Преимущественно умственный труд. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля умственного компонента, что приводит к стиранию граней между умственным и физическим трудом.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

0ператорский труд .

В условиях современного механизированного производства основными становятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятельность.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Так, например, труд телефонисток характеризуется переработкой большого объем информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряжённостью.

Управленческий труд

труд руководителей учреждении, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд

(научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медицинских работников

отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов

характеризуется, напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).



Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память.

Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга Усиливается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15 – 20% от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2%, от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 - 6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.



Любая умственная работа, в особенности работа оператора, сопровождается определенным нервно-эмоциональным напряжением, причем для каждого, рода деятельности необходим определенный оптимум эмоционального напряжения. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, - ее опасность, ответственность. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена; повышению тонуса мускулатуры.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Однако при отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – 94%, у операторов вычислительных машин – 60 – 100%.

При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпатико-адреномедулярной, гипоталамо-гипофизарной, кортикальной систем. При эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличивается содержание в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы, изменяющих минеральный обмен и повышающих возбудимость нейронов.

Оптимизация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального напряжения.

При разработке рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение ЦНС умственной работе, чем при физической.

Н.Е. Введенскому принадлежит классическое высказывание: «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Им же были сформулированы общие основные физиологические условия продуктивной умственной работы.

1. В работу следует «входить» постепенно. Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.

2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.

3. Следует придерживаться обычной последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.

4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.

5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.

Таким образом, происходит совершенствование и автоматизация навыков в умственной, особенно в операторской работе.

Оптимизации умственной деятельности, как и любой деятельности, способствует благоприятное отношение общества к труду, а также благоприятный психологический климат на производстве.

Для характеристики напряжённости умственного труда с физиологической точки зрения не выработаны достаточно объективные критерии. Её можно характеризовать объёмом информации, подлежащей запоминанию и (или) анализу, а также скоростью поступления информации и принятия решений, мерой ответственности за возможные ошибки при принятии решений и др. Это характерно для таких профессий, как диспетчеры, операторы центральных пультов управления сложными объектами, руководители трудовых коллективов.

Труд, как процесс, совершающийся между природой и человеком, един и неделим. Тем не менее, проведение различий между физическим и умственным трудом важно в силу специфики каждого из них. Их соотношение характеризует степень интеллектуализации труда. Интеллектуализация общественного труда – одна из объективных тенденций на современном этапе. Соотношение между затратами физического и умственного труда изменяется: доля первого снижается, а доля второго – повышается.

Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие имеет и социальный смысл, связанный с выделением категорий работников преимущественно физического (рабочих) и умственного (служащих) труда.

Сущность умственного труда изучается и характеризуется в различных аспектах: - физиологи и психологи рассматривают умственный труд как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами; - психологи и социологи изучают мотивы умственной деятельности, её структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат; - специалисты по кибернетике рассматривают умственный труд как модель системы переработки информации.

Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности. К их числу относятся: - научный труд – труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; - инженерный труд – труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; - педагогический труд – труд профессоров, преподавателей и учителей; - врачебный труд; - управленческий труд – труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами; - производственный труд – труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами; - вспомогательный труд – труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.

Предметом умственного труда (независимо от вида) является информация, содержащая состояние практики и задания по ее изменению. Информация является также и продуктом умственного труда: - для научного труда – отчёт, монография, статья, доклад; - для инженерного труда – проект, конструкторская и технологическая документация, опытный образец; - для педагогического труда – конспект лекций или занятия, прочитанная лекция, экзамен и т.д.; - для врачебного труда – диспансерное обследование, постановка диагноза, хирургическая операция; - для управленческого труда – план работ, учёт, анализ, приказ; - для производственного труда – программа работы оборудования, автоматизированной системы управления.


Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Интенсивность всякого труда характеризуется величиной производительного потребления рабочей силы в единицу времени. Затраты рабочей силы в физиологическом смысле есть расходование функциональных возможностей человека, приводящее к снижению работоспособности, появлению утомления. Психофизиологическими ограничителями при умственном труде являются: - показатель снижения работоспособности; - показатель надежности функционирования человека в различных системах; - величина и симптомы субъективно ощущаемой усталости; - показатели психического и эмоционального состояния.

Одним из важнейших показателей эффективности работника в системе «человек – машина», а также при выполнении обязанностей диспетчера, оператора и других аналогичный профессий является внимание. Внимание – это направленность психики на определённые объекты и её сосредоточенность. Под направленностью понимается избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор её объектов. Сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, не относящегося к данной деятельности, и торможение реакции на побочную, конкурирующую деятельность.

Различают произвольное и непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Этот вид внимания связан с ориентировочным рефлексом на новый или сильный внешний раздражитель (в производственной практике чаще всего его недостаток проявляется как отвлечение).

Произвольное внимание – сознательно регулируемое внимание. Труд требует произвольного внимания, которое может переходить во вторично непроизвольное (или послепроизвольное) внимание – показатель высокого профессионализма. При переходе внимания из произвольного в непроизвольное изменяется его структура: волевой компонент заменяется интересом и навыком, выработанным до автоматизма.

Характеристики внимания: интенсивность, устойчивость, распределение, возможность переключения.

Интенсивность внимания – степень сосредоточенности. Чем больше интерес к деятельности, чем она труднее, тем более интенсивным будет внимание.

Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Эта характеристика учитывает колебания и отвлечения внимания в процессе деятельности.

Колебание внимания – периодическое кратковременное непроизвольное изменение интенсивности внимания.

Отвлечение внимания – непроизвольное переключение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы. Лёгкая отвлекаемость свидетельствует о недостаточной устойчивости внимания.

Устойчивость зависит от характера и содержания деятельности, которая совершается при наличии того или иного вида внимания. Устойчивость растёт с увеличением сложности объекта внимания. Однако сложность должна быть оптимальной, иначе возможны быстрое утомление и ослабление сосредоточенности.

Переключение внимания – это перемещение, обусловленное сознательно поставленной новой задачей. Переключение проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой.

Распределение внимания определяется способностью одновременно выполнять различные виды деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности. При оценке внимания говорят о ширине его распределения.

Существуют профессии, для которых внимание играет ведущую роль (водитель, контролер, диспетчер). В таких случаях говорят о тех или иных характеристиках внимания как о профессионально важных качествах. Внимание непосредственно связано и с вопросами качества, и с вопросами безопасности труда. Практика показывает, что чаще всего несчастные случаи происходят из-за «невнимания» и вследствие того, что «не хватило внимания». Поэтому характеристики внимания необходимо учитывать как при профессиональном отборе, так и при расстановке кадров.

Сотрудник в современной организации является работником умственного труда, если в силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он отвечает за деятельность, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результатов. Например, это может быть способность организации увеличивать свою долю на рынке товаров и услуг. Такой человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться только к исполнению приказов. Он должен также нести ответственность за свою деятельность. Предполагается, что в силу своих знаний он более чем кто-либо другой способен принимать правильные решения. Но его предложения могут и отвергаться, и он может быть понижен в должности или уволен, и это накладывает соответствующую эмоциональную нагрузку на работника.

Труд руководителей и специалистов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное воздействие на результат работы всей организации можно отнести к интеллектуальному труду. Деятельность, в которой основной движущей силой являются знания, не поддается количественному измерению. Эту деятельность нельзя измерять по произведенным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по её результатам.

Высшей формой умственного труда является творчество. Творческим трудом является труд писателей, композиторов и других представителей искусства, а также труд ученых, изобретателей. Элементы творчества включает в себя и труд инженера. Напряжённость творческого труда с точки зрения физиологии объективно оценить ещё более трудно, и поэтому соответствующих критериев в настоящее время не существует.

