Выпуск газеты для родителей на июнь месяц. Консультация «родительская газета как форма взаимодействия мдоу и семьи

Юлия Осовина
Консультация «Родительская газета как форма взаимодействия МДОУ и семьи»

Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями . Одна из таких новых форм - газета для родителей . , но важный компонент взаимодействия информирования семьи , и

Газета для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи , если :

В газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;

Каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей , рекомендации специалистов, работающих с детьми;

В ДОУ будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет .

Цель газеты : сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Также нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях. Важно показать родителям своеобразие каждого ребенка и его особенности.

Выпуск газеты - дело не простое , оно требует определенных журналистских умений. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей; следует научиться преподносить факты о такой форме , чтобы информация легко понималась любым человеком; хорошо, если газета иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает ее яркой и привлекательной.

Таким образом, можно утверждать, что родительская газета в современном виде стала прямым продолжением традиционных родительских уголков . Она является эффективной формой педагогического информирования родителей .

Для оформления газеты родителям предлагалось анкетирование :

Анкета для родителей

Цель : получение содержательной информации об ожиданиях родителей от газеты .

1. Следует ли продолжать выпуск газеты ?

2. Что бы вы хотели узнать из газеты :

Особенности возрастного развития ребенка;

Способы влияния на ребенка в разных ситуациях;

Интересные случаи из жизни группы с участием вашего ребенка;

Опыт других родителей .

3. Хотели бы вы участвовать в выпуске газеты ? В каком качестве?

Написать заметку;

Набрать текст, информатировать ;

Размножить газету ;

Проиллюстрировать рисунками;

Принести фотографии.

Обработанные данные показали, что все родители считают нужным продолжать выпуск газеты :

80% родителей хотели бы , чтобы в газете всегда публиковались заметки об интересных случаях с их ребенком в группе, но это сопровождалось анализом и рекомендациями как поступить.

45% родителей выразили желание участвовать в выпуске газеты , обмениваться опытов воспитания ребенка в семье и помогать технически в подготовке и выпуске газеты .

Таким образом газета для родителей стала привычной и достаточно эффективной формой работы .

Педагогический коллектив ДОУ № 218 давно ведет поиск новых, эффективных форм взаимодействия с родителями , накоплен интересный опыт, сложилась определенная система взаимодействия с родителями , с семьей , основным условием которой является активное участие родителей в педагогическом процессе.

Опыт практической работы показывает, что большая часть родителей , которые приводят ребенка в детский сад, хотели бы получить помощь от педагогов по вопросам воспитания своих детей, ориентированные на воспитательные проблемы и педагогические потребности родителей .

Газета для родителей не главный , но важный компонент при взаимодействии родителей и детского сада . Она и способ педагогического информирования семьи , и форма взаимодействия педагогов с родителями , и средство развития творческих способностей воспитателей.

Газета , как форма взаимодействия с семьей , хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей , мешает восприятию даже интересной и значимой информации . Газету можешь читать , можешь просмотреть, можешь просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

В газету можно написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики, можно принять участие в конкурсах, которые время от времени объявляются, и все это делается добровольно.

Популярность нашей газеты обусловлена тем , что речь в ней всегда идет о детях конкретной группы, их поступках, достижениях, возникающих проблемах, а психолого-педагогический комментарий излагается доступным языком, коротко, интересно. Во всяком случае, мы стремимся к этому.

Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки. В коллективе ДОУ № 218 есть специалисты, выполняющие эту работу : воспитатели, психолог, логопед и, конечно, руководитель детского сада.

В коллективе достаточно молодых педагогов. Опыт старших по возрасту и задор, энтузиазм молодых воспитателей благоприятно сказывается на профессиональной деятельности ДОУ.

Цель газеты для родителей :

* обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей ;

* способствовать формированию нового менталитета родителей как воспитателей и изменить саму сущность их взаимодействия сначала с детским садом, а потом и со школой.

