Как работать с моделями на съемке. У каждого фотографа со временем вырабатываются свои собственные приемы

Итак, на самом деле, я очень много сталкивался с такой ситуацией, что не мог найти общий язык с моделью, точнее, не знал о чем поговорить, вроде модель тоже человек, но я немного стеснялся.

Основная задача портрета - передать самые характерные черты модели так, чтобы она, во-первых, была легко узнаваема, а во-вторых, что тоже немаловажно, нравилась себе самой на снимке (здесь зачастую возникают некоторые трудности, так как человек всегда воспринимает свой образ иначе, чем наблюдающие со стороны).

Поэтому главная задача фотографа-портретиста - поймать настроение модели, которое наиболее характерно ее образу. Для этого необходимо создать необходимую атмосферу в студии еще до начала съемок, чтобы, в первую очередь, узнать модель лучше, и конечно, чтобы немного раскрепостить, расслабить ее.

Итак, фотограф, знакомясь с моделью, должен сразу объективно оценить ее внешность и определить лучшие ракурсы конкретно для нее. Для этого во время разговора следует внимательно понаблюдать за мимикой лица, жестами и за манерой держаться. Потом следует отметить для себя наиболее характерные и выразительные черты модели, чтобы, создавая образ на снимке, отталкиваться именно от них.

Зачастую фотографу приходится работать с неопытной моделью, которая, придя в студию, вероятно, будет вести себя довольно скованно и неестественно. Здесь весьма важно сразу же установить контакт между фотографом и моделью. Часто для этого фотограф проводит сначала пробную съемку, чтобы модель смогла понять, что от нее хочет фотограф, а только потом договориться о повторной фотосессии.

Как уже было отмечено выше, самое главное в портретной съемке - это создание атмосферы, в которой модель будет чувствовать себя уютно и естественно. Поэтому следует обязательно потратить хотя бы 15 минут до съемки на разговор о жизни, об увлечениях, на шутки, сплетни и так далее. Это должен быть легкий отвлеченный разговор, а не допрос. Фотограф сам должен быть расслаблен, спокоен и уверен в себе, чтобы расположить к себе модель. Для этого полезно, чтобы модель что-то узнала и о фотографе (его жизни, интересах, увлечениях). Можете включить музыку, это поможет создать благоприятную атмосферу.

Лучшим местом для такого разговора станет сама студия, а конкретнее, место съемки, так как во время разговора модель сможет привыкнуть к нему (месту съемки) и максимально расслабиться.

Перед съемкой следует обязательно поинтересоваться, что сама модель ждет от фотосессии, какие у нее самой идеи и мысли на этот счет. Хорошо, когда у фотографа уже есть небольшое портфолио, чтобы он мог показать его модели, демонстрируя, на что он способен и в каком жанре обычно снимает. Если портфолио нет, то можно использовать фотографии других фотографов из журналов, чтобы понять, что конкретно хочет получить модель.

Продолжайте разговаривать с моделью уже во время съемки. Модель не должна напряженно ожидать, когда вы наконец-то сделаете очередной кадр. Чтобы лицо на снимке получилось естественным, нужно самому подлавливать такой момент. Лучше всего это сделать в общении, а здесь все средства хороши: шутка, анекдот, простая интересная история - и на снимке обязательно появится естественная ненатянутая улыбка. Если вы снимаете детей, то запаситесь шоколадками и конфетами, которые можно будет показать ребенку из-за спины и вызвать его непроизвольный восторг (и, конечно, запечатлеть этот восторг на снимке).

Старайтесь, чтобы ваши снимки были минимально постановочными. Например, вы можете предложить модели заниматься каким-либо своим делом и фотографировать ее "в процессе работы".

Таким образом, в портретной съемке нужно помнить два основных момента. Первое: каждый фотограф-портретист - это, в первую очередь, отличный психолог. Второе: подобная съемка - это всегда тандем, союз фотографа и модели, и только их общими усилиями можно получить удовольствие от процесса съемки, стимул для дальнейшей работы и, конечно, хорошие, интересные портреты.

