Турбины отечественного производства. Почему россия так и не научилась строить свои турбины

Именно в тот момент сложился российско-германский конструкторско-производственный альянс, результатом деятельности которого стали поставки на российский рынок газовых турбин большой мощности. Сегодня совместное предприятие – «Сименс Технологии Газовых Турбин» – пример эффективного сотрудничества двух крупных компаний в газотурбинной сфере.

До завода в Горелово

«Сименс» и «Силовые машины» сотрудничают с 1991 года. Их первым совместным проектом стало предприятие «Интертурбо» в Санкт-Петербурге, где 55 процентов принадлежало Ленинградскому Металлическому заводу и 45 процентов – компании «Сименс». Руководство ЛМЗ, говоря о перспективах сотрудничества, отмечало, что завод давно планировал организовать производство современных газовых турбин большой мощности. Образец, изготовленный своими силами, требовал длительной доработки, поэтому было решено объединиться с немецким концерном «Сименс». Партнера выбирали опытного – первый завод «Сименс» появился в России более 160 лет назад.

Для нового сотрудничества «Сименс» предоставил полную технологию изготовления газовых турбин и техническое оснащение, а ЛМЗ, имеющий более чем 110‑летний опыт в турбиностроении, – научный потенциал и инфраструктуру. В 1993 году на стенде Интертурбо была собрана первая турбина, которая и сегодня эксплуатируется в Индонезии. Компоненты для сборки поступали с Берлинского газотурбинного завода фирмы «Сименс» и из цехов ЛМЗ.

В течение двадцати лет «Интертурбо» занималось сборкой газовых турбин Е-класса по лицензии «Сименс». Общими усилиями было произведено 54 турбины, которые и сегодня успешно работают на отечественных и зарубежных станциях. Кроме того, было реализовано 33 проекта по технической поддержке.

С самого начала «Сименс» и «Силовые машины» шли по пути локализации производства. Освоив на первом этапе сборку турбин и сформировав команду специалистов, компании приступили к строительству в России многофункционального энергетического комплекса, включающего помимо производства конструкторский центр и подразделения, отвечающие за исполнение проектов и сервис. В 2011 году на базе «Интертурбо» было создано совместное предприятие – «Сименс Технологии Газовых Турбин» (65 процентов принадлежит «Сименс», 35 процентов – «Силовым машинам»).

Первым проектом СТГТ стала установка турбины SGT5-4000F на Южноуральской ГРЭС. Еще через год состоялось подписание первого договора на долгосрочное обслуживание крупнейшего в России парогазового энергоблока Киришской ГРЭС, а пару лет назад – сервисного контракта на проведение первой в России крупной модернизации ГТЭ-160 в Челябинске. В прошлом году предприятие впервые в России исполнило работы по продлению ресурса газовой турбины на Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге.

Для того чтобы увеличить долю локализации и наладить производство высокоэффективных газовых турбин в России, было решено построить в Ленинградской области (поселок Горелово) новый комплекс мирового уровня. Официальное открытие завода состоялось в июне 2015 года. Общая площадь завода составляет около 21 тысячи квадратных метров, из них – около 13 тысяч занимает производственный комплекс.

Силами специалистов нового предприятия в эксплуатацию введены 10 энергоблоков ПГУ SGT5-4000F и 12 газотурбинных установок SGT5-2000Е. Шеф-монтаж и пусконаладка оборудования Siemens выполнены под руководством специалистов ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин». Большинство проектов реализованы с участием «Силовых машин», обеспечивавших поставку паровых турбин и турбогенераторов.

С точностью часовщика

Продукция, которую производит СТГТ, по‑настоящему уникальна. Она обеспечивает высокую экономичность на электростанциях и отличается оптимальным соотношением затрат и отдачи. Главными факторами успеха являются инновации и превосходное качество продукции и решений – в центре внимания всегда находится заказчик, а наивысшим приоритетом является постоянное улучшение бизнес-процессов.

