Предпроектный этап. Управление инновационным проектом Предпроектный этап


Участники проекта: Руководитель проекта: Сумина О.А. Руководитель проекта: Сумина О.А. Исполнители проекта: Белых Н.В., Джидзалова Т.М., Дуденгефер А.А., Копыльцова Э.Н. Скрипина С.А., Чапина В.И., Язева Т.В. Исполнители проекта: Белых Н.В., Джидзалова Т.М., Дуденгефер А.А., Копыльцова Э.Н. Скрипина С.А., Чапина В.И., Язева Т.В.


Актуальность проекта: 1. «Стратегическая цель развития образования до 2020 г.- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». 2. Приоритетные задачи развития образования до 2020 года: Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…; Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…; Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; Модернизация институтов образования как инструментов социального развития. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.


3. Нормативно – правовая база: Закон РФ и РК Об образовании; Закон РФ и РК Об образовании; Государственная Программа Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 гг.; Государственная Программа Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 гг.; Концепция модернизации российского образования до 2010 года; Концепция модернизации российского образования до 2010 года; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. Концепция федеральной системы образования на период до 2020 года; Концепция федеральной системы образования на период до 2020 года; Концепция общероссийской системы оценки качества образования; Концепция общероссийской системы оценки качества образования; Стратегия развития России до 2020 года. Стратегия развития России до 2020 года. 4. Проблемы в ОУ: Отсутствие системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Отсутствие системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности, преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к оценке образовательного процесса; рассогласованность образов желаемого будущего школы у разных педагогов. Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности, преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к оценке образовательного процесса; рассогласованность образов желаемого будущего школы у разных педагогов. Отсутствие взаимосвязи между субъектами образования в ОУ (учащиеся, родители, педагоги, МО, общественность). Отсутствие взаимосвязи между субъектами образования в ОУ (учащиеся, родители, педагоги, МО, общественность). 5. Вывод: проанализировав проблемное поле в своем ОУ, мы пришли к необходимости разработки системы управления качеством образования.





Подцели проекта: 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении. 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении.


Подцель 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. Задача 1. Изменить управленческую культуру. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1. Изучить нормативно – правовую базу по вопросу управления качеством образования в образовательном учреждении. Ноябрь 2008 Директор 1.2. Пройти курсовую подготовку по программе Управление качеством образования в образовательном учреждении. Ноябрь- декабрь 2008 г Директор


Задача 2. Выстроить систему управления качеством образования в образовательном учреждении. Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Создать управленческую команду для реализации проекта. Декабрь 2008 г. Директор Задача 3. Обеспечить готовность управленческой команды к внедрению системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Мероприятия Сроки Ответствен ный 3.1. Разработка командой программы действий (сроки, график, консультации). Январь 2009 г. Директор 3.2 Формирование школьной статистики и мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Февраль 2009.г. Или в течение года? Зам.директора по УВР, ВР


Подцель 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса.Подцель 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1 Провести теоретические семинары по управлению качеством образовательного процесса. февраль- апрель 2009 г. Зам.директора по УВР Задача 1. Изменить уровень профессиональной культуры учителя в образовательном учреждении.


Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Провести диагностику педагогов на определение уровня соответствия качества образовательных услуг социальному заказу, усвоения теоретических знаний по внедрению компетентностного подхода в организацию образовательного процесса, на понимание соответствия качества знаний учащихся базовому уровню, социализации учащихся, создания здоровьесберегающей среды. Ноябрь 2008 г., апрель 2009 г., май 2010 г. Зам. директора по УВР 2.2. Разработать систему стимулирования педагогических кадров в соответствии с уровнем достигнутых результатов. Март 2009 г. Директор 2.3. Разработать показатели, индикаторы оценки деятельности педагогов по качеству предоставляемых образовательных услуг. Март 2009 г. Директор Задача 2. Изменить мотивацию педагогов к пониманию качества образовательного процесса.