Конечно, амбассадор Nikon и известный селебрити- и фэшн-фотограф Олег Зотов работает с моделями мирового класса, которым не нужно объяснять, что делать на площадке. А как часто можно услышать от начинающих фотографов: «Попробуй взять обычного и даже несимпатичного человека, посмотрим, как у тебя ничего не выйдет!». Все великие фотографы и модели начинали с азов. Поэтому Олег в своей онлайн-школе сначала рассказывает ученикам теорию, а потом они закрепляют полученные знания практикой в домашних заданиях. Вот некоторые важные моменты, которые нужно учитывать в работе с моделью:

  • Теперь вам не понадобятся курсы изучения методов знакомства с девушками и повышения уверенности в себе – вы фотограф, это даже лучше. Вы можете подойти к понравившемуся человеку и сказать: «Я фотограф, вы мне нужны как модель». Разве можно отказать? 50% согласятся, 50% подумают, что фотографы – сплошь маньяки. Но 50 на 50 – все равно отличные шансы.
  • Фотошоп – прекрасная программа, ретушеры и дизайнеры – замечательные ребята. Их искусством можно восхищаться. Но это другое искусство. Если ты фотограф, то думай, действуй и поступай как фотограф. Поставь модель в такую позу, чтобы максимально подчеркнуть ее достоинства и скрыть недостатки. Поставь правильный свет. Визажисты и стилисты помогут во всем остальном. Делай честные кадры.


Диафрагма - f/13.0
Выдержка - 1/200
ISO - 100
Фокусное расстояние - 90 мм
Камера - Nikon D810

  • После того как вы «пристрелялись» с первыми кадрами и настроили камеру, забудьте о технике и приступайте к самому главному. Выстраивайте снимок, чувствуйте энергию модели и пытайтесь передать ее на фотографии. Общайтесь с моделью, заинтересуйте ее, ведь вы партнеры в общем деле, показывайте удачные кадры, заряжайтесь друг от друга азартом.

  • Фотограф – это еще немножко и психолог. Профессиональная модель знает, как работать на камеру. Но в жизни мы чаще работаем с обычными людьми. Ваша задача – создать на площадке дружескую атмосферу и раскрепостить модель, дать ей расслабиться, даже покривляться. Не нужно принимать слишком сложные позы, пусть объектив представляется зеркалом, в которое смотрится ваш герой. Модель – это не просто тело, это живой человек с эмоциями, внутренним миром, переживаниями. Постепенно вытаскивайте все это наружу, ведь даже чуть-чуть иной взгляд может изменить всю фотографию.
  • Если модель стоит боком, а голова повернута на камеру, ищите такой угол поворота, чтобы не появлялись слишком грубые складки на шее и неестественное скручивание в позе.


Диафрагма - f/11.0
Выдержка - 1/200
ISO - 100
Фокусное расстояние - 70 мм
Камера - Nikon D810

  • Обращайте внимание на неочевидные на первый взгляд моменты, чтобы элементы фона не играли злых шуток с моделью. На натурных съемках в кадр запросто могут влезть посторонние элементы и убить всю композицию: трубы, столбы, строительные краны… В процессе фотосессии можно не обратить на них внимания, а на фотографии окажется, что они «вырастают» из головы или тела модели и все портят.


Диафрагма - f/11.0
Выдержка - 1/100
ISO - 400
Фокусное расстояние - 48 мм
Камера - Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

  • Расположение героя строго в центре кадра, особенно на горизонтальных снимках, – не всегда самая выигрышная идея. Пробуйте разные варианты композиции, потом оставите лучший.

  • Глаза – главный элемент в портрете. И вот тут с экспериментами важно не переборщить. При слишком резко отведенном от камеры взгляде белки начинают визуально «перевешивать», а иногда даже создается впечатление, что глаза разные и косят.
  • В рамках одной фотосессии меняйте ракурсы съемки и перемещайтесь с моделью даже в пределах одной локации – на пятачке в десять метров можно снять совершенно разные сюжеты и найти разный фон. Переодевайте модель в разную одежду, добавляйте аксессуары. Можно играть с естественным светом и его отражениями от различных поверхностей, например, интересную игру света и теней может дать просто отраженный в луже луч света.
  • При съемке на улице несильный ветер может стать хорошим помощником. Он красиво и каждый раз по-новому развевает волосы и создает настроение кадра. Только следите, чтобы развевающиеся волосы не распадались на слишком грубые локоны с большими просветами между ними. Это создаст впечатление, что у модели редкие волосы.

