезать команду противника, не давая себя даже обнаружить.

Есть еще некие «переходные» машины, которые считались, вроде как, «светом», но не очень опасным, поэтому им всегда позволяли попадать в «топ». Классика жанра — Pz.38nA и А-20 . Первый был в свое время лучшим «подкустовым» разведчиком, а второй отличался самой высокой скоростью. Впрочем, после постоянных правок баланса и ввода множества новых ЛТ самых невероятных конструкций прежняя граница между «боевыми ЛТ» и «разведывательными ЛТ» размылась окончательно. Дело дошло до того, что в игре появился гибрид ЛТ и ПТ, который почти одинаково хорош в обоих ролях. Но об этом ниже.

А пока ограничим выборку для этого топа легкими танками с 4 по 7 уровень. Танки 1-3 уровня не имеют достаточных радиусов обзора и связи, чтобы работать полноценным «светом», а ЛТ 8 уровня уже не могут ограничиваться только разведкой — их балансный вес и мощные орудия обязывают наносить урон врагу напрямую.

Порядок рассмотрения танков будет основываться на выборке по данным wot-news.com (http://wot-news.com/stat/server/ru/norm/ru) за последний месяц. Это у других классов можно судить об эффективности по нанесенному урону, точности, выживаемости… А для разведчика главный критерий — победа. И даже выживаемость не так уж и показательна, поскольку почти в каждом бою имеет смысл отвлечь на себя противника перед решающей атакой союзников — правило первого залпа никто не отменял. Так что, ранжируем ЛТ по проценту побед и отдельно выносим те, которые по сути «светляками» не являются.

T2 Light Tank

Уровень: 2;

Страна: США;

Побед: 53.57%;

Всего машин: 14956.

И сразу же — исключение. Этот танк не попадает в наше ограничение по уровню, обзор и рация у него никудышние, балансит его стандартно — не выше 4 уровней. Но именно Т2 LT является каноничным ротным «светляком». Суть в том, что в ротах не актуальны дальние рейды по тылам, да и пассивный свет тоже малоэффективен. Чаще всего требуется быстро проскочить перед предполагаемой позицией врага, чтобы понять, есть ли там вообще кто-нибудь. И тут невероятная скорость Т2 в сочетании с отличной маневренностью и малыми размерами перевешивают все недостатки. Кроме того, Т2 занимает всего два очка, что критично для ротных боев.

Кстати, было бы ошибкой считать, что высокий процент побед Т2 Light Tank является следствием одних только ротных боев. Не забывайте, что это премиумная машина, которая остается у игрока надолго. И, в отличие от «проходных» танков, на Т2 катется прокачанный экипаж. Добавим сюда сочетание «барабана» с отличной подвижностью, и получим настоящий кошмар «песочницы».

1. M24 Chaffee

Уровень: 5;

Страна: США;

Побед: 51.33%;

Всего машин: 5274.

Когда в Wold of Tanks вводили первую тройку ЛТ пятого уровня, разразилась нешуточная форумная баталия, мол Т-50-2 — имба, а VK28.01 ни на что не годится! За всеми спорами о скромном американце с несуразно большой топовой башней как-то позабыли. Ну да, обзор хороший — может светить из кустов. Ну да, пушка отличная — может быстро разобрать арту. Ну да, маневренность превосходная, но толку с нее при такой динамике? Стабилизатор дают поставить? А зачем? Тогда еще мало кто понимал, что уникальное сочетание подвижности, огневой мощи и точности на ходу позволяет «Чаффи» запросто расправляться как с коллегами-ЛТ, так и с «толстокожими» ТТ, которых немец не в состоянии «закаруселить», а Т-50-2 просто не пробивает. Ну и с обязанностями разведчика М24 справляется отлично. Да, скорость слабовата и разгон вялый, но с такой маневренностью можно буквально уворачиваться от вражеских снарядов. А еще лучше — вообще не лезть на рожон и пользоваться отличным радиусом обзора.

