Подбор инженера-конструктора. Внутреннее холодное и горячее водоснабжение

На форумах кадровых сообществ активно обсуждается вопрос «Где взять тест на профпригодность инженера-конструктора?». При этом предполагается, что HR-менеджер готов лично тестировать специалистов.

Профпригодность

Иногда очень полезно узнать, что творится в головах у тех, кто принимает тебя на работу. Чтобы не быть голословной, вот цитаты из переписки на форуме кадровиков.

Профпригодность - это совокупность психических и психофизиологических качеств , позволяющих адекватно решать профессиональные задачи. Психологи считают, что она не дается человеку изначально, а формируется в процессе обучения и трудовой деятельности при наличие правильной мотивации. По сути, первым «тестом», который человек проходит на «подходящесть» для данного конкретного дела, является вступительный экзамен в вуз (это о-очень широкое сито, и тем не менее…). Второй, стало быть, - сам процесс профессионального обучения, а третий, логично предположить, - госэкзамен и защита диплома. Выдержал все это - уже чего-то стоишь. Понятно, что трех таких тестов недостаточно. Со временем обретаются (теряются) знания, навыки, меняется мотивация… Поэтому у кадровиков и возникает идея вновь протестировать специалиста. Беда в том, что они редко представляют себе, что именно должно являться мерилом профпригодности в конкретном случае. Кроме того, «конструктора» и «технологи» (тем паче «ИТР») - слишком широкие понятия, с одним метром к представителям всех специализаций подходить глупо.

Закон о Профстандартах

Не найдя более тонкого инструмента, человеку не редко предлагают IQ -тест и тест на стрессоустойчивость. Иногда оценивают его амбициозность и лидерские качества . Как к этому относятся кандидаты на вакантные места, не сложно предположить. Компании легко потерять перспективные кадры на входе. Казалось бы, самое правильное решение для HR-а - просто искать специалистов с резюме, четко соответствующими должностным инструкциям и профилям, составленным непосредственно руководителями отделов, где были вакансии. Так многие и делали. Почему же кадровики сегодня особенно озадачены поиском профтестов? Осмелюсь предположить, потому что в соответствии с принятым весной Законом №122-ФЗ о Профстандартах с 1 июля 2016 года Профессиональные стандарты станут обязательными для применения работодателями (строго говоря, не всеми). При этом большинство кадровиков (тем более не кадровиков) не знают, что такое Профстандарт и чем он отличается от профпригодности.

Где посмотреть Профстандарты

Планируется до конца 2015 года разработать более 550 стандартов. И, похоже, так и будет. Все, что уже готово, публикуется в Интернет. Ознакомиться с принятыми профстандартами можно, например, здесь: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov . Если вы заглянете в Реестр, то увидите, что это алфавитно-упорядоченная «сборная солянка», куда, по мере утверждения, попадает все подряд – от «Сварщика» и «Арматурщика» до «Специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем». Есть там и «Организатор строительного производства», и «Специалист по управлению многоквартирным домом», и даже «Инженер-конструктор в области производства наногетероструктурных СВЧ-монолитных интегральных схем». Вполне вероятно, появится «Инженер-строитель в области строительства спортивных сооружений» или «Инженер-конструктор в области проектирования жилых зданий». Но вряд ли мы увидим в Реестре Профстандартов такой пункт как «Инженер-конструктор всего на свете» или «Технолог широкого профиля».

Стандарты и тесты

На самом деле, Профстандарт - это просто перечень трудовых функций и компетенций плюс списки видов деятельности и занятий, где он применим. Может содержать особые условия допуска к работе. Он должен лечь в основу должностных инструкций и, естественно, «профиля должности», с которым необходимо сравнивать пункты резюме кандидатов на вакантные места. Только и всего.
Как понять, «стандартный» ли перед вами специалист? Полагаю, лучше доверить экспертизу руководителям профильных отделов и направлений. Они сами составят необходимые кейсы (например, предложат найти ошибки в «тестовом» расчете или в чертежах) и решат, подходит им кандидат или нет.

