Новиков николай михайлович кто такой образование. За всем этим Новиков не забывал и о периодической печати

Новиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Императрица считала это поручение делом высокой важности и предписала «к держанию протокола определить особливых дворян со способностями». Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей и в большой комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности, стала важным этапом в формировании его просветительских взглядов. При докладах о работах комиссии Новиков стал лично известен Екатерине.

Начало журналистской деятельности

Журнал «Трутень»

Журнал «Живописец»

Издание памятников истории

Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях» ( , см. его факсимильное электронное pdf-переиздание), а также «Древняя Российская Вивлиофика…» - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории ( -), «Древняя Российская Идрография» (т. I, - описание московского государства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов.

Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п. , иногда прилагал эти приёмы при пользовании несколькими списками (например, в «Идрографии»). Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в . Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.

Масонство

В своих взглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, «яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно»; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносил в свой «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772). Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашёл в масонстве.

Первые связи Новикова с масонством начались в Петербурге. Друзья ещё в 1775 зазывали его в масонство, но он долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Новикова, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трёх «степеней» до вступления его в ложу. Новиков, однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашёл «истинное» масонство в системе Рейхеля, в которой «было все обращено на нравственность и самопознание».

«Утренний Свет»

Ежемесячный журнал, прекратив «Ведомости», Новиков стал издавать с сентября , сначала в Петербурге, с апреля - в Москве . Он считается первым в России философским журналом. Здесь были опубликованы «Нощи» Юнга, «Мнения» Паскаля , но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиетистов и мистиков. «Утренний Свет» издавался при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьёв и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.


(1744 - 1818)

Николай Иванович родился 27 апреля (7 мая по новому стилю) 1744 года в селе Авдотьино, под Москвой. Отец его - обедневший дворянин, воевода в Алатыре в чине статского советника. Грамоте Николая учил дьячок, а затем ему посчастливилось несколько лет учиться в гимназии при Московском Университете. Именно там складывалось мировоззрение юноши, окрепло желание прожить свою жизнь с пользой для отчизны. В гимназии Николай Новиков впервые понял значение книги и просвещения. Исполняя долг службы в армии, Новиков в 1762 году стал солдатом Измайловского полка, но будучи хорошо образованным, работал в комиссии по составлению нового военного уложения, вёл протоколы заседаний. Эта работа ввела юношу в атмосферу общественно-политической борьбы эпохи. Это и бесправное положение крестьян, и жестокость помещиков, то есть все пороки крепостничества. У Новикова зрела потребность собственного протеста против насилий, чинимых над русским народом. В 1768 году, в связи с окончанием работы комиссии, Новиков ушёл с военной службы. В 1770 году он поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком, где прослужил всего три года, ушёл в отставку и более на государственной службе не состоял. С 1763 года началась издательская деятельность Новикова. Он выпускает журналы «Трутень» (1769-1770 гг.), «Пустомеля» (1770 г.), «Живописец» (1772-1773 гг.), «Кошелёк» (1774 г.). Здесь его главное кредо - активная деятельная помощь людям по их просвещению. Он находит переводчиков для знакомства широкого круга читателей с лучшими произведениями западных авторов. Новиков мечтает, чтобы люди устремились к совершенствованию. Помогли друзья, единомышленники по Московскому Университету: братья Фонвизины, Херасков, Богданович, Домашнев, Карин, братья Нарышкины и другие. В издательском деле Новиков проявил незаурядное мужество, смелость и находчивость, ведь надо было умело обходить препоны цензуры. В 1779 году Новиков переехал в Москву и развернул поистине небывалое, по тем временам, издание книг и журналов, привлекая к сотрудничеству известных писателей, переводчиков, издателей и книготорговцев. Он полагал, что печатное слово больше всего содействует просвещению. Его влекла активная деятельность, возможность помогать ближнему, просвещать, учить добру, справедливости, любви и милосердию. Николай Иванович был отличным рассказчиком, добрым, душевным человеком, легко сходился с людьми. Это был человек больших духовных накоплений, умелый и находчивый, внимательный и наблюдательный. Там, где других подстерегали неудачи, он с честью выходил из затруднений. Так один за другим выходили в печать его сатирические журналы с 1769 по 1774 год. Он обличал в них крепостничество, пошлость окружающей жизни, призывая людей быть самоотверженными патриотами, пробуждал в них гражданский дух и совесть, т.е. взывал к самым лучшим качествам, стараясь разбудить их сердца.

Новиков основал книжную торговлю в 16-ти городах России, создал две школы для детей ремесленников, крестьян и мелких торговцев. Организовал бесплатную аптеку, библиотеку - читальню. В 1787 году занимался организацией помощи голодающим крестьянам

Очень многогранна деятельность Н. И. Новикова, до сих пор она мало изучена. Он был и писателем, и историком, критиком и философом, сатириком, драматургом и книгоиздателем. При жизни и после его ухода было много клеветы, но сохранились свидетельства лучших людей того времени: Белинский, Герцен, Чернышевский и Добролюбов неоднократно выступали в защиту Новикова, указывая на его большое значение в истории русской литературы и общественной мысли, призывая к изучению его творчества. И только в советское время, в 1951 году вышло первое собрание избранных сочинений Новикова.

