Классификация рисков в проектном финансировании. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Выходные данные сборника:

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ В ПРОЕКТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ

Клейменова Анна Валерьевна

Младший научный сотрудник Центра прикладных разработок и консалтинга, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

CLASSIFICATION OF RISKS IN PROJECT FINANCE

Anna Kleymenova

junior Researcher of the Center for Applied Research and Consulting,

The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Идентификация и распределение рисков является ключевым компонентом проектного финансирования. Проект может столкнуться с рядом технических, экологических, экономических и политических рисков. В данной статье произведен анализ и классификация рисков, присущих сделкам проектного финансирования.

ABSTRACT

Risk identification and allocation is a key component of project finance. A project may be subject to a number of technical, environmental, economic and political risks. This article provides an analysis and classification of risks inherent in project finance transactions.

Ключевые слова: проектное финансирование; идентификация рисков; инвестиционные проекты; финансовые структуры; заемный капитал

Keywords: project finance; risk identification; investment projects; financial institutions; debt capital; investors

Проектное финансирование считается одной из самых рискованных форм финансирования, поэтому тема рисков имеет особое значение. Риск - критический фактор проектного финансирования, поскольку является причиной непредвиденных изменений в способности проекта к возмещению расходов, обслуживанию долга и выплате дивидендов акционерам. Денежные потоки, обуславливаясь влиянием рисков, могут оказаться меньше ожидаемых в случае, если риск не был предвиден и должным образом хеджирован, тогда кредиторы и спонсоры посчитают затруднительным погашение займа или достижение удовлетворяющего уровня внутренней нормы доходности.

Финансирование крупномасштабных проектов подразумевает под собой огромный набор рисков. Целью данного исследования является описание, предоставление перечня рисков, характерных для схем проектного финансирования, и систематике этих рисков.

Э.Р. Йескомб выделяет три основных вида рисков проектного финансирования:

· Коммерческие риски (проектные риски) - риски с которыми сталкивается сам проект или же риски, присущие рынку на котором проект функционирует.

· Макроэкономические риски (финансовые риски) - внешнеэкономические воздействия, оказывающие непрямое влияние на проект (инфляция, коэффициенты обмена валют, процентная ставка и т. п.)

· Политические риски (страновые риски) связана с результатами деятельности правительства или же форс-мажорными обстоятельствами политического характера (войны, восстания, напряженная социально-политическая обстановка).

При проектном финансировании, как правило, риски распределяются среди его участников, поэтому на различных этапах осуществления инвестиционного проекта меры по нивелированию могут осуществлять различные субъекты .

Более подробная классификация представлена на Рисунке 1.

Для определения оценки социальных и экологических рисков в рамках проектного финансирования существуют экваториальные принципы. По инициативе IFC 4 июня 2003 г. ведущие международные банки одобрили добровольные руководящие принципы, основывающиеся на политике безопасности IFC по оценке экологических и социальных рисков. На данный момент банки, одобрившие экваториальные принципы занимают 75 % рынка проектного финансирования. Среди них: Citigroup Inc., WestLB AG, Credit Suisse Group, JPMorgan Chase, Dresdner Bank, ABN AMRO Bank и др.).

Рисунок 1. Классификация рисков проектного финансирования

Эти принципы распространяются на все сектора экономики и на все проекты с объемами финансирования 50 млн. долл. США и более.

Все проекты подразделяются банком на группы:

Примером странового риска могут служить гражданские беспорядки, забастовки, войны, любые другие формы форс-мажорных обстоятельств, валютный контроль, денежно-кредитная политика и др. В некоторых случаях страновой риск служит потолком для рейтинга проектного риска. Например, кредитный рейтинг агентства Standart & Poor’s ограничивает специальные проектные рейтинги государственным кредитным рейтингом, который агентство устанавливает стране . Т. е. ни один проект не может иметь более высокий кредитный рейтинг, чем рейтинг страны. Методы снижения могут включать страхование политических рисков в отношении форс-мажорных обстоятельств и аллокация рисков на локальную компанию. Привлечение участников из коалиции стран также дает спонсорам проекта широкие возможности взаимодействия с местными органами власти.

Политические риски. Эти риски включают в себя изменения политической обстановки в стране, смена управления, изменения в национальной политике, регулирования законодательства. Большое количество проектов сталкиваются в той или иной мере с политическими рисками, возможно, в более тонких формах, таких как регулирование цен, ограничения разрешений на работу для иностранных менеджеров, пересмотр контрактов и др. .

