Михаил Булгаков: Я - сатирик. О жизни и творчестве Мастера

Какие сатирические произведения Булгакова вы знаете?

Можете ли вы кратко пересказать сюжет?

Какие традиции русской литературы развивал в своем творчестве Булгаков?

Почему почти все произведения Булгакова не были опубликованы?

Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. В «Дьяволиаде » (1924 г.) писатель обращается не столько к мистицизму нечистой силы, сколько к мистике повседневного быта, социального бытия. Маленький чиновник (вспомним «маленького человека» русской литературы) с «говорящей» фамилией Коротков гоняется по этажам и комнатам за мифическим заведующим Кальсонером, который то раздвоится, то «соткется» пред ним, то вновь исчезнет. В этой неустанной погоне за тенью он постепенно дематериализуется, теряет себя и свое имя. Утрата бумажки, документа, удостоверяющего, что это он, делают его беззащитным, как бы вовсе несуществующим. Ненавистная и, казалось, поверженная старая бюрократия возникает в каком обновленном, гиперболизированном, пародийно-уродливом виде, так что «маленькому человеку» Короткову с психикой гоголевского чиновника, остается одно - броситься с крыши московского «небоскреба».

Критика считала, что повесть в целом не удалась. Но опыт ее пригодился - вскоре появляется новая повесть, «Роковые яйца» (1925). Александр Семенович Рокк, человек эпохи «военного коммунизма», с маузером в кобуре, реквизирует у профессора Персикова сенсационное научное изобретение в самых благих целях - возместить урон от куриного мора в стране. Но обычное невежество, хаос и халатность, из-за которых куриные яйца были перепутаны с теми, что предназначались для научных опытов, приводят к неизбежной беде. От захваченного, силком отнятого добра удачи не бывает. Луч жизни, открытый профессором Персиковым, в чужих неумелых руках становится лучом смерти.

Протест против невежественных «кавалерийских» наездов на науку - лишь первый слой мысли Булгакова. Персиков находит, что из Рокка вышел бы «очень смелый экспериментатор» При отсталости, невежестве масс социальный эксперимент всегда грозит дать противоположный ожидаемому результат. Речь не о случайной ошибке, а о своего рода роке.

Природа сатирической утопии такова, что читатели по прошествии времени удивляются, как автору удалось столь многое угадать. Сатирическая фантастика Булгакова предупреждает - не оказаться жертвами «иронии истории».

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце» (1925 г.). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

О чем идет речь в повести?

(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человечески сознанием, опасен.)

Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняжке гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулюс с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека».

Кто несет ответственность за распоясавшегося Шарикова? Один ли профессор Преображенский?

(Председатель домкома Швондер не в меньшей мере, по Булгакову, несет ответственность за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружал идейной фразой Швондер - идеолог Шарикова.)

15 мая в 1891 году родился, пожалуй, один из самых мистичных писателей России - Михаил Афанасьевич Булгаков .


Павел Глоба: Ленин был прав! Экономике России нужен "новый НЭП"

Писатель Булгаков появился в истории российской культуры в двадцатые годы, противоречивые и неоднозначные. Это время НЭПа, новой экономической политики. Время обновления и жестокой ломки старого. Начинается возрождение жизни и уничтожение прошлого. В литературе тоже происходили изменения. Возникали частные издательства, выходили новые журналы, книги, оживали художественные объединения, люди спорили. Продолжали печататься Блок, Есенин, Гумилев, Ахматова, вновь стали выходить дореволюционные журналы "Былое" и "Голос минувшего", "Вестник литературы". Появился журнал "Новая Россия", "первый беспартийный публицистический орган", который провозгласил желание русской творческой интеллигенции сотрудничать с советской властью.

