Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю.

Одна из важнейших задач государства – это определение разумного уровня защиты внутреннего рынка. Рассмотрим аргументы за и против протекционизма, которые активно используются в современных экономических условиях.

Аргументы против протекционизма:

1. Протекционизм не позволяет стране получить выгоды от использования сравнительных преимуществ.

2. Тариф снижает экономический рост, поскольку при более высоких ценах сокращается внутреннее потребление товаров.

3. Импортный тариф косвенно снижает экспорт, поскольку экспортируемые товары могут содержать импортируемые компоненты.

4. Введение тарифа приводит к росту цен, что увеличивает налоговое бремя на потребителей. Именно они расплачиваются за введение тарифа. Потребители оплачивают издержки неэффективно работающих отечественных предприятий.

Эксперты Всемирного банка оценивают прямые издержки протекционизма, связанные со снижением уровня благосостояния потребителей, в размере 1-2% ВВП. Косвенные издержки протекционизма (потери от контрабанды, затрата ресурсов на лоббирование, потери, вызванные уклонением от уплаты тарифов) оцениваются в размере 4-6% ВВП.

Указанные аргументы нуждаются в критическом комментарии.

Рассмотрим первый аргумент в защиту свободы торговли.

Пример. Пусть страна А имеет относительное преимущество по сырью, а страна Б – по высокотехнологичной продукции (табл. 7.3).


Таблица 7.3

Издержки на производство единицы товаров

В соответствии с теориями Д. Рикардо и Хекшера-Олина страна А должна производить исключительно сырье, обменивая его на высокотехнологичную продукцию, выпускаемую в стране Б. В краткосрочной перспективе обе страны от взаимной торговли выиграют, но выигрыш страны Б будет несопоставимо больше, чем страны А. В долгосрочной перспективе специализация страны А на сырье закрепляет ее экономическую отсталость. Тем самым свобода торговли в долгосрочной перспективе оказывается выгодной высокоразвитым странам.

Второй аргумент основан на подмене экономических понятий, поскольку экономический рост в стране будет наблюдаться лишь при увеличении производства собственных товаров.

Третий аргумент не направлен против протекционизма, а говорит лишь о необходимости разумного подхода к установлению тарифов.



В краткосрочной перспективе либерализация внешней торговли действительно выгодна большому количеству потребителей, которые получат возможность приобретать импортные товары по более низким ценам. Она не выгодна небольшому количеству предприятий – производителей, которых высокий тариф защищает от иностранной конкуренции. Однако деятельность этих предприятий создает новые рабочие места.

Кроме того, следует иметь в виду, что свобода торговли выгодна странам с более развитой экономикой, имеющей меньшие издержки производства. Но на начальном этапе своего развития эти страны (Англия – в XVII-XVIIIвв., США – в XIX и начале XX вв.) активно использовали протекционизм.

Аргументы в пользу протекционизма:

1. Защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно развиты в других, нуждаются в защите. Недостаток – сложно определить необходимые отрасли.

2. Необходимость поддержания отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность или национальную независимость страны. Недостаток – неэкономический аргумент.

3. Проведение стратегической внешнеторговой политики. Она имеет смысл в условиях олигополистической конкуренции, когда небольшое количество предприятий отрасли получают сверхприбыли. В этом случае вмешательство государства создает отечественным производителям условия для получения большей доли прибыли.

Все эти аргументы справедливы, но они могут быть использованы лоббистами для отстаивания собственных экономических интересов.

Роль государства в международной торговле. Государственное регулирование международной торговли может быть:

· Односторонним , когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

· Двусторонним , когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;

· Многосторонним , когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран – членов Европейского союза (ЕС), которые рассматриваются в соответствующих главах второй части учебника.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли (free trade) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения .

Протекционизм (protectionism) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

· селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

· отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего, сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

· коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

· скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.


Теоретические объяснения и обоснования причин существования, развития и повышения роли торговли между странами и народами начали формироваться значительно позже возникновения самого международного обмена. Этому предшествовали преодоление внутренней феодальной раздробленности, в частности в Европе, становление достаточно устойчивых торговых связей между странами. С самого начала сложились два принципиальных подхода к международной торговле. Первый предполагает свободу торговли (free trade), осуществление ее без ограничений; второй обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства, протекционизм. Эти два подхода при выработке и реализации внешнеторговой политики сохраняются и сегодня с преобладанием первого.
Попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели сделана в экономическом учении меркантилистов на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (XV-XVIII вв.). В соответствии с тезисом об определяющей роли сферы обращения, лежавшим в основе их взглядов, богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего в виде золота и драгоценных металлов. Представители меркантилизма Т. Мэн,
А. Монкретьен считали поэтому, что умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля должна прежде всего обеспечивать получение золота. Достигается это превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом. Тем самым предполагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жесткого контроля над этой сферой. Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установления таможенных пошлин на иностранные товары.
Подобный протекционизм осложнял международную торговлю, создавая преимущества для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. В таких условиях международная торговля разделялась на зоны доминирования метрополий. Вместе с тем создавались предпосылки устойчивого дисбаланса во внешнеторговых отношениях, невыгодность их для одной из участвующих сторон. Возникли серьезные препятствия для развития капиталистических отношений, обусловливавших расширение внешнеторгового обмена, передел мирового рынка. Протекционизм тормозил эти процессы. Меркантилистский подход в данной ситуации утратил свои позиции, уступив место теориям, основанным на принципе свободы торговли. Но и в наше время возникают неомеркантилист- ские варианты во внешнеторговой политике отдельных стран, которые, прибегая в той или иной мере к протекционизму, ориентируются на активный торговый баланс, форсируя экспорт и сдерживая импорт по некоторым видам товаров и услуг, отдельным секторам и отраслям экономики. Актуален данный вопрос и для России.

