Гиперболоид - второе рождение. Программа «Сокол-Эшелон

Боевой самолет России А-60 / Фото: i.ytimg.com

Новый российский боевой самолет А-60 сможет уничтожать объекты противника с помощью высокоточного лазера. Об этом сообщил в субботу ТАСС советник первого заместителя генерального директора Концерна "Радиоэлектронные технологии" ( , входит в Ростех), разрабатывающего его бортовой комплекс обороны, Владимир Михеев.

«Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения, речь идет о самолете, известном из открытых источников под индексом А-60, проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ "Сокол-Эшелон"»

"У него будет сверхточная навигация, ведь чтобы узкие лучи оружия этого самолета попадали в объекты, экипаж должен с высокой точностью определять местоположение в пространстве", - рассказал В. Михеев.

По словам В. Михеева, оружие А-60 будет настолько мощным, что от него придется защищать и сам самолет. "Мы понимаем, что авионику данного самолета необходимо дорабатывать под те задачи, для которых он предназначен. Так как этот самолет будет иметь на борту силовые лазеры, мы должны защитить все системы жизнеобеспечения воздушного судна от воздействия собственного оружия", - пояснил он.

По словам специалиста, на любом летательном аппарате подавляющее большинство авионики производится КРЭТ. Новый самолет является сугубо специальным, поэтому на его борту будет мощная система электропитания и защиты от радиоэлектронного воздействия противника.

Кроме того, добавил В. Михеев, "этот самолет будет иметь очень мощный бортовой комплекс обороны, так как на него будут нацелены самые современные средства поражения". "Я думаю, что на нем будет установлен комбинированный комплекс радиоэлектронной борьбы с элементами "Витебска", "Хибин" и целого ряда других систем для эффективной защиты", - добавил собеседник агентства.

Ранее источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения. По его словам, речь идет о самолете, известном из открытых источников под индексом А-60. По данным СМИ, проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ "Сокол-Эшелон".

Попытки создать летающий лазер предпринимались еще в советское время. Первый экземпляр самолета А-60, созданного на базе Ил-76МД , поднялся в воздух в 1981 году. Несколько лет назад СМИ сообщали, что проект был возобновлен.

Работы над авиационным лазером велись и в США, однако в конце 2011 года программа, в рамках которой был создан экспериментальный боевой самолет Boeing YAL-1, была свернута.


Техническая справка

В середине 70-х годов ОКБ было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны. Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.

Поэтому с 1977 г. в ОКБ начинается создание летающей лаборатории изделие "1А" для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ "Алмаз".


Фото: www.aviaport.ru

Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором в интересах размещения специального оборудования были проведены глубокие доработки сильно изменившие внешний вид самолета. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу специального комплекса. В связи с большим энергопотреблением также пришлось заменить штатную ВСУ. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой.




За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.() Ф4а() Впервые в воздух летающую лабораторию "1А" поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым. 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование "1А2". На ее борту размещался новый вариант специального комплекса, модифицированный по результатам испытаний проведенных на "1А".


Фото: www.aviaport.ru

Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова, выпускавший А-50 и противолодочные самолеты Ту-142.

О ходе испытаний отечественного боевого лазера ничего не известно, поскольку они были совершенно секретными. Единственно что пока можно сказать, что было выполнено несколько десятков работ по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того выполнялись стрельбы по и мишени Ла-17. Эту машину по некоторым сведениям ждала незавидная участь - самолет сгорел дотла на авиабазе Чкаловская (Подмосковье)


Фото: www.aviaport.ru

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета). Возможно был еще один самолет А-60, который в 1993 г. в г.Таганроге стоял подготовленный к разделке.

Работы на летающей лаборатории "1А2" по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором по этой теме является Н.А. Степанов.


