Готовая презентация половое созревание мальчиков. Презентация - возрастные особенности подростков

1 слайд

2 слайд

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ Когда-то на свете не было мужчин и женщин, а жили и процветали на земле сросшиеся двуполые существа – андрогины. Красоты они были изумительной, доброты необычайной, а самое главное, они обладали огромной силой, которая из года в год умножалась. Сила андрогинов привлекла внимание самого Зевса, который, опасаясь, что они когда-нибудь дерзнут посягнуть на трон богов, рассек их пополам. Каждая половина устремилась к другой: они обнимали друг друга, сплетались между собой, стремились срастись и вновь стать одним целым. Зевс, видя это стремление, смешал все половинки и, чтобы они не смогли найти друг друга, раскидал их по всему белому свету. С тех пор эти половинки ищут друг друга.

3 слайд

половое воспитание рассматривается как процесс, доступный любому возрасту, не представляющий трудностей, или очень интимный, который невозможно осуществлять в широком кругу.

4 слайд

Главнейшая цель полового воспитания –формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношения полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении»-так считал А.С. Макаренко

5 слайд

Ознакомление подростков с анатомо-физиологическими аспектам и полового воспитания не должны выделять в какую-то самостоятельную, изолированную систему: "В вопросах полового воспитания, - писал А. С. Макаренко, - решающими являются не какие-либо отдельные способы, специально предназначенные для полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы, вся его картина в целом".

6 слайд

1. Влияние и сила примера - могучий воспитательный фактор (забота, уважение и любовь между родителями воспринимается как серьезные и красивые отношения между мужчиной и женщиной).

7 слайд

2.Воспитание у ребенка чувства любви (симпатии к окружающим, товарищам, чуткости и любви к братьям, сестрам...);

8 слайд

3.Правильный режим в семье (безделье, скука способствуют беспорядочным встречам, бесцельному времяпрепровождению);

9 слайд

4. Нормальная загруженность ребенка (он должен иметь в семье свои обязанности, выполнять свою нагрузку и нести ответственность, что отвлекает от психического и физического ничегонеделания);

10 слайд

5. Организация физического воспитания (коньки, лыжи, гимнастика и т. д.). Эти положения направлены на формирование воли, характера, психической и физической закалке организма, оказывая прямое влияние на половую сферу, на половое воспитание;

11 слайд

6.Использование всех средств воспитания с помощью литературы, кино, театра и других видов искусства; 7. Ликвидация причин, вызывающих раздражение половой сферы: неопрятное содержание тела, совместный сон с родителями, битье по ягодицам, порнографические фотографии, нередко вызывающие эротические окрашенные сновидения.

12 слайд

Принципы полового воспитания вытекают из общих принципов воспитательной работы: оно проводится как составная часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье, дошкольных учреждениях, школе, молодежных организациях и т. д. На основе единого подхода со стороны родителей, медицинских работников; имеет дифференцированный в соответствии с полом, возрастом и степенью подготовленности ребенка (родителей) и поэтапный (преемственный) характер; подразумевает сочетание с благоприятной нравственной атмосферой и гигиеническими условиями.

13 слайд

Физиологические изменения у девочек У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3–4 года), чем у мальчиков (4–5 лет). В этот промежуток происходит половое созревание ребенка, которое сопряжено с ускоренным физическим развитием, которое призвано подготовить его ко взрослой жизни и нагрузкам. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

14 слайд

Девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше мальчиков, и оно у них проходит быстрее: – в 8–10 лет уже заметны округление бедер и ягодиц, расширение таза; – в 9–10 лет начинает развиваться грудь – в 10–11 лет появляются первые волосы в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез; – в 11–12 лет может наступить первая менструация (чаще всего в 13–14 лет); – в 15–16 лет менструации становятся регулярными Одновременно с половым созреванием происходит усиленный рост организма. Пик скорости роста в среднем выпадает на 12 лет и может достигать 9 см в год. В 16–18 лет наступает постепенная остановка роста.