В начале была дружная и любимая семья в Киеве, и мама, "светлая королева". Медицинский факультет. Практика в небольшой деревни в ужасной глуши. Было смутное, страшное, непонятное время "страшных лет России". И снова Киев. А потом Владикавказ, где Булгаков болел тифом и не уехал в Константинополь. Где не стало врача Булгакова и появился писатель. Этот писатель поставил пьесы "Самооборона", "Братья Турбины", "Парижские коммунары", "Глиняные женихи", "Сыновья муллы" из "туземной жизни" - произведения начинающего автора, созданные при помощи "присяжного поверенного и голодухи" в начале двадцатых годов.

Вот как Булгаков сам вспоминает это время: "Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов. В начале 1920 года я бросил звание с отличием и писал...

В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился, чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. За одно возненавидел и редакторов, ненавижу их и сейчас и буду ненавидеть до конца жизни...".

Работа в это время его весьма разнообразна: служба, коммерческие газеты. Публикации в разных изданиях, собственное "серьезное" творчество, торговля, физический труд - "колка дров по вечерам и таскание картошки по утрам". Были еще попытки поступить в Льнотрест, служба в Научно-техническом комитете, частная газета "Торгово-промышленный вестник". Были "фантастические должности, актерская работа, работа "конферансье в маленьком театре".

Вплотную М.А. Булгаков столкнулся с журналистикой в 1922-1926 годах, тогда он сотрудничал с "Рупором", "Красной газетой", "Красным журналом для всех", "Медицинским работником", газетой водников "На вахте", "Петроградской правдой", с легендарной газетой железнодорожников "Гудок", "Накануне", которая создала ему литературное имя, и многими другими. Он не брезговал никакой работой.

Газета "Рабочий", ежедневный орган ЦК ВКП(б), начала выходить 1 марта 1922 года, и Булгаков, видимо, стал работать в ней с того же времени - в 1 под псевдонимом "Михаил Бул" помещена его первая заметка "Когда машины спят" (о 2-й ситцевой фабрике в Москве). Булгакову фактически пришлось повторить судьбу Антоши Чехонте с его плодовитостью, легкописанием и не сразу пришедшей уверенностью в серьезном призвании своего таланта.

Он проработал в газетах в общей сложности около 7 лет, за это время он стал профессиональным журналистом, набил руку, за несколько минут сочинял "фельетончики", как сам их называл, однако журналистика не стала его профессией. Она кормила его и оставалась литературной поденщиной. Главное ждало его впереди. А в голове рождались планы, замыслы, возникали сюжеты и образы. И не могло это появиться вдруг. Следы зрелых работ можно найти на страницах газет и журналов 1920-х годов, где под разными именами скрывается писатель Булгаков.

Как отмечают все исследователи его творчества, Булгаков был очень цельным человеком, все его произведения тесно связаны друг с другом. Рукописи не горят, как утверждал сам автор, и все они одинаково важны для писателя как опыт, как свидетельство проделанной работы. Вот что он говорит в "Записках на манжетах" о своих самых ранних драматургических произведениях: "Через семь дней трехактная пьеса была готова. Когда я перечитал ее у себя, в нетопленой комнате, ночью, я не стыжусь признаться, заплакал! В смысле бездарности - это было нечто совершенно особенное, потрясающее. Что-то тупое и наглое глядело из каждой строчки этого коллективного творчества. Не верил глазам! На что же я надеюсь, безумный, если я так пишу?! С зеленых сырых стен и из черных страшных окон на меня глядел стыд. Я начал драть рукопись. Но остановился. Потому что вдруг, с необычайной, чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь... от людей скрыть. Но от самого себя - никогда! Кончено! Неизгладимо. Эту изумительную штуку я сочинил. Кончено!".

В небольших булгаковских сатирических зарисовках из московской жизни, которую писатель увидел во всем ее многообразии, было все: потрясающее чувство юмора, ирония, часто переходящая в сарказм, богатая фантазия. На допросе в ОГПУ он говорит: " склад моего ума сатирический. Из-под пера выходят вещи, которые порою, по-видимому, остро задевают общественно-коммунистические круги. Я всегда пишу по чистой совести и так, как вижу! Отрицательные явления жизни в Советской стране привлекают мое пристальное внимание, потому что в них я инстинктивно вижу большую пищу для себя (я - сатирик)".