Изображение: www.aviaport.ru

Тактико-технические показатели

Модификация А-60 А-60
Размах крыла, м
50.5
Длина самолета, м
46.86
Высота самолета, м
14.76
Площадь крыла, м²
300.0
Масса, кг:
пустого самолета - 92000;
максимальная взлетная - 179000
Тип двигателя
4 ТРДД Д-30КП сер. 2
Тяга, кН
4 х 12000
Калибр головной части гранаты, мм 40-105
Скорость, км/ч:
максимальная - 850;
крейсерская - 700
Практическая дальность, км
8200
Практический потолок, м
13800
Экипаж, чел
4 + 10 операторов
Вооружение:
лазерная пушка

Новейшую модификацию Ил-76МД-90А ульяновского завода «Авиастар» оснастят боевым лазером.

14 сентября Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (ТАНТК) опубликовал на сайте госзакупок информацию о выполнении этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ».

В связи с этим блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, отмечает : индекс СЭ в таганрогской заявке означает современное название проекта «Сокол-Эшелон».

— По известным данным первый серийный Ил-76МД-90А № 01−03 передан на ТАНТК для достройки в качестве нового самолета ДРЛО А-100 по ОКР «Премьер», — говорится в посте блога. — Как сообщалось на одном из профильных форумов второй серийный самолет (№ 01−04) также был передан в апреле этого года не в ВВС, а в Таганрог для создания на его базе лазерного комплекса воздушного базирования в развитие летающей лаборатории А-60.

Отметим, что в СССР под шифром А-60 скрывался лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). На нем отрабатывались задачи борьбы с разведывательными спутниками и ракетами противника. Над проектом работали также специалисты ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с ЦКБ «Алмаз».

Тогда было создано два самолета, однако уцелел только один — 1991 года постройки. Дебютный полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60/1А1 совершил 19 августа 1981 года, а в 1984-ом им впервые была поражена воздушная мишень. Известно, что всего было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели — стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30−40 км.

Но в 1993 году работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. Однако есть данные о том, что в 2003 году была снова открыта ОКР — именно под шифром «Сокол-Эшелон». А в 2012-ом появилась информация, что концерн ПВО «Алмаз-Антей», ТАНТК и Воронежская фирма «Химпромавтоматика» получили техзадание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет.

В США также долгое время занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747−400 °F (Boeing YAL-1, ABL — AirBorne Laser), который планировалось использовать для противоракетной обороны. Как сообщали американские СМИ, в феврале 2010 года эта установка сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета. Однако последующие испытания провалились, и в 2011 году Министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей. В итоге носитель боевого лазера в феврале 2012 года был отправлен на хранение на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), более известной как «Кладбище» (The Boneyard).

Военный эксперт, историк Александр Широкорад замечает: с начала 70-х годов руководство ВС СССР проявляло огромный интерес к разработкам по лазерной тематике.

— Кроме лазерной установки воздушного базирования, существовали такие программы, как «Терра-3» (над ней работал Нобелевский лауреат по физике Николай Басов ), проект под названием 1К17 «Сжатие» — прототип мобильной лазерной пушки на базе самоходной гаубицы «Мста-С», велись работы по космическому аппарату «Скиф», способному нести на себе лазерную пушку, и наземным лазерным комплексам «Стилет».

Но первоначально лазерные установки планировалось размещать на космических платформах, станциях и летательных аппаратах для уничтожения планировавшихся тогда к размещению США на орбите Земли спутников-перехватчиков. Теоретически лазер мог эффективно действовать в космосе. Но все существующие установки были привязаны к стационарным источникам энергии, что не отвечало требованиям военного космоса, где нужна была автономность. В итоге задачи по отработке лазерного оружия руководством Советского Союза была возложены на Военно-морской флот. Мощную силовую установку (так по документам называлась лучевая пушка) было решено установить на надводном корабле.

В 1976-ом главком ВМФ адмирал Сергей Горшков утвердил задание на переоборудование среднего десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно проекта 10030 «Форос». На нем планировалось испытать лазерный комплекс «Аквилон», предназначенный для поражения корабельных оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника. Первый лазерный выстрел с корабля был произведен весной 1980 года, причем сразу же было достигнуто попадание в мишень. В ходе последующих испытаний удалось сбить лучом лазера «низколетящую ракету» — скорее всего, ПТУРС типа «Фаланги». Но отмечу, что если стрельба длилась пару секунд, то на подготовку к ней потребовалось более суток (!).