Выступая против крепостничества, Новиков настроил против себя Екатерину II. По её приказу за Новиковым была установлена слежка, она считала его «умным и опасным» человеком. В 1792 году по указу Екатерины II Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость, где провёл целых 15 лет, но, вступив на престол, Павел I-ый освободил Новикова в 1796 году, запретив при этом заниматься издательской деятельностью, также не удалось возобновить её и при Александре I. Тяжело больной, без средств к существованию, в последние годы жизни Николай Иванович не мог уже заниматься литературным творчеством, но до конца земной жизни оставался верен своим убеждениям. Он ушёл с земного плана 31 июля 1818 года в возрасте 73 лет после перенесённого инсульта.

Основные мысли Н. И. Новикова

Большое значение имеют работы Новикова по истории. Он явился достойным продолжателем дела Ломоносова. Новиков был членом масонской ложи, последователем Бёме и Сен-Мартэна, он верил в братство всех людей, которые встали на путь совершенствования под влиянием нравственно-философских учений, «полезных книг и полезных дел». Масонство пришло в Россию в 30-х годах 18 века из Англии. Масонские ложи образовались сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге. В 70-80-ые годы в стране насчитывалось около 100 масонских лож с 2500 членов. Новиков вступил в масонскую ложу в 1775 г. в Петербурге, где была «Белая ложа» мартинистов. Это была школа истинного гуманизма, которая развивала творческие способности. Книга Сен-Мартена «Об ошибках и истине» была опубликована на русском языке в 1785 г. Многие переводы сочинений Якоба Бёме распространялись в рукописях и лишь некоторые из них были напечатаны. Под истинным христианством масоны понимали развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование и проявление действенной любви к ближним. Е. И. Рерих так писала о масонах того времени: «Все достойнейшие представители и лучшие умы ее, как Новиков, кн. Кудашев, Суворов, Голенищев-Кутузов, светлейший кн. Смоленский, Грибоедов, Пушкин, Херасков, Бакунин и др., - были масонами», - Письмо от 12.12.1934 г. В том же письме Елена Ивановна писала, что следует изучать масонство - чем оно было и чем стало сейчас. Речь идёт о затемнении масонства уже с 19 века. «Ознакомившись с первоосновами масонства, мы изумимся высоконравственному кодексу его. Нужно бороться с косностью и невежеством, с тёмным сознанием, с ограниченным мышлением. Это самое неотложное и светлое задание. Ведь жизнь питается только высокой мыслью, потому удушение мысли неминуемо приведёт к разложению… Мысль ограниченная является проводом для тёмных проявлений. Потому мысль может развиться в великое напряжённое начинание или может разрушить каждое начало».

Новиков особенно активно участвовал в распространении идей Сен-Мартэна, издавал книги, редактировал масонские периодические издания, организовывал библиотеки. Новиков в своём мировоззрении приближался к идеалам масонства, взяв из них самое лучшее. Н. И. Новиков выражал лучшие идеи белой масонской ложи. Так из прошлого он протягивал нам руку помощи - тем, кто ещё не понял, что человек создан для того, чтобы «добродетель являть». Государство - это большое сообщество людей, где всё должно быть во благо, богатый должен помогать бедному. Новиков проповедовал необходимость нравственного и духовного совершенствования человека, осуждал злоупотребления в области светской и духовной жизни.

Основные его взгляды:
1. Добропорядочен тот, кто воспринимает 10 заповедей Христа по сути и применяет их в жизни.
2. Новиков выступал против схоластической школы, против догматизма. Он писал: «Разум дан человеку, чтобы служить людям».
3. Просветительство должно быть главным делом и должна быть добрая воля людей воспринять и осознать полученные знания. Человек должен «являть добродетель».
4. Нравоучение - есть полезнейшая наука, это учение о нравах. Нрав - отражение нашего характера, а характер - отражение нашего духа. Таким образом, нравоучение - есть наука о полноте выражения духа. Новиков пишет о том, что настоящий труд - для высокого, среднего и общего нравоучения, то есть по разной степени выражения духа. Он старался дать знания по сознанию.

Из всего выше сказанного, мы видим, что Новиков - истинный последователь Христа, Бёме, то есть он исполнял волю Великих Учителей, идеи Братства. Он знал о бессмертии духа, поэтому так самоотверженно и беззаветно служил людям, являл добродетель на деле. Он понимал, чтобы претворять в жизнь 10 заповедей Христа, нужно овладеть определённой системой знаний, необходимо знать общие законы развития и общества. Поэтому он и занимался просветительством, старался донести до людей лучшие книги. Большое значение Новиков придавал издательской деятельности и публицистике. Он выпускал журнал «Утренний Свет», который выражал лучшие взгляды масонов того времени. Журнал выходил ежемесячно с сентября 1777 года по август 1780 года - сначала в Санкт-Петербурге, а с мая 1779 года и параллельно в Москве. Это было нравственно-религиозное издание с философским уклоном, где читателям предлагалось на только верить, но и размышлять об основаниях своей веры. Впервые в русской журналистике «Утренний Свет» провозгласил самым важным и необходимым делом - внимание к человеку, к отдельной личности, к её развитию и совершенствованию. «Своим предметом авторы видели добродетель, благоденствие и счастье человека».

