Греф в ужасе: ИТ-централизация не позволяет Сбербанку догонять ИТ-компании. В Ханты-Мансийском автономном округе централизуют IT-инфраструктуру Централизация инфраструктуры информационных систем

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" , распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 августа 2016 года N 455-рп "О Концепции "Бережливый регион" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая решение Общественного совета при Департаменте информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 15 декабря 2017 года N 22):

1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по централизации инфраструктуры информационных систем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, план) (приложение 1).

2. С целью обеспечения эффективности межведомственного взаимодействия определить первого заместителя Губернатора автономного округа Г.Ф.Бухтина куратором по реализации плана.

3. Определить Департамент информационных технологий автономного округа (далее - Департамент) ответственным за реализацию плана.

4. Заместителю Губернатора автономного округа А.Г. Забозлаеву:

4.1. В срок до 1 февраля 2018 года направить предложение о создании проекта (портфеля проектов) по централизации инфраструктуры информационных систем в Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2015 года N 485-п "О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" .

4.2. В срок до 30 апреля 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по актуализации перечня учреждений, выполняющих функции в области информационных технологий.

5. Первому заместителю Губернатора автономного округа А.В.Шипилову, заместителю Губернатора автономного округа А.Г.Забозлаеву, Департаменту в срок до 1 июня 2018 года совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) организовать принятие решения по вопросу о состоянии и развитии инфраструктуры информационных систем в автономном округе Постоянной комиссией Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе.

6. Департаменту в срок до 30 марта 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по изменению государственной программы автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной , в части актуализации целей внедрения информационных технологий, установления критериев эффективности государственного управления.

7. Исполнительным органам государственной власти автономного округа:

7.1. В срок до 1 февраля 2018 года внести в комиссию по совершенствованию организационной структуры и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа (далее - комиссия) предложения по оптимизации структуры и штатной численности в соответствии с приложением 2 к настоящему распоряжению, а также предложения по оптимизации структуры и штатной численности подведомственных государственных учреждений автономного округа (далее - учреждения) в соответствии с приложением 3 к настоящему распоряжению.

внести Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа предложения по структуре и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа с учетом решения комиссии;

обеспечить внесение изменений в структуры и предельную штатную численность учреждений, с учетом решения комиссии;

внести в Правительство автономного округа предложения о синхронизации государственных программ автономного округа, ответственными исполнителями которых они являются, с государственной программой автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 424-п , Концепцией "Бережливый регион" в автономном округе, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 19 августа 2016 года N 455-рп;

заключить с Департаментом соглашения об уступке требований по договорам возмездного оказания услуг по сопровождению информационных систем.

7.3. Обеспечить проведение организационно-штатных мероприятий в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о государственной гражданской службе.

8. Первому заместителю Губернатора автономного округа А.В.Шипилову совместно с заместителем Губернатора автономного округа А.Г.Забозлаевым, Департаментом в срок до 30 марта 2018 года обеспечить рассмотрение на заседании комиссии предложений исполнительных органов власти по оптимизации их структуры и штатной численности.

9. Департаменту:

9.1. В срок до 1 июня 2018 года создать систему контроля за эффективностью функционирования информационных систем в автономном округе.

9.2. Совместно с Департаментом финансов автономного округа, Департаментом государственного заказа автономного округа:

9.2.1. Обеспечить внедрение информационной системы бухгалтерского учета "Облачная бухгалтерия", включающей управление материальными запасами, закупки, управленческий учет:

в срок до 1 июля 2018 года - в исполнительных органах государственной власти автономного округа;

9.2.2. В срок до 30 марта 2019 года обеспечить интеграцию информационной системы бухгалтерского учета "Облачная бухгалтерия" с информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" и региональной информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа.

9.3. Совместно с Департаментом внутренней политики автономного округа, исполнительными органами государственной власти автономного округа в срок до 1 июня 2018 года внести в Правительство автономного округа проект плана информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти автономного округа, подлежащих автоматизации в приоритетном порядке (далее - планы автоматизации функций), с учетом его общественной оценки.