Производственные и сварочные процессы на предприятии максимально автоматизированы, применено оборудование с использованием поворотных столов и промышленных роботов. Гордостью завода является станочный парк, который включает в себя расточные, фрезерные, карусельные, токарные станки с программным управлением. Есть и специальное оборудование, такое, как станок для шлифовки хиртовых зацеплений и протяжной станок. Для обеспечения высочайшего уровня всех технологических процессов все оборудование было приобретено у самых передовых поставщиков.

Все это позволяет осуществлять точный монтаж отдельных компонентов газовых турбин. Точная установка турбинных лопаток на диск рабочего колеса или сборка рабочих колес и полых валов со стяжкой являются обычной стандартной работой. Так же, как установка 10‑метрового ротора с точностью до сотых долей миллиметра в нижней половине турбины. Эти операции выполняются с точностью часовщика, несмотря на то, что вес деталей измеряется в тоннах.

Руководство двух компаний отмечает, что СТГТ – это молодое «детище» с большим потенциалом. Для рынка России и СНГ этот энергетический комплекс является лидером в производстве и обслуживании газовых турбин мощностью выше 60 МВт. Причем предприятие занимается не только производством и сборкой газовых турбин большой мощности, но и оказывает услуги по их техобслуживанию.

Локальные действия

Одна из приоритетных задач СТГТ – максимальная локализация производства в России. Компания расширяет сотрудничество с отечественными поставщиками компонентов и материалов и наращивает локальную компетенцию инжиниринга. Для этого к производству привлекают все больше российских предприятий. На данный момент процедуру аттестации в качестве поставщика «Сименс» проходит несколько компаний. С прошлого года основные компоненты ГТУ изготавливаются на заводе в Горелово, там же производится механическая обработка роторных деталей и статорных узлов турбин, выполняется полный цикл сборочных работ, консервация и отгрузка готовой продукции заказчику.

Еще одно из преимуществ завода – удобное расположение и широкий спектр возможностей для своевременной отгрузки продукции. Для обеспечения свое­временной поставки крупногабаритных грузов используются железнодорожные и водные пути сообщения, расположенные максимально близко к производственной площадке.

Для удобства заказчиков на базе «Сименс Технологии Газовых Турбин» создан региональный сервисный центр по обслуживанию газовых турбин. При поддержке центров станционного сервиса и ремонта «Сименс» в Германии была подготовлена команда компетентных российских специалистов, обладающих международным опытом и в то же время знанием всей специфики российских электростанций. Сегодня компания осуществляет обследование, модернизацию и реконструкцию газовых и паровых турбин, а также генераторов, котлов-утилизаторов, систем экологической защиты, долгосрочное и краткосрочное тех­обслуживание и текущий ремонт по месту эксплуатации и на заводе-изготовителе.

Научный вопрос

Высокая надежность такого оборудования, как газовые турбины, предполагает безупречное качество всех элементов и качество сборки, которое должно полностью соответствовать всем требованиям. Необходимое условие для улучшения качества выполняемой работы – это постоянное повышение квалификации персонала.

Сотрудники предприятия являются специалистами с многолетним опытом работы в турбиностроении. Кроме того, они проходят обучение на Берлинском заводе по производству газовых турбин, а также на заводах – изготовителях оборудования. В итоге на СТГТ удалось создать уникальную локальную команду инженеров по газовым турбинам и команду локальных специалистов в области системной интеграции.

Для СТГТ также важно, чтобы предприятие было центром научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере энергетики. Завод тесно сотрудничает с Берлинским заводом и российскими университетами.

Организация производства в России позволила компании «Сименс» в полной мере применить свои знания и опыт по производству газовых турбин большой мощности. Ориентируясь на заказчика, сокращая затраты и внедряя новейшие технологии, «Сименс» при этом использует местные ресурсы – это касается как производственных площадей, так и кадровых резервов.

В итоге общий проект двух сильных компаний, «Сименс Технологии Газовых Турбин», стал энергетическим комплексом с полной локальной цепочкой создания добавленной стоимости – от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до передового производства, реализации проектов и сервиса. Сотрудничество «Силовых машин» и «Сименс» постоянно расширяется, а значит, первые двадцать пять лет – это только начало.