Таким предстаёт перед нами Николай Иванович Новиков - великий просветитель, истинный гражданин России, писатель-сатирик и учёный-философ, публицист и книгоиздатель, он постоянно и самоотверженно трудился на общее благо, для ускорения роста сознания человечества, он исполнял волю Братства на Земле.

Ирина Турыгина, 2013 г.

Использованная литература:
1. Билевич. Н. Николай Иванович Новиков, М., 1948
2. Вернадский, Г.В. Николай Иванович Новиков, М., Наука и школа, 1918
3. Новиков Н. И. «Избранные произведения»
4. Рерих Е. И. Письма в 2-х тт.

Выдающуюся роль в истории русской культуры и издательского дела сыграл замечательный русский просветитель, общественный деятель, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) «благородная натура» которого, по словам В.Г. Белинского, «постоянно одушевлялась высокой гражданской страстью разливать свет образования в своем отечестве».

Просветительские взгляды Н.И. Новикова, стремление посвятить себя распространению знаний возникли очень рано, во время обучения в гимназии при Московском университете. Находясь на воинской службе в Измайловском полку, Новиков в 1767 г. был направлен в Уложенную комиссию для составления письменных документов «о среднем роде людей». Работа в комиссии укрепила решимость Новикова посвятить свою жизнь просвещению русского общества. Только в этом он видел средство для борьбы с жестоким отношением помещиков к крестьянам, для установления справедливого социального строя.

В 1769 г. Новиков начинает свою общественно-политическую деятельность, издает сатирические журналы для борьбы с крепостничеством и социальными пороками. Первым журналом был «Трутень». В предисловии к первому номеру «Трутня» изложена его программа - издание трудов «сатирических, критических и прочих ко исправлению нравов служащих». Направленность журнала подчеркивалась эпиграфом, взятым из басни А.П. Сумарокова «Жуки и пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».

На страницах журнала подвергалось острой критике крепостное право, затрагивались самые больные социальные вопросы) Гневом и сарказмом преисполнены слова Новикова о трутнях-дворянах, чье благополучие, праздная сытая жизнь были добыты потом и кровью крепостных крестьян. Осмеивает Новиков дворян-чиновников, чья судейская наука состоит в том, чтобы уметь «искусненько пригибать указы» по своему желанию. Журнал рисует отвратительный облик дворян-помещиков: тунеядцев и эгоистов, всяких Безрассуден, Глупомыслов и Мешковых, раболепствующих перед всем иностранным и в совершенстве владевших одной лишь «волосоподвивательной наукой». В VI листе «Трутня» было опубликовано объявление: «Молодого российского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенною свиньею, желающие смотреть, могут его видеть безденежно по многим улицам сего города».

Обличительный тон выступлений Новикова возмутил Екатерину II. В журнале «Всякая всячина» под псевдонимом «Афиноген Перочинов» она решительно выступила против Новикова (рекомендуя ему: «1) Никогда не называть слабости пороком; 2) Хранить во всех случаях человеколюбие; 3) Не думать, чтобы людей совершенных найти можно было и для того... 4) просить бога, чтобы дал нам дух кротости и снисхождения». Однако Новиков смело выступил против указаний императрицы и потребовал сатиры «на лица», видя в ней путь к искоренению не только личных, но и социальных пороков. Ответом на деятельность Новикова явились цензурные и полицейские гонения. Были закрыты все сатирические журналы, кроме самого «Трутня», который пользовался очень большой популярностью и закрытие которого могло вызвать недовольство в обществе и официозной «Всякой всячины». Новиков вынужден был действовать осторожнее, объясняя это новым эпиграфом к журналу, также из басен Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Однако и в таком виде «Трутень» казался опасным правительству, и 27 апреля 1770 г. Новиков простился с читателями, прямо заявляя, что расстается с ними против своего желания.


Через месяц после закрытия «Трутня» Новиков приступил к изданию журнала «Пустомеля», в котором продолжал линию «Трутня», по-прежнему обличая «Всякую всячину» и императрицу, «сатирически изображая стоящих при дворе «ласкателей», судей, «не имеющих совести, ни чести», высмеивая общественные порядки Российской империи. Увидев в «Пустомеле» стремление следовать за ненавистным «Трутнем». Екатерина II закрыла его после выпуска двух номеров.

Выждав два года, Новиков приступает к изданию нового сатирического журнала под названием «Живописец». Основной темой его остается обличение крепостничества. На его страницах были опубликованы такие смелые произведения, как «Отрывок путешествия в ***» и «Письма к Фалалею».

В 1773 г. и этот журнал Новикова был закрыт по настоянию Екатерины II. Успех «Живописца» у читателей был огромный; до конца XVIII в. он четырежды переиздавался».