Организация работы по выпуску каждого номера газеты :

Воспитатели собирают информацию по теме номера : высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки детей

Психолог наблюдает, выявляет индивидуальные особенности детей, значимые для обсуждаемой в номере темы, отбирает возможные для публикации материалы;

родители (если хотят) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят фотографии детей, если они выполнены в цифровом формате , тиражируют готовый номер;

Все другие специалисты ДОУ периодически готовят материалы в соответствии с темой;

Затем газета редактируется , осуществляется компьютерная верстку, форматируется , корректируется, выпускается.

Таким образом, можно констатировать , что в орбиту взаимодействия вовлечены все участники целостного педагогического процесса : администрация учреждения, воспитатели, родители , специалисты дополнительного образования, психологическая и медицинская службы.

Все педагоги, работающие над очередным выпуском газеты , искренне стремятся к социальной и профессиональной компетентности, общности интересов, к укреплению связей с родителями воспитанников , стараются продумывать и в содержательном и в эстетическом плане каждый номер газеты , чтобы донести необходимую информацию до каждого читателя .

Публикации в нашей газете - не общие теоретические размышления, а всегда анализ конкретной педагогической ситуации в группе или семьях воспитанников , советы, как целесообразно поступить в данном случае, рекомендации, почему необходимо включить ребенка в ту или иную деятельность.

Размер газеты невелик (формат бумаги A4 ) .

Почти в каждой газете выделяется место для того, чтобы отметить родителей , оказавших помощь группе в данном месяце. Рубрики называются по-разному : "Большое спасибо!", "Примите наши благодарности!", "И что бы мы без вас делали!" - а суть одна и та же : поблагодарить родителей , показать им свою признательность за доброе дело, убедить всех, что участие мам и пап в делах группы, детского сада помогает в воспитании детей.

Конечно, в нашей газете никогда не клеймят позором, никого ни разу не пригвоздили к позорному столбу. У нас другие цели. Главное интересный опыт воспитания - сделать достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось сделать что-то похожее.

При желании педагогов можно выпускать групповую газету . Она всегда зависит от возраста детей и актуальных для этого периода проблем воспитания.

Тематика газет для родителей младших групп

«Пойдем скоро в детский сад» . В этой газете идет разговор о том , как подготовить ребенка к посещению детского сада, каким должен быть режим дома, когда удобнее всего привести малыша в группу, на какое время оставить. Здесь же полные сведения о воспитателях группы : имя, отчество, образование, награды, отзывы выпускников и их родителей о педагогах . Газета разносится по домам , когда уже есть путевки и мы знаем, кто точно к нам придет.

«Что такое адаптация?» :Разъясняется физиологический механизм привыкания ребенка к новым условиям. Помещаются заметки воспитателей о первых успехах малышей. Публикуются мнения родителей - хорошо ли их детям в группе, советы психолога - как облегчить адаптацию.

«Я сам!» : Вся газета посвящена "кризису трех лет", неизбежным проблемам в воспитании личности, впервые осознавшей себя. Подчеркивается, как здорово можно использовать этот период для воспитания самостоятельности на примере наших ребят.

«Учимся играть» : Материалы выстраиваются так, чтобы родители осознали : игра - не пустая забава, а важнейшая для ребенка деятельность, и только в ней он сможет полноценно развиваться. Помещаются записи игр наших детей в группе и в семье , даются советы, как помочь ребенку освоить эту деятельность.

Тематика газет для родителей средней группы :

Малыши нуждаются в вашей любви. Смысл этого номера : ребенок будет расти счастливым только в семье , где его любят, но и родителей не будет никто и никогда так сильно любить, как любит их ребенок в первые годы жизни.

Какие они разные, наши дети! Об индивидуальных особенностях наших детей.

Почемучки. Детские вопросы как показатель интеллектуальной активности детей. Как поддержать эту активность, как отвечать на вопросы детей.

Ребята и зверята. Как знакомить ребенка с природой, нужно ли и при каких условиях держать дома животных, что это дает малышу.

Тематика газеты в старшей группе :

Мы будем говорить правильно! Анализ первых продвижений детей в исправлении речи дает логопед; несколько заметок родителей о семейном воспитании, группа ведь новая, надо познакомиться; советы для занятий с ребенком дома.

Моя семья . Основные рубрики в этой газете : моя родословная; загляните в семейный альбом; у меня братишка есть. Рефреном через все заметки проходит мысль : это важно для нравственного становления личности, и, в то же время, обсуждение ребенком обозначенных проблем развивает его связную речь, ему интересно говорить о своих родственниках, он будет стараться преодолевать речевые трудности.