Проектные риски. Проектные риски, как правило, связаны с адекватностью и прежними достижениями касающимися технологиями и опытом управления проектами управленческой командой. Главным смягчающим фактором в этой области является выбор подрядчиков, застройщиков и операторов проекта, которые имеют достаточный опыт. Независимые инженеры-консультанты могут играть определенную роль в оценке технической осуществимости проекта, сделав технические риски более прозрачными для кредиторов.

Риски со стороны покупателя. Риски со стороны покупателя подразумевают то, что спрос на продукцию снижается или подвержен сильным колебаниям. Учитывая высокие постоянные издержки крупномасштабных проектов, сокращение расходов невозможно для обеспечения более низкого спроса. Таким образом, главным смягчающим фактором этого риска является соглашение о закупке (offtake agreement). Это означает, что проектная компания обязуется продать большую долю своей продукции (сырья, электроэнергии, транспортных услуг и т. д.) покупателю или группе покупателей в течение длительного периода времени. Цена за единицу продукции может быть фиксированной, плавающей или с поправкой на инфляцию и другие факторы. Преимущества покупателей по этой договоренности по обеспечению долгосрочности, гарантированных источников обеспечения конечной продукции, достаточно высоки, но, как правило, теряется определенная доля гибкости. Преимущества проектной компании состоят в снижении маркетинговых рисков.

Риски со стороны поставщиков. Общая проблема состоит в обеспечении поставок электричество, воды и т. д. для проекта. Опять же, долгосрочные соглашения, гарантирующие проекту доступ к критически важным поставкам в течение всего срока жизни проекта, являются главными инструментами для минимизации данного риска. Основным характеристиками поставок являются качество, количество и доступность. Необходимо получить ответы на вопросы: соответствуют ли поставляемые материалы требованиям по качеству проекта? Может ли проект обеспечить достаточность поставок? Являются ли поставщики надежными или могут быть перебои в поставках? Например, для трубопроводных проектов необходимо рассмотреть важнейшие материалы, т. к. без них реализация проекта, очевидно, окажется под угрозой.

Спонсор проекта. Спонсор проекта, как правило, предприниматель или же консорциум предпринимателей, которые оказывают стимулирующее воздействие на проект. Часто, проектным спонсором является предприниматель без достаточного для осуществления проекта капитала. В других случаях, спонсор может обладать необходимым капиталом, но неохотно держать на балансе материнской компании предприятие с высокой степенью риска. Основные риски со спонсорами вращаются вокруг опыта, управленческими навыками спонсора. Инвесторы и кредиторы могут снизить данные риски, тщательно оценивая опыт работы спонсора с аналогичными сделками.

Подрядчики. Основная часть строительных рисков заключается в задержке сроков и перерасходе бюджетных средств. Смягчение этих рисков заключается в тщательном анализе подрядчика, в частности, опыта реализации аналогичных проектов, репутация на рынке и др. Основным методом аллокации рисков завершения проекта на подрядчика является контракт на строительство «под ключ»(turnkey contract). Договор «под ключ» связывает подрядчика обязательством завершения проекта в указанные сроки по фиксированной цене. Завершенный проект должен соответствовать техническим требованиям, определенным независимой инженерной компанией до оплаты сделки. Дополнительными механизмами, обеспечивающими соблюдения графиков и бюджета, включают штрафные санкции, бонусы за эффективность, прописанные в контракте. Штрафы за задержку могут быть очень серьёзными, например 750 000 долл. США за день просрочки.

Операционные риски. Оператором проекта чаще всего выступает компания или организация, на которую возложена ответственность поддержания качества активов, генерирующих денежный поток проекта. Разумеется, кредиторы и инвесторы заинтересованы в эффективности использования активов в течение продолжительности жизненного цикла проекта. Отсюда, операционные риски сосредоточены вокруг организации эффективной и непрерывной работы проекта, будь то горнодобывающие работы, платные дороги, электростанция или трубопровод. Контрактные стимулирующие схемы являются наиболее эффективным методом аллокации рисков на оператора проекта.

