Оценка личностно профессиональной потенциала и особенности самопрезентации. Как составить самопрезентацию

Почему пост называется самопрезентация личности? Во-первых, потому, что мы будем говорить именно о презентации вас как личности, индивидуума другим людям (то есть презентуем именно характер и все что вместе с ним, а не что-то другое). Во-вторых слова «самопрезентация личности» нынче используются к месту и не к месту. Так что нелишне будет пролить на них свет, просто взглянув на вещи здраво. Вот этим и займемся.

Итак, что такое самопрезентация личности? Что такое понятно. А при чем здесь личность? Многие «психологи» (в больших-больших кавычках) даже не стараются отделить просто самопрезентацию от презентации личности, как будто уточняющее слово не меняет ровным счетом ничего. Так вот, если по полочкам:

Самопрезентация — это понятие общее, это любое представление себя окружающим.

Самопрезентация личности — это уже особый вид самопрезентации, который необходим в случаях, когда окружающим интересна именно наша личность (то есть характер, основные жизненные установки, цели, убеждения, идеалы). А это, как правило требуется в тех случаях, когда мы ценим своего собеседника и рассчитываем на долгое знакомство и сотрудничество.

Вроде с этим разобрались? Тогда переходим к главному — как провести эффективную самопрезентацию личности?

Советы, которые обычно даются для проведения личностной самопрезентации сводятся к нехитрым и не особо действенным приемам, которые были описаны в . В случае же самопрезентации личности такие приемы вообще не работают. Поскольку они построены на манипуляциях окружающими и никоим образом не связаны с вашим характером, всем, что входит в «личность».

Что нужно помнить при самопрезентации личности?

1. Лучше раз и навсегда забыть о грубых методах манипуляции.

Люди все равно разберутся что к чему. Постоянно манипулировать или очень трудно или практически невозможно.

2. Ваша самопрезентация не должна даже приукрашивать вашу личность — всего лишь подавать в нужном свете.

Причины аналогичны.

3. Вы должны презентовать именно свои личностные, глубокие качества.

Почему? Потому что вас все равно будут оценивать именно по ним. Не по степени прокачки навыков общения, а по тому, добры ли вы или наоборот, настойчивы или безвольны, живете в гармонии с собой или нет. Неплохо, если у окружающих сложится сразу верное представление о вашей личности — чтобы потом не было недопониманий и разочарований в вас.

4. Предыдущий пункт как бы не оставляет возможностей для собственно презентации себя. Но это не так. Запомните еще одно правило — оно работает. Презентовать свои личностные качества необходимо искренне, но через призму особенностей вашего собеседника (собеседников). Ваша задача — найти «точки пересечения» между вашими личностями и ненавязчиво их подчеркнуть.

Тут нет никакого противоречия. Личность может восприниматься очень по-разному в зависимости от того, кем она воспринимается. Ну, по-простому: доброго человека одни и будут считать добрым и хорошим, другие сочтут, что его доброжелательность — это подхалимство. Понятно? Поэтому в самопрезентации акцентируйте внимание на тех качествах собеседника (аудитории), которые сходны с вашими и помогут собеседнику лучше вас понять.

Такие «точки пересечения» можно обозначать в общении как совсем прямыми и нехитрыми способами (о, я обожаю порядок! — указывая на прибранный рабочий стол коллеги), так и более изящными и ненавязчивыми, которые должна вам подсказать интуиция в ходе разговора.

5. Будьте максимально открыты, чтобы те, для кого вы проводите самопрезентацию своей личности, чувствовали ваше настроение и могли оценить вашу искренность. Это действительно важно! Доверие — едва ли не основа любой самопрезентации.

Профессионал, занятый в публичный сфере, должен уделять пристальное внимание ораторским качествам. Если мы говорим о создании первого впечатления, стремлении влиять на партнеров и коллег, побуждать к конкретным действиям, то метод для достижения этого – оригинальная самопрезентация в публичном выступлении.

Чтобы получить эффект от выступления, важно не только то, что вы говорите, но и какое впечатление производите на собравшихся слушателей. Ваши манеры, стиль, имидж, - все это повлияет на конечный результат.

Самопрезентация для оратора – это умение управлять впечатлением на аудиторию с целью влияния на нее. Эффективное выступление способно непосредственно влиять на аудиторию, добиваться у слушателей того, что нужно оратору, показывая пример, как действовать в той или иной ситуации.

Обратите внимание, что самопрезентация происходит даже в том случае, если оратор не готовится к ней и даже не задумывается об этом. Как пример, два соискателя пришли на собеседование. Один – в строгом костюме и выглаженной рубашке, второй – в джинсах и свитере. При этом первый своей самопрезентацией стремится составить мнение о себе, как о человеке уважаемом, а второй, как о самостоятельном сотруднике.

Пример устройства на работу – классический случай, когда правильно выстроенная презентация личности может позитивно отразиться на вашей дальнейшей карьере. Если вы определились с компанией, в которой хотите получить профессиональные навыки на будущее, то от первого собеседования зависит многое.

Как вести себя на самопрезентации

На самопрезентации важна каждая деталь. Обязательные условия – пунктуальность, исключение внешних раздражителей (это может быть не к месту зазвонивший мобильный телефон, либо другое устройство, отвлекающее внимание), доброжелательность. Справиться с лишними эмоциями помогут правила самопрезентации.

  • Первое впечатление. Слушатели и зрители составляют мнение о вас в первые секунды встречи. Нельзя сутулиться, у вас должна быть внешность победителя – целеустремленный взгляд вперед, расправленные плечи, правильная осанка.
  • Далее, расположите к себе аудиторию. Роль сыграет ваша одежда. Она должна создавать воодушевляющее впечатление. Свежая и опрятная, без лишних аксессуаров, максимум, обручальное кольцо или неброские серьги для девушек.
  • Контролируйте язык тела. Скрещенные руки или ноги признаки вашей скрытности и неготовности говорить начистоту. Никакого скептицизма и безучастного отношения к собравшимся – в таком случае выступление обречено на провал.
  • Наладьте контакт со слушателями – навыки непринужденного общения помогут. Следите за реакцией.

Какой бывает самопрезентация

Виды самопрезентации, которые выделяют специалисты, искусственная и природная.

  • Этапы природной самопрезентации не поддаются контролю и корректировке. Это ее основное отличие, при этом невозможно спрогнозировать, конечный эффект. Никакой подготовки при этом не проводится, это не контролируемая личностью презентация самого себя.
  • Искусственная самопрезентация на выступление готовится заранее и основательно. Оратору важно написать текст, сформировать этапы, по которым все развивается.

Такая творческая самопрезентация полно раскроет личность оратора в глазах аудитории. С ее помощью вы легко завуалируете проигрышные для вас особенности вашей личности, орудуя элементами так, как вам нужно.