Главной тенденцией развития общественного труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удельного веса занятых умственным трудом, повышение значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определённого уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний. В соответствии с этим возрастает значение общего и специального образования в формировании соответствующих специалистов интеллектуального труда. В рыночном хозяйстве продукты интеллектуального труда становятся товарами, в силу этого возникает необходимость защиты прав их собственников от посягательств третьих лиц. В связи с этим интеллектуальная собственность охраняется и регулируется законодательно. Регулирование обеспечивается определенными нормами гражданского законодательства: нормами авторского права, нормами патентного права, нормами гражданского уголовного законодательства и законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания памяти, а также активизации процессов мышления. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп работы, резкое увеличение объема и разнородности информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности работника.

Умственный труд представлен как профессиями относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

При умственном труде основная нагрузка приходится на высший отдел нервной системы - на кору больших полушарий головного мозга. Мышечные нагрузки, как правило, не значительны, энергозатраты находятся на уровне легкой физической работы, категории Iа и составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Лобным долям мозга принадлежит существенная роль в осуществлении психической деятельности. Обширные их связи с неспецифическими структурами разных уровней мозга обеспечивают неспецифические формы активации, необходимые для протекания умственного труда. В лобных долях интегрируется разнообразная информация, поступающая из окружающей и внутренней сред организма, от нижележащих структур мозга, информация об эмоциональном состоянии человека.

Наиболее энергоемки лимбико-ретикулярная и таламокортикальная эмоциогенные области. Под влиянием эмоций люди настраиваются на работу. В этом заключается сигнальная роль эмоций.

Увеличение интенсивности обменных процессов, показателей гемодинамики и потребления кислорода происходит в тех структурах, которые вовлекаются в осуществление психических функций.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности человека, приводящая к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. Вызывается необходимостью осуществления функций управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания клиентов, набором информации.

Управленческий труд осуществляют руководители учреждений, диспетчеры, преподаватели. В данном виде труда доминируют факторы, связанные с необходимостью восприятия большого, иногда чрезмерного объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принимаемые решения. Для работы руководителей характерны необходимость принятия нестандартных решений, нерегулярность нагрузки, периодическое возникновение конфликтных ситуаций.

Творческий труд (научные работники, писатели, художники, артисты, композиторы, архитекторы, конструкторы) требует многолетней подготовки, высокой квалификации, особых условий для реализации. Труд этой категории работников характеризуется нестереотипностью деятельности, нерегламентированным графиком труда, требует значительного объема памяти, напряжения внимания, мыслительной деятельности.

Напряженность труда отражает нагрузку на ЦНС, психические функции, характеризуется объемом воспринимаемой информации, плотностью поступающих сигналов, состоянием анализаторных систем, уровнем эмоционального напряжения и определяется степенью напряжения внимания. По этому показателю умственный труд делят также на 4 группы:

1 - ненапряженный, требующий концентрации внимания до 25% времени работы;

2 - малонапряженный, требующий концентрации внимания до 50% времени работы;

4 - очень напряженный, требующий концентрации внимания больше 75% времени работы.

При интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно, повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости, повышается возбудимость ЦНС, увеличивается сократительная функции мышц, увеличивается частота сердечных сокращений, растет артериальное давление, увеличивается частота дыхания, уменьшается дыхательный объем.

Продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов, происходят нарушения равновесия процессов торможения и возбуждения, выражающиеся в расстройстве положительного торможения условных связей.

Умственная творческая деятельность человека в высшей степени зависит от его эмоционального состояния.

Умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. Известно, что умственная работа более плодотворно протекает в условиях тишины.

Мышечная работа при умственной деятельности человека играет большую роль. Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.

При напряженной умственной деятельности происходит значительное увеличение расхода энергии, что связано с непроизвольным сокращением скелетной мускулатуры, не имеющей непосредственного отношения к выполняемой работ. При этом нередко возникают двигательные реакции (жестикуляции, хождение по комнате, перекладывание предметов на письменном столе), а при их произвольном подавлении усиливается познотоническое (изометрическое) напряжение мускулатуры.

