Большой морской минный тральщик проекта 254.

Базовые тральщики по проектам 254. 254К, 254iy1 и 254Л

Пр. 254 Пр. 254К Пр. 254М Пр. 254А
Проектант KБ завода № 370 ЦКБ-51 ЦКБ-17 ЦКБ-50 ЦКБ-363 ЦКБ-363 ЦКБ-363 ЦКБ- 363
Главный конструктор Г.М.Вераксо Г.М.Вераксо, А. Г.Соколов А.Г.Соколов А. Г.Соколов
Главный наблю­дающий ВМФ В. С. Авдеев И.С.Савиц­кий В.Т.Кузь­мин ВТ. Кузь­мин
Заводы-строители № 363 № 520 №363 №363
Годы постройки 1948-1953 1952 1960 1953-1958 1957-1961
Число кораблей в серии, ед 60 84 16 12
Водоизмещение, т:
стандартное 500 510 540 555
нормальное 535 543 570 585
полное 569 577 600 615
Главные размерения:
длина наибольшая (по КВЛ) 58(54) 58(54) 59,05(54) 59,1(54)
ширина наиболь­шая (по КВЛ) 8,5 (8,5) 8,5 (8,5) 8,5 (8,5) 8.5 (8.5)
осадка при D 2,25 2,28 2,55 2.37
Главная энергети­ческая установка:тип дизельная (дизели 9Д) с ВФШ дизели 9Л с ВПП дизели 9Д VI с ВРШ
число и мощность дизелей, л.с 2x1000 2x1000 2x1000 2x1200
Электроэнергетиче­ская установка:
тип на постоянном токе, напряжением 110В
число и мощ­ность дизель- генераторов, кВт 2x75+1x25 2x100 2x100 2x100+1x50
Скорость хода, уз:
полная 14 14 14.5 15
экономическая 10 10 10 10
с контактными тралами 7 7 12 13
Дальность плава­ния экономичес­ким ходом, мили 3200 3200 3500 38(H)
Автономность по запасам провизии,сут 7 7 7 7
Экипаж (в т.ч. офи­церов). чел 65 (7) 68(7) 77 (8) 75 (7)
Вооружение:
артиллерийское 2x2-37-мм(В-11), 4x2-12.7-мм(2М-1) 2x2-37-мм (B-11), 2х2-25-мм (2М-3), 2x2-12.7-мм (2M-I) 2x1-45-мм ЗИФ-17
бомбовое 2-БМБ-1(10 БГБ) 2 бомбосбрасывателя (12 МГБ) 2-БМБ-2 (10 БГБ)
тральное МТ-2 (2 комп­лекта), ЦОК-2, ТЭМ-52, БAT-2 (2 излуча­теля) МТ-2, ЦОК-2,ТЭМ-52 М МТ-1П, ЦОК-2,ТЭМ-52 М, БГАТ Б КТ,ТЭМ-52М, БГАТ
минное 16 мин образца 1908/1939 гг. или 10 типа КБ-3 (в перегруз)
радиолокацион­ное (типы РЛС) Риф, Рым, Факел Линь, Рым-К, Факел МЗ-МО Линь-М,Рым-К, Нихром
гидролокационное Тамир-10 Тамир-11 МГ-11

Примечание Код НАТО – Т43.

Корабли предназначались для противоминных действий (разведка и уничтожение минных заграждений, а также проводка кораблей и судов за тралом) в базовой зоне. Дополнительным назначением их я пли лись минные постановки и дозорная служба. Это были первые отечественные корабли с цельносварными корпусами, строившиеся поточно-позиционным методом из насыщенных секций и блоков. Корабли имели полубак, переходящий в удлиненную (почти до самой кормы) надстройку, что позволяло осуществлять передвижение личного состава по всей длине без выхода на верхнюю палубу, транцевую корму, ледовые образования носовой оконечности и ледовое подкрепление корпуса, седловатость палубы, скуловые кили, волнолом и хорошо отработанные мореходные обводы. Корабли проектировались по новым нормам прочности, имели продольную систему набора, двойное дно и девять водонепроницаемых переборок. На кораблях впервые в отечественной практике были установлены трех плоскостные РУ и прибор автоматического управления тралением (ПЛУТ). Все тральные механизмы имели электрические приводы, на верхней палубе были предусмотрены минные пути и скаты. Но опыту Великой Отечественной войны на корабле предусматривались дымовые шашки, прожектора и шесты для отталкивания мин. Головной корабль на Усть-Ижорской верфи (завод № 363) был сдан в 1948 г.. а на Камыш-Бурунской (завод № 520) – в 1950 г. Корабли успешно прошли испытании и за их создание группа конструкторов, строителей и военпредов (Г. М. Вераксо, И. М. Сидоренко, Л. В. Меркулов. Н. Г. Лошинскии. М. П. Ремпель. М. Н. Попецев, М. Д. Кошелев. П. М. Сипилин, А. Г. Соколов. Ц. И. Кононов. В С. Авдеев и В. И. Дубовниченко) были удостоены в 1948 г. Сталинской премии второй степени.