Зачем нужна самопрезентация

Правильно подать себя аудитории, получить от нее желаемое – отличительная черта оратора, в этом состоит его искусство представлять себя. Поэтому даже имея природные таланты в этой сфере, приходится прибегать к тщательной предварительной подготовке, отрабатывать примеры поведения слушателей, что получить эффект. Если выбранная вами технология работает так, как нужно вы добьетесь многого.

  • Сможете получить от людей нужные вам для развития и жизни ресурсы. Как пример, информационные, эмоциональные и материальные. Если вы умеете себя преподнести в выгодном свете, вам будет проще устроиться на работу, расположить к себе собеседника или группу людей, получить от них желаемый результат.
  • Формировать собственный образ в выгодном свете.
  • Грамотная самопрезентация личности поможет наладить социальные контакты.

Образцовый пример

Образцовая самопрезентация делится на несколько частей.

  • Вступление. Слова, с которых вы начнете выступление, задержат внимание публики на вас, позволят им услышать тембр голоса и оценить, насколько он соотносится с внешностью. Если перед вами много народа, то приветствие лучше сделать простым. Допустим: «Добрый день, меня зовут Андрей Ефимов. Всем ли слышен мой голос? Спасибо, что нашли время для встречи. Она продлится два часа, за это время мы поговорим о приемах ораторского искусства, но сначала о себе».

Этой речью вы реализуете сразу несколько задач. Установите контакт, узнаете, всем ли комфортно в зале и обозначите временные промежутки встречи, что важно для слушателей. И главное, расскажете, почему зрителям и слушателям важно и нужно поучаствовать в вашей лекции.

  • Вначале заинтересуйте публику деталью. Как говорил один из преподавателей Пушкина в лицее: «А теперь, господа, повесьте ваши уши на гвоздь внимания». Заранее продумайте, что это будет за «гвоздь» в вашем выступлении. Чаще всего, для этого используют оригинальную метафору, вопрос или загадку. Если повезет, публика включится еще в интерактив.
  • Сформируйте карту своей самопрезентации. Сразу обозначьте моменты, о которых пойдет речь. Это позволит вам структурировать выступление и наладить контакт с аудиторией.

Протокольно-этикетное выступление в виде самопрезентации

В древности – в Греции и Риме протокольно-этикетное выступление в виде самопрезентации было основой обучения ораторскому искусству. Цель - соблюдение обычаев и традиций в официальных ситуациях, правильно протокольно составленное обращение к публике. По целям выделяют четыре вида публичных выступлений:

  • Протокольно-этикетное.
  • Развлекательное.
  • Убеждающее.
  • Информационное.

Как пример, протокольно-этикетное выступление включает в себя – речь на официальном приеме, приветственная речь почетного гостя, речь на банкете.

Протокольно-этикетное выступление придерживается правил, как сделать самопрезентацию.

  • Краткость.
  • Воодушевление.
  • Эмоциональность и энергичность.
  • Выступление с листа.
  • Пробуждение благородных чувств.

Самопрезентация доминантности

Самопрезентация личности заключается в эффекте доминантности. Технология такого метода заключается в том, что для аудитории, на которую нужно воздействовать, вы должны себя преподнести как неформальный лидер. Правда, применить искусство самопрезентации таким образом удастся только в ведомых группах. Если же в аудитории много лидеров, то должного эффекта не будет. Поэтому так важно пристально анализировать собравшуюся группу, чтобы написать соответствующую речь.

Для оратора творческая самопрезентация – залог успешной карьеры. Только правильно выстроив этапы выступления, вы будете уверенным в конечном положительном результате. Важно помнить, что у оратора при публичном выступлении не только слушатели, но и зрители.

Поэтому главный визуальный объект в ходе самопрезентации – это сам оратор. Не только то, что он говорит, но и его внешность, умение общаться с публикой играют определяющую роль. Следите за поведением и речью, не ленитесь повторять пройденный материал помногу раз.

Социально-перцептивный аспект социального познания .
Лекция 2. Самопрезентация личности


  1. Феномен самопрезентации. Теоретические подходы к исследованию самопрезентации личности.
2. Мотивы самопрезентации.

3. Стратегии и техники самопрезентации.


1.Феномен самопрезентации личности
Ни одно социальное взаи­модействие не обходится без презентации себя, своих лично­стных или профессиональных качеств. Более того, самопрезента­ция является неотъемлемой частью человеческой натуры.

Известный американский исследователь феномена самопрезентации Б. Шленкер отмечает, что «двадцать пять лет назад термин «самопрезентация» нельзя было найти в индексах социально-психологических исследований» (2003) но уже в 1980-е гг. самопрезентация становится темой исследований не только в социальной психологии, но и в консультативной и клинической психологии, маркетинге, организационном поведении и менеджменте.

Под самопрезентацией в современной социальной психо­логии понимается процесс осознаваемого или неосознавае­мого, целенаправленного или стихийного предъявления опре­деленных аспектов собственной самости окружающим, осу­ществляемый при взаимодействии между людьми.

В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление .

Так, в «Психологическом атласе поведения человека» (Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг) самопрезента­ция (Self - presentation) определяется как «процесс, посредством которого мы стараемся контро­лировать впечатления, возникающие о нас у других людей; синоним - управление впечатлением о себе».

В. А. Янчук, ссылаясь на энциклопедию по социальной психологии,отмечает, что самопре­зентация выступает в качестве субка­тегории управления впечатлением, свя­занным с более широ­ким процессом контроля и регулирования информации, по­ступающей о других людях , об объектах и событиях.

Для отечественных работ (где этот феномен стал самостоятельным предметом исследований только в конце 1990-х начале 2000-х гг.) более характерно употребление понятий «самоподача» и «самопредъявление ».

Рассматривая соотношение понятия «самопрезентация» с понятиями «самопредъявление» и «самоподача», О.А.Пикулева отмечает, что все три понятия являются производными от перевода с английского языка на русский термина self-presentation. Лексико-семантический анализ слова самопрезентация (от английского self-presentation – «сам» и «представление, предъявление»), показывает, что они тождественны и могут использоваться как синонимы.

Современная социальная психология, хотя и располагает достаточно широким спектром теоретических подходов к самопрезентации, однако каждый рассматривает этот феномен в своем специфическом ракурсе.

Теоретической базой для развития исследований самопре­зентации послужили труды представителей символического интеракционизма. Первое систематизированное социально-психологическое рассмотрение механизмов самопрезентации представлено в широко известной работе И. Гофмана «Презентация самости в повседневной жизни», отрывки из которой опубликованы на русском языке под названием «Представление себя другим в повседневной жизни» (1984). Он является «отцом» термина «самопрезентация» (self-presentation) и автором концепции социальной драматургии – по сути, единственной теоретической концепции самопрезентации личности.

В своих работах он использовал драматургический подход и, соответственно, театральную терминологию: социальное взаимодействие рассматривается как спектакль, участники – как актеры. И. Гоффман полагал, что в одном человеке существуют несколько «Я» («Я» – для себя, «Я» – для других и «Я» – «чистое», проявляющееся в экстремальных ситуациях).

