Основные понятия полиграфии. Обзор печатных технологий

  • 3.1. Особенности конструкции изданий в обложках
  • 3.2. Особенности конструкции брошюр и журналов
  • 3.3. Особенности конструкции газет и листовых изданий
  • Тема 5. Основы полиграфического воспроизведения оригиналов
  • 1. Классификация оригиналов для полиграфического воспроизведения
  • 2.1. Проекционное растрирование
  • 2.2. Контактное растрирование
  • 2.3. Электронное растрирование
  • 3. Общие сведения о цвете и синтезе цветов
  • 3.2. Субтрактивный синтез
  • 3.3. Синтез цвета в растровом изображении (автотипный синтез)
  • 4. Основные процессы воспроизведения многоцветных оригиналов
  • 4.1. Схема идеального трехкрасочного репродукционного процесса
  • 4.2. Особенности реального репродуцирования
  • РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ДОПЕЧАТНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • Тема 6. Технология изготовления фотоформ
  • 1. Классификация фотоформ
  • 2.1. Фоторепродукционный способ изготовления фотоформ
  • 2.2. Электронно-аналоговый способ изготовления фотоформ
  • 2.3. Электронно-цифровой способ изготовления фотоформ с использованием фотовыводного устройства (ФВУ)
  • 3. Изготовление монтажной фотоформы
  • 3.2. Спуск полос
  • 3.3. Способы изготовления монтажной фотоформы
  • Тема 7. Изготовление печатных форм
  • Рассматриваемые вопросы
  • Литература
  • 1. Основы копировального процесса в изготовлении печатных форм
  • 1.1. Общие понятия
  • 1.2. Группы копировальных слоев
  • 1.3. Стадии копировального процесса
  • 2. Способы изготовления печатных форм
  • 3. Изготовление печатных форм офсетной печати
  • 3.1. Классификация печатных форм офсетной печати
  • 3.2. Изготовление монометаллических печатных форм плоской печати позитивным копированием
  • 3.3. Электрофотографический способ изготовления печатных форм офсетной печати
  • 4.1. Общие сведения
  • 4.2. Конструктивные варианты формных рекордеров
  • 4.3. Формные пластины для CtPlate
  • Тема 8. Основы печатного процесса
  • Литература
  • 1. Общие сведения о печатных материалах
  • 1.1. Печатная бумага
  • 1.2. Печатные краски
  • 2. Обобщенная технологическая схема печатного процесса
  • 3. Получение оттиска в основных видах печати
  • 3.1. Получение оттиска в высокой печати
  • 3.2. Получение оттиска в глубокой печати
  • 3.3. Получение оттиска в офсетной печати
  • 4. Давление печати
  • 5. Закрепление печатной краски на оттиске
  • 5.1. Способы закрепления красок
  • 5.2. Группы красок в зависимости от способа закрепления
  • 5.3. Дополнительные методы и средства ускорения закрепления красок
  • 7. Тиражестойкость печатных форм
  • Тема 9. Общие сведения о печатных машинах
  • 1. Общие сведения о построении печатных машин
  • 2. Основные устройства печатных машин
  • 2.1. Бумагопроводящая система
  • 2.2. Печатное устройство машин
  • 3. Построение многокрасочных печатных машин
  • 4. Классификация печатных машин
  • 5. Конструктивные особенности печатных машин разных способов печати
  • 5.1. Особенности машин офсетной печати
  • 5.2. Особенности машин глубокой печати
  • Тема 10. Общие сведения о брошюровочно-переплетном производстве
  • Рассматриваемые вопросы
  • Литература
  • 1. Основные понятия и определения
  • 2. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления изданий в обложке и переплетной крышке
  • 2.1. Основные элементы книжного издания
  • 2.2. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления книжных изданий
  • Тема 11. Изготовление тетрадей
  • Назначение операций сталкивания, подрезки и разрезки листов
  • 1.1. Сталкивание листов
  • 1.2. Разрезка и подрезка отпечатанных листов
  • 2. Варианты фальцовки и их применение
  • 2.1. Выбор объема тетрадей
  • 2.2. Варианты фальцовки
  • 3. Механизированная фальцовка листов
  • 4. Прессование тетрадей
  • 5. Присоединение дополнительных элементов к тетрадям
  • Тема 12. Изготовление книжного блока
  • 1. Комплектовка блоков
  • 2. Способы скрепления изданий и блоков
  • 3. Обработка книжных блоков для изданий в переплетной крышке
  • 3.1. Варианты обработки книжного блока
  • 3.2. Назначение и выполнение операций обработки книжного блока
  • Литература
  • 1. Типы, конструкция, оформление и области применения
  • 1.1. Типы обложек
  • 1.2. Способы крытья обложкой
  • 1.3. Типы переплетных крышек
  • 2.1. Размер деталей обложек
  • 2.2. Размер деталей переплетных крышек
  • 3. Раскрой обложечных и переплетных материалов
  • 4. Сборка переплетных крышек
  • 4.2. Сборка составных переплетных крышек типа 5
  • 1. Вставка блоков в крышки
  • 1.1. Способы вставки блоков в крышки
  • 1.2. Принцип работы книговставочной машины
  • 2. Прессование
  • 3. Штриховка книг
  • 4. Надевание суперобложки
  • 5. Окончательный контроль полиграфического исполнения книг
  • 6. Упаковка книг
  • 7. Поточные линии, используемые при изготовлении книг
  • Тема 15. Отделка полиграфической продукции
  • 1. Укрупненная классификация способов отделки полиграфической продукции
  • 2. Нанесение покрытий на оттиски
  • 3. Имитация металлических покрытий на оттисках
  • 4. Механические способы отделки оттисков
  • Раздел 5. Общая характеристика способов печати
  • Тема 16. Специальные способы печати с использованием печатных форм
  • 1. Разновидности специальных способов печати
  • 2. Общие сведения о тампонной печати
  • 3. Общие сведения о трафаретной печати
  • 4. Общие сведения о флексографской печати
  • 4.1. Принцип печати
  • 4.2. Сильные стороны флексографии
  • 4.3. Недостатки флексопечати
  • 4.4. Характерные особенности оттисков флексографской печати
  • 1. Обзор бесконтактных технологий
  • 2. Электрофотография
  • 3. Струйная печать
  • 4. Представление о цифровой печати
  • Тема 1. О БЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

    Рассматриваемые вопросы

    1. ....................................................14

    2. Основные этапы комплексного полиграфического процесса (КПП) ............................15

    3. Классификация производственных процессов ................................................................17

    Литература

    1. Полянский Н. Н. Основы полиграфического производства - М.: Книга, 1991 - 352 с. (С. 4–6).

    2. Левин Ю. С., Матвеев П. А., Маудрих К. Д. Производственные процессы в полиграфии: проектирование и расчет - М.: Книга, 1985 - 320 с. (С. 5–14.).

    3. Миронова Г. В., Ершов А. К., Осипова Г. И., Сперанская Н. М., Кондрусь Е. А. Организация полиграфического производства. - М.: МГУП, 2002 - 352 с.

    1. Основные понятия о полиграфическом производстве

    Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции, а также для получения непечатного размножения за счет остаточных деформаций обрабатываемого материала (например, тиснение на картоне, бумаге и т. п.). Полиграфическое производство основано на широком использовании химических, физических, физикохимических, фотографических и других процессов с применением электроники, компьютерной и лазерной техники. Основным продуктом полиграфического производства является печатное издание.

    В издательско-полиграфической практике информацию (от лат. information - разъяснение, изложение), представленную в виде текста, цифровых данных, таблиц, математических и других формул, называюттекстовой информацией . Информацию, представленную в виде иллюстраций, графиков, диаграмм, орнаментов, чертежей, линеек, карт и других изображений -изобразительной информацией . Преобразование изображений для целей его полиграфического воспроизведения и изготовление фотоформ называетсяре -

    продуцированием.

    Термином полиграфия (греч. poligraphia от polys много и graphio - пишу) обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатанием, но и отрасль народного хозяйства -полиграфическую промышленность .

    Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного количества, качества и ассортимента в установленные сроки.

    В технологическом процессе рассматриваются операции механического, физического и химического воздействия на предмет обработки и его видоизменение под воздействием проводимых операций. Основой технологии является способ печатания, в соответствии с которым существует спектр материалов, режимов их обработки, различные устройства, работающие с этими материалами, методы и критерии оценки качества конечного продукта.

    Все вопросы, проработанные в ходе технологической подготовки производства, документально оформляются. Технологическая документация необходима управленческому персоналу предприятия и исполнителям как руководство по выполнению запроектированного технологического процесса.

    На полиграфических предприятиях принята пооперационная организация производственного процесса. Операция - это часть производственного процесса, выполняемая определенным предметом труда одним рабочим или бригадой на одном рабочем месте без переналадки оборудования. Местом выполнения операции является рабочее место.

    В состав производственного процесса, кроме технологического процесса, входят операции, связанные с организацией и управлением производством, а именно: транспортные, складские операции, обслуживание оборудования, планировка производственных площадей, установление технологической последовательности операций, сроки изготовления изданий и длительность отдельных процессов и т. д.

