Решающий момент фотограф придумал. Фотограф Анри Картье-Брессон: биография, жизнь, творчество и интересные факты

Можно постоянно сокрушаться из-за того, что у тебя нет дорогущего профессионального оборудования для занятий фотоискусством. Можно броситься в другую крайность и скупать все самые современные технические приспособления. Но так ли важно это на самом деле? Великий французский фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) с 1932-го года и на протяжении всей своей творческой деятельности снимал на маленькую простую камеру Leica 35 mm с объективом 50 mm.

С бликующими участками фотоаппарата он поступил без церемоний: обмотал их черной изолентой. И, тем не менее, он вошел в историю как легендарный фоторепортер, гений уличной фотографии и классик фотоискусства. Вы всё ещё верите, что для профессионального счастья вам не хватает какого-то супер оборудования? Глупость. Важно совсем не это. Камера должна быть у вас в глазах, кадр должен формироваться в ваших зрачках, а шедевр рождаться в мозгу. Только так можно добиться успеха. И неважно, на каком гаджете вы нажимаете кнопку «снять».

У каждого именитого фотографа, как и у каждого, например, знаменитого хирурга, есть свой метод. Что же характеризует творчество Брессона? Его «визитная карточка» − Решающий Момент. Фотографы всего мира стали использовать этот термин с 1952-го года, после выхода книги Брессона Images a la Sauvette. Сейчас этот метод преподается в творческих вузах, и современные мастера активно используют его в своей работе. Куда же в XXI веке без Решающего Момента? Вся медиа индустрия построена на нем.

Итак, Решающий Момент – это наивысший эмоциональный пик того или иного момента, запечатленный фотографом. Необходимо щёлкнуть затвором камеры в тот самый миг, ни секундой раньше или позже. Здесь не обойтись без профессионального чутья, таланта или задатков снайпера. Сам Анри часто сравнивал фотографирование со стрельбой, а стрелял он, кстати, весьма неплохо. Впрочем, даже слова «фотография» и «стрельба» на английском языке звучат одинаково - shoot. А в реальности - тот же выбор места и ракурса, то же поджидание «добычи», тот же «щелчок» в решающий момент.

«Для меня быть фотографом − значит молниеносно, в долю секунды, осознавать важность события и точную организацию тех форм, которые придали этому событию настоящее значение» , − говорил он.

Интересно, что, по мнению Брессона, в момент съёмки совсем не обязательно знать, зачем ты это делаешь. Действие ради действия, осознанность в чистом виде - именно так рождаются настоящие шедевры.

Второй «фишкой» Анри Картье-Брессона был «метод невидимой съёмки». Тот самый репортажный навык фотоискусства, столь широко и, к сожалению, довольно «грязно» применяемый в современной действительности. Но у великого Брессона всё было иначе. Он стал основоположником этого метода. Поэтому его работы стали легендой, поэтому они так разительно отличались от всех других.

Не будем забывать, в какое время жил мастер. Фотография была в новинку, люди стремились позировать перед камерой и выглядеть лучше, чем на самом деле. Отсюда зажатость и неестественность. Анри пошел другим путем: его герои даже не подозревали, что за ними наблюдали через объектив. Фотограф не раз говорил, что его интересует жизнь, происходящая вокруг, а не постановочные сюжеты и искусство. Секрет популярности его работ заключался, видимо, в том, что Брессон не стремился к популярности и признаю. Он даже ставил фотоискусство на ступень ниже живописи. Парадоксально, не правда ли?

Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года. Первым его учителем был дядя-художник, который и «влюбил» мальчика в искусство. Родители Анри были состоятельными людьми, поэтому фотокамера у юного творца была с самого детства, только пользовался он ею нечасто. Но однажды во время путешествия по Африке он увидел снимок фотографа Мартина Мункачи, и он перевернул микрокосмос в его голове. Анри сразу же попросил у родителей «настоящую», солидную камеру, которой пытался делать «настоящие» фотографии. Они не удавались, камера заплесневела от влажного климата, а мальчик заболел и вернулся домой. Но все оказалось «не просто так»: это помогло Брессону познакомиться с главной любовью жизни – той самой камерой Leica.