Установлено, что умственная деятельность связана с усилением белкового и углеводного обменов. При умственной работе усиливается расход липоидов. Процесс возбуждения связан с повышением окисления углеводов, с повышением обмена АТФ.

После усиленной умственной работы содержание фосфатов в крови и моче значительно увеличивается. Существенное значение при умственной работе имеют также витамины В1, В2, РР и С.

Как правило, общая величина мозгового кровообращения при различных видах умственной деятельности изменяется незначительно. Перераспределение кровотока осуществляется автономными механизмами мозговых сосудов таким образом, что наиболее активные области мозга получают больший объем крови в единицу времени. Это сопровождается, естественно, увеличением доставки кислорода и энергетического субстрата мозга - глюкозы. Например, при мышечной работе средней интенсивности возрастает регионарный кровоток через моторную область коры (на 50%), при зрительно-напряженных работах - в зрительной области коры (до 100% и более).

Умственный труд, сопряженный с нервно-эмоциональным напряжением, увеличивает активность гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, обеспечивающей мобилизацию вегетативных компонентов эмоций. Активируется углеводный, жировой обмены.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению и как следствие - к травматизму и заболеваемости.

Один из объективных признаков - это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т.е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы.

Еще по теме Физиологические особенности умственного труда:

  1. Физиологические особенности и классификация физического труда
  2. Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности школьника и студента. Оптимизация умственной работоспособности
  3. Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
  4. Воздействие факторов производства на здоровье. Гигиена умственного и физического труда. Профилактика переутомления. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления их профилактики

Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую истатическую . Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной , при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.



В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

Наполуавтоматическом иавтоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формыинтеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД - - предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

Умственная деятельность, даже самая интенсивная, внешне видимыми усилиями не сопровождается. Однако выяснено, что при интеллектуальной работе у организма наиболее важные системы испытывают значительную нагрузку. Например, у переводчика при синхронном переводе скорость биения сердца составляет 160-165 ударов в минуту (70-75 в состоянии покоя). Но наибольшая интенсивность труда наблюдается у основных структурных и рабочих единиц головного мозга – нейронов (нервных клеток).

Согласно исследованиям, во время переработки информации организуются из нейронов в головном мозге функциональные системы. При этом любой нейрон способен стать элементом многих систем и принимать участие в различных процессах. Он после включения в активно действующую систему может воспринимать, перерабатывать и передать информацию другим нейронам. Одновременно он осуществляет постоянно биосинтез, необходимый для поддержки жизнедеятельности и структуры клетки. При этом расходует часть своих белков и энергетических запасов. Эти резервы незначительные, что требует их постоянного восстановления.

При длительной активности нервной клетки, её интенсивной деятельности необходим повышенный расход белков и энергии. До определённого времени нейрон преодолевает трудности, мобилизует свой резерв. Кроме того, при умственной работе происходит усиление кровоснабжения головного мозга, что позволяет нервным клеткам получать дополнительный строительный материал и питание. Однако данные ресурсы истощаются при длительном и чрезмерном напряжении. Поэтому может нарушиться внутриклеточный обмен (метаболизм), а клетка погибнуть.

Мозг выработал за многие миллионы лет разные механизмы самозащиты. Особенно эффективно защищает клетку от избытка напряжения торможение охранительное, когда нейрон как будто выключается автоматически. Иногда получается с применением стимулирующих средств (лекарства, крепкий кофе, чай) или усилием воли выводить нервные клетки из состояния торможения и стимулировать их деятельность, когда возможности физиологические уже исчерпались. Таким путём удаётся возбуждать нервную систему на некоторое время, но нарушенный внутриклеточный метаболизм вследствие чрезмерного напряжения усугубляется ещё больше. Такие нарушения нередко вызывают гибель клеток.

После гибели отдельных нейронов сначала состояние ничем не проявляется. Это объясняется наличием в функциональной системе сотни тысяч работающих нейронов. Каждый из них способен продублировать погибший нейрон при необходимости, взяв дополнительную нагрузку на себя. Поэтому не страдают функции мозга до некоторого времени, несмотря на повреждения и гибель клеток. Но в дальнейшем у человека возникает состояние, когда мысли путаются, ничего не получается, например, проваливает экзамен способный студент. Такие срывы являются следствием чрезмерных нагрузок, умственного перенапряжения. Они истощают и уничтожают нервные клетки мозга.