10. Департаменту государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа в срок до 1 июня 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по изменению государственной программы автономного округа "Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 17 октября 2014 года N 374-п , в части дополнения ее мероприятиями по обучению сотрудников, внедряющих планы автоматизации функций в исполнительных органах государственной власти автономного округа.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА

Приложение 1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (ДАЛЕЕ - АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры

Наименование мероприятий

Ответственные исполнители

Срок реализации

Ожидаемые результаты

I. Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по централизации инфраструктуры информационных систем, используемых исполнительными органами государственной власти и подведомственными им государственными учреждениями автономного округа

Анализ правовых актов автономного округа, муниципальных правовых актов, в том числе в части:
полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - ОМС);
порядка создания, функционирования, развития и сопровождения государственных информационных систем в органах власти, ОМС и подведомственных им государственных учреждениях (далее - учреждения);
контрактной системы в сфере закупок

Департамент информационных технологий автономного округа (далее - Депинформтехнологий Югры), исполнительные органы государственной власти автономного округа (далее - органы власти), ОМС (по согласованию)

аналитическая справка о состоянии нормативно-правовой сферы в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) автономного округа

Формирование перечня правовых актов автономного округа, в которые необходимо внести изменения в целях централизации инфраструктуры информационных систем, используемых органами власти, учреждениями и ОМС

перечень правовых актов автономного округа и муниципальных правовых актов

Разработка проектов правовых актов, в том числе о внесении изменений в действующие , в соответствии со сформированными перечнями

ОМС (по согласованию)

правовые акты автономного округа

Разработка правовых актов автономного округа, предусматривающих мероприятия по изменению структуры органов власти, учреждений и оптимизации их штатной численности

Депинформтехнологий Югры, органы власти

правовые акты автономного округа

Разработка правовых актов автономного округа, предусматривающих единый подход к формированию и размеру заработной платы работников учреждений, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, органы власти

правовые акты автономного округа

II. Организационные мероприятия

Анализ предложений органов власти, ОМС по централизации инфраструктуры информационных систем

Депинформтехнологий Югры, органы власти, ОМС

аналитическая справка, содержащая оценку предложений по централизации инфраструктуры информационных систем

Анализ практики централизации инфраструктуры информационных систем органов власти и подведомственных им государственных учреждений субъектов Российской Федерации, изучение международного опыта

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка, содержащая модели централизации инфраструктуры информационных систем в автономном округе

Анализ информации о количестве штатных единиц в органах власти и подведомственных им учреждениях, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, органы власти, ОМС

аналитическая справка

Анализ информации о количестве штатных единиц в ОМС и подведомственных им учреждениях, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, ОМС

информационная справка

Анализ информации о средней заработной плате работников учреждений, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Департамент труда и занятости населения автономного округа, Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка

III. Инфраструктура информационно-коммуникационных технологий

Анализ информации о количестве серверного, коммутационного оборудования, оборудования систем хранения данных, а также количества и оснащенности серверных помещений, используемых органами власти

Депинформтехнологий Югры, бюджетное учреждение автономного округа "Окружной центр информационно-телекоммуникационных технологий" (далее - БУ ИКТ) (по согласованию)

аналитическая справка

Передача на обслуживание БУ ИКТ:
серверного и коммутационного оборудования,
оборудования систем хранения данных

Депинформтехнологий Югры, органы власти, БУ ИКТ (по согласованию)

единая инфраструктура информационных систем органов власти автономного округа, обслуживание которой осуществляет БУ ИКТ, включая оптимизацию используемых серверных помещений

Анализ существующей доменной архитектуры корпоративной сети органов власти

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

аналитическая справка

Перевод в единый домен корпоративной сети органов власти автоматизированных рабочих мест, используемых органами власти

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

единая доменная архитектура информационных систем органов власти автономного округа

Анализ информации о количестве автоматизированных рабочих мест в органах власти и учреждениях, о количестве периферийных устройств, подключенных к ним, а также о количестве расходных материалов, потребляемых периферийными устройствами