Мы всегда себе рисуем событие, которое ждет нас в будущем. Но жизнь, к сожалению, никогда не считается с нашим воображением и на деле получается, как в том выражении – хотел как лучше, получилось, как всегда. Жизненный опыт подталкивает нас к решению проблемы на месте. Как говаривал один мудрец, во всем нужна импровизация, но всякая импровизация должна быть подготовлена! В процессе собеседования вам могут задать такие вопросы, которые введут вас в ступор. Пожалуй, популярнейший: «Расскажите о себе?» Вместо эффектного ответа многие соискатели бормочут в ответ избитые фразы. Становится неловко, собеседование испорчено. Занявшись этой проблемой, специалисты кадровых агентств, выделили 9 самых коварных, по мнению соискателей, вопросов на собеседовании, и выяснили, зачем их задают и что отвечать.

В ЧАСТНОСТИ
- Пригласили на собеседование в одну известную фармацевтическую сеть. Прошел все этапы собеседований (пять встреч, включая гендира, акционеров и службу безопасности). На финальной встрече с акционером вопрос: «Ваш знак зодиака?». Говорю. Мне: «Нет, спасибо, мы в вас не нуждаемся».

Будь готов
Вопрос о знаке зодиака из разряда экзотических, и если ответ на него является в компании главным критерием подбора персонала, то лучше сразу вежливо раскланяться. Потому что это мракобесие какое-то, а не бизнес. Но пример показательный. На собеседовании спрашивают странные вещи. И некоторые из них, к несчастью ранимых кандидатов, вполне обоснованы.

Вопросы, названные «коварными», не носят оскорбительного оттенка и имеют практический смысл. В отличие от безобидных - об образовании, опыте работы, месте жительства - коварные скрывают в себе подвох. Их задают, чтобы посмотреть на реакцию кандидата в неожиданной для него ситуации, проверить на сообразительность, находчивость, владение речью. Считайте, что это тестовые задачки, на которые не стоит обижаться - их надо решать.