Пик популярности Картье-Брессона пришёлся на 50-е годы двадцатого столетия. Фотограф был очень известен и в СССР, так как официально был допущен за «железный занавес». Альбом под названием «Москвичи» затем выставлялся в странах Запада. Именно благодаря Анри европейцы увидели «человеческое лицо» Советского Союза.

Ведь на снимках фотографа были не угрюмые люди с винтовками и бутылками, а обычные персонажи, живущие своей жизнью вне зависимости от политической ситуации в мире.

Вот обычный советский гражданин идет куда-то с маленькой дочуркой на фоне изображения великого Вождя.



Обратите внимание, как удачно Брессон поймал момент – поза мужчины и поза Ленина практически идентичны. И сколько разных мыслей рождается при рассматривании этой карточки…

Или вот эта игра в волейбол на фоне несокрушимой сталинской высотки. Удивительное сочетание обычных человеческих радостей и нерушимых идеалов того времени. Прекрасный контраст жизни и политики.



Потрясающие портреты людей.

О работах Анри Картье-Брессона можно говорить бесконечно. Разумеется, в его творческой копилке были не только фотографии советского народа. Брессон снимал во многих странах, под «дуло» его объектива попадали как бедняки, ничего не знающие о фотоискусстве, так и сильные мира сего. Сейчас работы великого мастера находятся в главных музеях планеты. О его жизни и творчестве написано множество книг, а в 2003-м году режиссер Хайнц Бютлераи снял о нем известный документальный фильм Henri Cartier-Bresson − Biographie eines Blicks.

К сожалению, Анри Картье-Брессона уже 13 лет нет с нами. Он умер в 2004-м году, но его творчество до сих пор актуально и востребовано.


Анри́ Картье́-Брессо́н (фр. Henri Cartier-Bresson) (22 августа 1908 - 3 августа 2004) - французский фотограф, один из выдающихся фотографов XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики.
Армения. Гости в деревне на озере Севан. 1972


Матерью Анри была Марта Ле Вердьер (девичья фамилия), а отцом - Андре Картье-Брессон.
Альберто Джакометти (итал. Alberto Giacometti, 10 октября 1901, Боргоново, Стампа, Швейцария - 11 января 1966, Кур, Швейцария, похоронен в Боргоново) - швейцарский скульптор, живописец и график, сын художника, один из крупнейших мастеров XX века.

Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити.
На гонках Ле Манн. 1966

Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье (одного из них звали Анри) поступили учениками к Брессону - и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Совместный бизнес двух семей процветал, и имя «Картье-Брессон» стало в начале XX-го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.
Танец баронг, Батубулан, Бали, Индонезия 1949

22 августа 1908 года у Марты и Андре Картье-Брессонов рождается первенец. В память о дедушке с отцовской стороны, Анри Картье, мальчику (старшему из пяти детей) дают имя Анри.
Брюссель, 1932

Живописью он интересовался с юности. В декабре 1913 года Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввел его в мир искусства. К сожалению, дядя умер в 1915 году, но Анри продолжал следовать его советам. Он учился в ателье художника Андре Лота. Выдающаяся фотография Картье-Брессона во многом обязана его образованию как художника и графика.
Каир, 1950

В 1930 году, после начала обучения живописи и графике, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи в 1929-м или 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики (Танзания).
Кристиан Диор, Париж, 1953

Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно писал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!». В том же году в Марселе он приобрел новинку тогдашнего рынка, фотоаппарат фирмы Leica - лёгкую 35-миллиметровую камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность.
Конни-Айленд 1946

В 1947 году Картье-Брессон со своими коллегами Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром (англ.), Джорджем Роджером (англ.), Марией Айснер (англ.), Биллом Вандивартом и Ритой Андиверт основывает содружество фотожурналистов - агентство «Магнум фото» (Magnum Photos).
Коронация Георга VI, Лондон, 1937