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

аналитическая справка

Передача на обслуживание в БУ ИКТ автоматизированных рабочих мест органов власти и учреждений

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

централизованное обслуживание автоматизированных рабочих мест органов власти и учреждений

IV. Информационные системы

Анализ информации об информационных системах, используемых органами власти и учреждениями

Депинформтехнологий Югры, БУ ИКТ (по согласованию),
Автономное учреждение "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий" (далее - АУ ЮНИИ ИТ) (по согласованию)

аналитическая справка, включающая перечень государственных информационных систем (ресурсов), в отношении которых Депинформтехнологий Югры координирует выполнение работ по их развитию и сопровождению

Передача информационных систем в БУ ИКТ, АУ ЮНИИ ИТ


АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

централизованное сопровождение информационных систем

V. Информационная безопасность

Проведение внутреннего аудита информационной безопасности информационных систем автономного округа

АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка

Формирование предложений по централизации информационной безопасности

Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка

Организация выполнения работ по информационной безопасности информационных систем

Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

централизация работ по обеспечению информационной безопасности информационных систем

Обучение ответственных за информационную безопасность в органах власти

Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа,
Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

ответственные за информационную безопасность в органах власти обучены в соответствии с требованиями законодательства

VI. Связь и телекоммуникации

Анализ информации о каналах связи, используемых органами власти, учреждениями

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию),
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка, содержащая предложения по оптимизации используемых каналов связи

Организация единой корпоративной сети органов власти

Депинформтехнологий Югры, органы власти, БУ ИКТ (по согласованию),
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

единая корпоративная сеть органов власти, отсутствие иных каналов связи

Анализ информации об услугах телефонной связи (стационарной и сотовой), предоставляемых органам власти и учреждениям

Депинформтехнологий Югры,
органы власти

аналитическая справка

Организация централизованного оказания услуг телефонной связи (стационарной и сотовой) органам власти и учреждениям

Депинформтехнологий Югры

централизованное оказание услуг телефонной связи (стационарной и сотовой) органам власти и учреждениям

VII. Финансовое обеспечение мероприятий по информатизации

Анализ информации об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственных программах автономного округа, на мероприятия, реализуемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также анализ планов информатизации органов власти в части определения объемов финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка

Анализ планов информатизации ОМС в части финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка, содержащая предложения и мероприятия, а также объемы финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры ОМС

Передача финансирования из государственных программ автономного округа в государственную программу автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и период до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 424-п , на обслуживание и развитие серверного и сетевого оборудования, на создание, сопровождение и развитие информационных систем, на обеспечение информационной безопасности информационных систем, на услуги телефонной связи (стационарной и сотовой)

Департамент финансов автономного округа, Депинформтехнологий Югры, органы власти

Правовые акты автономного округа

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ В КОМИССИЮ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ...

Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2017 года N 781-рп

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ В КОМИССИЮ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Наименование исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - орган власти)

Количество штатных единиц органа власти (не менее)

Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Приложение 3
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2017 года N 781-рп

Наименование государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - учреждения)

Количество штатных единиц в учреждении, подлежащих оптимизации (не менее)

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования"

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных функций"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр подготовки сборных команд Югры"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Региональный центр инвестиций"

Переход к ресурсной модели предоставления ИТ-сервисов должен предусматривать эволюцию не только сервисов, но и ИТ-подразделения. Точно так же, как ресурсная ИТ-служба достигает экономии на масштабах благодаря консолидации ресурсов и виртуализации своих услуг, управляющая ею организация должна и сама виртуализоваться, чтобы эффективно реагировать на потребности пользователей. Хотя некоторая специализация неизбежна просто в силу сложности современных информационных технологий, жесткое деление по специальностям - Windows-UNIX, системысеть, СУБД-устройства хранения - в условиях ресурсной модели неэффективны. Когда специализация действительно нужна, необходимо четкое разделение обязанностей, не оставляющее никаких «зазоров» в части услуг, предоставляемых пользователям.