Александр Лебедев, технический директор ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин»:

– ООО «СТГТ» создано в 2011 году на базе ООО «Интертурбо» – совместного предприятия «Силовых машин» и «Сименс». В новое предприятие партнеры вложили свои опыт и ресурсы. Siemens AG инвестировал в строительство завода более 100 миллионов евро и последовательно проводит трансфер технологий: СТГТ предлагает своим заказчикам самые современные версии газовых турбин. «Силовые машины» привнесли свой солидный опыт работы с ГТЭ-160 – именно входящий в «Силовые машины» ЛМЗ первым начал работу по локализации производства газовых турбин «Сименс» в России. Кроме того, в СТГТ перешли около 100 инженеров «Силовых машин», занимавшихся проектированием газовых турбин.

На сегодняшний день уровень локализации производства ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» превысил 30 процентов. Дальнейшее его увеличение будет основанием для снижения цены выпускаемой продукции. Помимо планомерной работы по увеличению локализации производства турбин, СТГТ стремится увеличить долю локализации своих сервисных решений. Для этой цели создаются цех по восстановлению турбинных лопаток и склад стратегических запасных частей. Кроме того, мы предлагаем своим заказчикам систему удаленной диагностики работы газотурбинного оборудования в режиме реального времени. Локализация данного вида деятельности выразилась в создании Удаленного мониторингового центра, с апреля 2016 года работающего на площадке СТГТ.

К 2018 году в России 10 процентов электроэнергии, вырабатываемой на тепловых электростанциях, будет генерироваться парогазовыми установками на базе турбин «Сименс». В планах СТГТ дальнейшее расширение производства, углубление локализации и развитие сервиса. Безусловно, достижение этих целей неразрывно связано с увеличением объема заказов СТГТ в РФ и, шире, с развитием энергетического рынка в России.

Генеральный директор «Силовых машин» Роман Филиппов:

– «Силовые машины» и «Сименс» являются преемниками тех крепких партнерских отношений, которые ранее сложились между предприятиями российской компании и концерном «Сименс». Как известно, история создания «Электросилы» напрямую связана с деятельностью «Сименс» в России, а Ленинградский Металлический завод начал взаимодействовать с «Сименс» в начале 90‑х годов прошлого века. 25 лет назад наше партнерство получило новый импульс, когда на базе ЛМЗ было создано предприятие «Интертурбо» с целью расширения продуктовой линейки за счет газовых турбин, выпускаемых по лицензии «Сименс». В 2011 году «Силовые машины» и «Сименс» подписали документы о создании в России совместного предприятия по производству и сервисному обслуживанию газовых турбин. Строительство завода «Сименс Технологии Газовых Турбин» стало новым качественным этапом стратегического партнерства между нашими компаниями. Уже сейчас наше совместное предприятие играет значимую роль в поддержке модернизации российского сектора электроэнергетики благодаря разработке и производству современных газовых турбин различных классов мощности. В свою очередь «Силовые машины» получают дополнительную возможность для наращивания портфеля заказов сопутствующего оборудования парогазового цикла – паровых турбин и турбогенераторов. В настоящее время мы сотрудничаем в части оказания услуг в отношении оборудования, поставленного для Верхнетагильской ГРЭС и ТЭЦ-12 Мосэнерго, среди недавно завершенных – проекты поставки для Кировской, Ижевской, Владимирской, Пермской, Кузнецкой ТЭЦ и других. От имени нашей компании поздравляю коллег и партнеров и желаю им успешной работы и новых проектов рука об руку со своим партнером – «Силовыми машинами».

Испытания первой в России газовой турбины большой мощности приостановлены из-за аварии. Это затянет сроки начала ее производства и потребует новых инвестиций - к проекту в качестве инвестора могут присоединиться «Силовые машины»

Газотурбинная установка ГТД-110М (Фото: Союз машиностроителей России)

Испытания первой в России газовой турбины большой мощности ГТД-110М (до 120 МВт) остановлены из-за вышедших из строя механизмов, сообщило агентство ТАСС . Это подтвердили РБК представители инжинирингового центра «Газотурбинные технологии», который проводил испытания, и двух его акционеров — «Роснано» и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) «Ростеха».