Для испытания более мощного лазера в 1978 году в Ленинграде приступили к переоборудованию сухогруза «Диксон» в носитель лазерного оружия. Все работы были засекречены, получили название «Тема «Айдар». Первый свой лазерный залп «Диксон» произвел летом 1980 года с дистанции четыре километра по мишени на берегу. Но и тогда КПД луча составил всего лишь 5% - энергию луча «съели» испарения влаги с поверхности моря.

Таким образом, для вооружения надводных кораблей лазер был явно негоден, хотя этой идеей поначалу и загорелся адмирал Горшков.

Замечу, что после раздела Черноморского флота в 90-х экспериментальное судно «Диксон» с первой в мире боевой лазерной системой отошло к Украине, где было продан на металлолом. По одним источникам — в Индию, по другим — в США (в западных СМИ была информация, что в трюме одного судна из СССР представители Пентагона нашли 35-мегаваттные силовые генераторы, после чего любая информацию о технических возможностях новейшего советского оружия была засекречена).

В США регулярно проходят испытания лазерного оружия, что с большой помпой освещается в СМИ. Американцам удалось на полигоне в Калифорнии при идеальных погодных условиях распилить тонкой корпус ракеты (какой — неизвестно). Они смогли также сбить лазером какие-то маленькие мишени, типа беспилотников, сожгли двигатель надувной лодки с небольшого расстояния.

Но, по большому счету, все это — показуха. Эксперименты проводятся в специфических условиях, сродни лабораторным, и ни о каких испытаниях войскового уровня (в условиях низкой температуры, повышенной влажности воздуха, плохой видимости) не может быть и речи. Скажем, в 90-х Басов, отвечая на вопрос об итогах лазерной программы «Терра-3», сказал следующее: «Ну, мы твердо установили, что никто не сможет сбить боеголовку баллистической ракеты лазерным лучом, и мы здорово продвинули лазеры…».

«СП»: — То есть направление перспективное, но пока в реальных боевых действиях существующие лазеры не могут быть применены?

— Наверное, лазерное оружие может применяться в каких-то отдельных спецоперациях, в качестве средств подавления оптико-электронных систем и разведки (для выявления отражения от оптических прицелов биноклей, линз смотровых устройств), для контрснайперской борьбы, в прицелах снайперских винтовок и ПТУР, а также в космосе. Для этого, кстати, необязательно выводить туда носитель. В частности, лазер воздушного базирования, в принципе, может уничтожить какие-то космические аппараты по следующей схеме: самолет летит на высоте 15 км и осуществляет воздействие на объект, но не уничтожает, а просто выводит его из строя.

Руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко говорит, что лазерное направление все-таки нужно развивать, так за этими технологиями будущее.

— Несмотря на то, что в декабре 2011 года Пентагон закрыл программу разработки боевого лазера воздушного базирования ABL, который планировалось использовать для ПРО, работы по лазерной тематике там все равно идут. Американцы делают лазер наземного и морского базирования.

При работах с Boeing YAL-1 заокеанские специалисты столкнулись со следующими проблемами: со сложностью наведения лазера на цель, с прохождением луча через атмосферу, с точностью его выдерживания. В общем, была масса технических проблем, решение которым наука пока найти не может, хотя самолет был готов.

Замечу, что стоимость работ была очень высока. Как известно, в США нет ни одной крупной программы вооружения, которая бы укладывалась в первоначальные суммы. По данным из открытых источников, на финансирование программы американские военные потратили 5 млрд. долларов. А в США планировали построить восемь таких машин, чтобы они, попеременно сменяя друг друга, могли нести непрерывное дежурство в воздухе.

В России работы в этом направлении ведутся (что не раз находило подтверждение в различных публикациях), однако на уровне НИОКР. Говорить о лазере воздушного базирования как о какой-то системе вооружения, которая в среднесрочной перспективе могла быть принята на вооружение для уничтожения МБР, пока не приходится.

«СП»: — А какой принцип действия лазера воздушного базирования? Он не прожигает, а «ослепляет» оптические головки самонаведения баллистических ракет и спутниковые системы наблюдения?

