Что с посылками на таможне. Сроки прохождения таможни

С таможенной службой в своей жизни встречались многие люди. Ведь именно через таможню проходят все коммерческие товары, посылки из-за рубежа в нашу страну. Но не всегда груз проходит беспроблемно. Часто случаются ситуации, что груз на таможне задерживается сотрудниками. Что делать, если груз задержали, как правильно «отвоевать» свою посылку?

Все товары, посылки, коммерческие грузы перед попаданием на проходят предварительный контроль и осмотр в Федеральной таможенной службе, проще сказать, таможне или границе. Но достаточно часто люди сталкиваются с ситуацией задержки груза по инициативе сотрудников службы. Если груз задержан, это не значит, что его нельзя будет получить. Забрать его вполне реально, если в грузе нет запрещенных для ввоза товаров и продукции. Главное, набраться терпения и выяснить причину задержки груза.

Что делать при задержании груза?

Зачастую с задержкой груза сталкиваются физические лица, которые заказывают себе товары для личного пользования из разных стран, включая Китай. Перевозкой их занимаются различные службы и организации. Самой известной является ЕMS. Она отличается от обычной почты тем, что с прибытием посылки на почтовое отделение по адресу отправления заказчику приходит уведомительное письмо или смс на мобильный телефон о том, что посылка доставлена, и заказчик может ее забрать.

Если посылка отправлялась по этому каналу доставки, то ситуация несколько упрощается. Заказчику придет письмо о задержке. Если же посылка отправлялась обычной почтой, то заказчику самому придется выяснять, куда она делась. Это занимает много времени, ведь изначально нужно посетить почту, затем связаться с отправителем, подать заявку в таможню для выяснения задержки груза.

Если груз отправлялся по таким системам, как Regular Air Mai или EMS или обычной почтой, то проверить задержан ли он, можно по следующей . Заходя на этот сайт, потребуется ввести номер декларации и посылки. Если высвечивается «передано в таможню», то стоит звонить на фирму для подтверждения задержки и отправляться в таможенную службу.

После того как выяснилось, что груз действительно задержан, а не находится в дороге, стоит посетить таможенную службу в вашем городе.

Когда идете в таможенную службу, нужно, чтобы при вас обязательно были такие документы:

  1. Счет-фактура из магазина, подтверждающая, что покупка была совершена в этом магазине.
  2. Выписка или бланк из банка об оплате заказанного товара.
  3. Гражданский паспорт (оригинал и копия).
  4. Копии гражданских паспортов родственников. Они требуются лишь в том случае, если груз был задержан из-за наличия однотипного товара. В таможенной службе потребуется объяснить, что эти товары были приобретены для друзей, родственников, знакомых и т. п.
  5. Фотография товаров, которые находятся в посылке.

После предъявления всех этих документов потребуется заполнить объяснительный бланк, в котором детально описывается наименование и предназначение всех товаров, которые находятся в посылке.

Если же товар был задержан по причине превышения лимита веса и суммарной стоимости, то потребуется оплатить пошлину на него. Сумма пошлины напрямую зависит от оценочной стоимости провозимых товаров и страны. Заказчик обязан заплатить 30 процентов от суммы, превышающей лимит, если товары прибыли из Китая. Но стоит учитывать, что стоимость одного килограмма товаров не может быть менее 4 евро.

Таможня задержала посылку из Китая.


Если товары, например, прибыли из Соединенных Штатов Америки, то сумма пошлины будет колебаться от 10 до 30 процентов, в зависимости от товаров, которые находятся в посылке.

Таможенные пошлины платятся в банках с кодом ИНН (идентификационный код гражданина) и паспортом. После оплаты на руки человеку выдается квитанция. Предоставив квитанцию в таможенной службе, человек сможет забрать свою посылку.

Однако перед возвращением посылки она вскрывается сотрудниками таможенной службы для дополнительной проверки. Заказчик должен проверить наличие всех товаров согласно декларации.

Все международные почтовые отправления (МПО) по прибытии в страну назначения проходят таможенный контроль. Адресатов, которые с нетерпением ждут вручения посылки и регулярно проверяют ее трекинг-статус, всегда интересует, сколько посылка лежит на таможне , иными словами - каковы сроки прохождения таможенного контроля.