  • Если вы нашли хорошую позу для модели, далее меняйте только детали: положение рук, поворот и наклон головы, направление взгляда. Так вы хорошую позу доведете до совершенства.
  • Сколько дублей делать на съемке? Кто-то делает 500 одинаковых кадров, надеясь, что что-то из этого выстрелит, я получаю желаемое в пределах 10–15 разноплановых кадров. Истина где-то посередине.
  • При выборе места съемки обращайте внимание на фактуры, ищите интересные решения. Хороший фон очень важен в фотографии. Старое дерево, необлагороженные кирпичные стены, ржавые поверхности, вода, камень отлично сочетаются с тканями и телом, юной кожей.

  • Не забывайте критически смотреть на свои снимки. Возможно, на первых порах стоит смотреть на фото еще и чужими глазами. Если вы берете ракурс выше головы, визуально шея может укоротиться или совсем исчезнуть. А при сильном наклоне головы вбок – такая же история с плечом. Аксессуары вокруг лица, например, цветочный венок, могут отбрасывать на лицо жесткие некрасивые тени. Сильно прижатая к телу рука расплющивается и выглядит в два раза толще, чем есть на самом деле. До упора согнутые колени и локти также делают конечности визуально толще. Явно выраженные при улыбке носогубные складки можно смягчить дополнительным прямым светом или более удачным относительно главного источника света ракурсом.
  • Работа с руками в портрете – сложная работа. На первых порах вообще лучше руки от портрета отвести, то есть совсем убрать из кадра. Учиться постановке рук и особенно расположению кистей можно у глянцевых фотографов и профессиональных моделей, листая журналы и Instagram. Как только вы обратите внимание на этот вопрос, сразу заметите на своих ранних работах «грабли», случайно утолщенные пальцы, а то и вовсе их странное количество, слишком утопленные в волосах и тем самым укороченные кисти и руки. Да-да, непрофессиональные руки сразу выдают недостаток опыта и модели, и фотографа. Но этому можно научиться.


Диафрагма - f/16.0
Выдержка - 1/250
ISO - 100
Фокусное расстояние - 70 мм
Камера - Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

  • Женский и мужской портреты кардинально отличаются. Женский портрет главным образом должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства, свет преимущественно ставится спереди по бокам, а еще лучше – сверху и снизу. В мужском портрете можно не бояться ставить свет сзади, сбоку, делать глубокие тени, оставлять один глаз полностью в тени или даже совсем уводить лицо из света – это только добавляет портрету мужественности, брутальности и привлекательности.

  • Играйте с тенями на модели. Я как-то использовал жесткие «зебровые» тени, расположив перед светом реечное днище от кровати. Пробовал направлять на модель различные надписи и рисунки с проектора. Все это имеет право на жизнь, эксперимент – двигатель искусства!

Когда я еще только начинал фотографировать, я не раз сталкивался с ситуацией, когда не мог найти общий язык с моделью, точнее, не знал о чем поговорить. Вообще проблема может быть вовсе и не в модели, а в собственной стеснительности. Фотограф-портретист должен быть отличным психологом. Главная его задача — уловить настроение модели, которое наиболее характерно ее образу. Для этого необходимо создать необходимую атмосферу в студии еще до начала съемок, чтобы, в первую очередь, узнать модель лучше, и конечно, чтобы немного раскрепостить, расслабить ее.

Основная задача портретного фото — передать самые характерные черты модели так, чтобы она, во-первых, была легко узнаваема, во-вторых, чтобы она нравилась себе самой на снимке (здесь зачастую возникают некоторые трудности, так как человек всегда воспринимает свой образ иначе, чем наблюдающие со стороны).

Соответственно, фотограф, знакомясь с моделью, должен сразу объективно оценить ее внешность и определить лучшие ее ракурсы. Также следует отметить для себя наиболее выразительные позы модели. Во время съемки надо внимательно понаблюдать за мимикой лица, жестами.

Зачастую фотографу приходится работать с неопытной моделью, которая ведет себя довольно скованно и неестественно. Чтобы фотографу сразу установить контакт с моделью, неплохо провести сперва пробную съемку, чтобы модель смогла понять, что от нее хочет фотограф, а уже потом договориться о повторной фотосессии. Кстати раньше во время пробной съемки фотографы говорили, что пленка в фотоаппарат не заряжена (хотя на самом деле она была там). Так что модель сразу вела себя раскованно, и на фотосеcсию уходило меньше времени.

Как, спрашивается, создать атмосферу, в которой модель чувствовала бы себя уютно и естественно. Хотя бы 15 минут до съемки надо потратить на разговор о жизни, об увлечениях. Это должен быть легкий отвлеченный разговор. Во время разговора модель сможет постепенно привыкнет к незнакомой обстановке в студии и сможет расслабиться.