«В процессе тестовых испытаний газотурбинной установки ГТД-110М произошла авария, в результате которой турбина действительно была повреждена», — сказал РБК представитель ИЦ «Газотурбинные технологии». Целью испытаний было выявить недостатки конструкции, чтобы избежать серьезных инцидентов в процессе промышленной эксплуатации в энергосистеме, добавил он. Представитель ОДК уточнил, что ряд механизмов вышел из строя в декабре 2017 года, поэтому испытания пришлось остановить до устранения проблем.

Разработка собственной турбины большой мощности в России велась давно, но без особых успехов, а в 2013 году «дочка» ОДК «ОДК-Сатурн» подписала инвестиционное соглашение с «Роснано» и «Интер РАО» по созданию турбины нового поколения — ГТД-110М, разработкой которой занялся ИЦ «Газотурбинные технологии». «Интер РАО» получила в этом проекте 52,95%, Фонд инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» — 42,34%, «ОДК-Сатурн» — 4,5%, оставшиеся 0,21% у некоммерческого партнерства ЦИЭТ.«Роснано» должно было профинансировать проект и внести в уставный капитал 2,5 млрд руб., писал «Интерфакс» в 2013 году со ссылкой на источник, близкий к одной из сторон. Корпорация участвовала в финансировании проекта, подтверждает ее представитель. Согласно данным СПАРК, уставный капитал инжинирингового центра составляет 2,43 млрд руб. В 2016 году «Газотурбинные технологии» также получили субсидию Минпромторга в 328 млн руб. на частичную компенсацию затрат на НИОКР по приоритетным направлениям, следует из данных системы.

Санкционные турбины

Россия остро нуждается в отечественной газовой турбине большой мощности. В прошлом году из-за отсутствия собственных технологий «дочка» «Ростеха» «Технопромэкспорт», несмотря на санкции, вынуждена была поставить на новые электростанции в Крыму турбины немецкого Siemens, что привело к международному скандалу. Siemens заявил о приостановке работы с российскими госкомпаниями, а «Технопромэкспорт», а также его глава Сергей Топор-Гилка и два чиновника Минэнерго — Андрей Черезов и Евгений Грабчак — попали под европейские и американские санкции.

Планировалось, что испытания завершатся в 2017 году, но затем этот срок перенесли на полгода — на середину 2018 года, на этот год намечался и запуск оборудования в серийное производство, напоминает

24 октября в Рыбинске открылся завод ООО «Русские газовые турбины». Это совместное предприятие GeneralElectric, Группы «Интер РАО» и ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» по производству, продаже и обслуживанию газовых турбин типа 6FA .

В этом проекте GeneralElectric принадлежит доля 50%, Группе «Интер РАО» и ОДК — по 25%. Инвестиции участников в создание и развитие производства составляют 5 млрд рублей. Но перед торжественным открытием я приехал на завод в конце августа, посмотреть, как идет контрольная сборка первой турбины. С этой красоты мы и начнем.