Централизация ИТ-сервисов не обязательно означает их физическое размещение в одном месте. Все аргументы в пользу размещения ИТ-ресурсов ближе к пользователям для минимизации задержек и затрат на коммуникации по-прежнему остаются в силе. Централизация означает здесь централизованное администрирование и стандартизацию сервисов, обеспечивающие единство информационных технологий на всем предприятии. Сотрудник, переходящий в другое подразделение, должен находить там те же ИТ-сервисы, точно так же как турист, приехавший из НьюЙорка в Париж или Токио, обнаруживает в номере одни и те же удобства.

Изменение психологии пользователей.

Сделать так, чтобы пользователи чувствовали себя комфортно, когда у них отбирают рычаги управления - всегда сложная задача, но особенно сложна она в случае информационных технологий, где в течение 15 лет пользователи все больше и больше контролировали свои собственные информационные сервисы. Однако, сегодня ИТ-службы стали жертвой открытости информационных систем. Появление недорогих, простых в использовании компьютеров побудило компании и производственные подразделения автоматизировать рабочие процессы. Только когда эта автоматизация уже произошла, пришло понимание того, что компьютеры должны быть связаны так же, как бизнес-процессы, которые они автоматизируют. Необходимость интегрировать разнородные компьютерные системы побуждает предприятия возвращаться к централизации, а это придает привлекательности ресурсной модели. Задача, стоящая перед архитекторами ресурсной службы, состоит в том, чтобы получить желаемые преимущества, не утратив «дружественности» вычислительных систем уровня подразделения. Среди важных факторов успеха для ИТ-подразделения можно отметить: Внимание к пользователям. В течение всего процесса перехода на ресурсную модель пользователи должны оставаться в центре внимания. Порядок внедрения ресурсных служб должен определяться потребностями пользователей. На начальных этапах для придания пользова-.

телям веры в возможности ресурсной модели следует задействовать личные взаимоотношения. Сервисные порталы должны быть построены максимально удобно для пользователя. Отчеты должны содержать не больше и не меньше того, что хотят знать пользователи. Технические навыки ИТ-специалистов должны отвечать стандартным требованиям пользователей - таким как знание баз данных или Web-технологий. На каждом шаге надо активно собирать отклики пользователей, анализировать их и предпринимать действия, направленные на лучшее удовлетворение потребностей пользователей.

Полнота. Ресурсная служба работает лучше всего, когда она обслуживает все сообщество. Если услугу можно реализовать в рамках ресурсной модели, это должно быть сделано. Сложившаяся ресурсная ИТслужба должна предоставлять все базовые инфраструктурные услуги, ресурсные услуги, сервисы по требованию и консультативные услуги, упомянутые выше в этой главе.

Стандартизация. В ресурсной ИТ-службе следует стандартизовать не только сервисы (например, один тип зеркалированных емкостей хранения, один тип отказоустойчивости, и т.п.), но и внутренние процессы. Заказ и установка, развертывание новых или дополнительных сервисов, техническое обслуживание и ремонт оборудования, модернизация ПО и установка исправлений - стандартизация всех этих процессов позволяет достичь максимальной эффективности, качества и экономии. Автоматизация. Все рутинные операции в ресурсной службе следует автоматизировать. Это касается установки, развертывания, мониторинга, обнаружения ошибок, самостоятельного ремонта и обработки запросов на услуги. По возможности, неполадки следует обнаруживать автоматически и устранять до того, как их заметят пользователи. Повсеместная автоматизация позволяет ресурсной службе снизить расходы без ухудшения экономической отдачи для предприятия в целом. Гибкость. Предоставляя стабильные услуги, ресурсная ИТ-служба должна в то же время отвечать на непредвиденные запросы пользователей. Вовлекая пользователей в процесс планирования, ресурсная ИТ-служба минимизирует вероятность непредвиденных ситуаций, однако в силу своей обслуживающей роли на предприятии ИТ-подразделение обязано отвечать на любые возникающие потребности пользователей. Ресурсной службе следует иметь пул свободных ресурсов на случай возникновения непредвиденных потребностей. Способность развертывать ресурсы по требованию без негативного влияния на предоставление сервисов должна стать частью архитектуры системы. Одна из серьезнейших проблем для поставщика ресурсных услуг - поддерживать технологии на современном уровне, в то же время сохраняя стабильное меню сервисов. Ресурсная ИТ-служба должна следить за развитием технологий (это просто должно быть чьей-то служебной обязанностью) и периодически анализировать свою работу и сервисы в свете предложений рынка.