Теперь-то об этом знают все, но эффективная игра на M24 Chaffee все равно требует большого опыта, знания карт и игрового чутья.

Valentine

Уровень: 4;

Страна: СССР;

Побед: 50.62%;

Всего машин: 7751.

Премиумный «Валентайн» — еще одно исключение в этом топе. По сути это даже «антипод светляка», поскольку с прошлого года его не балансит выше 4 уровней, а значит, он постоянно находится «в топе». Но, как ни странно, именно тактика боя на «Валентайне» больше всего напоминает то, что называется «разведка боем». Пушка у этого танка никогда не считалась хорошей, а сейчас и подавно, но зато сочетание приличного обзора и хорошей брони позволяет ему идти первым и «подсвечивать» противников союзной артиллерии и ПТ-САУ.

Впрочем, не будем обманывать себя, высокий процент побед на «Валентайне» — это следствие того, что на этих уровнях часто встречаются новички с необученными экипажами. Премиумные машины тут всегда будут в выигрыше.

2. T71

Уровень: 7;

Страна: США;

Побед: 50.37%;

Всего машин: 47233.

Не надо быть великим аналитиком, чтобы понять, почему этот танк настолько эффективен. Высокая подвижность, обзор и скромные габариты позволяют ему без каких-либо оговорок отлично выполнять роль как пассивного, так и активного «светляка». Но в дополнение к «разведывательным» характеристикам он оснащен просто великолепной пушкой с барабаном заряжания, которая имеет 175 мм бронепробиваемости обычным и 220 мм «золотым» снарядом (на уровне ТТ того же уровня!), а также позволяет отгрузить до перезарядки в среднем 900 единиц урона. Успокаивает лишь то, что благодаря популярности этого монстра, не так уж и часто встретишь за его рычагами опытного игрока.

3. Т-50-2

Уровень: 5;

Страна: СССР;

Побед: 50.13%;

Всего машин: 29613.

«Мопед», «НЛО», «Полтинник» или «Сорок восьмой» не нуждается в особых представлениях. До ввода физики Т-50-2 перемещался на поле боя по таким траекториям, которые не снились даже болидам «Формулы 1». Полный разворот на скорости 70 км/ч с радиусом метров 15? Запросто! И на выходе скорость почти не упадет!

С вводом физики Т-50-2, конечно, немного сдал. Теперь в резких поворотах его заносит, а на перекопанных картах очень легко потерять гусеницы. Но он по прежнему остается основным ротным «светом», если сетап позволяет выделить пять очков.

Кстати, броня у Т-50-2 не так уж и плоха, игроки то и дело жалуются на аномальные рикошеты и непробития об это НЛО. То же самое можно сказать и про 57 мм пушку, позаимствованную у Т-34. Вроде, ничего особенного, у «Чаффи» орудие гораздо лучше, но если зазеваешься, то не успеешь оглянуться, как Т-50-2 нафарширует твою корму снарядами.

4. Aufklärungspanzer Panther

Уровень: 7;

Страна: Германия;

Побед: 50.06%;

Всего машин: 17980.

Новичок из патча 0.8.5 уверенно заслужил звание самой ужасной машины в стоке, да и в топовой конфигурации не тянет на звание хорошего разведчика. Мало того, что у него огромные габариты, слабый (для такой массы) двигатель и неважная маневренность — ему даже 400 метров обзора не дали! Однако любителям немецкой техники не привыкать, они заранее запаслись свободным опытом для вывода «Разведпантеры» в топ и готовы каждый бой разоряться на премиумные снаряды, изображая из себя нормальную «Пантеру» , у которой есть L100, пробивающая 200 мм обычными бронебойными... Одна радость — когда удается подловить вражеского «светляка» на таран. Частенько бывает так, что добивать бедолагу уже не нужно.

Но пускай вас не обманывают высокие результаты «разведпантеры». Сейчас ее катают только те, кто знал, на что шел. Дождитесь следующего теста, опробуйте эту машину сами, и только тогда принимайте решение о покупке. Очень уж специфичен этот аппарат.

