Использование мандал в работе с дошкольниками. Секретный смысл мандалы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер – класс на тему: «Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт – терапия». Педагог – психолог Фролова Татьяна Владимировна

Арт – терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Термин « арт – терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

Цель атр – терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт – терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

Задачи арт – терапии. 1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативны чувствам. 2. Развивать самоконтроль, творческие способности и повысить самооценку. 3. Проработать подавленные мысли и чувства. 4. Получить материал для психодиагностики. 5. Сконцентрировать внимание на мыслях и чувствах.

Виды арт – терапии: 1. Изотерапия. 2. Сказкотерапия. 3.Игровая терапия. 4. Песочная терапия. 5. Музыкальная терапия. 6. Фототерапия.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции с невротическими, психосамотическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Благодаря рисованию человек легче восприминает болезненные для него состояние.

Техника медитативного рисунка – мандала. Понятие мандалы было внесено в западную психологию К. Юнгом. Он открыл её, занимаясь психоанализом. Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Рисуют по разным случаям.

Как правильно раскрашивать мандалы? На раскрасках мандал используется всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Раскрашивать только цветными карандашами. Рисунок мандалы признается совершенным, поэтому не терпит дорисовок. Раскрашиваются те части которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.

Игротерапия – вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Музыкотерапия – одно из направлений арт – терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Сказкотерапия – метод практической психологии. Сказки для сказкотереапии подбираются разные: народные, авторские, специально – разработанные, коррекционные. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Благодаря занятиям арт – терапии, учатся «выпускать пар»- давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...

Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии

Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных группДанная программа составлена для детей 5- 6 лет, старшей в...

Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...

Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

Мандала терапия: показания

  • Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • семейные конфликты;
  • детское непослушание и отстранение от взрослых;
  • депрессии;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • склонность к суициду;
  • потеря творческого потенциала;
  • кризис среднего или подросткового возраста;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.

Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

Значение цветов и символов

Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
Основные символы в мандале:

Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.

Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.

Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.

Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.

Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.

Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.

Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.

Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.

Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.

Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.

Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.

Корни – связь с родными, с родной землёй.

Деревья – мироздание, основательность.

Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.

Собака – дружелюбие, преданность.

Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.

Змея – мудрость, хитрость.

Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.

Голубь – счастье, любовь.

Павлин – сила характера, гордость.

Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.

Рыба – уединение, желание справедливости.

Цвета и значения:

  1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
    Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
  2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
  3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
  4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
  5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
  6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
  7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
  8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.

Диагностика по сочетанию цветов:

  • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
  • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
  • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
  • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
  • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
  • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.

Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:

  • Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
  • Контур – ключ взаимодействия с миром.
  • Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Основы рисования

Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.

Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.

Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.

Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.

Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции в нашем учреждении в работе с детьми применяется метод мандал.

Мандала – це символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание.

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Для психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Поэтому хотим познакомить вас с некоторыми технологиями применения мандал в деятельности практического психолога дошкольного учреждения.

Данный вид деятельности в нашем дошкольном учреждении используется с детьми начиная с младших групп в таких направлениях:

— предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;

— создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Цель данной работы:

— коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

— изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

— диагностика и коррекция конкретной проблемы;

— развитие творческих способностей;

— развитие мелкой моторики руки.

Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

4. Практикуется использование музыкального сопровождения.

5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.

Мы практикуем использование мандал и в методической работе, что способствует улучшению эмоционального состояния педагогов, изменению психологической атмосферы в коллективе, снятию напряженности, групповому сплочению.

Конспект занятия для старших дошкольников

«Прояви свои чувства»
(с использованием мандал)

Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию.

Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы; каштаны, камешки.

Ход:

Ребята! Я приглашаю вас посетить поляну эмоций.

(Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость).

Упражнение 1.«Улыбка»

Психолог:

Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).

Упражнение 2. «Угадай эмоцию»

Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.

Упражнение 3. «Мандалы»

Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (песочные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала».

«Слушание мандал»

Дети удобно садятся, закрывают глаза.

Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).