— Высокоточную ракету, например, класса «воздух-воздух», имеющую инфракрасную головку наведения, можно «ослепить» и таким образом отвести от цели. Но боеголовка МБР имеет высокую защищенность, которую поразить лазером существующей мощности невозможно.

В Америке речь шла о поражении МБР на участке ее выведения, то есть на старте. Если твердотопливные ракеты поразить тяжелее из-за меньшей воспламеняемости топлива (т.н. инициирование взрывоопасного испарения), то стенки жидкостных более тонкие. Но для этого требуется огромные лазерные установки с аккумуляторами гигантских размеров, разместить которые на самолетах в обозримом будущем невозможно.

Надо понимать, что воздействие на цель лазером может быть осуществлено двумя способами — импульсным и непрерывным. Но для импульсного кратковременного воздействия должна быть крайне высокая мощность, а для непрерывного — обеспечение удержание точки на цели.

Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков также говорит, что сегодня в мировых СМИ сильно абсолютизируют лазерную тему, что в корне ошибочно.

— Установка лазера на боевых кораблях в интересах ПРО позволит его применить только в условиях, когда отсутствует облачность или туман. А туман на море — явление достаточно распространенное. Для решения задач ПРО встают вопросы прохождения луча через атмосферу и удержания его на цели. А вот поражение оптического оборудования возможно, так как оно применяется в условиях ясной погоды, когда лазер эффективен.

Но работы по этому направлению все равно надо продолжать, потому что за этим оружием будущее, особенно если идет речь о применении его в космосе. Для него не нужен боекомплект, при грамотном использовании лазера может быть обеспечено неограниченное количество выстрелов.


Летающая лаборатория / специальный авиационный комплекс с лазерной экспериментальной установкой / лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). Разработка проекта комплекса велась ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с ЦКБ "Алмаз" (главный конструктор - академик Б.В.Бункин) и позже концерном "Алмаз-Антей". Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов, заместитель главного конструктора - В.Д.Заремба, ведущий конструктор - Ю.А.Бондарев. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика" - испытания прототипа установки, предназначенной для размещения на космической станции "Скиф", велось на -лаборатории 1А1. Собственно лазер мощностью 1 МВт создан в филиале института Курчатова в Красной Пахре ().

Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А1 совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса начаты в 1984 г. 27 апреля 1984 г. впервые с использованием ЛКАБ была поражена воздушная мишень, командир экипажа - Е.А.Лахмостов, оператор ЛКАБ - В.В.Карачунский (ист. - Цель на орбите ). Известно, что было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30-40 км. Так же выполнялась стрельба по мишени Ла-17. В части источников указывается на то, что комплекс с самолетом А-60 создавался в качестве авиационного комплекса по программе "Терра-3 " (). В 1989 г. самолет 1А1 сгорел на авиабазе Чкаловский.

На втором самолете А-60 / 1А2 установлен модернизированный лазерный комплекс. Самолет совершил первый полет 29 августа 1991 г. (экипаж В.П.Демьяновского). В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены.

Экипаж и специалисты у ЛЛ1А2 после выполнения 1-го испытательного полета. Слева-направо: Карачунский В. В., Андреев М. Г., Сердюков В. И., Заремба В.Д., Бабич К. В., Шкондин Д. Ф., Демьяновкий В. П., Калюжный Г. Г., Твердохлеб Л. В. 29 августа 1991 г. (Газета "Стрела", ГСКБ "Алмаз-Антей", №4 / 2014 г.).


С 2003 г. начата ОКР "Сокол-Эшелон" ("Сокол-В"), головной исполнитель - концерн ПВО "Алмаз-Антей", соисполнитель по созданию опытного СО-лазера - КБ химавтоматики (г.Воронеж). В ходе выполнения ОКР предполагаются испытания опытной лазерной установки с СО-лазером. По состоянию на 2011 г. (см.источник) КБХА ведет выпуск конструкторской документации, проводятся работы по изготовлению и испытаниям отдельных узлов и агрегатов установки, в кооперации с другими предприятиями изготавливается опытная материальная часть, на стендах проводятся экспериментальные работы по подтверждению основных физических принципов работы установки. В рамках ОКР «Кильблок» разрабатывается промышленная технология комплексных наземных испытаний установки. Завершение ОКР предполагается в 2015 году ().