Работники таможенной службы выполняют проверку содержимого МПО на предмет отсутствия категорий товаров, которые запрещены к ввозу. Также они проверяют соответствие содержимого посылки таможенной декларации и взимают таможенные пошлины в том случае, если возникает такая необходимость (скажем, если стоимость содержимого посылки из интернет-магазина превышает установленный таможенный лимит).

В норме таможенное оформление посылки должно осуществляться в течение трех дней с момента ее поступления в место международного почтового обмена (ММПО). На практике же этот срок может быть и больше в двух основных случаях: большая загруженность ММПО либо же проблемы с посылкой (неправильно заполненная декларация, наличие запрещенных товаров, подозрение на товаров и т. п.).

В России, к примеру, есть несколько ММПО, но основная часть международных почтовых отправлений проходит через Москву. Из-за большого потока посылок могут наблюдаться в прохождении таможенного контроля - таможня физически не справляется с таким количеством отправлений.

Чаще всего задержки случается после праздников , так как посылки накапливаются за выходные. Иногда при большой загруженности посылки перенаправляют из Москвы в другие ММПО, однако это также занимает определенное время и удлиняет срок прохождения посылкой таможни.

Проблемы с таможенным оформлением чаще возникают у посылок, отправленных курьерскими службами (TNT, DHL, UPS, FedEx и др.). Во-первых, для этих служб ниже таможенный лимит, т. е. максимальная стоимость товара, при котором посылка не облагается пошлиной. Во-вторых, эти службы не имеют право брать на себя . Поэтому при задержании посылки на таможне вам нужно будет лично приезжать для оформления посылки либо платить за услуги посредника - таможенного брокера.

Что можно сделать для того, чтобы посылка быстрее прошла таможню ? Естественно, «разгрузить» ММПО не в ваших силах, однако в ваших силах выбрать оптимальный способ доставки и позаботиться о правильном оформлении посылки, которое снизит вероятность возникновения проблем на таможне.

Во-первых, лучше воспользоваться услугами обычной почты , а не курьерских служб. Национальные почтовые службы стран мира являются членами Всемирного почтового союза и уполномочены брать на себя процедуру таможенного оформления. Это означает, что если потребуется уплата пошлины, вам не нужно будет лично ехать на таможню или платить брокеру: посылка спокойно покинет ММПО, а пошлину вы заплатите на почте при получении.

Во-вторых, нужно убедиться в том, что таможенная декларация заполнена правильно : перечень товаров соответствует содержимому посылки, а заявленная стоимость соответствует реальной. В противном случае посылка может надолго для переоценки.

Так, в посылках, отправляемых Почтовой службой США (USPS), роль таможенной декларации играет почтовый ярлык (shipping label). Если вы делаете покупки в американских интернет-магазинах, важно убедиться, что продавец правильно указал в декларации все отправляемые товары и не занизил их стоимость.

Если вы по какой-то причине сомневаетесь в отправителе, вы можете сгенерировать электронный почтовый ярлык и отправить его продавцу, а он распечатает его и наклеит на посылку. Сделать это вы можете при помощи сервиса PostageMaker , который позволяет генерировать почтовые ярлыки в полуавтоматическом режиме.

После простой регистрации в системе и пополнения личного счета вам нужно будет внести информацию о получателе, отправителе и содержимом посылки в соответствующие поля онлайн-формы и нажать кнопку «Сформировать ярлык». Готовый ярлык можно будет сразу же распечатать или сохранить в формате.pdf.

Если соблюдать простые правила, указанные выше, вероятность возникновения проблем на таможне будет минимальной , и ваша посылка пройдет таможенный контроль за заявленные три дня, если только ММПО в этот момент не перегружен.

Журналисты «Звязды» проследили путь международной корреспонденции на таможне.

На предприятие «Минская почта » стекаются все международные почтовые отправления , адресованные в Беларусь. Здесь их обрабатывают, сортируют, отсюда отправляют во все регионы страны. Но после того, как они пройдут таможенный контроль, так как некоторые из отправлений задерживаются бдительными сотрудниками...