Обсуждение (рефлексия) занятия

Педагог предлагает детям сесть полукругом,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил.

Вопросы к детям:

1.​ Что тебе понравилось больше всего делать на занятии?

2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу?

3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас?

Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать используя различный материал. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.

Список литературы:

1.​ Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.

2.​ Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

3.​ Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.

4.​ Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19.

5.​ Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31.

6.​ Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182.

Птушкина Галина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Верх-Суетский детский сад "Улей"
Населённый пункт: Алтайский край Суетский район с.Верх-Суетка
Наименование материала: Статья,конспект НОД.
Тема: Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Дата публикации: 06.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в

психокоррекционной работе психолога.

Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Современная система дошкольного позволяет использовать разные программы и педагогических технологии. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Поэтому задача педагогов заключается в том, чтобы ребенок был в комфортных для него психологических условиях. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы. Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга.
Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Метод мандала использую как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.
Основные цели работы при разукрашивании мандал:
-развитие творческих способностей; -развитие произвольности поведения; -развитие воображения; -снятие внутреннего напряжения, релаксация; -развитие мелкой моторики рук. У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала- терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу (диване) , закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты - хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз, оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие цвета или картины у тебя возникают. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили». Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому, когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа пишу фамилию и имя автора, возраст и ставлю дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать рисунок. Следующий этап работы - это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спрашиваю его, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга. Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на отдельном листе бумаги и затем прикрепляю к мандале. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Конспект занятия для старших дошкольников

«Я сегодня » (с использованием мандал)

Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию. Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы. Ход: Ребята! Я приглашаю вас посетить полянку эмоций. (Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость). Упражнение 1.«Улыбка» Психолог: Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу). Упражнение 2. «Угадай эмоцию» (можно использовать кубик эмоций) Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство. Упражнение 3. «Мандалы» Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (животные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала». «Слушание мандал» Дети удобно садятся, закрывают глаза. Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов). Обсуждение (рефлексия) занятия
Педагог предлагает детям сесть полукругом,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил. Мандала с детьми Вопросы к детям: 1. Что тебе понравилось больше всего делать на занятии? 2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу? 3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас? Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.
Список литературы:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.- СПб.: Речь, 2002.-144с. 2. Дошкольный психолог № 2 (13) 3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с. 4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов. 5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с. 6. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.:Теревинф,1997.-341. 7. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19. 8. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31. 9. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95- 182.

ПРИМЕРЫ.
Солнечная мандала. Геометрические мандалы.
С животными

Лариса Ткаченко


Дети их долго рассматривали, восхищались. Одна из моих воспитанниц сказала, что когда она смотрит на этот узор, то ей хочется мечтать. Ребятишки заинтересовались и захотели сами нарисовать какой-либо орнамент. Вот и созрела идея коллективной работы .

Нам понадобился лист ватмана с заранее нарисованным кругом и нанесенным в нем орнаментом. Сделаю небольшое уточнение : для детей среднего возраста орнамент должен быть крупным и простым для закрашивания пальчиком детской руки.


Ребятишки могут наглядно увидеть, как появляется тот или иной орнамент.

Также в работе использовались индивидуальные лоточки с заранее наполненными гуашевыми красками, кисточки. Необходимо также приготовить салфетки и мокрые тряпочки.

Итак, приступим к раскрашиванию.

Дети раскрашивают мандалу , начиная от центра, подушечкой указательного пальца.

Постепенно переходя от фрагмента к фрагменту и используя различные цвета дети закрашивали орнамент.

Теперь дети наносят кисточкой узоры.

На сегодняшнем занятии у нас получилась вот такая мандала .

Публикации по теме:

Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска Методическая разработка.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Райкова Кристина Сергеевна воспитатель МАОУ школы №31 дошкольно о отделения. Использование интерактивного пола в работе с младшем дошкольниками.

Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАНДАЛ ПРИ РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ Логинова Галина Анатольевна, воспитатель (первая квалификационная категория).

Использование песка и воды в работе с дошкольниками В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных.

Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.