Материальные потоки потоки услуг в логистике. Логистические потоки и их параметры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Тверской государственный университет

по дисциплине

«Транспортная логистика»

«Поток и запас как главные категории логистики»

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......4

ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ………………………………………………..5

Материальные потоки

Информационные потоки

Финансовые потоки

Потоки услуг

ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ……………………………………………..11

Резервные запасы для коррекции предложения и спроса

Типы запасов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………16

Введение

Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а также сопутствующие ему информационные, финансовые, сервисные потоки, рассматриваемые в подчиненном плане как генерируемые исследуемым материальным потоком.

Предметом изучения логистики, как науки по управлению потоками материальных ресурсов, являются движение материальных ресурсов в пространстве и времени. Поэтому понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Принято считать, что материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного_потребления. Глобальная цель логистики – это уменьшение запасов, ацель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.

    Потоки в логистике

Под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Объектом изучения логистики как науки являются материальные потоки и соответствующие им финансовые и информационные потоки. При этом понятие материальный поток является ключевым в логистике.

1.1. Материальные потоки

Материальный поток – это материальные ресурсы, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Например, движение материального потока, поступающего на склад в рабочее время, может быть сразу направлен на хранение или предварительно пройти приемку. В выходной день, прибывший груз размещают в приемочную экспедицию. В первый рабочий день из приемочной он переходит на склад. В конечном итоге весь товар перемещается на участок хранения. Далее товар перемещается различными способами на участок хранения.

На Рис. 1 стрелками показаны различные варианты перемещения груза от участка разгрузки до участка хранения и далее до участка погрузки.

Рис.1

По ходу движения с грузом происходят различные операции: разгрузка, укладка в соответствующую тару, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м 3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). Материальный поток может рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом.

Существует большое разнообразие материальных ресурсов, продукции и операций с ними. Поэтому параметрами материального потока может быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др.

    отношение к предприятию,

    натурально-вещественный состав потока,

    количество образующих поток грузов,

    удельный вес образующего поток груза,

    степень совместимости грузов,

    консистенция грузов.

По отношению к предприятию груз различают:

Внешний - протекает во внешней для предприятия среде и имеют непосредственное к нему отношение.

Внутренний - образуется в результате операции внутри предприятия.

Входной - поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза.

Выходной - поступает из предприятия во внешнюю среду. «Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, отслеженные при выполнении операции по погрузке различных видов транспортных средств. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу и т. д. В табл. 1 приведена одна из возможных классификаций материального потока.

Таблица 1

Классификация материальных потоков

Признак

классификации

Вид МП

Описание

Отношение к ЛС и ее звеньям

Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде

Внутренний

Образуется в результате выполнения ЛО с грузом внутри ЛС

Поступает в ЛС из внешней среды

Выходной

Поступает из ЛС во внешнюю среду

Ассортимент

Одноассортиментный, многоассортиментный

Количество груза

Массовый

Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.

Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)

Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

Тяжеловесный

В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы

Легковесный

Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

Степень совместимости

Несовместимые

Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

Совместимые

Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Консистенция груза

Насыпной

Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство – сыпучесть (например, зерно)

Навалочный

Перевозится без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью

Тарно-штучный

Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать

Наливной

Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических средств

Номенклатура

Однопродуктовый, многопродуктовый

Определенность

Детерминированный

Все параметры полностью известны

Стохастический

Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной

Непрерывность

Непрерывный

Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

Дискретный

МП, не являющиеся непрерывными

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный и финансовый потоки.


Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Логистика»

на тему « Классификация материальных потоков и логистических операций в таможенной логистике »

Введение 3

1.1. Основные цели, задачи и экономический эффект от применения логистики 7

1.2. Функции логистики в сфере товарообращения 9

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 11

2.1. Классификация материальных потоков 11

2.2. Логистические операции и их классификация 14

3. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ В ТАМОЖНЕ 16

3.1. Логистический подход к организации товародвижения 16

3.2. Управление логистическими потоками в таможне 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 23

Введение

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток. Под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операции и отнесенные к временному интервалу. Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. В настоящее время большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Ре­шая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. Поэтому целесообразна классификация материальных потоков.

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений.

Основной целью реферата является классификация материальных потоков и логистических операций, а также повышение эффективности процесса управления материальными потоками.

В данной работе будут рассмотрены вопросы классификации материальных потоков и логистических операций, даны их понятия. Также отражены схемы материальных потоков на складе торговой базы и названы единицы измерения материального потока.

    ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия. Разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы. В качестве примера рассмотрим склад, как наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю.

Рис. 1 Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы

На схеме видно, что поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. Большое количество однородного товара после разгрузки очевидно бу­дет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь не­большая выборочная партия.