Вопросы
1. Расскажите о себе?
Это самый «неудобный» вопрос. Считается, что с его помощью можно узнать о приоритетах кандидата в жизни: люди в первую очередь говорят о том, что их больше волнует. Работодателя прежде всего интересует ваше образование и опыт работы и ему неинтересно слушать о хобби. Можно такой вопрос конкретизировать: уточните, о чем именно рассказать, о своем профессиональном опыте или о чем-то личном.
Если это ваша первая встреча с работодателем, вопросы о личной жизни желательно свести к минимуму. Неизвестно, как отнесется рекрутер к откровениям о разведении конопли, бойцовых хомячков и о прочих скелетах в вашем шкафу.
2. Назовите свои недостатки?
Вопрос на сообразительность и чувство меры. Не пытайтесь остроумничать, браво заявляя, что вы лентяй или склонны к служебным романам. Лучше умеренно отшутиться, например: «Я, бывает, так зарабатываюсь, что перестаю ощущать ход времени». Или ответить нейтрально: «У меня есть, конечно, недостатки, но они никак не влияют на работу». А настоящие недостатки лучше не выдавать ни под каким предлогом.
3. Почему ушли с прежнего места работы?
Работодатель хочет знать, что не устраивало вас на прежней работе и чего вы ждете от новой. Главное: никогда не отзывайтесь плохо о бывшем начальнике или коллегах - это сомнительно и некрасиво. Скажите: «Не предвиделось карьерного роста». Можно сослаться на одни и те же обязанности и рутину на старом месте, на то, что территориально неудобно, график не устраивал - и лучше, если все это правда. Только учтите: выбирая один из этих ответов, надо быть уверенным, что с карьерным ростом, обязанностями и пр. в новой компании все в порядке. О желании получать больше лучше говорить в последнюю очередь, как бы, между прочим, мол, деньги - не единственная причина моего трудоустройства. Многие работодатели почему-то любят думать, что все хорошие сотрудники работают скорее за идею.
4. Назовите желаемый минимум и максимум зарплаты?
Другими словами, может ли компания вас купить и удерживать какое-то время у себя. Смело называйте сумму, которая на 10-15% выше прежней зарплаты. Максимум - 30%.
5. Как долго планируете у нас работать?
То есть, какие у вас цели-мотивы и насколько вы искренни. Чтобы ответить на вопрос, скажите, что должны поработать немного и понять, нравится ли коллектив, интересные ли задачи приходится решать, близка ли вам атмосфера в коллективе. Если все понравится, то сотрудничество будет долгим и взаимовыгодным.
6. Расскажите о своих достижениях?
Проверка самооценки и благоразумия. Расскажите о том, что вы увеличили продажи, удачно реализовали проект, повысили квалификацию, получили золотой кубок. Главное - не переборщить. Конечно, не все могут похвастаться сверхдостижениями. Если выше написанное не про вас, скажите, что на предыдущем месте вы освоили новую компьютерную программу, повысили уровень знания иностранного языка, а может, установили мир и спокойствие в буйном офисе - это тоже неплохо.
7. Как вы переносите колоссальные производственные нагрузки?
Ага, скорее всего вас готовят к переработкам. Задайте встречный вопрос: «А что, возможны переработки? По сколько часов? Сколько раз в месяц»? Если вас все устроит, уверенно говорите, что к «колоссальным производственным нагрузкам» готовы.
8. Что вы знаете о нашей компании?
Вопрос коварен только для ленивых. Какой-то минимум о компании нужно знать кровь из носу. Хотя бы ознакомьтесь с ее сайтом. А чтобы не спутать одну компанию с другой, не ходите больше чем на 2 собеседования в день.
9. Почему хотите работать у нас?
Обычно это продолжение вопроса «о нашей компании» - попытка окончательно сбить кандидата с толку и вытянуть из него какую-то тайную причину трудоустройства. О деньгах сначала лучше промолчать. Начните издалека - польстите немного: компания много лет на рынке, а это говорит о стабильности (вам именно это и нужно), компания - революционер на рынке (вам именно это и нужно), интересно поработать в такой-то сфере, устраивает должность, обязанности, расположение офиса удобное и тому подобное.

В ЦЕЛОМ
Напоследок подсластим пилюлю начинающим соискателям. Большинство собеседований проводят линейные менеджеры, ваши будущие начальники. «И рекрутеры из них часто никакие. Задают какой-нибудь хитрый вопрос, а потом, не дослушав ответа, переходят к другой теме. Такие менеджеры просто «плавают», потому что считают: надо что-то такое спросить умное, а что именно и как анализировать ответ - не знают. Поэтому на собеседовании иногда важнее не содержание ответа на коварный вопрос, а его подача. Да, пустите пыль в глаза. Будьте спокойны, отвечайте уверенно, произносите слова четко, задавайте встречные вопросы. Бояться нечего, вы - лучший, а это очередная встреча с человеком, обычным человеком.

Инженер-конструктор - инженерная специальность, чья деятельность (работа) необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Например: инженер-конструктор деревообрабатывающего и мебельного производства, инженер-конструктор стальных конструкций и т.д...Под созданием конечного (целевого) продукта при этом понимают объединение продуктов (ресурсов), например: сборка, монтаж, сварка, бетонирование и т. д.

Инженер-конструктор - инженер, разработчик конструкций, инструмента и механизмов. Последнее время во многих компаниях конструкторами стали называть также разработчиков электросхем. В странах Запада, особенно в США, конструкторами традиционно называют инженеров-электротехников, собственно инженеров-конструкторов, инженеров-строителей и др. Также в США профессии архитектора и инженера-проектировщика считаются тесно связанными с конструкторскими.

Инженер-конструктор - специалист с высшим техническим образованием в области проектирования, изготовления и эксплуатации технологического оборудования.

