Квалификационные требования к социальному работнику. Профессиональная деятельность социальных работников

2. Квалификационные характеристики специалиста по социальной работе

4. Статус и престиж социального работника в современном обществе и возможности их повышения

Заключение

Список литературы

Этот результат подтвердил обоснованность модели, предложенной Рабочей группой . Таблица 2 Ограничение трудовой деятельности из-за болезни или несчастного случая за неделю до собеседования. Информация, доступная в этом источнике данных, не позволяет разработать классификацию Райта и, следовательно, невозможно противопоставить эту гипотезу модели, предложенной этим автором. В любом случае, актуальность подхода гипотезы о линейной зависимости между социальным классом и состоянием здоровья с использованием модели Райта является дискуссионной.

Введение

Социальная работа - деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма , педагогических, юридических и психологических знаний , изучения социаль­ной философии и этики, но самое главное, чем должен обла­дать социальный работник, - это высокие морально-нрав­ственные устои, которые не позволят ему поддаться соблаз­ну манипулировать людьми в корыстных целях.

В любом случае следует учитывать, что подтверждение любой гипотезы с этими классификационными моделями не демонстрирует обоснованности теоретической конструкции, но поддерживает только предположение, что используемая классификация хорошо разработана для того, что нужно измерить.

Эти классификации социального класса представляют собой операционализацию теорий, которые пытаются объяснить социальную структуру , т.е. их разработка представляет собой самоцель и не предназначена для объяснения переменных других зависимых переменных. Поэтому, когда в эмпирическом анализе обнаруживается связь между социальным классом и зависимой переменной, трудно определить, какой из аспектов теоретической концептуализации является основной ответственностью за эту ассоциацию.

Социальная работа ни в одной стране не приносит боль­ших капиталов, она очень трудна, так как заключается в по­стоянном общении с людьми, у которых горе, которые стра­дают. И, тем не менее, даже порой, не пре­тендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, уча­ствуют в деятельности различных организаций , занимающихся социальной помощью.

Это утверждение можно интерпретировать как редукционистскую аппроксимацию реальности; Однако это не может быть иначе из-за ограничений, которые влечет за собой использование методов и методов естественных наук для изучения человека и общества. Это ограничение проявляется особенно в тех ситуациях, в которых влияние социального класса на данную проблему здоровья исчезает, когда анализ контролируется различными переменными, которые являются индикаторами промежуточных механизмов ассоциации между социальным классом и проблемой здоровья.

Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной сво­боды. Чем выше степень его нравственной свободы, тем выше его долг.

Цель работы: рассмотреть вопросы о проблемах престижа профессии

Задачи работы: познакомиться с понятием профессиональной деятельности, квалификационной характеристикой специалиста по социальной работе,

В тех случаях, когда статистическая ассоциация исчезает, предполагается, что ассоциация объясняется этими переменными, но в явном виде не указано, что основным эффектом является эффект социального класса, связанный, в частности, с трудностями в определить, какие конкретные аспекты социально-экономического положения индивидов являются определяющими факторами появления многих из этих промежуточных факторов.

В любом случае следует отметить, что с прагматической точки зрения информация, предоставляемая другими простыми индикаторами, такими как уровень дохода, степень получения, статус занятости или степень контроля и автономность на работе, вероятно, более актуальна чем предлагаемый социальным классом перед лицом политического действия, направленного на преобразование экономического и социального положения людей, находящихся в худших условиях .

профессиональные свойства, функции и источники влияния социального работника, статус и престиж социального работника

Понятие профессиональной деятельности

Уметь принимать решение в трудных ситуациях;

15 разряд: главный эксперт при наличии 1 - 2 составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

16 разряд: главный эксперт при наличии 1 - 2 составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

17 разряд: главный эксперт при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

18 разряд: главный эксперт при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

