Морские волки: романтическая профессия или тяжелый труд? Что нужно знать новичку о работе в море. Работа и отдых

Когда дело приближается к выпуску, самые предусмотрительные курсанты начинают запасаться жёнами. Пока ты доучиваешься в большом городе, у тебя есть достаточный выбор кандидаток и время, чтобы присмотреться друг к другу, а то и успеть развестись.

А то ведь получишь назначение в какую-нибудь заполярную базу - какие там невесты? Да и не до того будет, лейтенанту хватает других забот. Жениться же во время отпуска - большая лотерея, хотя вот такой случай из воспоминаний однокашников. В Питере в те ещё времена в ресторане заключили пари - поведу под венец любую, да вон хоть из-за того столика!

Подходит: девушка, предлагаю вам выйти за меня замуж! А та отвечает - да нет проблем (хотя в те времена это по-другому звучало). Ах, так! ну поехали в ЗАГС. А там отпускникам послабления были в плане сроков. Короче, вышли мужем и женой.

И жили они долго и счастливо, но не вместе:) Милые девушки, решившие связать свою судьбу с моряком! Будьте готовы к тому, что жизнь вам в основном придётся прожить в одиночестве, в смысле, без мужа. Есть много профессий, где мужчины часто отсутствуют дома, но флотские в первых рядах.

И начаться это может буквально сразу после выпуска. Как известно, чтобы стать адмиральшей, надо выйти замуж за лейтенанта, а то и пораньше. И пройти с ним все этапы службы и быть готовой к этому одиночеству.

А бывало и так - приезжает лейтенант с супругой к месту службы. Представляется начальству и интересуется, где можно поселить жену. Ему же отвечают: товарищ лейтенант, вы служить прибыли, или где? Вот столько-то вам часов на отправку жены к маме, одна нога тут, другая там!

Если же исхитрится и пристроит её где-нибудь - сидеть ей в этом где-нибудь одной. Сперва он должен сдать на допуск к самоуправлению согласно занимаемой должности. Месяц на это даётся. А потом начинается служба корабельная, неважно, что корабль у стенки стоит. Даже старпому Корабельный устав в статье 191 вменял: " Частое оставление корабля старшим помощником командира корабля несовместимо с должным исполнением им своих служебных обязанностей."
Что уж там о лейтенантах говорить?

Мне досталось служить на ракетных катерах. Команда на них не живёт за исключением когда катер является дежурным. Для офицеров в казарме помещений не было предусмотрено, вроде бы вот оно, ежедневная семейная жизнь!

Ага. В части вы должны появиться не позже полвосьмого утра, значит, встать соответственно с предполагаемым временем приведения себя в порядок и переезда общественным транспортом, возможно, с другого конца города. Вечером раньше девятнадцати о сходе не стоит и помышлять, а там, как комдив решит, ему-то ещё дольше сидеть, как комбриг решит:)

А кроме того - оргпериоды, дежурства, патрули, обеспечения, парково-хозяйственные дни и что там ещё придумает изобретательный ум начальства, чтобы вы реже появлялись дома. Я вот лейтенантом, сменившись с суточного дежурства, ездил на жд станцию руководить разгрузкой картошки для бригады, в выходной день водил матросов в культпоходы, а проводя с ними занятия по специальности и политзанятия, и так своё скудное свободное время тратил на подготовку к ним.

Что уж говорить о больших кораблях, стоявших на якорях в севастопольской бухте - жёны могли полюбоваться ими с Графской пристани и сказать детям: воон на том кораблике сейчас папа.

Как-то мы с женой посчитали: из 21 года нашей семейной жизни, пока я носил погоны, только 11 я был в Севастополе, а теперь вычтите из них все эти дежурства и пр. и длительность служебного дня.

Мой старший сын вырос практически без моего участия. Срочную тоже служил на флоте. Когда я спросил его, а не хотел бы он пойти в моряки, он с удивлением глянул на меня и сказал: я видел, как вы прожили с мамой, я себе такой жизни не хочу.

Впрочем, не будем кривить душой и делать вид, будто нет такой категории лиц женского пола, которую подобное положение дел вполне устраивает, деньги-то муж исправно высылает. - Я не для того училась в консерватории, чтобы киснуть с тобой в каком - нибудь занюханном Лиинахамари (а есть места и более занюханные:) - и остаётся в Питере.

Сколько может просуществовать такая семья - по разному бывает.

Проблема жилья. Есть такие места, где ключи можно получить сразу по прибытию к месту службы, обычно это места отдалённые. А в Севастополе, например, снять комнату семейному было очень нелёгкой проблемой, с наличием ребёнка ещё более усложнявшейся.