В присутствии других людей (в процессе общения) человек предъявляет свое «публичное Я», используя для этого «передний план»; в одиночестве или в кругу близких людей он находится «за ку­лисами», поэтому необходимость в «публичном Я» исчезает, и индивид может проявить свое «истинное Я».

По мнению Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид («исполнитель роли») заинтересован в том, чтобы контролировать поведение других, их ответную реакцию на его действия. Такой контроль возможен преимущественно путём воздействия на «определение» ими ситуации. Индивид может воздействовать на «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами.

Для того чтобы взаимодействие было эффективным, человек должен уметь идентифицировать ситуационный контекст и правильно подобрать адекватную роль из своего ролевого репертуара. Например, если чело­век с высоким статусом ожидает, что с ним будут обращаться с уважением, ему недостаточно про­сто обладать высоким статусом. Он также должен играть свою роль, одеваясь соответственно, обща­ясь с определенными людьми , устанавливая надле­жащую дистанцию с людьми более низкого статуса и т. д. (Короля играет свита). Как только желаемая идентичность установлена, каждый из участников взаимодействия возлагает на себя моральные обязательства вести себя в соответствии с избранной идентичностью (правило самоуважения – сохранения собственного лица), и одновременно принять идентичность другого участника взаимодействия (правило тактичности –сохранения лица другого).

Таким образом, самопрезентация позволяет участникам определиться друг в друге и наладить эффективное взаимодействие.
В теории самопрезентации И. Гофмана как одна из значимых рассматривается проблема искренности субъекта в процессе управления впечатл ением. В соответ­ствии с тем, что основным предметом анализа для И. Гофма­на является определение ситуации, он называет «циниками» тех исполнителей, которые не имеют веры в собственные дей­ствия, а также проявляют безразличие к тому, во что верит их аудитория. «Искренними» являются те исполнители, которые создают у аудитории определенный адекватный образ себя и ситуации.

Вопрос об ис­кренности субъекта самопрезентации в социальной психоло­гии уже после И. Гофмана долгое время решался исследова­телями негативно, однако современные теории исходят из того, что в большинстве случаев субъект склонен презентировать окружающим реальные, а не ложные образы-Я, выбирая тот или иной образ в соответствии с определенной ситуацией.

Классификация самопрезентации .

1. По осознанности действий субъекта Б.Шленкер и М.Вейголд выделяют – осознаваемую (контролируемую) и неосознаваемую («автоматическую») самопрезентацию.

Большинство исследователей, работающих в этом направлении, придерживаются мнениия,что самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих.

Осознаваемую или контролируемую самопрезентацию используют в том случае, когда представление себя другим, является очень значимым для личности, так как может повлечь за собой большие потенциальные выигрыши или потери, а также в том случае, если человек предвидит препятствия желаемой самоидентификации, опасается быть воспринятым как неискренний.

Неосознаваемая («автоматическая») самопрезентация характеризуется более позитивными самоописаниями. (мы автоматически улыбаемся, киваем, приводим себя в порядок).

Отмечается, что уверенные в преднамеренном, а значит и осознаваемом, выражении желаемого впечатления вербальными и невербальными средствами.

2. По критерию реального взаимодействия определяют непосредственную самопрезентацию (субъект-субъектное взаимодействие) и опосредованную самопрезентацию (субъект-объект-субъектное взаимодействие).

Непосредственная самопрезентация предполагает прямой контакт личности с целевой аудиторией и тесно связано с понятием социального поведения.

При изучении особенностей опосредованной самопрезентации особое внимание уделялось выявлению критериев продуктивности брачных объявлений, а также своеобразия самопрезентации одиноких людей.

3.По способу предъявления информации выделяют прямую и косвенную самопрезентацию. Прямая самопрезентация предполагает представление субъектом информации о самом себе. Данный вид самопрезентации близок к такому явлению как самораскрытие, под которым понимается процесс добровольного и сознательного раскрытия достоверной, важной личной и до сих пор не разглашавшейся информации.. Однако прямую самопрезентацию нельзя отождествлять с самораскрытием, так как этот вид предполагает не только изложение информации о себе интимного содержания.

Косвенная сапопрезентация подразумевает представление информации не о самом субъекте, а о других субъектах или объектах, с которыми человек связан весьма отдаленными и незначительными способами.

Механизмом функционирования косвенной самопрезентации является описанный Р. Чалдини принцип ассоциации. «Демонстрируя положительные ассоциации и скрывая отрицательные, мы стараемся добиться того, чтобы наблюдающие за нами люди относились к нам более благосклонно, и испытывали к нам большую симпатию». Средствами косвенной самопрезентации, помимо вербальных ассоциаций субъекта с преуспевающими членами общества, (в том числе при помощи использования соответствующих местоимений), может быть одежда, какие-либо отличительные знаки.

Стремление дистанцироваться от неприятных событий, подчеркнуть недостатки тех, к кому личность относится отрицательно, также являются проявлениями косвенной самопрезентации.


  1. По основанию – стремление получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении – выделяют самопрезентацию естественного и защитного стиля.
Естественный стиль самопрезентации характеризуется активным участием личности в социальном взаимодействии, что выражается в инициировании разговора, презентации особых, лестных, приукрашивающих субъекта качеств. По данным Б.Шленкера и М.Вейголда, люди используют естественный стиль самопрезентации тогда, когда они уверены в своей возможности произвести благоприятное впечатление. Этот стиль самопрезентации связан с такими особенностями как высокая самооценка, чувство личного контроля, уверенность в себе, низкая социальная тревожность.

Е. Вейнштейн показал, что естественный стиль самопрезентации базируется на раннем приобретении ребенком следующих способностей: способности эмпатично принимать роль другого, что подразумевает способность прогнозировать реакции окружающих в ответ на разные проявления самопрезентации; наличии широкого и гибкого репертуара тактик поведения; присутствии внутриличностных ресурсов, позволяющих определять уместность использования определенных поведенческих тактик. Отсутствие или же неразвитость какой-либо из этих составляющих делает естественную самопрезентацию маловероятной.

Защитный стиль характеризуется «оборонительным» поведением и связан с действиями, которые ограничивают или уменьшают участие в социальных взаимодействиях (редкое проявление инициативы в установлении контакта; избегание вопросов, которые могут обнаружить игнорирование или продуцировать несогласие; меньшая самораскрытость), а также осторожной, сдержанной самопрезентацией, предназначенной для того, чтобы избегать внимания. По данным Б.Шленкера и М.Вейголда люди с низкой самооценкой, высоким страхом негативных оценок, социально тревожные, застенчивые, депрессивные с большей вероятностью, чем другие используют защитный стиль самопрезентации.
2. Мотивы самопрезентации
И. Гофман указывал, что в присутствии других людей у субъекта всегда возникает множество мотивов для того, что­бы контролировать впечатление, которое он производит. НО в качестве мотивационного фундамента управления впечатлением И. Гоффман определял стремление человека получить социальное одобрение и достижение значимых социальных целей.