Рука - речь - мышление. Психолог разъясняет связь разнообразных действий руки и лобных долей мозга, ведающих мышлением и речью. Воспитатели и родители приводят многочисленные игры, развивающие мелкую моторику, а, значит, стимулирующих развитие мышления и речи.

Кто я? Эта газета о полоролевой идентификации дошкольников, об особенностях воспитания мальчиков и девочек.

Тематика газет подготовительной группы :

Ты хочешь в школу? Главное в этом номере - убедить родителей в важности мотивационной готовности детей к школе, показать, что делает для этого детский сад и что может делать семья .

Математика - это не только счет. Воспитатели анализируют готовность детей к школе по математике, выделяют проблемные поля, предлагают варианты совместной деятельности по оказанию помощи.

В какую школу отдать ребенка? Почти весь номер отдан завучам ближайших школ для презентации своих первых классов. Здесь же предупреждение психолога : не перегружайте ребенка! Будьте внимательны к его здоровью, его эмоциональному состоянию.

До свиданья, детский сад! Наши напутствия выпускникам, благодарности родителей и детей педагогам детского сада.

Используемые материалы :

1. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.

2. Варюхина, С. И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск.: 1987.

3. Детский сад и семья / Подгот . Т. А. Марковой, В. Р. Ничаевой, Л. В. Загиг, В. М. Ивановой [и др. ] ; под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1981.

4. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольников в семье / Т . А. Маркова. – М.: 1979.

5. Махов, Ф. С. Кого мы растим : Беседы о материнском и отцовском воспитании / Ф. С. Махов. - М.: Профиздат, 1989.

6. Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.

7. Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова. - М.: 1970.

8. Опыт издания родительской газеты в МДОУ .

Пояснительная записка.

Современные реформы, проводимые в наши дни в области образования в России, находят свое отражение и в сфере деятельности дошкольных образовательных учреждений. Педагогический процесс дошкольного учреждения становится гибким, дифференцированным, направленным, прежде всего на интересы ребенка, с одной стороны, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Как известно детский сад –первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители (законные представители) и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей (законных представителей) и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей (законных представителей) , а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Данная работа в детском саду происходит в различных формах: собрания, консультации, папки - передвижки, объявления, оформление тематических стендов, индивидуальная работа и прочее. Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая большого количества времени и определенной подготовки.

Наша газета называется «Забавные непоседы» . На первой странице газеты находится логотип (фирменный знак) газеты, название, номер и дата выпуска, поздравления с прошедшими или наступающими праздниками, а также самые важные события ДОУ.

Издание доступно всем родителям (законным представителям) , они могут прочитать свежий номер в группе во время, когда ребенок одевается перед уходом домой, могут взять газету с собой и изучить ее в удобное время, а так же ознакомиться с текущим выпуском в электронном варианте на сайте ДОУ и на электронной странице педагога на сайте nsportal. ru.

Благодаря такой форме работы с родителями (законными представителями) , возможно реализовать их право на участие в жизни детского сада, предоставить им возможность больше узнать о своем ребенке, о педагогах, работающих с детьми, о развивающей среде ДОУ, проблемах, успехах, достижениях.

Кроме того у педагогов возникает реальная возможность показывать результаты своего труда, делиться опытом работы с коллегами и родителями, что, несомненно, является стимулом к профессиональному самосовершенствованию и росту.

Стоит отметить, что подобная нетрадиционная форма взаимодействия с родителями открывает положительные перспективы в развитии и укреплении статуса группы и организации в целом:

  • во-первых, учреждение будет наиболее привлекательно для родителей, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, небезразличных к достижениям детей и осознающих ценность образования.
  • во-вторых, позволит заинтересовать сотрудников ДОУ (реально работающих и устраивающихся в ДОУ, сформирует понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Это значительно способствует стабильности коллектива и развитию благоприятного социально - психологического климата.
  • в-третьих, продемонстрирует социальному окружению высокое качество оказываемых услуг, социальную значимость и ценность работы детского сада.