В 1954 году музей Лувр организовал свою первую выставку фотографий, и это были работы Картье-Брессона. Он выставлял свои работы в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств.
Дессау, Германия, апрель1945

Женат Анри Картье-Брессон был дважды:
с 1937 по 1967 годы на Ратне Мохини, танцовщице, приехавшей из Джакарты
с 1970 года на фотографе Мартине Франк, которая родила ему дочь Мелани.
Вперед, Китай 1958

Умер 3 августа 2004 года в Montjustin (Альпы Верхнего Прованса, Франция).
Нью Йорк, 1947.

Уильям Фолкнер

Парикмахерская, Рим, 1951

День Бастилии, Париж, 1936

Севилья, Испания,1944

Париж,1954

Гринфилд, Индиана. 1960

Италия, 1951

Без подписи

Это отрывки из моей недавней статьи об Анри Картье-Брессоне, фотографе, чьи работы кажутся хорошо знакомыми даже тогда, когда их видишь впервые.

Анри Картье-Брессон: "Думать надо до или после съемки. И никогда - в ее процессе".


Даунтаун, Нью-Йорк, 1947


Парижское кафе, 1968 Париж (...)

Целующаяся через столик кафе парочка - на ней свитер в бретонскую полоску и маленький берет: именно так в представлении многих должна выглядеть типич ная француженка, и именно в таком месте и при таких обстоятельствах должны застыть навеки типичные парижские влюбленные.


Позади вокзала Св. Лазаря, Париж. 1932

"Раздвоившаяся" мужская фигура, летящая над огромной лужей где-то на задворках вокзала Святого Лазаря в Париже. Пытающийся ускользнуть из кадра велосипедист, "зажатый" между извилинами каменной лестницы и полукругом тротуара.
Снятые сквозь рваную пробоину в стене испанские дети, резвящиеся на останках севильской улицы - и две пожилые парижанки, увековеченные во время оживленной беседы, - перед одной из них, вытянув узкое туловище, застыл в цирковой позе вислоухий пес.


1932


Испания, Севилья. 1933

А вот картонный Ленин, растянутый на высоту четырехэтажного здания: кажется, он вот-вот сорвется с места и нагонит прогуливающихся дедушку с внуком, которые кажутся на его фоне совсем крошечными и оттого еще более трогательными и настоящими...


Ленинград, 1973

Некоторые искренне полагали, что Картье-Брессон - мастер режиссуры, который, прежде чем нажать на спуск, тщательно распределяет роли и расставляет на поле фигуры.
Правда же в том, что он был не столько режиссером, сколько летописцем, внимательно наблюдавшим за людьми и событиями, а потом рассказывающим истории и создающим образы с помощью своей «Лейки» - на языке композиции, ритмов и светотени. Как-то он обронил, что фотографии порой похожи на рассказы, одни - на Че хова, а другие - это чистой воды Мопассан.
Другое дело, что в «рассказах»
Анри Картье-Брессона не было ни "строчки" вымысла - они были реалистичны, как мексиканские трущобы или разрушенные севильские кварталы, кото рые он снимал в середине 30-х. В то же время в его кадре никогда не было ни одной посторонней фигуры - туда не могла залететь ни одна "случайная" птица.

Почти ровесник прошлого столетия (1908-2004), Картье-Брессон успел создать своего рода большую визуальную энциклопедию XX века, причем энциклопедию живую, лишенную академической сухости.