Обращаясь в письме к Сталину, так говорил об основных чертах своих произведений: "Черные и мистические краски (я - мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, самое главное - изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина".

Булгаковская сатира рождалась из юмористического, фельетонного переосмысления очень серьезных событий реальной жизни. Он не прогибался под нормы и правила того времени, он не менял своего отношения к сатире и к современной жизни. Автора ждала трудная судьба. Он понимал, что "СТАЛ САТИРИКОМ и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима", потому что "ВСЯКИЙ САТИРИК В СССР ПОСЯГАЕТ НА СОВЕТСКИЙ СТРОЙ".

Вот как вспоминает Булгакова один из его близких друзей С.А. Ермолинский: "Необходимость беспощадного сатирического изображения жизни была не только игрой насмешливого ума, но и гражданской позицией М.А.Булгакова. Он не был фрондером! Положение автора, который хлопочет о популярности, снабжая свои произведения якобы смелыми, злободневными намеками, было ему несносно. Он называл это "подкусыванием Советской власти под одеялом". Такому фрондерству он был до брезгливости чужд, но писать торжественные оды или умилительные идиллии категорически отказывался.

"Добыв возможность жить, выжив, - пишет исследователь булгаковского творчества А.М. Смелянский, - М.А. Булгаков начал осуществлять выношенные литературные замыслы. В течение трех лет они сосредоточились исключительно в сфере прозы: закрепление киевского опыта в большой романной форме сопровождалось осмыслением новой исторической реальности в форме повестей, рассказов и фельетонов...Он знал, что может написать нечто очень значительное. Было у него ощущение, что он - свидетель эпохи". "Не может быть, - записывает Булгаков в своем дневнике "Под пятой", - чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним - писателем".

Газетный стиль, газетный взгляд, подход к материалу, внимание к деталям, ирония, гротеск - многое переходит в серьезную прозу писателя. И в сочетании с глубокими философскими проблемами, неповторимым стилем, соединением мистики и реальности, потустороннего и земного появляются произведения, которыми зачитывается весь мир уже не первое десятилетие. Недаром верила жена Булгакова, Елена Сергеевна: "Я знаю, я твердо знаю, что скоро весь мир будет знать это имя!"