В выходные дни прибывший груз размещают в прие­мочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в конце концов со­средоточивается на участке хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На схеме изображено 4 вари­анта:

1) участок хранения - участок погрузки;

2) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

3)участок хранения - участок комплектования - отправоч­ная экспедиция - участок погрузки;

4) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообраз­ные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соот­ветствующей операции. Например, материальный поток по раз­грузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых опто­вых баз складской площадью 5 тыс. кв. м по проекту составляет 4383 т.

Предположим, что стоимость выполнения той или иной опе­рации на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение от­дельных операций. Тогда, меняя маршрут движения матери­ального потока внутри склада, издержки можно минимизиро­вать.2 Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки. Это означает отказ от опе­раций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Одна­ко, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями.

Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значи­мых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических опера­ций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.

Материальным потоком называются грузы, детали, то­варно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операции и от­несенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, дета­лей, товарно-материальных ценностей через транспортные, про­изводственные, складские звенья позволяет:

    увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продук­та к конечному потребителю;

    проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения време­ни (сутки, месяц, год и т. д.). В нашем примере размерность материального потока - тонн/год.

При осуществлении некоторых логистических операций ма­териальный поток может рассматриваться для заданного мо­мента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым "запасом в пути".

1.1. Основные цели, задачи и экономический эффект от применения логистики

В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Главная цель логистики определяется как нужная продукция в нужном месте в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии.

Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

Снизить запасы на всем пути движения материального потока;

Сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

Снизить транспортные расходы;

Сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.2, с.38

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70 % (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30-50%).

Характерно, что основной причиной популярности логистики за рубежом явилось то, что благодаря ей в сфере товаропередвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы на удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей. Дополнительные расходы возмещаются за счет оптимального размещения складов, оптимальной величины партий поставки продукции, внедрения новых технологий в складировании и погрузочно-разгрузочных работах в процессе обслуживания потребителей.

На крупных и средних промышленных и торговых предприятиях приобретают возрастающее значение структурные подразделения, реализующие логистические подходы в управлении. На практике многие компании полностью перестраивают свои организационные структуры с целью адаптации к осуществлению многопрофильных функций логистики.

В новых условиях хозяйствования в экономическом пространстве особенно важно обеспечить скоординированное управление товародвижением, использовать возможности для сочетания государственного регулирования материалопотоков с хозяйственной инициативой и заинтересованностью участников товаропередвижения. Управление материалопотоками должно приобрести комплексный характер.

Комплексное управление товаропередвижением является одним из наиболее перспективных и многогранных направлений в хозяйственной деятельности. В условиях развития рыночных отношений оно заключается в выполнении совокупности функций по обеспечению фактического передвижения товаров в процессе их обращения. Субъектами управления могут выступать взаимодействующие службы и организации: органы государственного управления, таможенные службы, методическое обеспечение и индикативное управление и коммерческие службы. Объектами управления являются: процесс перевозки продукции; процесс передвижения продукции через места складирования (определение последовательности и звенности этого процесса, функций его отдельных звеньев, обеспечения их координации); складские операции, связанные с перевозкой продукции.

Осуществляемая в настоящее время трансформация функций и организационных структур управления производственным обеспечением в полной мере распространяется на функции и структурные формирования, обеспечивающие управление товародвижением, органически включает их модификацию в сферах государственного управления и хозяйственной деятельности. Для интенсификации коммерческих связей развития логистической системы обслуживания производства требуется надежное информационное обеспечение каналов связи. Необходимо совершенствование всей системы и способов накопления, обработки и использования производственной, транспортной, финансовой информации на основе компьютеризации.

1.1 Понятие и сущность потока

2. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса

2.1 Понятие логистического сервиса

2.2 Определение оптимального уровня логистического сервиса

Список использованной литературы

1. Материальные потоки в логистике: понятие, общая схема, единицы измерения, виды

1.1 Понятие и сущность потока

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам :

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

1.2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы -как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

потоковый анализ

Логистический принцип – потоковый анализ.

Основной объект исследования и управления в логис­тике - материальный поток. В 90-е годы в сферу логистики попали не только информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, но и поток услуг, т.е. сервисный поток.

Согласно узкому подходу логистика определяется как управление товародви­жением - всеми физическими операциями по доставке товаров от поставщика.

В рамках более широкого подхода подчеркивается многоаспектность понятия "логистика". Управленческий аспект логистики - планирова­ние, управление и контроль потоков. Экономический аспект - деятельность с целью получения с наименьши­ми затратами необходимого количества продукции в установ­ленное время, в установленном месте. В соответствии с оперативно-финансовым аспектом трак­товка логистики дается исходя из времени расчета партнеров.

Виды и характеристика логистических потоков

Основные потоки – материальный, информационный, финансовый.

