В чем суть концепции общих логистических издержек. Основные современные логистические концепции

Концепция общих затрат означает комплексную оценку затрачиваемых фирмой ресурсов. При этом первоначально определяется цель деятельности логистической системы, состав необходимых функций и видов работ, обеспечивающих ее достижение. Затем, исходя из наиболее эффективного достижения цели логистической системы, стремятся так отрегулировать отдельные виды затрат, чтобы добиться снижения их общей суммы.

Использование критерия оптимальности Парето позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение общее состояние логистической системы.

Для примера нахождения минимума общих затрат рассмотрим две основные категории логистических затрат: затраты на транспортировку и затраты на товарные запасы. Эти виды затрат тесно взаимосвязаны. В некоторых пределах снижение расходов на товарные запасы требует увеличения транспортных издержек. При определении величины партии заказываемых книг необходимо найти оптимум общих затрат.

Хотя на первый взгляд концепция общих затрат кажется простой, на практике ее применение осложняется. Трудность оптимизации общих затрат фирмы связана не только с выявлением и оценкой затрат. Любое подразделение фирмы нацелено в первую очередь на совершенствование выполнения своей функции, поскольку вознаграждение сотрудников, как правило, базируется на показателях работы именно их функциональных подразделений. Для нацеленности на общий результат нужно разрабатывать и внедрять новые схемы оценки, побуждающие менеджеров воспринимать отдельные функции, за которые они отвечают, как составные части единого процесса. Менеджер должен понимать, что иногда необходимо пойти на увеличение расходов в функциональной сфере ради снижения общих издержек.

На уровне логистической цепи, состоящей из самостоятельных фирм, трудности применения концепции общих затрат обусловлены сложностью согласования интересов разных предпринимателей. Однако эти преграды необходимо преодолевать прежде всего потому, что для потребителя очень важен минимум общих затрат производителей и распространителей. Это является условием снижения розничной цены, по которой он приобретает товар. Значительную часть в конечной цене товара составляет так называемая «цена перехода», т.е. наценка, которую производит каждое звено в логистической цепи товародвижения. «Цена перехода» зависит не только от деятельности отдельного предприятия, но и от уровня взаимодействия между поставщиками, дистрибьюторами, перевозчиками и т.д. Снижение «цены перехода» достигается путем комплексного подхода к оценке затрат на основе принципов логистики.

    ………………………………………………………. 5
    1.1. Концепция «совокупных (общих) затрат»………………………………………5
    1.2. «Теория компромиссов»…………………………………………… …………….6
    1.3. «Концепции общей ответственности»…………………………………… ..…….8
    ………………………………………...10
    2.1. Снижение затрат при развитии интегрированной логистики………………...10
    2.2. Концепция ресурсной ориентации…………………………………………..…. 11
    2.3. Стратегическое управление затратами………………………… ………………12
    3. использование логистики для управления затратами в отечественных и зарубежных организациях ……………….15
    3.1. Эффективность использование управления в логистических системах зарубежных стран………………………………………………………………… …...….15
    3.2. Эффективность использование управления в логистических системах России……………………………………… ……………………………………………..16
    4. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ …....18
    4.1. Методы управление затратами в речной отрасли Красноярского края…….. .18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… …………….….20
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….………22
ВВЕДЕНИЕ

Российская экономика за последнее десятилетие подверглась серьёзным преобразованиям. А очевидные попытки специалистов сформировать в стране аналогичные Западным эффективные рыночные отношения не всегда имели положительный результат, так как при этом требовались эффективно разработанные способы и методы управления хозяйственной деятельности. Одним из наиболее прогрессивных научно-прикладных направлений, решающих эту проблему является логистика.
Логистика широко ориентирована на потребителя. Ее цель – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку. Логистические подходы к конструированию эффективных схем поставок груза являются успешными, потому что их можно широко применять на практике в условиях отечественного нестабильного бизнеса, делая упор в первую очередь на необходимость проведения гибкой политики работы. Любая эффективная экономическая система, в том числе и логистическая, предусматривает контроль над различными затратами, стимулирующими её функционирование.
Развитие логистики в первую очередь обусловлено стремлением предприятий к постоянному сокращению затрат, связанных с движением различных потоков, необходимых для построения гибкой логистической цепи. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система включает в себя совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.
Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия. Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению, а именно, главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности, логистические системы должны охватывать практически все направления деятельности.
Актуальность данной темы определяется, созданием эффективных, отлаженных методов управления затратами, а точнее - наделением организованных систем, так называемых интегративными свойствами, то есть, качествами, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности. Интегративные качества логистических систем позволят грамотно управлять затратами, минимизировать их, и повысить свою прибыль, что позволит предприятиям становится более конкурентоспособными как в пределах страны, так и в развитии международных торговых связей.
Цель написания курсовой работы – изучить управления затратами в логистических системах и проанализировать как управляют и снижают затраты в логистических системах в Мире, а также в Красноярском крае. Реализуется эта цель путем решения поставленных задач:
- изучить теоретические аспекты основных концепций по управлению затратами в логистических системах, выявить их положительные и отрицательные стороны;
- рассмотреть снижение затрат при развитии интегрированных логистических цепочках;
- проанализировать эффективность использования логистики для управления затратами в отечественных и зарубежных логистических организациях.
- проанализировать эффективность использования концепций управления затратами в логистической системе речного транспорта Красноярского края.

    1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТАМИ В ЛОГИСТИЧЕКИХ СИСТЕМАХ
Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Используя это определение, логистические концепции для организации бизнеса можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками. Существуют три наиболее известные основные концепции по управлению затратами: концепция совокупных затрат, «теория компромиссов», концепция «общей ответственности». Развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса, которая несет жесткую конкурентную борьбу за получение прибыли с минимальными издержками. Поэтому компаниям, стремящимся к успеху, необходимо правильно и обоснованно подбирать подходы по управлению затратами.
      1.1. Концепция «совокупных (общих) затрат»
Одним из ключевых факторов развития логистики явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что их общий уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится.
Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений. Эти факторы наиболее ярко проявились в 1960-х гг. в США. Основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров), что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Повышение разнообразия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибьюции, что потребовало находить новые пути совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения.
Концепция совокупных затрат означает комплексную оценку затрачиваемых фирмой ресурсов. При этом первоначально определяется цель деятельности логистической системы, состав необходимых функций и видов работ, обеспечивающих ее достижение. Затем, исходя из наиболее эффективного достижения цели логистической системы, стремятся так отрегулировать отдельные виды затрат, чтобы добиться снижения их общей суммы.
Для примера нахождения минимума общих затрат можно рассмотреть две основные категории логистических затрат: затраты на транспортировку и затраты на товарные запасы. Эти виды затрат тесно взаимосвязаны. В некоторых пределах снижение расходов на товарные запасы требует увеличения транспортных издержек. Сутью концепции общих затрат является то, что все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым - уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами.
Хотя на первый взгляд концепция общих затрат кажется простой, на практике ее применение осложняется. Трудность оптимизации общих затрат логистической системы связана не только с выявлением и оценкой затрат. Любое звено системы нацелено в первую очередь на совершенствование выполнения своей функции, поскольку прибыль одного звена всей цепочки, как правило, базируется на показателях работы именно их функциональных назначений. Для нацеленности на общий результат нужно разрабатывать и внедрять новые схемы оценки, побуждающие воспринимать отдельные функции, за которые они отвечают, как составные части единого процесса. Необходимо понимать, что иногда необходимо пойти на увеличение расходов в функциональной сфере ради снижения общих издержек.
На уровне логистической цепи, состоящей из самостоятельных фирм, также трудности применения концепции общих затрат обусловлены сложностью согласования интересов разных предпринимателей. Однако эти преграды необходимо преодолевать прежде всего потому, что для потребителя очень важен минимум общих затрат производителей и распространителей. Это является условием снижения розничной цены, по которой он приобретает товар. Значительную часть в конечной цене товара составляет так называемая «цена перехода», наценка, которую производит каждое звено в логистической цепи товародвижения. «Цена перехода» зависит не только от деятельности отдельного предприятия, но и от уровня взаимодействия между поставщиками, дистрибьюторами, перевозчиками и т.д. Снижение «цены перехода» достигается путем комплексного подхода к оценке затрат на основе принципов логистики.

1.2. «Теория компромиссов»

Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. Соответственно, критерий минимума общих издержек товародвижения и производства в логистической системе требует нахождения отдельных компромиссов между интересами всех звеньев логистической системы в целях достижения наилучшего соотношения между издержками и полученными результатами. Однако интересы различных звеньев производства, естественно, разные. Например, на фирме, руководители отдела маркетинга заинтересованы в увеличении доли рынка и в связи с этим в высоком уровне запасов. Со своей стороны, отдел производства, стремились избежать возможных срывов поставок, также выступает за высокий уровень запасов, но при такой политике одновременно снижается другой показатель уровня обслуживания – выполнение индивидуальных заказов. Финансовые и контролирующие подразделения стремятся к сокращению объема запасов, а транспортный отдел требует большего объема однократно поставляемых грузов. Отдел хранения запасов заинтересован в их сокращении, но следование этому ведет к снижению степени надежности работы всей сети сбыта, производства и в конечном счете ослабляет конкурентные позиции фирмы. Специалисты же в области логистики, как менеджеры по управлению материальными потоками, занимают компромиссную позицию и пытаются найти и удерживать оптимальный баланс затрат, запасов и качества обслуживания на рисунке 1.

S - затраты

а – общие затраты на выполнение
заказа

b – затраты на хранение

с – затраты на транспорт


q – размер партии

Рисунок 1 - Зависимость затрат на выполнение заказа от разового объема поставок

В более сложных логистических моделях для разрешения противоречий учитываются и другие требования. При этом исходят из особенностей выпускаемой продукции, типа предприятия, отрасли и тактики фирмы.
Зависимость затрат на размещение продукции (перевозку и хранение) от времени выполнения поставок показана на рисунке 2.

s – затраты на размещение

А – прямые поставки

B – складские поставки


0 t – время поставки

Рисунок 2 - Зависимость затрат на размещение от времени выполнения поставок

Из приведенного рисунка следует, что для достижения минимального времени поставок наиболее целесообразно осуществлять поставки через сеть промежуточных складов, расположенных вблизи заказчиков, где для этого создаются необходимые запасы. При складской форме поставок затраты падают до определенного момента в связи с увеличением времени поставок, а затем, с удлинением цикла поставок, затраты практически не меняются. Транзитная форма поставок характеризуется более тесной связью затрат с возможным временем поставок, причем до определенного момента более эффективной оказывается складская форма, а при несрочных или ритмичных поставках – транзитная форма.
Предполагается, что на рубеже 20 и 21 веков общественное значение проблем профессионального обучения, защиты окружающей среды и прав потребителей будет возрастать. В этих условиях продолжится расширение сферы компромиссов, и, что особенно важно, она включит в себя балансирование целей получения прибыли и решения социальных задач.
Развитие логистики характеризуется тем, что одновременно с эволюцией ее концепции идет процесс разработки методических основ калькуляции издержек, хотя он протекает не столь быстро и однозначно. Проблема здесь, прежде всего, заключается в выявлении структуры себестоимости продукции и услуг.
Импульсом к анализу логистических издержек послужила нестабильность экономического положения западных стран в середине 50-х годов, ставшая причиной снижения прибылей компаний. Первоначально к таким издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).
Появление концепции компромиссов позволило выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса. Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций и фирм, и те, кто использовал концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

1.3. «Концепции общей ответственности»

С середины 80-х годов в западных странах наметился новый подход к развитию логистики, как продолжение и развитие комплексного подхода. Его особенность – в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий – максимальное соотношение выгод и затрат. Новый подход получил название "Концепции общей ответственности".
Например, при возрастании значения проблемы защиты окружающей среды, проблем прав потребителей и профессионального обучения, сфера компромиссов расширяется и включает балансирование целей получения прибыли и решения социальных и других задач. Этот подход к созданию логистических систем, критерием которого является максимальное соотношение выхода и затрат является "Концепцией общей ответственности".

    2. СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧКАХ
Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций и фирм, и те, кто использовал концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

2.1. Снижение затрат при развитии интегрированной логистики

Развитие интегрированной логистики приводит к снижению затрат в системе. На рубеже III тысячелетия экономика современной России все больше поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Для новой экономики характерен эффект интеграции, вызванный существенным снижением затрат на взаимодействие.
Одно из направлений по реформированию, прежде всего, промышленных предприятий лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «поставка – производство – складирование – транспортировка – сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.
Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:
- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;
- реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей;
- технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.
Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных и финансовых потоков, сокращению числа агентов в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования вследствие кардинального уменьшения материальных запасов в производстве и распределительных сетях. Поэтому достижение стратегических целей бизнеса становится возможным при дальнейшей интеграции логистических систем в логистические распределенные сети. Сетевой принцип становится одним из эффективных средств поведения предприятий в рыночной среде. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что в современных условиях успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников логистической системы.
Интегрированный подход позволяет наиболее эффективно реализовывать цели бизнеса и функционирование всех его структурных элементов, представленных как центры ответственности. На максимизацию прибыли в центрах ответственности будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, доля рынка и низкие издержки, структура отрасли, эффективность инвестиций и эффект масштаба. Интегральная ответственность за уровень издержек связана не только с внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность, своевременность поставок и выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков.
Конкурентные преимущества обеспечиваются логистической интеграцией структурных и функциональных факторов затрат. Эффективность функционирования логистических систем (сетей) предполагает их рассмотрение как организационно-управляющих систем, направленной на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания потребителей. Логистические процессы отражаются через следующие основные категории затрат:
- затраты, связанные с организацией заказа и его выполнением, поставкой товарно-материальных ценностей;
- затраты на формирование и хранение запасов;
- транспортно-экспедиторские затраты, включая издержки на перевозку продукции от изготовителя до потребителя;
- издержки хранения и некоторые другие.
Их можно свести к двум группам: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. До недавнего времени основным фактором стратегического успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Это и обеспечивает предприятию наиболее серьезные конкурентные преимущества.

      2.2. Концепция ресурсной ориентации
Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых государствах, неизбежно приводит к пониманию приоритетного значения ресурсов и управления ими.
К особенностям ресурсной ориентации относятся:
- формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
- сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе;
- возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги фирмы.
В качестве централизованного потенциала, важнейшей интегрированной логистической сети может стать (по мнению автора) механизм стратегического управления затратами. Его успешное внедрение может принести ощутимую выгоду всем ее участникам и стать важнейшим направлением реформирования предприятий в новых экономических условиях.
Логистические методы регулирования затрат должны быть нацелены на изменение структуры и динамики издержек логистических систем в сторону их существенного снижения. Распределяемый среди участников эффект оказывается выше прибыли фирм, действующих изолированно. Именно межотраслевой характер координационных хозяйственных связей в цепочке изначально снижает их потребности в основном и оборотном капитале, необходимом для доведения материальных потоков (МП) в форме продукции до потребителей. Комплексный подход и развитие методических основ калькуляции издержек привели к внедрению учета расходов по функциональному принципу с ориентацией на конечный результат.
Вместе с тем, современные методы управления издержками все время развиваются. Утверждается новая ориентация, процедуры и механизмы регулирования затрат. Применяемые методы классифицируются следующим образом:
- метод определения затрат по процессам;
- метод определения затрат на базе жизненного цикла продукции;
- метод, основанный на базе сравнения с лучшими показателями конкурентов;
- метод стратегического управления затратами.

2.3. Стратегическое управление затратами

Изучение информации о затратах в логистических системах не получило до сих пор необходимого внимания как в исследованиях, так и практической деятельности. Тем более, что стратегический аспект этой проблемы применительно к логистике практически не изучен.
При рассмотрении концепции стратегического управления затратами (SCM – Strategic Cost Management) выделяют три базовых элемента:
- цепочки ценностей;
- стратегическое позиционирование;
- затратообразующие факторы.
Современный управленческий учет сосредотачивает внимание лишь на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, продукции. Ключевым моментом в существующем механизме является доведение до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем, построенных по принципу «точно в срок». Со стратегической точки зрения цепочки ценностей и соответствующий учет затрат позволяет выделить пять областей эффективности взаимодействия:
- связь с поставщиками;
- связь с потребителями;
- технологические связи внутри одного подразделения;
- связи между подразделениями внутри предприятия;
- связи между предприятиями в логистической сети.
Второй ключевой компетенцией логистических систем (базовым элементом) является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.
Затратообразующие факторы (третий элемент SCM) подразделяются на стратегические структурные и функциональные факторы.
Стратегические структурные факторы:
- масштаб: объемы инвестиций в различные функциональные области логистических систем;
- диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция опыт;
- технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;
- сложность: широта ассортимента продукции.
Функциональные факторы:
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от затрат, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих затрат может быть достигнуто путем применения принципов логистики в практике деятельности компаний.

Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности.

Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое.

Суть принципов логистики - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую систему.

В рыночной экономике лидером в конкурентной борьбе может стать только та фирма, которая будет рационально использовать свои возможности.

Целью данной контрольной работы является углубленное изучение особенностей учета логистических затрат и методов их оптимизации.

Задача заключается в том, чтобы полученные в ходе написания работы знания, научиться, в дальнейшем, применять на практике.

1. Понятие логистической системы

Логистическая система -- это адоптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы -- доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Основным направлением по развитию малых предприятий является создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «закупка -- производство -- складирование -- транспортировка -- сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система -- это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Границы логиститческой системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Организация производственного процесса начинается с закупки необходимых средств производства. Они поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа уплаты денег -- получение денег.

Для благополучной деятельности предприятия совокупная деятельность подсистем должна обладать следующими свойствами: стремление выполнить единую цель, иметь тесную и порядочную взаимосвязь всех подсистем предприятия, обладать интегративными качествами, т.е. обладать способностью поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества и количества, с минимальными затратами, обладать способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Динамично развивающиеся предприятия, использующие логистическую систему способны быстро ответить на возникающий спрос поставкой нужного товара.

Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.

Логистическая система ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материальных потоков, с заданными параметрами на выходе.

2. Особенности учета затрат в логистике

Логистические затраты - затраты, связанные с выполнением логистических операций (размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка), а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Затраты предприятий весьма разнообразны и подразделяются следующим образом:

1. По элементам затрат: затраты на закупку материалов; затраты на оплату труда; амортизационные отчисления; прочие.

2. По функциональным областям: затраты на закупку; затраты на производство; затраты на сбыт, и т.д.

3. По центрам ответственности: центры затрат; центры прибыли; центры выручки; центры инвестиций.

Принцип общих затрат заключается в учете всей совокупности затрат управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками во всей логистической системе.

Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.

Укрупненный анализ логистических затрат осуществляется по следующим группам расходов: на закупку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.

Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.

Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал.

Последующий анализ затрат по отдельным статьям позволяет дифференцировать оперативную и финансовую ответственность сотрудников подразделений предприятий.

Логистические затраты можно подразделить на следующие категории:

· продуктивные затраты - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить;

· затраты на поддержание логистического бизнеса сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми. Например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции;

· затраты на контроль - затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей;

· прямые затраты - затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ);

· косвенные затраты - затраты, которые могут быть отнесены на носитель (продукт, группу, изделий, заказ) только с помощью выполнения вспомогательных расчетов;

· постоянные затраты - затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей;

· плановые затраты - затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены;

· убыточные затраты - это затраты на работы, которые не могут дать результатов, например затраты на «бездействие», на простой оборудования и др.

Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:

1) затраты на формирование конечного продукта - это затраты производителя на преобразование сырья в конечный продукт;

2) транзакционные затраты - это затраты, связанные с оформлением закупок.

Группировка логистических затрат по функциональному признаку позволит осуществить контроль над уровнем затрат по отдельным операциям, выявить эффективность различных схем организации логистической деятельности, провести сравнительные анализы логистических затрат предприятий.

Функциональные центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования производства, закупок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю.

3. Концепция общих затрат

Концепция общих затрат означает комплексную оценку затрачиваемых фирмой ресурсов. При этом первоначально определяется цель деятельности логистической системы, состав необходимых функций и видов работ, обеспечивающих ее достижение. Затем, исходя из наиболее эффективного достижения цели логистической системы, стремятся так отрегулировать отдельные виды затрат, чтобы добиться снижения их общей суммы.

Использование критерия оптимальности Парето позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение общее состояние логистической системы.

Для примера нахождения минимума общих затрат рассмотрим две основные категории логистических затрат: затраты на транспортировку и затраты на товарные запасы. Эти виды затрат тесно взаимосвязаны. В некоторых пределах снижение расходов на товарные запасы требует увеличения транспортных издержек. При определении величины партии заказываемых книг необходимо найти оптимум общих затрат.

Хотя на первый взгляд концепция общих затрат кажется простой, на практике ее применение осложняется. Трудность оптимизации общих затрат фирмы связана не только с выявлением и оценкой затрат. Любое подразделение фирмы нацелено в первую очередь на совершенствование выполнения своей функции, поскольку вознаграждение сотрудников, как правило, базируется на показателях работы именно их функциональных подразделений. Для нацеленности на общий результат нужно разрабатывать и внедрять новые схемы оценки, побуждающие менеджеров воспринимать отдельные функции, за которые они отвечают, как составные части единого процесса. Менеджер должен понимать, что иногда необходимо пойти на увеличение расходов в функциональной сфере ради снижения общих издержек.

На уровне логистической цепи, состоящей из самостоятельных фирм, трудности применения концепции общих затрат обусловлены сложностью согласования интересов разных предпринимателей. Однако эти преграды необходимо преодолевать прежде всего потому, что для потребителя очень важен минимум общих затрат производителей и распространителей. Это является условием снижения розничной цены, по которой он приобретает товар. Значительную часть в конечной цене товара составляет так называемая «цена перехода», т.е. наценка, которую производит каждое звено в логистической цепи товародвижения. «Цена перехода» зависит не только от деятельности отдельного предприятия, но и от уровня взаимодействия между поставщиками, дистрибьюторами, перевозчиками и т.д. Снижение «цены перехода» достигается путем комплексного подхода к оценке затрат на основе принципов логистики.

4 . Оптимизация логистических затрат

Критерий выбора вытекает из цели лица, принимающего решение. Традиционно целью логистики называют организацию поставок покупателям нужного (по количеству и качеству) продукта в заданные место и сроки с наименьшими затратами. При этом сама логистика выступает как функциональная область управления операциями по физическому перемещению и хранению ресурсов и благ, называемых «логистическими операциями». В итоге логистическая оптимизация ориентируется на критерий минимума затрат (логистических затрат) на выполнение этих операций. Данный критерий обладает рядом недостатков.

Управление сложным хозяйственным объектом предполагает оптимизацию проходящего через него потока (преобразования ресурсов в блага) на всех стадиях его движения. Отсюда важнейшим принципом эффективного управления является принцип глобальной (в смысле полного охвата управляемого процесса) оптимизации. Однако ограничение предмета логистики одними лишь «логистическими» операциями и применение критерия минимума «логистических» затрат делает невозможным принятие глобально оптимальных решений.

Результирующими показателями поведения хозяйственных объектов всегда являются экономические параметры. Вместе с тем, сложившаяся в рамках традиционной логистики практика оптимизационных решений, имеет дело, главным образом, с технологическими переменными, при этом экономические переменные если и учитываются, то лишь косвенно - в качестве ограничений.

Технологические критерии нацеливают на максимизацию интенсивности использования ресурсов и сводят процесс оптимизации сложного потока к отысканию узкого места в хозяйственном процессе. Но оптимальные технологические решения крайне редко согласуются с оптимальными экономическими критериями.

Возможной причиной технологического акцента «логистической» оптимизации является неопределенность того, какой вид затрат - валовые или средние - подлежит минимизации. Если речь идёт о валовых затратах, то, во-первых, надо понимать, что они вообще-то не минимизируются, т. к. по мере увеличения выпуска всегда растут. Минимизация валовых затрат как критерий выбора применима только в аспекте сравнительной эффективности альтернативных вариантов, тождественных по всем прочим условиям (и в первую очередь - по величине выпуска). Но весь творческий потенциал логистики как раз и связан с отказом от этой тождественности. Во-вторых, включение в анализ параметров времени и места поставки не только расширяет пространство допустимого выбора, но и ставит вопрос об оптимизации логистической цепи, организуемой для реализации конкретного вида потока, т.е. согласование локальных решений всех её звеньев. Вместе с тем, оценка сравнительной эффективности по критерию минимума валовых затрат не предназначена для решения этой задачи.

В этом вопросе более адекватен анализ средних на единицу продукции затрат, поскольку нацеливает на исследование их зависимости от параметров потока (скорость, время поставки и т.д.) на всех стадиях его движения. Но тогда очевидно, что решения по критериям «узкого места» и минимума суммарных средних затрат будут тождественны только в случае снижающихся функций средних затрат в каждом из сопряжённых в цепь логистических звеньев. Но веских оснований для признания закономерности этого случая нет. логистика затрата учет оптимизация

Напротив, оптимальный (по критерию минимума средних затрат) уровень производства, как правило, меньше максимально возможного выпуска. Соответственно, величина глобального (по критерию минимума суммарных средних затрат) оптимума выпуска может превышать локально оптимальный его уровень на отдельных операциях. Таким образом, принцип «узкого места» не может быть признан в качестве общего метода оптимизации потока.

Необходимо подчеркнуть, что даже устранение всех предыдущих замечаний (что в принципе возможно) не позволяет ориентироваться на критерий минимума средних затрат при оптимизации логистических решений, поскольку сфера его применения крайне ограничена.

Наиболее существенной чертой хозяйственной деятельности является ориентация на максимизацию благосостояния хозяйствующего субъекта. В приложении к производству эта цель конкретизируется в показателе прибыли. При этом никакой характер функции спроса уже не позволяет абстрагироваться от фактора цены. Даже в условиях совершенной конкуренции, когда предприятие способно управлять только своими затратами и объемом производства, максимизация прибыли достигается при выпуске, превышающем выпуск с минимальными средними затратами. Иными словами, критерий минимума средних затрат ни при каком типе рыночной структуры не может восприниматься даже как частный случай максимальной прибыли.

Одним из эффективных средств контроля над общими затратами является полное сосредоточение всех ресурсов на достижении результатов. Причем важен не абсолютный уровень общих затрат, а отношение между усилиями и полученными результатами. Даже при систематическом направлении усилий и ресурсов на поиск благоприятных возможностей и достижение результатов необходим анализ затрат и контроль над ними.

В процессе планирования логистических затрат предприятия учитывают:

а) результаты анализа отдельных статей логистических затрат и выявленные резервы их экономии;

б) показатели, разрабатываемые специалистами службы логистики предприятия на предстоящий (плановый) период (необходимые запасы, доходы, прибыль и др.);

в) нормативы расходования средств, ресурсов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;

г) факторы, влияющие на изменения логистический затрат по отдельным статьям в планируемом периоде;

д) показатели логистических затрат за отчетный период по другим предприятиям, в целом по отрасли;

е) прогнозные расчеты логистических затрат и основные направления их экономии в планируемом периоде.

Для того чтобы контролировать логистические затраты, специалистам службы логистики необходимо проводить анализ, а именно:

а) определить центры сосредоточения затрат - функциональные области бизнеса, где накапливаются значительные затраты и где эффективное их снижение может принести реальные результаты;

б) найти важные пункты затрат в пределах каждого центра их сосредоточения;

в) рассматривать бизнес предприятия в целом как один поток затрат;

г) рассматривать, стоимость скорее как сумму, которую платит потребитель, чем как сумму затрат, которая возникает в пределах предприятия как юридического лица или объекта налогового учета;

д) классифицировать логистические затраты в соответствии с их основными характеристиками и таким образом осуществлять диагностику общих затрат.

5 . Концепция компромиссов в логистике

Компромиссы в логистике рассматриваются как метод согласования экономических интересов участников логистического процесса для наиболее эффективного достижения общих целей.

Интересы структурных подразделений, а также разных предприятий, как правило, различны и нередко противоположны. Например, торговый зал обувного магазина заинтересован в том, чтобы склад располагал запасами, гарантирующими бесперебойность поступления обуви в продажу. Финансовый отдел заинтересован в снижении стоимости запасов, склад - в сокращении запасов, снижающем объем его деятельности. Транспортная служба заинтересована в крупных партиях завозимой обувной продукции, улучшающих использование транспорта, но повышающих объем запасов. Специалист по логистике в этой ситуации должен предложить компромиссное решение, стремясь найти и удержать оптимальный баланс качества обслуживания покупателей, затрат и запасов. Для этого выполняются многовариантные расчеты. Принимается тот вариант, который приносит наибольшую прибыль фирме в целом.

Продвижение товаров к конечному потребителю достигается в результате действия многих участников логистической цепи, каждый из которых преследует свои цели. Если фирмы-участники товародвижения смогут согласовать свою деятельность в целях оптимизации экономических потоков, возникающих при продвижении книжных товаров, то в результате они все вместе получат от этого существенный экономический выигрыш.

Примером компромисса во взаимоотношениях между партнерами может служить система скидок на обувные товары, которые предлагают фабрики предприятиям обувной торговли. На величину скидок влияют различные факторы. Как правило, определяющее значение имеет объем закупаемых партий: чем больше покупает обувной магазин, тем выше скидка. Ясно, что производитель стимулирует торговое предприятие закупать крупные партии. Со своей стороны, обувной магазин должен найти компромисс между величиной скидки и объемом финансовых средств, которые требуется вложить в товарные запасы.

Таким образом, оптимизация экономических потоков предполагает сквозную систему управления их движением, базирующуюся на учете интересов всех участников логистической цепи.

Прослеживая развитие компромиссов в логистике, необходимо отметить, что первоначальной областью их применения становятся внутрифирменные взаимоотношения между подразделениями. В логистике зарубежных стран сознательное использование компромиссов в межфирменных отношениях приходится на конец 1970-х годов. В конце века сфера применения компромиссов расширилась, охватив не только экономические результаты деятельности, но и социальные, политические, экологические отношения. Возникла концепция «общей ответственности». Критерием эффективности достигнутого компромисса стала не максимальная прибыль, а оптимальное соотношение выгод и затрат. Под выгодами понимается решение не только экономических, но и социальных задач.

Поиск компромисса является своего рода искусством. Конкурентоспособность фирмы в значительной мере достигается за счет ее умения лучше других находить компромисс между стремлением к извлечению максимальной прибыли, интересами покупателей и партнеров по бизнесу. Достаточно четко искусство компромиссов проявляется в ценовой политике фирмы.

Компромиссы с партнерами достигаются в ходе переговоров, результатом которых является заключение соглашений (договоров). Любое соглашение может быть заключено только при наличии явной выгоды для участвующих в нем сторон.

6 . Пути снижения уровня логистических затрат

Конкурентоспособность предприятия зависит не только от уровня затрат, связанных с работой самого предприятия, но и от уровня затрат поставщиков и каналов распределения.

Для достижения преимущества совокупные затраты предприятия должны быть ниже, чем у конкурентов.

Существуют два пути достижения этого:

1) более эффективно, чем конкуренты, использовать ресурсы и управлять факторами, влияющими на затраты;

2) перестроить структуру затрат предприятия таким образом, чтобы исключить некоторые элементы, создающие затраты.

Пути снижения уровня логистических затрат:

1) поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.

2) проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.

3) оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).

4) интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.

5) поиск более дешевых заменителей ресурсов.

6) улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями, например в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.

7) компенсация роста затрат в одном звене за счет сокращения затрат в другом звене.

8) использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.

9) улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.

10) обновление наиболее затратных звеньев при осуществлении инвестиций в бизнес.

Заключение

В условиях переходной экономики необходимо переосмысление научно-теоретических и практических разработок отечественных ученых, а также использование зарубежного опыта формирования и управления логистическими системами. Логистические методы и модели описания объектов управления и принятия управленческих решений, должны учитывать специфику рыночных преобразований в России.

В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике России лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих российских предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно эту продукцию затем еще сохранить и реализовать. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов.

Цена продукции зависит не только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку, складирование, реализацию и т.д. Снижая эти затраты, снижается себестоимость, повышается таким образом и прибыль. Именно этими вопросами (и не только ими) занимается логистика.

Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно, но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. По сути, отдел логистики должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так сказать координирующим центром фирмы.

По итогам выполнения данной работы можно сделать вполне определённый вывод:

1. Фирма, применяющая принципы логистики, обеспечивает себе - повышение эффективности производства, сокращение финансовых потерь (дополнительная экономия).

2. На предприятии удается уменьшить затраты и повысить рентабельность производства только при правильном подходе.

3. Снижение логистических затрат, рост на этой основе уровня прибыли повышает финансовые возможности предприятия.

Список использованной литературы

1. Аникин Б.А. Логистика: Учеб. пособие - М.: Инфра-М, 2007. - 327с.;

2. Аникин Б.А. Логистика: Учеб. пособие, серия вопрос - ответ, - М.: Инфра-М, 2002. - 220 с.;

3. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технология, управление и логистика: учеб. - практическое пособие. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 176 с.;

4. Гаджинский А.М. Основы логистики: учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - 124 с.;

5. Интернет сайт: www.allbest.ru;

6. Интернет сайт: www.logist.rus.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятий. Система управленческого учета "Директ-костинг", ее преимущества. Оптимизация логистических затрат. Проектирование склада лакокрасочных материалов домостроительного комбината.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Определение актуальности внедрения логистических систем в современную российскую экономику. Проведение расчета общих затрат в логистической цепочке снабжение – производство – сбыт. Порядок оптимизации материального потока и оптимизация выпуска продукции.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2013

    Использование логистики в деятельности предприятий. Определение затрат в логистической цепочке "снабжение-производство-сбыт". Оценка целесообразности увеличения объема выпуска продукции сверх оптимальной величины. Оптимизация материального потока.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Освоение логистики как научного способа организации бизнес-процессов. Классификация логистических затрат, анализ их структуры. Учет логистических издержек по видам деятельности, система проведения их оценки. Основные методы учета логистических затрат.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятий. Товароведно-коммерческая характеристика хранимых грузов на складе. Выбор способов хранения грузов и складской тары. Расчёт потребности в грузоподъёмных и транспортных механизмах.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Теоретические основы управления маркетингом при взаимодействии с логистическими подразделениями на предприятии и аспекты взаимодействия маркетинговой и логистической служб. Рекомендации по логистической оптимизации управления современным предприятием.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2011

    Сущность, особенности и специфика учета логистических издержек. Сравнение логистической и финансовой отчетности. Требования к системе учета логистических издержек, методика и правила их анализа. Пути снижения затрат на выполнение логистических операций.

    презентация , добавлен 02.04.2011

    Изучение сущности, задач, принципов (саморегулирование, гибкость, минимизация, интеграция, доходность) и основных требований (оптимизация затрат, оперативность) к финансовой логистике. Рассмотрение особенностей денежного потока в логистической системе.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2010

    Характеристика структуры Управления по закупкам оборудования ОАО "Нефтекамскнефтехим". Влияние лoгистической организации процессов товародвижения на зависимость затрат от уровня сервиса. Разработка предложений по совершенствованию логистической системы.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2014

    Логистическая цепочка для торговых предприятий. Характеристика материальных и информационных потоков гипермаркета. Логистическая инфраструктура, состояние складов, стоимость перевозок. Обзор вариантов логистических схем перевозок и размещения товара.

Общие логистические издержки – это базовое интегральное понятие для проектирования логистической системы (сети).

Каждой логистической функции (элементарной и/или комплексной) соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные ЗЛС. Структура логистических затрат приведена на рис.1.5.

Рис.1.5. Структура логистических затрат

При традиционном подходе каждая из указанных выше затрат рассматривается отдельно от других, и поэтому считается, что сокращение, скажем, затрат на транспортировку автоматически приводит (при формально выполняемых расчетах) к снижению общих издержек. Иными словами, ориентируются на минимум издержек в каждом из звеньев:

где C з, C п, C хр, C с, C тр – затраты соответственно на закупочную деятельность, производство, хранение (складирование), сбыт, транспортировку продукции.

Но при системном подходе к логистике и анализе взаимозависимостей между отдельными видами деятельности становится понятным, что сокращение затрат на один вид деятельности порой ведет к увеличению затрат на другой, в результате чего общие логистические издержки могут быть снижены, хотя в отдельных видах деятельности затраты могут и повыситься.

В отличие от традиционного подхода логистический подход ориентирует предприятие на отказ от изолированного рассмотрения издержек. В результате меняется критерий суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых:

Главная проблема, возникающая при использовании общих издержек, заключается в том, что традиционная бухгалтерская практика классификации и учета основных видов издержек, как правило, не обеспечивает возможности классификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом продвижения МП от источника к потребителю. Традиционные методы учета, как показано на рис.1.6, направлены на определение затрат по функциональным областям (по вертикали) и объединяют издержки в крупные агрегаты. Это не позволяет выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса продвижения материального потока (бизнес-процесса), а значит, не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную прибыль.

Рис.1.6. Традиционная система учета издержек по функциям

Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней.

Рис.1.7. Учет логистических издержек на всем пути движения

материального потока

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию ее издержек. Калькуляция расходов стала осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением.


Краткое содержание параграфа. Концепция логистики представляет собой выбранный общий подход к оптимизации процесса доставки, или логистических операций в целом.
Концепции логистики условно могут быть разделены на концепции минимизации затрат и на концепции организации логистической деятельности.
Концепции минимизации затрат разделяются на концепцию минимизации каждой (отдельной) логистической операции и концепцию минимизации общих логистических издержек. Наиболее прогрессивной является вторая концепция, которая нацелена на конечный, а не на промежуточный результат минимизации логистических издержек.
Концепции организации логистической деятельности разделяются на концепцию реинжиниринга, концепцию интегрирования и концепцию управления цепочкой поставок.
Понятие концепции. Под концепцией логистики понимается обычно либо какая-то система взглядов, дающая возможность понять процессы доставки, имеющие место в экономике, либо какая-то ведущая мысль (замысел, общий подход), которая определяет всю совокупность действий участника рынка, связанных с доставкой продукции.

В данном учебнике концепции логистики излагаются лишь в последнем их понимании, т. е. как некая ведущая мысль и основанный на ней общий подход к рассмотрению логистических процессов со стороны участника рынка.
Основные логистические концепции, которые сформировались к настоящему времени, условно можно разделить на две группы: концепции минимизации логистических издержек и концепции организации логистической деятельности.
Условность такого деления состоит в том, что в конечном счете вторая группа концепций все равно имеет своей конечной целью минимизацию логистических издержек, но в них упор делается на существенные организационные методы достижения этой цели, в то время как в первой группе концепций способы достижения минимизации затрат не ограничиваются какой-то одной их группой (стороной).
Концепции минимизации логистических издержек. К ним относятся: концепция минимизации затрат на отдельный логистический процесс; концепция минимизации общих логистических издержек.
Концепция минимизации затрат на отдельный логистический
процесс. Участник рынка осуществляет обычно множество разнообразных логистических действий. Согласно подходу данной концепции его главная задача состоит в том, чтобы минимизировать затраты на каждый логистический процесс.
Минимизация затрат - цель любого участника рынка, поскольку является главным методом увеличения его прибыли. Снижая затраты на доставку продукции, он тем самым при прочих равных условиях увеличивает общую величну прибыли от продажи этой продукции на рынке.
Концепция минимизации общих логистических издержек. Суть концепции заключается в том, что логистические процессы, осуществляемые участником рынка, рассматриваются уже не по отдельности, как это имело место в предыдущей концепции, а в своей совокупности.
В соответствии с данной концепцией участник рынка стремится минимизировать затраты на доставку не только и не столько в каждом звене этого процесса, а применительно к своему конечному результату (продукту).

Например, участник рынка по отношению к своему конечному продукту должен осуществить несколько процессов доставки. Он может нацелиться на то, чтобы каждый процесс доставки осуществлялся с минимальными затратами, но если эти логистические процессы взаимосвязаны, то важно, чтобы совокупные затраты на них были минимальны. Обычно это может быть достигнуто таким образом, что при росте затрат на какие-то отдельные процессы затраты на другие процессы снижались в гораздо большей степени, чем их можно было бы снизить при обособленном рассмотрении. В результате совокупная минимизация затрат только возрастает.
Концепции организации логистической деятельности участника рынка. Сюда включаются концепции: реинжиниринга; интегрирования; управления цепочкой поставок.
Концепция реинжиниринга в логистике. Идея подхода, провозглашаемого данной концепцией, состоит в том, что под цель, связанную с доставкой продукции, которую участник рынка ставит перед собой, разрабатывается единый процесс, в котором увязываются все функциональные звенья предприятия. В том случае, когда такая увязка с существующими организационными звеньями не получается (или неэффективна), проводятся изменения в соответствующих организационных звеньях (убираются ненужные, создаются новые, переструктурируются существующие и т. д.), или осуществляется организационный реинжиниринг.
Проблема состоит в том, что, во-первых, необходимость организационных изменений (организационного реинжиниринга) может возникать всякий раз, когда существенно меняется логистическая цель участника рынка, во-вторых, логистические цели есть не единственные цели, которые стоят перед производителем или другим участником рынка.
Концепция интегрирования. Данная концепция исходит из того, что все составные части процесса доставки продукции, которые осуществляются данным участником рынка, должны быть взаимоувязаны (интегрированы) между собой. Таким образом, логистические процессы (логистическая деятельность) в компании (снабжение, внутрипроизводственные процессы, сбыт и др.) осуществляются не отдельно друг от друга, а как единый ком
плекс, нацеленный на уменьшение затрат по доставке, на своевременную доставку продукции, на налаживание устойчивых рыночных связей с поставщиками и потребителями продукции и т. п.
Концепция управления цепочкой поставок. Данный подход состоит в наилучшей организации всего процесса доставки конкретного продукта от его исходного пункта (производителя, поставщика) до конечного потребителя.
Эта концепция основывается на увязке действий всей цепочки доставки продукции от производителя до потребителя, которая состоит из разных участников рынка. Если все части этой цепочки доставки находятся в какой-то органической связи между собой, например у них близкий (одинаковый) состав собственников, то в этом случае у них можно найти «сквозной» экономический интерес (минимизация затрат или увеличение прибыли), который будет максимален, если они будут действовать на рынке как единое целое, а не как обособленные владельцы, интересы которых противоположны.
Контрольные вопросы Что такое процесс доставки произведенной продукции и какова его роль на рынке? Каковы две стороны процесса доставки и из чего они вытекают? Что включает в себя материальный процесс доставки продукции? Что представляет собой доставка продукции как обмениваемого на деньги товара? Какие части включает в себя логистическая наука? Каковы основные цели и задачи логистической науки? Какие функции выполняет логистика? Какие существуют основные концепции логистики? Зачем необходимо знание логистики участнику рынка?
10. Должен ли участник рынка «слепо» следовать научным рекомендациям, или же он должен применять их с учетом специфики своей практической (рыночной, коммерческой) деятельности?