Валенсия, 1933


Берлинская стена, Восточный Берлин. 1962


Мексика, 1934


Нью-Йорк, Гарлем. 1948


Гамбург. "Ищу работу", 1952


Сан-Франциско, 1960


Нью-Йорк, 1978

В работах Картье-Брессона отпечатались самые важные вехи прошлого столетия - испанские события 30-х годов, Кубинская революция, гражданская война в Китае. И, разумеется, Вторая мировая война, во время которой он служил капралом, попал в плен, бежал, а затем вступил в движение Сопротивления.
После войны, в 1947 году, скооперировавшись
с венгерским фотографом Робертом Капа и поляком Дэвидом Сеймуром, Картье-Брессон основывает в Нью-Йорке независимое фотоагентство «Магнум». Основные принципы агентства (довольно нахальные для новичков) почти один в один повторяли принципы самого Брессона: делать только чест ные репортажи из самых горячих точек и предоставлять журналам снимки только при том условии, что их будут публиковать без какой-либо редактуры.
Это был совсем другой мир - мир «до эпохи телевидения». И фотографии «без купюр», по сути, были самым честным на тот момент его отражением. Капа погиб во Вьетнаме, Сеймур - во время Суэцкого кризиса 1956 года, и Картье-Брессон продолжил дело один. «Магнум» стал именем нарица тельным: заказы поступали от самых известных изданий мира. А жесткие условия агентства стали его «знаком качества», той высокой планкой, до которой стремились дотянуть ся тысячи фотографов.

Дважды Анри Картье-Брессон побывал в СССР: в 1954 году и затем в 1972 -м. Потом писали, что Запад заглянул за железный занавес именно через его объектив.

"Городская жизнь", 1954


Парк Горького, 1954


Третьяковская галерея, 1954

На улицах Москвы Картье-Брессон старался «поймать» то же, что он искал и фиксировал в Мексике, Испании и других странах - а за свою жизнь он пересек более 40 государственных границ, - жизнь обычных людей. Западный обыватель не увидел ни военных парадов, ни громоздкой сталинской архитектуры . Зато он увидел мо сковские бульвары, на которых прогуливаются с колясками молодые мамы и спешат к отбывающему автобусу прохожие, заглядывающихся на девушек офицеров, зарождающуюся на улице влюбленность и простых женщин в мешковатых пальто, рассматривающих у прилавка крошечную дамскую сумочку.


Москва, Арбат. 1972


Москва, ГУМ. "Первый велосипед", 1954


Москва. Женщина на лавочке в метро. 1954

Если все это - не режиссура, как он умудрялся подлавливать людей в таких ситуациях и с такими выражениями лиц, какие можно увидеть только в интимной обстановке? Ответ на этот вопрос Картье-Брессон попытался дать в своей знаменитой книге «Решающий момент».

Да, с одной стороны, фотограф должен обладать хладнокровием волка на охоте: «чтобы приблизиться и снять интересующий объект». Но, влезая в «шкуру волка», он должен умудрить ся оставаться незаметным: «Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу». Он старался меньше говорить и заклеивал бликующие части своей «Лейки» черной изолентой.
Больше всего Картье-Брессон не любил делать портреты - и это, в общем, неудивительно: оказываясь перед объективом фотокамеры, человек невольно начинает что-то изображать и стремится казаться кем-то другим. Разумеется, приукрашенная действительность и «художественные позы» Картье-Брессона не устраивали. Он старался снимать своих моделей в при вычной им обстановке и не отвлекать их внимание разговорами и громоздкой техникой. Но главное - он долго и терпеливо ловил тот самый краткий миг, когда человек расслаблялся и становился самим собой. Иногда на это уходило не менее двух часов...


Мэрилин Монро


Альбер Камю


Анри Матисс


Коко Шанель

Так были или нет у Картье-Брессона какие-то особые приемы? Судя по всему, техническая сторона дела интересовала его в последнюю очередь. А что же тогда? Он считал, что фотограф должен быть полностью включенным в ситуацию, «снимать с осознанием того, что делает». И не останавливать съемку даже тогда, когда кажется, что «глав ная» фотография уже «в кармане»: «событие развивается и, возможно, возникнет ситуация, когда можно будет сделать еще более сильный снимок».