Ольга ПАВЛОВА

Михаил Афанасьевич Булгаков в литературу пришел уже в годы Советской власти. Яркое отражение в его творчестве нашли все противоречия советской действительности 30-х годов. Перу писателя принадлежат великолепные романы «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита», исследующие «вечные» проблемы. Но Булгаков также создал блестящие сатирические произведения, с убийственной силой раскрывающие затхлый мирок советской бюрократии, - «Малые Сатиры», «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», а также фельетоны.
Герои произведений М.А. Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» живут в одной и той же реальности - Москве 20- 30-х годов. Это было время «прозаседавшихся», шелеста бумаг по столам, призрачного бега людей по коридорам. Эта обстановка и послужила писателю объектом для сатиры.
Самой яркой чертой булгаковских представителей бюрократической карусели является наличие у них «нужной» бумаги, обладающей огромной силой. Есть бумага - есть всё. Вот эпизод из «Похождений Чичикова», где гоголевский герой переносится в современную Булгакову Москву: «Явился Чичиков и всех очаровал поклонами несколько набок и колоссальной эрудицией, которой всегда отличался.
1944 Пишите анкету.
Дали Павлу Ивановичу анкетный лист в аршин длиной, и на нем сто вопросов самых каверзных: откуда да где был, да почему?..
Пяти минут не просидел Павел Иванович и исписал анкету кругом. Дрогнула только у неге рука, когда подавал ее.
«Ну, - подумал, - прочитают сейчас, что я за сокровище, и...»
И ничего ровно не случилось.
Во-первых, никто анкету не читал, во-вторых, попала она к барышне-регистраторше, которая распорядилась ее по обычаю: провела вместо входящего по исходящему и затем немедленно ее куда- то засунула, так что анкета как в воду канула.
Ухмыльнулся Чичиков и начал служить».
Именно с «бумагой из Кремля» является к профессору Персикову в повести «Роковые яйца» таинственный Рокк. Булгаков сатирически изображает момент появления посетителя. Когда Рокк приходит к Персикову, Панкрат говорит:
1945 Там до вас, господин профессор, Рокк пришел...
На что Персиков отвечает:
1946 Рок с бумагой? Редкое сочетание...
Фамилия пришельца звучит зловеще, предупреждая о грядущих бедах. А вот члены домоуправления Швондер, Вяземская, Пеструхин и Жаровкин из повести «Собачье сердце» являются к профессору Преображенскому, чтобы в результате подать на него жалобу. В порыве ярости профессор звонит в вышестоящую инстанцию и требует там опять- таки бумагу, которая смогла бы оградить его от представителей домкома. Преображенский хорошо объясняет силу подобных бумаг: «Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня».
Борьба идей, развернувшаяся между профессором и домкомом, усугубляется еще и «бумажной)" войной. Для Преображенского бумага - это залог продолжения исследований в нормальной обстановке. Сам он не имеет никакого почтения к бюрократии. «Бумажка», - вот как профессор отзывается о документе.
Иначе относится к бумагам Швондер и ему подобные. Для них это самая важная вещь на свете. Поэтому отсутствие документа является первой проблемой, с которой столкнулся Шариков после своего таинственного перерождения. «Как же так без документа? - говорит он профессору. - Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать». Шариков желает именовать себя Полиграфом Полиграфовичем. Сразу чувствуется в этом имени «бумажный привкус». Не столь важно, как появился на свет человек, лишь бы у него были в порядке документы.
Форму удостоверения приобретает бумага и в романе «Мастер и Маргарита». Смирный «нижний жилец» Николай Иванович, увидев Наташу, предлагает ей деньги за тайное сожительство с ним, а потом трусливо выпрашивает «удостоверение» на предмет «представления милиции и супруге». С бумагой можно сделать все, что угодно. Именно благодаря неизвестно откуда взявшимся разрешениям устраивает Воланд сеанс магии в театре «Варьете». Только по документам можно попасть в шикарный ресторан МАССОЛИТа. Везде требуют удостоверение личности, которое заменяет живого человека. Поэтому Воланд легко обводит вокруг пальца «проницательного» Берлиоза, показав паспорт немецкого гражданина. Сам Сатана спокойно может творить свои дела, предъявляя различные документы многочисленным проверяющим.
Бумага калечит человеческие судьбы. По клеветническому доносу попадает в сумасшедший дом Мастер. Человек в этом мире меняется так сильно, что иногда трудно его распознать. Преображенский затрудняется определить пол «товарища» Вяземской. В ней нет никакой женственности. «Вы мужчина или женщина?» - спрашивает профессор. Люди в этом обществе стали безликими, потеряли свою индивидуальность.
Булгаков-сатирик смеется над таким положением, при котором человеческие отношения сводятся к бюрократии и формализму. «Бумажное царство» порабощает людей и не дает им опомниться. Реальность утрачивает свою цельность, рассыпаясь в «бумажные осколки». Поскольку смех автора далеко не оптимистичен, это горькая сатира на современную Булгакову действительность.

Сатира М.А. Булгакова.

М.А. Булгаков - человек большой судьбы. Его имя особенно выделяется среди писателей, незаслуженно забытых, «запрещенных». Однако время, которое, казалось, прежде работало против Булгакова, обрекая его забвению, как будто повернулось к нему лицом, обозначив бурный рост литературного признания.