Состояние рынка труда в г. Москва:

Общее число вакансий Инженер-конструктор, открытых работодателями в Москве, ежемесячно составляет порядка 700-800 вакансий

Ознакомиться с уровнем средней заработной платы по данной специальности можно .

Схема работы по подбору сотрудника Кадровым Агентством КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ

  1. Оформите заявку на Подбор персонала.
  2. Руководитель Кадрового Агентства подъедет к Вам для обсуждения деталей заказа и заключения Договора о сотрудничестве.
  3. Если специалист требуется срочно, возможно подписать договор/заявку и скан отправить нам на почту. Мы немедленно приступим к подбору кадров. Далее в процессе совместной работы обменяемся оригиналами документов.
  4. Мы проводим первичные собеседования осуществляем оценку кандидатов, отбираем лучших.
  5. Результат поиска, отбора, оценки соискателей поступают для ознакомления. Вы отбираете заинтересовавшие резюме соискателей и назначаете время проведения собеседования.
  6. Мы организуем встречу кандидата в Вашей компании для оценки потенциала кандидата, принятия решения о профпригодности соискателя и в положительном случае - обсуждения сроков выхода на работу.
  7. На отобранного специалиста проводим проверку рекомендаций по предыдущим местам работы для принятия финального решения.

Если не возникает сложностей, средний срок закрытия вакансии - 5 дней.

В ходе оформления нового сотрудника на работу, Вам потребуется Должностная инструкция.

Возьмите за основу наш образец должностной инструкции сотрудника и адаптируйте ее под свою компанию.

Должностная инструкция инженера-конструктора (конструктора)

УТВЕРЖДАЮ

(орган юридического лица (учредители);
00.00.00 № 00 лицо, уполномоченное утверждать
Инженера-конструктора (конструктора) должностную инструкцию)

(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.00 г.

I. Общие положения

1. Инженер-конструктор относится к категории специалистов.
2. На должность:
- инженера-конструктора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-конструктора I категории на менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет;
- инженера-конструктора III категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях без квалификационной категории;
- инженера-конструктора II категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-конструктора или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет;
- инженера-конструктора I категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-конструктора II категории не менее 3 лет
3. Назначение на должность инженера-конструктора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению производится приказом директора предприятия по представлению (руководителя конструкторского бюро; иного должностного лица)

4. Инженер-конструктор должен знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся конструкторской подготовки производства.
4.2. Системы и методы проектирования.
4.3. Принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства.
4.4. Перспективы технического развития предприятия.
4.5. Оборудование предприятия, применяемые оснастку и инструмент.
4.6. Технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым.
4.7. Стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации.
4.8. Технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации.
4.9. Средства автоматизации проектирования.
4.10. Современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
4.11. Методы проведения технических расчетов при конструировании.
4.12. Применяемые в конструкциях материалы и их свойства.
4.13. Порядок и методы проведения патентных исследований.
4.14. Основы изобретательства.
4.15. Методы анализа технического уровня объектов техники и технологии.
4.16. Основные требования организации труда при проектировании и конструировании.
4.17. Основы технической эстетики и художественного конструирования.
4.18. Основы систем автоматизированного проектирования.
4.19. Передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции.
4.20. Основы экономики, организации труда и управления.
4.21. Основы трудового законодательства.
4.22. Правила внутреннего трудового распорядка.
4.23. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. Инженер-конструктор подчиняется непосредственно (руководителю; конструкторского бюро; иному должностному лицу)

6. На время отсутствия инженера-конструктора (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Инженер-конструктор:
1. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт конкурентно способных изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда и техники безопасности, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц.
2. Проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых изделий.
3. Составляет кинематические схемы, общие компоновки и теоретические увязки отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов, проверяет рабочие проекты и осуществляет контроль чертежей по специальности или профилю работы, снимает эскизы сложных деталей с натуры и выполняет сложные деталировки.
4. Проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчет рисков при разработке новых изделий, составляет инструкции по эксплуатации конструкций, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию.
5. Изучает и анализирует поступающую от других организаций конструкторскую документацию в целях ее использования при проектировании и конструировании.
6. Согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, представителями заказчиков и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые конструкции.
7. Участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций, выпускаемой предприятием продукции, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов и в разработке проектов стандартов и сертификатов.
8. Дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц.