I.Тип проекта:

По доминирующей деятельности: творческий.

По времени проведения: среднесрочный (январь –июнь 2017гг) .

По характеру контактов: в рамках МБДОУ, родители, дети, сайт ДОУ, сайт воспитателя.

Проблема: недостаток информированности родителей о жизнедеятельности ДОУ.

Цель: создание единого информационного пространства ДОУ.

Задачи:

  • Активное внедрение информационных технологий в практическую деятельность детского сада
  • Единый и личностный подход к воспитанию и развитию ребёнка
  • Знакомство с опытом и достижениями участников образовательного процесса
  • Активизация творческой деятельности педагогов
  • Взаимодействие с родителями

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность
  • обеспечить открытость дошкольного образования
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья
  • обеспечить вовлечение семей в непосредственно - образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду - равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.

В ходе реализации проекта: сформирована нормативно - правовая база в работе над проектом (Положение о газете (Приложение №1) , в котором отражены общие положения, организационно - педагогические требования к газете, права и обязанности издателей, издан приказ по учреждению). Определена структурная составляющая газеты. Разработан алгоритм по подготовке к каждому выпуску малотиражной газеты «Забавные непоседы» он включает в себя:

  • Воспитатели отбирают возможные для публикации материалы, описание, возникших в группе педагогических ситуаций, достижения детей, могут представить свой опыт работы по новым технологиям, значимые для обсуждения в номере темы.
  • Специалисты творческой группы периодически готовят материалы, в соответствии с темой номера.
  • Родители (законные представители) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят интересную информацию.
  • Редакционная коллегия редактирует газету, осуществляет компьютерную верстку, форматирует, корректирует.

Таким образом, можно констатировать, что вовлечены все участники педагогического процесса: администрация, педагоги, специалисты, родители (законные представители) , а это и есть одно из главных условий использования метода проекта.

Для газеты были выбраны следующие рубрики: «Калейдоскоп событий» , «Для Вас, родители!» , «Педагогические переменки» , «Важные события месяца» , «Советы специалиста» и «Занимательная страничка для детей» .

Авторами материалов выступают родители, педагоги, специалисты. Материалы включают фотографии, педагогические примеры и ситуации, вопросы к родителям, советы и рекомендации, детские рассуждения и высказывания интервью, объявления, итоги конкурсов, благодарности и другое.

Каждый выпуск газеты (периодичностью 1 раз в месяц) посвящается одной теме в зависимости от прошедшего сезона. Традиционно первая страница посвящается содержанию номера. Рубрика «Для Вас, родители» включает вопросы теории и практики, отражающие разные стороны воспитания и развития детей. Страничка «Калейдоскоп событий» информирует о значимых или интересных событиях в жизни нашего учреждения, группы: праздники, проекты, конкурсы и др.

«Педагогические переменки» посвящают родителей в деятельность педагогов в ДОУ, о проектах, о преемственности с социумом, о важнейших вопросах, решаемых педагогическим коллективом.

В каждом номере газеты публикуются рубрика «Большое спасибо!» - благодарности родителям, социальным партнерам. Суть рубрики: поблагодарить родителей, показать им свою признательность за доброе дело, убедить всех, что участие пап и мам в делах группы и детского сада в целом помогает в воспитании детей. Поблагодарить социальных партнеров, которым не безразлична жизнь деток в детском саду, за их старания помочь создать условия для развития детей в ДОУ.

Газета распространяется внутри учреждения, в каждую возрастную группу путем печати тиражей, что обеспечивает свободный доступ, возможность взять номер с собой домой, а так же по просьбам родителей для домашнего прочтения и архива.

На завершающем этапе реализации данного проекта творческая группа педагогов планирует собрать информацию об эффективности газеты для родителей (законных представителей) с целью прогнозирования возможных условий, средств и методов ее улучшения.

В качестве методов изучения мнения родителей (законных представителей) по поводу газеты, использовать анкеты, индивидуальные беседы с родителями.

II. Проблема:

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях. Газета, которую мы решили создавать в ДОУ должна являться источником обратной связи - обменом опытом и диалогом между родителями, а так же являться важным фактором формирования благоприятного мнения о дошкольном учреждении.