Проблема работы. Почти сто процентов гарантии, что по специальности она работать не будет, а скорее всего, что и не по специальности тоже. Во-первых, вакансий нет, во-вторых, появляются дети, а их куда? Детских учреждений-то тю-тю.

Трудно молодой здоровой женщине сидеть одной в четырёх стенах, пусть даже и общаясь с такими же, как она. Бывало и попивать с тоски начинали, сперва понемножку "с девочками", а там как кривая вывезет. Проблему заместителей мужей в физическом плане затрагивать не хочу, она была, есть и будет.

Но время идёт, и в вашей семье, не смотря ни на что, подрастают такие дочери:

Станут ли они жёнами офицеров? Вопрос, конечно, интересный.

Кто такой моряк? Сразу представляется статный молодой человек, о котором смело можно сказать "косая сажень в плечах". Все при нем: рост, красота, тельняшка и фуражка. Но внешняя красота - это не главное. Куда более важна суть.

Моряк: кто это? Просто красивый юноша в тельняшке? Отнюдь. Под этим словом скрывается отдельный мир.

Просто моряк?

Моряк - это не простая служба. Давайте начнем со значения данного слова. Моряками называют тех, кто служит на морском транспорте. Сколько отраслей в морском деле, столько и служителей моря. Оно никогда не останется без "подчиненных". Несмотря на трудности, и узкоспециализированный профиль, молодые люди продолжают выбирать данную профессию.

Отрасли морской службы

Значение слова "моряк" мы рассмотрели выше. Теперь разберем отрасли, в которых востребована такая профессия.

Сразу представляется красиво, престижно и интересно. Но флот - не единственное место, где может работать человек, выбравший "морскую" профессию. Сейчас очень распространены морские суда, занимающиеся той или иной деятельностью. Например, химические грузы перевозят на химовозах, автомобили - на автомобилевозах. Есть для животных - животновозы. Существуют комбинированные грузы, а значит, и соответствующие морские "машины" для их перевозок.

И для всей этой деятельности нужна команда моряков.

Виды морских служб

Их можно разделить на две категории. К первой относится палубная служба, ко второй - машинная.

Возглавляет обе эти команды капитан. А дальше начинается разделение. В состав палубной службы входят офицеры - помощники капитана, рядовой состав в лицах боцмана, матросов, поваров и официантов. Экипаж туристического судна может составлять около 1500 тысяч человек, к примеру.

За что отвечает палубная служба? Конечно же, за маршрут судна, за эксплуатацию трюмов и палубных механизмов, за качественную работу экипажа.

Как мы видим, моряк - это общее название представителей морских служб. Машинная состоит из морских инженеров, старшего механика, его помощников, электромеханика, рефрижераторного механика и рядового состава - уборщиков, сварщиков, токарей и т. д.

В задачу машинной команды входит обеспечение бесперебойной работы комплекса механизмов машинного отделения.

Как стать моряком?

Моряк: значение его в морской службе разное. Но каждое из указанных выше званий - особое. Где учат будущих любимцев Посейдона?

Для "рядового состава" достаточно лишь закончить годичные курсы в мореходной школе. Но по окончании такого обучения можно устроиться только на российские суда.

Те молодые люди, которые мечтают об офицерской морской должности, проходят обучение в высших мореходных учебных заведениях. Такие выпускники способны устроиться работать на зарубежные судна.

Каждый член той или иной службы обязательно должен владеть английским языком. Почему? Потому что существуют единые требования Международной Морской Организации. И данных требованиям подчиняются все владельцы судов.

Кроме обязательного знания английского, моряки проходят ежегодную комиссию на профпригодность. При поступлении в морские ВУЗы абитуриентам придется пройти медицинскую комиссию и сдать психологический тест. Откуда и для чего такие сложности? Дело в том, что профессия подразумевает высокую степень ответственности. Например, больной механик на вахте может погубить не только себя, но и весь экипаж. Ни один врач не возьмет на себя такую ответственность - выпустить в рейс моряка с плохим здоровьем.

Одна из главных задач моряка - это умение хорошо плавать. Насколько хорошо? Так, чтобы при необходимости спасти свою жизнь и буксировать потерявшего сознание другого члена экипажа. Эти навыки и умения проверяются каждые пять лет.

Что еще можно сказать об обучении? Его стоимость довольно высокая. Объясняется это как высоким уровнем получаемых знаний, так и возможностью получать неплохие деньги в будущем.

Заглянем в прошлое и узнаем все самое интересное, что могло быть в жизни первых "морских волков".

