Общественное движение без образования юридического лица. Общественная организация - это некоммерческая организация? Цели создания общественной организации

1. Может ли иметь печать общественная организация без образования юридического лица?

1.1. Закон не делает ограничений

1.2. Добрый день,
Да, Вы такое можете сделать, но фактически она ничего Вам не даст. Вы же ни договоры заключать не можете, ни счета оплачивать от имени такой организации.

2. Может ли иметь печать общественная организация без образования юридического лица?

2.1. Здравствуйте! нет, не может.

2.2. Добрый день,
Согласно ФЗ об общественных объединениях создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Вы можете сделать печать, с указанием, что это ОО без образования ЮЛ (чтобы не вводить никого в заблуждение),.. просто вопрос, где и на что Вы её будете ставить? Правомочия Вашей организации ограничены, так как она не является юридическим лицом.

3. Может ли действовать общественная организация без образования юридического лица?

3.1. Да, как некоммерческая организация.

4. Оказание услуг физическим лицом по подбору помещений и сопровождении сделки для физ. лиц и организаций-это законно? Если нет то какие риски и санкции за предоставление данных услуг физическим лицом без образования юридического лица или ИП? Это незаконная предпринимательская деятельность?

4.1. Оказание подобных услуг законно. И поиск помещений, и сопровождение сделки являются услугами, которые вправе оказывать и индивидуальные предприниматели, и юридические лица.
Это риелторская деятельность.
Если физическое лицо оказало услугу разово, то рисков практически нет. Если же деятельность осуществляется систематически, то здесь потребуется либо регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо созданию юридического лица.

5. Какие документы и конкретные пункты в них регламентируют создание общественной организации без образования юридического лица, типовой устав подобной организации, права организации.

5.1. Здравствуйте, Татьяна!
См, например, ст. 18 ФЗ "Об общественных объединениях".
Если будете создавать ОО без регистрации, то только для внутренней самоорганизации.
Формы учредительных документов можно найти в интернете или обратиться для составления.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения .

6. Являюсь организатором внедорожного автомобильного клуба (клуб по интересам). Наш клуб не ведёт и не планирует вести никакой коммерческой деятельности и не имеет регистрации как юр лицо или ИП. Вопрос - нужно ли в данному случае обязательно регистрировать общественную организацию или общественное объединение без образования юридического лица?

6.1. Закон от вас этого не требует. Если хотите просто собираться, скажем, у кого-нибудь на даче и обсуждать текущие проблемы, вам оно и не надо. Но вот, к примеру, получить грант для реализации какой-нибудь из своих инициатив вы уже не сможете.

7. Хотим создать общественное объединение без образования юридического лица. Надо ли выбирать правовую форму организации и регистрировать эту организацию. Если надо регистрировать - где регистрируется?

7.1. Добрый день. Общественных организаций не имеющих статуса юридического лица в Российском законодательстве не предусматривается. Если Вы создаете общественную организацию, она сразу после регистрации приобретает статус юридического лица.

7.2. Здравствуйте.
Естественно, нужно выбрать правовую форму и зарегистрировать в Минюсте. И организация будет юридическим лицом.
Спасибо за обращение на наш сайт.

8. Хочу создать общественную организацию без образования юридического лица, органа общественной самозанятости граждан (самодеятельности). Как и где в Москве, но лучше в Московской области, это можно сделать? Кто может дать объективную консультацию платную и бесплатную в Москве.

8.1. Государственная регистрация некоммерческой организации производится территориальный орган Минюста и налоговая инспекция. Смотрите ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" и Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455.
На сайте много юристов из Москвы и Московской области, выбирайте и обращайтесь в личку.

8.2. Добрый день, Елена! Создать общественную организацию без статуса юридического лица не получиться. Мы можете создать структурную единицу (ячейку) существующей общественной организации, тогда она будет действовать на основании положения и не являться юридическим лицом. Советую обратиться к юристам в личную почту они помогут в решении вашей проблемы, составят необходимые документы. Успешно решить Ваш вопрос можно с юридической помощью.
Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

8.3. Здравствуйте, Елена! Вы можете обратиться лично к юристу на сайте, позвонив или написав личное сообщение. Подобная практика есть у многих юристов. Советую обратиться за помощью к опытному юристу, чтобы повысить шансы на положительный результат. Вам и всего хорошего!