Мы находимся в зале таможенного контроля , где лежит невероятное количество посылок и пакетов. Несмотря на это, работа, четко разделенная на несколько этапов, идет слаженно. Начинается она с того, что каждый пакет вносят в компьютерную базу данных при сканера. Внести надо фамилию и имя получателя, его адрес, а также наименование, вес и стоимость товара в посылке . И как раз здесь начинаются трудности: отправитель, например, не указал полное имя, адрес или характеристику товара. Если возникают подобные моменты, сотрудник, который заносит товар в базу, откладывает отправление в отдельную корзину и уведомляет об этом получателя . Тот должен уточнить необходимые сведения и, поскольку его корреспонденция замедлила весь оборот отправлений на этом этапе, заплатить сбор в размере 28 тысяч рублей , который собирает «Белпочта».

Далее отрабатываются так называемые риски: мелкие пакеты весом до двух килограммов сканируют , сверяют с реестром в компьютере и выясняют, пытались ли ранее граждане получать по почте запрещенные для ввоза товары. Среди них - алкоголь, табачные изделия и курительные смеси, любые виды оружия, радиоактивные материалы, культурные ценности, скоропортящиеся товары, животные, кроме некоторых, и растения, драгоценные камни (если они не в ювелирных изделиях), наркотические и психотропные средства (в том числе в виде лекарств), озоноразрушающие вещества . Здесь же контролируют частоту ввоза и стоимость товаров : в течение месяца один адресат может получать отправления весом до 31 килограмма и на сумму не более 200 евро , иначе придется платить пошлину. Как правило, большинство почтовых отправлений не вызывает подозрений у таможенников. Однако бывают и исключения. Правда, различные уловки опытные сотрудники видят сразу и отправляют корреспонденцию на дополнительный осмотр . Вот и сейчас старший инспектор отдела таможенного контроля Сергей Прохорик настораживается: на одном отправлении указано, что в нем находится новый телефон из интернет-магазина стоимостью 18 долларов и 20-долларовая камера. Стоимость устройств явно занижена, поэтому инспектор «просвечивает» отправление рентгеном.

Мы видим, что в отправлении камера с проводами для подключения и телефон, - комментирует изображение на экране компьютера Прохорик. - Почтовые операторы вскроют это отправление и предъявят таможенному инспектору , который оценит ее и примет решение на углубленном осмотре.

На следующем этапе проверяют посылки от трех до 27 килограммов . На экране у сотрудника - содержание 14-килограммовой посылки из Италии: силуэты обуви, консервов, одежды, конфет. А в следующей посылке эксперт замечает силуэт бутылки. Это может быть, например, «безобидное» оливковое масло, а может - и запрещенный к пересылке алкоголь. Поэтому с технического контроля это отправление также поступит на ручной осмотр . Если в посылке не находится ничего запрещенного, она продолжит свой путь к получателю. В противном случае составят акт осмотра и посылку отправят обратно отправителю.

Кстати, каждое рабочее место в зоне таможенного осмотра оборудовано видеокамерой , а вскрытие отправлений проходит при участии комиссии и также под видеонаблюдением . Так что если у гражданина возникнут претензии по поводу целостности его посылки, то все можно легко проверить, с помощью соответствующей видеозаписи. К тому же вес каждого отправления почтовая служба контролирует до грамма . Если обнаруживается какое-то несоответствие, оно также документируется.

Далее сотрудник таможни по наклеенным на отправлениях декларациям отбирает те, которые ожидают углубленный ручной осмотр . Из 40 тысяч посылок, обрабатываемым за день, в 40-50 находят нарушения. При вскрытии устанавливают, вещи в посылке действительно предназначены для личного пользования или их прислали на продажу. Ведь на что только ни идут некоторые, чтобы не платить пошлину: и по несколько отправлений записывают на один адрес, и меняют фамилию на несколько букв, и запрещенные вещи скрывают и маскируют самыми фантастическими способами. За первый квартал года уже возбуждено восемь уголовных дел по фактам ввоза в Беларусь психотропных веществ. Кроме того, таможенники отмечают, что в последнее время без документов и декларирования стали ввозить холодное оружие, дубинки, иностранную валюту, средства тайного получения информации, замаскированные под другие предметы. Так, мы очень удивились, когда среди извлеченных при осмотре вещей увидели электрические фонарики. Почему их нельзя провозить? Оказалось, что это вовсе не фонарики, а электрошоковые устройства...