    У первых моряков не было карт. Их ориентиром служила птица. Ее выпускали и следовали за ней. Считалось, что пернатое всегда летит к суше.

    Зачем на носу парусников устанавливали женские фигуры? Все очень просто, но не очень красиво. Под ними скрывались отходные места.

    Моряки трапезничают за столами, накрытыми мокрыми скатертями. Это делается для того, чтобы во время качки тарелки не соскальзывали на пол.

    В старину "морские волки" знали способы завязать 500 морских узлов.

    Серьга в ухе означала, что моряк опытен в своем деле. Особые круглые и большие серьги носили только те, кто прошел мыс Горн.

    Быть несчастью. Такова морская примета.

Кстати о женщинах. Последним в наше время проще получить профессию морского офицера, стать капитаном. Чем той же уборщицей на корабле или механиком.

Заключение

Итак, теперь мы знаем, что моряк - это общее наименование тех, кто служит морю. Море - это не профессия, это образ жизни. Весь ее смысл и вся любовь.

Какой мальчик в своём детстве не мечтал стать моряком? У любого человека эта профессия ассоциируется с мужественностью и романтизмом.

Профессия моряк: описание

Моряк - это работник, служащий на судне или на корабле. Эта профессия достаточно широкого профиля и имеет много направлений. Таких как капитан судна, лоцман, штурман.

Профессия моряк дальнего плавания

Отправляющихся на длительные рейсы называют "моряк дальнего плавания". Продолжительность срока таких рейсов обычно составляет более одного года. Служить моряком дальнего плавания сложно как физически, так и психологически.

Это постоянная оторванность от родного дома, огромная вероятность разводов в семье, за период такого плавания человек может кардинально измениться, к тому же эта работа считается одной из самых рискованных. Всем известно, что в последние годы случаи пиратства и похищения людей значительно участились, а оружие экипажу выдавать запрещено. Пожарный шланг - единственное оборонительное оружие на морском судне.

Плюсы и минусы профессии моряк

Но почему же молодых людей постоянно так тянет постигать морские просторы? Что привлекательного в этой профессии? Бесспорно самым главным преимуществом профессии моряка является её романтизм. Это чувство известно ещё с детства, когда с трепетным чувством перечитывали книги Жюль Верна, которые воспитывали в детях любовь к морским приключениям, желание увидеть огромный мир своими глазами. Но вся романтика улетучивается в первый же день работы на судне.

К тому же профессия моряка воспитывает в людях стойкость характера и боевого духа. Море - закаляет дух человека, помогает справляться с трудностями, учит ценить жизнь и человеческие отношения.

Но всё бы было прекрасно, если бы не присутствие незначительных минусов, как и в любой другой профессии.

Первый минус и самый тяжёлый - это долгая разлука с любимыми и близкими людьми. Не каждый способен жить вдали от родного дома. Но как говорится разлука - самая верная проверка отношений. Кто-то выдерживает эту проверку, а кто-то остаётся с разбитыми мечтами и чувствами.

Второй минус - сильная психологическая нагрузка. Морское судно - это как "плавучая тюрьма" более лёгкого режима, новсё равно никуда не выйти. Работники судна постоянно находятся в одном коллективе, поэтому очень важно сохранять дружеские отношения со всеми, чтобы работа была в радость, и не доставляла дополнительных стрессов и психологических нагрузок.

Здоровье очень сильно подрывается на морском судне из-за тяжёлых условий труда. Здесь нет чёткого распределения графика работы и иногда приходится работать сверхурочно, а от этого постоянные недосыпы , усталость, излишняя нервозность.

Как уже отмечалось работа в море это большой риск. Можно вернуться с поездки и не заработать никаких денег, или ещё хуже попасть в пиратский плен, остаться инвалидом, риск умереть с острым приступом аппендицита посреди Тихого океана, риск заразиться малярией. Впрочем риск присутствует в любой профессии, а кто не рискует - упускает шанс осуществить свою мечту.

Востребованность профессии моряк

Профессия моряка востребована до тех пор, пока у человека на то есть физические силы и здоровье. Иначе эта работа приобретёт сухопутную направленность и ему останется лишь писать не воплотившиеся мечты в своих мемуарах. Поэтому, если уж человек решился поступить в морской ВУЗ, желательно ещё освоить какую-нибудь земную профессию, на всякий случай. В нынешней жизни бывает всякое.

Профессия моряк обучение

Чтобы стать матросом достаточно окончить один год мореходных курсов. После этого уже выпускники попадают на российские судна, либо на иностранные, если имеется отличное знание английского языка.