Од­нако И. Гофмана не интересовал детальный анализ этих моти­вов, и лишь в дальнейшем в американской социальной психо­логии проблема мот ивации самопрезентации стала одним из ключевых моментов разработки данной проблематики. Однако единства мнений в определении базовых мотивов управления впечатлением нет.

1. Для американской традиции характерно рассматривать самопрезентацию как демонстративное поведение, направленное на создание у реципиента определенного впечатления с целью получения конкретного результата.

Так, Э. Джонс и Т. Питтман считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях. По их мнению, самопрезентация – это полностью осознаваемый процесс и сознательно выстраиваемое поведение для достижения власти и контроля над окружением.

2. Исследователи, работавшие в интеракционистской традиции, полагают, что самопрезентация является средством формирования Образа-Я и самооценки. Г. Мид и Ч. Кули поддерживали идею о том, что в социальном взаимодействии человек демонстрирует различные социальные лица различным партнерам, чтобы представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление, а затем сформировать собственное представление о себе, рефлексируя мнения и поведение окружающих.

Поскольку самооценка и Образ-Я индивида оказываются в прямой зависимости от оценок и отношения окружающих, то самопрезентация становится действенным средством повлиять на мнения других, а значит, через их рефлексию на представления о самом себе, которое лежит в основе самооценки. Таким образом, управляя впечатле­ниями, которые формируют о нас другие люди, мы можем управлять собственными впечатле­ниями о себе.

В своей теории самовосприятия Д.Бем утверждает, что са­мопрезентация может и более непосредственно влиять на образ «Я» личности. В соответствии с концепцией процесса самовосприятия могут быть моменты, когда люди служат себе собственной аудиторией - когда они демонстрируют себя не только перед другими, но и перед самим собой.

Похожих взглядов на самопрезентацию придерживаются Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски, полагающие, что для индивида характерно, намеренно или ненамеренно, стремиться представить желаемый образ себя как в глазах окружающих, так и в собственных глазах. Человек защищается, оправдывается, стремится извинить себя, чтобы подтвердить желаемый Образ-Я и поддержать самооценку. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых ситуациях происходит намеренная инсценировка, которую М Лири и Р. Ковальски называют «красованием» (adonization - от Адониса), так как в незнакомой, более сложной ситуации для человека становится особенно важным произвести благоприятное впечатление.

Средством поддержания завышенной самооценки считает самопрезентацию и Д. Майерс. В своем учебнике «Социальная психология» он посвящает самопрезентации специальную главу, где высказывает суждение о том, что большинству людей присуще благосклонное, оптимистическое от­ношение к себе, т.е. самооценка у большинства людей завы­шена. Такую завышенную самооценку необходимо поддерживать, отсюда происходит стремление понравиться, произвести впечатление, которое прояв­ляется в особом, в подыгрывающем поведении (подыгрывающее поведение – самопрезентация). Желание показать себя с лучшей стороны, чтобы быть позитивно воспринятым окружающими, влияет в свою очередь на самооценку и самоуважение.

Известно, что неудачная самопрезентация угрожает Я–концепции и само­уважению. Страх того, что самопрезентация не удастся, получил название социальной тревоги (social anxiety).

3. Создатели теорий когнитивного баланса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер) видят функцию самопрезентации в поддержании когнитивного единства Образа-Я и самоуважения, а самопрезентацию рассматривает как один из приёмов устранения диссонанса. Чтобы обеспечить согласованность, личность может использовать такие приёмы: например, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, отношения которых помогает поддерживать привычный «образ Я». Намеренно или ненамеренно, индивид может вести себя таким образом, чтобы вызвать у окружающих отклик, соответствующий его представлению о себе и т .д. Эти большей частью неосознаваемые способы позволяют индивиду поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранить единство «образа Я».

4. Существуют попытки рассмотреть самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации. Например, Р. Аркин и А. Шутц видят в самопрезентации реализацию мотивации достижения или избегания неудач и выделяют по этому признаку приобретающую и защитную самопрезентацию .

Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе).

Защитная самопрезентация - поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация).

5) Ряд исследований основывается на предположении, что самопрезентация является личностной чертой. А. Фенигстейн, М. Шейер и А. Басс назвали это свойство самосознанием, а М. Снайдер - саморефлексией.

Марк Снайдер, развивая основные положения гоффманского подхода, предположил, что некоторые люди управляют впечатлением о себе, в то время как другие не делают этого. Некоторые люди управляют своим поведением, обращая внимание на своё внутреннее (реальное) «Я», другие обращают внимание на то впечатление, которое они создают у окружающих. М. Снайдер называл людей, обращающих большое внимание на впечатление, которое они производят на других, склонными к самомониторингу (self-monitors).

Чтобы доказать, что самомониторинг – важное качество, отличающее людей друг от друга, М. Снайдер придумал сорок одно самоописательное утверждение, связанное с пятью способами, которыми, по его мнению, отличаются люди с высоким показателем по самомониторингу от людей с низким показателем.

Пять отличий людей с высоким показателем по самомониторингу относительно людей с низким показателем


Высокий уровень самомониторинга

Низкий уровень самомониторинга

1. Интересуются социальным соответствием своей самопрезентации

1. Не интересуются соответствием своего поведения тому, что думают другие люди

2. Внимательны к тому, что делают другие люди, как к руководству для собственного самовыражения

2. Внимательны к своему внутреннему «Я»; не интересуются тем, что делают другие

3. Способны контролировать своё самовыражение

3. Не интересуются управлением своим самовыражением

4. Готовы управлять своим самовыражением в социальных ситуациях

4. Не готовы контролировать своё самовыражение в социальных ситуациях

5. Не согласуются в своей самопрезентации от ситуации к ситуации

5. Согласуются в своей самопрезентации от ситуации к ситуации

На основании этих утверждений М. Снайдер создал Шкалу Самомониторинга, состоящую из двадцати пяти пунктов . Анализ этой шкалы показал, что она весьма надёжна и валидна.

Люди с высоким показателем по самомониторингу характеризуются высоким соответствием между желаемым и реальным самопрезентированием, т.к. обладают способностью рефлексирования своего внешнего облика, и могут фиксировать рассогласование по реакциям аудитории. Другая их особенность – гибкость и трансформируемость в зависимости от изменений обстоятельств. (Хамелеоны). Несомненно, что для них характерен и высокий уровень непредсказуемости в поведении со стороны окружающих.

Люди с низким показателем самомониторинга отличаются большей естественностью и предсказуемость, т.к. в их презентировании отражаются их действительно утойчивые диспозиции.