Одним из путей решения данной проблемы мы видим в создании информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты. Выбор такой формы объясняется, прежде всего, уверенностью в его эффективности, а также открывающейся возможностью для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, сближения на основе информированности, вовлеченности членов семьи в жизнь ребенка в детском саду, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг.

III. Цель проекта:

Создание газеты «Забавные непоседы» для обеспечения единства педагогического и семейного воспитания на дошкольной ступени развития. Информирование родителей и сотрудников ДОУ о делах, проблемах и досуге взрослых и детей, оказание помощи родителям в нахождении ими жизненных ориентиров, в воспитании детей, воспитание патриотизма и чувства любви к своему детскому саду, городу, своей Родине. Повышение качества образовательных услуг, внедрение современных технологий в систему работы ДОУ.

Задачи проекта:

Включение новых информационно - коммуникативных форм сотрудничества с семьями воспитанников. Предоставление родителям и общественности более полной картины жизни детей в детском саду. Создание благоприятного имиджа дошкольной организации. Активизация желания участников педагогического процесса и общественных организаций в участии в жизни детского сада. Распространение положительного опыта работы с детьми дошкольного возраста. Педагогическое просвещение родителей.

IV. Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  1. Анализ текущей работы.
  2. Разработка проекта газеты «Забавные непоседы» .
  3. Предварительная информационно – консультативная работа с педагогами, специалистами, родителями.
  4. Подготовка рабочего материала для первого выпуска издания.

II этап – основной.

  1. Создание логотипа, фирменного знака газеты. Формирование структуры издания.
  2. Корректировка информационного и наглядного (фото) материалов.
  3. Конструктивная работа и издание первого выпуска газеты.

III этап – заключительный.

  1. Размещение печатного варианта выпуска в родительских уголках и электронного - на сайте воспитателя группы.
  2. Сбор информации по результатам проделанной работы.

IV этап - аналитический.

  1. Анализ эффективности проделанной работы.
  2. Выводы.
  3. Поощрение активных участников проекта.
  4. Сбор и подготовка материала для последующих выпусков газеты. Выявление наиболее актуальных вопросов на текущий момент.

V. Результат проекта:

В результате реализации проекта дошкольное образовательное учреждение, несомненно, будет обладать рядом преимуществ:

  • учреждение будет наиболее привлекательно для родителей, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, небезразличных к достижениям детей и осознающих ценность образования
  • повысится заинтересовать сотрудников ДОУ (реально работающих и устраивающихся в ДОУ) , сформируется понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Это значительно способствует стабильности коллектива и развитию благоприятного социально-психологического климата
  • продемонстрируется социальному окружению (в том числе и инспектирующим органам, экспертным комиссиям, оценивающим качество работы учреждения) высокое качество оказываемых услуг, социальная значимость и ценность работы детского сада.

Оценка результатов проекта: Очевидно, что по окончании реализации проекта, деятельность ДОУ по созданию благоприятного имиджа и поиску новых форм работы с родителями и общественностью не прекратится. Дальнейшая деятельность будет зависеть от результатов мониторинга сотрудников, родителей и детей, а так же от тех показателей, которые покажут какое-либо изменение в отношении к детскому саду. Но и тот опыт насыщенной деятельности по формированию позитивного имиджа детского сада и повышению его рейтинга, который будет приобретен в течение реализации проекта, конечно же, будет использоваться в дальнейшей работе ДОУ.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
  2. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: Аркти, 2003 - 96 стр.
  3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010 - 128 стр. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ» ) .
  4. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Линка-Пресс, 2009 - 320 стр.

Из истории создания информационно-познавательной газеты для родителей

Пояснительная записка
Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
-обеспечить вовлечение семей в непосредственно - образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду - равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
В нашей образовательной организации (ДОУ «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ») мы, педагоги, используем в своей работе разные формы работы с родителями:
проекты, презентации образовательной деятельности ДОУ;
фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников; информационные буклеты;
организация Дней открытых дверей;
совместное проведение досугов;

Цель : создание условий для педагогического всеобуча родителей, обеспечивающего единство общественного и семейного воспитания.
Основными задачами являются следующие:
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
4. Повышение уровня компетентности родителей (взаимодействие с ними при подборке содержания материалов для газеты).