III. Права

Инженер-конструктор имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкций обязанностями.
3. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.
4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководства).
6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Инженер-конструктор несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с

Руководитель структурного подразделения

(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.00

СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела

(подпись) (фамилия,инициалы)
00.00.00

С инструкцией ознакомлен:
(подпись) (фамилия, инициалы)

Качество выполняемой инженером-конструктором работы зависит от личных качеств и квалификации разработчика. Во многом результат зависит от опыта работы, знаний своей спецдальности, освоения специфики конкретного производства. Освоение производства связано с пониманием его организационных и технических принципов. Во многом это зависит от стажа работы конструктора и характера его общения с производством (осуществления авторского надзора, участия в испытаниях и при внедрении новых изделий в эксплуатацию и др.).

Основную теоретическую базу для становления специалиста дает институт или другое учебное заведение. Учебные заведения кроме преподавания старых традиционных предметов, необходимых для машиностроителей, приступили к преподаванию теоретических основ новых прогрессивных направлений производства, например гибких автоматизированных производств (ГАП), систем автоматизированного проектирования (САПР) и др. Задача высшей школы остается прежней: максимально связать предподаваемые теоретические предметы с производственной практикой. Однако вуз не может дать молодому инженеру все практические знания, необходимые ему в самых разных отраслях производства и самых различных производственных ситуациях. Поэтому молодой инженер, начиная свою практическую деятельность, оказывается недостаточно подготовлен к конкретной работе. Инженеры, в том числе инженеры-конструкторы, в первые три года работы проходят интенсивную профессиональную адаптацию. В этот период они осваивают практическую сторону производства, что происходит в процессе выполнения производственных заданий, т. е, в процессе выполнения своей непосредственной работы.

Как показывает практика, наилучшие результаты дает организация личной работы конструктора по углублению его знаний и повышению его квалификационного уровня. Специалисты считают, что диплом об окончании учебного заведения - это только разрешение на дальнейшее углубление своих знаний. Работу в этом направлении необходимо

вести постоянно и планомерно. После поступления на работу все деловые и творческие качества конструктора непрерывно совершенствуются и достигают высшего развития при достижении 10-летнего стажа работы. Затем они снижаются, сохраняя стабильность в отдельных компонентах: исполнительность, соблюдение срока выполнения задачи и др. Специалисты, оценка производственной деятельности которых постоянно растет, переходят, как правило, на руководящие должности по достижении 10-летнего стажа. У специалистов, стаж которых на инженерной работе составляет 16-25 лет и которые продолжают работать в должности инженера, основные показатели работы несколько ниже, чем у инженеров с девятилетним стажем.

В конструкторском подразделении каждый конструктор занимает свое место, соответствующее его деловому и производственному опыту, теоретическим и практическим знаниям. Штатное расписание конструкторского подразделения определяет иерархическую структуру специалистов в зависимости от их квалификации, начиная с должности техника-конструктора и кончая инженеромконструктором. Одна из систем квалификации специалистов предусматривает разделение конструкторов на основе присвоенной им квалификационной категории, где инженер-конструктор I категории является наиболее квалифицированным специалистом.

Соответствующая квалификационная категория присваивается конструктору на конкретном производстве, где он работает. Она во многом зависит от знания разработчиком конкретных условий производства, связанных с отраслью машиностроения, объектов разработки, организационно-техническим обеспечением и т. д. Ясно, что специалист, например, станкостроения не может быть специалистом в авиационной промышленности. При поступлении на предприятия или в организации на работу, не знакомую для разработчика отрасли, необходимо время для освоения специфики новой работы. Продолжительность адаптации зависит от сложности и конструктивных особенностей разрабатываемых изделий. На новом месте работы конструктору заново присваивается квалификационная категория, соответствующая условиям и требованиям новой работы.