12 - 16 разряды

Должностные обязанности. Организует работу комиссии в целом, контролирует работу членов ВТЭК, среднего и младшего медицинского персонала. Принимает участие в заседаниях ВТЭК, в том числе выездных, осуществляет контакты с органами здравоохранения, лечебно - профилактическими учреждениями по вопросам, связанным с организацией ВТЭК, и проблемам инвалидности. Информирует местные органы исполнительной власти, профсоюзы, администрацию предприятий и организаций о состоянии инвалидности, мерах по ее снижению и профилактике. Представляет службу врачебно - трудовой экспертизы в организациях, учреждениях, административных и судебно - следственных органах. Имеет теоретическую и практическую подготовку по своей специальности, в области смежных специальностей, в вопросах организации врачебно - трудовой экспертизы и определении инвалидности. Применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации, планирует и анализирует работу ВТЭК.

Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социального обеспечения; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно - трудовой экспертизы; юридические права, ответственность и обязанности председателя ВТЭК; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно - страховой медицины.

Высшее медицинское образование, специальная подготовка по врачебно - трудовой экспертизе, стаж работы на врачебной должности не менее 5 лет.

12 разряд: председатель первичной ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

13 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию; высшей ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

14 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

15 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; председатель высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

16 разряд: председатель высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

11 - 15 разряды

Должностные обязанности. В составе комиссии принимает участие в определении наличия признаков значительных затруднений в жизни, установлении инвалидности, ее причины и срока, нуждаемости инвалида в различных видах социальной защиты, включая меры реабилитации, осуществляет проверку правильности использования труда инвалидов в соответствии с рекомендациями ВТЭК о характере и условиях труда, применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации, практические навыки по специальности. Планирует и анализирует свою работу.

Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социальном обеспечении ; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно - трудовой экспертизы; юридические права и обязанности врача - специалиста ВТЭК; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно - страховой медицины.

Высшее медицинское образование, специальная подготовка по врачебно - трудовой экспертизе, стаж работы на врачебных должностях не менее 3 лет.

11 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

12 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

13 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

14 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

15 разряд: врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

11 - 14 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников; обеспечивает надлежащие условия труда и контроль за их деятельностью. Отвечает за ведение документации, учет и отчетность отделения. Организует сохранность материальных ценностей , осуществляет мероприятия по соблюдению в отделении санитарно - эпидемиологического и противопожарного режимов. Организует выявление и учет граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании. Определяет число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы, с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания. Осуществляет конкретные мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам. Проводит регулярный контроль за качеством оказания социальных услуг и их соответствием потребностям обслуживаемых граждан, проводит анализ и прогнозирование работы отделения. Внедряет новые виды помощи, формы и методы ее оказания. Вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм и методов обслуживания. Содействует привлечению внебюджетных материальных средств для оказания помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке . Организует их питание, отдых, посещение культурно - массовых учреждений. Осуществляет взаимодействие в вопросах обслуживания граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования благотворительными, религиозными объединениями . Осуществляет мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки обслуживаемым гражданам, координирует их деятельность. Организует через органы здравоохранения, образования, предприятия торговли, общественного питания , коммунального хозяйства , бытового обслуживания и т.д. предоставление обслуживаемым необходимых видов и форм помощи. Организует прием, сохранность и распределение гуманитарной помощи среди обслуживаемых, предоставление им натуральных видов помощи. Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимает меры по их реализации.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; отечественный и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания; теорию и практику управления персоналом.

11 - 12 разряды: высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет;

13 - 14 разряды: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности заведующего отделением (социальной службой) не менее 5 лет.

8 - 13 разряды

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан , в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека , семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики , развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции ; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

8 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 1 года или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет;

10 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 4 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;

11 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;

12 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 7 лет;

13 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет и наличие научно - методических разработок по профилю работы.

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Выявляет граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальной помощи; обеспечивает обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача. Оказывает помощь в уборке жилых помещений, протапливает печи. Сдает вещи в стирку, ремонт и т.п. Оплачивает коммунальные и другие услуги. Организует ремонт жилья, обеспечение топливом, работу на приусадебном участке , проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат , начисления пенсий и пособий, оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими, написании писем и заявлений, ознакомлении с печатными изданиями . Помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены, имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Оказывает первичную медицинскую помощь : измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов; оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Вызывает врача на дом. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения , посещает их при помещении в больницу. Организует оказание ритуальных услуг.