Всего в зоне таможенного контроля - 18 рабочих мест . В дни наибольшего потока отправлений (например, в новогодние праздники) количество сотрудников здесь увеличивается вдвое. Все больше им приходится обрабатывать посылок из Китая (в 2013 году они составляли 54% от всех международных отправлений, в прошлом году - уже 70%). Отчасти это электронные, мобильные устройства и другая техника. Лидеры по заказам вещей из-за рубежа - Минск и Минская область (более 50% получателей), на втором месте (14%) - Гомельская область.

В прошлом году в Беларусь поступило 6,5 млн. международных почтовых отправлений на сумму 58 млн. долларов. А за первый квартал текущего года уже поступило 2,6 млн. отправлений, - рассказал начальник Минской региональной таможни Александр Богдевич .

Объемы международных посылок увеличиваются: если в прошлом году физические лица при помощи почтовых отправлений получили товаров на сумму около 60 млн. евро, то за первый квартал 2015 года сумма уже составила 40 млн. Такая ситуация заставляет таможенников и почтовиков принимать дополнительные меры по обработке корреспонденции.

- 1 июня планируется открытие еще одного пункта международного почтового обмена на территории Национального аэропорта «Минск» в зоне деятельности таможни «Минск-2», - проанонсировал событие заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Орловский . - Если часть отправлений, прибывающих авиатранспортом, будет оформляться непосредственно в аэропорту, сократятся таможенные операции, а также определенные операции почты.

По мнению Владимира Орловского, около 30% авиаотправлений будут оформлять в аэропорту, а к концу года, возможно, их число увеличится до 50%.

Таким образом есть надежда, что свои отправления белорусы будут получать быстрее. Кстати, многие упрекают работников почты за то, что корреспонденция идет долго. И напрасно, ведь время ее пути зависит от множества составляющих.

С момента покупки товара в определенной стране интернет-магазин некоторое время его упаковывает и передает почтовому оператору страны отправления. Далее - перевозка. Разумеется, если это Китай, то отправление пройдет через два-три транзитных аэропорта. Однако все операторы стараются выбрать логистику с минимальным сроком прохождения до страны назначения. После того, как отправление поступило в Национальный аэропорт «Минск» (на сегодняшний день авиатранспортом доставляется 70% отправлений), в течение суток его привозят в пункт международного почтового обмена. Оно обрабатывается 2-3 дня - в зависимости от того, как оформлено отправление. Дальнейшая доставка осуществляется в зависимости от пункта назначения от одного до трех дней (в самый дальний уголок страны), - рассказала первый заместитель генерального директора предприятия «Белпочта» Елена Скрипчик .

Сроки таможенного оформления, если не возникает вопросов, также 1-2 дня . Для большего удобства клиентов посылки и EMS-отправления доставляются получателю непосредственно на дом. Мелкие пакеты выдаются или в почтовых отделениях, или в специализированных пунктах выдачи (их в стране сейчас более 15). Однако при желании клиент может воспользоваться и дополнительными услугами, например, заказать курьера и согласовать время доставки. Безусловно, эти услуги тарифицируются. Кроме того, на сайте «Белпочты» можно отслеживать путь своего почтового отправления в режиме онлайн.

Последние лет пять в Беларуси наблюдается бум на покупки в азиатских интернет-магазинах. Белорусы заказывают все: начиная от гаджетов и заканчивая нижним бельем. С начала года в нашу страну пришло почти 7 млн заграничных посылок, и 70% из них - это покупки в зарубежных интернет-магазинах. Чем больше товаров доставляют из-за границы почтой, тем больше возникает вопросов у белорусов к таможне. Как проверяют посылку, сколько времени она может находиться на таможне и почему нужно платить пошлину за второй планшет? Onliner.by отправился в пункт таможенного оформления посылок, чтобы посмотреть, как работают специалисты, и задать им каверзные вопросы от наших форумчан.