    Принципиальная схема производственного процесса может быть представлена в последовательности этапов. Общую картину технологического процесса позволяет дать пооперационная карта, на которой показывается последовательность выполнения технологических и контрольных операций путем соответствующего размещения условных знаков (табл. 1.1).

    Вертикальными линиями отображается ход технологического процесса, горизонтальными - поступления, питающие вертикальные линии. От правого конца горизонтальной линии, обозначающей поступление материала, проводится вниз вертикальная линия, на которой условными обозначениями указываются технологические и контрольные операции. Справа от условного обозначения указывается наименование операции и применяемое оборудование, слева - норма времени, установленная для данной операции. Операции нумеруются: первая - О-1, вторая - О-2 и т. д. В таком же порядке нумеруютсяоперации контроля К-1, К-2 и т. д.

    Проектирование производственного процесса изготовления печатных изданий происходит в два приема. Первый прием - от конца к началу; второй прием - от начала к концу. В первом приеме на основе анализа задания на продукцию определяются способ печати и печатные машины; печатные формы; печатный полуфабрикат, из которого изготавливается продукция. Во втором приеме детально разрабатывают принципиальные решения в технологической последовательности производственного процесса.

    Таблица 1.1

    Условные обозначения элементов производственного процесса

    Обозначение

    Элементы производственного процесса

    Операция производственная. Состоит в том, что производится целена-

    правленное изменение физических или химических свойств данного

    предмета, он соединяется с каким-либо другим предметом или отделяется

    от него, производится подготовка к выполнению другой операции -

    транспортировки, контроля или хранения.

    Транспортировка. Понимается перемещение предмета с одного места на

    другое, за исключением тех случаев, когда такого рода перемещения со-

    ставляют часть самой операции или производятся на рабочем месте во

    время самой операции или контроля.

    Контроль. Состоит в том, что устанавливается соответствие любых коли-

    чественных или качественных характеристик предмета заданным.

    Перерыв. Перерыв в производстве происходит в тех случаях, когда усло-

    вия производства не требуют или не допускают немедленного перехода к

    выполнению следующего запланированного действия. Это не относится к

    тем случаям, когда перерыв намеренно устанавливается в целях измене-

    ния физических или химических свойств предмета.

    Хранение. Имеет место в том случае, когда предмет не может быть пущен

    в последующее производство по причинам некомплектности или занято-

    сти последующих операций обработкой других изделий.

    Совмещенные действия. Те случаи, когда желательно показать на карте

    действия, выполняемые одновременно одним и тем же оператором или

    другим на том же рабочем месте. Условные обозначения этих действий

    соединяются вместе, например, операция и контроль.

    2. Основные этапы комплексного полиграфического процесса(КПП)

    Комплексный полиграфический процесс - наиболее полный и общий про-

    цесс, обеспечивающий выпуск печатной продукции. Укрупнено КПП делится на три стадии:

    1) допечатную (prepress);

    2) печатную (press);

    3) послепечатную (postpress).

    Допечатная подготовка охватывает этапы работ, начиная от идеи оформления, подготовки текстовой информации, изобразительных оригиналов и графики и заканчивая изготовлением готовых печатных форм, которые используются для печати тиража. Информационное содержание и профессиональное графическое оформление печатной продукции одновременно являются основой и для публикаций в области электронных средств информации, например, домашних страниц в Интернете или в форме CD ROM. Поэтому кроме понятия «допечатные процессы» появилось понятие о домедийной подготовке -premedio . Этим термином обозначают цифровую подготовку текста и изображений, пригодных для вывода на любой конечный носитель информации.

    Наэтапедопечатнойподготовкивыполняютсяследующиеосновныеработы:

    1) макетирование - предварительная разработка издания, которая включает выбор формата издания, разработку структуры издания, эскизов страниц, разворотов страниц, оформительских элементов, художественного оформления. Таким образом, создается макет издания, т. е. проект будущего издания;

    2) подготовка текста , его набор, редактирование;

    3) подготовка иллюстраций - создание, подбор иллюстративного материала, его обработка, разработка художественного оформления книги;

    4) верстка и монтаж полос издания. Верстка - компоновка страниц с текстом, иллюстрациями и элементами дизайна издания, т. е. собственно создание оригинал-макета, который выводится на печать. Оригинал - макет - постраничный монтаж текста и иллюстраций, полностью соответствующий страницам будущего издания, конечный продукт компьютерной верстки, сохраняемый в виде PostScript-файла или PDF-файла. Монтаж - размещение сверстанных полос в соответствии с макетом издания на прозрачной основе, равной по формату будущей форме, с учетом правил спуска полос.Спуском полос называется расстановка полос издания, которая обеспечивает правильную последовательность страниц издания после его печатания, фальцовки и комплектовки;

    5) корректура оригинал-макета - исправление ошибок верстки, устранение орфографических и пунктуационных ошибок, опечаток;

    6) изготовление окончательного варианта оригинал-макета, который подписывается

    в печать и передается в типографию для тиражирования;

    7) изготовление печатных форм.

    Печатный процесс служит для размножения/репродуцирования информации, полученной и обработанной в соответствии с определенным регламентом. Структура печатного производства определяется объемом работы, характером специализации и кооперирования, типом производства, особенностями проектируемой технологии и печатного оборудования.

    На стадии послепечатной обработки продукция приобретает удобный для использования информации вид (изготовление брошюр, журналов, книг из отдельных элементов, лакирование отпечатанных листов и т. д.).

    Послепечатная обработка книг состоит из следующих операций:

    1) фальцовки (складывания) отдельных листов в тетради, если печать осуществлялась на листовых печатных машинах. При печати на рулонных машинах фальцовка осуществляется в процессе печатания тиража;

    2) прессования тетрадей, при этом удаляется воздух, тетради становятся более плоским;

    3) комплектовки тетрадей;

    4) скрепления тетрадей;

    5) покрытия книжного блока обложкой или вставка книжного блока в переплетную

    6) повторного прессования готовой книги;

    7) упаковки;

    8) отправки на склад.

    Производственные этапы связаны друг с другом посредством потока обрабатываемых материалов, таких как формные пластины между допечатными процессами и собственно печатью, запечатанными листами между печатью и послепечатной обработкой. На рис. 1-1 представлен производственный поток, а также потоки материалов и данных для производства печатной продукции.

    База данных

    Источники информации

    Заказчик, Оригиналы

    агентство,издательствоДанные

    В последнее время возрастает значение потока цифровой информации как «рабоче - го потока » (workflow ), используемого в процессе изготовления печатных изданий, а также как потока, способствующего организации производства и управления им. Для оптимизации исполнения отдельных производственных процессов и работы оборудования (с целью получения продукции высокого качества и экономичности) обязательно требуется оперативная и достоверная цифровая информация в виде базы данных. Концепция рабочего потока подразумевает организацию прохождения материалов, цифровых данных и другой информации о работе, начиная от этапа приема заказа через допечатные, печатные, послепечатные процессы до распространения готовой продукции. Рабочий поток объединяет в единое целое материальный поток, связанный с непосредственным материальным воплощением издательской и печатной продукции, и информационный поток, обеспечивающий это воплощение. Помимо этого рабочий поток позволяет оптимально организовать рабочий процесс с точки зрения имеющихся ресурсов, правильно спроектировать и скомплектовать типографию под имеющиеся задачи, оптимизировать информационные потоки на предприятии.

    3. Классификация производственных процессов

    Производственные процессы можно классифицировать в зависимости от их роли в изготовлении продукции, от степени сложности организации производства и степени технического оснащения (рис. 1-2).

    По роли в изготовлении продукции производственные процессы делятся на основные, вспомогательные, обслуживающие. Основной процесс предназначен для непосредственного изготовления продукции.Вспомогательные процессы должны обеспечивать бесперебойное протекание основного процесса: изготовление деталей для ремонта, ремонт оборудования. В результате выполненияобслуживающих процессов не создается

    экономический продукт. К ним относятся процессы контроля, материально-техническое обеспечение, процессы транспортировки.

    По сложности организации производства производственные процессы делятся на простые и сложные. Простые процессы состоят из последовательно осуществляемых действий. Характерно отсутствие брошюровочно-переплетных процессов (бланки, газеты, открытки).Сложные процессы - совокупность простых процессов по изготовлению полуфабрикатов, входящих в одно сложное изделие (книги, журналы, брошюры, альбомы, календари).

    Рис. 1-2. Классификация производственных процессов и операций

    По степени технического оснащения различают ручные, машинно-ручные, машинные, автоматические и аппаратурные процессы.Ручные процессы характеризуются отсутствием каких-либо механизмов при их выполнении (монтаж фотоформ, ручная фальцовка, подборка). Машинно - ручные операции - предмет обрабатывается при прямом участии рабочего при помощи машин (шитье на ниткошвейном полуавтомате, набор и верстка на ПК).Машин - ные операции выполняются на машинах при ограниченном участии рабочих. В значительной мере выпуск продукции на такой операции определяется скоростями работы машины, однако квалификация рабочего тоже немаловажна. К машинной операции относится, например, процесс печати на листовой офсетной машине. В этом случае операция печати включает в себя процесс установки печатных форм на машину и их приладки, процесс собственно печати продукции. Если в печатной машине не автоматизирован процесс приладки печатных форм или не предусмотрена конструктивно штифтовая приводка, то время на приладку форм в значительной мере будет зависеть от квалификации печатника, в то время как производительность процесса собственно печати восновном будет определятьсявозможностями машины.