Учет. Сервисы ресурсной ИТ-службы должны поддаваться учету. Сервисы следует проектировать так, чтобы их стоимость однозначно определялась степенью использования. Неизбежно будет какая-то общая инфраструктура (площади, корпоративная сеть, заработная плата ИТ-персонала и т.п.), но пользователи должны платить только за используемые услуги, а не за возложенную на них долю ИТ-затрат предприятия.

Инновации. ИТ-подразделение должно постоянно искать новаторские подходы к совершенствованию существующих и созданию новых сервисов. Бизнес постоянно меняется. Если цель ресурсной ИТ-службы.

Соответствие задачам бизнеса, она должна предугадывать изменения потребностей. Для выявления потенциальных новых сервисов можно использовать фокус-группы. Как и в случае коммунальных ресурсов, пользователи, если услуги ИТ не удовлетворяют их нужды, в конечном счете сами решат свои проблемы, вернувшись к старым неэффективным подходам.

Партнеры и поставщики.

Успех основанных на стандартах ИТ-систем объясняется тем, что они не привязывают покупателя к одному определенному поставщику. Это следует иметь в виду, выбирая поставщиков и партнеров для построения ресурсной ИТ-системы. Для каждой значительной категории оборудования и программного обеспечения, используемого в ресурсной ИТ-службе, следует иметь по меньшей мере два одинаково эффективных источника.

Партнеры нередко оказывают и консультативные услуги. Прежде чем входить в какие-то отношения с партнером, следует внимательно оценить, насколько его стратегия соответствует философии ресурсного подхода. Вот некоторые ключевые вопросы подобного анализа:.

Насколько тщательно партнер оценивает положение пользователей, прежде чем предложить решение?.

Есть ли у партнера излюбленные решения, или он открыт для любых возможных вариантов?.

Готов ли партнер работать со стандартными сервисами ресурсной службы?.

Способен ли партнер плавно перевести пользователей с существующих систем на ресурсную модель?.

Понимает ли партнер цели ресурсного подхода к ИТ на предприятии и способен ли он работать в интересах этих целей?.

Точно так же как ресурсная служба заключает соглашения об уровне сервиса с пользователями, партнеры должны быть связаны соглашениями об уровне сервиса с ресурсной службой. Подобные SLA должны четко указывать, какие результаты и уровень текущей поддержки требуются от партнера. Партнерские соглашения должны предусматривать передачу ИТ-службе навыков в форме как подробной документации, так и обучения.

Хорошими, хотя и редкими, партнерами обычно являются консалтинговые организации, обладающие квалификацией как в ИТ, так и в организационном анализе. Это особенно касается начальных этапов перехода на ресурсную модель. Подобные партнеры могут ускорить успешный переход на ресурсную модель и помочь преодолеть организационные барьеры и сопротивление пользователей.

Наконец, стандартные «ресурсные» программные средства (например, для резервного копирования) и прикладные продукты должны быть «дружественными» к пользователям. Они должны иметь инструментальные средства для мониторинга потребления, а в идеальном случае - лицензироваться по уровню потребления. Перед внедрением приложений следует оценить возможность их адаптации к многочисленным потребностям предприятия.

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:

На прошедшем сегодня заседании регионального правительства утвержден план мероприятий по централизации инфраструктуры информационных систем автономного округа. В его обсуждении приняли участие муниципальные образования.