Те, кто хоть раз получал заказы из иностранных интернет-магазинов, знают адрес Вокзальная, 22. Именно здесь находится пункт таможенного контроля МПО - международных почтовых отправлений.

До недавнего времени это был единственный пункт обмена международными почтовыми отправлениями. Но буквально недавно аналогичный появился в Национальном аэропорту Минск.

Попасть в зал таможенного контроля можно только по спецпропуску. Посторонним войти сюда нельзя. За этим следит охранник.

- Всплеск отправлений заказов из интернет-магазинов произошел у нас года три-четыре назад, - рассказывает исполняющий обязанности заместителя начальника Минской региональной таможни Павел Садовский. - Как только возникли eBay, Alibaba, AliExpress, люди быстро смекнули, что там дешевле, и стали активно заказывать товары за границей. Если раньше пересылали какие-то подарки и вещи друг другу, то теперь процент таких отправлений мизерный. А львиную долю - около 70% - занимают именно посылки из Китая, Сингапура, Кореи и США.

«Наркотики по почте пытались переслать неоднократно»

Мы заходим в огромное помещение, буквально заваленное мешками, коробками, пакетами. Сюда привозят все международные почтовые отправления. Но, что интересно, только каждую десятую из них отправляют за границу сами белорусы. Девять из десяти посылок приходит из-за рубежа к нам.

Сначала с посылками работают почтальоны. Они взвешивают их, сверяют данные с документами - в общем, готовят к таможенному контролю.

Потом почтальоны передают посылки таможенникам. Сначала посылка проходит рентген. Аппарат такой же, как и в аэропортах. Коробки пропускаются сквозь него, а содержимое отображается на мониторе компьютера сотрудника таможни.

- Здесь задача - найти товары, запрещенные или ограниченные к пересылке. К примеру, наркотики, сигареты, оружие, алкоголь, - говорит Павел Садовский. - И находим. Буквально 23 числа обнаружили в посылке порошок - оказалось, синтетические наркотики. Это уже 17-й случай с начала года. Всего же в 2015 году мы изъяли запрещенных или ограниченных к пересылке товаров на сумму более 600 млн рублей.

Таможенники отмечают, что список запрещенных товаров - это не выдумка или прихоть исключительно Беларуси. По словам специалистов, белорусский перечень основывается на актах Всемирного почтового союза, в который входит и Беларусь.

- Во всем мире нельзя пересылать валюту, семена, алкоголь и так далее, - объясняют таможенники. К слову, полный список запрещенных или ограниченных к пересылке товаров можно посмотреть на сайте Таможенного комитета.

Запрещенные товары, по рассказам сотрудников таможни, отправители пытаются прятать в самых необычных местах.

- Как-то в посылке пересылали пылесос. Нас смутила подозрительно низкая цена, - рассказывают на таможне. - А когда сотрудники распаковали посылку и стали осматривать пылесос, то обнаружили в нем $3000.

«Средний срок таможенного оформления посылок - два дня»

- Куда идут изъятые товары? - любопытствуем мы.

- Вы обязательно напишите, что таможня вообще не принимает решения о конфискации товаров, - просят таможенники. - У людей очень часто неправильные представления. Таможня лишь документирует факт нарушения законодательства. Мы выявили нарушение, составили протокол и направили его в суд - все. Дальше судьбу посылки решает уже только суд.

Оказывается, у таможенников довольно мало времени на оформление посылки, которую передали им почтальоны, - два дня. Если нужна экспертиза (к примеру, установить историко-культурную ценность или проверить, не холодное ли в посылке оружие), то на все действия отводится не более 20 дней.

- Откуда же тогда устойчивое мнение о том, что таможня может проверять посылку до 60 дней? - задаем мы один из самых распространенных среди пользователей нашего сайта вопрос.

- А вот смотрите. Как правило, сроки таможенного оформления 98% всех посылок, которые приходят в Беларусь, не превышают двух дней. Если мы по каким-то признакам решили провести дополнительную проверку (назначить экспертизу, исследование, запросить дополнительную информацию по стоимости и так далее), то срок проведения таможенного контроля может доходить до 10 дней. А если есть признаки административного правонарушения, то можем продлить срок выпуска до 30 дней. Иных ситуаций продления срока просто не существует.