9. Подать в суд, от имени местной общественной организации без образования юридического лица, Регистрированной входящим в МСУ,
на местное самоуправление с требованием провести паспортизацию внутри сельских дорог общего.
Спасибо.

9.1. В прокуратуру обращайтесь. Прокуроры вправе обращаться в суд в подобных случаях, если есть нарушение законности. Если Ваши личные права нарушены - можете подать заявление от своего имени.


10. Как обратиться в суд с исковым заявлением общественной организации без образования юридического лица.

10.1. Подавать иск нужно к тому лицу (юридическому или физическому), которое приняло деньги. Если это общественная организация, она может быть зарегистрирована как юридическое лицо, документы об этом запросить у ее руководителя.

11. Коммерческая организация выплачивает деньги через кассу предприятия для поездки на областные соревнования по вольной борьбе члену общественной организации без образования юридического лица, который едет в качестве тренера и везет участника соревнований. Возникает ли у коммерческой организации обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет с выплаченных сумм для поездки? Спасибо.

11.1. Вопрос бухгалтерский. С правовой стороны - если выплата была не в пользу физического лица, он просто получал ее не для себя - тогда не надо.

11.2. Если этот тренер не состоит в трудовых отношениях с этой коммерческой организацией и нет с ним договора об указании услуг, все выплаченные тренеру суммы должны облагаться 13% НДФЛ, так как для него это доход.

12. Общественная организация без образования юридического лица имеет право получать пожертвования?

12.1. Добрый день,
Нет, не имеет. Сама форма её говорит об этом - "без образования юридического лица". нет юр.лица, соответственно, счёт открыть нельзя. Соответственно пожертвования принимать некуда.

13. Общественная организация без образования юридического лица имеет право принимать пожертвования?

13.1. Добрый день,
В соответствии с законом об общественных объединениях есть такая форма как Общественная организация без образования юридического лица. Грубо говоря, это объединение по интересам, которым не хочется обременять себя регистрациями. Да, это допустимо, но у таких организаций есть ограничения, они не могут свободно себя вести, как любые другие НКО. Пожертвования принимать тоже не могут, так как расчетный счет в банке им никто не откроет.

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица - это физлицо, зарегистрированное официально в установленном законодательно порядке и ведущее деятельность без образования юрлица, главы КФХ. Осуществление предпринимательства без наличия регистрации признается нарушением и не дает право гражданину ссылаться на отсутствие статуса ИП при выполнении требований налогового законодательства РФ.

Предприниматель без образования юридического лица - основные нормативные сведения

По статистическим данным официального портала ФНС по состоянию на 01.06.17 г. в Российской Федерации зарегистрировано около 3,813 млн. индивидуальных предпринимателей, из которых приходится:

  • На граждан РФ - 3,758 млн.
  • На иностранцев - 54 тыс.
  • На лиц, не имеющих гражданства, - 645.

Приведенные цифры говорят о том, что форма ИП является наиболее простой и выгодной с точки зрения ведения малого бизнеса. Ранее в российской экономике существовали понятия - ЧП (частный предприниматель) и ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица). В настоящее время такие термины заменены и объединены в один - ИП.

Почему же индивидуальное предпринимательство настолько востребовано? Прежде всего, это упрощенная процедура открытия. Регистрация ИП в Едином реестре осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ от 08.08.01 г. и проходит с предъявлением минимального пакета документации:

  • Заявление ф. Р21001.
  • ИНН, паспорт.
  • Квитанция по оплате пошлины.

Срок регистрации занимает всего 3 рабочих дня. Регистрирующий орган выбирается только по месту постоянной регистрации физлица, в некоторых случаях допускается регистрация по месту временной прописки. Имущественная ответственность по обязательствам, возникшим в процессе рабочей деятельности, распространяется на принадлежащее физлицу имущество (стат. 24 ГК), кроме запрещенного к взысканию по ГПК. Это главное отличие ИП от ООО, участник которого отвечает по своим обязательствам в пределах величины уставного капитала.