1. Ротор приходит упакованный в вакуумную упаковку. Он уже сбалансирован и подготовлен к монтажу. Надо его просто взять и поставить в турбину.
2. Сама турбина, конечно, произведение искусства.
3. Посмотрите на девушку, которая скромно выглядывает из-за части корпуса.
4. Сейчас это только сборка. Но в дальнейшем доля российских комплектующих будет доведена до 50% с перспективой аж до 80.
5. К следующему году будут собраны две пилотные установки, которые будут поставлены предприятиям ОАО «НК «Роснефть».
6. Невероятной красоты корпус, конечно. Вот есть что-то такое, что цепляет взгляд.
7. КПД турбины в комбинированном цикле достигает более 55%.
8. Штат завода будет около 150 человек. Сейчас работают 60.
9. После выхода на проектную мощность завод будет выпускать 20 установок в год.10. Но на начальной стадии планируется выпускать только 14.
11. Лопатка турбины. Отверстия — охлаждение.
12. Аварийный душ.
13. Цех покраски турбины и испытательный стенд.
14. А сейчас давайте перенесемся в октябрь и откроем завод.
15. Весьма приятная музыкальная программа.
16. Официальный фотограф смотрит на dervishv а как… на просто фотографа:)
17. Хорошо устроился.
18. Официальные лица осматривают завод и турбину.
19. Гости и журналисты ждут церемонии открытия.
20. м… бантик:)
21. Невероятной красоты логотип GE.
22. Корреспондентка местного телеканала.
23. Важные люди.
24. Подвес для камеры.
25. Коллеги фотографы снимают церемонию открытия.
26. Примерно вот такой кадр. Генеральный директор ООО «Русские газовые турбины» Надежда Изотова, председатель правления ОАО «Интер РАО» Борис Ковальчук, президент и главный исполнительный директор GE в России Рон Поллетт, замгендиректора Госкорпорации Ростех Дмитрий Шугаев, генеральный директор ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Владислав Масалов и губернатор Ярославской области Сергей Ястребов торжествено открыли завод.
27. Но самая красивая часть — это ротор.
28. Его можно было разглядывать очень долго.
29. Пока идет пресс-подход… изучаем ротор.
30. Уже подготовленная часть корпуса.
31. Не, ну мимими, же! :)
32. И это тоже красота.
33. А сотрудники РГТ время не теряли. Помните, девушка с кадра № 3? :) Они устроили открытие завода еще раз и для себя.
34. А между тем на стапеле вертикальной сборки монтируется корпус второй турбины. Далее ее опустят в горизонтальное положение, располовинят и будут монтировать начинку.35. И началась уже сборка третьей.
36. Рама для турбины. Собирается отдельным самодостаточным элементом, где монтируется почти вся обвязка и электроника.
Открытие завода дает городу новые рабочие места. Здесь же будут и учиться будущие инженеры. Сам город, в котором уже действуют два завода поп роизводству турбин становится Российским центром газотурбостроения строения мирового уровня.

Россия нашла способ обойти западные санкции ради важнейшей государственной задачи – строительства крымских электростанций. Произведенные немецкой компанией «Сименс» турбины, необходимые для работы станций, доставлены на полуостров. Однако как получилось, что наша страна оказалась неспособна сама разрабатывать подобное оборудование?

Россия поставила две из четырех газовых турбин в Крым для использования на Севастопольской электростанции, сообщило накануне агентство Reuters со ссылкой на источники. По их данным, в порт Севастополя были доставлены турбины модели SGT5-2000E немецкого концерна Siemens.

Россия строит в Крыму две электростанции мощностью 940 мегаватт, и ранее поставки турбин Siemens на них были заморожены из-за западных санкций. Однако, судя по всему, выход был найден: эти турбины были поставлены некими сторонними компаниями, а не самой Siemens.

Российские компании серийно производят только турбины для электростанций малой мощности. Например, мощность газовой турбины ГТЭ-25П составляет 25 МВт. Но современные электростанции достигают мощности 400–450 МВт (как и в Крыму), и им нужны более мощные турбины – 160–290 МВт. Поставленная в Севастополь турбина имеет как раз нужную мощность 168 МВт. Россия вынуждена находить способы обойти западные санкции, чтобы выполнить программу по обеспечению энергетической безопасности Крымского полуострова.

Как же так получилось, что в России отсутствуют технологии и площадки по производству газовых турбин большой мощности?

После распада СССР в 90-х и начале 2000-х российское энергетическое машиностроение оказалось на грани выживания. Но потом началась массовая программа строительства электростанций, то есть появился спрос на продукцию российских машиностроительных заводов. Но вместо создания собственного продукта в России был выбран другой путь – и, на первый взгляд, очень логичный. Зачем изобретать велосипед, тратить много времени и денег на разработку, исследования и производство, если можно купить уже современное и готовое за рубежом.

«У нас в 2000-х понастроили газотурбинных электростанций с турбинами GE и Siemens. Тем самым они подсадили нашу и без того небогатую энергетику на иглу западных компаний. Теперь огромные деньги платятся за обслуживание иностранных турбин. Час работы сервисного инженера Siemens стоит как месячная зарплата слесаря этой электростанции. В 2000-е надо было не газотурбинные электростанции строить, а модернизировать наши основные генерирующие мощности», – полагает гендиректор инженерной компании Powerz Максим Муратшин.

«Я занимаюсь производством, и мне всегда обидно было, когда раньше высшее руководство говорило, что все за границей купим, потому что наши ничего не умеют. Сейчас все очнулись, но время упущено. Уже и спроса такого нет, чтобы создавать новую турбину взамен сименсовской. Но на тот момент можно было создать собственную турбину большой мощности и продать ее на 30 газотурбинных электростанций. Так бы сделали немцы. А русские просто купили эти 30 турбин у иностранцев», – добавляет собеседник.

Сейчас основная проблема в энергетическом машиностроении – износ машин и оборудования при отсутствии высокого спроса. Точнее, спрос есть со стороны электростанций, на которых надо срочно менять устаревшее оборудование. Однако денег у них на это нет.

«У электростанций не хватает денег на проведение масштабной модернизации в условиях жесткой тарифной политики, регулируемой государством. Электростанции не могут продавать электричество по такой цене, при которой смогли бы заработать на быструю модернизацию. У нас очень дешевое электричество по сравнению с западными странами», – говорит Муратшин.

Поэтому ситуацию в энергетической промышленности нельзя назвать радужной. Например, в свое время крупнейший в Советском Союзе завод по производству котлов «Красный котельщик» (входит в «Силовые машины») на пике производил 40 котлов большой мощности в год, а сейчас – всего один–два в год. «Нет спроса, и те мощности, которые были в Советском Союзе, утеряны. Но основные технологии у нас остались, поэтому в течение двух–трех лет наши заводы снова могут производить по 40–50 котлов в год. Это вопрос времени и денег. Но у нас же тянут до последнего, а потом за два дня хотят быстро все сделать», – переживает Муратшин.

Со спросом на газовые турбины еще сложнее, потому что вырабатывать электроэнергию на газовых котлах – дорогое удовольствие. Никто в мире не строит свою энергетику только на этом виде генерации, как правило, есть основная генерирующая мощность, а газотурбинные электростанции ее дополняют. Плюс газотурбинных станций в том, что они быстро подключаются и дают энергию в сеть, что важно в пиковые периоды потребления (утром и вечером). Тогда как, например, паровые или угольные котлы требуется готовить несколько часов. «Кроме того, в Крыму нет угля, зато есть собственный газ, плюс тянут газопровод с российского материка», – объясняет Муратшин логику, согласно которой для Крыма была выбрана именно электростанция на газе.

Но есть еще одна причина, почему Россия купила для строящихся в Крыму электростанций именно немецкие, а не отечественные турбины. Разработка отечественных аналогов уже ведется. Речь идет о газовой турбине ГТД-110М, которую модернизируют и дорабатывают в Объединенной двигателестроительной корпорации совместно с «Интер РАО» и Роснано. Эта турбина была разработана в 90-х и 2000-х, ее даже использовали на Ивановской ГРЭС и Рязанской ГРЭС в конце 2000-х. Однако продукт оказался со многими «детскими болезнями». Собственно, теперь НПО «Сатурн» и занимается их лечением.

А поскольку проект крымских электростанций крайне важен с очень многих точек зрения, судя по всему, ради надежности было решено не использовать для него сырую отечественную турбину. В ОДК объясняли, что не успеют доработать свою турбину до момента начала строительства станций в Крыму. К концу этого года будет создан только опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М. Тогда как запуск первых блоков двух тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе обещают к началу 2018 года.

Впрочем, если бы не санкции, то серьезных проблем с турбинами для Крыма не было бы. Более того, даже сименсовские турбины не чисто импортный продукт. Алексей Калачев из ИК «Финам» замечает, что турбины для крымских ТЭЦ можно было бы произвести в России, на питерском заводе «Сименс Технологии Газовых Турбин».