Фактически работы по ОКР "Сокол-Эшелон" - создание и испытание экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 - начаты концерном ПВО "Алмаз-Антей" в 2005 г. Позже (в 2011 г.) эмблема ОКР обнаружена на самолете А-60 / 1А2. 2 сентября 2006 г. с ТАНТК им.Бериева в/ч 21055 заключила контракт на проведение НИР "Дуэлянт" - испытания модернизированного экспериментального лазерного комплекса с самолетом 1А2. По неподтвержденным официально данным, испытательные полеты самолета велись до 2009 г. как минимум. Это подтверждается Годовымо отчетом ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2011 г. согласно которому НИР "Дуэлянт" была завершена в 2009 г. Хотя позже и сообщалось, что в 2011 г. велись испытания по НИР "Дуэлянт" (). В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала "Военный Парад" , начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что "лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США ("Сокол-Эшелон") войдет в перспективную систему ПВО" ().

К лету 2011 г. самолет находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге и по слухам готовится к демонтажу специального оборудования и списанию. Всего было построено два экзепмляра, второй самолет несколько отличается конструктивно от первого.

13 ноября 2012 г. газета "Известия" сообщает о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта.

Конструкция - самолет-летающая лаборатория создан на базе транспортного самолета Ил-76МД с некоторыми изменениями конструкции. В носовой части фюзеляжа вместо метеорологической РЛС установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. Вероятно, в обтекателе размещена антенна РЛС или лидар системы прицеливания лазерной установки, для наведения установки на цель. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса. Заменена на более мощную штатная вспомогательная силовая установка. Створки грузового люка сняты, а сам люк зашит. Доработаны двери в фюзеляже, отсутствуют передние аварийные выходы.

Лазерная установка выполнена без обтекателя - она убирается в фюзеляж. В верхней части фюзеляжа между крылом и килем расположены створки, состоящие из нескольких сегментов. Створки убираются внутрь фюзеляжа и лазерная установка поднимается в образующийся проём. На самолете 1А2 лазмерная установка расположена под обтекателем-"горбом" в фюзеляже за крылом - конструктивно размещение установки отличается от самолета 1А1.

"Работа" лазерной установки осуществляется через открытое самолетное выводное устройство (СВУ, ист. - Цель на орбите ).


Проекции самолета А-60 / 1А (графика - А.И.Сальников, "Авико-Пресс").


Двигатели : 4 х ТРДД Д-30КП 2-й серии с тягой по 12000 кг, на самолете дополнительно установлено два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью по 2.1 МВт и вспомогательная силовая установка заменена на более мощную.

ТТХ самолета :
Экипаж - 4 чел + 10 операторов

Длина - 46.86 м
Размах крыла - 50.5 м
Высота - 14.76 м
Площадь крыла - 300 кв.м

Масса взлетная максимальная - 179000 кг
Масса пустого - 92000 кг

Скорость максимальная - 850 км/ч
Скорость крейсерская - 700 км/ч
Дальность - 8200 км
Потолок практический - 13800 м
Высота эшелона испытаний - 10000 м (ист. - Цель на орбите )

Оборудование : в 1970-е годы под руководством академика О.Н.Фаворского в МНПО «Союз» был создан уникальный газодинамический лазер мощностью 180 кВт, работавший на воздухе, отбираемом от ТРД Р-27В-300. Использовались штатные системы отбора воздуха (расход – 10 кг/сек), ранее используемого для самолетов ВВП. Подобного непрерывно работающего ГД-лазера с удельной мощностью 18 кВт/Н более нигде не было. Конструкция успешно испытывалась в работе на базе ВВС в Чкаловском. По рассказу самого О.Н. Фаворского: "Работы по газодинамическому лазеру шли в то время, под грифом «совершенно секретно». Сейчас, за давностью лет и закрытием тем, вся эта информация уже вполне доступная для печати. Это был конкурент электроразрядному импульсному лазеру. Он был и легче и меньше его. Его испытывали в Монино. Была делегация военных, возглавлял её Павел Степанович Кутахов. Поставили стальную плиту в ладонь толщиной, включили лазер и прожгли сквозную дыру примерно 50х50 мм".