Выявившиеся в холе испытаний недостатки, а также появление новых образцов вооружения и оборудования, обусловили разработку новой модификации проекта – 254К. Вооружение нового корабля, практически, не изменилось. Однако были изменены мачтовое устройство, конфигурация и планировка ходовой рубки, что существенно улучшило видимость из ходовой рубки в корму; при этом ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 6 мм. Кроме того, было существенно улучшено расположение оборудования в машинном и электротехническом отсеках, что устранило имеющееся ранее затеснение.

Появление винтов регулируемого шага, обеспечивающих высокий КПД винтов на всех требуемых режимах движения ТЩ. в принципе, позволяло буксировку ими более мощных тралов, что, однако, требовало использования соответствующего трального оборудования На корабле пр. 254К указанная возможность отсутствовала из-за недостаточной площади тральной площадки. Для ее увеличения кормовой свес корабля пр. 254М был удлинен на 1,5 м при сохранении длины по КВЛ. Это полю лило заменить трал-балки поворотными кранами, установить вдвое более мощную тральную лебедку и новый тральный клюз. Установка новых тралов повысила боевую эффективность корабля по сравнению с кораблями пр. 254К не менее чем на 25% при увеличении стоимости постройки серийного корабля менее чем на 10%. Кроме этого, на корабле был усилен зенитный калибр, установлены более совершенные бомбометы, РЛС, ГАС, РУ, средства связи и навигационные приборы.

Рис. 29. Базовый тральщик пр. 254. вид сбоку

Рис. 29 (Продолжение) Базовый тральщик пр. 254. продольный разрез:

1 элементы трального вооружения: 2- вьюшка электромагнитного трала ТЭМ-52: 3 – помещение стояночного дизель- генератора; 4 – машинное отделение: 5 – коридор: 6 12.7 мм спаренная зенитно-пулеметная установка 2М-1; 7 – 37-мм спаренный зенитный автомат B-11: 8- шпирон ЦОК-1-40: 9- помещения кладовых; 10 – аппаратура ГАС Тамир-10: 11 – носовой кубрик личного состава; 12 помещение дизель-генераторов: 13,14,16 – цистерны для жидких грузов; 15 – кормовой погреб боезапаса: 17 – винторулевой комплекс

Рис. 30. Базовый тральщик пр. 254К

Рис. 31. Базовый тральщик пр. 254М (продольный разрез и план платформы)

Рис. 32. Базовый тральщик пр. 254Л1

Рис. 33. Корабль пр. 254К, переоборудованный к 1968 г. в корабль РЛ-дозора

На кораблях третьей модификации (пр. 254А) осуществлены мероприятия по ПАЗ: предусмотрены дополнительные подкрепления корпуса, частичная герметизация внутренних помещений (включая почти полный отказ от иллюминаторов), вентиляция боевых постов по замкнутому циклу, система водяной защиты, посты спецобработки личного состава, непосредственный подвод воздуха к главным двигателям и дизель-генераторам и др. Кроме этого, все артиллерийское вооружение было заменено на две автоматические одноствольные 45-мм артустановки ЗИФ-37.

В 1960-1961 гг. в корпусах двух кораблей пр. 254К было построено два корабля наблюдения за воздушной обстановкой (пр. 254В).

В 1962 г. по настоянию Техупра ЧФ и санкции UK КПСС силами ВМФ один из построенных кораблей пр. 254К был оснащен дизель-электрической ЭУ (пр. 254Э). Результаты испытаний и эксплуатации показали, что при этом имело место увеличение физических полей корабля, а также затеснение машинных отделений, затрудняющее нормальную эксплуатацию. В 1964 г. корабль был исключен из состава боевых сил ВМФ.