Мероприятия СрокиОтветственный 3.1 Анализ выявленных проблем в области формирования системы качества образования. Май 2009 г. Директор 3.2 Обеспечение индивидуальной траектории повышения профессиональной компетентности педагогов в области качества образования. В течение уч.года Зам.директора по УВР 3.3 Представление опыта. В течение уч.года Зам.директора по УВР 3.4 Обобщение полученных результатов. Апрель-май 2010 г. Зам.директора по УВР 3.5 Корректировка планов работы методических объединений. Май 2010 г. Руководители МО Задача 3. Обеспечить методическое сопровождение профессиональной компетенции педагогов в области качества образования в образовательном учреждении.


Мероприятия СрокиОтветственный 4.1 Создание творческих групп по разработке показателей и индикаторов Декабрь 2008 г. Директор 4.2 Разработка модели оценки качества по каждой образовательной области, социализации учащихся, здоровьесберегающей среды. Апрель 2009 г. Зам.директора по УВР, ВР, руководители МО 4.3 Экспертиза внедрения индивидуальных систем оценки качества. Зам.директора по ВР 4.4 Корректировка модели или изменение. Зам.директора по УВР, ВР Задача 4. Внедрить систему оценки качества по каждой образовательной области, социализации учащихся, здоровьесберегающей среды.


Подцель 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении. Задача 1. Разработать инструментарий для проведения социологического опроса (исследования) участников образовательного процесса. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1 Изучить различные виды диагностик по оценке качества образования. Ноябрь 2008 г Директор, зам. Директора по УВР, ВР 1.2 Обсудить на заседании методического совета, выбрать (составить) приемлемые опросные листы. Декабрь 2008 г Руководитель МС, ШМО 1.3 Разработать методику исследования полученных результатов. Декабрь 2008 г зам. Директора по УВР, ВР, ШМО


Задача 2. Провести анализ полученных результатов. Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Определить ответственных за обработку результатов. Ноябрь 2008 Зам. директора по УВР 2.2 Организовать обработку результатов Ноябрь, декабрь, март 2009 Зам. директора по УВР 2.3 Проанализировать результаты на заседании методического совета, внести коррективы Декабрь 2009 Май 2010 Руководитель МС 2.4 Ознакомить участников образовательного процесса с результатами анкетирования Январь 2010 Май 2010 Директор 2.5 Дополнить систему оценки качества Май 2010 Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО


Задача 3. Привлечь социальных партнеров к формированию системы оценки качества в образовательном учреждении. Мероприятия СрокиОтветственный 3.1 Ознакомить социальных партнеров с внутришкольной системой оценки качества Апрель 2009 Директор 3.2 Внесение корректив в систему оценки качества образования с учетом замечаний, предложений социальных партнеров Декабрь 2009 Директор 3.3 Публичная защита модели оценки качества Май 2010 Директор


Задача 4. Разработать систему оценки качества обеспечения образовательной и развивающей траектории обучающихся. Мероприятия СрокиОтветственный 4.1 Обучение учащихся основам проектной и научно – исследовательской деятельности Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.2 Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.3 Разработка системы оценки качества социально – ориентированной деятельности учащихся (проектирование, исследование, участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах) Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.4 Оценка индивидуальных достижений обучающихся: В рамках государственной итоговой аттестации внутренней системы контроля качества образования Май 2010 Июнь 2010 Зам. директора по УВР 4.5 Создание портфолио социальных достижений учащихся В теч уч. г. Кл. руководители


Задача 5. Обеспечить качество знаний в соответствии с требованиями системы оценки качества. Мероприятия СрокиОтветственный 5.1 Осуществление контроля соответствия базовых знаний учащихся государственным образовательным стандартам В теч уч. г. Директор, зам. директора по УВР, ВР 5.2 Внедрение новых программ для развития индивидуальных способностей учащихся Сентябрь 2009 Зам. директора по УВР, ВР 5.3 Организация индивидуальных консультаций для учащихся В теч уч. г. Директор, зам. директора по УВР, ВР 5.4 Внедрение в образовательный процесс личностно – ориентированного подхода к обучению В теч уч. г. Учителя, кл. руководители 5.5 Анализ соответствия индивидуальных образовательных и социальных компетенций учащихся критериям оценки качества Декабрь 2009, апрель 2010 Учителя, кл. рук., зам. дир. по УВР, ВР