T-80

Уровень: 4;

Страна: СССР;

Побед: 49.82%;

Всего машин: 168046.

Еще один новичок, но на этот раз не разведчик, а самый обычный танк поддержки пехоты. На первый взгляд, ничего особенного он из себя не представляет, всего 35 мм брони, почти та же пушка, что и на предыдущем танке… Но посмотрите на углы наклона этой самой брони! Да и пушка, прямо скажем, для 4 уровня очень хороша.

Т-80 не ставит рекорды подвижности, обзор у него тоже немного не тот, чтобы «светить», но все же на фоне коллег по уровню, имеющих аналогичное балансное распределение, этот танк смотрится очень прилично.

5. ELC AMX

Уровень: 5;

Страна: Франция;

Побед: 49.6%;

Всего машин: 91051.

Французская «Елка» — уникальная машина. Реальный прототип был легким десантным танком, который можно было сбрасывать с парашютом. Правда, необходимость выдержать минимальные габариты привела к тому, что расположение мехвода мешало вращению башни, поэтому круговой обстрел был возможен только с места. Разработчики из Wargaming решили не морочить игрокам голову башней, которая крутилась бы только в стоячем положении, и просто сделали угол вращения сильно ограниченным, превратив ELC AMX , по сути, в ПТ-САУ. А если вспомнить, что топовая пушка D 914 имеет аж 170 мм бронепробиваемости при 240 единиц разового урона обычным снарядом, получится, что «Елка» — это хорошая ПТ-САУ. Погодите, но ведь это ЛТ! С очень низким силуэтом и бонусом к масикровке! Вдобавок, у ELC AMX феноменальная скорость заднего хода, которая позволяет отступить после выстрела еще до того, как противник успеет получить от сервера информацию о вашем засвете. В общем, «Елка» была бы великолепна в роли ПТ, если бы не очень уж медленная перезарядка и убогие углы вертикальной наводки.

Что касается разведки, то тут подводит не самый лучший обзор, но главное — совершенно никудышняя рация. С другой стороны, попасть в ELC AMX даже сложнее, чем в Т-50-2, так что, в умелых руках француз способен составить конкуренцию признанному «НЛО». Ну а если придется забежать в такие дали, где не будет добивать рация, можно вспомнить про пушку, выносящую почти любую артиллерию с пары выстрелов. Главное — избегать таранов. Даже несильные столкновения с другими легкими танками чреваты потерей большей части здоровья.

6. VK 28.01

Уровень: 6;

Страна: Германия;

Побед: 49.29%;

Всего машин: 24873.

Когда-то игрокам удалось вытребовать для «Толстопарда» максималку в 72 км/ч и гаубицу калибром 10.5 см. Но похоже, что после ввода продажи премиумных снарядов за серебро VK 28.01 стал слишком уж круто гнуть рандом. 150 мм бронепробиваемости, 350 единиц урона — и все это на шустрой машинке, которую ни один СТ не догонит. 2-3 тысячи урона за бой на нем стали вполне обычным делом, а расходы на снаряды… Да кто их считает, когда идет такой экшн!

Довоевались. В патче 0.8.5 «Толстопарда» перевели с 5 на 6 уровень, вместе с тем обрезав ему скорость с 72 км/ч до 60, а обзор с 400 до 390 метров. Следующий патч, судя по предварительным данным, принесет нерф премиумных снарядов.

В общем, VK 28.01 пока еще жив, но ровно до тех пор, пока его гаубицу можно заряжать волшебными кумулятивами.

7. M5

Уровень: 4/4;

Страна: Китай/США;

Побед: 49.24%/49.08%;

Всего машин: 88091/85818.