«Дорожная карта проекта синхронизирована с задачами, которые поставлены в Концепции «Бережливый регион», государственной программе «Информационное общество». Эти меры, безусловно, будут способствовать цифровизации экономики», - отметила губернатор Югры Наталья Комарова.

Напомним, работа по централизации инфраструктуры информационных систем ведется по поручению главы региона. Для этого департаментом информационных технологий Югры проанализирована практика субъектов РФ по централизации сферы ИКТ. В результате анализа выявлено, что инструменты, используемые органами госвласти, а также подведомственными учреждениями, в том числе принятие управленческих решений ИКТ, планирование закупок в ряде субъектов, сосредоточены в одном органе власти который осуществляет функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере ИКТ.

«Это дает управленческий и экономический эффект. Централизация полномочий закупок в сфер ИКТ позволит реализовать единые подходы и требования к их осуществлению, в том числе по мероприятиям по защите информации, повысить эффективность принятия управленческих решений, что будет способствовать цифровизации экономики автономного округа, а также позволит оптимизировать расходы бюджета округа на закупки серверного, коммутационного оборудования и создание информационных систем», - рассказал директор департамента информационных технологий Югры Павел Ципорин.

Он отметил, что в едином реестре информационных систем Югры зарегистрировано более 900 информационных систем, ряд из которых имеют дублирующий функционал. По его мнению, централизация инфраструктуры позволит обеспечить соблюдение единых принципов при создании функционирования государственных информационных систем Югры, отвечать требованиям законодательства, оптимизировать структуру органов власти и подведомственных им учреждений, повысить эффективность труда служащих и работников государственных учреждений, занятых в обслуживании ИКТ. «При этом стоит отметить, что действующие контракты в сфере ИКТ будут также сопровождаться на ранее заключенных условиях, что не ухудшит условия их исполнения для контрагентов. Реализация мероприятий плана позволит осуществить поэтапный переход региона к цифровой экономике», - сказал он.

В ходе заседания правительства своим опытом по внедрению централизованной модели управления в сфере информационно-коммуникационных технологий, мнением о работе Югры в этом направлении поделились федеральные эксперты.

«После централизации уровень принятия управленческих решений сократился в разы. На текущий момент Тульская область на вопросы информатизации органов власти тратит порядка 500 млн рублей в год. Если полностью отдать на аутсорсинг, то затраты составили бы порядка 2 миллиардов рублей. Когда единым заказчиком является министерство или подведомственное учреждение министерства, это снижение цены от 18 до 30%. Мне понравилось, что в проекте распоряжения затронут вопрос информационной безопасности. Это важно и актуально с учетом количества атак и угроз. Также мы занимаемся муниципальными образованиями. Они создали единый конструктор сайтов органов местного самоуправления. И, по сути, мы одномоментно решаем все вопросы», - рассказал министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков.

«Ваш план – это главный и первый шаг. По каждому направлению будет дополнен портфелем проектов. Важнейший раздел – нормативно-правовое регулирование. В Москве с 2011 года существует региональный закон, где прописаны полномочия органа в сфере информатизации по централизации управления информационными системами, модернизации инфраструктуры. Эффект накопительный, это десятки миллиардов рублей», - сказал заместитель руководителя департамента информационных технологий города Москвы Эдуард Лысенко.

Губернатор Югры Наталья Комарова акцентировала внимание членов правительства на необходимости создания портфеля проектов по централизации инфраструктуры информационных систем с утверждением его членами Проектного комитета Югры.

Куратором реализации плана определен первый заместитель губернатора округа Геннадий Бухтин, ответственным исполнительным органом - департамент информационных технологий.

В завершение глава региона дала ряд поручений: «Поручаю в срок до 1 июня 2018 года создать систему контроля за эффективностью функционирования информационных систем в автономном округе. Совместно с департаментом внутренней политики до 1 июня 2018 года внести в правительство автономного округа проект плана информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти, подлежащих автоматизации с учетом общественного мнения», - сказала Наталья Комарова.