Задача 6. Внедрить систему мониторинга качества знаний обучающихся. Мероприятия СрокиОтветственный 6.1 Разработать положение о мониторинге оценки качества Январь 2009 Зам. директора по УВР, ВР 6.2 Провести внутренний мониторинг оценки качества учебной деятельности на разных ступенях обучения по объектам: ученик, класс, школа, учитель 1 раз в четверть Зам. директора по УВР, ВР 6.3 Создание электронного журнала для статистического анализа учебной деятельности в процессе мониторинга оценки качества В теч уч. г. Зам. директора по УВР, учитель информатики


Задача 7. Разработать модели выпускника I, II, III ступени обучения. Мероприятия СрокиОтветственный 7.1 Создание рабочей группы по разработке модели Январь 2009 Директор 7.2 Создание модели выпускника I, II, III ступени обучения. Май 2009 Зам. дир. по УВР, рук. ШМО 7.3 Обсуждение со всеми участниками образовательного процесса Май 2009 Директор 7.4 Утверждение модели на заседании совета Май 2010 Директор


Смета расходов 1. Бюджетные средства: Фонд заработной платы; Фонд заработной платы; Фонд стимулирующих выплат; Фонд стимулирующих выплат; Командировочные расходы. Командировочные расходы. 2. Внебюджетные средства: Оплата услуг научного руководителя; Оплата услуг научного руководителя; Приобретение канцелярских товаров; Приобретение канцелярских товаров; Приобретение программного обеспечения. Приобретение программного обеспечения.




Критерии и показатели оценки объектов мониторинга качества образования Объект мониторинга: условия достижения образовательных результатов Критерии оценки Показатели оценки Индикато ры Методика Сроки Методиче ские ресурсы, профессио нальная компетент ность Повышение квалификации учителей: Уровень мотивации Уровень мотивации Саморазвитие Саморазвитие Карьерный рост Карьерный рост Уровни: высокий, средний, низкий Мотивация достижений педагогов. Диагностика готовности педагогов к саморазвитию. Диагностика целей карьерного роста педагогов г. Стабильность основного состава педагогического коллектива %ОШ г. Модернизация кабинетов методическими материалами и оборудованием % Образовательный паспорт школы 2008 г. Обеспеченность учебниками и УМК % Образовательный паспорт школы 2008 г. Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся) % Образовательный паспорт школы 2008 г. Обеспеченность библиотеки % Образовательный паспорт школы 2008 г.


Критер ии оценки Показатели оценки Индик аторы Методика Сроки Валеол огическ ие ресурсы Валеологическая кривая расписания, динамическая пауза, физкультминутки, освещенность, мебель. Соотве тствует, несоотв етствуе т Сан ПиН Гигиенические требования к расписанию уроков Ежегодно Количество учащихся в классе Количе ство ОШ-1Ежегодно Ресурс ы получен ия дополн ительно го образов ания Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, стоимость, востребованность) и занятость учащихся % Образовательный паспорт школы Ежегодно Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги % Образовательный паспорт школы Ежегодно Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки) % Образовательный паспорт школы Ежегодно


Объект мониторинга: достижения учеников Критер ии оценки Показатели оценки Методика сбора информации Индикаторы Сроки Объект: образовательные ресурсы Обуч енно сть Фактический запас знаний по предметам Тесты обученности Диагностические контрольные работы В процентном по уровням Баллы (пятибалльная) Два раза в год Сформированность предметных умений Тесты обученности Диагностические контрольные работы В процентном по уровням Баллы (пятибалльная) Сформированность умений учиться Диагностическая методика «Навыки учебной деятельности» В процентном по уровням


Обуч аемос ть Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений Может быть диагностирована психологом с использованием психологических методик диагностики В процентном по уровням Два раза в год Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы) Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы Прочность сохранения освоенного материала Мотивация Уровень тревожности Мышление Творч еские успех и Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях, исследовательской деятельности и т.д. Портфолио ученика Аттестат образовательных достижений В процентах от общего количества (класса, школы, коллектива) Один раз в год Сертификаты (мероприятий и конкурсов системы, дополнительного образования, образовательных тестирований по предметам (TOEFL и т.п.) и др. Портфолио ученика Аттестат образовательных достижений Балловые