Присвоение квалификационной категории конструктору производится квалификационной комиссией.

Для присвоения категории необходимо иметь представление руководителя конструкторского подразделения и образец конструкторской работы, характеризующей творческую деятельность исполнителя. Творческая деятельность конструктора должна соответствовать квалификационным характеристикам присваиваемой ему категории (см. приложение II). Квалификационная категория конструктора определяет его место в конструкторском подразделении, сложность выполняемой им работы, его оклад.

В проектно-конструкторских организациях проводится большая работа по повышению квалификации работников, включающая следующее; составление планов по повышению квалификации разработчиков; направление специалистов во втузы, на семинары, курсы повышения квалификации, в творческие командировки, экскурсии и т.д.; организацию обсуждения новых разработок КБ и подготовки конструкторов для присвоения очередной квалификационной категории; организацию работ с молодыми специалистами; усовершенствование профессионального мастерства конструкторов; изучение методики конструирования; организацию проверки методики конструирования и подготовки резерва ведущих исполнителей.

Чтобы убедиться в стабильной квлификации конструктора в течение периода работы, выявить достоинства и недостатки в его работе, подготовить резерв руководящих кадров, необходимо провести аттестацию конструкторов. Аттестация проводится раз в 5 лет. Цель аттестации выявить следующее: область наиболее глубоких теоретических и практических знаний; интерес к новому, передовому в своей творческой деятельности; умение выполнять задания и поручения; умение работать с технической литературой; общий культурный уровень; инициативность в работе; организаторские способности; пользуется ли авторитетом в коллективе; обладает ли настойчивостью при реализации принятых решений; соблюдает ли трудовую и производственную дисциплину, ответственность за порученное дело; умение доступно, четко выражать мысли; личные качества (тактичность, грубость, высокомерие, честолюбие); состояние здоровья и др.

Аттестация конструкторов создает стимул для повышения их квалификации, устранения их личных и деловых недостатков, улучшения стиля и методов работы, повышения эффективности и качества работы.

Аттестация позволяет наиболее глубоко определить правильность расстановки и использования кадров. Аттестационная комиссия вклЕсчает конструктора в резерв на выдвижение и определение его дальнейшего производственного роста.

Работа аттестационной комиссии не должна превращаться в экзамен по специальности. Она должна проходить неторопливо, вдумчиво, принципиально, должна иметь индивидуальный подход к аттестуемому. Обстановка должна быть деловая, доброжелательная и создать у аттестуемого уверенность в том, что недостатки необходимо устранить. Решения аттестационной комиссии выносятся голосованием, после обсуждения информации об аттестуемом специалисте. Комиссия дает одну из следующих оценок: 1) соответствует занимаемой должности; 2) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендации комиссии с повторной аттестацией через год; 3) не соответствует занимаемой должности. Комиссия выносит рекомендации, если это необходимо, для устранения негативных характеристик аттестуемого. Эти рекомендации указываются в решениях комиссии. В свою очередь, аттестуемый может высказать комиссии свои замечания по улучшению работы производства, которые комиссия заносит в протокол. Все замечания аттестуемых комиссия обобщает и передает администрации для принятия решений по выдвинутым вопросам.

Аттестация устанавливает способности работника для руководящей работы и определяет ближайший резерв руководителей. Комиссия может дать рекомендации о переводе работника на более подходящую для него работу. В приложении II приведены должностные обязанности конструкторов и круг знаний, которыми они должны обладать. Кроме обязанностей конструктора, в приложении приведены обязанности специалистов, работа которых способствует развитию конструкторской деятельности.