Обратите внимание! Не признаются предпринимательством разовые сделки, не имеющие систематического характера и подлежащие налогообложению в зависимости от конкретных особенностей ситуации.

Преимущество ИП:

  • Упрощенная регистрация и ликвидация бизнеса.
  • Отсутствие необходимости ведения бухучета.
  • Использование выручки от доходов на любые цели.
  • Открытие расчетного счета и наличие печати не обязательны.
  • Низкая фискальная нагрузка - зависит от применяемого режима налогообложения.
  • Не требуется расчет лимита кассы.

Правовое положение предпринимателя без образования юридического лица

Правовое регулирование предпринимательства, как и деятельности коммерческих организацией, осуществляется согласно требованиям гражданского законодательства РФ, а также другим нормативным актам. При этом отличительными чертами ИП являются:

  • Имущественная и юридическая самостоятельность - предприниматель вправе заключать сделки с другими физическими и юридическими лицами, заниматься производством или продажей товаров, выполнять работы и оказывать услуги, нанимать персонал.
  • Наличие рисков - деятельность ведется ради получения доходов и извлечения прибыли, но не исключено влияние различных неблагоприятных факторов, которые могут привести к необходимости закрытия бизнеса, вплоть до признания банкротства при выявлении факта платежной несостоятельности гражданина.
  • Ограничение доступных направлений деятельности - ИП не может заниматься отдельными направлениями, для ведения которых требуется статус ООО.
  • Территориальная доступность - ИП может работать по всей территории РФ вне зависимости от фактического места регистрации. Исключение - ПСН, требующая получения патента по месту ведения деятельности.

В заключение необходимо сказать несколько слов о процедуре банкротства ИП. Перечень причин, ведущих к признанию предпринимателя несостоятельным (невозможность отвечать по имеющимся текущим обязательствам), приведен в Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. и стат. 25 ГК . Это, в первую очередь, невозможность удовлетворить требования со стороны кредиторов или выполнить свои обязанности по оплате обязательных сумм платежей. Согласно правилам арбитражного законодательства, судебные органы принимают заявления, если величина долга превышает 10000 руб., а платежи не выполняются более 3 мес. от момента возникновения.

Обратите внимание! Процедура проведения банкротства для ИП и физлица не отличается, равно как и существующий порядок удовлетворения требований кредиторов. Но признание физлица банкротом возможно, если сумма невыполненных обязательств превышает 500000 руб. (п. 2 стат. 213.3 Закона № 127-ФЗ).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.72 ББК 67

ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛИЦ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕРИН,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Кемеровский институт (филиал),

кандидат юридических наук PhD

Научная специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется нормативно-правовое регулирование создания и деятельности некоторых форм объединений лиц без образования юридического лица. Сравнительному анализу подвергаются такие формы объединений лиц, как: договор простого товарищества, договор инвестиционного товарищества, консорциум, артель. Отмечается возможность использования некоторых исторических форм объединения лиц без образования юридического лица как одно из средств правовой организации для предприятий малого и среднего бизнеса реального сектора экономики.

Ключевые слова: объединение, договор простого товарищества, консорциум, артель, пул, производственный кооператив.

Annotation. Analyzed law regulatory of formation and activity of some forms of unincorporated associations of enterprises and persons. Given a comparative analysis of such forms of associations as: partnership agreement, investment partnership agreement, consortium, work association. The author defines the possibility of using some historical forms of unincorporated associations of enterprises and persons as one of means of legal organization of enterprises of small and medium size of economy real sector.

Keywords: unincorporated association, partnership agreement, consortium, pool, cartel, work association, production cooperative.