Продуктовые риски. Риски, связанные с продуктом, включают ответственность за качество продукции, проблемы проектирования и т. д. Основной риск здесь не воспринимается как продуктовый, например, непредвиденный экологический ущерб. Например, передача электричества через населенный пункт несет в себе риск для населения, вследствие электромагнитного излучения. Использования проверенных конструкций и технологий снижает риск непредвиденных обстоятельств. Например, Азиатский разработчик Гордон Ву построил свою репутацию путем переработки одной схемы электростанции в своих многочисленных проектах, включая доработки по каждому индивидуальному проекту. Использование проверенной конструкции позволило не только снизить риски, но и сократить затраты на проектирование.

Конкурентные риски. Этот тип риска непосредственно связан с отраслевыми рисками, однако, его специфика заключается в акценте на ресурсы, позволяющие преодолевать конкурентные барьеры. Эксклюзивные соглашения, offtake соглашения и соглашения о поставках способствуют сохранению конкурентных преимуществ.

Риски финансирования. Заключается в отсутствии необходимого капитала для реализации проекта. Например, невозможность определения долевого участия в проекте или же риски рефинансирования, заключающиеся в том, что продолжительность начального финансирования не соответствует продолжительности проекта. Для снижения подобных рисков необходима помощь профессионального финансового консультанта, который окажет содействие в привлечении различных источников финансирования, расширит диапазон источников финансирования.

Валютные риски. Существует два типа валютных рисков, стоящих перед проектной компанией. Первый риск заключается в колебаниях валютного курса, второй риск - валютный контроль, т. е. местное правительство, ограничивает доступ проекта к иностранной валюте или ограничивает возможность принимать платежи в иностранной валюте.

Риск процентной ставки. Колебания процентных ставок представляет существенный риск для схем проектного финансирования в силу высокой доли заемных средств в капитале. Организация долгосрочного финансирования по фиксированным ставкам существенно снижает риски, присущие плавающим ставкам. Кроме того, можно использовать так называемые процентные свопы для хеджирования колебаний процентных ставок.

Распределение рисков. Необходимость аллокации рисков является не менее важным процессом, чем их выявление. Суть заключается в распределении рисков на стороны, способные наиболее эффективным образом контролировать и бороться с рисками. Распределение рисков является одной из форм снижения рисков на макроуровне. Если риски неверно распределены между участниками проекты вся его структура находится под угрозой. Таким образом, суть любой сделки проектного финансирования является надлежащее распределение рисков. Распределение рисков является самым сложным аспектом сделки проектного финансирования. Финансовый консультант одного крупного проекта утверждает, что «наиболее важной характеристикой проектного финансирования является искусство минимизации и распределения риска среди различных участников проекта, таких как спонсоры, подрядчики, покупатели и др.»

Таким образом, надлежащая идентификация, оценка и распределение рисков является основой любой сделки проектного финансирования и играет решающую роль в осуществимости проекта в целом.

Список литературы:

1.Лысова Н.А., Содержание проектного финансирования и возможности его реализации в России, Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2008. - № 1. - С. 117-131.

2.“Global Project Finance.” Standard & Poor’s Creditreview, March 27, 1995.

3.Louis T. Wells and Eric S. Gleason. “Is Foreign Infrastructure Investment Still Risky?” Harvard Business Review September-October 1995.

4.Victor Traverso. “The Rules of the Game: Project Finance Challenges in Latin America.” LatinFinance Project Finance in Latin America Supplement, June 1994.