Наведение лазерной установки самолета 1А осуществлялось с использованием астрокоррекции (ист. - Цель на орбите ).

РЛС "Ладога" для обнаружения аэростатов разрабатывалась НИИ Радиостроения, главный конструктор А.Ф.Макуренков для самолета А-60. Вероятно, планировалось создание лазерного комплекса для поражения аэростатов. Поздний вариант РЛС - "Ладога-3" создан в 1990 г. ().
Диаметр антенны РЛС - 1.5 м


РЛС обнаружения аэростатов "Ладога". М узей корпорации "Фазотрон-НИИР", 2004-2005 г.г. (фото - Евгений Ерохин,http://www.missiles.ru).


Непрерывный газодинамический СО-лазер разработки КБ химавтоматики (КБХА) мощностью 1 МВт создавался в рамках программы НПО "Астрофизика" по лазерной установке космического базирования для космической станции 17Ф19Д "Скиф-Д". КБХА создан бортовой космический газодинамический лазер РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива (ведущие конструкторы - В.П.Кошельников, Г.И.Завизион, В.Ю.Гутерман). Лазер большой мощности, работающий по принципу преобразования тепловой энергии активной газовой среды, полученной при неравновесном расширении в сверхзвуковой сопловой решетке, в электромагнитное излучение с длиной волны 10,6 мкм. ГДЛ РД-0600 прошел полный цикл стендовой отработки на специальном стенде с оптической трассой. Возможно, что испытания прототипа СО-лазера РД-0600 мощностью 100 кВт - велись на самолете-летающей лаборатории 1А1 (не подтверждено ).

Создано семейство стендовых образцов ГДЛ с мощностью излучения от 10 до 600 кВт при удельном энергосъеме 5–10 Дж/г, а также бортовой космический ГДЛ РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива. ГДЛ РД-0600 прошел полный объем стендовой отработки. Для отработки ГДЛ создан специальный стенд с оптической трассой для исследования взаимодействия излучения с различными материалами. На стенде отработаны методика юстировки зеркал, измерение параметров ГДЛ, фокусировка луча на объект. Проведен комплекс теоретических и экспериментальных исследований ГДЛ СО2 - лазеров на жидких компонентах: дицианацетилене и закиси азота, с целью создания лазерной установки с повышенными удельно-энергетическими характеристиками ().

ТТХ РД-0600:
Мощность излучения - 100 кВт
Окислитель - кислород
Горючее - газообразная окись углерода
Балласт - газообразный азот
Температура газа в генераторе - 1580 К
Суммарный расход топлива - 12 кг/с
Длина - 1820 мм
Ширина - 2140 мм
Высота - 680 мм

Судя по разного рода отрывочным данным на самолете А-60 / 1А2 испытывается лазер разработки КБХА для системы "ослепления" космических средств наблюдения в рамках ОКР "Сокол-Эшелон" концерна ПВО "Алмаз-Антей". В рамках этой ОКР велось создание и испытания экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 (головной разработчик - ГСКБ "Алмаз-Антей"). По итогам работы на конец 2011 г. разработана рабочая конструкторская документация изделия 1ЛК222 и его составных частей в согласованном с Заказчиком (Министерство обороны России) объёме; проведено макетирование и испытания макетов отдельных устройств 1ЛК222; проведена оценка достижимых характеристик изделия 1ЛК222 с применением комплексного математического моделирования; разработано аппаратно-программное обеспечение изделия 1ЛК222; проведено уточнение технических параметров и порядка функционирования изделия 1ЛК222 с учётом обслуживания основных объектов работы. В перспективе планируется создание стационарного комплексного стенда систем формирования и наведения изделия 1ЛК222 ().


Эмблема программы "Сокол-Эшелон" на борту А-60 / 1А2, ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Иван Савицкий, http://russianplanes.net/id44064).