    Производственный процесс на автоматических операциях полностью автоматизирован, его производительность определяется производительностью оборудования, а на рабочего возлагается функция наблюдения и контроля за работой оборудования. Примером автоматического процесса может служить операция сканирования, вывода на пленку готовых фотоформ, печати на печатных машинах с автоматической сменой форм и автоматическим контролем качества процесса печати и т. п.

    Аппаратурные операции выполняются с использованием оборудования, производительность которого определяется скоростью протекания химических, физикохимических, электрохимических и тому подобных процессов. Рабочий на таких операциях выполняет те же функции, что и на автоматических операциях. Аппаратурным является операция копирования на копировальной раме.

    Контрольные вопросы

    11. Что такое полиграфическое производство?

    12. Какую информацию называют текстовой?

    13. Какую информацию называют изобразительной?

    14. Дайте определение полиграфии.

    15. Дайте определение технологического и производственногопроцессов.

    16. Приведите основные этапы производства печатной продукции.

    17. Приведите технологическую цепочку выпуска печатной продукции с использованием фотоформ.

    18. Что обозначают термином premedio ?

    19. По каким признакам классифицируются производственные процессы?

    20. Дайте определение основному, вспомогательному и обслуживающему процессу.

    21. Приведите примеры всех видов процессов на полиграфическом предприятии.

    Печатная

    Печатные формы

    продукция

    Отпечатанные

    Допечатные

    Печатный

    Послепечатная

    Распространитель

    процессы

    обработка

    Фотоформы,

    Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра полиграфических производств ОСНОВЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Программа , методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-47 01 01 Издательское дело заочной формы обучения Минск 2012

    УДК 655.2/.3.02(075.4)
    ББК я О Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издатель- ским советом университета Рецензент кандидат технических наук, доцент кафедры редакционно-издательских технологий Белорусского государственного технологического университета О В Токарь По тематическому плану изданий учебно-методической литературы университета на 2012 год. Поз. 196. Для студентов специальности 1-47 01 01 Издательское дело заочной формы обучения.

    УО Белорусский государственный технологический университет, 2012

    ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина Основы полиграфического производства призвана дать студентам общее взаимосвязанное представление о характеристике и конструкции издательской продукции, основных технологических процессах ее изготовления, применяемом оборудовании, полиграфической технологии. Задачами дисциплины являются определение основных понятий о полиграфическом производстве рассмотрение основных видов и способов печати и их применение изучение систем и единиц измерения печатной продукции раскрытие содержания и сущности допечатных процессов рассмотрение классификации издательской продукции и оригиналов для полиграфического воспроизведения освоение основных принципов полиграфического воспроизведения многоцветных изобразительных оригиналов изучение общих сведений о печатных материалах раскрытие содержания и сущности печатных процессов как центрального звена полиграфического производства рассмотрение брошюровочно-переплетных процессов изготовления брошюр, книги журналов. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины Основы полиграфического производства определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени. Студент должен
    знать :

    характеристику и конструкцию издательской продукции особенности полиграфического воспроизведения издательских штриховых и тоновых оригиналов основные технологические процессы изготовления издательской продукции и применяемое оборудование типографскую систему измерений, систему измерения форматов бумаги и печатной продукции особенности реального многокрасочного репродуцирования методику выбора технологических схем производства книг, журналов, брошюр и листовых изданий в зависимости от конкретных условий основные принципы воспроизведения оригиналов

    4
    уметь :

    использовать технические средства для идентификации основных способов печати применять методы укрупненного расчета объема и других показателей книжных и журнальных изданий изготавливать отдельные элементы издательской продукции описывать полиграфическую технологию по характерным признакам издательской продукции. Студенты заочного факультета изучают дисциплину Основы полиграфического производства в основном самостоятельно. Всего по дисциплине запланировано 160 часов, из которых 20 - аудиторные
    (14 часов лекций и 6 часов практических занятий. В м семестре предусмотрено выполнение контрольной работы. Контроль знаний студентов осуществляется при защите контрольной работы и на экзамене. Программа дисциплины приведена вначале данного пособия. Список рекомендуемой литературы - в конце. Для выполнения контрольной работы можно использовать и другие печатные и электронные издания. В конце контрольной работы необходимо привести список использованной литературы , который включает вселите- ратурные источники в порядке появления ссылок на них в тексте пояснительной записки. В качестве источника информации нельзя приводить рукописный конспект лекций по соответствующей дисциплине. В контрольной работе допускаются ссылки на документы и информацию, размещенные на официальных Интернет-сайтах государственных органов управления Республики Беларусь и других стран, региональных и международных организаций и их подразделений, предприятий, периодических изданий. При этом в списке использованной литературы необходимо привести подробный электронный адрес (URL) этого документа или информации. Примеры библиографического описания литературных источников приведены в приложении согласно ГОСТ 7.1–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу
    (СИБИД). Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Список использованной литературы составляется в строгом соответствии с указаниями этого приложения. На все источники, приведенные в списке литературы, в тексте пояснительной записки обязательно должны быть даны ссылки.

    В ссылке указывается порядковый номер источника по списку использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, и далее, при необходимости, через пробел может быть приведен номер таблицы, на которой располагается приводимая информация. Например, расчет проводится по С. 28. Вариант для каждой контрольной работы выдается студенту преподавателем вовремя установочных сессий. Работа, выполненная не в соответствии с вариантом или неверно оформленная, возвращается студенту без рецензирования. Работа не будет зачтена, если в ней будут существенные недостатки. Исправления следует вносить в тот же экземпляр работы. Работа может быть допущена с замечаниями. В этом случае необходимо устранить все недочеты к защите контрольной работы. Повторно высылать такую работу не требуется.

    6
    1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Раздел 1. Общие сведения о полиграфии и продукции полиграфического производства Введение Предмет и содержание дисциплины Основы полиграфического производства. Определения важнейших печатно-технических терминов. Классификация основных видов и способов печати. Общие сведения о производственном процессе полиграфического производства Основные понятия о полиграфическом производстве. Классификация производственных процессов. Основные этапы комплексного полиграфического процесса. Единицы измерения, используемые при выпуске изданий Системы измерений в полиграфической промышленности. Измерение форматов бумаги и печатной продукции. Измерение объема печатной продукции. Виды полиграфической продукции и их классификация Классификация продукции полиграфического производства в зависимости от назначения. Классификация издательской продукции. Основные элементы полиграфической продукции Основные элементы книги. Конструкция книг в переплетной крышке. Особенности конструкции книг в обложках, брошюр и журналов, газет и листовых изданий. Основы полиграфического воспроизведения оригиналов Виды оригиналов. Воспроизведение штриховых и тоновых черно- белых оригиналов. Общие сведения о цвете и синтезе цветов. Основные процессы воспроизведения многоцветных оригиналов.

    Раздел 2. Основы допечатных процессов Технология изготовления фотоформ Классификация фотоформ. Принципы изготовления фотоформ с использованием фотонаборного автомата по технологии Компьютер фотоформа» (Computer – to – Film). Изготовление составной монтажной фотоформы. Изготовление печатных форм Основы копировального процесса в производстве печатных форм. Способы изготовления печатных форм. Изготовление печатных форм офсетной печати. Технология изготовления печатных форм Компьютер печатная форма (Computer – to – Plate). Раздел 3. Основы технологии печатных процессов Основы печатного процесса Общие сведения о печатных материалах. Обобщенная технологическая схема печатного процесса. Получение оттиска в основных видах печати. Давление печати. Закрепление печатной краски на оттиске. Точность воспроизведения изображения в печатном процессе. Общие сведения о печатных машинах Общие сведения о построении печатных машин. Основные устройства печатных машин. Классификация печатных машин. Конструктивные особенности печатных машин разных способов печати. Раздел 4. Основы технологии
    брошюровочно‐переплетных процессов Общие сведения о брошюровочно‐переплетном производстве Основные понятия и определения. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления изданий в обложке и переплетной крышке. Изготовление тетрадей Назначение операций сталкивания, подрезки и разрезки листов. Варианты фальцовки и их применение. Механизированная фальцовка листов. Прессование тетрадей. Присоединение к тетрадям дополнительных элементов.

    8 Изготовление книжного блока
    Комплектовка блоков. Способы скрепления изданий и блоков. Обработка книжных блоков для изданий в переплетных крышках. Изготовление обложек и переплетных крышек Типы, конструкция, оформление и области применения обложек и переплетных крышек. Определение размеров деталей обложек и переплетных крышек. Переплетные материалы и требования к ним. Раскрой обложечных и переплетных материалов. Изготовление обложек и сборка переплетных крышек. Завершающие операции изготовления книги Способы соединения блоков с обложкой. Вставка блоков в крышки. Прессование и сушка изданий. Штриховка книг. Отделка полиграфической продукции Способы отделки печатной продукции и области их применения. Нанесение покрытий на оттиски. Имитация металлических покрытий на оттисках. Механические способы отделки оттисков. Раздел 5. Общая характеристика способов печати Специальные способы печати с использованием печатных форм Разновидности специальных способов печати. Общие сведения о трафаретной печати. Технология Компьютер – печатная машина
    (Computer – to – Press). Общие сведения о флексографской печати. Общие сведения о тампонной печати. Бесконтактные способы печати Обзор бесконтактных технологий печати. Электрофотография. Струйная печать. Представление о цифровой печати. Примерная тематика практических занятий Расчет параметров книжно-журнальных изданий. Изготовление изданий в обложках. Изготовление книжных изданий в переплетной крышке.