Объект мониторинга: управление ресурсами ОУ Объект мо нит ори нга Критерии оценки Показатель оценки Методика сбора информации Сроки Индикаторы Цена дос ти же ния обр азо ват ель ны х рез уль тат ов Нагрузка учащих ся Число проверочных работ и других видов аттестации в единицу времени(четверть, триместр, год) Тесты, контрольные срезы, контрольные работы и др.) По графику Соотношение реальных работ к нормативам Время затрачиваемое к различным видам аттестации (их трудоемкость) Самообследование (хронометраж) По графику Соотношение затрачиваемог о времени к нормам Время затрачиваемое на выполнение домашнего задания Самообследование (хронометраж) По графику Соотношение полученных результатов к нормам Нагрузка учителе й Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися: - количество обучающихся на учителя; - почасовая нагрузка; - форма работы учителя с классом Портфолио учителя, статистика (тарификация, штатное расписание), анкетирование, наблюдение. 1 раз в год Уровни: - высокий - средний - низкий Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе Портфолио учителя, анкетирование. 1 раз в год Уровни: - высокий - средний - низкий Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) Портфолио учителя, самообследование 1 раз в годВ часах


Уровни здоровь я (учащихся, педагог ов) Динамика зрения Медицинская статистика 1 раз в год Динамика зрения в % отношении Управлен ие ресу рсам и Обеспеченно сть ресурсо в Динамика заболеваний Медицинская статистика 2-4 раза в год Индекс здоровья Уровень управле ния ресурсами ОУ Динамика травматизма Медицинская статистика 3-4 раза в год Динамика травматизма в % Достаточность доступного финансирования Смета ОУВ течении года Соотношение полученного финансирования к нормам Понимание механизма финансирования ОУ: -меры по использованию бюджета ОУ -выполнение нормативов финансирования Смета ОУ, отчеты.В течении года 6-ти балльная система оценки: 6- отлично 5-очень хорошо (явные сильные стороны) 4-хорошо (сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов требующих улучшения) 3-адекватно (сильные стороны несколько перевешивают слабые) 2-слабо (слабые стороны в важных областях работы) 1-неудовлетворительно (явные слабые стороны)


Модель системы управления качеством образования в ОУ Муниципальная система управления качеством образования Республиканская система управления качеством образования Управление ресурсами (доступность финансирования ОУ) Совет школы Управленческая группа Педагогический совет Творческая группа по разработке и реализации мониторинга оценки качества образования Оценка учебных достижений учащихся (обученность, обучаемость, творческие успехи, личностные достижения) 1 Разработка и подбор методов оценки качества 2 Реализация программ мониторинга 3 Анализ, апробация системы оценки качества Внутренняя оценка управления качеством образования Внешняя оценка управления качеством образования Оценка методических ресурсов образовательного учреждения (профессиональная компетентность падагогов, оценка образовательной среды и пр.)

Дисциплина «Управление проектами и инновациями в образовательной организации»
Проект №1. Предпроектный анализ
Сильные стороны ОО
Слабые стороны ОО

1. Укрепление
конкурентоспособности колледжа
на рынке образовательных услуг

и
через
города
трансформации модели сетевого
края

В
н
е
ш
н
и
е

в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
и
1.
Получение муниципальной
1. Низкая

профессиональная
стипендии
студентами

мотивация у части студентов к
изучению
отдельных

взаимодействия
непрерывного образования.
в

рамках
2.
2. Расширение

перечня
дополнительных образовательных
программ по заявкам социальных
партнеров и работодателей.
3. Открытие ресурсного центра.
4. Переход к новой системе оценки
практической
учебной
и

3.
течение выпускного курса в
размере 2000 рублей.
Привлечение
работодателей и социальных
партнеров к участию в
профессиональной подготовке и
оценке
качества

профессиональных компетенций.
Имеющаяся
система

образовательных
дошкольного,

оценки
профессиональной подготовки.
качества

5. Профессиональная
переподготовка руководителей
практики (курсовая подготовка,
стажировки и др.).
6. Совершенствование

системы
среднего и дополнительного
образования через организацию
курсов повышения квалификации
профессиональную
и

переподготовку.
4.
Привлечение социальных
партнёров и работодателей при
профессиональных дисциплин.
уровень
подготовки
2. Недостаточный

поступающих.