В настоящее время, принимая во внимание сложное мировое экономическое положение, перед организациями среднего и мелкого бизнеса стоят достаточно сложные задачи по выживанию и дальнейшему развитию. Необходимость объединения и консолидации совместных усилий, единство целей и общность задач дают возможность предприятиям обратить свое внимание на такую форму объединения лиц без образования юридического лица, как товарищество. В соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вкла-

ды и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону, цели. Целями договора простого товарищества могут быть не только извлечение прибыли, но и иные, не противоречащие закону, цели. При этом для осуществления инвестиционной деятельности, т.е. деятельности по инвестированию общего имущества товарищей в объекты инвестирования в целях реализации инвестиционных, в том числе, инновационных, проектов, законодатель прямо предусмотрел заключение договора инвестиционного товарищества . По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей)

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. Участниками договора инвестиционного товарищества могут быть не только коммерческие организации, но и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность для достижения своих целей. При этом законодатель четко указал, что иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву, участвуют в качестве стороны по договору с учетом законодательства РФ и положений международных договоров. Соответственно круг участников инвестиционного товарищества законодателем строго ограничен: во-первых число участников не более 50, во-вторых, ни физические лица, ни публично-правовые образования участниками договора инвестиционного товарищества быть не могут.

Таким образом, из анализа норм ГК РФ и ФЗ от 28 ноября 2011 г. № ЭЭ5-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» можно сделать вывод: договор инвестиционного товарищества является разновидностью договора простого товарищества.

Помимо товариществ, существуют и другие формы объединения лиц, например, консорциум. Европейской экономической комиссией ООН в 1973 и 1979 гг. были разработаны руководства по составлению контрактов о создании консорциумов, которые носят рекомендательный характер . Консорциуму характерны следующие признаки:

$ согласованность цели участников в реализации инвестиционного проекта; временный характер создания, определяемый сроком договора или достижением поставленной цели - реализацией конкретного проекта;

$ договорный характер взаимоотношений между участниками и между консорциумом и заказчиком, а также третьими лицами; отсутствие статуса юридического лица; сохранение участниками, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, юридической самостоятельности.

Однако, ранее некоторые авторы (М.И. Мах-лина) приводили возражение о том, что придание консорциуму статуса простого товарищества неправомерно, поскольку они сильно различаются между собой по внутренним хозяйственным связям и структуре. Однако, как отмечает И.С. Шиткина, основной целью создания консорциумов является реализация крупномасштабных проектов, программ, выполнение заказа, когда по производственным, финансовым, техническим или иным причинам требуется объединение усилий нескольких коммерческих организаций: промышленных и (или) кредитно-финансовых . Если рассмотреть опыт зарубежного законодательства, в частности в ст. 233 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК), то понятие консорциум определяется как временный добровольный равноправный союз (объединение) на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач. Простое товарищество в соответствии с ГК РК образуется на основе договора о совместной деятельности и, в отличие от консорциума, его участниками могут быть граждане или граждане и юридические лица.

Помимо консорциумов, в предпринимательской деятельности встречаются и другие объединения лиц, например, пул и картель. Целью образования картелей является получение в общих интересах участников прибыли путем устранения или регламентации конкуренции между участниками картеля, а также путем подавления внешней конкуренции . Под пулом понимают добровольную договорную форму объединения предпринимателей, распространенную чаще всего в сфере услуг: торговых, биржевых, патентных, страховых, транспортных услуг и пр. .

Вышеуказанные формы объединения лиц характерны в основном для крупного капитала, а также для реализации крупных инвестиционных проектов. Возможно ли использование договорной формы товарищества для применения в среднем и малом бизнесе. В настоящий момент для экономики

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Российской Федерации это как никогда актуально. В соответствии со ст. 1041 ГК РФ участниками по договору простого товарищества могут быть любые лица (товарищи), в том числе, индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Для достижения целей товарищи обязуются соединить свои вклады и совместно действовать. Вкладами могут быть деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловая репутация и деловые связи, а также все то, что вносится в общее дело. Внесенное имущество, а также произведенная в ходе совместной деятельности продукция, плоды и доходы признаются общей долевой собственностью товарищей, если иное не установлено законом или договором простого товарищества или не вытекает из существа обязательства. Полученная прибыль, если иное не предусмотрено договором или соглашением товарищей, распределяется среди товарищей пропорционально стоимости их вкладов. Помимо соединения вклада, следует обратить внимание на термин, который использует законодатель, называя участников договора, а именно слово «товарищ». Помимо использования этого термина в советский период в качестве обращения к гражданину, это слово использовалось также в дореволюционный период в других значениях: 1. в качестве обозначения человека, близкого к кому-нибудь по взглядам, деятельности, условиям жизни, 2. для обозначения некоторых должностей (например, товарищ министра) .