Статус : СССР / Россия

1989 г. - самолет 1А1 находится на аэродроме ГК НИИ ВВС Чкаловский, в 1989 г. самолет сгорел при пожаре на земле. Самолет с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

2005 г. 11 мая - согласно http://maps.google.com самолет А-60 / 1А2 находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева. Предположительно самолет более не менял аэродром базирования.

2009 г. 28 августа - осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 на космический аппарат с высотой полета 1500 км был зарегистрирован отраженный сигнал.


Самолет-лаборатория А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Nikolay,http://russianplanes.net/id44023).


- 2011 г. - частично демонтировано оборудование лазерного комплекса самолета-лаборатории.

2012 г. 13 ноября - газета "Известия" сообщают о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта. Ожидается модернизация оборудования лазерного комплекса. Завершение модернизации представители ТАНТК им.Бериева предполагают до конца 2013 г.

2014 г. апрель - газета "Стрела" ГСКБ "Алмаз-Антей" сообщает, что завершаются наземные стендовые испытания и отработка экпериментальной аппаратуры бортового лазерного комплекса нового поколения. В ближайшее время планируется разместить экспериментальный БЛК нового поколения на ЛЛ1А2, провести наземные стыковочные работы и начать его испытания, после завершения которых начнутся предварительные, а затем летно-конструкторские и государственные испытания образца ЛКАБ на новом самолете (ист. - Цель на орбите ).

Реестр А-60 (по состоянию на 03.07.2012 г.):

№пп Наименование Сер.№ Заводской № Борт № Первый полет Примечание
01

СССР-86879 19.08.1981 г.
Первый полет - экипаж Е.А.Лахмостова
- 1989 г. - самолет находился на аэродроме Чкаловский ГК НИИ ВВС, самолет сгорел на земле при подготовке к испытаниям.
02 1А2
0013430893

СССР-86879 (1991 г.)
RA-86879
29.08.1991 г.
Первый полет - экипаж В.П.Демьяновского
- 2011 г. лето - муссируются слухи о списании самолета, находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге
03 1А3 ? По неподтвержденным данным в 1993 г. на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге находился третий самолет-летающая лаборатория, самолет готовили к разделке. Прим. - крайне сомнительная информация, по данным ТАКТК им.Бериева всего было построено 2 самолета.
November 14th, 2012

Несколько недель назад был подписан указ об образовании Фонда перспективных исследований (ФПИ). Целью этой организации является содействие различным научным работам оборонного назначения, которые требуют серьезной государственной поддержки. Согласно некоторым источникам, в ближайшем будущем ФПИ придет на смену Военно-промышленной комиссии при правительстве и возьмет на себя ее функции. Большинство подробностей о работе новой организации пока еще не стало достоянием общественности, однако уже появились сообщения о возможных проектах, которыми она займется.

«Известия» со ссылкой на источник в оборонной промышленности сообщают, что в следующем году будет возобновлена программа исследования и создания боевых лазеров. К научной и конструкторской работе будут привлечены концерн «Алмаз-Антей», ТАНТК им. Г.М. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Сообщается, что министерство обороны уже выработало свою версию облика будущего лазерного оружия и передало соответствующую документацию занятым в проекте организациям. Целью будущих работ является создание полноценной боевой системы, способной уничтожать различные цели. Очевидно, все исследования будут идти под эгидой ФПИ.

По имеющимся данным, новый проект боевого лазера будет вестись на базе старой программы А-60, что и потребовало привлечения таганрогского комплекса им. Бериева. В ходе осуществления предыдущего проекта боевого лазера было построено две летающие лаборатории на базе самолета Ил-76МД, на которых установили специальное оборудование. Исследования при помощи самолетов А-60 проводились с начала восьмидесятых годов, однако после распада Советского Союза, по понятным причинам финансового характера, их темп значительно замедлился. Теперь же, похоже, снова нашлись деньги на продолжение исследований.