Принципы:

1. Принцип гуманизации. «Сперва люби, потом – учи» - правило осуществления образовательной работы с детьми.
2. Принцип демократизации. Учитываются интересы родителей при подборе содержания материалов газеты.
3. Принцип сотрудничества. Включает тесное взаимодействие с семьями воспитанников с целью единого подхода к образованию и развитию личности ребенка.
Авторы материалов: педагоги и родители. Материалы включают фотографии, иллюстрации, информацию о жизни ДОУ, советы и рекомендации по воспитанию детей в семье, организации досуга, здорового образа жизни, практические задания и упражнения для детей, произведения художественной литературы для чтения детям, детские рассуждения и высказывания и др.
Газета распространяется внутри группы путем распечатывания в нескольких экземплярах, а также на сайте ДОО (в разделе возрастной группы). Каждый родитель имеет право на публикацию собственного материала, право на получение каждого выпуска газеты в электронном варианте.
В настоящее время молодые семьи заняты работой, карьерным ростом. И, к сожалению, все эти причины вытесняют общение с ребёнком.
Наша задача – убедить родителей в том, что их детям необходимо внимание. Наша газета – дополнительный источник информации для родителей. У каждого найдется пара свободных минут прочитать «Шумелку», пока одевается его ребёнок.
Автор материала обязан:
- предоставлять правдивую, достоверную информацию с ссылкой на источники;
- в спорных случаях обоснованно предъявлять аргументы.
Идея создания газеты пришла со временем, еще в 2013 году: вначале были листовки, в которых сообщали информацию о группе: количество детей, их возраст, взаимоотношения в коллективе, чем занимаются дети в свободное время. Старались увидеть что-то особенное в каждом ребенке, находили теплые слова. Листовки были направлены на решение очень важной цели: создание хорошего микроклимата в группе и доверительных отношений с родителями. Очень хотелось утвердить в сознании взрослых, что их дети находятся в надежных руках, их любят, принимают такими, какие они есть. В следующих листовках мы рассказали об успехах детей в образовательной деятельности, сообщали о работе кружков и отмечали отличившихся ребят. Это вызывало у родителей чувство гордости за своего ребёнка. А объявленные конкурсы и проекты позволяли не просто вовлечь родителей в творческую деятельность, но также поднять их авторитет в глазах детей.
Все выпущенные ранее листовки мы собрали в файловую папку, добавили новый материал и получилась информационная газета. Оставалось придумать название. Оно пришло само собой. Вначале была «Светлячок» (по названию группы), время шло, менялись дети и родители, изменилась группа. Название тоже. В словаре вы его не найдете. Родители и дети, собираясь возле газеты, бурно обсуждали новости, радовались успехам и неподдельно улыбались. Так и появилось название «Шумелка».
Когда работаем над следующим номером, то применяем в своей работе современные технологии, используя информационное образовательное пространство. Получив другой статус, газета стала интереснее. Она яркая, сопровождается цветными фотографиями. В ней отражаются общие садовские мероприятия и события, которые происходят внутри группы. Конечно, воспитатели – главные редакторы, фотографы и корреспонденты. Но и родители активно (по нашей инициативе) стали выпускать свои настенные газеты. Всем был дан алгоритм по их изготовлению.
Например, рекомендации родителям по оформлению семейной газеты:

Газета может включать в себя следующие рубрики:

Сказка собственного сочинения на любую тему.
- «Кто куда, а мы на праздник» (придумать и нарисовать костюм на предстоящий праздник, предложить идеи проведения праздника и т.д.).
- Подборка загадок на определенную тему.
- Придумайте свою рубрику.
Рубрики в газете могут меняться и добавляться!
Семейные газеты отражают творческий и индивидуальный подход, сделаны они с любовью, и доказывают заинтересованность и положительное отношение родителей к работе детского сада, к «проживанию их детей полноценного детства».
В газете появились новые рубрики: «Улыбнитесь!», «Для вас работают», «Страничка здоровья», «Наши успехи», «Домашняя игротека», «Дополнительно о дополнительном». Эта событийная газета приобрела информационно- познавательный характер. Мы продолжаем писать о детях, об их грезах, о разных курьезах. Это всегда актуально. Ведь дети должны быть важнее всего на свете.