Решившие стать морскими офицерами заканчивают высшие мореходные учебные заведения, где получают базу теоретических знаний и набираются опыта на практике.

Отличительной чертой любого мореходного учебного заведения является высокая стоимость обучения. Но, как говорится это плата за возможность в будущем получать неплохие деньги.

Профессия моряк зарплата

Начальная заработная плата матросов в российских компаниях составляет около 1000 долларов в месяц. В иностранных, конечно же, выше. Но не каждого человека море зовёт исключительно из-за тяги к деньгам. Есть люди, для которых море - это призвание.

Возможно Вас заинтересуют.

Наверное, многие задумывались о том, как найти хорошую, денежную и стабильную при этом работу. В совеременном мире таких островком стабильности осталось мало, поэтому к выбору профессии надо подходить очень тщательно. Одной из немногих отраслей, где хорошо платят и есть гарантированный спрос на кадры является работа на море.

В этом материале журнала Reconomica наш приглашенный эксперт-моряк расскажет, куда пойти учиться морскому делу, сколько получают специалисты различных профессий на море, каким качествами нужно обладать для этой работы, и где искать работу на судне.

Какие учебные заведения в России готовят моряков

Здравствуйте, меня зовут Владлен. Сказать, что у меня была какая-то одна определенная проблема - это ничего не сказать. Началось все с того момента, как я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, с целью сэкономить год времени для будущей работы в морском деле.

При поступлении в высшее учебное заведение, вам необходимо отучиться 11 классов в школе, а если поступать в колледж, тогда вы на год раньше получаете документ, с которым можете работать в море. Конечно, Питер можно назвать столицей морского дела, так как все самые крупные компании и лучшие морские учебные заведения находятся именно здесь. Таковыми я считаю: Санкт-Петербургский морской технический колледж, ГМА им. адм . С.О. Макарова , Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова . В заведениях я уверен, там хорошие преподаватели, которые знают толк в морском деле.

Что нужно знать новичку о работе в море

Все мы знаем, что . Если говорить про сегодняшний день, то зарабатывают в основном люди, у которых свой бизнес, политики и моряки. Сама по себе данная профессия всегда была выгодной, это стабильная работа, на которой ты получаешь стабильный высокий оклад. Да, конечно же, это опасно, в основном за это и платят хорошую зарплату.

Морские профессии

Итак, перейдем к делу, вы хотите работать в море и зарабатывать реальные деньги за реальный труд. Как раз здесь начинается миллион вопросов, но я вам все объясню. Изначально вы должны определится, что вам больше по душе – разбирать и чинить двигателя, или же работать с документацией и картами.

Есть три вида рабочих на судне: это механики, судоводители и электромеханики (про поваров умолчу, так как работы для них сейчас почти нет). Также параллельно есть еще разрез ветки – это быть рядовым составом, из которого потом трудно выбраться, или быть в командном составе.

Как стать матросом на судне

Самый большой контейнеровоз в мире

Рядовой состав подразумевает собой матросов и мотористов , как говорят в народе “Принеси, подай, почухай”. Если вы где-то слышали, что матросы много зарабатывают, и вам стало интересно, как устроиться матросом на судно, то это просто, но зарплата матроса не так уж высока. Обучение и получение необходимых сертификатов происходит в любом морском тренинг-центре, который есть почти в каждом городе, после чего вы должны будете пройти экзамен в местной морской инспекции. Разница между категориями в том, что матрос – палубный рабочий, а моторист – машинный.

Выучиться на рядовой состав обойдется вам в районе 1100-1500$, а по времени это займет 3 – 5 месяцев. Что в плане окупаемости, затраты составят немного больше вашего месячного оклада, в среднем на различных фирмах он составляет от 800$ до 1200$.

После того как вы отработаете пару контрактов на судне в должности матроса или моториста, вы сможете повысить квалификацию в том же тренинг-центре, где и проходили обучение, и снова отправиться в инспекцию для сдачи экзамена.

Карьерный рост матроса

При повышении вы повышаетесь в должности и ваш оклад также становится выше прежнего, плюс проценты от фирмы, которые вам накидывают, если вы работаете на них не первый контракт. Но нюанс в том, что таким образом вы сможете подняться максимум до боцмана с окладом не более 2200$ . Как вы видите, карьерный рост здесь невелик, зато простота и скорость начала работы максимальны.