"Консультант", 2008, N 3
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В РАМКАХ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
И ЗА НИМИ
Налоговые инспекторы практически всегда считают, что компании заведомо виновны, что все они пытаются уклониться от уплаты налогов и получить необоснованную выгоду. И это несмотря на действующую в России, согласно Налоговому кодексу, презумпцию невиновности. Так как на объективность ревизоров рассчитывать не приходится, компаниям следует тщательно продумывать и документально подтверждать все осуществляемые операции: начиная от покупки канцтоваров и заканчивая масштабным проектным финансированием.
Под проектным финансированием в России, так же как и во всем мире, понимается способ привлечения финансовых ресурсов, сопряженный с созданием специальной (проектной) компании.
При этом финансовые ресурсы могут быть получены путем:
- привлечения заемных средств (в Российской Федерации речь может идти о банковском кредите, но возможен также выпуск облигаций);
- взносов в уставный капитал;
- обращения к лизинговой компании.
В настоящее время уже можно говорить о наличии определенной практики реализации подобных проектов в России. Они осуществлялись преимущественно в таких отраслях, как связь и электроэнергетика, а также в топливно-энергетическом комплексе. В качестве известных примеров масштабных операций можно привести сооружение газопровода "Голубой поток", модернизацию спутниковой группировки ФГУП "Космическая связь", лизинговые проекты компании "РТК-Лизинг". Проектным финансированием занимается ряд крупнейших российских банков, в частности Внешторгбанк, Сбербанк, ИМПЕКСБАНК, МДМ-банк и др.
Широкое развитие проектного финансирования и прогнозируемый спрос на инвестиции в подобной форме означают, что количество таких операций в ближайшие годы будет возрастать. Между тем если экономические и правовые аспекты проектного финансирования в России достаточно изучены и в целом понятны, то налоговому аспекту, к сожалению, уделяется недостаточно внимания.
Важность цивилизованного выстраивания взаимоотношений налогоплательщика с налоговыми органами и адекватного информирования налоговых органов о намерениях компании при реализации сложных финансовых операций можно проиллюстрировать следующим примером. В течение 2004 - 2006 гг. многие крупнейшие лизинговые компании, в том числе участвовавшие в международных проектах, столкнулись с валом однотипных обвинений. Налоговые органы винили их в том, что лизинг используется исключительно в целях получения налоговых преимуществ. Особое непонимание вызывал так называемый возвратный лизинг, при осуществлении которого компания берет в лизинг имущество, которое она незадолго до того продала лизингодателю. Из-за недостатка информации налоговые органы первоначально воспринимали такие сделки как некую мошенническую схему. Потребовались десятки судебных разбирательств с участием крупнейших экспертов в области экономики и финансов, чтобы в 2006 г. изменилась практика сначала высших судебных инстанций, а затем и арбитражных судов в отношении участников лизинговых операций.
Необходимо признать, что именно те черты проектного финансирования, которые делают его привлекательным для инвесторов и инициаторов проектов, и являются факторами повышенного внимания со стороны российских налоговых органов. Так, проектное финансирование позволяет привлечь средства под проект, который, как правило, характеризуется долгим сроком окупаемости и начнет приносить прибыль через несколько лет. Это осознают все участники проекта. Однако тот факт, что прибыль будет получена, надо доказать не только недоверчивым инвесторам, но и еще более недоверчивым налоговым органам. Вот уже лет десять отсутствие прибыли выступает одним из главных критериев, по которым налоговые органы выявляют фирмы, не ведущие реальной деятельности.
Надо быть готовыми и к тому, что подозрения налоговых органов еще более усилятся, когда проектная компания действительно столкнется с тем, что у нее накапливаются огромные суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость, подлежащие возврату из бюджета. Внешнее сходство с фирмой-однодневкой, созданной исключительно для получения средств из бюджета под видом возмещения НДС, будет полным. И на этом этапе важно суметь доказать чиновникам реальность деловой цели проекта и серьезность намерений его участников.
Следующий аспект связан с использованием заемных средств. Доля займов и банковских кредитов в проектном финансировании в России составляет обычно около 70 процентов, но может достигать и всех 90 процентов.
С точки зрения не только налоговых органов, но и высших судебных инстанций, использование привлеченных средств в расчетах с поставщиками является основанием для подозрений в получении необоснованной налоговой выгоды в сумме принятого к вычету НДС. Неблагоприятные налоговые последствия наступают, если компания не может убедительно доказать, что в будущем она намеревается произвести реальный возврат займа за счет собственных средств.
Кроме того, необходимым условием распределения рисков в проектном финансировании является создание новой компании специально под реализацию проекта. Подобная организация, не имеющая собственных средств и своей "истории" ведения бизнеса, осуществляющая огромные расходы и не получающая налогооблагаемой прибыли, неизбежно будет восприниматься налоговыми органами с подозрением. Менеджмент такой компании должен быть готов предоставить адекватные, документально подтвержденные доказательства реальной деловой цели компании, в качестве которых, например, могут выступить бизнес-план или же концепция развития фирмы.
Между тем позиция высших судебных инстанций, формирующих судебную практику, дает повод для оптимизма. Особо следует отметить четко выраженный критерий деловой цели. Налоговая выгода (снижение налога, применение льготы, признание расхода) признается судом обоснованной, если налогоплательщик может доказать, что его действия продиктованы конкретной деловой целью. Само по себе снижение налоговой нагрузки деловой целью, естественно, не является. Приведем пример. В уже упоминавшейся ситуации с возвратным лизингом лизинговая компания ходатайствовала о назначении экспертизы. Независимые эксперты, назначенные судом, подтвердили, что применение механизма лизинга являлось экономически оправданным и более выгодным, чем использование банковского кредита. Это в конечном итоге позволило убедить суд, что лизинг был средством для достижения деловой цели (финансирования), а не одних только налоговых преимуществ.