Интерес к творчеству М. Булгакова в наше время намного выше, чем в семидесятые - восьмидесятые годы. Чем же можно объяснить такое явление?
Наверное, тем, что миру формализма, бездушной бюрократии, корысти, безнравственных дельцов и карьеристов противостоит у Булгакова мир вечных человеческих ценностей: историческая правда, творческий поиск, совесть.

М.А. Булгаков считал лучшим социальным слоём в отечестве русскую интеллигенцию, которая подвергалась гонениям, уничтожалась и с которой он чувствовал кровную связь, и, подобно своему «учителю » Салтыкову-Щедрину, считал себя вправе изображать «страшные черты своего народа», глубоко страдая от его темноты и невежества.

В «Несвоевременных мыслях» в тысяча девятьсот семнадцатом году А.М.
Горький писал: «...всё происходящее в стране - безжалостный «опыт», проводимый революционерами над народом, над рабочим классом». Жестокий опыт, заранее обреченный на удачу- эта мысль легла в основу повестей
«Роковые яйца» и «Собачье сердце» М.А. Булгакова. В этих произведениях повествование имеет два плана: реальный и фантастический.

Сюжет повести «Роковые яйца», написанной в тысяча девятьсот двадцать четвертом году, очень прост. Заглядывая в будущее, Булгаков написал о том, что произойдет в России в результате экспериментов русской интеллигенции в тысяча девятьсот двадцать восьмом году.

Профессор Владимир Ипатьевич Персиков сделал важное открытие в своей узкой области науки. Это был неизвестный в природе «красный луч», получивший среди коллег профессора, а также в процессе громкое название
«луч жизни». «Красный луч», воздействуя на живые организмы, вызывает их бурный рост, в результате чего получаются более крупные особи. Полученные под воздействием «красного луча», они отличаются крайней агрессивностью, жестокостью и злобой. Профессор Персиков и его ассистент Иванов соорудили камеру для проведения опытов «красным лучом», чтобы всесторонне изучить свойства и последствия его воздействия на живые организмы. Проверка действия «красного луча» на икре лягушек дала не менее потрясающие результаты: в течение двух суток из икринок вылупились тысячи головастиков. В течение суток головастики выросли в злых и прожорливых лягушек огромных размеров, которые съедали друг друга. Зато оставшиеся в живых начали вне срока метать икру и в течение двух дней без всякого луча вывели новое многочисленное поколение. Эксперимент этот с разведением лягушек превратил институт в филиал болота. Во всех углах квакало, завывало, расползалось. Сенсационное открытие облетело всю Москву.
«Известия» под заголовком «Новости науки и техники» опубликовали заметку об изобретении луча, повышающего жизнедеятельность низших организмов в тысячу раз.

В связи с куриным мором изобретение профессора Персикова решают использовать для возрождения куриного рода. Несмотря на возражения профессора, Александр Семенович Рокк, председатель куриного совхоза
«Красный луч», забирает камеру для получения «луча жизни». Камера установлена в совхозе, из Германии были получены яйца, и эксперимент начался. Однако вместо кур в совхозе «Красный луч» вывелись гигантские анаконды, водяные удавы, крокодилы, страусы невероятных размеров. Эти гады, уничтожив все живое в совхозе «Красный луч», направились на Москву. Никакие доблестные бои конных отрядов Красной Армии, никакие газовые атаки с аэропланов не могли предотвратить всё это. Москву охватывает паника: начинаются пожары, мародерство.

В результате учиненного разъяренной, неуправляемой толпой погрома сгорает Институт, занимавшийся выведением «новой жизни», разбита камера, породившая злополучный «красный луч». Озверевшая толпа, ещё недавно превозносившая профессора Персикова за его открытие, растерзала и его самого, и зоологического сторожа Панкрата, и добрейшую Марью Степановну. И только традиционный русский мороз спасает Россию от катастрофы. Гигантские пресмыкающиеся вымерзли на подходе к Москве. «Были мертвы бесчисленные змеиные, крокодильи и страусовые яйца, покрывавшие леса, поля, необозримые болота » Советской России.