В 1960-х годах лицензия и документация на строительство кораблей пр. 254 были выданы КНР и Польше, которые построили по этому проекту 41 и 12 кораблей соответственно. Из числа построенных в СССР 26 кораблей было передано: семь – Египту, шесть Индонезии, три Болгарии и по два КНР, Албании, Алжиру, Ираку и Сирии. В дальнейшем 19 кораблей были переоборудованы в базовые корабли радиолокационного дозора (пр. 256 и пр. 258) и восемь – в поисково-спасательные суда (пр. 513).

После вступления в строй кораблей по пр. 266 и пр. 266М с немагнитными корпусами корабли пр. 254 начали выводиться из состава ПМС и переоборудоваться во вспомогательные и опытовые суда. К концу 1980-х годов все они, кроме нескольких опытовых судов, были выведены из состава ВМФ.

Тральщики проекта 254
Морские тральщики проекта 254 типа Т-43
T43 class minesweeper Project 254
Проект
Страна СССР
Изготовители Западное ПКБ (оно же ЦКБ-363)
Операторы ВМС СССР
Годы постройки
В строю выведен из состава флота
Основные характеристики
Водоизмещение 500 т (стандартное)
569 т (полное)
Длина 58 м (54 м по КВЛ)
Ширина 8,5 м (8,4 м по КВЛ)
Осадка 2,1 м
Бронирование гомогенное из судостроительной стальи Ст.4с (8 мм на рубке)
Двигатели 2 дизеля типа 9Д или 9Д-8, 3 дизель-генератора
Мощность 2000 или 2200 л.с.
Движитель 2 вала и 2 гребных винта
Скорость хода 14 узлов (максимальная)
10 узлов (экономическая)
Дальность плавания 3800 миль (при скорости 10 узлов)
Автономность плавания 7 суток
Экипаж 65 солдат (7 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение ГАС «Тамир-10»
РЛС общего обнаружения «Риф»
РЛС госопознавания «Факел-МО/МЗ» или «Нихром» (Square Head, High Pole A)
Артиллерия 2 x 2 37-мм В-11
2 x 2 12,7-мм пулемёты 2М-1
Ракетное вооружение размагничивающее устройство
Противолодочное вооружение 2 x бомбомёты БМБ-1, 10 глубинных бомб ББ-1, 2 бомбосбрасывателя
Минно-торпедное вооружение 10 мин КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 гг.
контактный морской трал МТ-1/МТ-1П, 2 x неконтактный акустический трал БАТ-2
соленоидный электро-магнитный трал ТЭМ-52
цепной охранитель ЦОК-1-40

Тральщики проекта 254 - морские тральщики, состоявшие на службе в ВМФ СССР и военно-морских силах различных стран. Всего было построено 295 тральщиков данного вида.

Проекты по обновлению тральщиков

В ходе Великой Отечественной войны в ВМФ СССР из тральщиков уцелели только корабли проектов 3, 53, 53-У и 58, которые считались безнадёжно устаревшими по тем временам. Также в Красном флоте были рейдовые тральщики проекта 253-Л и катерные тральщики с неконтактными тралами. Вследствие недостаточно большой эффективности в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами. Задачами для морских тральщиков нового поколения считались определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.

Первым послевоенным морским тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50. Только в 1946 году ТТЗ на его проектирование получило ЦКБ-363, главным конструктором был назначен Г.М.Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.

Описание корабля

Общий вид и структура

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное – 569 т.

Оборудование

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток – основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л.с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль (10 суток автономного плавания).