Во-вторых, он был ярым противником кадрирования, полагая, что этот про цесс должен происходить не в лаборатории, а непосредственно в момент съемки: основная задача фотографа - «воспринимать реальность, почти одно временно «записывая» ее в записную книжку, каковой является камера. Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасо вывать результаты нашей работы в фотолаборатории».

Важнейшим процессом Картье-Брессон считал отбор - когда из множества кадров выбирается один-единственный, тот са мый, в котором отразилось все - и форма, и композиция, и настроение: сама реальность. В поисках такого кадра он мог просматривать по несколько тысяч негативов. И можно ли считать такой кадр «случайностью»?


Улица Моффетар, 1954

«Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые чем-то нас поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения такие моменты может зафиксировать только фотогра фия. Мы играем с вещами, которые исчезают, и если ты не успел их поймать, никакая сила не заставит их вернуться».


Анри Картье-Брессон

Все мы знаем классиков живописи и литературы. Но вот классиков фотоискусства, увы, знают далеко не все. Тем не менее, «классика из классиков» фотографии, Анри Картье-Брессона , знают практически все современные фотографы. А тем, кто пока еще по каким-либо причинам ничего не знает об этом выдающемся мастере фотографии, настоятельно рекомендуем что-нибудь почитать о нем. У Брессона действительно есть чему поучиться. Его работы стали поистине жемчужинами фотоискусства 20 века.

Самая, пожалуй, важная отличительная черта творчества этого мастера заключается в том, что он умел фотографировать ничего не подозревающих о съемке людей так, как до него это ни у кого не получалось. Брессон умел передать в своих фотографиях все эмоции фотографируемого человека, уловить и передать зрителю его душевное состояние в тот короткий миг, когда сработал затвор фотоаппарата. Именно Анри Картье-Брессон был основателем так популярного сейчас жанра уличной фотографии. В его черно-белых снимках - история целой эпохи, дыхание и ритм города.

Сегодня мы не будем пересказывать вам биографию и этапы творческого пути этого великого мастера. Мы просто покажем вам несколько его работ и приведем советы классика фотографии. Очень хочется верить, что эти советы пригодятся и вам. Ведь это своего рода маленький мастер-класс великого Анри Картье-Брессона.

Между по-настоящему хорошим произведением искусства и посредственным - очень маленькое расстояние. Всего лишь несколько миллиметров.

Что значит фотографировать? Это значит - сразу, в доли секунды суметь определить и само событие, и точную организацию визуальных форм, выражающих и определяющих это событие. Фотографировать - это значит выстроить ум и глаз вдоль одной единственной линии. Фотографировать - это один из способов жить.

Никогда не надо думать во время съемки. Думать нужно до и после нее.

При любой ситуации, кульминационную точку развивающегося перед объективом вашего фотоаппарата события вы не схватите никогда. Вам постоянно будет казаться, что вот он, этот момент. Вы нажимаете спусковую кнопку, нервное напряжение спадает с вас, и… Но кто же знает, вполне возможно, что эта самая так ожидаемая вами кульминационная точка была не в зафиксированном вами моменте, а в следующем! И как раз до этого момента вы не дотянули…

Нет никакой нужды фотографировать много. Не стреляйте автоматными очередями, не тратьте зря пленку. Уверяю вас, это не самый хороший признак. Это как чересчур много есть или пить много жидкости. Человек при этом теряет вкус, теряет свою форму. Но, в то же время, никогда не стоит забывать и то, что для того, чтобы у вас появилось молоко, вам нужно подоить корову. А для того, чтобы получить масло, нужно очень иметь очень много молока.

Фотоаппарат - это не красивый и дорогой медальон, висящий у вас на вашей шее. Ваш фотоаппарат - это часть вас самих. Это часть вашего ума. Часть ваших глаз. Это ваше главное орудие труда. Если ваш фотоаппарат соответствует тому, что вы хотите фотографировать - то его очень приятно держать в руках.

Самые худшие ваши снимки - это первые десять тысяч снимков, которые вы сделали.