Таким образом, М.А. Булгаков пером сатирика в протестной форме показал, к чему может привести бесконтрольное и непродуманное использование
«красного луча». Гады, родившиеся под его воздействием, расправились с более слабыми особями, в результате чего получились экземпляры чудовищных размеров, отличающиеся зверской жестокостью, то есть уже в 1924 году
Булгаков гениально предсказал сталинизм и показал, к чему может привести та борьба за власть, которая только начиналась. Последствия экспериментов профессора Персикова под руководством экспериментаторов из Кремля, лишенных каких-либо знаний, известны: «дьявольские яйца», высиженные адской машиной, породили змеиное отродье - предсказанную Булгаковым катастрофу 1928- 1929гг.

Так был показан писателем «жестокий опыт над народом», обреченный на неудачу.

Страница 1

Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. В “Дьяволе” (1924год) писатель обращается не столько к мистицизму нечистой силы, сколько к мистике повседневного быта, социального бытия. Маленький чиновник с "говорящей" фамилией Коротков гоняется по этажам и комнатам за мифическим заведующим Кальсонером, который то раздвоится, то "соткнется" пред ним, то вновь исчезнет. В этой неустанной погоне за тенью он постепенно дематериализуется, теряет себя и свое имя. Утрата бумажки, документа, удостоверяющего, что это он, делают его беззащитным, как бы вовсе несуществующим. Ненавистная и, казалось, старая поверженная бюрократия возникает в каком-то обновленном, пародийно- уродливом виде, так что "маленькому" человеку Короткову с психикой гоголевского чиновника, остается одно- броситься с крыши московского "небоскреба".

Критика считала, что повесть в целом не удалась. Но опыт ее пригодился - вскоре появляется новая повесть, "Роковые яйца"(1925). Александр Семенович Рокк, человек эпохи военного коммунизма, с маузером в кобуре, реквизирует у профессора Персикова сенсационное научное изобретение в самых благих целях - возместить урон от куриного мора в стране. Но обычное невежество, хаос и халатность, из-за которых куриные яйца были перепутаны с теми, что предназначались для научных опытов, приводят к неизбежной беде. От захваченного, силком отнятого добра удачи не бывает. Луч жизни, открытый профессором Персиковым, в чужих неумелых руках становится лучом смерти.

Протест против невежественных “кавалерийских” наездов на науку- лишь первый слой мысли Булгакова. Персиков находит, что из Рока вышел бы “очень смелый экспериментатор”. При отсталости, невежестве масс социальный эксперимент всегда грозит дать противоположный ожидаемому результат. Речь не о случайной ошибке, а о своего рода роке.

Сатирическая фантастика Булгакова предупреждает - не оказаться жертвами “иронии истории”.

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце”(1925). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняжке гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулюс с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания “нового человека”.

Критик Леопольд Авербах утверждал, что фантастические повести Булгакова - “злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность”.

Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Другое дело, что новой власти такая правда была не нужна, даже опасна.

В 1935-36 годах Булгаков пишет пьесы, в том числе “Иван Васильевич”, которая была доведена в театре Сатиры до генеральной репетиции и снята накануне премьеры.

В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали, пьесы не ставили. Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: режиссером, статистом, даже рабочим сцены.

Повесть “Собачье сердце” не публиковалась в России до 1987 г. 60-летний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Л.Б. Каменева: “Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя”. Фабула повести связана с идеей очеловечивания животных. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаку и заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова, быстро вписавшегося в советскую номенклатуру и угрожающего погубить доносом своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления фундаментальной ошибки, допущенной ими в увлечении сугубо научной стороной эксперимента при неумении предвидеть его ближайшие результаты.