Прогулка в средней группе «Зимующие и перелетные птицы. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим) в средней группе компенсирующего вида «Перелётные птицы

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественное - эстетическое развитие» .

Цель: Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о зимующих птицах.

Программные задачи:

  • Образовательные: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; учить подбирать глаголы, характеризующие пение птиц (чирикает, каркает, воркует, трещит) .
  • Развивающие: совершенствовать диалогическую речь; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, развивать умение рассуждать, видеть объект с разных точек зрения.
  • Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам; воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы; уметь договариваться. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; иметь представления о птицах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование:

Картинки зимующих птиц, птиц: карточки с изображением корма птиц: ягоды рябины, кусочек сало, семечки, хлебные крошки, остатки пищи… Видео проектор, слайд-шоу, аудиозапись произведений: Вивальди «Времена года» , голоса птиц; панно с изображением кормушки; салфетки, клеенки, клей-карандаш цветные карандаши; карточки с эмблемами по теме «Зима» .

Предварительная работа:

Беседы о зимующих птицах; заучивание и отгадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме «Интересное о зимующих птицах» ; наблюдение за птицами, кормление птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

2. Основная часть.

Звучит музыкальное произведение Вивальди «Времена года» , «Зима» .

Воспитатель: - Слышите, звучит музыка. Давайте закроем глаза, что вы сейчас представили, слушая это произведение? Расскажите, пожалуйста. (Ответы детей) .

Воспитатель:

Какое время года вы представили? (ответы детей: зима)

Как вы поняли, что это зима?

Как вы думаете, зима это хорошо или плохо? (ответы детей)

(Дети сами выбирают способ деления на две команды) . либо 1-2. Либо по картинкам.

Схематичное изображение «Хорошо - плохо» .

Воспитатель:

Кому очень трудно приходиться в зимнюю пору? (предположения детей, птицы)

Почему? (голодно, морозы) . - Давайте отправимся в парк к птицам в гости.

А на чем мы туда доберемся? (предложения детей) .

Мы надели лыжи, встали на лыжню,
Не догнать нас даже быстрому коню.

А вот и парк!

(Дети имитируют движения птиц) .

Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,
Клювик почистим
Птички пожалуйте к нам!

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на пенечки, послушаем загадки.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

Как зовут нашего первого гостя?

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель: - Как поет воробей? Что делает? (Чирикает) .

А что вы знаете про воробья? (ответы детей)

Воспитатель: - Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель: - Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей.

Воспитатель: - Послушайте, как голубь воркует? (Гру-гру) . Чем питается голубь?

Воспитатель:

Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель: - Как разговаривает сорока, кто знает?

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Ест все, что может найти на мусорке, очистки и т. д.

Воспитатель: - Послушайте загадку о следующей птице.

Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель:

Ворона - важная, горластая. Как она подает голос? Что вы знаете о вороне?

Воспитатель: - О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!

(Дятел)

Воспитатель: - Послушайте, как стучит дятел. Что вы можете рассказать о дятле?

Воспитатель: - Встречайте следующего гостя.

Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Снегири клюют семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель: - Как синичка поет? (Зинь –зинь) (ци-ци-ци) .

Предлагаю детям рассказать о синичке.

Воспитатель: - Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель: - Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти - …

(Свиристели)

Воспитатель: Ребята а теперь пусть каждый разукрасит свою птичку и посадит ее в нашу общую кормушку

Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть кормушка: предлагаю взять по птичке и её любимое лакомство и наклеить на кормушку.

(Дети берут карточку с изображением птицы и корма и располагают рядом с птицей на панно) .

(Примерные ответы детей: Я дам синичкам сало. Я накормлю снегиря ягодами рябины. Я накормлю голубя зёрнышками и т. д.)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, всех птичек накормили. Пора возвращаться в детский сад. Надевайте лыжи и покатили.

3. Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня побывали?

Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) .

Что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей) .

Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей) .