Модификации

Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба - классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (№363) и в Керчи на ССЗ «Залив» (№532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Тральщики проекта 254
Морские тральщики проекта 254 типа Т-43
T43 class minesweeper Project 254

Морской тральщик «Дзик» в составе ВМС Польши
Проект
Страна
Изготовители
  • Западное ПКБ (оно же ЦКБ-363)
Операторы
Годы постройки
В строю выведен из состава флота
Основные характеристики
Водоизмещение 500 т (стандартное)
569 т (полное)
Длина 58 м (54 м по КВЛ)
Ширина 8,5 м (8,4 м по КВЛ)
Осадка 2,1 м
Бронирование гомогенное из судостроительной стали Ст.4с (8 мм на рубке)
Двигатели 2 дизеля типа 9Д или 9Д-8, 3 дизель-генератора
Мощность 2000 или 2200 л.с.
Движитель 2 вала и 2 гребных винта
Скорость хода 14 узлов (максимальная)
10 узлов (экономическая)
Дальность плавания 3800 миль (при скорости 10 узлов)
Автономность плавания 7 суток
Экипаж 65 человек (7 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение ГАС «Тамир-10»
РЛС общего обнаружения «Риф»
РЛС госопознавания «Факел-МО/МЗ» или «Нихром» (Square Head, High Pole A)
Артиллерия 2 x 2 37-мм В-11
2 x 2 12,7-мм пулемёты 2М-1
Ракетное вооружение размагничивающее устройство
Противолодочное вооружение 2 x бомбомёты БМБ-1, 10 глубинных бомб ББ-1, 2 бомбосбрасывателя
Минно-торпедное вооружение 10 мин КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 гг.
контактный морской трал МТ-1/МТ-1П, 2 x неконтактный акустический трал БАТ-2
соленоидный электромагнитный трал ТЭМ-52
цепной охранитель ЦОК-1-40
Изображения на Викискладе

Тральщики проекта 254 - морские тральщики, состоявшие на службе в ВМФ СССР и военно-морских силах различных стран. Всего было построено 295 тральщиков данного вида.

Проекты по обновлению тральщиков

В ходе Великой Отечественной войны в ВМФ СССР из тральщиков уцелели только корабли проектов 3, 53, 53-У и 58, которые считались безнадёжно устаревшими по тем временам. Также в Красном флоте были рейдовые тральщики проекта 253-Л и катерные тральщики с неконтактными тралами. Вследствие недостаточно большой эффективности в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами. Задачами для морских тральщиков нового поколения считались определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.

Первым послевоенным морским тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50. Только в 1946 году ТТЗ на его проектирование получило ЦКБ-363, главным конструктором был назначен Г. М. Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В. С. Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.

Описание корабля

Общий вид и структура

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное - 569 т.

Оборудование

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л. с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль.

Модификации

Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба - классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде (№ 363) и в Керчи на судостроительном заводе «Залив» (№ 532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Наши дни

Вскоре корабли стали постепенно выходить из состава флотов. Много из них было переоборудовано в водолазные или спасательные суда, а затем некоторые превращались в плавучие казармы или учебные суда (20 ещё стали кораблями воздушного наблюдения). Последние тральщики вышли из состава флота ВМС России в конце девяностых годов.

Ссылки

  • Морские тральщики типа Т-43. Проект 254 / 254-К / 254-М / 254-А. T-43 class (рус.)

Первые послевоенные тральщики. В 1946 г. тактико-техническое задание на их проектирование было выдано ЦКБ-363 (позже - Западное ПКБ) под управлением главного конструктора Г.М. Вераксо, а наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. Тральщики предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, участие в минных постановках.

Корпус корабля из стали марки 4С, набирался по продольной системе, имел полубачную архитектуру и второе дно, форштевень с ледовым усилением и бортовые кили в качестве стабилизатора качки пассивного типа. Для накладных листов под компасы применялась маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Впервые в кораблестроительной промышленности использовался новый поточно-позиционный метод сборки корпусов из насыщенных секций и блоков с полным применением сварки. Носовая надстройка корабля двух ярусная с открытым мостиком и боевой рубкой из гомогенной брони, толщиной 8 мм, располагалась на полубаке. Кормовая одноярусная, протяжённая надстройка на которой размещались спасательные шлюпки, дымовая труба и кормовая артиллерийская установка. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