Последующие исследования подтвердили, что люди с высоким показателем по самомониторингу по сравнению с людьми, обладающими низким показателем по самомониторингу:


  • больше подходят для социологических целей;

  • лучше приспосабливаются к взглядам аудитории;

  • меньше интересуются своими истинными установками в принятии решений ;

  • имеют множество знакомых и приятелей для разного рода деятельности;

  • больше интересуются физической привлекательностью (внешним видом).

3. Стратегии и тактики самопрезентации
Стратегия самопрезентации – совокупность по­веденческих актов личности, разделённых во времени и про­странстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих.

Тактика самопрезентации - это опре­делённый приём, с помощью которого реализуется выбран­ная стратегия. Тактика самопрезента­ции является кратковременным явлением и направлена на со­здание желаемого впечатления в конкретной жизненной си­туации.

Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик.

Э. Джонс и Т. Питтман в 1982 году создали одну из пер­вых классификаций стратегий самопрезентации.

Понимая под самопрезентацией поведенческую реализацию стремления к власти в межличностных отношени­ях. Они выделяют пять «видов» власти и предлагают, соответ­ственно, пять стратегий ее достижения.

В частности, выделя­ются:


  • стратегия «старание понравиться», предполагающая по­пытку представить себя привлекательным в глазах других;

  • стра­тегия запугивания, предполагающая презентацию себя как вла­стного, потенциально опасного человека;

  • стратегия мольбы, то есть презентирование себя как слабого и беззащитного в целях вызывания сочувствия со стороны аудитории;

  • стратегия образцовости, то есть презентация себя как морально выдер­жанного в целях демонстрации значимости своей личности и

  • стратегия самопродвижения, предполагающая попытку выгля­деть компетентным в целях вызывания уважения со стороны других людей.
Наиболее детальная классификация стратегий самопре­зентации осуществлена А. Шутц, которая на основе обобще­ния большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделила собственные критерии для категориза­ции тактик и стратегий самопрезентации. В предложенной А. Шутц классификации выделено четыре стиля самопрезен­тации: ассертивный ( assertive ), агрессивный ( offensive ), защит­ный (protective ) и оправдывающийся (defensive ). Данная клас­сификация основана на анализе двух переменных: 1) ведущих мотивах самопрезентации (стремлении «выглядеть хорошо», то есть получить социальное одобрение - стремлении «не выглядеть плохо» или избежать значимых потерь в социаль­ном одобрении); 2) активности или пассивности самопрезентационного поведения.

Ассертивная самопрезентация, по А. Шутц, предполагает активные, но не агрессивные попытки сформировать благоприятное впечатление о себе. В процес­се ассертивной самопрезентации люди представляют черты, желательные для них в данной ситуации. Ассертивная само­презентация включает в себя стратегии самовыдвижения, об­разцового поведения, демонстрацию силы и власти и страте­гию идентификации со специфической группой. Стратегия де­монстрации силы направлена не на формирование страха, а должна убедить целевую персону в том, что субъект само­презентации способен выполнить обещания и осуществить требования.

Субъект с агрессивной самопрезентацией использует аг­рессивный способ представления желаемого образа. Этот стиль самопрезентации характеризуется большим уровнем активно­сти и стремлением получить социальное одобрение. Согласно А. Шутц, способами реализации данного стиля самопрезента­ции являются стратегия принижения оппозиции (ирония, крити­ческие оценки), стратегия «критики критика» (критика, направ­ленная в адрес задающего критический вопрос или высказыва­ющего критические замечания) и стратегия «ограничения темы дискуссии», предполагающая стремление изменить тему об­суждения.

Защитная самопрезентация включает в себя «пас­сивное» стремление избегать негативного впечатления. Избе­жание публичного внимания, минимальное самораскрытие, ос­торожное самоописание, отражающее стремление не привле­кать внимания к своим способностям, минимизация социальных интеракций, стремление сохранять молчание, дружелюбное, но пассивное взаимодействие - такое поведение может быть классифицировано как защитная самопрезентация.

Оправды­вающаяся самопрезентация характеризуется активностью и стремлением избежать значимых потерь в социальном одоб­рении. К стратегиям, реализующим оправдывающуюся самопрезентацию, А. Шутц относит: стратегию отрицания («Ничего не произошло, ничего страшного не случилось»), стратегию переиначивания, предполагающую согласие с тем, что основ­ные события имели место, и доказывающую, что они не были оценены негативно («Все было не так»). Сюда же могут быть отнесены извинения («Я не мог ничего сделать»), оправдания, предполагающие признание негативного события и утвержде­ния о том, что оно было неизбежно или законно («Это было правильно», «Так надо было поступить»), а также стратегия уступок, предполагающая принятие всей ответственности за негативные события, демонстрацию раскаяния, обещания о том, что подобные действия больше не повторятся . Классифи­кация А. Шутца позволяет получить наиболее целостное, сис­темное, содержательное представление о видах и многооб­разных формах проявления самопрезентации.
Р.Бэрон утверждает, что управление впечатлениями имеет много различных форм. Однако большинство из них попадают в две основные категории: усиление собственной позиции - попытки поддержать наш собственный образ и усиление позиции собеседника - попытки сделать так, чтобы интересующий нас человек чувствовал себя комфортно в нашем присутствии.

Специфичные типы тактики усиления собственной позиции включают действия по улучшению собственной внешности. Этого можно достичь с помощью изменений в одежде, ухода за собой (косметика, стильная прическа, использование парфюмерии) и продуманного использования невербальных сигналов . Данные исследований показывают, что все эти тактики работают, по крайней мере при определенных условиях.

Среди наиболее важных тактик усиление позиции собеседника выделяют – комплименты и лесть (когда мы осыпаем интересующего нас человека похвалами, даже если он их не заслуживает); выражение согласия с мнением этого человека; проявление высокого уровня заинтересованности в нем (ловим каждое его слово); маленькие одолжения лично для него; просьбы о совете или ответной реакции; выражение симпатии к нему вербальным или невербальным способом.

Р. Чалдини к наиболее изве­стным тактикам позитивной самопрезентации от­носит тактику наслаждения отраженной славой , которую он определяет как процесс демонстрации своей связанности с успешными, имеющими высокий статус людьми или события­ми.

Исследования стратегий и тактик самопрезентации лично­сти в отечественной социальной психологии не слишком мно­гочисленны.

В исследованиях Е . А. Соколовой-Бауш предлагается но­вый подход к изучению техник и стратегий самопрезентации. Она рассматривает в качестве техник самопрезентации уже существующие и известные техники общения. Е. А. Соколо­вой-Бауш были определены невербальные техники общения, эффективно влияющие на формирование благоприятного и неблагоприятного впечатлений о коммуникаторе и реципиен­те. Так, с помощью невербальной техники «отзеркаливание» поз, движений, мимики партнера по общению коммуникатор чаще всего формирует о себе благоприятное впечатление (впе­чатление «культурного человека в общении»). Реципиент чаще всего производит благоприятное впечатление (впечатление внимательного и понимающего слушателя), подстраиваясь под дыхание собеседника. Е. А. Соколовой-Бауш представлена логика рассуждений о техниках самопрезентации, связываю­щая в общую систему такие понятия, как: техники общения, правила эффективного общения, техники самопрезентации, экспрессивное поведение, эффективность коммуникации, впе­чатление и коммуникативная компетентность.