Гюльнара Мамедбекова
НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней группе

НОД по познавательному развитию «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

в средней группе

Тема: «Перелётные птицы»

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Программное содержание:

1. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой»,

«стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте,

кукушке, соловье; о частях тела птиц.

З. Упражнять детей:

В образовании сложных прилагательных;

В составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение

стихов. рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:

Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца, Сереньким пятном

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/Об осени/.

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут

моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

/Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец,

жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/

3. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/ /

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост

и лапки. Кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю

окраску, длинный хвост. небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц,

никогда не вьет гнезда. а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы

вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист - большая птица белого

цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они

их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают

холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом

они совершают пробные полеты. больше обычного едят, нагуливают жирок - в

полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо

затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные

колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все

вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде

треугольника: другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Наверное, это

зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают

ФИЗМИНУТКА. /загибаются пальцы обеих рук/

Пой - ка, подпевай-ка, Эта птичка - коростель,

Десять птичек - стайка, Эта птичка - скворушка

Эта птичка - воробей, Серенькое перышко.

Эта птичка - совушка, Эта - зяблик,

Сонная головушка. Эта - стриж,

Эта птичка - свиристель, Эта - развеселый чиж.

Ну а эта - злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

2. Упражнение «Отгадай и присядь».

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите

название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

3. Упражнение «Скажи одним словом».

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете

его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой?. /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он. /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она. /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она. /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она. /острокрылая/.

4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются

насекомыми, потому что. /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Да можно назвать лесным доктором, потому что. /он достает

жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. /она не вьет

себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что. /он красиво поет,

заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что. /им нужно

выводить птенцов/.

Итог занятия;

Ребята, скажите. пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Публикации по теме:

«Перелетные птицы» Конспект НОД в образовательной области «Познание» в средней группе Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный.

Итоговая образовательная деятельность по теме «Перелетные птицы» в средней группе «Встреча в весеннем лесу» Интеграция образовательных.

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.

Конспект интегрированной ОД по познавательно-творческому развитию (аппликация) в средней группе «Перелетные птицы» Цели: 1. Уточнить, расширить представления детей о характерных признаках, особенностях перелетных птиц. Закрепить их названия. 2. Познакомить.

Лилия Шкода

тема НОД: «Перелетные птиц

Образовательная область: познание.

Программная область: формирование целостной картины мира.

Задачи: создать условия для закрепления знаний детей о птицах

обучающая: формировать умение детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, (познавательное развитие, пополнять лексику разнообразием слов. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями (речевое развитие). Дать знания о том, какие птицы являются перелетными.

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, связной речи, воображения (Речевое развитие, познавательное развитие) .

Воспитательная: Воспитывать в детях чувство уважения к живой природе.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

формы реализации детских видов деятельности: игра с речевым сопровождением, игра подвижная.

оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц, мягкая игрушка вороны.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за поведением птиц, рассмотреть с детьми как выглядят птицы, чем они похожи, чем отличаются, какое оперение, покормить с детьми птиц, насыпать в кормушку корм, прослушать с детьми записи с пением птиц, чтение стихотворений и рассказов о птицах.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня я пришла в садик очень рано, прошла по нашей площадке. Было очень тихо. Только птицы щебетали.

"Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам! "

Я думаю птицы со мной здоровались. Дети как вы считаете какие птицы со мной здоровались?

(Ответы детей)

Познакомьтесь, к нам в гости пришла ворона Каркуша (игрушка, она хотела бы послушать про птичек. Разрешим Каркуше остаться у нас в гостях? (ответы детей). Присаживайся Каркуша вместе с нами и послушай, что наши дети знают о птицах.

2 основная часть.

Воспитатель: Давайте сегодня с вами поговорим о перелетных птицах. Дети, как вы думаете, какие птицы называются перелетными.