Проектно-конструкторские работы осуществляются в бюро (секторах) конструкторских организаций. Во главе этих подразделений стоит руководитель. Руководитель конструкторского бюро (сектора) должен обеспечивать планирование и учет работ, качественное и своевременное их выполнение, координацию работы бюро (сектора) с другими службами; осуществлять мероприятия по

работе инженеров, в их коллективных действиях по выполнению общей задачи. Большое значение в правильном, разумном решении задач инженерной этики имеет отношение инженера к своей профессии. Отношение к своей профессии связано с отношением к своим коллегам, к обществу, к технике в целом, что в совокупности создает моральный престиж профессии.

В инженерном труде, как и в любом другом творческом труде, огромное значение имеют отношения инженеров между собой. Уважение и любовь к своим коллегам, которые выполняют общие задачи, позволяют направить творческую работу в русло законов инженерной зтики. Энтузиазм и самоотверженность при выполнении своих задач позволяют получить моральное удовлетворение за результаты труда и легче переносить возможные ошибки и неудачи. Доброжелательные и дружеские отношения к специалистам, с которыми выполняется общая работа, несмотря на напряженные и порой острые производственные отношения на предприятии или в организации в целом, позволяют более эффективно решать производственные вопросы. Трудности решения производственных проблем и противоречий не должны превращаться в решение личных проблем и противоречий. Если иногда бывает трудно отличить личные проблемы от производственных, то положительное решение их позволяет также положительно решать производственные вопросы. Надо учитывать, что люди, участвующие в производственном процессе, обладают самыми разными характерами, опытом, теоретической подготовкой, способами творческого труда, мнениями по конкретным техническим вопросам, по производству в целом. У них могут быть самые различные пути решения тех или иных технических задач.

В настоящее время большое внимание уделяется исследованиям психологического климата малых групп. Малыми группами называются группы работников, объединенных общей задачей, общей работой, общими целями или выполнением одной конкретной работы. В этих группах наряду с хорошими человеческими отношениями должны существовать производственные отношения, соответствующие законам инженерной этики.

Отношения инженеров-конструкторов между собой неразрывно связаны с взаимоотношениями начальников и подчиненных. В любой малой группе имеется руководитель или старший конструктор (главный инженер

проекта), под руководством которого проходят разработки. Эти отношения должны основываться на взаимном понимании и доверии. Ведущий конструктор должен управлять творчеством всех членов группы и направлять разработку на создание экономичной, эффективной и качественной конструкции. Конструкция должна быть не только работоспособной, но и реально выполнимой конкретным производством. Ведущий конструктор должен направлять творческую работу всех специалистов, уча ствующих в разработке, на достижение вышеуказанной цели. Управление разработкой производится тактично, по-деловому, при необходимости следует подтянуть отстающих. Руководитель разработки принимает или отвергает определенные технические решения. Цель его работы -создавать и поддерживать творческий микроклимат в своих группах, обеспечивая таким образом эффективность и качество разработок.

В новых разработках часто используют ранее разра ботанные конструкции. В любом случае у них имеется автор или организация-разработчик. При использовании заимствованных технических решений необходимо ссылаться на их авторов. Недопустимо выдавать чужую работу за свою. Если заимствованная конструкция применяется без изменений, то графа основной надписи «разработал» не заполняется, а на поле чертежа указывается организация-разработчик. Новые решения, имеющие признаки изобретений, должны быть оформлены заявкой. Проще, если изобретатель и разработчик -одна и та же персона. Тогда отпадает необходимость в установке личности автора

Особенно трудно определить автора новых технических решений, которые созданы коллективно. Здесь, как правило, предложение, высказанное одним работником, приобретает конструктивную форму в коллективном труде. В этом случае сама творческая группа должна объективно оценить круг лиц, которых можно считать авторами. В крайнем случае, функции арбитра должен принимать на себя руководитель разработки. Он должен быть не только хорошим специалистом на всех стадиях разработки, но и хорошим психологом.