Фотограф сам должен быть расслаблен, спокоен и уверен в себе, чтобы расположить к себе модель. Можете включить музыку, которая нравится модели. Это также поможет создать комфортную атмосферу. Модель в свою очередь также спрашивать фотографа о его жизни, интересах, увлечениях.

Перед съемкой следует обязательно поинтересоваться, что сама модель ждет от фотосессии, какие у нее самой идеи и мысли на этот счет. Хорошо, когда у фотографа уже есть портфолио, которое он мог бы показать модели, демонстрируя, на что он способен и в каком жанре обычно снимает. Если портфолио нет, можно показать фотографии других фотографов, чтобы понять, какие фото хочет получить модель.

Продолжайте разговаривать с моделью во время съемки. Модель не должна напряженно ожидать, когда вы наконец-то сделаете очередной кадр. Чтобы лицо на снимке получилось естественным, лучше всего снимать в процессе общения. Расскажите шутку, анекдот, просто интересную историю, так что на снимке обязательно появится естественная ненатянутая улыбка. Если вы снимаете детей, то запаситесь игрушками, которые можно будет показать ребенку из-за спины и вызовут у него непроизвольный восторг.

Старайтесь, чтобы ваши снимки были минимально постановочными. Например, вы можете предложить модели заниматься каким-либо своим делом и фотографировать ее в процессе. И помните: только общими усилиями можно получить хорошие, интересные кадры.

У меня Вы можете приобрести подарочный сертификат на фотосессию.
Примеры некоторых моих работ см. здесь.

Известный американский фотограф Эмили Сото (Emily Soto), живущая в Нью-Йорке, прославила свое имя великолепными фотографиями знаменитостей. Плюс ко всему, Эмили прекрасно работает в жанре «лайфстал» и модной фотографии. Любая из фотографий этого мастера - настоящее произведение искусства, безупречно выполненная работа, которая вызывает у зрителя бурю эмоций. Плюс ко всему, они очень и очень романтичны! Смелые и игривые фотокартины Эмили Сото пользуются успехом не только у зрителей. Работы фотографа активно покупают престижные издательства, они украшают обложки модных журналов. А еще Эмили Сото вместе со своим дружным и слаженным творческим коллективом единомышленников организуют разного рода фотографические семинары во всем мире: в Европе, Австралии, Азии. Эти семинары в основном посвящены модной фотографии.

Эмили считает, что одной из важных составляющих успеха фотосессии является налаживание контакта с моделью, общение с ней. Но, на беду, многие фотографы об этой стороне дела часто забывают и сосредотачивают свое внимание в основном на фотоаппаратуре, освещении и прочих вещах. Тем не менее, для того, чтобы создать хорошую фотографию, фотографу нужно научиться донести свои идеи, свои эмоции и чувства до того, кого он фотографирует.

О том, как фотографу добиться тесного контакта и взаимопонимания с моделью, как расположить к себе портретируемого, мы и расскажем сегодня на основе советов, которые дает Эмили Сото на своих семинарах, мастер-классах, а так же в своих публикациях и интервью.

Общение с моделью - это главное

Для того, чтобы портретируемый привык к фотокамере, к незнакомой обстановке вашей фотостудии, очень часто необходимо некоторое время. А если ваша модель - человек неискушенный в этом деле, неопытный, то иногда с ним необходимо провести небольшую беседу, в которой проинструктировать его о том, что ему и вам предстоит делать в ближайшие часы.

Любой человек по-своему уникален, не похож на другого. Вот эти особенности фотографу, прежде всего, и необходимо выявить, а потом решить, как лучше снимать своего клиента, в какой тональности, с какого ракурса и так далее.

Обратите внимание на то, как работают с моделями другие фотографы. Как по-разному они фотографируют одних и тех же людей! Если вы наладите связь с портретируемым с самого начала вашего совместного творческого процесса, то можно считать, что полдела вы уже сделали. Основа для создания хорошего снимка уже заложена вами.

Всевозможные способы и варианты общения фотографа с моделью

Эмили Сото рекомендует фотографу при работе со своей моделью не только вербальное, то есть языковое общение, но и невербальные его способы. Тело человека тоже может говорить, но своим, особым языком. Именно это язык тела и задает настроение всему снимку. Ведь фотограф не просто объясняет портретируемому словами, какие позы тому нужно принять, но и сам показывает ему их. На собственном примере демонстрирует, как нужно расположить руки, ноги, голову…

Прежде чем начать фотосессию, посмотрите портфолио своей сегодняшней модели. Обратите внимание в первую очередь на то, какие позы для нее более выгодны, какие менее. Какой ракурс больше подходит для этого типажа, в каком стиле лучше сфотографировать пришедшего к вам человека.