Эти два танка формально являются одной и той же машиной, но разработчики выдали им разные топовые башни с разными орудиями. Американец получил открытую башню с «фугасницей», которая позволяет больно кусаться 75-мм кумулятивами. Китаец может позволить себе закрытую и намного лучше бронированную башню с хорошим «дыроколом», но вместе с тем имеет радиус обзора на целых 20 метров меньше, чем у заокеанского родственника. Мало того, американец лучше поворачивает, но у китайца мощнее двигатель, да и максимальная скорость выше. В итоге один лучше проявляет себя в качестве пассивного «света», а второму ближе активная роль. Но, как видно из таблицы, эффективность обоих машин очень близка.

Вот только сохранится ли статус-кво после ожидаемого ослабления премиумных снарядов? Огневая мощь американского М5 может из-за этого сильно пострадать.

8. WZ-131

Уровень: 7;

Страна: Китай;

Побед: 49.09%;

Всего машин: 20637.

Формально WZ-131 — тоже легкий разведчик, у которого все характеристики принесены в жертву подвижности и незаметности. Это действительно так, но помимо всех достоинств хорошего разведывательного танка, WZ-131 имеет 100-миллиметровое достоинство, способное пристыдить некоторые СТ того же уровня. Собственно, ровно такая же пушка стоит на премиумном СТ восьмого уровня Type 59 , который многие считают «имбой» и лучшей машиной для заработка кредитов в Wold of Tanks.

При этом WZ-131, в отличие от «барабанщиков», совсем не обязательно торчать на виду у врага, чтобы реализовать свою огневую мощь. Выстрелил — и убежал на перезарядку. Так гораздо надежнее и безопаснее чем пытаться улучить момент, когда можно будет забежать в корму противнику.

9. VK 16.02 Leopard

Уровень: 5;

Страна: Германия;

Побед: 48.73%;

Всего машин: 30708.

Переезд на пятый уровень преобразил старого доброго «Лео» . Ему, правда, немного срезали максимальную скорость, не добавили брони, да и здоровья могли бы побольше дать, но все искупает чудо-пушка 3 cm M.K.103 . Этот пулемет заряжается кассетами на 4 очереди по 3 снаряда по 30 единиц здоровья. Итого в среднем — 360 урона, которые можно выписать буквально за пару секунд. Если учесть бронепробиваемость в 95 мм (обычным ББ) и 110 (подкалиберным снарядом), а также вспомнить про обожаемый всеми леоводами таран, получается практически гарантированный мгновенный вынос всех танков пятого уровня в ситуации 1 на 1. Исключение — только тяжелые танки, которые лучше не таранить, а по старинке «каруселить».

В качестве разведчика «Лео», пожалуй, тоже стал лучше. Больший запас здоровья позволяет переживать хотя бы одно попадание из Д-25Т и других крупнокалиберных орудий, которые раньше гарантированно ваншотили. Но с новой пушкой геймплейный акцент все же сместился в сторону активного боя. В конце концов, «Лео» стал снова попадать в топ, а это значит, что надо «тащить».

10. PzKpfw II Luchs

Уровень: 4;

Страна: Германия;

Побед: 48.7%;

Всего машин: 61734.

Свято место пусто не бывает. С переездом VK 16.02 Leopard на уровень выше его прежнюю позицию занял PzKpfw II Luchs (он же «Рысь»), который был одним из самых веселых танков 3 уровня. Замена не может похвастать такой прочной и рикошетной броней (а ведь от «Лео» частенько рикошетили снаряды «Фердинандов» и даже 704-х объектов!), но зато «Рысь» заметно шустрее старшего брата. Да, советский Т-50 все еще заметно быстрее набирает скорость и круче закладывает виражи, но даже при такой разнице PzKpfw II Luchs можно запросто ввести в скольжение. А это значит, что большая маневренность попросту не нужна. Чего не скажешь о базовом обзоре. Тут «Рысь» — почти чемпион среди ЛТ 4 уровня, уступая только Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. и американскому M5 Stuart, признанным мастерам «подкустового света».