Если обратиться к истории, то можно встретить форму, близкую к договору простого товарищества; это артель. Несмотря на то, что в ГК РФ встречается использование данного термина для обозначения производственного кооператива (ст. 106.1 ГК РФ). Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов .

У «исторической» артели и производственного кооператива есть как сходства, так и различия. Сходство между ними заключается, прежде всего, в то, что:

«историческая» артель и производственный кооператив являются объединениями лиц;

эти объединения образовываются на добровольных началах;

лица участвуют на правах члена;

каждый их участников обладает равными

участники совместно осуществляют хозяйственную деятельность;

организация управления осуществляется на основе самоуправления и согласованности действий.

В качестве различий между этими двумя формами можно привести следующее:

производственный кооператив является коммерческой организацией, т.е. юридическим лицом. «Историческая» артель представляла собой объединение лиц на основе писанного или неписан-ного договора ;

число членов кооператива не может быть менее пяти человек. У «исторической» артели число членов не ограничивается, но соответственно подразумевается минимум двое; ответственность членов производственного кооператива является субсидиарной и определяется уставом кооператива. Ответственность членов «исторической» артели была определена принципом круговой поруки . Исторический опыт формирования и развития артели был достаточно обширным и успешным, поскольку применялся на многих производственных объектах в различных отраслях экономики, в частности, П.М. Ря-бушинским, С.И. Мамонтовым и многими другими.

Принимая во внимание, что в нынешних существующих экономических реалиях для преодоления стоящих перед государством и обществом задач необходимо применение более гибкого правового механизма как к крупному, так и к среднему и малому бизнесу, приведенный краткий обзор существовавших и существующих отечественных и

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

зарубежных форм объединений лиц дает возможность широко использовать и применять данные формы в настоящее время для решения многих проблем.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

2. Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № ЭЭ5-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (ред. от 21 июля 2014 г.) // www.pravo.gov.ru.

3. Гражданское и торговое право капиталистических государств / отв. ред. Е.А. Васильев. М.: Международные отношения, 1993. С. 360.

4. Махлина Избранные публикации. 1992-

1999. М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз»,

5. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практическое издание. М., Волтерс Клувер, 2006. С. 63.

6. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) от 27 декабря 1994 г. № 269-XII (ред. от 7 ноября 2014 г.) // www.http://online.zakon.kz.

7. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 196.

8. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 376.

9. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Собрание законодательства РФ, 13 мая 1996 г., № 20, ст. 2321.

10. Артель и артельный человек /отв. Ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации 2014. С. 17.

11. Новиков И.А. Артель как социокультурный феномен дореволюционной России (к проблеме определения границ применимости термина «артель» для исследования традиций коллективного труда второй половины XIX - начала XX века) // Исторический Ежегодник. 2010.: Сб. науч. тр. / Институт истории СО РАН. Новосибирск: Параллель, 2010. С. 69.

12. Большой Энциклопедический словарь // www.vedu.ru/bigencdic/63039/.

1. Civil code of the Russian Federation (part second) of 26.01.1996 No. 14-FZ (edition of 21.07.2014) //Collection of the legislation of the Russian Federation, 29.01.1996, No. 5, Art. 410.

2. The federal law of 28.11.2011 No. 335-FZ «About investment association» (an edition of 21.07.2014) //www.pravo.gov.ru.

3. Civil and commercial law of the capitalist states / resp. edition E.A. Vasilyev. М.: International relations, 1993. P. 360.