Что касается 60 суток, то это срок хранения посылки на СВХ - складе временного хранения. Когда «Белпочта» по нашему требованию отправляет посылку на СВХ? В том случае, если мы не признаем ее товаром для личного пользования. Например, была ситуация, когда женщина каждый месяц заказывала по несколько десятков видов лака для ногтей. Мы выяснили, что она оказывает услуги по маникюру. Естественно, такой товар не признали товаром для личного пользования.

«Белпочта» в таком случае высылает получателю уведомление, что его посылка на складе и ему необходимо подать таможенную декларацию, как и любому субъекту хозяйствования. И для этого ему дается 60 дней. В это время посылка хранится на СВХ. Но если заявления нет, посылка возвращается обратно.

По словам сотрудников таможни, часто информация на сайте, где отслеживается путь посылки, бывает недостоверной. К примеру, люди, введя трек-номер, видят сообщение, что посылка уже в Беларуси, а на самом деле она застряла в какой-то транзитной стране и ждет формирования партии для отправки.

- Часто в этом винят таможню. Но вы сами видите, что сроки у нас жесткие, - отмечают специалисты.

«Вручную проверяем только подозрительные посылки»

Если с посылкой все в порядке, адресат не превысил месячные лимиты по весу и сумме, а вес посылки совпадает с указанным в документах, то после рентгена ее возвращают почтальонам, и уже почтовое отделение отправляет ее адресату.

Но если есть подозрения, посылку направляют на ручной досмотр. Для этого существует специальный зал технического и ручного досмотра. В нем вместе с сотрудниками почты работает 15 таможенников. Сейчас они проверяют посылки, пришедшие в Беларусь три дня назад.

Оказывается, досмотр - дело серьезное. Во-первых, посылка вскрывается в присутствии сотрудников таможни и почты. Поодиночке просто так взять и что-то вскрыть, по словам таможенников, невозможно. Во-вторых, весь процесс досмотра вещей записывается на видеокамеру. В-третьих, вес посылки очень жестко контролируется по весам. Сам процесс вскрытия строго протоколируется.

- Вы говорили, что на ручной досмотр направляете только подозрительные посылки. И по каким критериям вы их определяете? - с таким вопросом подходим мы к сотрудникам за столами.

- Вот эта посылка вызвала у нас подозрение из-за маленькой суммы и большого веса, - показывают на внушительную коробку с одеждой таможенники. - Мы ее вскрыли. Но, как видим, здесь одежда, бывшая в употреблении. Видимо, кто-то пересылает свои вещи. Либо же это посылка из секонд-хенда.

- Сотрудники таможни обращают внимание на то, что находится в посылке, каковы ее вес и стоимость предметов внутри, К примеру, если в документах заявлен новый телефон последней модели стоимостью $15, это вызовет подозрения, так как новый iPhone или Samsung не может столько стоить. И сразу же сотрудник уточняет стоимость на сайте производителя или же на сайтах тех же китайских магазинов. Обладая этой информацией, инспектор выставляет реальную стоимость товара. И уже исходя из этой суммы мы начисляем пошлину, если превышен месячный лимит в €200 по стоимости и 31 килограмм по весу.

-А если телефон правда стоит $20?

- Тогда мы просим получателя подтвердить, что это так. Мы направляем просьбу уточнить сведения. У человека ведь есть чеки оплаты. Но тут важен нюанс: мы должны идентифицировать этот товар, удостовериться, что эти $20 были перечислены именно за мобильный телефон. То есть просто чек о перебросе $20 на счет интернет-магазина не пройдет. Если такое подтверждение есть, то посылка отправляется получателю.

Но если суммарная стоимость товаров окажется больше €200 либо вес превысит 31 килограмм, то вам придется платить таможенную пошлину. Пошлина за каждый лишний килограмм составляет €4, а за превышение суммы в €200 - 30% от суммы превышения. Одновременно они не платятся: таможенники выбирают, какая из них больше, - такую и взимают.