    9
    2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа предназначена для изучения и более глубокого усвоения теоретических сведений по дисциплине Основы полиграфического производства студентами заочной формы обучения. Контрольная работа включает 5 заданий. В первом задании следует изложить теоретические сведения по указанному вопросу , используя рекомендуемый список литературы. Во втором задании контрольной работы студент должен привести технологическую схему изготовления книжного или журнального издания в обложке по указанной технологии вывода изображений. Для этого необходимо подобрать образец издания, технические условия которого соответствуют условиям, указанным в контрольной работе. В третьем задании необходимо составить пооперационную карту брошюровочно-переплетных процессов изготовления книги в переплетной крышке. Для выполнения задания следует подобрать образец издания. В четвертом задании требуется рассчитать необходимое количество бумаги и краски для печатания книжного издания в одну или несколько красок. В пятом задании следует определить расход обложечной бумаги для изготовления издания в обложке.

    10
    3. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 1, ВОПРОСЫ И ПЛАН ОТВЕТА
    3.1. Указания по выполнению задания 1 Перед выполнением первого задания контрольной работы необходимо ознакомиться с предложенным планом ответа. План содержит краткие теоретические сведения и основные определения (название понятия выделено полужирным курсивным начертанием, которые можно вставить в текст ответа без изменений. Любой вопрос содержит один или несколько списков, где перечислены понятия, каждое из которых необходимо рассмотреть подробнее (если нет дополнительных указаний. Дополнительные указания приведены курсивным начертанием, учет их обязателен. Порядок изложения отдельных положений в ответе может отличаться от предложенной схемы, но их состав и степень детализации должны соответствовать методическим указаниям. Существенные недостатки, при наличии которых работа не может быть допущена к защите изложение теоретических вопросов не в соответствии с планом ответа (недостаточно полно раскрыт вопросили наоборот много лишней информации отсутствие списка использованных источников отсутствие ссылок на литературные источники в тексте ответа несоответствие текста ответа и указанного источника грубые ошибки в расчетах.
    3.2. Вопросы и план ответа Классификация издательской продукции полиграфического производства Издательская продукция является основной продукцией полиграфических предприятий. Ее можно классифицировать последующим признакам по материальной конструкции знаковой природе информации содержанию информации и целевому назначению тиражу периодичности.

    Книжные и журнальные издания делят по возрастной категории читателя сроку и интенсивности использования формату и объему издания. Отдельно рассмотреть различную листовую продукцию раскрыть понятие «акциденция ».
    2.
    Классификация производственных процессов Производственные процессы можно классифицировать в зависимости от их роли в изготовлении продукции , от степени сложности организации производства и степени технического оснащения. Пороли в изготовлении продукции производственные процессы делятся на основные, вспомогательные, обслуживающие. По сложности организации производства производственные процессы делятся на простые и сложные. По степени технического оснащения различают ручные, машинно- ручные, машинные, автоматические и аппаратурные процессы. Рассмотреть каждый производственный процесс и привести примеры использования в полиграфии.
    3.
    Классификация текстовых оригиналов для полиграфического воспроизведения Оригинал - текстовой и/или изобразительный материал, предназначенный для воспроизведения его в полиграфии. Оригиналы делятся на авторские и издательские. Авторский оригинал - это текстовой и/или изобразительный материал, подготовленный автором (коллективом авторов) для передачи в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Авторские текстовые оригиналы в зависимости от исполнения делятся на машинописные печатные для переиздания без изменений (повторные печатные для переиздания с изменениями распечатки с кодированных оригиналов (подготовленных на персональных ЭВМ рукописные. Издательский оригинал - текстовой и/или изобразительный материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и подготовленный к сдаче на полиграфическое предприятие для изготовления печатной формы.

    12 Издательские текстовые оригиналы в зависимости от характера их обработки в издательстве делятся на машинописные печатные для переиздания без изменений (повторные печатные для переиздания с изменениями распечатки с кодированных оригиналов
    5)
    репродуцируемые оригинал-макеты; рукописные. Рассмотреть что представляет собой авторский машинописный оригинал авторский лист учетно-издательский лист Привести требования предъявляемые к печатным оригиналам для переиздания без изменений и с изменениями Указать какие оригиналы относятся к авторским рукописным. Дать определение и назначение репродуци-
    руемого оригинал-макета . Привести основные требования полиграфического воспроизведения текста.
    4.
    Обобщенная схема подготовки текстовой информации с помощью настольных издательских систем Обобщенная схема подготовки текстовой информации с помощью настольных издательских систем включает следующие операции подготовку авторского оригинала рецензирование текста редактирование текста разметку оригинала ввод в компьютер текстовой информации обработку текста получение распечатки текста для корректуры корректуру текста распечатку для сверки сверку. Обобщенную схему подготовки текстовой информации представить в виде технологической схемы определение технологической схемы приведено в указаниях к заданию 2). Дать определение каждой операции и привести ее назначение Более подробно рассмотреть операции корректуры.
    5.
    Классификация изобразительных оригиналов для полиграфического воспроизведения В качестве авторских изобразительных оригиналов могут быть представлены

    13 полутоновые рисунки и фотографические снимки все виды чертежей, их фотокопии и ксерокопии, штриховые наброски и эскизы полутоновые иллюстрации, вырезанные из книги журналов могут быть представлены автором в исключительных случаях рукописные , машинописные и типографские тексты или их фоторепродукции, а также распечатки негативы штриховых и полутоновых одноцветных изображений с приложением черно-белых контрольных фотоотпечатков с них цветные диапозитивы (слайды. По способу изготовления оригиналы разделяют
    – нарисованные изготовленные фотографическим способом
    – печатные оттиски. В зависимости от цвета изображения все оригиналы делятся на две группы
    1) одноцветные
    2) многоцветные, выполненные в несколько цветов (привести примеры. По типу подложки оригиналы могут быть
    – прозрачные (на фотопленке, кальке и т. д
    – непрозрачные (на бумаге, картоне и др. По структуре изображения оригиналы могут быть штриховыми синонимы - двухградационный, бинарный, полутоновыми синоним тоновый) и смешанными. Дать определения штрихового полутонового оригиналов и привести их характеристику Рассмотреть параметры изображения оптическую плотность яркость и т д. Дать определение градации. Привести принцип образования промежуточных градаций в высокой и плоской офсетной печати Указать основную задачу полиграфического воспроизведения изобразительных оригиналов Привести требования предъявляемые к изобразительным оригиналам. Способы растрирования
    Растрирование - преобразование полутоновых изображений в микроштриховые с помощью растра или электронных устройств. Согласно ОСТ 29.41–96, различают следующие виды растрирования: проекционное (рассмотреть строение проекционного растра,
    привести определение аналоговых растровых точек контактное (привести определение контактного растра электронное.

    14 В настоящее время используется электронное растрирование, т. кв лазерных принтерах, ФНА и формовыводных устройствах изображение создается лазерным лучом. В результате эти устройства создают микроточки фиксированного размера. Изображение на оттиске представляет собой решетку , состоящую из растровых ячеек. Одна растровая ячейка воспроизводит одну градацию определенного цвета краски в зависимости от числа микрото- чек, составляющих эту растровую ячейку. Заполнение растровой ячейки может осуществляться несколькими способами. Наиболее распространены два из них

    Существуют три вида типографской печати: высокая, глубокая и плоская .

    Высокая печать - это просто. Возьмите любой штемпель и убедитесь в этом сами - краска наносится на выступающие элементы формы. Восходит к первопечатнику И. Федорову. Применяется для печати текстов и сплошных (нерастрированных) изображений (книги, бланки и т.п.). Интенсивность цвета никак не регулируется.

    Глубокая печать . Происходит от гравюры. Краска счищается с формы и остается лишь в углублениях. Интенсивность цвета зависит от толщины слоя прозрачной краски, в свою очередь зависящей от глубины углублений. Применялась для печати цветных высококачественных художественных изданий (альбомов и т.п.), сейчас заглохла из-за сложностей в технологии. Где-то я читал, что глубокую печать пытаются возродить на основе современных материалов и технологий, так что она может опять стать актуальной (иначе я бы не стал о ней рассказывать).

    Плоская печать - самый актуальный на сегодняшний день вид печати. Происходит от литографии. Маслянистая краска прилипает к гидрофобным участкам предварительно увлажненной печатной формы. Интенсивность цвета регулируется размером растровых точек, образующих изображение. В современных машинах краска наносится на бумагу не непосредственно с формы, а с промежуточного офсетного вала, поэтому такой процесс называется офсетной печатью. Ниже я, как мог, изобразил принципиальную схему офсетной машины.

    Печатная форма представляет собой металлическую (обычно алюминиевую) пластину со светочувствительным слоем. После эспонирования и проявки засвеченные участки становятся гидрофильными (смачиваются водой), а незасвеченные - гидрофобными (не смачиваются водой). Форму натягивают на формный вал печатной машины, с одной стороны она соприкасается с системой подачи и раскатки краски, с другой - с офсетным валом.