учебно­
технической базы,
лабораторного
технологического

и
стандартам
оборудования
оснащения профессиональных

образовательных учреждений.
4. Недостаточное
понимание
возможностей педагогического

проектирования, как следствие
– неумение научить этому
студентов
5. Малая доля преподавателей,
имеющих ученую степень

В
н
е
ш
н
и
е

у
г
р
о
з
ы
1. Недостаточный приток молодых
1. Получение

муниципальной
1. Низкая

профессиональная
кадров.
2. Неполное соответствие качества
выпускников
подготовки

требованиям профессиональных
стандартов.
2.
3. Несовершенная

система
организации стажировок для
преподавателей колледжа.
4. Отсутствие дистанционных форм
обучения.
3.
студентами
стипендии
педагогических специальностей в

мотивация у части студентов к
отдельных
изучению

профессиональных дисциплин.
уровень
подготовки
2. Недостаточный

поступающих.
3. Несоответствие материально­
учебно­
технической базы,
лабораторного
технологического

и
оборудования
стандартам
оснащения профессиональных

образовательных учреждений.
течение выпускного курса в
размере 2000 рублей.
Привлечение
работодателей и социальных
партнеров к участию в
профессиональной подготовке и
оценке
качества

профессиональных компетенций.
Имеющаяся
система
дополнительного образования для

педагогов
организаций

образовательных
дошкольного,

среднего и дополнительного
образования через организацию
курсов повышения квалификации
и
профессиональную

переподготовку.

Таким образом, колледж имеет значительные внутренние силы, при этом внешняя среда благоприятна для
реализации разработанного проекта. Благоприятная внешняя среда позволяет говорить о необходимости расширения
спектра социального партнерства, поиске новых участников сетевого взаимодействия, заинтересованных в использовании
инновационных образовательных технологий.
В колледже с 2012 года реализовывалась Программа проектно­инновационной и опытно­экспериментальной
деятельности «Реализация модели сетевого взаимодействия колледжа с социальными партнерами», которая позволила
обеспечить систематическую и целенаправленную совместную работу с социальными партнерами (образовательными
организациями) по подготовке квалифицированных кадров и развитию системы профессиональной ориентации.
За период реализации программы произошли существенные изменения нормативно­правового обеспечения
образовательной деятельности: был принят и вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об
среднего
образовании в Российской Федерации»; федеральные государственные образовательные стандарты

профессионального образования, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образования, дошкольного образования, основного общего образования, профессиональный стандарт «Педагог»,
утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Это вызвало необходимость изменить подходы к подготовке педагогических кадров, внедрять новые
образовательные технологии, в том числе проектные и технологии дистанционного обучения, обновлять средства
обучения с целью подготовки педагога, способного быстро адаптироваться в новых условиях образовательной среды.
Инструментом качественной подготовки специалиста педагогического профиля является создание и реализация
инновационной модели сетевого взаимодействия.

Реализация данной модели позволит позиционировать колледж как конкурентоспособное образовательное
учреждение, осуществляющее подготовку выпускников, востребованных на рынке труда города и региона, способных
осуществлять профессиональную деятельность в условиях модернизации образования.
Результатом реализации проекта будет:
 открытие ресурсного центра педагогического профиля;
 организация работы сетевых методических объединений;
 развитие института наставничества как средства сопровождения профессионального становления молодых
педагогов;
 увеличение конкурса при поступлении на педагогические специальности;
 повышение показателей трудоустройства выпускников педагогических специальностей по профилю;
 увеличение количества муниципальных стипендиатов;
 привлечение в качестве баз практик образовательных организаций, реализующих передовые технологии
образования;
 расширение взаимодействия
с учреждениями дополнительного образования по различным направлениям
внеурочной деятельности;
 привлечение организаций ВПО к методическому сопровождению образовательного процесса и повышению
квалификации педагогических работников колледжа;
 получение дополнительных
средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
(внебюджетных средств).

Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15172УДК 37.014.54

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров[email protected]

Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе

Аннотация.В статье инновационные проекты рассматриваются в качестве существенных механизмов инновационного развития российских университетов. Инновационный образовательный проект характеризуется как система деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Представлено описание проекта «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», реализуемого в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет” на период 2012–2016 гг.». Описаны особенности управленияданным инновационным проектом напроектной, производственной стадиях и стадии коммерциализации.

Ключевые слова:инновационный образовательный проект, управление проектами, стадии управления инновационными образовательными проектами в вузе.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Важнейшим условием становления современного университета как интегрированного научнообразовательного центра является эффективное решение комплекса долгосрочных и тактических задач. И если тактические задачи связаны с обеспечением требуемого учредителем качества функционирования вуза в образовательной, научной, международной, финансовоэкономической, кадровой и инфраструктурной сферах, то долгосрочные –обеспечивают нахождение его «точек роста» в указанных выше сегментах деятельности. В качестве существенного механизма инновационного развития университета в данном случае выступают инновационные проекты. Рассмотрим особенности их реализации на примере управления инновационными образовательными проектами. Инновационный образовательный проект мы рассматриваем как систему деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Инновационный образовательный проект обеспечивает преобразование социальной действительности и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач в течение заданного периода времени и при установленном бюджете. Инновационный образовательный проект характеризуется рядом признаков, среди которых наиболее значимыми являются следующие:−высокая степень неопределенности параметров проекта уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора;−ориентация на долгосрочные результаты требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени;−участие высококвалифицированных специалистов, научных работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта;Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 2

−вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов проекта.Данные особенности нашли свое отражение в инновационных образовательных проектах, реализуемых в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет”на период 2012–2016 гг.»: «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», «Университетские профильные классы», «Университет третьего возраста», «Сетевое взаимодействие ВятГГУ с иностранными университетами», «Сетевое взаимодействие с российскими вузами», «Развитие дистанционного обучения на основе информационных и коммуникационных технологий». Эти проекты решают задачу модернизации системы непрерывного образования в университете на основе создания и внедрения инновационных образовательных программ и технологий, практик общего, профессионального и дополнительного образования. Ключевым инновационным проектом в образовательной сфере является проект «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании».Основная цель проекта–обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и регионального рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности основных образовательных программ, формирования системы непрерывного образования в ВятГГУ.Основные задачи проекта1.Создание и развитие системы поиска, отбора и поддержкиталантливых абитуриентов для поступления на бакалаврские и магистерские программы, обеспечивающей условия их результативного профессионального самоопределения.2.Внедрение и реализация в ВятГГУ федеральных государственных образовательных стандартов в компетентностном формате на основе активного взаимодействия с работодателями.3.Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ.4.Внедрение инновационных моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего возможность формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся для дальнейшего профессиональногои личностного роста.5.Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества образовательнойдеятельности ВятГГУ.Проект реализуется в 3 этапа.I этап–2011–2013 гг.: формирование современной образовательной структуры ВятГГУ, обеспечивающей приток в вуз наиболее способных абитуриентов и реализацию программ уровневой подготовки в компетентностномформате на основе активного взаимодействия с работодателями.II этап–2013–2014 гг.: внедрение и развитие инновационной системы управления образовательным процессом ВятГГУ по всем основным направлениям образовательной деятельности.III этап–2014–2016 гг.: формирование и развитие единой информационной учебнометодической базы образовательного процесса ВятГГУ с целью обеспечения непрерывности и доступности качественного профессионального образования.

Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 3

Ожидаемые конечные результаты проекта1.Создание банка данных об одаренных детях, педагогах–научных руководителях.2.Создание банка научнометодических рекомендаций и информационных материалов по работе с одаренными абитуриентами.3.Отработка механизма интеграции усилий ВятГГУ и образовательных учреждений разныхтипов по принципу сетевого взаимодействия.4.Увеличение количества образовательных учреждений различных типов–участников программы поддержки талантливой молодежи–не менее 70% от общего числа учреждений, с которыми организовано взаимодействие по вопросамдовузовской подготовки.5.Увеличение количества участников олимпиад, творческих и научных конкурсов различного уровня, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ, до 80%.6.Увеличение количества медалистов, выпускников системы СПО, имеющих дипломы с отличием, имеющих наивысшие баллы по ЕГЭ, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ,–не менее 40%.7.Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ в соответствии с реализацией государственного и социального заказа на подготовку специалистов с учетом государственных и региональных интересов. 8.Увеличение количества студентов, освоивших дисциплины базовой части ФГОС, для каждой УГСН до 70%.9.Увеличение количества студентов, имеющих положительные оценки по государственным экзаменам по каждой из реализуемых основных образовательных программ, до 95%.10.Увеличение доли участия в формировании и реализации ООП представителей органов исполнительной власти и представителей организацийработодателей до 100%. 11.Увеличение количества преподавателей, прошедших курсы повышенияквалификации по проблематике, связанной с внедрением и реализацией ФГОС и двухуровневой системы подготовки специалистов, до 100%.12.Увеличение количества штатных преподавателей,имеющих базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, по каждой из реализуемых ООП,до 65%.13.Увеличение показателя ежегодной реализации программ переподготовки и/илиповышения квалификации не менее чем по 50% от реализуемых в ВятГГУУГСН. 14.Увеличение доли применяемых интерактивных методов обучения до 50%.15.Увеличение количества реализуемых в ВятГГУ УГСН до 12.16.Увеличение доли выпускников ВятГГУ, продолживших обучение в университете по программам магистратуры и аспирантуры, до 15%.17.Совершенствование локальной нормативноправовой базы университета, обеспечивающей реализацию ФГОС и системы двухуровневого высшего профессионального образования.При реализации проекта существуют следующие риски.1.Риски, связанные с квалификацией персонала,–ошибки проектирования и внедрения.2.Технологические (технические) риски–пропуск основных ключевых требований, которые необходимы для реализации проекта.3.Финансовые риски:3.1.Риски недофинансирования проекта.3.2.Риск увеличения стоимости проекта (превышения затрат над прогнозируемой необходимостью финансовых средств).Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 4

4.Организационные риски:4.1.Риск увеличения сроков реализации проекта.4.2.Ошибки проектирования, связанные с недостаточным уровнем прогнозирования рынка труда в регионе.Процессуально инновационный образовательный проект можно подразделить на три стадии: 1) проектная; 2) производственная; 3) коммерциализация. Каждая из стадий инновационного образовательного проекта характеризуется определенной спецификой управления.Проектная стадия включала формирование проблемного поля проекта, проведение анализа деятельности образовательных организаций высшего образования, нормативноправовой базы современного образования, осуществление на этой основе фундаментальных и прикладных исследований по теории и практике реализации компетентностноориентированной подготовки специалистов в высшем образовании. Итоговым результатом этой стадии является создание описания проекта, включающего характеристику его целей и задач; целевые индикаторы и показатели; разработку ресурсного, кадрового и финансового обеспечения проекта. Управление на проектной стадии требует от менеджера образовательного проекта эрудиции в сфере науки, способности ориентироваться в современных методах исследований, знания основныхнормативных актов, федеральных государственных образовательных стандартов, содержания профессиональных стандартов, особенностей проектирования в образовании. При этом менеджер должен вовремя оказать содействие разработчикам в подготовке заявок на объекты интеллектуальной собственности, которые впоследствии позволят «тиражировать» на другие образовательные организации полученные уникальные результаты проекта. Особенностьюуправления персоналом на данной стадии является использование нестандартных методов управления, основанных на доверии к высококвалифицированным работникам, когда на первое место выходят не должностные отличия, а профессиональные качества, знания, уровень проектного мышления.Производственная стадия управления инновационным образовательным проектом предполагает разработку планов реализации проекта на календарный год, отражающих перечень мероприятий, ресурсов, оборудования, исполнителей; составление сетевого графика; создание плана осуществления коммуникаций между участниками проекта –субъектами внутренней среды вуза и широкой социальной среды региона; разработку систему контроля качества реализации мероприятий проекта. Управление на данной стадии имеет ряд специфических особенностей: менеджер должен знать технологический процесс реализации компетентностноориентированной подготовки пооперационно, учитывать возможности учебной и воспитательной деятельности вуза в формировании компетентного специалиста и факторы социокультурной среды, обеспечивающие эффективность данного процесса. Необходимо обеспечивать стабильность процесса компетентностноориентированной подготовки через планирование и контроль материальнотехнического, кадрового, информационного обеспечения образовательного процесса, способствовать устойчивым коммуникативным связям между структурными подразделениями вуза и субъектами широкой социальной среды, задействованными в подготовке специалиста.Стадия коммерциализации включает не только сбыт и реализацию продукции (в нашем случае качественной образовательной услуги по подготовке востребованного на региональном рынке труда специалиста), но и коммерческие сделки по продаже прав на использование интеллектуальной собственности (в нашем случае–методические разработки, инновационные модели, образовательные технологии). На этой Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 5