Должен знать: нормативные документы по организации социально - бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому; организацию ведения домашнего хозяйства ; санитарно - гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основы психологии лиц старшего возраста; приемы оказания неотложной доврачебной помощи; основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 31.05.2001 N 45)

5 разряд: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

5 - 6 разряды: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

6 - 7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

15 - 18 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет руководство работой учреждения социального обслуживания (со стационаром) в соответствии с Положением об учреждении. Осуществляет организационную работу по выявлению и дифференцированному учету лиц, нуждающихся в социальной поддержке, предоставлению им структурными подразделениями учреждения различных социально - бытовых и иных видов услуг. Организует работу медицинского, педагогического, административно - хозяйственного персонала учреждения по социально - бытовому, медицинскому, культурному обслуживанию , учебно - воспитательной работе с обслуживаемыми гражданами. Проводит реабилитационные мероприятия , включая медицинскую, социальную, психологическую и трудовую реабилитацию . Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию граждан учреждением социального обслуживания (со стационаром). Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению для улучшения обслуживания проживающих в нем лиц. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства . Обеспечивает: заместителям директора, руководителям подразделений учреждения. Действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. Издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях; другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания (со стационаром); профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания проживающих в нем лиц; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к II группе по оплате труда руководителей;

18 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.

14 - 17 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет руководство работой учреждения социального обслуживания (без стационара) в соответствии с Положением об учреждении. Осуществляет организационную работу по выявлению и дифференцированному учету лиц, нуждающихся в социальной поддержке, предоставлению им структурными подразделениями учреждения различных социально - бытовых и иных видов услуг. Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально - технической базы , улучшения обслуживания граждан и условий труда работников учреждения. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами. Организует работу по повышению квалификации кадров, росту их профессионального уровня . Несет ответственность за соблюдение трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности и санитарно - гигиенических норм. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Организует работу учреждения и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства. Решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям структурных подразделений . Без доверенности действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. В пределах своей компетенции издает приказы по учреждению, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях; другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания (без стационара); профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания престарелых и инвалидов; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное образование (по профилю) и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

14 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к II группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.

15 - 18 разряды

Должностные обязанности. Руководит в соответствии с Положением о домах - интернатах учреждением социальной защиты населения. Организует работу медицинского, педагогического, административно - хозяйственного персонала учреждения по социально - бытовому, медицинскому, культурному обслуживанию, учебно - воспитательной работе с проживающими; проводит реабилитационные мероприятия, включая медицинскую, социальную, психологическую и трудовую реабилитацию. Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию проживающих в учреждении. Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению внебюджетных средств для улучшения обслуживания проживающих в нем лиц. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства. Обеспечивает техническое оснащение учреждения современными средствами реабилитации и ухода за проживающими. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению трудового законодательства. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Несет полную ответственность за состояние и деятельность учреждения. Решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений, учреждения. Действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. Издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения; профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания проживающих в нем лиц; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного ко II группе по оплате труда руководителей;

18 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.

Учитывая специфику и функции социальной работы, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовленности специалистов по социальной работе. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

· основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

· сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

· основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

· основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

· основы социальной медицины;

· основы правового обеспечения социальной работы.

Специалист должен изучить и знать опыт:

· практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных формах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· организации и управления в социальных учреждениях и службах;

· получения и обработки информации о системе социальной работы;

· проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

· участия в исследовательско - аналитической работе соответствующего уровня;

· организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Специалист должен владеть:

· основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

· основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

· методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

· методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

· основными методами психолого-педагогической деятельности;

· методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;

· основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.

Личностные характеристики социального работника

Исследователи (Ш. Рамон, И. Зимняя, Т. Шевеленкова и др.) выделяют три базисных компонента профессиональной деятельности личности в социальной работе:

· личностные качества;

· компетентность, включающая профессиональные знания, умения и качества;

· коммуникативные умения, способности.