«Конечно, это дочернее предприятие Siemens, и наверняка какая-то часть комплектующих поставляется для сборки с европейских заводов. Но все же это совместное предприятие, и производство локализовано на российской территории и под российские потребности», – говорит Калачев. То есть Россия не просто закупает иностранные турбины, но и заставила иностранцев вложиться в производство на российской территории. По мнению Калачева, как раз создание СП в России с иностранными партнерами позволяет наиболее быстро и эффективно преодолевать технологическое отставание.

«Без участия зарубежных партнеров создание самостоятельных и полностью независимых технологий и технологических платформ теоретически возможно, но потребует значительного времени и средств», – поясняет эксперт. Причем деньги нужны не только на модернизацию производства, но и на подготовку кадров, НИОКР, инженерные школы и т. д. К слову, на создание турбины SGT5-8000H у Siemens ушло целых 10 лет.

Реальное же происхождение поставленных в Крым турбин оказалось вполне объяснимым. Как заявила компания «Технопромэкспорт», четыре комплекта турбин для энергообъектов в Крыму были закуплены на вторичном рынке. А он, как известно, под санкции не подпадает.


24 октября ООО "Русские газовые турбины", совместное предприятие GeneralElectric, Группы "Интер РАО" и ОАО "Объединённая двигателестроительная корпорация", открыло в г. Рыбинске Ярославской области завод по производству, продаже и обслуживанию газовых турбин типа 6FA (6F.03).

Две первые установки, предназначенные для поставки предприятиям ОАО "НК «Роснефть", будут собраны уже в 2015 году. Максимальная производственная мощность предприятия составит до 20 газотурбинных установок в год, что позволит удовлетворить спрос на высокоэффективные энергоблоки для проектов комбинированного производства тепловой и электрической энергии.

В проекте "Русские газовые турбины" GeneralElectric принадлежит доля 50%, Группе "Интер РАО" - и ОДК - по 25%.
Инвестиции участников в создание и развитие производства составляют 5 млрд рублей.

2. А говорят, что в России ничего не производят. Даже санкции не повлияли на этот проект.

3. Официальные лица прибыли, чтобы ознакомиться с предприятием и дать старт производству.

4. Для них провели экскурсию по предприятию.

5. Официальное открытие на импровизированной сцене в цеху завода.

6. Генеральный директор ООО "Русские газовые турбины" Надежда Изотова. Она заявила, что рассчитывает в течение пяти лет довести локализацию отечественных комплектующих до 50%, а Рон Поллетт добавил, что, возможно, и до 80%. Из этого следует, что скоро турбины будут на 80% состоять из российских материалов, что предполагает создание новых рабочих мест и предприятий в России.

7. Надежда Изотова, председатель правления ОАО "Интер РАО" Борис Ковальчук, президент и главный исполнительный директор GE в России Рон Поллетт.

8. Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

9. Производство газовой турбины 6FA в России - уникальный пример сотрудничества в области передовых технологий в энергомашиностроении.

10. Турбина 6FA - высокотехнологичный продукт, КПД которого в комбинированном цикле составляет более 55%.

11. Турбину 6FA отличают высокая надежность, компактность, возможность работы на разных видах топлива, в том числе в суровых климатических условиях, что обуславливает широкое применение 6FA в электрогенерации, районном теплоснабжении и промышленной когенерации.

12. Благодаря "Русским газовым турбинам" Рыбинск, второй по величине город Ярославской области, становится центром газотурбостроения мирового уровня.

13. Строительство завода открывает большие перспективы для развития региона. Поставщиком кадров для "Русских газовых турбин" станет Рыбинская авиационно-техническая академия. Штат предприятия составит около 150 человек, 60 их них уже приступили к работе. Компания GE передала вузу дорогостоящее оборудование для обучения студентов, с помощью которого можно детально моделировать турбины и делать более точные расчеты.

14. Автопарк погрузчиков.

15. Сборочный цех завода.

16. Открытие завода будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению престижа профессии инженера.

17. На начальной стадии годовой объем производства составит 14 установок. Завод уже приступил к сборке первой турбины.