Отметим, что критерий деловой цели призван заменить использовавшийся ранее критерий добросовестности, отличавшийся меньшей степенью определенности.
В общем виде новый подход закреплен в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Данный документ необходимо учитывать при планировании операций проектного финансирования, поскольку в нем, помимо прочего, приводятся различные ситуации, в которых судам, рассматривающим налоговые споры, необходимо получать от налогоплательщиков доказательства реальной деловой цели.
При реализации операций проектного финансирования их участникам следует помнить о налоговых рисках и уделять внимание целому ряду аспектов.
Во-первых, создание проектной компании должно сопровождаться квалифицированной поддержкой специалистов, хорошо ориентирующихся в российской налоговой проблематике. Так, при подготовке бизнес-плана либо технико-экономического обоснования необходимо ориентироваться не только на инвесторов, но и на публично-правовых пользователей, в первую очередь на налоговые органы. При всей очевидности подобного подхода на практике нам приходилось встречаться с ситуациями, когда клиент не раскрывал подобную информацию налоговым органам в силу ее конфиденциальности. Такого рода конфликтов необходимо избегать.
Во-вторых, проектная компания должна располагать формализованным графиком возврата заемных средств. При этом с точки зрения доказывания возможности вернуть кредит ситуация с долгосрочным кредитом более предпочтительна по сравнению с рефинансированием долговых обязательств.
Особенно подчеркнем важность расчета получения прибыли. Очевидно, что ни один серьезный инвестиционный проект невозможен без такого расчета. Но всегда ли есть полная уверенность в том, что стороны не ограничились рабочими документами на стадии подписания контракта? Всегда ли такой расчет существует в форме официального документа, составленного на русском языке и подписанного как минимум руководителем проектной компании?
В условиях общего благоприятного инвестиционного климата и при наличии позитивных тенденций в выстраивании цивилизованных отношений налогоплательщиков с государством выполнение рекомендаций налоговых специалистов позволит получить уверенность в успешной реализации в России сделок проектного финансирования, независимо от сложности их юридической структуры.
Примечание. Подушка безопасности: предварительная оценка договора на предмет налоговых рисков
Надежда Зубкова, ведущий налоговый консультант ЗАО "Грант Торнтон"
"Все больше компаний начинают осознавать важность проведения налоговой экспертизы договора еще до его подписания. Ведь гораздо легче включить в документ требуемые пункты до заключения сделки, нежели потом срочно подписывать допсоглашения.
Практика свидетельствует о том, что существуют стандартные положения договора, которые с высокой степенью вероятности могут привести к возникновению налоговых рисков, если не уделить им достаточно внимания. Одним из самых важных аспектов договора является НДС. К сожалению, контрагенты иногда забывают указать в этом документе, включает цена сделки НДС или нет. Вместе с тем такая небрежность может привести к существенным проблемам, стороны могут не понять друг друга. Покупатель посчитает, что цена уже включает НДС, и платить больше обозначенной суммы не станет. А продавец в свою очередь будет настаивать на том, что НДС должен начисляться сверх цены договора. Данные споры суды решают по-разному, поэтому лучше избавиться от неопределенности сразу. К тому же "пробелом" в договоре может воспользоваться и налоговая инспекция. Даже если стороны устно договорились, что обозначенная цена уже включает налог, увидев выручку по такой сделке, инспекторы могут потребовать у продавца начислить НДС к уплате со всей суммы. В обратной ситуации, т.е. когда стороны пришли к пониманию, что НДС должен быть начислен сверх цены, однако не прописали это в договоре, трения с инспекцией могут возникнуть уже у покупателя. Из-за отсутствия ясности в формулировке договора налоговая может оспорить вычет в размере 18 единиц (18% от 100 единиц), снизив его до 18/118 от 100 единиц или "сняв" вовсе. Кроме того, договор обязательно должен включать в себя список документов, которые должен оформить поставщик (исполнитель), и сроки их предоставления. Зачастую после того, как поставщик (исполнитель) получил оплату, с доставкой документов возникают проблемы. А это означает, что обоснованность расходов и налоговые вычеты у покупателя (заказчика) оказываются под угрозой.
Стандартно в договоре выполнения работ (оказания услуг) прописывается следующий "набор": акт выполненных работ (услуг), счет на оплату, счет-фактура. Порой такого перечня недостаточно. Поэтому в интересах заказчика предусмотреть документы, которые будут "расшифровывать" суть работ: отчет о маркетинговом исследовании, содержание предоставленных консультаций, описание проведенных работ и их результатов и т.д. Не исключено, что при отсутствии таких документов будет сложно доказать налоговым инспекторам экономическую обоснованность затрат на рассматриваемые услуги.
В посреднических договорах налоговые опасности могут подстерегать обе стороны сделки. Допустим, некая компания выступает как агент с участием в расчетах. По поручению клиентов она ищет исполнителей по договору и заказывает им услуги. Затем принципал возмещает эти расходы и выплачивает вознаграждение. По закону агент уплачивает налоги только со своего вознаграждения. Однако при платежах эти суммы могут смешиваться. Чтобы доказать, что конкретная сумма - это возмещаемые расходы, агенту в договоре необходимо предусмотреть перечень возмещаемых затрат. Отметим, что лучше сделать его открытым, однако виды расходов все же стоит прописать максимально подробно. В обратной ситуации, т.е. когда некая фирма выступает принципалом, в соглашении необходимо предусмотреть обязанность агента в установленный срок представлять отчеты с приложением всех подтверждающих документов, поскольку указанные затраты являются расходами по налогу на прибыль именно для принципала".
И.Хаменушко
К. ю. н.,
адвокат,
партнер юридической компании
"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"
Подписано в печать
31.01.2008