Для того, чтобы запечатлеть на фотографии мир, вам нужно, прежде всего, быть в этот мир втянутым. Нужно добиться такого состояния, чтобы у вас появилось чувство, что вы находитесь внутри того, что вы видите в видоискателе. Такой подход к работе требует от фотографа строй дисциплины духа, огромной сосредоточенности, а также чувства и чутья геометрии.

Что для меня фотография? это, прежде всего, поиск в реальной действительности линий, соотношений и пространственных форм.

Любую фотографию надо рассматривать, прежде всего, как картину с идеальной композицией, которая должна постоянно находиться в центре внимания зрителя, как законченное целое. Всё это достигается органичным соединением всех зрительных элементов кадра. Композиция каждой фотографии во всех ее элементах должна быть строго закономерна. В противном случае, форму от содержания невозможно будет отделить.

Каждому фотографу нужно научиться работать незаметно и мягко. Но при этом иметь хорошее чувство наблюдательности, острый глаз. Нужно видеть несколько больше, чем видят другие. Не толкайтесь в толпе, не привлекайте к себе внимания окружающих. Там, где вы собираетесь ловить рыбу - не нужно перед этим мутить воду.

Постоянно исчезающие вещи - удел любого фотографа. Когда что-то уходит, ничто на свете, никакая изобретательность, никакое чудо не сможет это вернуть.

Делать хорошие фотографии сможет только тот, кто сумеет научиться на одной оси выстроить глаз, голову и сердце.

Анри Картье-Брессон - отец современной фотожурналистики, француз по рождению, пионер 35мм формата и мастер откровенной фотографии. Он стоял у истоков “уличной фотографии”, тем самым влияя на то, как она развивалась после этого. Родился Анри в Chanteloup, Seine-et-Marne, и с ранних лет проявлял большую любовь к искусству, а особенно к сюрреализму. В 1932, после того, как он провел год на Ivory Coast, он открыл для себя Лейку - портативную камеру, которая стала его вечным спутником и с которой он не расставался до конца жизни.

Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в городе Шантлу неподалеку от Парижа в семье Марты Ле Вердьер и Андре Картье-Брессона. Своей двойной фамилией фотограф обязан слиянию рода крестьян Картье и семейства промышленников Брессон, произошедшему задолго до рождения будущего фотографа.

Он объяснял свой подход к фотографии примерно так - “Для меня камера - как скетчбук, инструмент для проявления интуиции и спонтанности, властелин момента, который, в визуальных формах одновременно решает и задает вопросы. Только аккуратно пользуясь настоящим смыслом, вы можете достичь простоты экспрессии”. В 1952 году Анри опубликовал книгу, которая в оригинале называлась Images ? la sauvette. В ней были собраны 126 фотографий, которые Анри отобрал после своих поездок на запад и восток. Обложка была нарисована Анри Матисом, знаменитым в то время художником-модернистом. “Для меня быть фотографом - значит молниеносно осознавать, в долю секунды, важность события и точную организацию тех форм, которые придали этому событию настоящее значение”, - говорил фотограф.

С 1968 года Анри стал отдавать заметно меньше внимания фотографии, предпочитая проводить свое время за рисованием картин. В 2003, за год до его смерти, он, его жена и дочка создали Фонд Анри Картье-Брессона в Париже, для того чтобы сохранить его искусство для следующих поколений. За свою длинную жизнь Анри получил невероятное количество различных наград. Он умер в своем доме, в Провансе 3 августа 2004 года, всего за пару недель до своего 96 дня рождения.