Последний сатирический журнал Новикова «Кошелек» выходил с 8 июля по 2 сентября 1774 г. Острие сатиры Новиков направил против «французомании» и «немысленного обезьянства» дворянского сословия, против его легкомыслия и невежества. В журнале развивалась идея равноправия сословий, предпочтения нравственных и общественных достоинств человека знатности происхождения - «похвальнее бедным быть дворянином или мещанином и полезным государству членом, нежели знатной породы тунеядцем».

Идейное направление обличительной сатиры Новикова подхватили в конце XVIII в. Д.И. Фонвизин и И.А. Крылов.

В начале 70-х гг. Новиков расширяет свою издательскую деятельность, выпускает книги. Ряд крупных изданий внес вклад в развитие русской науки. В 1772 г. выходит составленный самим Новиковым «Опыт исторического словаря о российских писателях» - серьезное критико-библиографическое издание, положившее начало русскому литературоведению и легшее в основу последующих русских биобиблиографических словарей. Демократические и просветительские взгляды Новикова сказались в оценке писателей, деятелей русской философской науки, искусства, ремесла - прежде всего с точки зрения общественной полезности. «Опыт исторического словаря» проникнут гордым национальным самосознанием и патриотизмом. В предисловии к изданию Новиков писал: «Россия о преимуществе в науках спорит с народами, целые века учением прославлявшимися; науки и художества в ней распространяются, а писатели наши прославляются».

В 1773 г. Новиков издал капитальный труд «Древняя российская идрография» - ценнейший памятник русской исторической географии XVII в., познакомивший русское общество с жизнью и бытом Древней Руси. В нем публиковалось рукописное сочинение XVII в. о водных путях России «Книга Большому чертежу». «Древняя российская идрография» неоднократно переиздавалась.

С конца 60-х гг. XVIII в. началась довольно оживленная публикация архивных материалов, необходимых для развития русской исторической науки. Новиков и здесь внес большой и ценный вклад. При помощи архивистов он издает в 1773-1775 гг. замечательную серию исторических документов под названием «Древняя российская Вивлиофика», в которой стремился отразить «великость духа» предков, «украшенного простотой», и этим содействовать укреплению любви к Родине. В издании публиковались старинные княжеские грамоты дворянству и духовенству, дипломатические материалы, документы по истории расширения русских владений, дворянские родословные и послужные списки, отрывки из летописей и документы по истории древнерусского просвещения и развития ремесла.

«Древняя российская Вивлиофика» значительно расширила и углубила знания о прошлом русского народа. В ее издании принимали участие крупные ученые, знатоки древнерусской письменности и истории - М.М. Щербатов, Г.Ф. Миллер, Н.Н. Бантыш-Каменский, А.Ф. Малиновский. Продолжая сбор исторических документов, Новиков в 1788-1791 гг. выпустил исправленное и дополненное издание «Древней российской Вивлиофики» в 20 томах, т.е. вдвое больше первого. Значение подобного труда так велико, что впоследствии Академия наук выпускала издание под названием «Продолжение Древней российской Вивлиофики».

В 1773 г. Новиков организовал первый издательский коллектив в России - «Общество, старающееся о напечатании книг». Целью его было издание книг, «очищающих от заблуждений и предрассудков», как сообщалось в «Живописце» по поводу открытия «Общества». «Общество» напечатало несколько книг, переведенных «Собранием, старающимся о переводе иностранных книг на российский язык». Среди них были «Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» Г.Б. де Мабли, переведенные А.Н. Радищевым и снабженные его примечаниями. Поясняя термин Мабли «деспотизм», писатель-революционер говорит, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». «Общество» выпустило несколько книг философских и исторических, ряд произведений мировой литературы - «Илиаду» Гомера в прозаическом переводе П. Екимова, «Путешествия Гулливеровы» Свифта, Филдинга, Гольдони и др. На изданиях «Общества» стоял девиз «Согласием и трудами». Новиков и его друзья столкнулись со значительными трудностями - отсутствием необходимых средств, слабым развитием книжной торговли, особенно провинциальной. Вследствие этих трудностей в 1774 г. «Общество» распалось.

B 1779 г. Новиков арендовал типографию Московского университета, что позволило ему значительно расширить издательскую и просветительскую деятельность. По договору, типография, словолитня, книжная лавка и издание газеты «Московские ведомости» передавались ему на десятилетний срок. С переездом в Москву начался исключительно плодотворный период в деятельности Новикова, вошедший в историю русского просвещения под названием «Новиковского десятилетия». Обновив оборудование университетской типографии, увеличив шрифтовое хозяйство, Новиков вскоре превратил ее из убыточного предприятия в лучшую типографию России.

Объединив вокруг себя почти все культурные силы Москвы, Петербурга и провинции, Новиков в конце 1782 г. с участием московских масонов создает новый издательский коллектив «Дружеское ученое общество». В 1784 г. оно было преобразовано в крупное паевое товарищество «Типографическую компанию», которая открыла две типографии, несколько книжных лавок и словолитню. Это было огромное предприятие, благодаря которому во много раз увеличилось количество книг, издававшихся Новиковым.