Н. А. Федорова рассматривает вербальные техники са­мопрезентации (включает способы организации текста и ри­торические приёмы) и невербал ьные техники, к которым от­носятся: внешний вид, одежда, манера держаться, обстанов­ка, речевые манеры, позы, мимика, жесты, поведенческие приемы. По критерию предмет самопрезентации Н. А. Фе­дорова различает прямые техники, когда субъект использует для самопрезентации информацию о себе, и непрямые тех­ники, когда субъект использует для самопрезентации инфор­мацию о других людях или явлениях.

Итак, самопрезентация является своеобразным мостом, по­средником между внутренним миром человека и внешним миром других людей; это средство представления

Традиционно выделяют три группы теорий. Первую группу составляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами - мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которым самопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрами конкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьей группы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те, так и другие факторы.

Мотивационные теории различаются по тому, какие именно побуждения, по мнению их сторонников, лежат в основе самопрезентации. Так, например, с точки зрения И. Гоффмана, это - потребность одобрения и стремление избежать неодобрения. По И. Джонсу и Т. Питтману, в основе самопрезентации лежит мотив власти. Похожая позиция у А. Адлера, он объясняет самопрезентацию стремлением к превосходству. По мнению Дж. Уайта и Р. Де Чармза - это стремление чувствовать свою эффективность, и потребность в уважении, по мнению Р. Харе.

Некоторые авторы выделяют как самостоятельный мотив - мотив самовыставления или мотив привлечения внимания к себе. В теориях, апеллирующих к ситуативным факторам, основной упор делается на параметры ситуации - степень знакомства с окружением, длительность общения, зависимость от окружения, значимость ситуации для человека с точки зрения его жизненного пути.

Р. Викланд в этой связи предположил, что попытка заставить человека осознать самого себя, вызывает его внимание к самому себе во взаимосвязи с его нормами. Таким образом, объективное самосознание - это способ индивида осознать, насколько хорошо или плохо он живет, согласно своим представлениям об этике, морали и эстетики.

Самопрезентация, по Г. Глейтману, - это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Повышение мотивации может иметь улучшающий или разрушающий эффект. Это зависит от многих факторов.

Например, насколько привычным для человека является данное поведение (социальный контекст) или насколько высок конечный уровень мотивации.

Теории третьего типа объединяют и те, и другие факторы, полагая, что они оказывают влияние на самопрезентацию.

Рассмотрим теории зарубежные теории самопрезентации.

Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе мы находим в работах Э. Гоффмана. Э. Гоффман является автором, выдвинувшим особую концепцию «социальной драматургии». Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с целью создания наиболее благоприятное впечатление о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

По мнению Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в осуществлении контроля за поведением других. Такой контроль осуществляется преимущественно путем воздействия на «определение» ими ситуации. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствие с его собственными планами.

Приняв во внимание, что другие люди, по-видимому, проверяют более контролируемые аспекты поведения с помощью менее контролируемых, автор считает, что иногда индивид будет использовать эту возможность для того, чтобы управлять впечатлением, посредством поведения, которое как считается, несет в себе надежную информацию. Обычно «определение ситуации» разными участниками взаимосогласовано для избежания открытого противоречия. Существует реальное согласие по поводу желательности избегания открытого конфликта разными людьми. Это своего рода рабочее соглашение, которое устанавливается для каждой ситуации.

Необходимо также учитывать, что другие участники взаимодействия, какой бы пассивной не представлялась субъектам самопрезентации их роль, могут эффективно проектировать определение ситуации посредством своих реакций на индивида и посредством определенной линии действий по отношению к нему. Автор считает, что первоначальная самоподача индивида обязывает его придерживаться того, что он уже представил.

Э. Гоффман также предполагает, что в процессе взаимодействия могут произойти события, которые будут дискредитировать или ставить под сомнение это «определение ситуации». Для предотвращения этих замешательств постоянно предпринимаются превентивные корректирующие действия. Защитные и охранительные действия включают методы, используемые для гарантии сохранности впечатления, созданного индивидом в течение его пребывания перед другими.

Дж. Тедеши и М. Риес определяют самопрезентацию как намеренное, осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих. Очевидно, что речь идет о полностью осознаваемом процессе, который рассматривается с полюса коммуникатора. Субъект в этом случае активен, он достигает объективных целей психологическими средствами, управляя впечатлением о себе. Значимая аудитория - это реципиент, именно на него направлено воздействие. Реципиент рассматривается как объект, т.е. речь идет о субъект-объектно ориентированных отношениях.

Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски считают, что самопрезентация - средство подтверждения Образа-Я и поддержания самооценки.

Таким образом, самопрезентация по Б. Шленкеру и М. Вейголду, а также М. Лири и Р. Ковальски - это осознаваемый или неосознаваемый, в зависимости от ситуации, процесс, осуществляемый активным субъектом. Аудитория значима как внешняя, так и внутренняя, внешняя - для самореализации, внутренняя - для самооценки. Рассматривается только коммуникатор, достигающий психологических целей психологическими средствами - техниками самопрезентации.

Самопрезентация, по Д. Майерсу - средство поддержания завышенной самооценки, проявляющееся в особом, «подыгрывающем» поведении. Процесс «подыгрывания» не осознается субъектом. Значимая аудитория для субъекта - он сам. Цель - поддержание самооценки и средства «подыгрывание» - психологические. Рассматривается процесс только с полюса коммуникатора, реципиент - средство самоутверждения.

Самопрезентация, по Г. Миду и Ч. Кули - средство формирования Образа-Я и самооценки. Этот процесс не осознается субъектом, хотя субъект и активен в выборе целей и средств. Цель - формирование Образа-Я, средства (реализация внутреннего потенциала) - психологические. Очевидно, что значимая аудитория - сам человек. Процесс разворачивается во вне, но для себя. Рассмотрение ведется с полюса коммуникатора, хотя авторы и относятся к интеракционистскому направлению.

Реципиент здесь - средство самопознания. Самопрезентация, по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу, - это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми. Субъект - активен, значима как внешняя, так и внутренняя аудитория. Цель (произвести впечатление) психологическая. Средство - демонстративное поведение, тоже психологическое. Рассматривается только коммуникатор.

Самопрезентация, по Ф. Хайдеру и Л. Фестингеру - прием устранения когнитивного диссонанса. Это неосознаваемый процесс, рассматриваемый с полюса коммуникатора, значимая аудитория, очевидно, внутри. Субъект добивается психологических целей - устранения когнитивного диссонанса между отдельными установками личности, психологическими средствами - искажением мнений других о себе или целенаправленно выбирая партнеров по общению, приближая мнения других к желаемой самооценке.