15 слайд

Физиологические изменения у мальчиков Половое созревание ребенка призвано подготовить его ко взрослой жизни и нагрузкам. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы. У мальчиков начало и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Чаще начало полового созревания приходится на 12–14 лет. Физиологические изменения: – в 10–13 лет отмечается первые признаки взросления, меняется характер, появляется скрытность, большая стеснительность по отношению к родителям и сверстницам – в 13–14 лет начинается деформация голоса, появляются волосы в подмышечной области, на верхней губе, происходит развитие мускулатуры. Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

16 слайд

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т. д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес. Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать период «пустыней отрочества».

17 слайд

В целом за последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее. Все мы знакомы с термином «акселерация», что означает «ускорение». Акселерация, в первую очередь отразилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этих явлений до конца не изучены. Учёные склоняются к мысли о том, что улучшилось питание учащихся, увеличились различные раздражители во внешней среде, включая ионизирующие излучения и многое другое.

18 слайд

Пубертатный период – важный, ответственный и нелёгкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися женственными формами ещё не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Ткани и органы Объединяясь друг с другом, они образуют ткани. Ткани - это совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по "строению и специализированных для выполнения определенных функций. Основные типы тканей – эпителиальная, соединительная, костная, мышечная и нервная. Каждая из этих тканей обладает специфическими свойствами. Ткани образуют органы. В организме человека органы занимают постоянное место и выполняют определенную функцию. Например, легкие осуществляют газообмен, обеспечивая кислородом кровь, nочки - выведение токсичных продуктов обмена веществ, сердце и сосуды - транспортировку крови и т, д.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Слайд 32

Описание слайда:

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 36

Описание слайда:

Слайд 37

Описание слайда:

Слайд 38

Описание слайда:

Слайд 39

Описание слайда:

Учение А. А. Ухтомского о доминанте. А. А. Ухтомский выдвинул представление о наличии доминантного очага возбуждения, создающего в мозгу динамическую констелляцию" (объединение) нервных центров - «функциональный орган». Констелляция нервных центров состоит из обширного числа пространственно разнесенных нервных элементов разных отделов ЦНС, временно объ-единенных для осуществления конкретной деятельности. Отдельные ее компоненты в разные моменты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение определенных стоящих перед организмом целей и задач. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. А. А. Ухтомский выдвинул представление о наличии доминантного очага возбуждения, создающего в мозгу динамическую констелляцию" (объединение) нервных центров - «функциональный орган». Констелляция нервных центров состоит из обширного числа пространственно разнесенных нервных элементов разных отделов ЦНС, временно объ-единенных для осуществления конкретной деятельности. Отдельные ее компоненты в разные моменты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение определенных стоящих перед организмом целей и задач. С возрастом доминирующая констелляция нервных центров приобретает, с одной стороны, большую устойчивость, с другой - большую пластичность. Оба эти свойства играют важную роль в процессе формирования познавательной деятельности.

Слайд 40

Описание слайда:

Слайд 41

Описание слайда:

Слайд 42

Описание слайда:

Слайд 43

Описание слайда:

Слайд 44

Описание слайда:

Слайд 45

Описание слайда:

Слайд 46

Описание слайда:

Слайд 47

Описание слайда:

Слайд 48

Описание слайда:

Слайд 49

Описание слайда:

Слайд 50

Описание слайда:

Слайд 51

Описание слайда:

Слайд 52

Описание слайда:

Слайд 53

Описание слайда:

Слайд 54

Описание слайда:

Слайд 55

Описание слайда:

Слайд 56

Описание слайда:

Индивидуально-типологический подход в обучении Конкретные знания и умения могут даваться «исследователю» с большим трудом, а необходимость манипулирования реальными объектами в ходе учебной деятельности может вызывать у такого ребёнка сильное психоэмоциональное напряжение. Для него может быть свойственен большой интерес к выяснению причин явлений, при этом ему легче делать их обобщенный анализ. Однако он предпочитает не задерживаться на частностях и деталях, и поэтому для него характерно неполное восприятие конкретных фактов. Иногда «исследователи» испытывают значительное напряжение при необходимости запоминания большого количества учебного материала (например, по биологии, истории, химии), в котором не прослеживаются смысловые связи и закономерности. Кроме того, для «исследователей» характерна независимость суждений, высокая самостоятельность в определении того, что им кажется интересным, и специфическая избирательность собственных интересов, вследствие чего они могут даже «выпасть» из учебного процесса и оказаться в классе для учителей «неудобными» учениками. Важной особенностью "исследователей" является их своеобразная эмоциональность: большинство людей может воспринимать их как эмоционально «холодных» и бесчувственных. Это также может способствовать формированию их имиджа «неудобных» учеников.