4. Makhlina Chosen publications. 1992- 1999. M.: JSC Nestor Akademik Pablisherz, 2000. P. 50.

5. Shitkina I.S. Holdings: legal regulation and corporate management: scientific and practical edition. M, Volters Kluver, 2006. P. 63.

6. Civil code of the Republic of Kazakhstan (general part) of 27.12.1994 No. 269-XII (edition of 07.11.2014) //www. http://online. zakon.kz.

7. The legal encyclopedia / under the editorship of M. Yu. Tikhomirov. M, 1998. P. 196.

8. The legal encyclopedia / under the editorship of M. Yu. Tikhomirov. M, 1998. P. 376.

9. The federal law of 08.05.1996 No. 41-FZ «About production cooperatives» // Collection of the legislation of the Russian Federation, 13.05.1996, No. 20, Art. 2321.

10. Artel and collective person / resp. Edition O.A. Platonov. M.: Institute of the Russian civilization 2014. P. 17.

11. Novikov I.A. Artel as a sociocultural phenomenon of pre-revolutionary Russia (to a problem of delimitation of applicability of the term «artel» for research of traditions of collective work of the second half of XIX - the beginning of the XX century) // Historical Year-book. 2010 / Institute of history of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science. - Novosibirsk: Parallel. 2010. P. 69.

12. Big Encyclopaedic dictionary // www.vedu.ru/ bigencdic/63039/

Общественная организация - это некоммерческая организация. Ее статус регулируется параграфом 6 главы 4 Гражданского кодекса РФ, в котором содержатся нормы о некоммерческих корпоративных организациях, и специальными законами: «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - закон № 7-ФЗ) и «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (далее - закон № 82-ФЗ).

Цели создания общественной организации

При создании общественной организации (далее — ОО) необходимо ориентироваться на нормы закона № 82-ФЗ, так как в п. 3 ст. 6 закона № 7-ФЗ общественная организация хотя и признается одной из форм некоммерческих организаций, но за уточнением особенностей ее статуса делается отсылка к закону № 82-ФЗ.

В ст. 123.4 Гражданского кодекса дается такое определение: ОО — это объединение граждан, создаваемое на добровольной основе и на почве единых интересов. Цель создания ОО — удовлетворение нематериальных и духовных потребностей, представление и защита тех интересов, которые являются общими, и реализация иных целей, не противоречащих законодательству.

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ ОО является одной из форм общественных объединений и создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединенных граждан. При сравнении с нормами ГК РФ видно, что в законе № 82-ФЗ не рассматриваются такие цели создания, как:

  • представление интересов;
  • удовлетворение нематериальных потребностей;
  • реализация целей, не являющихся уставными.

Согласно принципу «Lexspecialisderogatgenerali» («специальное право отменяет общее»), подтвержденному постановлением Конституционного суда от 08.11.2005 № 439, говорящему о том, что в случае коллизии между законами приоритет должен отдаваться более позднему закону и специальному закону, в этом случае действует закон № 82-ФЗ.

Таким образом, ОО не вправе в своей деятельности ставить перед собой цели, не являющиеся уставными. Аналогично необходимо действовать при выявлении иных несовпадений в тексте ГК и закона № 82-ФЗ.

Процедура создания общественной организации

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ при создании ОО количество ее учредителей не может быть менее 3. Ст. 18 закона № 82-ФЗ конкретизирует, что должно быть не менее 3 физических лиц, остальными учредителями могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Для создания новой некоммерческой организации учредителям придется созвать съезд, конференцию или общее собрание, где они будут обязаны:

  • принять решение о создании;
  • утвердить устав;
  • создать органы управления и контрольно-ревизионные органы.

ОО считается созданным и будет вправе осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, то есть защищать интересы членов и действовать для достижения общих целей с момента принятия всех этих решений. Права юридического лица она получает только после государственной регистрации (ст. 18 закона № 82-ФЗ) в Министерстве юстиции РФ (ст. 13.1 закона № 7-ФЗ).

Документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев с момента утверждения устава, если учредители приняли решение о регистрации и дальнейшей работе в качестве юридического лица (см. п. 9 ст. 21 закона № 82-ФЗ). С момента принятия решения учредители приобретают статус членов.

При создании также должен быть решен вопрос о территориальной сфере деятельности ОО. В соответствии со ст. 14 закона № 82-ФЗ она может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • межрегиональной;
  • общероссийской.

Если ОО создается в качестве общероссийской, она может использовать в своем названии слова «РФ» или «Россия» без соответствующего разрешения Правительства РФ, как, например, общественная организация «Всероссийское общество автомобилистов».

Устав некоммерческой общественной организации

Устав является единственным учредительным документом общественной организации, учредительный договор ее члены не заключают. В п. 2 ст. 123.5 ГК РФ указано, что устав некоммерческой общественной организации в обязательном порядке включает в себя:

  • наименование;
  • местонахождение (город или иной населенный пункт);
  • цели создания и деятельности;
  • условия членства;
  • данные о порядке управления;
  • сведения о правах ее членов, связанных с имуществом;
  • информацию о процедуре распределения активов ОО после ее ликвидации.

Аналогичные нормы содержит ст. 29 закона № 82-ФЗ, дополняя перечень сведениями о территории и структуре общественной организации. Устав может, помимо основных, включать любые пункты по усмотрению ее членов, не противоречащие действующему законодательству.

Если ОО использует в своей деятельности какую-либо символику, ее описание должно быть включено в устав, возможно в виде приложения. Устав вместе с приложениями оформляется в виде единого документа, если организация имеет территориальные подразделения, они обязаны принять устав головной ОО.

О порядке подготовки устава можно прочитать в статье «Устав некоммерческой организации - образец 2017-2018 года» . Изменения в устав вносятся в том же порядке, в котором происходит его принятие, решением высшего органа управления (ст. 8 закона № 82-ФЗ).

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности ОО должны быть указаны в ее уставе. По нормам ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Даже занимаясь предпринимательской деятельностью в этих ограниченных рамках, они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства (см. решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 24.11.2014 по делу № А61-3482/2014).

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ ОО могут иметь территориальные подразделения. Они реализуют цели ОО, при этом являются самостоятельными юридическими лицами, а не ее филиалами или подразделениями, но действуют на основании единого устава.

Проводить документальные проверки деятельности ОО вправе Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 1 и подп. 30.10 п. 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313.

Минюст контролирует:

  • исполнение ОО законодательства о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  • использование имущества в целях, предусмотренным уставом.

На основании проверок выносятся предупреждения и предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. решение АС г. Москвы от 14.12.2016 по делу № А40-189391/16).

Членство в общественных организациях

Общественная организация — это некоммерческая организация, основанная на принципе членства. Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ членами ОО могут быть и физические, и юридические лица, в свою очередь являющиеся общественными объединениями. Ограничения для юридических лиц или их типов могут быть установлены уставом ОО, законом № 82-ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно ст. 123.6 ГК РФ член ОО несет обязанности и осуществляет корпоративные права, в том числе имеет право на безвозмездное пользование услугами организации. Согласно ст. 6 закона № 82-ФЗ намерение стать членом или присоединиться к целям, декларируемым общественной организацией, должно быть выражено в заявлении или ином документе, который позволит руководству ОО вести учет членов.

Все члены ОО равноправны. Они могут быть избраны в руководящие и ревизионные органы на равном основании. Неисполнение обязанностей или злоупотребление правами может повлечь за собой исключение из ОО в порядке, который должен быть описан в уставе.

Управление в общественной организации

Для ОО согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ используется 2-звенная структура управления: руководящие и исполнительные органы. Руководящие органы формируются в 2 видах:

  • Высший орган — конференция или общее собрание.
  • Постоянно действующий орган — выборный коллегиальный. Он отчитывается перед конференцией.

Помимо высших органов управления в ОО формируются исполнительные органы. Обычно управляет ОО единоличный орган (председатель или президент, как рекомендует п. 2 ст. 123.7 ГК РФ), но если закон или устав обязывает к этому, в организации формируется коллегиальный исполнительный орган, который может называться правлением, советом или президиумом, что также рекомендуется в упомянутой статье.