  1. Шкиперская кладовая, форпик;
  2. Малярная кладовая, цепной ящик;
  3. Кают-компания, каюты офицеров, коридор, кубрик команды №1, гиропост, носовой погреб боезапаса, пост ГАС, ПЭЖ;
  4. Носовое машинное отделение, цистерна;
  5. Кормовое машинное отделение, цистерна;
  6. Кубрик команды №2, кормовой погреб боезапаса, цистерна;
  7. Помещение вьюшки для электромагнитного трала ТЭМ-52, пост управления тралом, цистерна;
  8. Тральная кладовая, цистерна;
  9. Румпельное отделение;
  10. Ахтерпик.
Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизелями 9Д с газотурбинным наддувом по 1100 л.с. каждый при частоте вращения 600 об/мин, размещёнными в кормовом машинном отделении (МО). Дизеля обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта фиксированного шага. Скорость полного хода тральщика составляла 15 узлов и 7 узлов с тралом МТ-1.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 2 штоковых бомбомётов БМБ-1, расположенных в корме побортно. Боезапас включал 8 глубинных бомб ББ-1.
  2. Из 1 комплекта морского контактного трала МТ-1, располагался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием на мину имел ширину захвата до 200 м, заглубление от 8 до 35 м, скорость буксировки от 5 до 7 узлов при волнении моря до 5 баллов. Удаление трала от тральщика, составляло 450 метров с резаками. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.

Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Гюйс-1М», РЛС навигации «Рым», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-10», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.

РЛС «Гюйс-1М» - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны - типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг. Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.

Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1948 году.


Тактико-технические данные проект 254 Водоизмещение: Длина наибольшая: 58 метров
Длина по КВЛ: 54 метра
Ширина наибольшая: 8,5 метра
Ширина по КВЛ: 8,4 метра
Осадка по корпусу: 2,1 метра
Силовая установка:
1 руль
Скорость хода:
Дальность плавания: 3800 миль при 10 узлах
Мореходность: нет данных
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское:
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 24 бомбы ББ-1,
2 бомбомёта БМБ-1
минное:
противоминное: 1 контактный трал МТ-1, 2 акустических трала БАТ-2,
гидроакустическое: ГАС "Тамир-10"
радиотехническое: РЛС целеуказания "Гюйс-1М", госопознавания "Факел"
навигационное:
1 НРЛС "Рым"
химическое: ? дымовых шашек МДШ
Экипаж: 53 человека (7 офицеров)

Всего построено тральщиков с 1948 г. по 1952 г. - 60 единиц.

    Морские тральщики проект 254К
- это корректированный вариант с усовершенствованным радиотехническим и тральным вооружением, улучшенной компоновкой и расположением постов и оборудования.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 2 спаренных 37-мм автоматов В-11 открытого типа с длинной ствола 67 калибров, расположенных одно на баке и одно на надстройке в корме. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение и вертикально-клиновой затвор. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 5 патронов на ствол. Заряжание и подача обойм ручная. Расчёт орудия включал 5 человек. Скорострельность составляла установки до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90°, а горизонтального до 360°. Начальная скорость снаряда 880 м/с, дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки 3 400 кг.
  2. Из 2 турельных 12,7-мм пулемётных установок 2М-1 с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались побортно у дымовой трубы. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба велась очередями до 125 выстрелов на ствол после чего требовалось охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  3. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
  4. Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
  5. Из 2 комплектов морского контактного трала МТ-2, располагались в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим или уничтожающим действием имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Минимальная глубина места траления 50 метров. Удаление трала от тральщика, составляла 360 метров с резаками и 270 метров с механизмами уничтожения. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.
  6. Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-52, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел радиус действия до 70 метров при скорости траления от 4 до 7 узлов и волнении моря до 4 баллов.
  7. Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2 поверхностного действия, для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
  8. Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
    Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.

Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Риф-А», РЛС навигации «Рым», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-10», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.

РЛС «Риф-А» - одноканальная, двухкоординатная, дециметрового (10 см) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до надводных целей. РЛС отображения надводной обстановки могла функционировать в одном из трёх режимов работы: кругового обзора - 360°; секторного поиска – с азимутом 36°; или слежения за целью (сопровождения). Антенна - параболического типа, усечённая с числом оборотов в минуту – 6 и темпом обзора – 10 секунд. Станция могла определять отклонения падения артиллерийских снарядов по всплескам. Для защиты от активных помех была применена схема электромеханической перестройки на четыре рабочие частоты (2,95-3 ГГц) с частотой импульсов 427 1/мин и длительностью импульса 1 мкс. РЛС имела потребляемую мощность 150 кВт с максимальной дальностью обзора 40 км и дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер 37 км, эсминец – 26-29,6 км, торпедный катер – 5,5-9,26 км, всплески от падения фугасных и осколочных снарядов на дальностях от 4,63 км до 18,52 км и перископ подводной лодки высотой 1,5 метра – 1,85-2,8 км. Точность определения дальности по индикатору кругового обзора составляла 1 милю, по индикатору точной дальности – 15 метров, по выносному ИКО – 1,5–2% шкалы дальности, а срединная ошибка определения курсового угла составляла не более 0,6%.

ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.

РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе "Залив" №532 в г. Керчь.

Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1952 году.


Тактико-технические данные проект 254К Водоизмещение: стандартное 500 тонн, полное 569 тонн Длина наибольшая: 58 метров
Длина по КВЛ: 54 метра
Ширина наибольшая: 8,5 метра
Ширина по КВЛ: 8,4 метра
Осадка по корпусу: 2,1 метра
Силовая установка: 2 дизеля 9Д по 1100 л.с., 2 винта ФШ,
1 руль
Скорость хода: полная 15 узлов, экономическая 10 узлов
Дальность плавания: 3800 миль при 10 узлах
Мореходность: нет данных
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 37-мм автомата В-11, 2х2 12,7-мм установки 2М-1
противолодочное:
2 бомбомёта БМБ-2
минное: 10 якорных мин КБ-3 и минных рельсов
противоминное: 2 контактных трала МТ-2, 2 акустических трала БАТ-2,
1 электромагнитный трал ТЭМ-52, 1 РУ, 1 ЦОК-1-40
гидроакустическое: ГАС "Тамир-10"
радиотехническое: РЛС целеуказания "Риф-А", аппаратура госопознования "Факел".
навигационное: 2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К",
1 НРЛС "Рым"
химическое: ? дымовых шашек МДШ
Экипаж: 53 человека (7 офицеров)

Всего построено тральщиков с 1952 г. по 1955 г. - 82 единицы.

    Морские тральщики проект 254М
- это модернизированный вариант разработанный под руководством главного конструктора А.Г.Соколова и под наблюдением представителя от ВМФ - В.Т.Кузьмина. Проектом предусматривалось увеличение длины до 60 метров с изменением формы носовой надстройки и ходового мостика, усиление артиллерийского, радиотехнического и противолодочного вооружения, улучшение силовой установки и электроэнергетической системы, что повлияло на увеличение водоизмещения до 600 тонн.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизелями 9ДМ с газотурбинным наддувом по 1100 л.с. каждый при частоте вращения 600 об/мин, размещёнными в кормовом машинном отделении (МО). Дизеля обеспечивали ход тральщику, передавая вращение на два винта регулируемого шага. Скорость полного хода тральщика составляла 15 узлов.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 2 спаренных 37-мм автоматов В-11 открытого типа с длинной ствола 67 калибров, расположенных одно на баке и одно на надстройке в корме. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение и вертикально-клиновой затвор. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 5 патронов на ствол. Заряжание и подача обойм ручная. Расчёт орудия включал 5 человек. Скорострельность составляла установки до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90°, а горизонтального до 360°. Начальная скорость снаряда 880 м/с, дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки 3 400 кг.
  2. Из 2 турельных 12,7-мм пулемётных установок 2М-1 с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались на баке перед боевой рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба велась очередями до 125 выстрелов на ствол после чего требовалось охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  3. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
  4. Из 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенных для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
  5. Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
  6. Из 1 комплекта глубоководного морского контактного трала МТ-2Г, располагался в корме. Одинарный, двухсторонний контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата 200 м, заглубление 60 м, скорость буксировки от 8 до 12 узлов при волнении моря до 3 баллов. Наименьшая глубина места траления 90 метров. Удаление трала от тральщика, составляла от 360 до 450 метров. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.
  7. Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2 поверхностного действия, для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
  8. Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.

РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе "Залив" №532 в г. Керчь.

Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1955 году.