    Где то там еще есть система увлажнения, которая смачивает форму перед соприкосновением с краской. Вода остается на гидрофильных участках, и маслянистая краска к ним не липнет. В результате на бумаге эти элементы изображения остаются белыми. На гидрофобных участках краска остается, и на бумаге эти места заполняются соответствующим цветом. Ваш конечный продукт, дизайнеры, это печатная форма. А вовсе не изображение на экране.

    У вас может возникнуть вопрос: а на фига вообще нужен этот офсетный вал? Отвечаю: офсетный вал нужен для уменьшения износа форм. Бумага, оказывается, обладает нехилыми абразивными свойствами, и формы раньше приходилось делать прочными и дорогими, а резиновый вал позволяет применять дешевые материалы для форм (в последнее время все больше используют полиэстеровые).

    Далее. Как вы уже догадались, вся эта конструкция позволяет наносить только одну краску за один прогон. Как же делается многоцветная печать? Двумя путями. Первый - несколько прогонов. Некоторые даже так и поступают. Никогда не печатайте полноцвет у таких людей! Даже если вам расскажут об асе-печатнике, который все что угодно на всем подряд напечатать может. Я неоднократно пробовал. Качество ВСЕГДА ниже среднего, поскольку печатник почти до конца не видит результирующего цвета, а только смутно догадывается на основе усреднения своего богатого опыта. Второй путь - соединить вместе несколько нарисованых выше механизмов. Совокупность этих секций, объединенных общей станиной и общим бумагоподающим механизмом, называется многокрасочной машиной. На такой машине (минимум 4-х секционной) вы получаете полноцветное изображение за один прогон, и можно успеть отрегулировать машину до того момента, когда весь тираж уйдет в брак.

    Мне кажется, еще не поздно будет определиться наконец с понятиями цветности. Достопочтенные! Изображение, отпечатанное одной краской, называется одноцветным, а печать его - однокрасочной. Изображение, отпечатанное триадой , и только оно, называется полноцветным. Все остальные называются двух-,трех-, … и многоцветными.

    Что такое триада? Триада - это система красок, состоящая, как ни странно, из четырех цветов, и предназначенная специально для получения полноцветных изображений. Подробно я остановлюсь на этом в разделе «Основы цвета», а пока запомните, что эта система называется еще и CMYK («цмык» на профессиональной фене, ГПЖЧ на языке вымирающего советского стандарта), и состоит из следующих цветов:

    1. Cyan (циан) - краска ярко-голубого цвета
    2. Magenta (маджента) - пурпурно-розовая
    3. Yellow (желтый) - просто желтая
    4. Black (черный) - просто черная. Почему в аббревиатуре обозначается К? Не спрашивайте. Я не знаю.

    Любое полноцветное устройство печатает красками CMYK (или триадой) .

    Другие виды печати

    Бывают еще:

    Трафаретная печать - применяется в сувенирке и в наружке. Разновидностью ТП является шелкография, где густую краску продавливают через тонкую сетку (раньше - через шелк), частично залитую до полной непроходимости. Очень хороша для печати на разных недоступных для офсета поверхностях. Позволяет даже делать растровые изображения (в т.ч. полноцветные, например, печать на СD).

    Струйные принтеры (к ним относятся и т.н. «плоттеры», т.е. широкоформатные струйники). В них жидкая краска брызгается на бумагу мелкими каплями. Качество бывает неплохое, но удовольствие это не дешевое.

    Лазерные принтеры. Лазер электризует селеновый барабан в нужных местах, а красящий порошок липнет к наэлектризованным участкам. Потом переносится на бумагу и запекается. Бывают цветные. Но дорого.

    Электростатическая печать. Принцип примерно такой же, как в лазерном принтере, только в качестве промежуточного носителя выступает не селеновый барабан, а специальная бумага. Для больших форматов (наружка, например).

    Тампопечать. С глубокого клише краска переносится на резиновый тампон, а с тампона уже на запечатываемую поверхность. Такая вот разновидность офсетной печати. Основная область применения - сувенирка.

    Лекция 2: Обзор допечатных процессов

    Стадии допечатной подготовки я буду рассматривать ретроспективно, т.е. от последних к первым, дабы было понятно, для чего все делается именно так, а не иначе.

    Вывод пленок

    Помните, я говорил, что печатная форма изготавливается путем экспозиции светочувствительного слоя? Так вот, экспонируется она контактным способом через изображение на обычной (ну, почти обычной) фотопленке. Изображение на пленку наносится путем засвечивания ее лазером в агрегате, действующем подобно лазерному принтеру. Называется это устройство фотонабором , или имиджсеттером по-ненашенски. В последнее время получила распространение технология СТР (computer-to-plate), когда в имиджсеттере экспонируется не пленка, а непосредственно форма.

    Растрирование

    Как я уже упоминал, интенсивность цвета в печати регулируется размером растровых точек, составляющих изображение. Картинка с экрана вашего монитора превращается в растровые точки в растровом процессоре, RIPе. Raster Image Processor бывает программный и аппаратный, но это вас вряд ли коснется.

    В любом устройстве, печатающем регулярным растром, есть растровый процессор (RIP).

    Регулярным называется растр, имеющий четкую геометрическую структуру. На левой и средней картинках - примеры регулярного растра (обратите внимание на то, как из четырех основных цветов получаются любые другие), на правой - стохастический, или FM-растр, на примере струйного принтера. В последнем случае интенсивность цвета регулируется частотой появления одинаковых элементарных точек. FM-растр может применяться в офсете, у него масса достоинств - более четкое изображение, отсутствие назойливой регулярной структуры, необразование муара (структурной интерференции) при наложении цветов, но есть один недостаток - высокие требования к качеству бумаги и печати, т.к. растровые точки имеют минимальный размер и с трудом пропечатываются. Короче, дорогое удовольствие.

    В дальнейшем, говоря о растре, я буду подразумевать именно регулярный растр. К нему и вернемся.

    Основной параметр растра - его линеатура (количество точек на единицу длины), т.е.плотность. Чем выше линеатура, тем выше качество изображения. Измеряется она в lpi (lines per inch), т.е. в линиях на дюйм. «Линии» исторически пошли от линейного растра, где насыщенность тона регулировалась толщиной параллельных элементов-линий. «Дюймы» тоже сложились исторически, и сантиметрами в измерении растра никто не пользуется. Линеатура растра для газетной бумаги - 70–100 lpi, для мелованной бумаги - 150 (редко 180–200 lpi).

    Если вы приглядитесь, то на средней картинке увидите, что растровые решетки разных цветов расположены под углом друг к другу. Это делается для того, чтобы снизить вероятность появления муара - макроструктуры, образующейся от наложения двух и более прямоугольных решеток

    Стандартные углы цветов (от вертикали) - C=15, M=45, Y=0, K=75. Успокойтесь, во всех драйверах для выводных устройств углы уже вбиты. Менять их… не советую.

    Генерация растра производится имиджсеттером по определенной схеме. Исходя из числа возможных градаций интенсивности цвета (1 байт на канал = 256 градаций) растровая ячейка делится на 256=16х16 элементарных ячеек, каждая из которых может покрываться одним пятном при засветке лазером. Чтобы было понятнее, нарисую.

    Короче, отсутствие точки в ячейке означает 0% цвета, полностью заполненная ячейка - 100% цвет, наполовину - 50% цвет. Исходя из этого мы можем легко определить потребное нам разрешение имиджсеттера. Например, для мелованной бумаги: 150lpi x 16 = 2400dpi (точек на дюйм).

    Есть тут только одна непонятность, которая меня давно мучает: почему при физической возможности 256 градаций мы можем оперировать только 100? Или наоборот, если нам нужно только 100, зачем целый байт на канал? Если кто из вас узнает разгадку этой тайны, немедленно сообщите мне!!!

    Что еще сказать про растр? Вот: растр применяется для полутоновых изображений, где, кроме белого и черного, есть еще много градаций серого. Если растрировать, к примеру, текст, он от этого станет хуже.


    Поэтому черно-белые изображения, содержащие только 0% и 100% элементы (bitmap и векторные), не растрируются при выводе. Но о них - позже.

    Лекция 3: Аппаратное и программное обеспечение

    Сейчас я немного отойду от направления повествования «от конца к началу». Начнем сначала:

    Сканирование

    Все, с чем мы имеем дело между слайдами и фотоотпечатками, с одной стороны, и пленками (формами) - с другой, это - цифры. Сплошные тотальные цифры - в бинарном формате, в гексах, и даже в текстовом виде (ASCII). Если у вас есть изумительной красоты фотка, и вы хотите ее напечатать, придется сначала превратить ее в цифры. А с цифровым изображением потом можно делать что угодно - изменять размер, высветлять-утемнять, перекрашивать, и даже подрисовывать усы.