Немалое впечатление на Анри Картье-Брессона произвел кинематограф. Такие картины, как «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна и «Жанна Д’Арк» К. Дрейера оставили в душе фотографа неизгладимый след. В 1930 году Анри Картье-Брессон отправился в Африку, где и открыл совершенно новые возможности искусства фотоснимков. Во многом это стало возможным благодаря работам Эжена Атже и Мартина Мункачи, которые он там увидел. Поразившись увиденному, Анри Картье-Брессон приобрел первый в своей жизни фотоаппарат и переполнился твердым намерением постичь фотоискусство. Этот его первый инструмент представлял собой комплект из самого аппарата – коробки из дерева, покрытого воском – штатива и черной накидки. Первый опыт Анри Картье-Брессона был весьма печален – снимки получались либо чересчур контрастны, либо вялые, а порой и вовсе не было изображения, но это его не огорчало.

Через год его фотоаппарат пришел в негодность, не выдержал погодных условий жаркой Африки, да и сам Картье-Брессон приболел. В период неожиданно возникшей болезни Анри Картье-Брессон наткнулся на фотоаппарат Leica. Он был компактен и позволял снимать даже движущиеся объекты. Анри купил его, и все свое свободное время посвятил съемкам. Он искал сюжет практически на каждом шагу. А через некоторое время, когда Анри более детально познакомился с работами своих коллег и набил руку, он стал производить репортажную съемку

Alicante, Espagne, 1933


В 1937 г. Анри Картье-Брессон женился на танцовщице Ратне Мохини из Джакарты. В 1939 г. Картье-Брессон был зачислен в ряды французской армии, но и там Анри Картье-Брессон не оставил искусства, в должности капрала кинофотоподразделения он занимался съемкой военного репортажа. После захвата Франции, Анри попал в плен к нацистам, где провел 3 года. Трижды Анри Картье-Брессон пытался бежать, и только с третьего раза ему это действительно удалось. Анри Картье-Брессон вернулся на родину и примкнул к Сопротивлению. Он продолжал фиксировать на пленку страшные события того времени. Для этого необходимо было обладать не только верным глазом, но и определенной долей мужества. И Анри безусловно обладал перечисленными качествами. Кроме того, Картье-Брессон организовал сообщество фотожурналистов, которое производило съемку во время отступления фашистов. В 1945 г., когда война миновала, Анри снял фильм «Возвращение», показав высокий уровень мастерства и в области кинематографии. Эта картина была заказана американской службой информации и повествовал о том, как французские военнопленные возвращались к себе на родину. Режиссеру удалось передать всю атмосферу трагизма происходящих событий. В 1947 г. Анри Картье-Брессон совместно с несколькими своими коллегами основал международное объединение фоторепортеров «Магнум», ставшее впоследствии довольно знаменитой.

Bruxelles, 1932 - Henri Cartier-Bresson


Затем Анри отправился в Индию, а оттуда и в Китай. В это время имя фотографа находилось в одном списке с известнейшими журналистами мира. В 50-х гг. Картье-Брессон организовал выставку своих произведений, которая получила колоссальный успех и признание в Европе и Америке.Именно эта выставка принесла славу фотографу. Анри сотрудничал со многими крупными западными изданиями. Выставки фотографа производились в самых известных галереях мира, в т.ч. и в Лувре.


Отличительной особенностью его снимков является отсутствие всякого редактирования или обрезания. Все, что Анри Картье-Брессон снимал, представало пред взором в своем естественном виде, в самый пик эмоционального напряжения, в то же время сам фотограф умудрялся оставаться незамеченным. О качествах съемки, присущих знаменитому фотографу ходят легенды и на плодах его творчества, его достижений взойдет еще не одно поколение мастеров.


Ниже - фото отчеты из двух моментов биографии Анри Картье-Брессон - его визиты в Советский Союз в 1954/1955 и 1972/1973 годах. Он хотел показать красоту в обыденном - таков был его принцип. Эти фотографии, показанные на выставках в Париже и Нью-Йорке и в альбоме «Москвичи», сыграли большую роль в перемене отношения к нашей стране. Они показали Западу обычных людей, быть может, бедно одетых, подозрительных, озабоченных проблемами, но совершенно обычных.

Шляпка (сценка в магазине), Москва, 1954


В столовой для строителей, Отель "Метрополь", Москва, 1954