Тактико-технические данные проект 254М Водоизмещение: Длина наибольшая: 60 метров
Длина по КВЛ: 56 метров
Ширина наибольшая: 8,5 метра
Ширина по КВЛ: 8,4 метра
Осадка по корпусу: 2,25 метра
Силовая установка:
1 руль
Скорость хода: полная 15 узлов, экономическая 10 узлов
Дальность плавания: 3800 миль при 10 узлах
Мореходность: нет данных
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 37-мм автомата В-11, 2х2 25-мм автомата 2М-3,
2х2 12,7-мм установки 2М-1
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 26 бомб ББ-1,
2 бомбомёта БМБ-2
минное: 10 якорных мин КБ-3 и минных рельсов
противоминное:
гидроакустическое: ГАС "Тамир-11"
радиотехническое: РЛС целеуказания "Линь"
навигационное: 2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К",
1 НРЛС "Рым-К"
химическое: ? дымовых шашек МДШ
Экипаж: 67 человек (8 офицеров)

Всего построено тральщиков с 1955 г. по 1957 г. - 16 единиц.

    Морские тральщики проект 254А
- это вариант с противоатомной защитой и усиленной артиллерией главного калибра.

Корпус корабля имел дополнительные подкрепления с частичной герметизацией внутренних помещений и вентиляцией боевых постов выполненной по замкнутому циклу. Тральщик получил систему водяной защиты от радиационного заражения.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 2 одноствольных 45-мм автоматов СМ-21ЗИФ с длиной ствола 78 калибров, расположенных один на баке и один в корме. Заряжание обойменое (4 выстрела в обойме), подача обойм в ручную. Расчёт орудия включал 7 человек. Темп стрельбы установки составляла 60 выстрелов, после чего ствол охлаждался забортной водой из судовой магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 1080 м/с., а дальность стрельбы до 9,2 км. Масса установки доходила до 3 600 кг.
  2. Из 1 турельной 12,7-мм пулемётной установки 2М-1 с длинной ствола 84,25 калибра, которая располагалась на баке перед боевой рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба велась очередями до 125 выстрелов на ствол после чего требовалось охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  3. Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных побортно у дымовой трубы. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
  4. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
  5. Из 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенных для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
  6. Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
  7. Из 1 комплекта глубоководного морского контактного трала МТ-2Г, располагался в корме. Одинарный двухсторонний контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата 200 м, заглубление 60 м, скорость буксировки от 8 до 12 узлов при волнении моря до 3 баллов. Наименьшая глубина места траления 90 метров. Удаление трала от тральщика, составляла от 360 до 450 метров. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.
  8. Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-52М, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел радиус действия до 100 метров при скорости траления от 7 до 12 узлов и волнении моря до 4 баллов. Приборы управления электромагнитным тралом стали обеспечивать любые формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
  9. Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2 поверхностного действия, для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
  10. Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
    Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.

Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Линь», РЛС навигации «Рым-К», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-11», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.

РЛС «Линь» предназначалась для обнаружения и целеуказания надводных и низколетящих воздушных целей. Станция работала в дециметровом диапазоне волн и обеспечивала определение дистанции до цели, своего курсового угла, осуществляла пеленг цели и позволяла обнаруживать всплески от фугасных и осколочных снарядов, а так же имела три режима работы – круговой обзор, секторный поиск и слежение за целью. Антенна параболического типа размещалась на мачте.

ГАС «Тамир-11» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 9 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 18 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 3°.

РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе "Залив" №532 в г. Керчь.

Головной тральщик вошёл в строй флота в 1957 году.


Тактико-технические данные проект 254А Водоизмещение: стандартное 535 тонн, полное 600 тонн Длина наибольшая: 60 метров
Длина по КВЛ: 56 метров
Ширина наибольшая: 8,5 метра
Ширина по КВЛ: 8,4 метра
Осадка по корпусу: 2,25 метра
Силовая установка: 2 дизеля 9ДМ по 1100 л.с., 2 винта РШ,
1 руль
Скорость хода: полная 15 узлов, экономическая 10 узлов
Дальность плавания: 3800 миль при 10 узлах
Мореходность: нет данных
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 45-мм автомата СМ-21ЗИФ, 2х2 25-мм автомата 2М-3,
1х2 12,7-мм установка 2М-1
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 26 бомб ББ-1,
2 бомбомёта БМБ-2
минное: 10 якорных мин КБ-3 и минных рельсов
противоминное: 1 глубоководный трал МТ-2Г, 2 акустических трала БАТ-2,
1 электромагнитный трал ТЭМ-52М, 1 РУ, 1 ЦОК-1-40
гидроакустическое: ГАС "Тамир-11"
радиотехническое: РЛС целеуказания "Линь"
навигационное: 2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К",
1 НРЛС "Рым-К"
химическое: ? дымовых шашек МДШ
Экипаж: 67 человек (8 офицеров)

Всего построено тральщиков с 1957 г. по 1959 г. - 12 единиц.