Важнейшей характеристикой личности специалиста является его гуманистический потенциал - ориентация на человека как на высшую ценность, как «меру всех вещей».

Второй важной особенностью личности следует считать положительное самоотношение, высокую положительную самооценку (высокую степень приятия себя), а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по личностному взаимодействию.

Третья необходимая личностная черта - высокая степень адаптированности. Адаптированность в данном случае проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное, речевое и т.д.) в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаивать свои убеждения, не идти “на поводу” у партнеров по общению, малая степень внушаемости, конформности, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуациях межличностного общения.

Специфика профессиональной деятельности в области социальной работы такова, что в основе этой деятельности должна быть потребность помочь людям, облегчить их существование, поддержать чувство собственного достоинства человека и развивать его личную и социальную ответственность.

Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.

В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он - посредник в контексте: «человек - семья - общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.

Одновременно работник социальной сферы - защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.

Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

Учитывая необходимые личностные качества специалиста, предъявляемые требования к знаниям и умениям профессиональной деятельности социального работника прослеживается значимость процесса самообразования и самовоспитания. Так как в социальной политике государства, направленной на социальную защиту и поддержку слабо защищенных слоев населения проводится ряд мер. В данных мероприятиях проводиться рассмотрение и принятие новых законопроектов, новых форм и методов работы. Что позволяет говорить о необходимости повышения профессионального мастерства специалиста по социальной работе.

Каким должно быть образование у специалиста по социальной работе профильным или любым высшим или средним профессиональным если учитывать профстандарт? Пример: работник имеет высшее образование, специальность учитель физики, должен ли он пройти переподготовку?

Ответ

Ответ на вопрос:

В стандарте не указано на то, что образование должно быть профильным. То есть это может быть любое высшее образование. И, следую указанной выше формулировке, в таком случае переподготовка не нужна.

При этом отметим, что требования к образованию в данном стандарте сформулированы не совсем корректно.

Так, согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки ).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности.

Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов , а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов . (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 " ")

То есть ситуация, когда гражданин получает доп. образование по программе профессиональной переподготовке при отсутствии высшего и (или) среднего профессионального образования в принципе невозможна.

В связи с чем, а также во избежание возможных претензий проверяющих органов, повышения профессионального уровня, грамотности самого работника мы все же настоятельно рекомендуем отправить сотрудника на переподготовку в соответствие с профилем деятельности.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. , п. 25 Правил, утвержденных ). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в и «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в .

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный ;
  • подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов ( Правил, утвержденных ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • по разработке профессионального стандарта, утвержденные ;
  • , утвержденный ;
  • в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные .

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах Правил, утвержденных .

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев ( Правил, утвержденных ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России ( Правил, утвержденных ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ( Правил, утвержденных ).постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в к .

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в . Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Должностная инструкция кадровика - 2020: актуальные требования и функционал
В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.


  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.
  • помогает сориентироваться сотруднику службы соцзащиты в том, какие он должен выполнять обязанности и какие права при этом им могут быть использованы. В нашем материале мы расскажем, из каких разделов состоит такая инструкция и какая информация в них должна содержаться.

    О должностях социального работника и специалиста по социальной работе

    Должность социального работника есть в штате службы соцзащиты населения, которая относится к бюджетным организациям. Это, в свою очередь, предполагает единообразие названий должностей и унификацию должностных обязанностей во всех территориальных отделениях данной службы. Таким образом, при определении квалификационных требований к данной должности и обязанностей социального работника следует использовать соответствующий профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минтруда от 18.11.2013 № 677н.

    Говоря же коротко, основное назначение соцработника — оказание разносторонней помощи престарелым и инвалидам. В первую очередь от кандидата на эту работу требуется честность, поскольку он имеет дело с деньгами своих подопечных, покупает продукты и оплачивает коммунальные. При этом он должен быть еще и физически выносливым, так как нередко приходится носить тяжести (да и уход за немощными часто требует немалой силы). Не стоит также забывать и об элементарной отзывчивости, так как своих подопечных нужно выслушивать.