"Консультант", 2008, N 3

Налоговые инспекторы практически всегда считают, что компании заведомо виновны, что все они пытаются уклониться от уплаты налогов и получить необоснованную выгоду. И это несмотря на действующую в России, согласно Налоговому кодексу, презумпцию невиновности. Так как на объективность ревизоров рассчитывать не приходится, компаниям следует тщательно продумывать и документально подтверждать все осуществляемые операции: начиная от покупки канцтоваров и заканчивая масштабным проектным финансированием.

Под проектным финансированием в России, так же как и во всем мире, понимается способ привлечения финансовых ресурсов, сопряженный с созданием специальной (проектной) компании.

При этом финансовые ресурсы могут быть получены путем:

  • привлечения заемных средств (в Российской Федерации речь может идти о банковском кредите, но возможен также выпуск облигаций);
  • взносов в уставный капитал;
  • обращения к лизинговой компании.

В настоящее время уже можно говорить о наличии определенной практики реализации подобных проектов в России. Они осуществлялись преимущественно в таких отраслях, как связь и электроэнергетика, а также в топливно-энергетическом комплексе. В качестве известных примеров масштабных операций можно привести сооружение газопровода "Голубой поток", модернизацию спутниковой группировки ФГУП "Космическая связь", лизинговые проекты компании "РТК-Лизинг". Проектным финансированием занимается ряд крупнейших российских банков, в частности Внешторгбанк, Сбербанк, ИМПЕКСБАНК, МДМ-банк и др.

Широкое развитие проектного финансирования и прогнозируемый спрос на инвестиции в подобной форме означают, что количество таких операций в ближайшие годы будет возрастать. Между тем если экономические и правовые аспекты проектного финансирования в России достаточно изучены и в целом понятны, то налоговому аспекту, к сожалению, уделяется недостаточно внимания.

Важность цивилизованного выстраивания взаимоотношений налогоплательщика с налоговыми органами и адекватного информирования налоговых органов о намерениях компании при реализации сложных финансовых операций можно проиллюстрировать следующим примером. В течение 2004 - 2006 гг. многие крупнейшие лизинговые компании, в том числе участвовавшие в международных проектах, столкнулись с валом однотипных обвинений. Налоговые органы винили их в том, что лизинг используется исключительно в целях получения налоговых преимуществ. Особое непонимание вызывал так называемый возвратный лизинг, при осуществлении которого компания берет в лизинг имущество, которое она незадолго до того продала лизингодателю. Из-за недостатка информации налоговые органы первоначально воспринимали такие сделки как некую мошенническую схему. Потребовались десятки судебных разбирательств с участием крупнейших экспертов в области экономики и финансов, чтобы в 2006 г. изменилась практика сначала высших судебных инстанций, а затем и арбитражных судов в отношении участников лизинговых операций.