Пропаганда удачных технических решений и разработок относится к рациональной организации конструкторских работ, что позволяет улучшить качество и работоспособность создаваемого изделия. Однако следует

опасаться необъективности оценки своих разработок. Нередко преувеличивается важность их и отвергаются другие, более эффективные разработки. В практике конструкторского труда встречаются случаи, когда свои проекты защищаются любой ценой, а более удачные чужие решения подвергаются незаслуженной критике. Так поступают инженеры-конструкторы с болезненно самолюбивым характером. Они, как правило, плохо отличают производственные интересы от личных. В целях налаживания нормальной творческой атмосферы в коллективе подобные случаи должны вызывать отрицательную реакцию товарищей по работе и получать должную оценку руководителей разработки.

Принципы инженерной этики призывают объективно решать все технические вопросы, при этом производственные интересы выдвигаются на первый план. Каждый инженер имеет свои собственные взгляды на одни и те же производственные проблемы. Эти взгляды во многом зависят не только от квалификации инженера, его практического опыта, но и от его психологического типа. Одни и те же процессы, конструктивные и технологические схемы разные конструкторы оценивают по-разному. Объективная информация как бы проходит через призму личности конструктора и изменяется, пополняясь личными наблюдениями и выводами. При обмене опытом желательно, чтобы инженеры не делали категорических заключений. Целесообразно входную информацию выдавать как стимулирующую, способствующую решению технической задачи. Принципы инженерной этики не признают передачу тенденциозной информации и немотивированных сомнений. Само собой разумеется, что передача заведомо неверной информации в процессе производства рассматривается как поведение, заслуживающее наказания.

Оценивая каждое новое изделие, нельзя обходиться только положительными, лестными отзывами. Любая конструкция имеет и какие-то недостатки. Чтобы раскрыть их, необходимо оценить все морально-этические аспекты данной оценки. Критика должна касаться только технической сущности конструкции, но не оценивать квалификацию и личные качества ее разработчиков. Это -компетенция квалификационной и аттестационной комиссии.

В ходе совместной работы конструктор в основном соприкасается со своими коллегами-конструкторами. Однако случается, что инженеры-конструкторы работают

непосредственно с заказчиками. Такими этапами являются согласование проектов и рабочих чертежей и осуществление авторского надзора. В тех и других случаях инженерыконструкторы входят в непосредственный рабочий контакт со специалистами заказчика: технологами, эксплуатационниками, ремонтниками, специалистами по технике безопасности, противопожарной безопасности и др. Бывает, что эти специалисты имеют разные мнения, не совпадающие с общим направлением рассматриваемой разработки. Надо помнить, что взаимоотношения со специалистами заказчика должны быть деловыми, тактичными. Конструктор обязан внимательно выслушать все замечания по проекту, оценить их и принять к разработке, если они целесообразны и реально осуществимы. В противном случае необходимо доказать их нецелесообразность. Хорошего результата нельзя достичь при грубых и некорректных отношениях специалистов.

При осуществлении авторского надзора главная цель разработчика -видеть свою конструкцию в работе, поэтому он должен обращать внимание на все отступления от проекта, влияющие на работоспособность изделия. Форма воздействия на производство предприятия-изготовителя должна быть деловой, строгой и в то же время деликатной. Исправление ошибок, допущенных разработчиком, требует особого подхода.

Принципы инженерной этики приобретают особо важное значение, когда осложняются личные и производственные отношения. Происходит это в том случае, если из-за отклонений от проекта или ошибки разработчика изделие перестает работать -возникает авария. При аварии, повлекшей за собой потерпевших, особенно тщательно исследуются ее причины. Одновременно анализируется конструкция изделия; качество ее накладывает большую ответственность на конструктора. При небрежной разработке конструкции, нарушении норм и правил техники безопасности и противопожарной техники, приведших к аварийным случаям, на разработчика накладываются экономические или юридические санкции. Важное значение имеет поведение инженера-конструктора в аварийных ситуациях. Объективность, деловитость и чувство ответственности должны характеризовать моральную подготовку разработчика. Отсутствие стремления свалить свою вину на других и признание своей ошибки является достойным поведением инженера-конструктора.