    Устройства для оцифровки (сканеры ) бывают, в общем, двух типов - планшетные и барабанные, а точнее - с ПЗС-матрицей и с фотоэлектронным умножителем (ФЭУ). В первом случае материальный носитель изображения поступательно движется относительно линейки с ма-аленькими такими светочувствительными элементами - «приборами с зарядовой связью», эти сенсоры замеряют свет, отраженный от оригинала (или пропущенный через оригинал, если он прозрачный), и полученные значения оседают в вашем компьютере в виде цифр. Во втором случае оригинал клеится скотчем на вращающийся стеклянный барабан, а пропущенный (отраженный) свет делится на три спектральных составляющих (синий, зеленый, красный), и значение каждой составляющей замеряется отдельно. Да, забыл сказать: барабан не только крутится, но и сдвигается понемногу - луч-то один, а площадь оригинала - немалая. Разрешение «барабанников» гораздо выше (5000–15000 dpi), и вообще они лучше по всем качественным характеристикам (кроме цены), и применяются в основном для сканирования слайдов с большим разгоном. Планшетные сканеры дешевле и удобнее в обращении, поэтому для обыденного сканирования в дизайн-бюро применяют именно их, а слайды отдают в препресс-бюро «на барабанник».

    Кроме разрешения, для сканеров очень важна еще одна характеристика - диапазон оптических плотностей (D). Оптические плотности измеряются в пределах от 0D (полное отражение, абсолютно прозрачное тело) до 4D (абсолютно черное или непрозрачное тело). Этот параметр особенно сильно влияет на «пробивание» слайдов в тенях. Минимально приемлемое значение для сканирования слайдов - 3,3D, хорошие планшетники достигают 3,7, а барабанники - 4D (т.е. если там хоть чего-то просвечивает, такой сканер это зафиксирует и покажет).

    Осталось только предупредить вас, что:

    • приличные производители сканеров всегда указывают диапазон плотностей;
    • разрешение 1200х2400 нужно понимать, как 1200х1200, т.к. второе значение достигается механической интерполяцией (полушагом механизма), а не реальным разрешением матрицы;
    • запредельное разрешение 9600 dpi у китайского сканера фирмы «Noname» за $150 - это всего лишь программная интерполяция, а реальное (оптическое) разрешение - 300–600 dpi. Не верьте хитрым китайцам! Разрешение планшетного сканера не может превышать количества ПЗС-ов в линейке, а это количество прямо коррелирует с ценой.

    Виды цифровых изображений

    Все изображения, с которыми вам придется иметь дело, делятся на векторные («штриховые») и пиксельные (их еще называют «растровыми» , но к растру как таковому они никакого отношения не имеют).

    Векторные объекты состоят из контура (пути, path, stroke) и заливки (fill). Контур представляет собой кривую (curve) Безье:

    Точки, образующие кривую, называются якорными точками (ankor points). Поведение кривой между двумя точками определяется тангенсами (видите, там по бокам усы такие торчат?). Контуру и заливке можно присваивать разные цвета, а контуру еще и задавать ширину.

    Векторные изображения за счет простоты описания имеют маленький вес и не теряют в качестве при любом масштабировании.

    Пиксельные изображения (в т.ч. и сканированные) представляют из себя прямоугольную матрицу, каждый элемент которой (пиксел) описывается значениями цветовых составляющих:

    Вес пиксельных картинок зависит от цветовой модели и количества пикселов в изображении. Растягивать такие картинки не рекомендуется (см. в центре и справа).

    Софт

    В выборе программ для верстки и графики основной критерий один - PostScript-совместимость. Что такое PostScript узнать не проблема, а пока запомните, что PS является главным и единственным стандартом в мире полиграфии, поэтому верстка в MS Word годится для печати так же, как фантик пригоден в качестве стодолларовой купюры.

    Мой джентльменский набор:
    QuarkXpress - для верстки
    Adobe Illustrator - для векторной графики
    Adobe Photoshop - для пиксельной.

    С последним уже давно никто не спорит, конкурентов у Шопа не осталось. Но почему Иллюстратор? А потому, что PS является собственностью Adobe, которая (который?) никому не продает право использовать его в качестве рабочего языка приложений. ВСЕ остальные приложения могут только генерить PS-файлы из своего собственного формата, а это бывает по меньшей мере неудобно, а по большей - некорректно. К пригодным для использования векторным приложениям относится также Macromedia Freehand , эта штука хорошо заточена под полиграфию, но я с ней давно не работал, поэтому ничего про нее сказать не могу. Прошу всех, кто ей пользуется, присылать свои отзывы, они будут опубликованы. Любителям Corel Draw настоятельно рекомендую сменить ориентацию, дабы не быть предметом насмешек и агрессии со стороны коллег.

    С программами верстки сложнее: тут нужно учитывать не только надежность и совместимость, но и региональные пристрастия. В Москве общий стандарт - Кварк, его принимают на вывод во всех препресс-конторах и подавляющем большинстве типографий. В Питере, насколько я слышал, любят Adobe PageMaker. Про последний я ни разу не слышал доброго слова, только матерные. У кого есть другая информация, присылайте, плиз!

    Еще вам понадобятся: Adobe Аcrobat (включая Distiller ), Adobe PS Driver (для пользователей РС), PS-шрифты (ParaType ), Adobe Type Manager для управления этими шрифтами. Для пользователей Масintosh еще нужна какая-нибудьпрограммка-перекодировщик (у Apple своя специфическая кодировка неанглийского текста). Если в сети у вас будут Мас и РС, то понадобится РС-МАСlan (для связи между платформами), или на один из РС нужно будет поставить NT Server (Win2000 Server) - они поддерживают протокол AppleTalk.

    Для проверки на вшивость вашей верстки очень хорош FlightCheck. Можно, конечно, все проверять вручную, но вы ж наверняка что-нибудь забудете, я ж вас знаю. Ну и, само собой, время экономится немалое.

    Тем, кто разорился на планшет, лучше не останавливаться и установить Painter (продвинутая рисовалка для художников, имитирует кучу реальных материалов и делает много всего другого), а тем, кто разорился на МАС и хейдельберговский сканер, будет удобно сканировать из программы Linocolor (она еще и классно делает цветоделение, но… только под профиль конкретной типографии, что вряд ли будет вам доступно).

    Не стремитесь хватать первыми последние версии программного продукта. По крайней мере, не используйте их для реальных заказов. Лучше всего о специфических свойствах «последнего писка» поспрошать ребят на выводе пленок - они первыми узнаЮт о всяких глюках.

    Производители издательского ПО в коммерческих целях стараются набить в свои программы как можно больше несвойственных им функций, из-за чего области применения отдельных приложений сильно расплываются. Иногда это удобно, но часто порождает соблазн сделать всю работу в одной программе. Прошу вас, сдерживайте себя! Помните: Кварк - для верстки, Иллюстратор… ну, и т.д.

    Только начинающим дизайнерам: при установке комплекта шрифтов, например, от ПараТайп у вас может создаться ощущение всемогущести, что с такой-то кучей шрифтов… и т.д. Умоляю вас, не используйте готовые шрифты для изготовления таких вещей, как фирменные логотипы. Этого не следует делать по нескольким причинам: а) этически это равносильно продаже заказчику снега зимой, и это позорное клеймо он будет долго носить на самом видном месте; б) при всей многочисленности разных акцидентных начертаний КАЖДОЕ из них уже засалено миллионами т.н. «дизайнеров», и вы рискуете присоединиться к их бездарной армии; в) изучайте шрифты, полюбите их, научитесь их самостоятельно строить, и призом за это вам будет скачок на два порядка вверх над вышеупомянутой серой толпой халтурщиков (простите за неуместное поучение, но уж очень наболело).

    Лекция 4: Основы цвета

    Две недели все думал, как же эту трясину структурировать. Лазил по сайтам на эту тему, пока не почувствовал, что перестаю понимать что-либо на эту тему. Все, хватит! Рассказываю коротко и без излишеств. Кому чего непонятно, пишите!

    RGB. Красный, зеленый, синий. Аддитивная модель.

    «Бог создал RGB…»

    Все современные системы цветопередачи ориентируются на специфику человеческого зрения (а на что ж им еще ориентироваться?). Вы все в школе проходили по биологии эдакие «колбочки» - цветные рецепторы в сетчатке нашего глаза. Эти колбочки делятся на три вида, каждый из которых охватывает свою часть спектра:

    Вот так, приблизительно.

    Преобладание в световом потоке какой-либо составляющей определяет его цветовой оттенок. Полное отсутствие всех составляющих (0, 0, 0) - это черный цвет, 100% всех составляющих (255, 255, 255) - белый цвет. Какой-либо отличный от черного цвет образуется добавлением энного количества составляющих, поэтому модель называется аддитивной . Реальные характеристики черного и белого (границы диапазона) зависят как от источника света, так и от приемника. Сканер, цифровая камера, монитор и, конечно же, человеческий глаз работают именно с этой моделью.

    CMYK. Краски-светофильтры. Субтрактивная модель.

    …а человек создал CMYK."

    В случае, когда надобно что-то напечатать, мы имеем дело с квазибелым потоком отраженного от бумаги света, и всего-то остается научиться этот свет регулировать, чтобы получать разные цветовые характеристики. Следовательно, нам нужно уметь избирательно удалять из этого потока отдельные составляющие R,G и В. В результате долгих и мучительных исследований были созданы краски С, М и Y, дополнительные к R, G, и В. Добавляя С, мы уменьшаем количество R, соответственно: больше М - меньше G, больше Y - меньше В. Такая система, основанная на вычитании цветов, называется субтрактивной .