Необходимо признать, что именно те черты проектного финансирования, которые делают его привлекательным для инвесторов и инициаторов проектов, и являются факторами повышенного внимания со стороны российских налоговых органов. Так, проектное финансирование позволяет привлечь средства под проект, который, как правило, характеризуется долгим сроком окупаемости и начнет приносить прибыль через несколько лет. Это осознают все участники проекта. Однако тот факт, что прибыль будет получена, надо доказать не только недоверчивым инвесторам, но и еще более недоверчивым налоговым органам. Вот уже лет десять отсутствие прибыли выступает одним из главных критериев, по которым налоговые органы выявляют фирмы, не ведущие реальной деятельности.

Надо быть готовыми и к тому, что подозрения налоговых органов еще более усилятся, когда проектная компания действительно столкнется с тем, что у нее накапливаются огромные суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость, подлежащие возврату из бюджета. Внешнее сходство с фирмой-однодневкой, созданной исключительно для получения средств из бюджета под видом возмещения НДС, будет полным. И на этом этапе важно суметь доказать чиновникам реальность деловой цели проекта и серьезность намерений его участников.

Следующий аспект связан с использованием заемных средств. Доля займов и банковских кредитов в проектном финансировании в России составляет обычно около 70 процентов, но может достигать и всех 90 процентов.

С точки зрения не только налоговых органов, но и высших судебных инстанций, использование привлеченных средств в расчетах с поставщиками является основанием для подозрений в получении необоснованной налоговой выгоды в сумме принятого к вычету НДС. Неблагоприятные налоговые последствия наступают, если компания не может убедительно доказать, что в будущем она намеревается произвести реальный возврат займа за счет собственных средств.

Кроме того, необходимым условием распределения рисков в проектном финансировании является создание новой компании специально под реализацию проекта. Подобная организация, не имеющая собственных средств и своей "истории" ведения бизнеса, осуществляющая огромные расходы и не получающая налогооблагаемой прибыли, неизбежно будет восприниматься налоговыми органами с подозрением. Менеджмент такой компании должен быть готов предоставить адекватные, документально подтвержденные доказательства реальной деловой цели компании, в качестве которых, например, могут выступить бизнес-план или же концепция развития фирмы.

Между тем позиция высших судебных инстанций, формирующих судебную практику, дает повод для оптимизма. Особо следует отметить четко выраженный критерий деловой цели. Налоговая выгода (снижение налога, применение льготы, признание расхода) признается судом обоснованной, если налогоплательщик может доказать, что его действия продиктованы конкретной деловой целью. Само по себе снижение налоговой нагрузки деловой целью, естественно, не является. Приведем пример. В уже упоминавшейся ситуации с возвратным лизингом лизинговая компания ходатайствовала о назначении экспертизы. Независимые эксперты, назначенные судом, подтвердили, что применение механизма лизинга являлось экономически оправданным и более выгодным, чем использование банковского кредита. Это в конечном итоге позволило убедить суд, что лизинг был средством для достижения деловой цели (финансирования), а не одних только налоговых преимуществ.

Отметим, что критерий деловой цели призван заменить использовавшийся ранее критерий добросовестности, отличавшийся меньшей степенью определенности.

В общем виде новый подход закреплен в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Данный документ необходимо учитывать при планировании операций проектного финансирования, поскольку в нем, помимо прочего, приводятся различные ситуации, в которых судам, рассматривающим налоговые споры, необходимо получать от налогоплательщиков доказательства реальной деловой цели.

При реализации операций проектного финансирования их участникам следует помнить о налоговых рисках и уделять внимание целому ряду аспектов.

Во-первых, создание проектной компании должно сопровождаться квалифицированной поддержкой специалистов, хорошо ориентирующихся в российской налоговой проблематике. Так, при подготовке бизнес-плана либо технико-экономического обоснования необходимо ориентироваться не только на инвесторов, но и на публично-правовых пользователей, в первую очередь на налоговые органы. При всей очевидности подобного подхода на практике нам приходилось встречаться с ситуациями, когда клиент не раскрывал подобную информацию налоговым органам в силу ее конфиденциальности. Такого рода конфликтов необходимо избегать.

Во-вторых, проектная компания должна располагать формализованным графиком возврата заемных средств. При этом с точки зрения доказывания возможности вернуть кредит ситуация с долгосрочным кредитом более предпочтительна по сравнению с рефинансированием долговых обязательств.