Простой пример. Пришла посылка весом в 35 килограммов и стоимостью в €10 тыс. Пошлина за 4 лишних килограмма составит €16, а 30% от превышения суммы в €9,8 тыс. - это €2,94 тыс. В этом случае таможня возьмет пошлину в 30%.

- А если человеку нужно два телефона для работы, вы сможете признать оба товарами для личного пользования?

- Бесконтрольного ввоза товаров быть не должно - это наша позиция, - объясняет Павел Садовский. - Но в разных ситуациях решение может приниматься индивидуально. Вот свежий случай. Пришел к нам мужчина и пытался доказать, что ему одному нужно 27 часов. Причем одной марки, только с разными ремешками. Мол, у него разный стиль одежды. Эти - под белые носки, эти - под красные ботинки.

Он пожаловался мне на сотрудников таможни. Действия сотрудников мы признали правомерными. И эти часы почта отослала обратно. Но бывают и другие случаи. К примеру, пришел мужчина, которому прислали 5 килограммов кофе. Он написал заявление о том, чтобы признать посылку товаром для личного пользования. Мотивировал это тем, что он любитель кофе и что этот кофе два раза в год ему присылает друг из Африки. Мы проверили: действительно, каждые полгода ему приходит только этот кофе. И пошли навстречу, признали товаром для личного пользования.

- Наши читатели жалуются, что сейчас стали часто изымать мобильные телефоны. Мол, даже без просьбы подтвердить информацию сразу же начинается административный процесс, и дело передается в суд. Это новая практика?

- Мы начинаем административный процесс в том случае, если, к примеру, нам идет iPhone стоимостью €600, а нам пытаются выдать его за поддельный стоимостью в €80-100. И тут мы при вскрытии посылки находим документы на €600. По дорогостоящим посылкам, как правило, они есть. Вот если возникают такие ситуации, что есть документальное подтверждение реальной стоимости, тогда налицо административное нарушение.

Мы идем в зал ускоренной почты EMS. Здесь посылок намного меньше. И работников таможни - тоже. Схема работы тут схожая с прошлым залом.

- Важный момент, о котором спорят наши форумчане: ограничено или нет количество посылок?

- По количеству посылок ограничений нет. Есть списки товаров длительного пользования, ввозить которые можно только раз в три года. К примеру, вы заказали один ноутбук, а через пару месяцев пришел второй. Так вот второй будет облагаться таможенной пошлиной на всю сумму.

- Скажите, а если посылка идет через Россию, проверяется ли она нашими таможенниками еще раз?

Наблюдаем небольшую панику, поэтому, наверное, надо объяснить, что случилось и какими изменениями это грозит для пользователей (спойлер: не всё так страшно). Мы дали интервью по этому поводу газетам и каналу 360°. А в ГТ написать забыли. Исправляемся и проясняем ситуацию.

Что произошло

С 7 декабря вступил в силу новый приказ Федеральной таможенной службы, касающийся покупок, ввозимых из-за рубежа (ФТС №1861 от 24.11.2017). Теперь с пользователей требуют новые данные – в частности, ИНН и подтверждения цены товара – чтобы помочь таможне отследить, не ввозят ли они «слишком много», и не стоит ли начинать требовать с них оплату пошлины. Это «эксперимент по внедрению в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИСТО) функции проверки товаров, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых транспортными экспедиционными компаниям и курьерскими службами».


Все как обычно: правительству не нравятся зарубежные онлайн-покупки: клиенты, задешево берущие там товары, не платят никаких дополнительных налогов в бюджет. С 2014 года идет активное ужесточение правил и постоянно обговаривается введение пошлин. Но пока что покупки за рубежом продолжают расти. Доля иностранной интернет-торговли в России по итогам 2017-го составит порядка 40%. Это 420 млрд рублей мимо российской казны. Алексей Фёдоров, глава ассоциации АКИТ, объединившей двадцать крупнейших российских интернет-магазинов для лоббирования их интересов, заявляет , что «Покупая на Aliexpress, вы, по сути, совершаете кражу».