Высшему органу принадлежит исключительное право принятия решений по вопросам:

  • определения размера членских взносов (п. 1 ст. 123.7 ГК РФ);
  • определенным в п. 2 ст. 65.3 ГК (среди них изменение устава, образование органов управления, реорганизация и ликвидация).

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ между высшим коллегиальным органом и постоянно действующим коллегиальным органом может быть разделена компетенция по вопросам:

  • утверждения готового отчета и отчетности;
  • участия в капиталах других юридических лиц;
  • создания филиалов;
  • определения аудитора;
  • образования единоличного исполнительного органа и прекращения его полномочий.

Из смысла статьи вытекает, что создание коллегиального исполнительного органа, избрание его членов полностью остается в ведении высшего органа — конференции или общего собрания.

Имущество общественной организации

Согласно ст. 30 закона № 82-ФЗ ОО может владеть на праве собственности любыми активами, в том числе акциями. Отдельно выделено право ОО на владение средствами массовой информации и издательствами. Эти активы должны организовываться или приобретаться за счет собственных средств ОО.

Источниками создания имущества выступают:

  • взносы членов;
  • добровольные пожертвования от третьих лиц;
  • доходы от проводимых мероприятий и общественной деятельности.

Члены ОО полностью утрачивают право на внесенное ими в ОО имущество, в том числе на вступительные и членские взносы. Даже при ликвидации общественной организации они не имеют права на получение части имущества, оставшегося после ликвидации. Данное имущество направляется на цели, соответствующие целям деятельности ликвидированной ОО (ст. 26 закона № 82-ФЗ).

Собственником имущества является общественная организация. Свои территориальные подразделения она вправе на основании ст. 32 закона № 82-ФЗ наделять имуществом на праве оперативного управления.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Преобразование и ликвидация общественной организации

Согласно п. 4 ст. 123.4 ГК РФ ОО может быть преобразована:

  • в ассоциацию (союз);
  • фонд;
  • автономную некоммерческую организацию.

Ликвидация ОО может быть произведена в добровольном и принудительном порядке. Деятельность ОО согласно нормам ст. 42 закона № 82-ФЗ может быть приостановлена в случае нарушения законов или ведения деятельности, не соответствующей нормам устава. Если требования представления не выполнены, подготовивший его орган может приостановить деятельность ОО на период до 6 месяцев.

Если и после этого нарушения не были устранены или ОО существенно нарушила закон, причинила ущерб охраняемым законом интересам, то по нормам ст. 44 закона № 82-ФЗ ОО может быть ликвидирована в судебном порядке. Споры о принудительной ликвидации некоммерческих юридических лиц рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам КАС РФ (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64).

Добровольная ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 26 закона № 82-ФЗ, по решению высшего органа управления. Оставшееся после ликвидации имущество должно быть израсходовано на цели, указанные в уставе, а в случае принудительной ликвидации судьба имущества может быть определена на основании решения суда. Решения ликвидационной комиссии о судьбе имущества публикуются в печати.

Существование общественной организации как одной из форм некоммерческих организаций регулируется нормами нескольких нормативных актов. Соответствие ее работы их требованиям контролируется государством, и их несоблюдение, например занятие предпринимательской деятельностью, может стать причиной для ликвидации.

Общественная организация без создания юридического лица может собирать взносы иметь печать и свое имущество? и получил лучший ответ

Ответ от Mарта[гуру]
Общественная организация и общественное объединение - синонимы (ст. 117 Гражданского кодекса РФ)
В Вашем случае создание юридического лица не обязательно - основные положения закона - ниже. Просто в этом случае Ваша организация (объединение) не будет обладать правами юридического лица. Наличие печати не является обязательным для общественной организации, даже зарегистрированной в качестве юр. лица.
Статья 3. Содержание права граждан на объединение
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Статья 5. Понятие общественного объединения
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) .
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Статья 18. Создание общественных объединений
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.