Слайд 57

Описание слайда:

Индивидуально-типологический подход в обучении В учебной деятельности «социалы» будут стремиться уйти от излишнего теоретизирования, они лучше усваивают конкретный, фактический материал, чем теоретические вопросы. Они гораздо комфортнее себя чувствуют при работе со зрительным, реальным материалом, чем со словесно-логическим. Словесное объяснение логических задач они воспринимают хуже, чем рисунок или чертеж. Сделав или написав что-нибудь правильно, они могут испытывать затруднение при необходимости представить словесный отчёт о сделанном. Действуя практически правильно, такие ученики испытывают затруднения при необходимости дать теоретическое обоснование своим действиям. Переход от конкретных действий к обобщенному осознанию их закономерностей может вызвать заметные затруднения.

Слайд 59

Описание слайда:

Индивидуально-типологический подход в обучении Для детей с социальной ориентацией характерна потребность в опоре на образы даже тогда, когда их деятельность протекает в уме, для них важны зрительные представления и воображение. У них могут возникать значительные трудности при усвоении учебной информации, если она не подкреплена какими-либо конкретным, реальным предметным миром. Их достижение результатов в математике может быть обусловлено не их логическими способностями, а образностью. Они могут продолжать оперировать зрительными образами даже в том случае, если задача легко решается рассуждением, а использование наглядных опор затруднено. "Социалы" отличаются от представителей других типологических групп своей эмоциональностью. Они очень чувствительны к нюансам чувств окружающих людей, поэтому для учащихся - «социалов» важна эмоциональная атмосфера в классе, они предпочитают демократический стиль общения авторитарному, атмосферу открытости и доброжелательность по отношению к ним. Вместе с тем, «социалы» в значительно большей степени, чем представители других типологических групп, настроены на развлечение, игровую деятельность, для них свойственно отсутствие желания заниматься какой-либо напряженной деятельностью, требующей значительных усилий.

Слайд 60

Описание слайда:

Слайд 61

Описание слайда:

Слайд 62

Описание слайда:

Слайд 63

Описание слайда:

Слайд 64

Описание слайда:

Слайд 1

Возрастные особенности подростков
Дети такие же, как мы, только немного другие

Слайд 2

Особенности физического развития детей 9-11 лет
*рост девочек опережает рост мальчиков *в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее 12-14 лет Девочки обычно выше мальчиков Половое созревание Быстрый рост мускулатуры Переутомление опасно Девочки менее активны

Слайд 3

Возрастные особенности детей 11-12 лет
«Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении».
Иоганн Вольфганг Гёте

Слайд 4

*Подражание старшим, копирование их поведения. Считают себя взрослыми.
«Детский психолог начинает с изучения своих детских комплексов, а кончает изучением детских комплексов своих родителей и их родителей». Лоренс Питер

Слайд 5

*Нравится отличаться от других, иметь какую-нибудь отличительную «феньку- фишку» не как у всех.
Стремление завоевать в глазах сверстников авторитет. Занять достойное место в коллективе.

Слайд 6

*Нравится быть командой, быть лучше всех.
«Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей».
Сюнь- Цзы
*Стремление к сплочению

Слайд 7

*Стремление к самостоятельности и независимости. *Развито желание лидерства.
« У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора». Ф.Ларошфуко

Слайд 8

*Возникает интерес к собственной личности. *Возникает некоторое сознание пофигизма (не хочу, не буду).
«Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания».
Р.Роллан

Слайд 9

*Мальчиков и девочек тянет друг к другу. Но они не умеют друг с другом общаться. Боятся сделать первый шаг. Боятся неудач и подшучиваний товарищей.
Семь НЕ: *не подозревать в любви дурного *не запрещать общения *не подслеживать *не выспрашивать специально *не высмеивать *не растравлять сочувствием *не подсказывать без крайней необходимости