Не будем забывать и о пушке. «Рысь» получил тот же дезинтегратор, что и «Леопард», только с другой «формулой барабана». Вместо четырех очередей по три снаряда «Рысь» выдает пять очередей по два. Итого — в среднем 300 урона за один присест. Добавить тараном уже не получится (при такой массе получается себе дороже), поэтому 1 на 1 «Рысь» не такой страшный противник, как новый «Лео». Но при использовании подлой тактики добивания подранков и внезапных набегов можно спокойно набивать тысячу-полторы урона. При этом чем крупнее дичь, тем лучше, ведь PzKpfw II Luchs способен закрутить даже «Черчилля», который славится своей шустрой башней.

У принятого на вооружение немецкого разведывательного танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, был воплощенный в металле конкурент, который разрабатывался фирмой BMM (бывшей чехословацкой ČKD). Танк Pz.Kpfw.38(t) n.A. превосходил своего соперника как минимум по надежности и вооружению - но в серию пошел все-таки Luchs. Почему так получилось и что же представлял собой легкий разведывательный танк, разрабатывавшийся для вермахта в оккупированной Чехословакии?

Спрос диктует предложение

По результатам применения легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.D в польской кампании стало понятно, что вермахту необходима новая боевая машина легкого класса. В середине сентября 1939 года, еще до завершения боевых действий, немецкое Министерство вооружений и боеприпасов получило заказ на разработку быстроходного разведывательного танка.

Первоначально над ним работали MAN и Daimler-Benz: первая фирма разрабатывала шасси, вторая башню и подбашенную коробку. Проект получил индекс VK 13.01 (опытная машина, 13-тонный класс, первый образец). Новая машина должна была развивать скорость до 70 км/ч, иметь двухместную башню, бронирование до 30 мм и боевую массу в 11 тонн.

Первый прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. на демонстрации нового вооружения в ставке Гитлера «Волчье логово» 4 января 1943 года. Крайний справа – Гитлер, рядом с ним стоит Альберт Шпеер

Новые конкуренты

В июле 1940 года ситуация с проектом резко изменилась. Появились два конкурента, о которых еще год назад MAN и Daimler-Benz даже и не задумывались. В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию, и под контроль немцев попали чешские промышленные предприятия. В их числе оказались ŠKODA и Českomoravská Kolben-Daněk (ČKD), основные производители чехословацкой бронетехники. После оккупации заводы продолжили выпуск танков, но уже для новых хозяев. Сохранились и заводские КБ, продолжившие разработку новых образцов боевых машин.

И ŠKODA, и ČKD (сменившая при новых хозяевах вывеску на BMM) имели большой опыт в создании легких танков, причем по своим характеристикам заметно превосходящих немецкие аналоги. Неудивительно, что обе фирмы оказались вовлечены в конкурс на создание нового танка-разведчика. Согласно заданию, от чешских фирм требовалось создать боевую машину с боевой массой 12–13 тонн и с максимальной скоростью 50–60 км/ч. Предполагалось, что каждая фирма изготовит по пять опытных образцов.

Первый опытный образец танка-разведчика BMM выкатила в декабре 1941 года. Это было почти на полгода позже машины MAN (ее Pz.Kpfw.II n.A. появился на свет в июле 1941 года), но разрыв нивелировался изменениями предъявляемых заказчиком требований. Только за 1941 год в техническое задание несколько раз вносились серьезные правки. Наполеоновские планы по выпуску 250 VK 1303 и более легких VK 903 пришлось серьезно корректировать. Ни осенью, ни зимой 1941 года MAN так и не запустил производство новых танков. Дополнительно сказывалась на планах и большая загрузка MAN по выпуску средних танков Pz.Kpfw.III – Вторая мировая война была в самом разгаре. Это дало чешским фирмам большую фору, и в итоге они догнали конкурента.