Во второй половине 80-х гг. «Типографическая компания» давала 30-40% всей книжной продукции России тех лет.

Тематика изданий Новикова свидетельствует об исключительной широте и разносторонности его интересов и планов, о непрекращающейся борьбе с крепостничеством. Он издавал политические и философские трактаты, в том числе произведения наиболее радикально настроенных представителей французской просветительной философии. С большой любовью издает сочинения Вольтера.

Книги по русской истории, издававшиеся Новиковым, воспитывали патриотизм, чувство национального достоинства! Они показывали образцы «российских добродетелей», знакомили со славным прошлым России. Новиков сознавал важность воспитания любви к родной литературе, с большою любовью отредактировал и издал собрание сочинений А.П. Сумарокова, которое на долгие годы стало образцом подобного рода изданий. В то же время Новиков систематически знакомил русское общество с лучшими произведениями новой зарубежной литературы-Бомарше, Стерна, Смоллетта, Филдинга, Шеридана, Свифта, Лессинга.

Новиков положил начало изучению русского народного творчества своими изданиями «Новое и полное собрание российских песен» М.Д. Чулкова, «Собрание 4921 древнерусских пословиц» А.А. Барсова, «Русския сказки, содержащия древнейшия повествования о славных богатырях, сказки народныя, и прочия оставшияся чрез пересказывание в памяти приключения» в 10 частях и «Вечерние часы, или» Древния сказки славян древлянских» В.А. Левшина. В этом проявился демократический характер издательской деятельности Новикова. Новиков издал много учебников - букварей и азбук русских и иностранных, научных, научно-популярных и справочных книг по различным отраслям знания, книг по военному делу, книг для народа. Издавал он также масонскую литературу религиозно-нравственного содержания.

Всего Новиков выпустил около 1 тыс. изданий большими для того времени тиражами в 5-10 тыс. экз. Для всех изданий Новикова характерно стремление распространить знания, привить любовь к науке, чтению. Недаром А.И. Герцен называл его «подпольным идейным руководителем» передового общества второй половины XVIII в.!

Стремясь приблизить книги к читательским кругам, Новиков обратил внимание на внешний облик изданий. Его книги отличаются небольшим форматом, удобны в обращении, доступны по цене разночинному читателю.

В Москве Новиков продолжал выпускать периодические издания. Он преобразовал газету «Московские ведомости». В ней значительное место стали занимать российские известия. Много внимания уделялось политическим событиям того времени, появились статьи и стихотворения, отдел библиографии. Такой же характер имел журнал «Прибавление к Московским ведомостям».

К «Московским ведомостям» выпускались и другие приложения: журналы, или «магазины», как их называли по английскому образцу: «Экономический магазин», «Магазин натуральной истории, физики и химии». Эти журналы знакомили читателей с начатками естествознания, излагали научные сведения о строении мира, о свойствах физических тел, о явлениях природы, о Земле, ее животном и растительном царстве. В 1785-1789 гг. выходил еженедельный журнал «Детское чтение для сердца и разума» - первый в России детский журнал. В нем принимали участие писатели-современники, в том числе Н.М. Карамзин.

По словам Карамзина, Новиков «всячески старался приохотить публику ко чтению, угадывал общий вкус и не забывал частного». Благодаря Новикову в 17 провинциальных городах открылись книжные лавки.

Критика крепостнических порядков, многообразная издательская, просветительская и общественная деятельность казались подозрительными и опасными правительству. Неоднократно в типографиях Новикова производились обыски, а книги запрещали к продаже, конфисковали. В конце 80-х - начале 90-х гг., когда Екатерина II сняла маску «покровительницы просвещения» и, открыто выступила жестоким гонителем лучших представителей русской культуры, Новиков стал одной из первых жертв ее деспотизма. В 1789 г. он лишился университетской типографии, ему было запрещено арендовать ее на новый срок. В 1792 г. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Екатерина II собственноручно составила перечень вопросов, которые начальник тайной экспедиции С.И. Шешковский должен был выяснить у Новикова. Его судили как «государственного преступника», издателя «развращенных книг», опасного для России человека и приговорили к смертной казни, которая потом была заменена 15-летеним тюремным заключением. Многие книги, изданные Новиковым, были уничтожены, все имущество «Типографической компании» продано с аукциона.

После освобождения из тюрьмы по указу об амнистии нового императора Павла I в 1796 г. Новиков уже не смог возобновить издание книг. Он удалился в свое фамильное поместье Авдотьино под Москвой. В 1805 г. он намеревался вновь взять в аренду типографию Московского университета, однако университетское начальство не откликнулось на это предложение. Умер Новиков в 1818 г.

Деятельность Н.И. Новикова - выдающееся явление в истории русской книги. Она оказала большое прогрессивное влияние на все русское издательское дело. По отзыву А.С. Пушкина, Новиков «подвинул на полвека образованность России». Огромна заслуга Новикова в демократизации книги, в ее широком распространении среди читателей, «третьего сословия», на которых он главным образом и ориентировался.

Многие русские издатели XIX в. продолжали просветительские традиции Новикова.