Слайд 10

*Склонны к творческим и спортивным играм.
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
Демокрит

Слайд 11

Особенности поведения в 12-14 лет
Дети испытывают внутреннее беспокойство Сопротивляются критике Мальчики склонны к групповому поведению Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых Стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды Антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга Появляется интерес к заработку

Слайд 12

Феномен подростковой лжи
«Это случается, говорят слабые родители о проступках своих детей. Нет, это не случается –это развивается». Мария - Эбнер Эшенбах

Слайд 13

«Каждый человек всегда чей-нибудь ребёнок» Пьер-Огюст Бомарше
Какая?
бессознательная
из потребности в самосохранении
(нет выгоды)
(страх)
хвастовство
(быть в центре внимания)
корпоративная
ложь

Слайд 14

Ребёнок
Родители + родственники
*ложь во имя вежливости *провокация лжи(невыполнимые барьеры) *самозащита от вмешательства взрослых в их личную жизнь *пример воспитателей *страх наказания, лишения, унижения и т.п. *ложь из-за непонимания, недоверия *из-за желания самоутвердиться, получить похвалу, одобрение * ложь для проверки силы собственного влияния

Слайд 15

ЧТО ДЕЛАТЬ?
«Первые слёзы детей- их просьбы; если не остеречься, они вскоре становятся приказаниями, они начинают с того, что заставляют себе помогать, а кончают тем, что заставляют себе служить». Жан-Жак Руссо
В семье
*атмосфера доверия, доброжелательности *открытость взаимоотношений *уменьшить количество запретов(оставить разумные и контролировать) *стараться реально воспринимать возможности ребёнка, не ставить завышенных планок *помнить, что любое физическое наказание может повлечь за собой попытки его избежать с помощью лжи *ощущение защищённости в семье

Слайд 16

Ложь-фантазия
*Фантазирование с целью выглядеть интересным человеком, завладеть вниманием. *Так хочется видеть действительность. *Желание изменить свой мир, который чем-то ребёнка не устраивает. Это бессознательная защита от конфликтов и тревожащих ситуаций.

Слайд 17

Презентацию подготовила Хвалько Елена Васильевна –учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №75 г.Черноголовка. Источники: 1) «Витражи мудрости»- Минск. «Полымя»,1987г. 2)Левашова Е.А.- Выступление на 5 Международной научно- практической конференции. «Феномен детской лжи». 3)summercamp.ru-советы воспитателю 4) info-alt.ru- работы художника Екатерины Дудник

РОСТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА Анатомия - наука, изучающая строение и форму тела Физиология - наука, изучающая функции организма, саморегуляцию, все жизненные направления Возрастная физиология - наука, изучающая становление и развитие организма от оплодотворения в яйцеклетке до конца жизни. Методы, которые используются при изучении ВАФГ: 1. Наблюдения 2. Эксперимента (естественного и лабораторного) 3. Статистической обработки данных 4. Поперечных срезов 5. Лангитюдного наблюдения ОРГАНИЗМ КАК ЦЕЛОЕ. Существует 7 уровней организации организма: 1 уровень- молекулярныйотсутствие отличия живого от неживого 2 уровень- Органеллы- объединение молекул для выполнения общей функции. Отсутствие отличия живого от неживого 2 уровень- Клетка -объединение органелл для выполнения общей функции. Это низший, самостоятельно существующий уровень живого. 4 уровень- Ткани– это совокупность клеток и межклеточного вещества, которые объединены выполняемой функцией, общим планом строения и происхождения. Например: Эпителиальные Мышечные Соединительная Нервная лимфа кровь жировые клетки костные 5 уровень- Органы -объединение фрагментов тканей по принципу сходства функций. 6 уровень- Системы органов объединение органов для выполнения общей функции. 7 уровень- Организменный объединение систем в единое целое ПОНЯТИЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Рост -количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Организм человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл – «онтогенез». Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis –происхождение, развитие) – процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онтогенеза протекает внутриутробно, это пренатальный, онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти. Это постнатальный онтогенез. В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. Период 1. Внутриутробный эбриональный плодный М Возраст 0-8 нед 9 нед - 9 мес 2. Новорожденный 1-10 дней 3. Грудной возраст 10 дней - 1 год 4. Раннее детство 1-3 года 5. Первое детство 4-7 лет 6. Второе детство Ж 8-12 лет 8-11 лет 7. Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет 8. Юношеский возраст 17-21 год 16-20 лет 9. Зрелый возраст 1-й период 2-й период 10. Пожилой возраст 11 . Старческий возраст 12. Долгожители 22-35 лет 36-60 лет 21-35 лет 36-55 лет 61-74 года 56-74 года 75-90 лет 90 лет и старше РОСТ И ПРОПОРЦИИ ТЕЛА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ. Факторы, влияющие на онтогенез Наследственные (генетические) средовые (влияние внешней среды). усиливается от периода новорожденности ко второму детству с последующим ослаблением к 12-15 годам. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста (срок менструации). Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Выделяют 2 скачка развития: ПЕРВЫЙ СКАЧЕК: Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни при рождении рост ребенка в среднем = 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см. ВТОРОЙ СКАЧЕК: роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Масса тела примерно до 25 лет у большинства людей постепенно увеличивается, а затем остается без изменений. После 60 лет масса тела, как правило, начинает постепенно уменьшаться, главным образом в результате атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания в них воды. Пропорции тела зависят от возраста и пола человека. Длина тела и ее возрастные изменения, как правило, индивидуальны. Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный типу (нормостеники) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т.д.). брахиморфный типа (гиперстеники) преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У гиперстеников легкие более короткие и широкие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. долихоморфного типа (астеники) преобладают продольные размеры имеют более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально. Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет –1/6, 12 лет –1/7 и у взрослых – 1/8 С возрастом, рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек. БИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПАСПОРТНЫЙ ВОЗРАСТ Биологический возраст- возраст развития. Паспортный- календарный или хронологический Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); 4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов; 1) Уровень полового созревания Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличение яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности: рост яичек > рост пениса > увеличение гортани > лобковое оволосение > подмышечное оволосение > ростовой спурт (скачок роста длины тела) > рост волос на лице и теле. У девочек первым признаком пубертата является: увеличение половых желез > яичников > увеличением молочных желез > скачек роста длины тела (оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет.) Наиболее важным маркером полового созревания у девочек полового созревания является начало менструирования (менархе). 2) Костный возраст, или скелетная зрелость служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодом онтогенеза, начиная с утробного и кончая периодом старения. Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образования стенозов. Сроки окостенения скелета кисти и дистального отдела предплечья у детей и подростков по М. А. Жуковскому и А. И. Бухману. Точки окостенения и синостозы Головчатая и крючковатая кости Дистальный эпифиз лучевой кости Эпифизы основных фаланг и запястных костей Эпифизы средних и концевых фаланг Трехгранная кость Полулунная кость Многоугольная большая, малая и ладьевидная кости Дистальный эпифиз локтевой кости Шиловидный отросток локтевой кости Гороховидная кость Сесамовидные кости в I пястно-фаланговом суставе Синостоз в I пястной кости Синостозы в концевых фалангах Синостозы в основных фалангах Синостозы в средних фалангах Синостозы во II- V пястных костях Синостоз дистального эпифиза локтевой кости Синостоз дистального эпифиза лучевой кости Средний срок мальчики 3- 4 месяца 10- 12 месяца 15- 18 месяца 20- 24 месяца 3- 3,5 года 3,5- 4 года 5,5- 6 лет 7- 7,5 года 9,5- 10 лет 11- 12 лет 13,5- 14 лет 15,5- 16 лет 16- 16,5 года 16,5- 17 лет 16,5- 17 лет 16,5- 17 лет 17- 18 лет 18- 19 лет девочки 2- 3 месяца 8- 10 месяца 10- 12 месяца 12- 15 месяца 2- 2,5 года 2,5- 3 года 4- 4,5 года 6- 6,5 года 7,5- 8 лет 8,5- 9 лет 11- 11,5 года 12,5- 13 лет 13,5- 14 лет 14- 15 лет 15,5- 16 лет 15,5- 16 лет 15,5- 16 лет 16,5- 17 лет 3) Зубной возраст, или зубная зрелость. Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков. 4) До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. 1. Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-х летнего ребенка до 65-70 ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением - более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела. 2. Кровяное давление продолжает подниматься не только в течении всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно 80-85 мм ртутного столба, у 18-летнего юноши - 120 мм. 3. Та же зависимость существует частоты дыхания: 40-45 в минуту - у новорожденного и в среднем 12-16 - у взрослого. 4. Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается. АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТРДАЦИЯ Акселерация– ускорение физического развития и функциональных систем детей и подростков. Термин был предложен в 1935 г. Е. Кохом, первоначально обозначал лишь ускорение роста детей и подростков в 20 в. по сравнению с 19 в. обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями Физические показатели: Длина тела новорожденных увеличилась за последние 50 лет на 2-2,5 см, масса – на 0,5 кг; У 15-летних длина тела увеличилась на 6-10 см, масса – на 3-10 кг. Половое созревание – на 2 года раньше. Сократилась продолжительность роста: он заканчивается в 16-19 лет (50-60 лет назад – к 25-26 годам). Акселерация физических характеристик развития стимулировала и психическое развитие. Однако, поскольку психическое развитие определяется и социальными условиями, следует говорить о двух типах психической акселерации: а) обусловленных ранним созреванием морфофункциональной основы психики; б) обусловленных социальным прогрессом. – ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах. Такие дети составляют в среднем 13-20% от общего числа детей данного возраста. Они физически полностью созревают к 15-17 годам; быстрее наступает и их психическое созревание. Биологические механизмы акселерации не до конца выяснены. Основными возможными причинами её являются: 1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличения количества смешанных браков. 2. Урбанизация населения и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития. 3. Увеличение уровня радиации на Земле в связи появлением и развитием новых технологий. 4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран. Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем. Число ретардированных детей составляет 13-20% от общего числа их в данной возрастной группе. Биологические механизмы ретардации недостаточно изучены; Считается, что большую роль здесь играют как биологические, так и социальные факторы.