    Получается, что CMY и RGB - это почти одно и то же! То же, да не совсем. Во-первых, охват цветов CMY горадо меньше, чем RGB, за счет несовершенства светофильтрующих качеств краски и отражающих свойств бумаги, во-вторых, 100% CMY дает не черный цвет, как можно было бы ожидать, а грязно-бурый. Если с первым мало что можно сделать, то для компенсации второго был введен черный цвет - К. Только поэтому нам придется говорить о такой вещи, как цветоделение , иначе эта тема не стоила бы и пары слов.

    Lab. Надо же на что-то опираться?

    Описанные выше системы очень сильно зависят от конкретного устройства-интерпретатора, так что, пустив все на волю волн, мы получили бы полный бардак в цветовом хозяйстве. Поэтому была создана аппаратно-независимая система исчисления цвета - Lab , привязанная к объективной цветовой характеристике - длине волны. Ee три параметра (канала): Lightness (светлота) и две специфические координаты для оттенков цвета a и b . Все пересчеты из модели в модель в пакетах-цветоделителях осуществляются через Lab.

    Другие модели

    Grayscale. Серая шкала, диапазон от черного до белого. Для передачи монохромных изображений. Все многоканальные изображения (Lab, CMYK, RGB) состоят из нескольких Grayscale-каналов.

    Bitmap. Битовая карта - 1 бит на пиксель. Либо черный, либо белый. Очень подходит для черно-белой графики - перо, тушь там и т.п. Самый легкий формат, но требует высокого разрешения - не менее 600 dpi. Выводится не растрируясь, используя все разрешение имиджсеттера.

    Duotone (дуплекс). Для создания (при печати в два цвета) эффекта тонирования монохромных изображений (вроде старых фотографий).

    Multichannel. Это даже не модель, а скорее формат для работы с плашечными цветами.

    Indexed Color. Попытка насколько возможно облегчить имиджевый файл, обойдясь 256-ю основными цветами. Применяется в основном в Web-дизайне. Для печати не годится.

    В Фотошопе все цветовые составляющие изображений представлены каналами (channels)

    Лекция 5: Калибровка в полиграфии

    Калибровкой, как вы уже наверняка знаете, называется приведение устройства к принятому стандарту. В нашем случае все устройства должны воспринимать/воспроизводить физический (в отличие от цифрового, что нам те цифры?) цвет в соответствии друг с другом. Что у нас там? Сканер, монитор, принтер (цветной), офсетная (или какая другая) печатная машина. Вроде, все.

    Калибровка сканера

    Со сканером проще всего. Производители пристойных сканеров в комплект поставки включают две эталонные таблички-мишени (прозрачную и непрозрачную) с образцами цветов, дискетку с соответствующими этим цветам значениями в аппаратно-независимой системе, замеренными высокоточным спектрофотометром, и, конечно, программку-калибратор, которая «отстреливает» мишени, сравнивает результаты с эталонными и вносит коррективы. Минусы здесь такие: если вам все эти прибамбасы не дали, тут уж ничего не поделаешь. Можно только попросить поюзать все это у более счастливого обладателя сходного сканера.

    Калибровка монитора

    Геморрой начинается именно здесь. К чему прикалибровывать монитор? К конечному (типографскому) отпечатку, ессно. Но для начала неплохо прикалибровать монитор к… монитору. То есть привести в соответствие поступающие на вход цифры и получающиеся на выходе цвета. Для этого нужен дядя Вася с калибрующим прибором, который обойдется где-то в $50. Можно, конечно, такой прибор купить, если есть лишние $1000. Что же касается приведения экранного изображения к реально напечатанному… По правилам, все делается так: вы покупаете спектрофотометр (кстати, в зависимости от модели им можно и монитор калибровать) для замера отпечатков, программу для построения профилей, едете в типографию, печатаете там свою тестовую таблицу, замеряете ее прибором и получаете готовый профиль, который потом подгружаете в Фотошоп. Это - лучший путь, если: а) у вас куча денег (придется заплатить за тестовый тираж); б) вы печатаетесь всегда в одной и той же типографии; в) эта типография пользуется современным (и очень дорогим, кстати) оборудованием и средствами контроля качества, и может гарантировать повторяемость результата. Ну, вы уже поняли, что это не для вас, правда? Ну ничего, можно проще.

    Надо опереться на что-то твердое. «Пантон Процесс» вы уже купили, конечно? Молодцы. Тогда открываете Шоп, создаете новый файл, устанавливаете модель CMYK и лепите табличку с несколькими основными цветами, взятыми из Пантона. Например, такую:


    Халявная, в общем, таблица, цветов лучше сделать побольше, хороших и разных. Серая шкала внизу задается чистым Black. Да, чуть не забыл: цвета берутся не «на глаз», а вводятся цифрами!!! И еще: не забудьте выставить в Color Settings/CMYK правильный стандарт красок - у нас в Европе это Euroscale (Eurostandard). Теперь лезем в ручную настройку монитора, находим там разделы RGB и Temperature и регулируем параметры так, чтобы экранные цвета как можно ближе соответствовали своим напечатанным аналогам. Дело это трудное, результат неизбежно будет компромиссным, но только от вас зависит, насколько этот компромисс будет близок к потребному идеалу, и этим будет определяться степень вашей невозмутимости при работе с монитором.

    Еще один вариант - он более удобен, но потребует некоторых затрат. Берете эту табличку (хорошо бы добавить в нее цветную картинку с критичными свойствами, например, фотографию с телесными цветами), выводите с нее пленки, а с пленок делаете сухую пробу (стоит где-то $30 за А4, о ней ниже). Эта проба - железный эталон для типографий, поэтому можете смело калиброваться по ней.

    Да, и еще: все вышесказанное относится к Фотошопу, именно в нем экранные цвета критичны. В программах верстки и векторного редактирования цвет можно задавать по Пантону и на экран особого внимания не обращать.

    Калибровка принтера

    Тут рассказывать особо нечего. Либо добывается готовый профиль устройства, либо - спектрофотометр с программой построения профилей цветоделения.

    Цветопроба

    Хотел вынести в отдельную главу, но, по-моему, эта тема уместна именно здесь. Цветопроба (я имею в виду именно «сухую пробу», или «хромалин») - эталонная имитация полиграфического отпечатка. Имитирует она работу идеальной печатной машины, и вы можете посмотреть на свое изделие, еще не испорченное типографией, но уже, возможно, испорченное вами. Также принимается типографией в качестве эталона для конечной продукции и является окончательным аргументом в разборках типа «кто нагадил». Поэтому цветопробу желательно делать всегда, когда есть такая возможность.

    Лекция 6: Работа с цветом

    Балансировка цвета

    Сбалансированное по цвету изображение - это изображение, где то, что должно быть черным - черное, то, что должно быть белым - белое, а то, что должно быть серым - серое, а не зеленоватое, красноватое или фиолетоватое.

    Баланс цвета в CMYK

    Представьте себе, что вы - скульптор, создающий фигуру по «исчезающей модели». И вот вы берете комок воска, делаете с него форму и заливаете в нее бронзу. Готово! А теперь вооружаетесь напильником, cварочным аппаратом и «болгаркой» и из невнятной формы куска бронзы наконец-то начинаете творить прекрасное! Приблизительно то же самое происходит, когда вы балансируете изображение в CMYK. Никогда так не делайте. В отличие от абстрактной модели RGB в CMYK заложены кроме цвета такие параметры, как генерация черного и предельная сумма красок. Вы знаете, что с ними происходит в процессе глобальных исправлений? То-то же. Я бы и не стал об этом упоминать, но во многих «серьезных» изданиях по полиграфическому цвету рекомендуется именно такой способ действий. Так прям и начинают: «Конвертируйте изображение в CMYK…»

    Баланс цвета в RGB

    Тут есть нехитрый фокус. Я в свое время открыл его для себя и до сих пор им пользуюсь, и другим советую. Открываете окно Curves, нажимаете на кнопку Auto, и все концы диапазонов во всех каналах сводятся друг к другу, сразу образуя черную и белую точки. Если на картинке есть еще и область, которая должна быть нейтрально серой, то вам повезло - тыкаете в нее серой (средней) пипеткой, и балансировка завершена. Этот халявный фокус проходит в 99 случаях с полиграф. отпечатками, в 80 - с фотоотпечатками, и в 50–60 - со слайдами. Времени он отнимает секунду, так что всегда можно его попробовать.

    Примечания:

    Этот метод годится только для изображений, реально имеющих черную и белую точки. Черная точка есть почти всегда, а вот с белой могут быть проблемы. В этом случае после сведения диапазонов поканально возвращаете «светлые» концы кривых в исходное положение (0, 0).

    Так как минимальные значения растра плохо пропечатываются (или совсем не), рекомендуется, еще до проведения операции, дважды щелкнуть по белой пипетке и выставить следующие значения CMYK: С5, М3, Y3.

    Общий принцип баланса в RGB: черный - 0, 0, 0, белый - 255, 255, 255, а любой уровень серого выражается тремя равными значениями. В «Основах цвета» я уже упоминал о дополнительности цмыковых и ргбэшных цветов. Этот факт дает чудесную возможность работать в RGB, одновременно мысля в CMYK. Итак, напоминаю: Маджента<-->Зеленый,Циан<-->Красный,Желтый<-->Синий. Если еще вспомнить, что добавления-убавления цвета в этих моделях происходят наоборот… Короче: открываем Curves, и работаем с цианом в окошке красного, с желтым в окошке синего и т.д. Причем, повторяю: эти цвета - абстрактны!