Жизнь и деятельность Н.И. Новикова

2. Издательская деятельность Н.И. Новикова

Н.И. Новиков является одним из основателей российской журналистики. В 60-х гг. XVIII века в Петербурге начали выходить в свет сатирические журналы, первым из которых стал журнал "Всякая всячина", издание которого приписывали самой императрице. Из 16 сатирических журналов, вышедших до 1775 г., четыре принадлежали Н.И. Новикову: "Трутень" (1769-1770 гг.), "Пустомеля" (1770 г.), "Живописец" (1772-1773 гг.) и "Кошелек" (1774 г.). "Сатира екатерининского века была средством новой России против старой России… Все молодое, свежее и прогрессирующее бросилось теперь изобличать и исправлять старину. Молодежь была вполне убеждена, что наступила пора нравственного обновления общества, и что средствами насмешки можно совершать социальные преобразования. Однако сатира не удовлетворила стремлений преобразователей. Мало было осмеять порок, - надо было и указать обществу путь, который освободил бы его от этих пороков и привел бы к светлому будущему" (Мезиер, 1906).

Новиковские журналы рассматривали российскую действительность со всей серьезностью, они выступали против невежества и лени помещиков, против грубости их нравов и ненависти к наукам, против злоупотреблений в суде и администрации, против слепого подражания всему иностранному. По мнению Н.И. Новикова, у просвещенного народа необходимо перенимать достижения науки, "художество, промыслы, гуманность", а не подчиняться веяниям европейской моды, превращаясь лишь в "ходячие карикатуры", которые не могли принести никакой пользы себе и Отечеству.

Особый интерес представляет полемика "Трутня" со "Всякой Всячиной", начавшаяся из-за нравственных вопросов: человеколюбия, снисхождения, милосердия. По словам Н. Добролюбова, "Новиков был первый и, может быть, единственный из русских журналистов, умевший взяться за сатиру смелую и благородную, поражавшую порок сильный и господствующий" (Сатирические журналы…, 1951). Большинство сатирических журналов были занимательным развлечением для читателей, а главной целью новиковских журналов стала не просто констатация "слабостей человеческих", а попытка воспитать в России "новую породу людей", независимую от испорченности и заблуждений отцов.

Именно поэтому в его журналах поднимались острые вопросы, направленные на обличение упадка нравственности, всех форм унижения человека, проявлений социальной несправедливости, в том числе и крепостного права.

Результатом длительной дискуссии Н.И. Новикова с Екатериной II можно считать и появление комедий императрицы, обличающих "галломанию и жестокое обращение с крепостными", и издание Н.И. Новиковым "Древней Российской Вивлиофики" и "Древней Российской Идрографии", которыми он поддержал идею "Всякой Всячины" исправлять нравы представлением хороших примеров.

В спорах "Трутня" и "Всякой Всячины" впервые в России столкнулись интересы официальной власти и общественного мнения формировавшейся русской интеллигенции. Пытаясь изменить отношение соотечественников к родной стране, "научить их уважать свою народность и любить отечественную историю", показать все преимущества старого над новомодным,

Н.И. Новиков обратил свое внимание на русскую старину. "Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземских народов, но гораздо полезнее иметь сведение о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранных; но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче и гнушаться оными" (Новиков, 1951). В допетровской России, по его мнению, существовало много добрых и светлых сторон: тихая сельская жизнь, "доброе и заботливое отношение к слабым, отсутствие вражды и резкой разделенности общества на породы и классы".

Рассматривая нравы и обычаи старины, он приходит к выводу, что "предки наши были во сто раз добродетельнее нас, и земля наша не носила на себе исчадий, не имеющих склонности к добродеянию и не любящих своего отечества" (Незеленов, 1875). Древние российские государи "предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно", для избежания этого предсказания необходимо укреплять национальное самосознание, изучая "великость духа предков, украшенного простотой".Н.И. Новиков не был ретроградом, он восхищался тем прогрессивным, что происходило в российской жизни, он поддерживал нововведения, принесенные петровской эпохой, но при этом не мог отказаться от того положительного, что было в прошлом. Надеясь принести наибольшую пользу своему Отечеству, он принял решение издавать книги для знакомства русского общества с историей и литературой: "истина, зародившаяся в одной голове, посредством книги родит столько же правомыслящих голов, сколько у этой книги читателей" (Мезиер, 1906). Одним из первых выходит в свет "Опыт исторического словаря о Российских писателях". Желание "спасти от забвения людей, прославившихся в России" стало отправной точкой издательской деятельности Н.И. Новикова.

Вольномыслие в печати при Екатерине II

Не будет преувеличением сказать, что Николай Иванович Новиков - совесть восемнадцатого столетия. Просветитель, издатель, мыслитель, филантроп, он первым с присущей ему обескураживающей прямотой обнажил режущую глаза правду...

Герои Отечественной войны 1812 года

В «Современнике», 1836, № 2) были напечатаны её мемуары (впоследствие вошедшие в её «Записки»). Пушкин глубоко заинтересовался личностью Дуровой, писал о ней хвалебные...