(Ответы детей)

Воспитатель: Птицы, которые на зиму улетают от нас в теплые края называются перелетными, весной они вновь возвращаются к нам, чтобы радовать нас своим пением.

(карточка 1)

Посмотрите, кто узнал эту птицу?

(ответы детей)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад- вперед по пашне вскачь.

А зовется птица… (грач)

Грач- крупная птица с черным оперением. Его можно встретить на всей территории России. В средней полосе России прилет грачей – признак наступившей весны. На ночь грачи устраиваются в ветвях деревьев. Место их ночлега называют грачевником. Их соседями становятся другие птицы: вороны, галки, сороки. Грачи обычно занимают ветки самых высоких деревьев.

Эти птицы уничтожают множество насекомых, среди которых немало вредителей сельскохозяйственных культур. Но часто грачи не помогают полеводам, а вредят им, выклевывая молодые всходы пшеницы, кукурузы, подсолнечника. Огромные стаи птиц приходится отпугивать, устанавливая на поля пугала.

(карточка 2)

А вот еще птица, с который вы хорошо знакомы, кто ее узнал?

(ответы детей)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его (скворец)

С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла.

Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Бывает, что скворечник на зиму облюбовали нахальные воробьи. Приходится скворцам с боем отвоевывать свое жилище.

Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов часто содержат как домашних птиц. Их несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова. Часто скворцы могут воспроизводить и вовсе невероятные звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери, ржание лошади и т. д.

Самка скворца дважды за лето откладывает зеленоватые яички, из которых выводятся птенцы. Родители приносят им в гнездо пойманных насекомых и червяков.

Осенью скворцы собираются в большие стаи. Они отправляются на зимовку в южные страны, чтобы следующей весной снова вернуться в родные места.

Физкультминутка Перелетные птицы

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

И на место сели (улетают», садятся)

(карточка 3)

Кто узнал эту птичку?

(ответы детей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка)

Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тепло. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки на лету, зачерпывая воду из реки клювом.

Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

3 Итоговая час

Дети, но ведь не все же птицы от нас улетают в теплые края, очень много птичек остаются и с нами зимовать. Как вы думаете, и трудно у нас зимой? (ответы детей). Конечно трудно и даже очень. Им и холодно, и голодно, ведь еда которой они питаются остается под снегом и птицам тяжело ее добывать. А как вы думаете, человек может помочь птицам в это время года? (ответы детей) А как? (Ответы детей). Люди делают для птиц различные кормушки, которые наполняют зернами и хлебными крошками, благодаря этому птицам легче найти себе пропитание. Вот и мы с вами сегодня на прогулке заполним кормушку хлебными крошками, и к нам в гости прилетят много разных птиц.

Ну а нашей гостье пора возвращаться к себе в гнездо. Каркуша, тебе понравилось у нас в гостях? Прилетай к нам еще в гости, и мы с детьми обязательно тебе расскажем что-то еще новое и интресное. До свидание!

Публикации по теме:

Конспект НОД образовательной области «Познание» в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД образовательной области «Познание» на тему «Перелетные птицы» в средней группе Цель: познакомить воспитанников с перелетными.

Конспект НОД «Перелетные птицы весной» в средней группе Видео Воспитатель: Гресс Т. П ГБДОУ№34 Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы. Задача:.

Конспект НОД по ФЭМП у детей по лексической теме «Перелётные птицы». Средняя группа Конспект НОД по ФЭМП у детей по лексической теме «Перелётные птицы». Средняя группа Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: закреплять знания детей о перелетных птицах Задачи: -обобщить представление.

Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе. Цель: формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры.


Конспект НОД образовательной области «Социальный мир»

по теме «Перелётные птицы» для детей средней группы.