Старайтесь постоянно иметь под рукой собственное портфолио. Ваши работы всегда пригодятся вам для того, чтобы на реальном примере показать своей модели, например, то, какую позу ей нужно принять, какое выражение лица сделать. Не забывайте о том, что на практике обычно бывает, что первые полчаса работы уходят на пробные, «пристрелочные» снимки. В ходе этого времени фотограф устанавливает контакт с портретируемым, ищет нужные ракурсы, варианты освещения, работает с композицией портрета.

Акцент на руки, глаза и рот

Одной из самых важных задач для фотографа является задача вызвать у модели настроение, необходимое именно для этого снимка, который он задумал сделать. Сама Эмили любит создавать романтичные, мягкие по своим цветам и тональности фотографии. Главное в ее портретах - невинные крупные газа модели. Не забывайте обращать внимание и на рот портретируемого. Открыт рот у модели или закрыт - от этого зависит многое. В том числе и те эмоции, которые модель передает зрителю посредством снимка.

Очень важны в портрете руки человека. Если руки на снимке выглядят неуклюже, если они напряжены - это означает только одно: модель нервничает. Боритесь с этим!

Говорите с моделью на одном языке!

Перед тем, как начать работу над созданием портрета пришедшего в вашу фотостудию человека, покажите ему фотографии других моделей, которые бы отражали стиль, общее настроение, композиционное решение, позы, то есть всё то, чего вы хотите добиться в итоге. Расскажите натурщице о том, какие эмоции вам от нее хочется получить, какое настроение у зрителя должен вызывать будущий портрет. Опишите всё это таким образом, чтобы модель поняла вас, чтобы ей стало ясно, что именно вы от нее требуете.

Может случиться так, что модель не владеет языком, на котором говорите вы. В этом случае вам придется работать, не прибегая к словам, пользоваться жестами и эмоциями.

Сама Эмили Сото в своих портретах очень любит простые позы, в которых модель выглядит естественно, а ее глаза передают именно те эмоции, которых хотел достичь фотограф. Для того, чтобы оказаться с моделью на одной творческой волне, совсем не нужно владеть одним и тем же с ней языком.

Приложите усилия к тому, чтобы ваша модель расслабилась

На то, что модель не может расслабиться, чувствовать себя в вашей фотостудии или просто в вашем присутствии комфортно, обычно указывают руки. Точнее, неуклюжесть, напряженность в руках. Модель порой попросту не знает, куда их деть. В случае, если вы поняли, что пришедший к вам фотографироваться человек находится в несоответствующем для работы состоянии, расположении духа, предложите ему сами несколько вариантов позирования. В некоторых случаях бывает полезным вернуться к основной, главной позе, с которой вы начинали работу. Ну, например, взгляд через плечо или непосредственно в объектив фотоаппарата.

Очень важно, чтобы в фотостудии или там, где вы проводите фотосессию, был стул или хотя бы табурет для того, чтобы модель могла отдохнуть во время перерывов в работе. Конечно, если вы работаете вне студии, например, на природе, то модель может присесть на ступеньку лестницы, на камень или какой-нибудь пень, просто опереться о стену дома или забор, в конце концов. Как только человек почувствует, что ему хорошо и удобно, что принятая им поза является для него комфортной и естественной, вы можете опять приступать к съемке. И вы сразу увидите разницу в снимках, сделанных до того, как модель отдохнула, и после этого краткого отдыха.

Комфортную для модели обстановку на съемочной площадке создает звучащая музыка. Перед тем, как начать работать, узнайте у модели, какую музыку она любит, какому стилю или исполнителю отдает свои предпочтения. А вот вам совсем не обязательно разделять ее музыкальные пристрастия. Ведь ваша главная цель во время фотографирования - добиться того, чтобы модель, с которой вы работаете, расслабилась и чувствовала себя комфортно. И лишь только после этого она начнет самовыражаться.

Называйте модель по имени!