    КОРРЕКЦИЯ ТОНА

    Высветлять или утемнять различные участки тонового диапазона можно посредством общей кривой RGB. При этом надо учитывать, что в процессе меняется вместе с тоновой и цветовая контрастность картинки. Если это критично, лучше перевести изображение в модель Lab и попользоваться кривой Lightness, она оперирует только тоном и не трогает цвета.

    ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ В ФОТОШОПЕ

    Не хочу даже пытаться охватить здесь все возможные случаи коррекции цвета. Лучше расскажу о проблеме, которая давно достает пользователей фотошопа. Связана она с шоповскими таблицами цветоделения, а именно - при конвертации в CMYK темные, т.н. «глубокие» цвета (типа темно-синего,темно-красного и т.д.) безнадежно умирают, превращаясь в нечто невнятно-грязное.





    Видите? Вот и всегда так. Что можно сделать в таком случае? Во-первых, еще в RGB нажимаете Сtrl+Y (фотошоп при этом покажет результат цветоделения) и выделяете проблемный цвет инструментом Color Range. Во-вторых, не снимая селекции, производите цветоделение путем нажатия кнопки CMYK, достаете окно Curves и проделываете следующие манипуляции:

    1) в окне дополнительного (к проблемному) цвета «темный» конец кривой понижаете до 10–20%:


    2) «нужные» цвета поднимаете:


    3) для восполнения «темноты» можете добавить немного черного (помните, что по кроющей способности черный в три раза круче остальных цветов):


    Вот и все. Для успешного восстановления надо только постараться точно выделить проблемный цвет. Если же таковых несколько, можно выделить их поочередно, сохраняя селекции в виде альфа-каналов. Помните, все это производится перед самым цветоделением, не раньше, чем сделаны все операции в RGB!

    ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ

    Теперь - самое страшное. ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ.

    1. Звоним в типографию и узнаем там два нужных нам параметра печати - предельную сумму красок (total ink limit) и растискивание растровой точки (dot gain).

    2. В Фотошопе открываем окно настройки цвета (Color Settings), в меню CMYK выбираем Custom и вбиваем эти значения. Кроме этого, тип цветоделения выбираем GCR (если печатать будем не на газетной бумаге), генерацию черного оставляем Medium, сам черный ограничиваем 95%, UCA (добавление цветов в тенях) - 20–30%.

    3. Даем этим установкам имя (название той самой типографии, например) и сохраняем их в надежное место. Теперь для того, чтобы в любой момент настроиться под эту типографию, нужно только нажать на кнопку Load и загрузить готовые параметры.

    4. Берем файлы RGB и конвертируем их в CMYK.

    Использованны материлы из библиотеки НАДПРОФ

    В этой статье мы обсудим базовые концепции и терминологию, касающуюся веб-типографии, включая её отличия от печатной типографии, как говорится «на пальцах ».

    Типография это искусство упорядочивания символов в разборчивый, эстетичный и соответствующий стандартам вид. В печатных продуктах читатель не может изменить этот вид после того, как текст однажды был напечатан.

    Однако, в сети интернет дело обстоит совсем не так, и пользователь может увеличивать/уменьшать стандартный размер шрифтов , которыми набран текст, изменяя установленные дизайнером настройки, или, например, изменять цвет текста, чтобы сделать его более контрастным. Исходя из этого, можно подумать, что эффективная типография в среде интернета невозможна.

    Напротив, она возможна, и даже более того — во многих случаях, возможности предлагаемые интернетом превосходят возможности традиционной типографии! И не потому, что у веб-дизайнера имеются более продвинутые средства по управлению параметрами текста и его позиционированием, но по причине того, что пользователи интернета имеют возможность настроить параметры отображения шрифтов «под себя ».

    Это, разумеется, не значит, что вы, как дизайнер, можете забыть про свои обязанности по эффективному и эстетичному представлению и позиционированию текста — большинство правил традиционной типографии применимы также и в интернете. Но в рамках данной статьи мы разберем специфику веб-типографии (в сравнении с традиционной печатной).

    1. Что означает «веб-шрифты»?

    Сервисы, наподобие FontDeck упрощают скачивание большого количества шрифтов.


    Раньше считалось, что если вы хотите чтобы ваши шрифты верно отображались на любом компьютере, то необходимо придерживаться использования горстки типовых шрифтов, общих для всех компьютеров и браузеров. Ваш выбор был ограничен шрифтами Helvetica (или Arial на PC), Georgia, Times, Verdana или несколькими версиями Courier . Ах да, чуть не забыл Comic Sans !

    Этот очень ограниченный набор шрифтов, привел к однообразию и похожести всех сайтов в интернете, лишая веб-дизайнеров возможности выбирать из широкого спектра доступных начертаний текста.

    Но, благодаря таким сервисам, как Typekit , Google Web Fonts и FontDeck , несколько лет назад все кардинально изменилось.

    Впервые, веб-дизайнерам стало доступно все многообразие шрифтов и веб-дизайн шагнул на новую ступеньку в своем развитии.


    Но как правильно выбрать шрифт из свалившегося на голову разнообразия? Вот некоторые ориентиры и правила…

    Не переусердствуйте с разнообразием . Выберите один базовый шрифт для основного текста, и один — для заголовков. Не стоит использовать на своем сайте десятки шрифтов только потому, что есть эта возможность.

    Используйте шрифты по их назначению . Не нужно использовать шрифты, предназначенные для заголовков в качестве шрифтов основного текста: они отлично смотрятся в заголовке, но непременно вызовут трудности при чтении набранных таким шрифтом длинных отрывков текста.

    Выбирайте подходящие шрифты . Убедитесь, что вы выбрали шрифты, которые подходят для целей, в которых вы собираетесь их использовать. Шрифт для исходного кода скрипта может отлично подойти для оформления теста письма, но этот же шрифт может произвести плохое впечатление на посетителей, к примеру, корпоративного веб-сайта, который оформлен таким начертанием.

    2. Понятия «leading», «tracking» и «kerning»


    Понятие «leading » связано с направляющими горизонтальными линиями, относительно которых располагается текст, и идет еще из тех времен, когда текст печатался с помощью печатающих прессов.

    Хорошая типография характеризуется плавностью, она практически незаметна и не отвлекает, способствуя легкому чтению представленного содержания. В книгопечатании есть много способов управления шрифтами, отдельными строками, словами и символами, оптимальным образом настраивающих их взаимодействие друг с другом.

    Эти возможности, помимо всего прочего, включают в себя управление параметрами «leading » (расстояние меду линиями), «tracking » (пространство между группами символов или слов) и «kerning » (пространство между любыми двумя определенными символами).

    Все типографические свойства лучше всего задавать в относительных единицах, таких как, к примеру, em, чтобы предусмотреть случай, когда пользователь будет изменять настройки отображения, исходя из своих предпочтений.

    В веб-дизайне, предусмотрены инструменты для управления параметрами «tracking » и «leading », а вот «kerning » настроить напрямую через CSS нельзя. Чтобы задать «leading », используйте CSS-свойство line-height .

    Для задания «tracking », используйте свойство letter-spacing . Также, вы можете отредактировать значение пространства между словами, используя свойство word-spacing, позволяющее сделать ваш текст более «воздушным » без увеличения значения «tracking » до критических величин.

    Использование тега

    Если вы хотите изменить параметр «kerning » для отдельных групп символов, то лучшим решением будет «оборачивание » их в тег . Затем вы сможете применить к этому тегу CSS-свойства для управления величиной кернинга. Используйте данный прием умеренно, потому что при частом использовании вы будете тратить на это очень много драгоценного времени и сил!

    Как и в случае с kerning , правила работы с leading и tracking из печатной типографии, почти полностью применимы для веб-типографии. Подумайте также над использованием сетки для выравнивания базовых линий ваших шрифтов, чтобы придать им четкость и улучшить визуальное восприятие дизайна.

    3. Ширина колонок


    Правилом хорошего тона при задании ширины колонки является ограничение в 80 символов. То есть если столбец шире этой величины, то он будет восприниматься уже не столь хорошо.

    Ширина колонки может очень сильно повлиять на её читаемость. В печатной типографии, столбцы обычно устанавливаются шириной от 45 до 75 символов (что соответствует примерно значению от 9 до 15 слов). Это ширина считается идеальной, позволяя читателю легко перемещать взгляд со строки на строку без потери внимания.

    Такие же общие правила применимы и для веб-сайтов, поэтому устанавливайте ширину колонок не более 80 символов. Ширину колонок можно устанавливать в единицах em , для чего нужно использовать такой CSS-код: width:80em ;

    4. Выравнивание в типографии


    Этот текст имеет ровную границу слева и рваную справа. Также как и в печатной, в веб-типографии вы можете задать для вашего текста как рваную границу справа, так и ровную. Используя свойство text-align , можно выбрать значение left для установки рваной правой границы и значение right , для рваной левой. Значение justify даст возможность выровнять текст с обеих сторон по ровным границам.