Беспошлинный порог на покупки в иностранных интернет-магазинах сейчас составляет €1 тыс. или 31 кг на человека в месяц. Теперь таможне будет проще отслеживать, не превышается ли этот лимит. ФТС также заявляет, что новые требования снизят «риски ввоза товаров на подставных лиц». Новый порядок будет тестироваться по всей стране с 7 декабря 2017-го по июль 2018 года. Паспортные данные пользователей, ИНН, а также сведения о стоимости и весе покупаемых ими товаров в евро и рублях будут храниться в ЕАИСТО.


В эксперименте не участвуют только международные отправления, пересылаемые через «Почту России».

Что поменялось для вас

Не так много. Если вы брали что-то в зарубежных интернет-магазинах, от вас и так наверняка требовали паспортные данные. А теперь помимо них покупателям необходимо будет указывать свой ИНН и предоставлять ссылки или скриншоты на заказанный товар. Впрочем, законы о покупке в интернет-магазинах меняются с завидной регулярностью, а качество их исполнения может зависеть от конкретного работника таможни. Например, со ссылками и скриншотами они уже сейчас понимают, что погорячились:



Как видите, в ФТС пока сами не очень уверены, что значат новые правила. Но приложения ИНН и ссылки на товар пока что хватает. Прикреплять инвойсы, скриншоты и другие подтверждения покупки от нас пока не требуют. В кабинете Pochtoy.com всегда было поле для добавления ссылки, а теперь просто рядом появилось еще одно – для ИНН. У большинства других посредников ситуация та же. Если в дальнейшем потребуется что-то еще, служба поддержки свяжется с вами сама.


При таможенном оформлении стоимость товаров будет фиксироваться в соответствии с оформленной вами декларацией. Подтверждением правильности заполнения декларации с вашей стороны служит инвойс – письмо с подтверждением оплаты заказа, которое магазин присылает вам на электронную почту.



Если ссылка на товар «сгорела» (выдает 404, например), её альтернативой служит скриншот страницы с подтверждением заказа из вашего личного кабинета в интернет-магазине. Скриншот нужно сделать так, чтобы отчетливо были видны наименование, фото, цена и количество купленного товара. А дальше – загрузить его на облако или файлообменник.


Даже если ссылка не сгорит, скриншоты и инвойсы полезно сохранять еще для одной ситуации. Многие наши клиенты берут себе товар по скидкам. А поскольку данные со ссылок будут обрабатываться ЕАИСТО в момент прохождения посылкой таможни – есть вероятность, что цена там будет стоять выше. Если вы буквально еле-еле вложились в лимит €1 тыс, и повышение цены «перевалило» вас через край, с вас могут потребовать оплату пошлины – 30% от суммы превышения лимита. Если iPhone X, стоивший безопасные €800 где-нибудь на eBay, по той же ссылке превратится в €1200, надо будет доплатить €60. Аналогичная история – если страничка по ссылке просто пропала, и теперь таможне не с чем сверить цену.


В общем, нотариально заверенные скриншоты, над которыми когда-то угорал интернет, – уже не миф, а реальность.

Что поменялось для нас

Тоже не так много. Ссылки мы и так советовали ставить, чтобы не возникало недоразумений. Теперь добавили поле для ИНН. В существующие заказы, идущие по FastBox, Почтой Express и Почтой Express Light, в срочном порядке добавляем ИНН от тех пользователей, которые внесли его в свой аккаунт или обратились к нашим операторам. Тем, кто не готов предоставить номер своего ИНН, предлагается бесплатно перейти на доставку методом EMS, USPS Priority или Econom Priority, которые работают через «Почту России».



Техподдержкам в сфере онлайн-покупок и так нелегко. А на ближайшие дни мы работаем в экстренном режиме. Пока посылка не выполнит новые требования, через таможню она не пройдет, и многим пользователям об этом нужно сообщить лично. Плюс – мы готовимся к потенциальной временной задержке, пока ФТС разбирается со своей новой системой. Хотя сама таможенная служба уверяет, что такого не произойдет.


А так – ничего страшного, бывали законы и хуже. Настоящего удара мы ждем в июле 2018-го, когда лимит на покупки из-за рубежа