Третий прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. в ходе испытаний двигателя Tatra Typ 103. Как и у первого прототипа, корпус с башней клепаные, но обвес сильно отличается

Отличия от серийного Pz.Kpfw.38(t)

Проект BMM, который изначально носил индекс TNH n.A. (n.A – «neuer Art», то есть «нового типа»), создавался далеко не на пустом месте. Коллектив завода максимально использовал опыт разработки танка TNH, более известного как LT vz.38 и Pz.Kpfw.38(t). Общая компоновка машины, а также значительная часть корпуса перекочевали от освоенного в производстве танка. Силовая установка находилась сзади, трансмиссия и ведущие колеса - впереди. Вместе с тем, называть новую машину поверхностной переделкой LT vz.38 нельзя.

Два с лишним года конструкторское бюро не сидело сложа руки, да и требования на новый танк-разведчик заставляли заняться серьезной переделкой. В качестве силовой установки TNH n.A. был выбран V-образный 8-циллиндровый двигатель Praha NR1, развивавший мощность 220 л.с. Новая силовая установка была длиннее, чем использовавшаяся на LT vz.38 рядная «шестерка» Praha TNHPS/II (лицензионная версия шведского мотора Scania-Vabis typ 1664), так что моторное отделение пришлось удлинять. Ходовая часть, на первый взгляд, была очень похожа, но впечатление обманчиво. Увеличившаяся более чем на тонну боевая масса потребовала переделать ее. Диаметр опорных катков увеличился с 775 до 810 мм, а ширина трака выросла с 293 до 305 мм. Изменилось и ведущее колесо.


Четвертый или пятый прототип танка, серийные машины должны были выглядеть так же

Существенные изменения пришлось вносить и в конструкцию корпуса. Помимо удлинения моторного отделения, массу изменений пришлось вносить в конструкцию лобовой части. От курсового пулемета пришлось отказаться, вместо него помощнику механика-водителя поставили большой смотровой прибор, по конструкции напоминающий смотровой прибор механика-водителя среднего танка Pz.Kpfw.III. Точно такой же прибор получил и механик-водитель. Более существенно переработали башню, от оригинальной конструкции LT vz.38 почти ничего не осталось. В качестве основного вооружения TNH n.A. получил 37-мм пушку Škoda A-19, с которой был спарен пулемет MG-34. От командирской башенки создатели нового танка отказались, а вместо нее появился один общий уступ, снабженный по периметру смотровыми приборами.

Особенности конструкции

Отдельно стоит упомянуть технологию изготовления корпусов и башен TNH n.A. Практически все танки производства Škoda и BMM имели клепаную конструкцию корпусов и башен. Эта конструкция имеет ряд недостатков, одним из которых являются вторичные осколки, которые образовывают обратные стороны клепок после попадания в танк вражеских снарядов. В итоге TNH n.A. стал первым танком BMM, на котором применили сварку. Согласно имеющейся информации, первый прототип изготовлялся клепаным и из неброневой стали, второй из неброневой стали и со сварным корпусом, третий был клепаный и из броневой стали, а последние два танка построили сварными и из броневой стали. Согласно плану, BMM выпускала каждый месяц по одному прототипу, получившему индекс Pz.Kpfw.38(t) n.A. Последний танк изготовили в апреле 1942 года. Надо отметить, что ни один из прототипов не имел полностью сварной конструкции. Кормовая часть и створки моторного отсека все так же делались с применением клепок.

Стоит отметить, что прототипы Pz.Kpfw.38(t) n.A. отличались друг от друга не только конструкцией корпуса и башен. Первый прототип отличался тем, что установленные на нем надгусеничные полки без изменений были взяты с серийного Pz.Kpfw.38(t). Штатные смотровые приборы так и не установили, их место занимали ветровые щитки со стеклоочистителями. На полках размещались два фонаря «Нотек», а на правой стороне лобового листа корпуса крепился автомобильный клаксон. Второй прототип отличался сварными корпусом и башней, также он получил надгусеничные полки измененной конструкции. Третий прототип по конструкции был больше схож с первым, но получил измененные надгусеничные полки и прожектор на крыше башни. Кроме того, позже на машину установили 12-цилиндровый дизельный мотор воздушного охлаждения Tatra Typ 103 мощностью 220 л.с. Смотровых приборов третий прототип, как и первый Pz.Kpfw.38(t) n.A., не получил. Привычный внешний вид танк приобрел только на четвертом и пятом прототипах. Эти же машины получили и полные комплекты смотровых приборов.