Николай Иванович Новиков родился 27 апреля 1744 года в родовом поместье отца своего, отставного статского советника Ивана Васильевича, в селе Авдотьине Коломенского уезда Московской губернии. Отец Новикова служил при императоре Петре I во флоте...

Жизнь и деятельность Н.И. Новикова

Н.И. Новиков не создал собственной философской системы, но ему близки были идеи масонства, ведь не случайно он являлся одним из идейных руководителей московского ордена розенкрейцеров. В середине XVIII столетия в России...

Культурнопросветительная деятельность декабристов в Сибири

Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу...

Начало освободительного движения в Индии. Образование независимого государства

Вовлечение Индии вслед за метрополией в Первую мировую войну обозначило новый этап в политической жизни Индостана. В период спада массового движения в среде крайних начался разброд. Одни из лидеров (Б.Г. Тилак) оказались в тюрьме, другие (А...

Политический портрет Д.А. Кунаева

Становление личности ДА. Кунаева, его развитие происхо-дило в условиях сталинской эпохи, жестко централизованной административной системы, что обусловило политическую соци-ализацию будущего лидера Казахстана. Судьба Д...

Полководческая деятельность Потёмкина Г.А.

Некоторые считали, что Григорий Потемкин сделал для России на юге больше, чем Петр I на севере. Его уважали и награждали монархи Пруссии, Австрии, Швеции, Дании, Польши...

Правление Екатерины II

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов (Соборное Уложение 1649 г.) был издан при Алексее Михайловиче...

Правление Екатерины II. Политические аспекты

2.3.1. Генеральное межевание. В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной...

Правление Ивана Даниловича Калиты

Князь Иван Калита показал себя упорным в достижении поставленных целей, жестким и хитрым политиком. Правление Ивана Калиты привело к возвышению Москвы над остальными княжествами Руси. Князь часто ездил в Орду...

Предпринимательство в России в XVI-XVII веках

Больше возможностей для предпринимательской деятельности в XVI веке, так же как и в предыдущие века, было не в производственной, а в торговой деятельности купцов, ремесленников и крестьян...

Роль ведущих деятелей Италии в ее объединении

Поражение революционного движения 1821-1831 годов оказало существенное влияние на новое поколение политиков, взошедших на политическую сцену. Дело в том...

У войны неженское лицо: фронтовички Великой Отечественной

подвиг женщина отечественная война Гнилой белорусской зимой сорок четвертого года в одной из неудачных атак на полесскую деревушку Холм была убита батальонный санинструктор Зинаида Самсонова...

Экономическая мысль в России в XIX веке

Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс...

Николай Иванович Новиков (родился 1744 г., умер в 1818 г.) - российский журналист, общественный деятель, лучший соратник Антоновского Михаила.

Юность

По старому стилю 27 апреля 1744 года (8 мая) родился этот деятель литературы в Тихвинском-Авдотьино, неподалеку от Бронницы, что в Московской губернии. Отец, Новиков Иван Васильевич, родился в 1699, умер в 1763 г.

Биография Николая Ивановича Новикова яркая и насыщенная. Его семья происходила от дворянского рода. В детском возрасте получил образование, учился у деревенского дьяка, позже в возрасте 11-16 лет поступил в Московскую университетскую дворянскую гимназию при этом же университете. Из нее его исключили, так как он не хотел учиться.

В 1762 году Николай поступает на службу в Измаилский полк. В день коронации императрицы Екатерины II он получил почетное звание унтер-офицера. Находясь на службе, он ощутил вкус слова и начал заниматься написанием произведений. В это же время он издает переведенные с французского языка две повести и один сонет.

В 1767 Новиков пополняет ряды молодежи, которая выполняла поручения, связанные с ведением протоколов в депутатской комиссии для того, чтобы сочинять новый проект под названием «Новое Уложение». Как считала Императрица, данное поручение было очень важным, и выдала предписание, в котором говорилось о том, чтобы «данное поручение выполняли дворяне, имеющие способности». Новиков принимал активное участие в деятельности комиссии, благодаря этому смог найти ответы на волнующие его вопросы, что, в свою очередь, поспособствовало быстрому формированию взглядов просветительского характера. Во время докладов о деятельности комиссии его заприметила сама Екатерина.

Карьера журналиста

В 1769 году Николай выходит в отставку и издает сатирический журнал, выходящий каждый месяц, название которого Трутень». В нем была указана мысль о том, что крепостное право, в свою очередь, является несправедливым, автор выдвигал протесты против несправедливого отношения власти к крестьянам, поносил взяточничество, разоблачал придворных. В скором времени «Трутень» вступает в полемику с журналом «Всякая Всячина», издаваемым самой Екатериной II. В данной полемике участвовали и много иных журналов, которые начали разделяться на 2 лагеря.

«Всякая Всячина» занималась проповедованием умеренности, смешливой сатиры непомерно осуждала то, что задеваются особы. «Трутень» же в свою очередь старался обличить и очернить высоких особ. Но стоит учесть, сто между ними однозначно велась совершенно неравная борьба. «Трутень» был предупрежден о том, что ему необходимо немного «поубавить обороты» и после того как ему прямо сказали что журнал закроют, в 1770 году решил перестать его издавать.