Возрастные особенности подростков.

Педагог –психолог МОУ «СОШ №13» г.Железногорск Курская обл.

Канищева Е. А.


Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.


Мамы и папы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.


  • Неуверенность в себе
  • Тревожность
  • Сомнения в собственной значимости для родителей и друзей
  • Агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя
  • Эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие

Период полового созревания

Снижение

работоспособности

Снижение

интереса к учебе

Невнимательность,

рассеянность

Вспыльчивость

Повышенная

чувствительность



Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса .


Новый образ физического «Я»

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

Развитие самосознания

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания :

чувство взрослости

« Я-концепция »


Чувство взрослости

отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком


Как проявляется чувство взрослости подростка?

  • В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей

Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию

Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы


  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
  • Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:

взаимная поддержка,

помощь в случае нужды,

уверенность в друге и доверие к нему,

защита друга в его отсутствие,

принятие успехов друга,

эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения

Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю

«Один за всех и все за одного»


Формируется «Я - концепция» ребенка

Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

Внутренний мир

  • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
  • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой




Общение со сверстниками

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями

  • Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
  • Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
  • «Счастье – это когда тебя понимают»
  • Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде

Неформальные группы

  • Взаимная симпатия
  • Общие интересы, занятия
  • Способы развлечений, место проведения свободного времени


Общение со взрослыми

  • Влияние родителей уже ограничено
  • Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
  • Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:

нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,

они испытывают сильное желание быть самостоятельными,

равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.



  • Дайте свободу. Непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  • Никаких нотаций. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон. Поймите: ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала.

4. Уступает тот, кто умнее. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети тонкие психологи.


  • Чтобы его любили
  • Понимали
  • Признавали
  • Уважали
  • Чтобы он был кому-то нужен и близок
  • Чтобы у него был успех в делах, учебе
  • Чтобы он мог реализовать себя
  • Развивать свои способности
  • Совершенствоваться
  • Уважать себя

  • Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

  • Помогайте, когда он просит вас об этом.
  • Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.
  • Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

  • Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...

  • Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
  • Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

  • Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.



Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.

А это так важно…


«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

Бенджамин Спок