Комнадный состав судна и его зарплаты

А вот в командный состав входят помощники капитана, помощники старшего механика, капитан и сам старший механик . Здесь на карьерном росте можно разгуляться, но вся проблематичность состоит в стоимости и времени обучения, что составляет примерно по 700$ – 800$ в год, а учиться придётся, если поступать в колледж, минимум 4 года и, если поступать в высшее морское заведение, максимум 6 лет, для того чтобы получить документы должности Junior (4-го помощника капитана или старшего механика). И это не все расходы, не забывайте про документы и сертификаты, на которые уйдет еще в районе 1000$.

Конечно же, всем интересно, сколько получает капитан корабля и сколько стоит выучиться на эту специальность. Давайте считать.

Итого, что у нас есть, нужно потратить 4 – 6 лет, 4000$ – 6000$, но, что мы имеем взамен - это оклады в пределах начиная от 2500$ и до 14000$ – 16000$ в должностях капитана и старшего механика. Вполне заманчиво, я считаю.

Как искать свой первый контракт без опыта работы

Работа на судне

Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.

В процессе обучения я решил перестраховаться и, обучаясь по своей должности, параллельно получил документы матроса второго класса.

Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше , но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.

Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.

Условия работы в рейсе

Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.

Только подумайте, контракты начинаются от четырех месяцев, и то, это только у командирского состава, а у рядовых от шести. Полгода в железной коробке с одними и теми же лицами работать, питаться, жить.

Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.

У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.

Есть также минусы для семьянинов , они прозрачны: допустим, у вас беременная жена, нужны деньги, решили идти в рейс, и тут должен быть такой СТОП, а сможете ли вы жить так, что не увидите рождение ребенка, его первые шаги, первые слова?

Это все очень и очень сложно в таком варианте, но если вы молодой парень без обязательств, который хочет зарабатывать хорошие деньги и повидать мир, то эта работа определенно для вас.

По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.

Секрет успеха для желающих работать на море

Самое главное, в чем я могу подсказать по данной теме - это выбор высшего учебного заведения. Не выбирайте то, в котором дороже, толку от этого ноль, так как старые преподаватели учат намного лучше новых “хапуг”.

Не “покупайте” себе документы, так как это вам может аукнуться на судне в виде проверки ваших знаний и списания вас с судна в ближайшем порту.

И да, что самое главное, это истории про уход в рейс, но не стоит доверять свои деньги людям, которые называют себя “агентами” и берут деньги с вас, чтоб предоставить вакансию. Это будет напрасная трата ваших средств, так как, либо компания будет с очень плохим рейтингом, либо вы в ней не задержитесь. Лучше приходить с реальными знаниями в крупные крюинг-фирмы, проходить их тесты, собеседование и ждать от них вакансию.

Кстати: Собираешся в дальнее плавание? Лайфхак: можно взять ипотеку и сдавать квартиру. Жизнь - в море, пенсия - в своей квартире. . Банки любят моряков!

Правильнее посидеть пару месяцев, подождать вакансию от хорошей крупной компании-морского перевозчика, чем потом не получить зарплату от той, которая отправит вас через день, после того как получит свою “благодарность”. Так называемую “благодарность” конечно получают большинство крюингов и иногда, даже при желании уйти от хорошей крупной фирмы, людям приходится уходить через то, что есть.

Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день

Спрос на рынке труда по морякам не растет и не падает, он держится на золотой середуине . Но как же так, столько людей учатся и спрос не падает? Ответ прост: по моей статистике процентов 70 моряков, окончивших высшие учебные заведения или колледжи, не работают по специальности.

На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.

В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой

На таких кораблях предстоит работать после обучения

Если вас интересуют отзывы о компаниях-работодателях, отдельно хотел бы подчеркнуть компании Columbia Shipmanagement , MSC, Marlow Navigation, Bernard Shultz – это именно те крюинги , в которых вас не кинут и предоставят хорошую работу как для рядового, так и для командного составов.

В Санкт-Петербурге есть все данные филиалы. А также в этих фирмах еще осталась кадетская программа, которой так не хватает для свежеиспечённых моряков. Но хочу вас предупредить, что знания проверяются не только прохождением теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококлассными специалистами, так что надеяться на удачу не стоит, лучше тщательно подготовьтесь и повторите все команды, инструменты и прочий материал, который вы изучали на курсах или в учебном заведении.

В заключение хочу сказать, что профессия эта, совсем не сложная в плане обучения, но для некоторых невозможная на практике. Знания моряка и знания профессионального юриста имеют огромный отрыв, но, тут акцент идет конкретно на вашу психологическую выносливость.

Сможете ли вы за хорошие деньги, которые сейчас трудно заработать на суше, - провести пол жизни в море? Только после честного ответа самому себе на этот вопрос следуйте в этом направлении.

Надеюсь мой опыт будет вам полезен, ну и семь футов под килем вам!