В 1772 году Николай показывает новинку - журнал сатирического направления под названием «Живописец», который считался исключительным изданием XVIII века. «Живописец» занимался проповедованием точно таких же идей, что и «Трутень»: в большинстве статей, которые принадлежали перу И. П. Тургенева и, А. Н. Радищева, он говорил о несправедливости крепостного права.

Масонство

Новиков имел свои, особенные взгляды на Россию и они были явно неустойчивыми. Как он говорили государи, жившие в прошлые века, словно предчувствовали «что благодаря нововведению в Россию художеств и наук нравы могут безвозвратно порубиться». Но одновременно с этим он был достаточно ревнивым приверженцем просвещения, почитал Петра Великого и всех тех личностей, работы которых он с любезностью записывал в «Исторический словарь о писателях России» (1772 год). Эти колебания и недомолвки нашли свое продолжение в масонской деятельности.

Впервые Новиков связался с масонами в Петербурге. Еще в 1775 году многие друзья приглашали его занять почетное место среди них, но он начинал колебаться, не хотел отягощать себя клятвами, особенно когда не знал предмета этого действия. Однозначно, масонам было дорого вступление Новикова в их ряды. Что интересно и подтверждает данный факт: они сообщили ему суть трех первых степеней до того момента, пока он еще не вступил в их ложу. Но, несмотря на это, Николая Новикова не удовлетворяла елагинская система. Немного позднее он смог отыскать «истинное» масонство Рейхеля, ведь в ней происходило «нравственное и самоопознанное обращение».

Преследования

Новиков находился на пике славы, но над ним начала собираться гроза. Изначально ему начала предъявлять массу претензий, так называемая, комиссия училищ - за то, что он занимался перепечатыванием большинства изданных ею учебников. А Новиков занимался этой деятельностью не для того, чтобы обогатиться, а для издания доступных и недорогих книг. Но в то время, Чернышева не стало, и писатель обязан был дать комиссии денежное вознаграждение.

В 1785 вышел указ о том, чтобы Новиков составил опись всех своих изданий и передал эти документы в адрес московского архиепископа по имени Платон. В донесении архиепископ указал на то, что произведения писателя подразделяются на 3 разряда: одна часть произведений была полезна обществу, вторая, мистического характера, не понятна ему, а третья же выступала в качестве зловредной. Платон записал о веровании Новикова: «Молю Бога нашего о том, чтобы в мире больше было праведных христиан, похожих на Новикова».

В 1790 в качестве главнокомандующего в Москву попадает князь Прозоровский. Это была невежественная, подозрительная, жестокая личность. Он занимался отсыланием на Новикова доносов, которые спровоцировали вызов в Москву Безбородко для того, чтобы проводить негласное дознание, но к счастью у Безбородька не было оснований преследовать Новикова. В 1792 году Прозоровский получил указ, в котором говорилось о том, чтобы он занялся расследованием, не занимается ли Новиков печатанием запрещенных законом книг и прочего. Прозорский отдал приказ арестовать Новикова.

Еще в полной мере не окончив следствие, императрица выдала указ о том, чтобы Новикова тайно перевели в Шлиссельбургскую крепость, где допросами бы занимался сам Шешковский. В скором времени, а именно 01.08.1792 г. императрица выдала указ, в котором говорилось о том, что Николай Новиков осуждается к тюремному заключению сроком на пятнадцать лет. Его обвиняли в расколе, в обманах корыстного плана, в сотрудничестве с масонами, хотя это не запрещалось, а также в том, что он сотрудничает со многими иностранцами. Обвинения были отнесены не лично к Новикову, а к иным масонам-соучастникам, но заключен был только Николай, хотя в свою очередь он не был главой масонов. Исход дела писателя поразил даже самого Прозоровского: «Мне сложно понять окончание данного дела, акцентировал он внимание Шешковского, - а как же и куда делись сообщники, почему же они не наказаны?»

Кроме этого Карамзин, выразил сочувствие к Новикову в «Оде к Милости», старался отыскать настоящую причину, которая бы осуждала Новикова в обвинениях неофициального характера, и первоочередно решил отметить, раздаваемый голодающим хлеб, и это показалось ему достаточно подозрительным, так как не было информации, подтверждающей факт законно полученных средств на эту деятельность. Вероятнее всего писатель в то время пострадал за деятельность самостоятельного характера. На протяжении 4 лет Новиков находился в заточении, страдал от недостатка питания и лекарственных средств, но заключение было разделено вместе с д-р Багрянским.

Павел I, новый император, сразу же после того как взошел на престол освободил Новикова из заточения. Новиков попал в тюрьму в молодом возрасте, а вышел уже дряхлым и больным стариком. Он отказывается от всевозможной деятельности общественного характера до самой кончины, а именно до 31. 07. (12 .08.1818 года) он безвыездно находился в родном Авдотьине, заботился о своих крестьянах и их нуждах. В родном селении о нем отзывались только добром и правдой.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Новикова Николая Ивановича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.