Материальный поток- продукция, рассматриваемая в про­цессе приложения к ней различных логистических опера­ций и отнесенная к временному интервалу:

1)материальные ресурсы (предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, отходы производства);

2) незавершенное производство (продукция, не за­конченная в пределах данного предприятия);

3) готовая продукция (сданная на склад готовой продукции или отгруженная покупателю).

Классификация материальных потоков:

По номенклатуре -однопродуктовые и многопродуктовые;

По количественному признаку – массовые, крупные, средние и мелкие. Массовый поток возникает в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, караван судов, колонна автомобилей). Крупные потоки – несколько вагонов, машин. Средние – одиночные вагоны или автомобили. Мелкие – не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с попутными грузами;

По удельному весу – тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортного средства (металлы), а легковесные – нет (табак);

По степени совместимости – совместимые и несовместимые (в основном продовольствие);

По консистенции – насыпные, навалочные, товарно-штучные, наливные. Насыпные (зерно) – основное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах, вагонах, платформах, контейнерах, автомашинах). Навалочные (как правило, минерального происхождения – соль, песок, уголь, руда) – сыпучие, но могут слеживаться и спекаться. Перевозятся без тары. Наливные перевозятся в цистернах и наливных судах.

Информационный поток - совокупность циркулирую­щих в системе, а также между систе­мой и внешней средой сообщений, необходимых для уп­равления и контроля логистических операций. Существует в речевой, бумажной, электронной (без­бумажной) и др. формах.

По отношению к материальному потоку может быть: опережающий, одновременный и запаздывающий, а также однонаправленный и встречный. Например, опережающий поток во встречном направлении – сведения о заказе; опережающий поток в прямом направлении – сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременный однонаправленный поток – сведения о количественных и качественных параметрах материального потока; запаздывающий во встречном направлении поток - претензии, подтверждения и т.д.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков

1) по виду связывания систем:

Горизонтальные – относятся к одному уровню иерархии;

Вертикальные – от верхнего уровня менеджмента к нижнему.

2) по степени открытости:

открытые; закрытые; простые; заказные.

3) в зависимости от назначения:

Директивные (управляющие);

Справочно-нормативные;

Учетно-аналитические.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Классификация финансовых потоков:

1. По назначению логистические финансовые потоки подразделяются на следующие группы (основные объекты логистического управления)

Закупочные – обусловленные процессом закупки товаров;

Инвестиционные финансовые потоки;

По воспроизводству рабочей силы;

Производственные – связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

Сбытовые – возникающие в процессе продажи товаров

    В зависимости от источников финансирования логистические финансовые потоки подразделяются на:

– собственные, которые могут находится в распоряжении лица, принимающего решение, в виде свободных, в том числе наличных средств, а также поступать за счет прибыли от производственно-сбытовой деятельности, от амортизационной деятельности, различных продаж помимо производимого товара (например, недвижимости) и др.

– заемные, представляющие собой различного рода кредиты, полцченные под вексель или под другие формы обязательств.

    В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на большие группы:

– денежные финансовые потоки, характеризующих движение наличных финансовых средств, которые в свою очередь делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой;

– информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств; к ним относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, чеками;

– учетно-финансовые потоки, которые возникают при производстве товаров или оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат производственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

4. По видам хозяйственных связей различаются:

горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности; вертикальные финансовые потоки, протекающие между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Логистическая система и ее элементы

Элементы логистической системы – логистическое звено, логистическая цепь, логистический канал.

Звено логистической системы (ЗЛС) - некий элемент, преобразующий входящие в него материальные, финансовые, информационные потоки

Рис. Векторы потоков логистической системы

X, R, С - векторы парамет­ров входных материального (X = {х 1 , х 2 , ... x n), информацион­ного (R = {r 1 , r 2 ,... r n) и финансового (С = {с 1 , c 2 ... c k) потоков. F - вектор внешних возмущений (F = {f 1 , f 2 , ... f l }); Z - вектор параметров состояния звена логистической системы (Z = {z 1 , z 2 ... z s }). Y", R", С" - векторы выходных параметров соот­ветствующих потоков.

В свою очередь каждое звено логистической цепи объе­диняет свои элементы, а именно: транспортные средства складское хозяйство, средства связи и управления, кадры.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное мно­жество звеньев логистической системы (производителей, складов и т.д.), осу­ществляющих логистические операции по доведению мате­риального потока от одного звена логистической систе­мы до другого.

Рис. Пример простой логистической цепи: ГП - готовая продукция; ЗЛС - звено логистической системы

Кроме того, логистическая цепь может иметь вид ориен­тированного графа (основного понятия теории графов), зада­ваемого множеством вершин (точек) и множеством ребер (свя­зей), соединяющих некоторые пары вершин.

Определение логистической системы дают на основе общей теории систем и кибернетики.