Однако утверждать, что интенсивная умственная деятельность вредна, ошибочно. У различных нарушений функций нервной системы частой причиной бывает нерегламентированный, неорганизованный труд. Умственная деятельность при рациональном ритме, наоборот, помогает совершенствовать работу головного мозга, поскольку при адекватной функциональной нагрузке оказывается благоприятное воздействие на формирование связей между нейронами. Чем больше связей имеют нейроны, тем шире у мозга возможности.

Следует отметить, что поиск золотой середины, то есть плодотворного труда без переутомления, является непростой задачей. Возможности мозга и активность функций клеток неодинаковые у разных людей. Что является для одного адекватной нагрузкой, для другого – непосильной. Кроме того, умственную деятельность трудно дозировать. Нельзя себе приказать прекратить думать вообще. Например, врачи лечили сложного больного, инженера, которого преследовали мысли о графиках, планах, чертежах. Он мысленно пытался всё время анализировать результаты неудачных опытов, отыскивая допущенные ошибки.

Для составления оптимального режима умственной деятельности для себя необходимо самонаблюдение. Надо постараться проанализировать и выяснить о времени, являющемся наиболее продуктивным. Согласно опросам, многим хорошо думается в утреннее время. Некоторые продуктивно трудятся после полудня. Поэтому желательно распределение нагрузки таким образом, чтобы можно было решать самые трудные задачи в те часы, когда на полную мощность функционирует мозг. При этом целесообразно усилия сконцентрировать только на проблеме, требующей решения.

Заниматься одновременно интенсивно разными видами умственного труда непродуктивно. Формируются сразу в головном мозге функциональные конкурирующие высокоактивные системы. Они вызывают утомление и перенапряжение нервной системы. Мозг утомлённый не в состоянии решать успешно поставленные задачи. Это приводит к неудовлетворённости и мучительной тревоге. Нередко людей вынуждают обстоятельства переключаться с одних проблем на другие. Весьма плохо, если такие переключения становятся закономерностью. Для умственного труда необходимо планирование, позволяющее всегда выполнять намеченные задачи.

Особенно важно для умственной деятельности чередование отдыха и труда. Однако не подразумевается отдых в виде полного бездействия. Желательно переключаться на другую деятельность, лучше физическую. При любой умственной нагрузке функционирует только часть нервных клеток. Если усталость ощущается после умственного напряжённого труда, это не означает утомление всего мозга. Утомляются только его некоторые системы. Именно им и требуется немедленный отдых. В этих случаях целесообразны умеренные физические нагрузки, которые воспринимаются с удовольствием.

Отдых посредством физических нагрузок создаёт в мозге стабильную и сильную функциональную систему, у которой нервные клетки не принимают участие в интеллектуальной деятельности. Данное обстоятельство помогает уставшим нейронам восстанавливать свою активность. Также поступающие в мозг импульсы из функционирующих суставов, сухожилий, мышц являются тонусом для коры больших полушарий. Многие люди умственного труда имеют склонность к пассивному отдыху: телевизор, компьютер, книги, шахматы. Это неплохо при условии, что отдых пассивный не заменяет активный полностью. Поэтому считаются обязательными посильные физические нагрузки и занятия физкультурой.

Для нейтрализации умственного утомления неплохими средствами являются рыбалка, увлечение живописью, походы в лес, работа на дачном участке и многие другие творческие и интересные занятия. Они позволяют направить ход мыслей в другое русло, отключиться на время от служебных проблем, расширить кругозор. При современном бурном темпе жизни организм испытывает тяжёлые нагрузки. Целесообразно научиться управлять рационально и бережно биологической сложной машиной – мозгом. Это позволит использовать резервы продуктивности умственной работы и высокой работоспособности.