Особенно подчеркнем важность расчета получения прибыли. Очевидно, что ни один серьезный инвестиционный проект невозможен без такого расчета. Но всегда ли есть полная уверенность в том, что стороны не ограничились рабочими документами на стадии подписания контракта? Всегда ли такой расчет существует в форме официального документа, составленного на русском языке и подписанного как минимум руководителем проектной компании?

В условиях общего благоприятного инвестиционного климата и при наличии позитивных тенденций в выстраивании цивилизованных отношений налогоплательщиков с государством выполнение рекомендаций налоговых специалистов позволит получить уверенность в успешной реализации в России сделок проектного финансирования, независимо от сложности их юридической структуры.

Примечание. Подушка безопасности: предварительная оценка договора на предмет налоговых рисков

Надежда Зубкова, ведущий налоговый консультант ЗАО "Грант Торнтон"

"Все больше компаний начинают осознавать важность проведения налоговой экспертизы договора еще до его подписания. Ведь гораздо легче включить в документ требуемые пункты до заключения сделки, нежели потом срочно подписывать допсоглашения.

Практика свидетельствует о том, что существуют стандартные положения договора, которые с высокой степенью вероятности могут привести к возникновению налоговых рисков, если не уделить им достаточно внимания. Одним из самых важных аспектов договора является НДС. К сожалению, контрагенты иногда забывают указать в этом документе, включает цена сделки НДС или нет. Вместе с тем такая небрежность может привести к существенным проблемам, стороны могут не понять друг друга. Покупатель посчитает, что цена уже включает НДС, и платить больше обозначенной суммы не станет. А продавец в свою очередь будет настаивать на том, что НДС должен начисляться сверх цены договора. Данные споры суды решают по-разному, поэтому лучше избавиться от неопределенности сразу. К тому же "пробелом" в договоре может воспользоваться и налоговая инспекция. Даже если стороны устно договорились, что обозначенная цена уже включает налог, увидев выручку по такой сделке, инспекторы могут потребовать у продавца начислить НДС к уплате со всей суммы. В обратной ситуации, т.е. когда стороны пришли к пониманию, что НДС должен быть начислен сверх цены, однако не прописали это в договоре, трения с инспекцией могут возникнуть уже у покупателя. Из-за отсутствия ясности в формулировке договора налоговая может оспорить вычет в размере 18 единиц (18% от 100 единиц), снизив его до 18/118 от 100 единиц или "сняв" вовсе. Кроме того, договор обязательно должен включать в себя список документов, которые должен оформить поставщик (исполнитель), и сроки их предоставления. Зачастую после того, как поставщик (исполнитель) получил оплату, с доставкой документов возникают проблемы. А это означает, что обоснованность расходов и налоговые вычеты у покупателя (заказчика) оказываются под угрозой.

Стандартно в договоре выполнения работ (оказания услуг) прописывается следующий "набор": акт выполненных работ (услуг), счет на оплату, счет-фактура. Порой такого перечня недостаточно. Поэтому в интересах заказчика предусмотреть документы, которые будут "расшифровывать" суть работ: отчет о маркетинговом исследовании, содержание предоставленных консультаций, описание проведенных работ и их результатов и т.д. Не исключено, что при отсутствии таких документов будет сложно доказать налоговым инспекторам экономическую обоснованность затрат на рассматриваемые услуги.

В посреднических договорах налоговые опасности могут подстерегать обе стороны сделки. Допустим, некая компания выступает как агент с участием в расчетах. По поручению клиентов она ищет исполнителей по договору и заказывает им услуги. Затем принципал возмещает эти расходы и выплачивает вознаграждение. По закону агент уплачивает налоги только со своего вознаграждения. Однако при платежах эти суммы могут смешиваться. Чтобы доказать, что конкретная сумма - это возмещаемые расходы, агенту в договоре необходимо предусмотреть перечень возмещаемых затрат. Отметим, что лучше сделать его открытым, однако виды расходов все же стоит прописать максимально подробно. В обратной ситуации, т.е. когда некая фирма выступает принципалом, в соглашении необходимо предусмотреть обязанность агента в установленный срок представлять отчеты с приложением всех подтверждающих документов, поскольку указанные затраты являются расходами по налогу на прибыль именно для принципала".

И.Хаменушко

партнер юридической компании

"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"