стадии обеспечивается «тиражирование» полученных результатов (диффузия инноваций), в том числев рамках научных и методических конференций, круглых столов, реализации программ дополнительного профессионального образования для заинтересованных специалистов. Управление на данной стадии требует высокой и разносторонней квалификации менеджера проекта, что обусловлено существенными особенностями коммерциализации результатов образовательных проектов. Таким образом, управление инновационными образовательными проектами в современном вузе –это сложный процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной образовательной идеи.

Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, [email protected] of innovative educational projects in modern universityAbstract.The paperdiscusses innovative projects as essential mechanisms for innovative development of Russian universities.An innovative educational project is characterized as a system of actionsof educational institutionsforcreatingunique educational products, services and results.The description of the project “Competencesurfaceoriented training of professionals in higher education” is given and it isimplemented within the framework of "Program of Strategic Development of Vyatka State University of Humanities in20122016. The features of project managementincludeinnovative project, production commerce stages.Key words:innovative educational project, projectmanagement, management stagesof innovative educational projects at university.

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived29.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review30.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication30.05.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru

Предпроектный анализ из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска на основе составления таблицы SWAT-анализа

· В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;

· С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;

· Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;

· Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.

o При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;

o Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

o У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;

o Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект №1. Предпроектный анализ

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

Внешние возможности

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Внешние угрозы

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

Предварительный просмотр:

Управление проектами и инновациями в образовательной организации

Проект №1. Предпроектный анализ

из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Выполнила: учитель МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Мурманской области Мельникова Светлана Евгеньевна

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

  • В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;
  • С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
  • Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;
  • Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.
  • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;
  • Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
  • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;
  • Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Внешние возможности

Просветительская работа педагогов на темы здоровьясбережения, проектной и исследовательской деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, физкультминутка

Регулярно проводимые методические объединения;

Коллектив профессиональный и творческий, в коллективе четко отработано практика наставничества по передаче знаний от опытных педагогов молодым пециалистам

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и внешних возможностей (СС и ВВ)

Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Привлечение родительской общественности

Внешние угрозы

Финансирование системы образования, территориальное положение школы, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией;

Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения (строительство бассейна)

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Просветительская работа педагогов на уровне методических объединений школы и муниципалитета

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией

  • Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных сторон организации?

Реализация творческого потенциала педагогов через обмен опытом на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Педагоги МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска неоднократно являются участниками методических объединений, выступают на региональных и всероссийских семинарах, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Лидер в образовании», «Педагогическая находка», «Калейдоскоп педагогических идей», «Методическая копилка».

Педагоги также работают в «Школе олимпиадного резерва».

  • Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней среды?

Поскольку школа удалена территориально от муниципалитета и от регионального центра необходимо использование дистанционных образовательных технологий для учеников с повышенной мотивацией.

  • Какие проблемы можно решить на основе реализации образовательного проекта? Кто может в этом помочь?

Повышение творческого потенциала педагогов. Улучшение материальной и методической базы. Помочь в этом может администрации школы, а также непосредственный учредитель.