    Согласно профстандарту для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

    • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
    • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
    • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
    • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

    Есть также в службе соцзащиты населения должность, имеющая сходное название, — специалист по социальной работе. Принципиальная разница между этими двумя должностями заключается в подопечных: соцработник имеет дело с престарелыми и инвалидами, а специалист по социальной работе сотрудничает со всеми группами населения, нуждающимися в социальной защите.

    Кроме того, специалист по социальной работе занимает более высокую ступень в структуре службы соцзащиты населения и выполняет работу, требующую более высокой квалификации. В соответствии с профстандартом «Специалист по социальной работе», утвержденным приказом Минтруда от 22.10.2013 № 571н, на эту должность может претендовать:

    Не знаете свои права?

    • человек, имеющий высшее профессиональное образование;
    • соцработник, имеющий среднее профессиональное образование, отработавший по специальности не менее 3 лет.

    Различается и тарификация этих должностей: для должности соцработника отведены 3-8 разряды, для должности специалиста — 8-13.

    Примерная структура должностной инструкции соцработника

    При составлении должностной инструкции социального работника можно придерживаться приведенной ниже структуры, которая предполагает несколько разделов.

    Общие положения

    Это раздел обычно включает в себя общую информацию о должности:

    1. Название (социальный работник).
    2. Разряд.
    3. Порядок подчиненности (с указанием, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении).
    4. Квалификационные требования, среди которых могут быть требования к образованию и опыту работы, а также описание навыков и моральных качеств, которыми должен обладать сотрудник. Например, для 3 разряда достаточно полного среднего образования (стаж работы при этом неважен), для соцработника же 8 разряда необходимо высшее профессиональное образование с опытом работы в этой сфере не менее 5 лет.
    5. Перечень нормативных актов, инструкций и правил, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.

    Права

    Соцработник, осуществляя свою трудовую функцию, может использовать определенный объем прав. Чаще всего этого сотрудника наделяют следующими правами:

    • требовать от руководства создания условий для исполнения трудовых функций;
    • направлять руководству свои предложения по улучшению рабочего процесса;
    • требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении своих должностных обязанностей;
    • привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению конкретных задач;
    • в рамках своей компетенции привлекать специалистов из различных медицинских организаций для оказания помощи подопечным;
    • делать информационные запросы для сбора данных, необходимых для работы.

    Должностные обязанности

    В этом разделе за соцработником закрепляются обязанности, которые он выполняет ежедневно. Например:

    1. Выявлять на закрепленной территории лиц, нуждающихся в соцзащите.
    2. Доставлять продукты на дом, помогать подопечным в приготовлении пищи.
    3. Оказывать подопечным помощь санитарно-гигиенического характера.
    4. Убирать помещение, заниматься сменой белья, стиркой.
    5. Содействовать в оказании медицинской помощи и госпитализации.
    6. Доставлять домой медикаменты и следить за их правильным приемом.
    7. Содействовать в написании писем, заявлений и других документов, а также их отправке адресатам.
    8. Помогать в оплате счетов.

    Ответственность

    В этом разделе перечисляются те виды ответственности, которые могут быть применены к социальному работнику. Например, сотрудника могут привлечь:

    • к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
    • к административной или уголовной ответственности за совершение соответствующих проступков;
    • к материальной ответственности за нанесенный ущерб (в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством).

    Особой разницы в должностных обязанностях сотрудников разных разрядов нет, поэтому при составлении должностных инструкций в данном случае изменяются только квалификационные требования. Последнее означает, что с повышением разряда сотрудник должен подписать новую должностную инструкцию.

    В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

    Приложение: на 4 листах.

    А.В. Вовченко

    Рекомендации
    для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

    Социальный работник

    Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг "Социального такси" или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

    Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

    Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

    Требования к квалификации:

    начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

    среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

    высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

    высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

    Специалист по социальной работе

    Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

    Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

    Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

    Обзор документа

    Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)".