Логистическая система - адаптивная система с обрат­ной связью, выполняющая те или иные логистические фун­кции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внеш­ней средой.Логистическая система обычно имеет дре­вовидную структуру, что соответствует многоуровневой схеме движения, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредни­ков.

Выделяют 3 вида логистических систем:

С прямыми связями (производитель – потребитель);

Эшелонированная (производитель – посредники – потребитель);

Гибкая (движение материального потока может осуществляться как напрямую так и через посредников).

В качестве логистических систем можно рассматривать промышленное предприятие, торговое предприятие, инфраструктуру экономики страны или группы стран,. Выделяют микро и макро логистические системы., а, следовательно микрологистику и макрологистику.

Микрологистика решает локальные задачи в рам­ках отдельных звеньев и обеспечивает логистические опера­ции по планированию, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий или вне их. Например,внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируют­ся различные логистические операции - транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, сбытовые, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет определенную инфраструктуру экономики страны, региона или группы стран. Их классифицируют по следующим признакам:

По территориальному - городские, региональные, межрегиональные, республиканские и меж­республиканские;

По объектно-функциональному - макрологистические системы группы предприятий, ведом­ственные, отраслевые, межотраслевые, торговые, военные, транспортные и т.п.;

По глобализации - государственные (транснациональные), межгосудар­ственные (международные) и трансконтинентальные.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материально­го или информационного потока (складирование, транспор­тировка, обработка данных информацион­ного потока и т.д.).

Классификационные признаки логистической операции:

По природе потока – материальный и информационный;

По изменению потребительской стоимости – с добавленной стоимостью или без нее;

По переходу права собственности на товар – односторонние (без перехода) и двусторонние (с переходом).

Логистическая функция - укрупненная группа логис­тических операций, направленная на реализацию целей ло­гистической системы и задаваемая значениями показате­лей, являющихся ее выходными переменными (снабжение, производство, сбыт).

Рис. Микрологистическая система:МР - материальные ресурсы; ГП - готовая продукция; ВМП - возвратные материальные потоки

Функциональные области логистики

В процессе товародвижения осуществляется пространственно-временная трансформация товара.

Объектом логистики, как известно, является сквозные материальный и информационный потоки, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

Закупочная логистика

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не добыла обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия и включают целиком снабжение, частично производство и частично внешнюю среду:

Рис. Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

    что закупить;

    сколько закупить;

    у кого закупить;

    на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить работы:

    заключить договор;

    проконтролировать исполнение договора;

    организовать доставку;

    организовать складирование.

Производственная логистика

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Специфика производственной логистики - территориальная компактность. Границы деятельности включают целиком производство, частично снабжение и частично сбыт.

Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, т.е. поток идет не в результате договоров, а в результате управленческих решений руководства предприяития (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Внутрипроизводственные логистические системы представляют со­бой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опреде­ленную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материально­го потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концеп­цией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспе­чивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

    отказ от избыточных запасов;

    отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

    отказ от изготовления серия деталей, на которые нет заказа покупателей;

    устранение простоев оборудования;

    обязательное устранение брака;

    устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

    превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных парт­неров.

Распределительная логистика

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной торговли (обслуживания покупателя) в логистике, как правило, не рассматривается.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического движения продукта к потребителю.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальными потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Составзадач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

планирование процесса реализации;

    организация получения и обработки заказа;

    выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; ^

    организация отгрузки продукции;

    организация доставки и контроль за транспортированием;

    организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

    выбор схемы распределения материального потока;

    определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

    определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других чадач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны и т.д.

Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

1. По направленности движения:

  • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
  • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

2. По отношению к логистической системе:

  • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
  • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

3. По степени сложности внутренней структуры:

  • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
  • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

4. По степени определенности:

  • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
  • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

5. По степени непрерывности:

  • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
  • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

  • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
  • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
  • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
  • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
  • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

Информационный поток в логистике и его виды

В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

1. По типу носителей информации:

  • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
  • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
  • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

2. По назначению информации:

  • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
  • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
  • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
  • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

3. По режиму обмена информацией:

  • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
  • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

4. По способу передачи информации:

  • почтовой службой;
  • курьером в руки;
  • телефоном или факсом;
  • электронной почтой (e-mail);
  • интернет-мессенджерами.

5. По степени открытости (секретности):

  • открытые потоки (доступны всем);
  • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
  • секретные (конфиденциальные) потоки.

Финансовые потоки и их классификация

Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

1. По назначению:

  • закупочные (закупка сырья и материалов);
  • трудовые (оплата труда рабочих);
  • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
  • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

2. По направлению хозяйственных связей:

  • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
  • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

3. По форме расчета:

  • денежные – движение наличности;
  • информационно-финансовые – переводы в безналичной форме;
  • учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства.

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на