Еще по теме Протекционизм и свобода торговли. Взгляды меркантилистов:

  1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля

Внешнеторговая политика - это комплекс мер, позволяющих осуществлять торговлю и с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля.

Торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими ресурсами, быстро богатели. Это, а также поиск оптимальных путей развития внешней торговли составляют одну из наиболее сложных, но и интересных проблем экономической науки. Этим вопросом занимается целый ее раздел -- международная экономика. Со временем внутри него сформировались два больших научных направления -- свобода торговли (основатели А. Смит., Д. Рикардо) и протекционизм (основатели -- А. Гамильтон и Ф. Лист).

Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.

Основные виды внешнеторговой политики.

Традиционными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (свободная торговля).

Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердилась в 19 веке в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли).

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio -- защита, покровительство) - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара); автономные; договорные) и субсидии.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

Экспортными (он применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут); - импортные; - транзитные;

Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В реальной международной экономической ситуации существует несколько видов протекционистской политики:

  • - селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
  • - отраслевой протекционизм - это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;
  • - коллективный протекционизм, т.е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.

У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преимущества протекционизма:

Сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс; защита национальной экономики от демпинга; « защита молодых отраслей, которые еще неконкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке; торговые барьеры на пути иностранных товаров стимулируют собственное производство.

Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:

Ослабляется конкуренция в экономике; снижается эффективность производства; в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда; подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт.

Политика свободной торговли (или фритреда -- от англ. free trade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Решающее значение для ее теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов

Фритредерство - это политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения.

Это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Свободная торговля обладает следующими преимуществами:

  • -стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены;
  • -расширяет выбор товаров для потребителей;
  • -позволяет полностью использовать преимущества международного разделения труда.

Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

В истории МЭО известны два полярно противоположных типа внешнеэкономической политики: свободная торговля (фритред) и протекционизм; на протяжении XX в. наблюдались колебания в предпочтениях государств по отношению к тому или иному типу внешнеэкономической политики: начало столетия, 20-е и 50-е гг. характеризовались всплеском фритредерских настроений, а 30-е и 70-е -- возрождением интереса к протекционизму; оба варианта экономической политики обладают позитивом и негативом, что позволяет в современных условиях говорить о необходимости разумного синтеза свободной торговли и протекционизма при сохранении магистральной тенденции к либерализации мировой экономики; введение протекционистских мер способствует временному повышению доходов производителей и государства при снижении уровня жизни подавляющей части населения, а в долгосрочной перспективе -- к общему сокращению национального благосостояния и ослаблению позиций страны в МЭО.

Список использованной литературы

  • 1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  • 2. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  • 3. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  • 4. Международные экономические отношения: Учебник //под ред. А.И Евдокимова. Москва, 2006г.

Центральный вопрос внешнеторговой политики: что выбирать для обеспечения экономического развития страны - свободу торговли или протекционизм?

Почему это является главным?

Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рыынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

Зависимость от импорта может привести к нежелательной за-висимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рышке. Противоречивое влияние внешней торговли на экономику

создало два противоположных подхода к ее развитию: протекционизм и защита свободы торговли.

В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государственной внешнеторговой политики. Что такое протекционизм?

Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

Какие аргументы можно выдвинуть в защиту протекционизма?

а) защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;

б) протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии, что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протекционистские издержки;

в) в целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способ защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых депрессивных регионов (наблюдается отставание промышленных отраслей), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой).

Защита свободы торговли

Свободная торговля - это движение товаров через границу без всяких ограничении.

Главный аргумент в пользу свободы торговли - сравнительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли заключены в том, что она:

а) способствует международной специализации страны;

б) облегчает развитие конкуренции;

в) расширяет товарные рынки;

г) удешевляет товары для потребителей внутри страны. Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В конечном

В период XVII-XVIII вв. преобладал протекционизм. Например, из Англии быпл запрещен экспорт золота и серебра. Иностранцы, продававшие товары в Англии, быгли обязаны, во-первых, израсходовать выыручку на покупку английских товаров, во-вторыых, обменять национальные деньги на английские. Основной целью внешнеторговой политики этого периода было создание национальной промышленности.

В середине XIX в. Англия проводила политику свободной торговли - «фритредерства». Причина кроется в том, что Англия в этот период была полным экономическим лидером. И любые ограничения внешней торговли ей быыли невыгодны, поскольку ответные меры других стран препятствовали английскому экспорту. В других странах в силу их экономического отставания до конца XIX в. преобладал протекционизм. Это быгло необходимо для становления и укрепления молодой национальной промышленности. XX в. породил новые формы протекционизма. Они осуществлялись с целью про-никновения на пространные рынки, обеспечения конкурентных преимуществ национальной промышленности.

Еще по теме 2.4. Регулирование внешней торговли. Протекционизм и свобода торговли:

  1. Выбор политики фритредерства (свободной торговли) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте