В какой стране впервые был изобретен фарфор. Из чего сделан фарфор

Фарфор– материал (или керамические изделия из этого материала), который получается путем спекания фарфоровой массы, состоящей из глины, белой глины – каолина, кварца, полевого шпата и других природных субстанций. Изделий из фарфора изначально белые, блестящие, в тонком слое просвечивающие, непористые, водонепроницаемые и термостойкие, обладают хорошими изоляционными свойствами.

Материал получают при очень высоких температурах, более 1300–1400˚ С, в несколько этапов с разным температурным режимом, при этом материал меняет свойства прозрачности, твердости, упругости и пористости. В связи со сложностью процесса производства в настоящее время около четверти получаемых изделий выбраковываются (раньше таких изделий было более половины).

Из фарфора изготавливают бытовую посуду ( , тарелки, блюдца, супницы, кофейники и т.д.; комплект их образует сервиз, гарнитур или набор) и художественно-декоративные изделия (статуэтки, вазы и т.п.).

В зависимости от состава и процесса изготовления различаютмягкий, твердый и костяной фарфор, а по наличию глазури на поверхности изделий – глазурованный фарфор и бисквит (неглазурованный фарфор). Фарфор разных производителей отличается цветом, составом и технологией производства. Дорогие коллекционные сорта называют по месту производства или по имени владельцев фарфоровых заводов.

По одним данным, фарфор впервые появился в Китае в IV–VI вв., по другим, –только к XIII веку. Причину его возникновения связывают с китайской чайной церемонией (для божественного напитка до фарфора использовались дорогие нефритовые чаши). Известный путешественник Марко Поло по возвращении из Китая пишет о необычных тарелках из порцеллана(ит. рorcellana - морские раковины), это слово и вошло в большинство европейских языков для обозначения фарфора. В других языках название изделий из этого вида керамики звучит близко к русскому «фарфор», от названия титула китайского императора «фарфур» или «фагфур» – «сын неба». Есть и альтернативная точка зрения, согласно которой появление фарфора в Китае – миф, фарфор появился в Европе, в частности, в Италии, а в Китай был завезен позже.

Китайский фарфор первого поколения имел зеленоватый или голубой оттенок. Сохранившиеся вазы и кувшины напоминают античные сосуды, имеют ручки в форме драконов и горлышки в виде животных. Позже китайский фарфор стал молочно-белым, глазурованным, с характерной кобальтовой росписью. Очень популярны в Китае уже XV–XVII вв. стали фарфоровые . В связи в развитием торговли со странами Европы, к XVIII в. налаживается производство китайского фарфора на экспорт и он теряет свою простоту и изысканность.

Возникновение фарфора в Японии и Корее относят к X в. В Европе же он появился гораздо позднее. Известно, например, что во Флоренции в XVIвеке был изобретен мягкий фарфор, без каолина. Такой же мягкий фарфор изготавливался первоначально во Франции и Германии. В начале XVIIIв. немецким алхимиком Иоганном Фрифрихом Биттгером был открыт секрет изготовления настоящего твердого фарфора. Вскоре в Саксонии появляется мануфактура, выпускавшая знаменитый мейсенский фарфор. Знаменит он был не только из-за качественного материала, но и благодаря росписям в стиле шинуазри, рококо и декору в виде кажущихся живыми цветов («немецкие цветы»). В этом же XVIIIв. открываются фабрики по производству фарфоровых изделий во Франции (сервский фарфор), Англии (здесь с XIXв.налаживается выпуск фарфорас приместью костяной золы, из костяного фарфора изготавливается керамика в стиле английского ампира; фабрики в Челси, Дерби, Боу, керамическая фабрика Вустер).

В России первая Порцелиновая мануфактурабыла основана в 1744 г. В Санкт-Петербурге. Для разработки состава фарфора дочь Петра Елизавета приглашала иностранных специалистов, но способ получения твердого фарфораиз отечественных материалов, который практикуется до сих пор, был открыт Дмитрием Ивановичем Виноградовым. В 1765 году Порцеллиновая мануфактура получила название Императорского фарфорового завода, а сейчас известна как фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Фарфоровые мануфактуры, основанные в Подмосковье Ф.Я. Гарднером (фарфор Вербилок), А.Г.Поповым (горбуновский фарфор) и др., скупил крупный предприниматель того времени М.С. Кузнецов. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и изысканным декором.

«Блестящий как зеркало, тонкий как бумага, звонкий как гонг и гладкий как озеро в солнечный день». Когда-то фарфор называли китайским чудом, белым золотом, говорили даже, что яд, подсыпанный в фарфоровый сосуд, теряет свои коварные свойства. Фарфор издавна славится своими высокими изобразительными возможностями. Он позволяет художнику через форму, фактуру, цвет выразить свое отношение к миру, воплотить свое представление о красоте. Фарфор, как известно, придумали китайцы и многие сотни лет стойко хранили секрет производства этого удивительного материала - белого, полупрозрачного, звенящего. Впервые фарфор стали изготовлять в Китае в I тысячелетии нашей эры. Китайские мастера достигли в этом высокого совершенства. Отдельные образцы этих изделий попали в Европу в конце XIII века, однако способ изготовления фарфора в течение многих веков оставался для европейцев «китайским секретом», что придавало фарфору таинственность и повышало его ценность. Европейские алхимики с таким же рвением стремились найти способы изготовления фарфора, как и золота. Первому разгадать китайский секрет удалось в 1709 г. немецкому учёному - алхимику Иоганну Бетгеру. В 1710 году в Германии в городе Мейсене он основал первый в Европе фарфоровый завод, а в 1717 году в Вене начал работать второй в Европе завод. Так появился саксонский фарфор, рецепт которого немедленно стал государственной тайной. Как в Китае, так и на западе производство фарфора сохранялось в тайне, разглашение которой каралось как государственное преступление. Мастера фарфора давали клятву, что даже под страхом смерти никому ее не выдадут. В Россию фарфор попал из Китая еще до начала его производства в Европе. В России бытовало два названия - «фарфор» и «порцелин». Второе и сейчас существует почти во всех европейских языках. Попытки организовать производство фарфора (порцелина) в России начались еще при Петре I. Однако намерения наладить его в России руками иностранцев окончились неудачей. Приобрести драгоценный секрет изготовления фарфора ни в Европе, ни в Китае также не удалось. Открыл секрет производства фарфора современник и друг М.В. Ломоносова замечательный русский ученый Д.И. Виноградов. Первая мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. В этом же году Дмитрий Иванович Виноградов, получив звание бегмейстера, вернулся в Россию. Там он сразу попал на только что основанную Невскую порцелиновую мануфактуру, где около 10 лет был Управителем и работал над поисками состава фарфоровой массы, глазури, красок. Кроме того, Виноградов отрабатывал технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, испытывал различные сорта топлива для обжига фарфора, проектировал и строил печи, горны. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому, да еще и готовить себе помощников и преемников. А между тем 30 января 1746 г. он уже начал испытания первого, экспериментального состава фарфоровой массы. В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России. Нередко русский фарфор и фарфоровая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства. Вскоре Виноградов изобрел свой рецепт глазури, потом взялся за состав ярких и огнеупорных красок. В журнале записано около 40 веществ для получения различных негорючих красок: золотой и золотистой, пурпуровой и светло-красной, голубой и «самой черной». Свои рецепты мастер старался зашифровать, применяя итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Дело в том, что Черкасов требовал засекречивать работу насколько это возможно. Так в тяжелых трудах прошло почти пять лет. И вот наконец получен русский фарфор! Ничем не хуже китайского и саксонского. С 1747 г. Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления. А в 1752 г. первый этап работ по созданию русского фарфора и организации технологического процесса производства завершился.

Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о приеме заказов от частных лиц на фарфоровые «пакетовые таба­керки». В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре делали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она в свою очередь дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 г., когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственный», принадлежавшего лично императрице, появление в продаже фарфоровых «кукол» - фигурок людей и животных. В те времена фарфоровую посуду держали в доме для престижа, хранили в специальных кладовых наряду с другими драгоценными вещами, и лишь спустя десятилетия фарфором начали сервировать столы. Несколько иной путь формирования и развития традиций в народных промыслах, исторически сложившихся под воздействием конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условий. Народные художественные промыслы возникали, складывались и развивались в различных местностях и в разное время - одни в древности, другие - в конце XIX - начале ХХ века под влиянием капиталистического развития деревни, третьи - в 1920-1930-е годы в новых условиях советской действительности. Нередко базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. На создание стиля и формирование традиций искусства промысла оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие - явно и непосредственно воздействуя на характер искусства и структуру художественного образа. Конкретно-исторический подход к анализу всех факторов, участвующих в создании и развитии народного промысла, показывает, что их роль на разных этапах развития промысла и в разное время могла быть неоднозначной.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М.С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым. В дореволюционной России заводы по производству фарфора были весьма успешными, а фарфоровые фигурки были во дворцах, в домах интеллигенции, особняках. После революции, с 1917 года фарфоровые изделия попали в число осуждаемых вещей, а заводы, где они производились, разрушали и уничтожали. В те времена фарфор считался предметом «буржуазного прошлого». Но вскоре фарфор вновь вернул свой авторитет и в моду вошел советский фарфор. Зарождалась новая культура. Советское искусство набирало обороты и в Петрограде - знаменитостью стал Ленинградский Фарфоровый Завод - ЛФЗ. Советский фарфор - это история целой эпохи. Советский фарфор очень любим коллекционерами: фарфоровые статуэтки рабочих, пионеров, военных, спортсменов, бойцов Красной Армии - напоминают об истории СССР, а для многих это и есть ностальгия по былым временам. Советский фарфор - очень качественный материал. Срок его службы неограничен и многие изделия дошли до наших времен почти в идеальном состоянии. В Дулево и Ликино, на ЛФЗ фарфоровые фигурки изготавливались небольшими партиями. По фарфоровым статуэткам можно воспроизвести многие элементы истории: во что одевались люди, например.

28 марта 1709 г. Иоганн Фридрих Бёттгер доложил саксонскому курфюрсту Августу Сильному, что секрет фарфора раскрыт. Тем самым придворный алхимик в сотрудничестве с естествоиспытателем графом Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузом обеспечил своему повелителю значительный источник дохода. Китайский фарфор был известен в Европе самое позднее с XIII в. Матово поблескивающие вазы и чаши стали непременной принадлежностью всякого уважающего себя европейского двора, и монархи платили невероятные суммы за свои фарфоровые сокровища.

Гонка за фарфоровым секретом

Не удивительно поэтому, что было много желающих разгадать секрет производства фарфора и обеспечить себе таким образом богатство. Однако долгое время все попытки оканчивались неудачей: либо что-то было не так в составе фарфорового теста, либо неправильно подбиралась температура обжига. В ходе этих экспериментов появились фаянс и так называемая каменная масса, однако качество настоящею китайского фарфора долго оставалось недостижимым.

На благо правителя

Уже в 1693 г. Чирнгаузу удалось с помощью собирающей линзы обжигать керамику солнечной энергией. 151708 г. он впервые получит твердый белый фарфор. Посте его смерти метод Чирнгауза развит Иоганн Фридрих Бёттгер. Рецепт фарфорового теста, состав глазури, устройство печи и ход процедуры обжига курфюрст держал в строжайшем секрете. В 1710 г. он велел построить в замке Альбрехтсбург в Мейсене фарфоровую мануфактуру, которая в течение всего XVIII в. Удерживала монополию в Европе. Шпионаж подкуп и переманивание работников были обычными мерами, к которым прибегши правители других земель, желая развернуть собственное фарфоровое производство. В конце концов мануфактур стало много, и «белое золото» потеряло свою исключительность.

Фарфор в современном мире

Сегодня фарфор широко применяется в технике, в том числе как изоляционный материал для нормального тока и в сетях высокого напряжения, в свечах зажигания, катализаторах, ракетных двигателях а также в компьютерном производстве для изготовления резисторов. Большое будущее предсказывают и такой области, как биокерамика — изготовление различных фарфоровых протезов для человеческого тела.

  • Около 700 г. н.э.: в Китае уже производили твердый фарфор.
  • 1575 г.: Франческо Медичи удается наладить во Флоренции производство так называемого мягкого фарфора.
  • 1744 г.: первая фарфоровая мануфактура в Петербурге, основанная по приказанию императрицы Елизаветы.
  • 1779 г.: англичанин Джошуа Веджвуд получает сперва сливочный фарфор необычного кремового оттенка, а затем — знаменитый «джаспер». «яшмовый» фарфор бежевого, зеленого, синего или лилового цвета.

Китай подарил миру немало удивительных и полезных вещей: компас, порох, бумагу и многое другое. Одним из достижений древних китайских мастеров был и удивительный по своим качествам фарфор. Долгое время технология изготовления фарфора была одной из самых важных государственных тайн, разглашение которой каралось смертной казнью. Лучшие европейские разведки веками охотились за рецептом китайского фарфора. За пределами Китая не раз предпринимались попытки создать аналогичный по характеристикам материал, но долгое время они оставались тщетными

Несмотря на то, что на сегодняшний день все секреты фарфора из Поднебесной давно раскрыты, ещё никто не смог создать более совершенных изделий, чем китайские мастера.

История китайского фарфора

На протяжении веков технология приготовления фарфоровой массы, ассортимент изделий и особенности их раскрашивания менялись. Основные вехи развития фарфорового производства традиционно связывают со сменой императорских династий.

  • Археологические исследования показали, что изготавливать посуду из смеси глины и минерального порошка в Китае начали ещё 20 000 лет назад. Конечно, такие изделия ещё нельзя назвать фарфоровыми, но именно из этой древней технологии позже вырастет развитая фарфоровая промышленность.
  • Династия Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.). При императорах Хань был получен рецепт классической фарфоровой массы. Мастера изготавливали различную посуду, статуэтки и предметы быта.
  • Династии Суй и Тан (III — Х вв.). Мастера стали больше экспериментировать с материалом, например, обжигать его при разных температурах, что позволяло добиться различных цветовых тонов готовых изделий.
  • Династии Сун и Юань (X — XIV вв.). Расцвет фарфоровой промышленности. В эти века мастерские, специализирующиеся на изготовлении фарфора, возникают практически в каждом городе. Появляются региональные художественные школы, а также новые способы росписи и формы. Изделия стали украшать драгоценными камнями и позолотой.
  • Династия Мин (XIV — XVII вв.). В это время китайские мастера перенимают многие технологические приёмы, используемые на Ближнем Востоке. В частности начинают использовать для росписи своих изделий не минеральные краски, а эмалевые. Многие мастера сочетали два вида росписи: наносили минеральную краску прямо на фарфоровые стенки, покрывали их слоем глазури, а затем раскрашивали изделие эмалью. Тогда же китайские купцы начинают поставлять в Европу большие партии фарфоровых изделий. В начале XVI века рецепт изготовления фарфора становится известен в Японии. Японские изделия были более яркими и богато украшенными, однако, по своему качеству значительно уступали китайским.
  • Династия Цин (XVII — XX). При императорах этой династии весь мир узнал секрет китайского фарфора. Уже после того, как технология стала известна представителям французской разведки, одну из самых оберегаемых китайских тайн решил раскрыть сам император Цяньлун. Достаточно большой раздел в своих мемуарах он посвятил подробному описанию процесса изготовления фарфора. В это же время слегка меняется внешний вид фарфоровых изделий. В начале XVIII века был открыт способ окрашивания фарфора в нежно-розовый цвет. Поэтому большая часть посуды и статуэток, изготовленных после 1700 года, имеет розоватый оттенок, а до 1700 — зеленоватый или ярко-красный.

Технология изготовления фарфора

В начале XI века «фарфоровой столицей» мира стал Цзиндэчжэнь, где изготавливалась посуда для императорской семьи. Всё население города было занято исключительно на производстве фарфора. Попасть в Цзиндэчжэнь можно было только, назвав пароль. Каждую ночь городские ворота запирали, а по улицам ходили вооружённые патрули. Так китайские императоры заботились о сохранении рецепта фарфора в тайне.

Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

Фарфор в Европе

Впервые европейцы узнали о существовании фарфора от итальянского путешественника , который в конце XIII века привёз на родину вазу из удивительного белого материала. С XIV века в Европу из Китая по « » стали поставляться фарфоровые изделия. Тогда они ценились на вес золота и украшали дворцы лишь царственных особ и самых богатых дворян.

В Венеции, Англии, Франции, Германии не раз предпринимались попытки начать производство собственного фарфора. Но изделия получались грубыми и непрочными. Долгое время ни в одной стране мира мастера не могли создать такого же тонкого, полупрозрачного и однородного материала как в Китае. Впрочем, эти неудачные попытки благотворно сказались на развитии химии, физики и некоторых других естественных наук. В конце концов, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был разгадан саксонским химиком Иоганном Бётгером. Его открытие позволило создать в Саксонии большую фарфоровую мануфактуру.

Развитие европейского производства постепенно привело к упадку китайской фарфоровой промышленности, которая работала преимущественно на экспорт. Уже в ХХ веке власти КНР сделали очень многое для восстановления древних традиций и развития новых технологий изготовления фарфора. Сегодня китайский фарфор снова занял своё почётное место на мировых рынках.

Министерство образования Российской Федерации

МОУ средняя общеобразовательная школа № 1

РЕФЕРАТ

«История фарфора»

Выполнила:

Кислова Татьяна

9 «А» класс

Проверил:

преподаватель химии

Десятниченко О.А.

Слайд – презентация

преподаватель информатики

Рейзвих Т.Н.

ВОЛХОВ

1 Введение.

2 История получения первого фарфорового теста в Китае.

3 Стадии обработки фарфоровых изделий.

4 Китайский фарфор в Венеции.

5 Китайский секрет.

6 Открытие китайского секрета.

7 Саксонский фарфор.

8 Русский фарфор.

9 Заключение.

Введение.

Период возникновения в России первых частных фарфоровых заводов относятся к 60-70м годам XVIII века. Это было время быстрого роста военного, экономического и политического могущества Русского государства, превращавшегося в великую державу. Одновременно с расширением дворянских привилегий и усилением крепостной зависимости крестьянства в эти десятилетия быстро возрастал материальный достаток господствующего класса – дворян.

Бурное строительство пышных вельможных усадеб и дворцовых сооружений, стремление дворянства к созданию богато украшенных во французском вкусе интерьеров были первопричиной интенсивного развития народных ремёсел возникновения многих новых отраслей художественной промышленности, в том числе производства фарфора.

Фарфор – основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора – белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость, природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.

История получения первого фарфорового теста в Китае.

В китайском городе Чинг-те-Чене жил гончар, который делал посуду из красной и белой глины. Посуда была красивая, но тяжелая. Китайцы очень гордились своими чашками и вазами.

Однажды один гончар нашел белую глину на горе Гао-лин. И решил сделать из нее чашечку. Приготовил глиняное тесто и принялся за работу. Изготовив небольшие чашечки отправил в печь для обжига. Через некоторое время он обнаружил, что чашечки рассыпались и превратились в бесформенных уродцев. (рис.1) Гончар начал искать всякие примеси, растирать в порошок разные камни и добавлять их к белой глине. Но тесто не становилось прочнее. Гончар умер, но люди продолжали его начатое дело.

И однажды другой гончар добавил в белую глину растертый в порошок камень, который китайцы называли пе-тун-тзе. И немного обыкновенного песка. Все это он хорошенько перемешал, долил воды, чтобы получилась однородная масса, похожая на тесто, свалял из нее небольшой шарик и положил в печь, чтобы проверить выдержит ли его смесь печной жар.

Через некоторое время, он раскрыл печь и удивился, его шарик стал твердым. Единственно, что было плохо: стенки шарика покрылись копотью, и просматривались трещинки. Гончар взял немного глины, которая меньше всего боялась огня, сделал из нее маленький горшочек и уже в нем обжег еще один фарфоровый шарик. Теперь на его шарике не было ни копоти, ни трещин. Не теряя времени, гончар стал лепить из составленной им смеси чашку, но она ломалась в его руках, и рассыпалась на кусочки.

Гончару надоело возиться с непослушным глиняным тестом. Махнул он рукой и закопал остаток теста в углу двора, чтобы оно не напоминало ему о его неудаче.

Прошло много лет, у гончара вырос внук. Однажды внук решил посадить у себя во дворе дерево. Стал он вскапывать землю. Что такое? В одном месте земля была какая-то необыкновенная, светло-серого цвета. Вспомнил он рассказы деда и понял, что нашел смесь белой глины из Гао-лин, пе-тун-тзе и песка. Взял щепотку, помял пальцами. А она, как тесто, легкая. Что хочешь можно из нее вылепить.

Пролежав много лет в земле, частички смеси точно срослись. И уже не ломались, не рассыпались на кусочки. Превратились в отличное фарфоровое тесто.

С тех пор прошло около тысячи лет. Люди рассказывали друг другу историю о создании посуды.

Уже первая фарфоровая посуда была очень красивой, стенки фарфоровых чашек были тонкими, прозрачными. Они весело поблескивали. Блеск им придавала глазурь. Готовили глазурь почти так же, как фарфоровое тесто, только воды наливали больше. Когда покрытая глазурью посуда попадала в печь, глазурь навечно спекалась с поверхностью фарфора, покрывая его тонкой, стекловидной пленкой.

Первые фарфоровые чашечки были белыми, чуть зеленоватыми. Когда по ним щелкали ногтем, слышался мелодичный звон, похожий на звук «тсе-ни-и». И в Китае фарфор стали называть «тсени».

Белую глину с холма Гао-лин назвали гаолином, а потом по ошибке ее стали называть каолином. Так называют ее и сегодня. И есть эта глина не только в Китае, но и в других странах. Много каолина и в нашей родной земле.

Стадии обработки фарфоровых изделий.

Состав керамической массы и метод её подготовки определяют исходя из назначения изделия, его формы и вида сырья. Цель подготовки сырья- разрушение природной структуры материалов до мельчайших частиц для получения однородной массы и ускорения взаимодействия частиц в процессе фарфорообразования. Её проводят в основном пластическим способом, который обеспечивает получение равномерной по составу массы.

- формирование изделий: формуют керамические изделия пластическим методом и методом литья, а также полусухим прессованием. Для формирования применяют гипсовые формы пористостью не менее 25%. В последнее время формы начали изготовлять из масс на основе поливинилхлорид.

- сушка: после формирования изделия для подготовки к обжигу его сушат до остаточной влажности 2-4%. При этом изделие приобретает достаточную для обжига прочность, исключается образование внутренних напряжений, приводящих к появлению трещин, деформации. Сушат изделия только в гипсовых формах. Высушенные изделия перед обжигом зачищают наждачной бумагой, удаляют швы от пресс-форм, посторонние примеси и загрязнения. После зачистки изделия обдувают сжатым воздухом для удаления пыли.

- обжиг: керамические изделия подвергаются двукратному обжигу – утельному (до глазурования) и политому (после глазурования). Применяют также однократный скоростной и бескапсельный обжиг. Фарфоровые изделия, декорированные на глазурными украшениями, подвергают третьему обжигу-муфельному. Для обжига применяют печи непрерывного действия – туннельные, конвейерные, а также периодического действия – горны.

- декорирование изделий: изделия украшают под глазурными и над глазурными красками, препаратом золота, растворами солей, красящих окислов и декоративными глазурями с последующим обжигом. В зависимости от характера поверхности декорирование может быть рельефным и гладким. Рельефное декорирование – это нанесение на поверхность изделий выпуклых или заглублённых украшений. Вид разделки зависит от назначения и природы изделий. При выборе разделки нужно учитывать естественную красоту черепка, украшение должно сочетаться с его естественными особенностями и подчеркивать их, а не затушевывать.

Китайский фарфор в Венеции.

Издавна в итальянский город Венецию приплывали корабли из многих чужедальних государств. На этих кораблях купцы привозили самые разные товары, но стоили они очень дорого. Кто похитрее - старались купить подешевле. Для этого сами отправлялись в дальний путь за товарами. Собрались в путь и два брата-купца по фамилии Поло. Один из них взял с собой сына. Больше двадцати лет странствовал Марко Поло. И пятнадцать лет прожил в Китае. К тому времени китайские мастера фарфорового дела достигли высокого искусства. Во дворце императора и во дворцах самых важных китайских вельмож было много прекрасных вещей, сделанных из тонкого и хрупкого фарфора. Вернувшись на родину, Марко Поло часто рассказывал о том, что ему удалось увидеть. « Много интересного узнал я, объездив по всему свету. Но самое, пожалуй, замечательное, что я видел, это тсени. Лучше и не выдумать, лучше и желать нельзя…» На китайском языке слово «тсени» означает фарфор. Вынул Марко Поло из сундука маленький пакетик, достал крохотную фарфоровую чашку, которая заблестела в его руках. Марко Поло слегка ударил по ней ногтем, и чашечка ответила ему: т-с-е-ни-и-и.

Он продолжал вынимать из сундука и расставлять на столе фарфоровые чашечки. Заодно вынул и несколько ракушек. На первой белой чашечке был нарисован синей краской смешной китаец. Другая была расписана красной краской, вперемежку с золотом. А рядом стояла чашка без рисунка, но не менее красивая. Гости онемели от восхищения. Представьте себе две чашки, вставленные одна в другую. Донышки и верхние ободочки у них склеены. Та, что внутри, - поменьше и разрисована пестрыми цветами. А вторая - вся белая, как будто сделанная из фарфорового кружева. Сквозь кружево видны разноцветные рисунки меньшей чашечки. И когда он предложил выпить чаю, вежливый гость попросил налить ему в серенькую чашку, так как вторая была дорогая, как бы еще не разбить. Марко Поло начал наливать чай и по мере того, как чашка наполнялась чаем, на ее стенках стали проступать узоры: морские волны, рыбы, водоросли. (рис.2) Все подумали, что это колдовство. Но Марко Поло объяснил, что это не колдовство, а мастерство. Если это не колдовство, то из чего сделаны эти чашки. Этого Марко Поло не мог объяснить. Производство тсени китайцы хранят в тайне, особенно от чужеземцев.