Начинайте называть свою модель по имени с самого начала общения, уже при ее встрече у порога вашей студии. Это настолько просто, но и настолько же эффектно! Если вы будете называть вашего гостя по имени, он сразу почувствует себя комфортно даже в незнакомом помещении, в незнакомой обстановке. А значит, расслабится и будет себя вести естественно и непринужденно. В итоге - ваша фотосессия пройдет успешно и вы получите замечательные снимки, которыми будете довольны не только вы и модель, но и многочисленные зрители.

Решил создать такую тему, так как часто приходится сталкиваться с одним и тем же, что вкупе отбивает иногда всякое желание фотографировать модель.
Предлагаю всем фотографам здесь отписаться, а моделей хочу предупредить, что мнения, высказанные здесь, весьма субъективны, и не являются претензией, а лишь правилами, которыми руководствуется фотограф при выборе модели. Если вы хотите что-то сказать по поводу претензий к фотографам, можно создать отдельно тему "что НЕ НРАВИТСЯ моделям или советы начинающим фотографам". Возможно, вам помогут такие "советы" найти подход к какому-то конкретному фотографу.

Буду рад добавлениям претензий фотографами или их опровержению)

Начну по убывающей.

1. Неухоженные ногти. Меня, признаться, они и в жизни раздражают, но на фото придти без хорошо сделанного маникюра/педикюра считаю неуважением к фотографу и себе.

2. "А я в жизни не крашусь, только глазки подвожу, у меня и косметики нет, давай так". Давай так. А я не ретуширую фотографии, в жизни же ты тоже ходишь с прыщиками (чтобы без обид, идеальной кожи нет, есть хорошо подобранное освещение, мейк и ретушь).

3. "Со мной придёт мой молодой человек, но в съёмке он участвовать не хочет, просто посмотрит". Угу. А я позову бывших одноклассников с пивом и попкорном, пусть тоже поглядят поглазеют. На мой взгляд в съёмке должны принимать участие три категории людей - фотографы, модели и ассистенты.

4. Сразу же в начале общения кричать во всё горло, гордо задрав нос "я могу всё, кроме ню!". Во-первых, скорее всего вы не можете ничего (если вы начинающая), кроме пары заученных по ТВ стандартных пошлых поз, тем более работать с мимикой (что самое сложное), а, во-вторых - все вы снимаетесь в ню. За мой относительно недолгий опыт работы через меня прошло более 50 моделей, и все они снимались, если же, конечно, этого подходило контексту съёмки. Если вы вежливо скажете, что стесняетесь раздеваться перед незнакомым молодым человеком или просто неуверены в своей фигуре, это будет куда правдивей и приятней фотографу.

5. "Ну, я что-нибуть сама подберу, не волнуйся, у меня хороший вкус". Угу. У меня ещё лучше)) Всегда надо обсудить все детали одежды до последнего (включая нижнее бельё (даже. если вы снимаетесь не в нём, может быть понадобится оголить плечо, чтобы показалась лямочка, например). Чаще всего я прошу моделей скинуть мне фото в образе хотя бы с мобильника или показать себя через скайп.

6. Я устала. Нет, ну всё понятно, после трёх часов мучений любой устанет, но не через пол часа начать ныть. И так, для примера - при классической постановке ростового портрета фотокамера должна находится на уровне живота модели во избежании возникновения вертикальной перспективы. Как думаете, час стоять нагнувшись, периодически отбегая поправить свет легко? Быть моделью - это труд. И не зря он высоко оплачивается в профессиональной сфере.

7. Не слушаться фотографа. У меня в галерее есть прекрасная, на мой взгляд, фотография девушки в бальном платье на лавочке. Так вот, она очень сильно испоганена тем, что модель почему-то отказалась снять чулки. "Потом в фотошопе же можно подправить". Всё, что говорит фотограф правильно. А, если вы не доверяете его вкусу, тогда зачем пошли фотографироваться именно у него?

8. "Скинь мне исходники". Интересно, модели просили у художников эскизы и подмалёвки к своим картинам? Исходники - это исходники, и отдавать их модели, чтобы завершил мою работу кто-нибудь другой я не хочу. Всегда можно договориться приехать после съёмки к фотографу, вместе с ним просмотреть снимки и отобрать те, которые модели понравились для последующей ретуши.

9. "А почему всего пять (три, восемь, два) снимков???". Ну, сколько получилось. Да и потом, а зачем их много? Вот тут я так, вот тут на пол метра дальше, а тут перспективка немного изменена? Лучше иметь одну работу, которой можешь гордиться, чем помоешную галерею, из которой, дай бог, наберётся одна приличная работа.

Пока всё, если ещё придумаю, напишу)..