Моторное отделение нараспашку. Видно, что крыша моторного отделения и корма у танка остались клепаными

Испытания и недобросовестная конкуренция à la Третий рейх

Основная нагрузка в виде ходовых испытаний легла на первую опытную машину. В конце января 1942 года танк доставили на полигон Куммерсдорф, где он проходил серию совместных испытаний с танками Pz.Kpfw.II n.A. и Skoda T-15. За несколько месяцев прототип накатал 3866 км без существенных поломок, выгодно отличаясь этим от конкурентов. Казалось, что чешская машина обходит немецкую, но все решилось на втором этапе испытаний, походившем в мае-июне 1942 года. В вину Pz.Kpf.38(t) n.A. и Т-15 поставили более низкий дорожный просвет и увеличенный расход топлива. Кроме того, указывалось, что использование вооружения в виде 37-мм пушки уменьшает полезный объем башни, в то время как на немецком Pz.Kpfw.II n.A. стояла более компактная 20-мм автоматическая пушка.

Замечания по отчету дают основания говорить о том, что фирма MAN, вероятно, воспользовалась административным ресурсом. Особенно это касается вопроса о вооружении. Те, кто писал замечания по вооружению, не мог не знать, что уже в марте 1942 года 20-мм пушка в качестве вооружения танка-разведчика немецких военных не устраивала. Весной 1942 года появилась спецификация, согласно которой Pz.Kpfw.II n.A., обозначенный как Pz.Spw.Wg II Ausf. MAN, должен был получить двухместную башню Daimler-Benz с 50-мм орудием. Речь идет о башне для разведывательного танка VK 16.02, известного как Gefechts Aufklärer Leopard (боевой разведывательный танк “Леопард”). Еще интереснее другое. Рядом со спецификациями на Pz.Spw.Wg II Ausf.MAN нашлись данные и на другую машину - Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM, то есть «бронированная разведывательная машина разработки BMM». И там тоже 50-мм пушка указана как основное вооружение в башне конструкции Daimler-Benz. Простое наложение корпуса Pz.Kpfw.38(t) n.A. и этой башни говорит о том, что ее установка на машину фирмы ВММ теоретически была вполне возможной. Впрочем, даже в случае с немецким альтернативным танком дальше бумажной переписки и эскизов дело не продвинулось.


Так мог выглядеть Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM с установленной на нем башней Daimler-Benz

Победа немецкого танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, в итоге оказалась пирровой. Загруженность MAN привела к тому, что таких танков-разведчиков выпустили всего 100 штук. Получи BMM заказ на изготовление Pz.Kpf.38(t) n.A., ситуация могла оказаться иной. Так или иначе, дело ограничилось всего пятью прототипами. Бесследно опыт создания Pz.Kpf.38(t) n.A. не прошел: модернизированная ходовая часть, разработанная для этого танка, использовалась на истребителе танков Jagdpanzer 38(t) («Hetzer»).


Переживший войну Pz.Kpf.38(t) n.A., который использовался в качестве тестовой лаборатории

Судьба прототипов сложилась по-разному. Третий опытный образец, например, послужил тестовой лабораторией для обкатки дизельного мотора Tatra Typ 103 и решений, планировавшихся к использованию на легком танке TNH 57–900. Дальнейшая судьба остальных машин остается неизвестной, но как минимум один этот танк войну пережил. Судя по конфигурации крыльев, это был либо второй, либо третий прототип. Определить, сварной или клепаный у пережившей войну машины корпус, не позволяет качество снимков.

Источники:

  • V. Francev, C. K. Kliment. Praga LT vz.38. MBI, 1997
  • T. L. Jentz, H. L. Doyle. Panzer Tracts №18: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. A to G and S Production, Modification, and Operational History from 1939 to 1942.
  • BAMA (Bundesarchiv)