На сегодняшний день к дошкольному образованию предъявляются новые требования. В том числе к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. В Законе “Об образовании” сказано, что “родители являются первыми педагогами своих детей”, и “в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений”. Плодотворная работа по воспитанию ребенка возможна только в атмосфере сотрудничества, взаимодействия и доверия.

Существует множество форм взаимодействия ДОУ и семьи. Это родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, родительские клубы, тренинги, КВНы, круглые столы, практикумы, совместные досуги и праздники и т.д. Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия, по нашему мнению, является выпуск газеты для родителей. Это способ психолого-педагогического просвещения семьи, информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов. Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Газету можно просмотреть, можно не брать, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям зачастую читать некогда, а газету можно взять с собой и уже дома, ознакомиться в спокойной обстановке.

В нашем ДОУ уже четвертый год издается газета детского сада “Карусель”. Отличительная особенность нашей газеты в том, что в ней речь идет о наших воспитанниках, об их достижениях и успехах, их жизни в детском саду и о жизни всего детского сада. Весь материал сопровождается цветными фотографиями. Статьи написаны доступным языком, коротко и интересно.

Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая большого количества времени и определенной подготовки. В этот процесс вовлечены все участники педагогического процесса: администрация детского сада, воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), медицинские работники и родители.

Работа над газетой начинается с определения тем, исходя из происходящих в ДОУ событий и запросов родителей. Следующий этап – подбор информации. Воспитатели собирают стихотворения, высказывания детей, подбирают детские работы для постоянной рубрики “Наш вернисаж”, составляют описание наиболее значимых, по их мнению, событий. Специалисты освещают вопросы актуальные на данный момент. Родителям предлагается написать заметку об опыте семейного воспитания. Затем собирается редколлегия в составе главного редактора (заведующая ДОУ), корректора (заместитель заведующей по ВМР), художественного редактора (педагог-психолог) и редакторов (состав определяется основной тематикой номера). Редколлегия определяет основную концепцию номера, выбирает наиболее интересные статьи, фотоматериалы. И, наконец, осуществляется дизайн и верстка газеты. Тиражируют готовый номер родители.

Наш творческий коллектив не стоит на месте. За три года выпуска газеты ее формат изменился. Мы ищем что-то новое, что бы сделать ее более интересной и актуальной для родителей. Неизменными остаются название и девиз.

На начальном этапе газета “Карусель” имела ознакомительный характер, в ней описывались события, происходящие в ДОУ. Но родители хотят знать не только что произошло, но и планы на будущее. Таким образом, в нашей газете появилась рубрика “Анонс”, где мы приглашаем родителей на запланированные мероприятия, праздники, предлагаем принять участие в различных акциях. Все это способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Так как наша газета не изменяет своего объема (8 страниц), а рассказать хочется обо всем, появилась рубрика “Календарь событий”, в которой представлены фото и краткое описание прошедших мероприятий.

За годы работы у каждого воспитателя накопилась большая подборка рассуждений и высказываний детей на разные темы. Многие из них, мы думаем, будут интересны для читателей нашей газеты. Так как современные родители мало общаются со своими детьми и иногда даже не могут предположить о том, какие мысли в голове у их любимых малышей. В ближайших номерах выйдет рубрика “Дети о главном”.

Газета становится актуальной и интересной для читателей. Родители с нетерпением ждут новый номер. Подшивка газет за три года является своеобразным отчетом о жизни и работе детского сада, а со временем станет историей развития учреждения.

Наш опыт показывает, что газета как форма взаимодействия является эффективным средством приобщения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. У родителей в результате этой деятельности проявляется интерес к тому, чем живет их ребенок, появляется желание принять участие в жизни детского сада. Результатом нашей работы стало активное участие родителей в организации и проведении тематических занятий, праздников, досугов, днях здоровья, экскурсиях, проектной деятельности. Они с удовольствием откликаются на обращенные к ним просьбы педагогов принять участие в благоустройстве территории детского сада, выставках, соревнованиях.

Прилагается образец газеты “Карусель” МБДОУ детского сада № 5 комбинированного вида “Чебурашка”.