Самопрезентация рассматривается Р. Аркином и А. Шутцем как поведенческая реализация мотивации человека, отражение мотивации достижения или мотивации избегания неудач. Р. Аркин и A. Шутц по этому признаку различают приобретающую и защитную самопрезентации. Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). Таким образом, человек осознанно выстраивает свое поведение для решения объективных задач психологическими и объективными средствами. Значимая аудитория - вне субъекта, он стремится максимально соответствовать конкретной ситуации.

Защитная самопрезентация - поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация). Это происходит потому, что под видом объективной решается психологическая задача, и значимая аудитория - внутри. Рассматривается в обоих случаях только коммуникатор.

По мнению Р. Викланда, самопрезентация - это фокусировка внимания на себе в результате внимания к человеку со стороны других людей. В процессе осознания чужих оценок возникает особое психологическое состояние - состояние объективного самосознания.

В этом случае мы имеем дело с осознаваемым процессом. Р. Викланд не разделяет полюсов коммуникатора и реципиента, он их объединяет: человек одновременно и коммуникатор, и реципиент чужих оценок. Субъект - пассивен, зависим от оценок социума, нормы, этика и мораль ему навязаны, он оценивает себя на предмет соответствия требованиям социального окружения. Внимание фокусируется на себе, значимая аудитория в моменты объективного самосознания - внутри. Самосознание объективное, т.е. человек выступает для самого себя объектом оценки. Это психологическая задача, решаемая психологическими средствами

Самопрезентация, по Г. Глейтману, - это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Значимая аудитория - внутри, процесс - осознается, цели и средства - психологические.

И. Джонс и Т. Питтман считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. Заметим только, что самопрезентация понимается И. Джонсом и Т. Питтманом как полностью осознаваемый процесс, сознательно выстраиваемое поведение. Субъект активен, он работает на внешнюю аудиторию психологическими средствами - стратегиями самопрезентации - и достигает объективных целей. В поле зрения авторов только коммуникатор, реципиент выступает как объект манипуляции.

В работах А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса проводится связь между самосознанием и самопрезентацией. На основе анализа экспериментальных данных они выделили три вида самосознания: личное самосознание, публичное самосознание и социальную тревогу. Каждый из видов самосознания свойственен индивидам в различной степени, различия в самосознании приводят к различиям и в поведении, т.е. и в самопрезентации. Таким образом, склонность к самопрезентации, по мнению А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса, по-разному выражена у различных людей.

Итак, если самосознание как черта присуще индивиду, то его самопрезентация будет осознанной, ориентированной и на коммуникатора как на объект воздействия, и на себя самого как объект самосознания. Значимая аудитория - и вне, и внутри субъекта, достигаемые цели как психологического, так и объективного плана. Однако субъект пассивен, т.е. несвободен в выборе средств, которые в данном случае лишь психологические.

В противном случае, когда человеку не свойственно все время осознавать (рефлексировать, отлеживать) свое поведение и оценки окружающих, его самопрезентация будет спонтанной, непродуманной, т.е. неосознанной. Значимая аудитория только внутри - это прежде всего сам субъект. Его цели и средства, а также степень активности аналогичны случаю высокого самосознания.

М. Снайдер также предположил, что не все люди в одинаковой степени управляют впечатлением о себе. Высоко саморефлексирующие личности выстраивают свое поведение, руководствуясь внутренним Я. Низко саморефлексирующие работают на впечатление, которое хотят произвести (проективное Я - проекция чужих мнений).

Таким образом, высоко саморефлексирующие личности не утруждаются преднамеренной самопрезентацией, значит, их поведение выстраивается спонтанно, т.е. не осознанно. В фокусе их внимания только их ценности и мнения, значимая аудитория внутри, рассматривается только полюс коммуникатора. Активность субъекта весьма высока, он абсолютно свободен в выборе целей и средств.

Однако цели ставятся только психологические, такие как самоуважение, чувство удовлетворения от собственного поведения. В свою очередь низко саморефлексирующие люди, озабоченные мнением и оценками окружающих, сознательно занимаются самопрезентацией, чтобы, произведя на коммуникатора нужное впечатление, достичь своих психологических или объективных целей. Они также свободны в выборе целей и средств, т.е. очень активны. Значимой является только внешняя аудитория, на которую они работают, внутренняя аудитория - «голос совести» не принимается в расчет.

Е.Л. Доценко рассматривает самопрезентацию как управление коммуникатором образами реципиента. Мы имеем дело с осознанным процессом: активный, свободный в выборе средств субъект намеренно выстраивает свое поведение для достижения вполне реальных целей психологическими средствами. Это пример субъект-объектно ориентированного подхода.

Г.В. Бороздина считает самопрезентацию процессом управления восприятием реципиента путем целенаправленного привлечения его внимания к таким особенностям своего внешнего облика, своего поведения, ситуации, которые запускают механизмы социального восприятия Процесс самопрезентации Ю.М. Жуков рассматривает в рамках делового общения. Он формулирует правила общения как средства регуляции коммуникативного поведения. Таким образом, они работают и на внешнюю, и на внутреннюю аудиторию. Кроме того, очевидно, что подобное происходит со всеми участниками коммуникативного процесса, т.е. охвачен полюс и коммуникатора, и реципиента. Правила самоподачи (техники общения) это выход на уровень практического применения

Таким образом, все существующие на данный момент подходы к рассмотрению явления самопрезентации можно разделить на три группы: мотивационные, ситуативные теории и теории, объединяющие в себе основные положения первых двух групп.

От того, как человек может подать себя в обществе, зависит очень многое. Нужно уметь в любой ситуации эффектно показать свой образ в выгодном свете. Без этого вряд ли получится добиться внушительных успехов в жизни. Как же грамотно должна выглядеть самопрезентация о себе?

Часто мы слышим это слово и у многих людей возникает вопрос, что такое самопрезентация? Данная словоформа появилась в результате того, что были соединены два слова: «презентация» и «сам». Умение подать себя в различных жизненных ситуациях и есть самопрезентация. Понятие ее заключается в демонстрации своей личности для достижения конкретной цели.

Если сделать грамотную самопрезентацию о себе, то можно добиться значительных успехов в жизни. Человек, умеющий преподнести себя в выгодном свете, всегда сможет найти хорошую работу, поддерживать дружественные отношения с окружающими, влиять на людей для достижения поставленных целей.

Разновидности презентации

Виды самопрезентации подразделяются на:

  1. Природный тип.
  2. Искусственный тип.

Первой разновидностью обладает каждый человек без исключения. Ведь с той минуты, когда он появляется на свет, начинает формироваться его неповторимый образ.

Данный процесс происходит естественно, не требует какого-либо обдумывания и прогнозов. В результате него человек определяет свое место в системе общественного сознания.

Также стоит отметить, что люди не могут контролировать и изменять этот процесс, что является большим минусом такого вида самопрезентации. Эффект от природной самоподачи может быть разным, при этом не всегда он оказывается положительным для личности.