Цели:
познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком), объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы". Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Материалы

оборудование:
фонограмма с шумом леса и пением птиц, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч, снежинка, веточка.
Интеграция образовательных областей:
познание, художественное творчество, социализация, краеведение.
Ход занятия.
1
. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись.
- Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса) - А как вы догадались, что это лес? - Каких птиц вы знаете? - Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными? Мы с вами познакомимся сегодня с перелетными птицами. Посмотрите внимательно на доску, каких птиц вы здесь узнали? Давайте я вам буду подсказывать с помощью загадок.
Загадки о перелётных птицах:
 На шесте - дворец, Во дворце – певец, А зовут его…(скворец) Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (жаворонок)  Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. (грач)
 Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (цапля)  Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет.(соловей)  Шипит, гогочет, Ущипнуть меня хочет, Я иду, боюсь, Кто это…(гусь)  Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка)  Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку? »(кукушка)  Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (журавль) Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв) А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. Кто хочет описать журавля? Какой он?
Игра «Опиши птицу». (дети по желанию выходят и описывают птиц).
Ребята, а ведь у всех этих птиц есть птенцы, они появляются весной. А кто у них птенцы, знаете? Давайте поиграем в игру «Чей детёныш?
Упражнение "Чей детёныш" (с мячом)
на образование супплетивных форм существительных. У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата. И так далее. Хорошо запомнили зимующих птиц? Сейчас мы это проверим. Выходите все ко мне и мы поиграем в игру «Зимующие птицы»
Физминутка:
подвижная игра “Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой музыки. - Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей). Присаживайтесь на свои места. Сейчас давайте с вами вспомним, где мы с вами живем? (На севере). А как называется наш город? (Салехард) А наш край? (ЯНАО). Правильно ребята. А кто знает, какие птицы живут в нашем округе? (куропатки, утки, рябчики, белая сова, гуси, лебеди). Большинство птиц ЯНАО – перелётные. А самая редкая и ценная птица округа – белый журавль (стерх). Эта птица занесена в Красную книгу Ямала. (показ книги). Ребята, что это за книга такая? (Это книга со списком редких и находящихся под угрозой исчезновения птиц, животных, растений). Ребята, давайте мы с вами сейчас изготовим лебедя, своими руками, и это будет символом нашего города. Но сначала, чтобы наши пальчики хорошо работали, мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей»
Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши) Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца) Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко. Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки) Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками). Коллективная аппликация «Лебедь»
Итог занятия:

Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями? - Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением) - Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.). - Что случится, если птицы исчезнут? - За что вы любите птиц?

Программное содержание:

1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».

Ход занятия

Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!

— Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Беседа «Перелетные птицы»

  • Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
  • А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
  • В какое время года птиц больше? (летом)
  • Почему? (и зимующие, и перелетные)
  • Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
  • В какое время года они возвращаются? (весной)

Пальчиковая гимнастика

Пришла весна,
сосульки тают,
Запели первые ручьи,
Медведь берлогу
покидает,
А на полях кричат грачи.

Поочередное загибание пальцев на каждое слово
Хлопки на каждое слово
Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям
Ритмичные хлопки на каждое слово

В: Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Игра с мячом «Поймай и назови»
Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

  • Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Игра «Кто лишний»
На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

  • Пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами
В.: Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»

«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»

Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

Беседа о птицах

  • Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)
  • Чем он питается? (мелкими грызунами)
  • Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)
  • Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

  • А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

В.: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?

Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

П.: Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

В.: Кто Вы такой?

П.: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

Д.: Птенцами..

П.: Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

Д.: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

П.: Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам.на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.

Д.: Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

П.: Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.

П.: Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Работа с картинкой «Дерево»

  • какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)
  • какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)
  • какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)
  • что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)
  • что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)
  • что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)
  • что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
  • где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)
  • где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

П.: А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

Игра «Птицы, гнезда, птенцы»

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

В.: Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг

В.: Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

Работа в тетради

Во время работы детей повторить гигиенические правила письма.

В.: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Беседа «Птицы и люди»

  • Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
    Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

В.: Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

Авторы: воспитатели высшей категории коррекционной группы
Гатауллина М.А
Богдан В.И.,
МДОУ ДС КВ №62
Ленинградская область
Всеволожский район
Поселок Колтуши.