    Корабли этого проекта стали основой послевоенных отечественных минно-тральных сил. Позднее много кораблей пр.254 было переоборудовано в корабли вспомогательного назначения (водолазные, спасатели и т.д.), а после вывода из боевого состава их превращали в ПКЗ и УТС. Ряд кораблей (20 единиц) после соответствующего переоборудования по проекту 258 были переклассифицированны в корабли воздушного наблюдения.

Первым послевоенным базовым тральщиком стал бтщ проекта 254. По классификации того времени водоизмещение эскадренных тральщиков составляло свыше 500 тонн, базовых - 300-500 тонн, рейдовых - 100-300 тонн, катерных - менее 100 тонн). Уже в 1946 было утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку бтщ проекта 254. В том же году ТТЗ было выдано ЦКБ - 363, в последствии Западное проектно конструкторское бюро (ПКБ) - основное конструкторское бюро по проектированию противоминных кораблей (г. Ленинград), в том же году был разработан и утверждён технический проект. Главный конструктор проекта Вераксо Г.М., главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга Авдеев С.А. Строительство бтщ пр. 254 и его последующих модификаций (- К, - М, - А) было развёрнуто на Средне-Невским (г. Ленинград, п. Понтонный) и Керченским судостроительными заводами (г. Керчь). Головной корабль проекта был сдан ВМФ Средне-Невским судостроительным заводом в 1948 г. Всего с 1948 г. до начала 60-х годов по этому проекту и его модификациям было построено 295 единиц тральщиков, тем самым сделав его самым массовым тральщиком в мире. Обычно бтщ этого проекта на флотах называли «шестьсоттонниками».

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение, тонн
. стандартное
. полное
-
500
569
Основные размерения, м
. длина наибольшая (по КВЛ)
. ширина наибольшая (по КВЛ)
. осадка наибольшая
-
58 (54)
8,5 (8,4)
2,1
Главная энергетическая установка:
. 2 дизеля типа 9Д
или 9Д-8,
суммарная мощность, л.с. (кВт)
. 3 дизель-генератора,

суммарная мощность, кВт
дизельная
-
2000 (1470) или 2200 (1670)
-
175
2 вала; 2 гребных винта (ВФШ или ВРШ)
Скорость хода, уз:
. наибольшая
. экономическая
-
14
10
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 3800 (10)
Автономность, сут. 7
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 65 (7)
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское:
. 37-мм АУ В-11
. 12,7-мм пулемётн.установка 2М-1
-
2 Х 2
2 Х 2
Противолодочное:
. бомбомёты БМБ-1
или БМБ-2
глубинные бомбы ББ-1 / БПС
. бомбосбрасыватели
-
2 Х 1
10
2
Противоминное:
. контакт.морской трал МТ-1/МТ-1П
. неконтакт.акустич.трал БАТ-2
. соленоидн.эл.-магн.трал ТЭМ-52
. цепной охранитель ЦОК-1-40
-
1
2
1
1
Минное:
. КБ-3 или обр.1908/39гг. (вперегруз)
-
10 / 16
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
РЛС общего обнаружения 1 х«Риф»
НРЛС 1 х «Рым-К»
ГАС 1 х «Тамир-10»
средства связи набор средств
РЛС госопознавания . « Факел - МО / МЗ » или
. « Нихром » (Square Head, High Pole A


Бтщ проекта 254 и его модификации имели явные недостатки. Так они имели недостаточную защиту по собственным физическим полям, а также недостаточные тяговые характеристики, автономность и живучесть (одноотсечную непотопляемость, линейное расположение энергетической установки, электрогенераторов). На кораблях проекта устанавливалось устаревшее оборудование и по существу корабли не были способны выполнять свои функции за пределами базовой зоны. ВМФ стремился к тому, чтобы иметь базовый тральщик с более высокой тральной производительностью, что могло быть обеспечено возможностью ведения траления на больших скоростях хода и оснащение более совершенным противоминным вооружением, эффективностью в борьбе с неконтактными минами, более сильным оружием самообороны и средствами борьбы с подводными лодками. Всё это требовало почти двукратного увеличения энерговооруженности корабля.