Искусственная разновидность презентации самого себя может быть сделана только тогда, когда человек научится правильно преподносить себя, чтобы выглядеть в выгодном свете. Должна быть изложена такая самопрезентация о себе кратко и красиво, чтобы у людей возник неподдельный интерес к личности. С этой целью у человека должна быть выработана оригинальная структура текста и процесса общения с людьми.

Как сделать самопрезентацию и правильно вести себя на ней? В этом случае важной является каждая деталь. Человек должен отличаться пунктуальностью и доброжелательностью.

Для того, чтобы презентация прошла успешно, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Большое значение имеет то, какое впечатление создастся о человеке в первые минуты встречи. Поэтому необходимо поработать над своим образом. Осанка должна быть ровной, голова поднятой, плечи расправленными, взгляд уверенным. Это будет говорить об уверенности в себе, отсутствии страхов и волнения.
  • Мало выглядеть уверенным, надо еще и быть опрятным и красивым. Внешний вид поможет поддержать правильно подобранная одежда. Следует отдать предпочтение деловому стилю. Категорически не рекомендуется навешивать на себя много аксессуаров, достаточно иметь обручальное кольцо или небольшие сережки.
  • Необходимо потренировать свой голос. Это очень важно, ведь основой самопрезентации как раз и является рассказ о себе. Ваша речь должна быть спокойной и разборчивой.
  • Ни в коем случае нельзя оставлять телефон в режиме звука, иначе зазвонив, он отвлечет внимание.
  • Внимательно нужно следить за тем, чтобы во время изложения информации не использовалось излишней жестикуляции. Нельзя скрещивать руки или ноги, ерзать на стуле, отводить глаза. Все это будет говорить о том, что человек скрытный или не готов откровенно пообщаться с окружающими.
  • Ни в коем случае нельзя проявлять скептицизм и безучастное отношение к аудитории. Такое поведение приведет к провалу выступления. Нужно показать всем свою заинтересованность в общении с ними. Однако, не стоит слишком сильно проявлять эмоциональность. Улыбаться можно тогда, когда это действительно уместно.
  • Следует наладить контакт с аудиторией посредством непринужденного общения. Следить за тем, как люди реагируют на ваш рассказ, отвечать на их вопросы, а также, если это уместно, интересоваться о чем-либо у них, демонстрируя значимость их мнения.
  • В завершении презентации обязательно нужно поблагодарить всех присутствующих за то, что уделили время, и попрощаться.

Образец ведения презентации на собеседовании

Часто используется заранее подготовленная самопрезентация на собеседованиях. Она выступает в качестве резюме. Каждому человеку необходимо знать, как написать ее, чтобы заинтересовать работодателя.

Перед тем, как назначить собеседование, работодатели обычно выдают небольшую анкету, которую необходимо заполнить. В нее вносятся все необходимые сведения о соискателе и его опыте. На вопросы в анкете необходимо отвечать кратко и достоверно.

Если работодателя она заинтересовала, то он назначит собеседование, чтобы получше узнать потенциального сотрудника. Как презентовать себя на собеседовании?

Предварительно необходимо составить краткий рассказ о том, какие имеются достижения в жизни, в каких делах есть опыт. В общем, сообщить собеседнику самые важные моменты, которые будут полезны для будущей работы. Для подтверждения своих слов хорошо будет предоставить документы, например, трудовую книжку, диплом и прочие.

При этом следует сказать о том, каких результатов удалось добиться, осуществляя трудовую деятельность в той или иной сфере. Также не стоит забывать и про личные достижения в жизни, про свои сильные стороны, положительные качества. В конечном счете, у работодателя должна сложиться такая картина о потенциальном работнике, как будто подобного человека ему уже не найти.

Человек покажет себя с хорошей стороны, если будет сам спрашивать о деятельности компании, уточнять что-то важное. Работодатель сразу проявит доверие, понимая, что интерес внести свой вклад в развитие фирмы у потенциального работника и правда есть.

Не следует думать, что задавая вопросы, человек навязывается, выпрашивая вакантную должность. Ведь сотрудник сам продает свой труд за вознаграждение, поэтому должен знать, на что соглашается.

Необходимо четко отвечать на вопросы, которые будет задавать будущий начальник. Особенно нужно быть внимательным, когда они касаются именно профессиональной деятельности. Исходя из того, насколько правильные ответы получит собеседник, может сложиться мнение о выступающем человеке, как о специалисте.

Пример самопрезентации

Для того, что буквально понять, как строится рассказ о себе, следует рассмотреть образец самопрезентации. Так выглядит готовая самопрезентация при устройстве на работу.

«Добрый день! Меня зовут Оксана Иванова. Я всегда с ответственностью подхожу к своим обязанностям, легко нахожу общий язык с коллегами, уживаюсь с любым коллективом, потому как обладаю довольно гибким характером. У меня есть свои моральные устои, через которые я никогда не переступаю. Поэтому нет таких поступков, за которые мне было бы стыдно.

Я очень целеустремленный человек, всегда знаю, чего хочу добиться в этой жизни. При этом я никогда не буду строить карьеру за счет кого-то, я полагаюсь исключительно на свои силы, используя открытые методы. Я полностью окунаюсь в рабочий процесс, в котором мне важна каждая деталь. На предыдущем месте работы к моему мнению прислушивалось начальство, и мы вместе работали над эффективностью труда. Если это будет нужно, я с радостью поделюсь своим взглядом на существующие проблемы в процессе работы.

У меня имеется большой опыт в продажах. Но, несмотря на это я всегда готова учиться чему-то новому, совершенствовать свои навыки, чтобы достичь еще более высоких результатов в профессиональной деятельности. Я имею возможность подтвердить наличие специальности дипломом о высшем образовании, а опыт – трудовой книжкой. Также у меня имеется положительная характеристика от предыдущего работодателя.

Я уверенно пользуюсь компьютером, отлично разбираюсь в документации, с легкостью привлекаю клиентов, этого мне помогли добиться специальные курсы по психологии. К тому же я имею возможность заинтересовать людей любой продукцией, потому что настолько погружаюсь в свое дело, что знаю все о каждом товаре.

Что касается личных интересов, то я много читаю, занимаюсь спортом и веду здоровый образ жизни. Знаю два иностранных языка: английский и немецкий.

Вашу фирму я выбрала потому, что считаю ее перспективной и успешной. Меня привлекает, что у Вас я могу быть спокойна относительно стабильности, размера заработной платы, возможности роста по карьерной лестнице. Деятельность организации меня сильно заинтересовала, я бы хотела внести свой вклад в ее развитие».

Этот и подобные ему примеры написания рассказа о себе помогут понять, как нужно писать самопрезентацию в виде резюме.

Таким образом, подача себя является важным моментом для успешного человека. С помощью умения представления своей личности в выгодном свете, можно достичь положительных результатов в жизни.