Также «Известия» сообщили, что на таганрогском предприятии недавно начались работы по ремонту и модернизации одной из сохранившихся летающих лабораторий. Этот самолет уже несколько лет не летал и поэтому требует некоторых приготовлений. Вскоре, как пишет издание со ссылкой на источники в ТАНТК, концерн «Алмаз-Антей» предоставит новое лазерное оборудование, которое заменит устаревшие модули. Если все пойдет без особых проблем, то первый полет обновленного самолета может произойти уже в следующем году.


В отношении состояния проекта «Известия» приводят весьма интересную информацию. Издание утверждает, что модернизация старого лазерного комплекса 1ЛК222 уже завершена и новая система готова к установке на летающую лабораторию и последующим испытаниям. При этом пока не известно, как лазерная система будет выглядеть в том случае, если дойдет до войск. Точно так же вызывают вопросы требования к самолету, на котором может базироваться серийный боевой лазер. В настоящее время единственная имеющаяся летающая лаборатория имеет в своей основе транспортный самолет Ил-76, что порой вызывает критику. Нередко в обсуждениях перспектив боевого лазера встречаются предложения «пересадить» оружие, к примеру, на бомбардировщик с соответствующими параметрами.


Характерная "говорящая" эмблема на борту самолета 1А2 RA-86879. Содержит название ОКР "Сокол-Эшелон" и изображение американского разведывательного спутника типа КН-11 или КН-12, поражаемого"русской" молнией

Создание советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования было начато в середине семидесятых годов, головным разработчиком был избран Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1989 года именуется ТАНТК имени Г.М. Бериева), который тогда после свертывания основной части работ по гидроавиации был переориентирован на создание авиационных комплексов специального назначения. Основным назначением советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования, рассматривался вывод из строя американских низкоорбитальных искусственных спутников военного назначения, в первую очередь спутников оптической разведки серии КН.

Экспериментальный боевой лазерный комплекс воздушного базирования получил обозначение А-60 и в качестве базы для него использовался транспортный самолет Ил-76МД, (на сегодняшний день конечно уже устаревший тип ВС) переоборудование которых осуществлялось в Таганроге. Заместителем главного конструктора на ТМЗ по комплексу А-60 был В.Д. Заремба, ведущим конструктором по самолету был Ю.А.Бондарев. Разработчиком лазерного комплекса выступали ЦКБ "Алмаз" (ныне в составе Концерна ПВО "Алмаз-Антей") и КБ химической автоматики. Лазер, предположительно, газодинамический углеродный на жидких элементах, мегаваттного класса мощности. В 1977 году на ТМЗ началось создание первого прототипа А-60 "изделие 1А" для отработки основных технических решений комплекса.


Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором были проведены глубокие доработки В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со "специальной аппаратурой" (предположительно, РЛС дальнего обнаружения и наведения и лазерная система наведения) По бокам фюзеляжа под обтекателями были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт, обеспечивающие работу лазерного комплекса (пушки). Сама лазерная установка была выполнена с убирающейся оптической головкой в отсеке с раздвижными створками, размещенными в верхней части фюзеляжа за центропланом. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом. Огневые испытания лазерного комплекса с борта "1А" были начаты в 1984 году (!) . Известно из частично рассекреченных секретных "наблюдений" и разведывательных материалов ЦРУ США, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат, баллистическая ракета, низкоорбитальный спутник), находящиеся на высотах 30-110 км. Кроме того, выполнялись стрельбы повоздушной мишени Ла-17. В 1989 году летающая лаборатория "1А" (СССР-86879) сгорела на аэродроме Чкаловский под Москвой из за не соблюдения техники безопасности персоналом.


Тем временем на ТМЗбыл построена вторая летающая лаборатория "изделие 1А2" с новым вариантом лазерного комплекса, модифицированным по результатам испытаний, проведенных на "1А". В качестве базы для "1А2" был использован самолет Ил-76МД регистрационный номер СССР-86879. Внешне вторая лаборатория была подобна первой. Первый полет "1А2" состоялся уже в печальные дни развала Советского Союза - 29 августа 1991 года, машину пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П. Демьяновским. Распад СССР и политика президента Ельцина предопределили тогдашнюю судьбу программы А-60 - в 1993 году работы над ней были прекращены, а борт"1А2" был поставлен на прикол в Таганроге. Реализм надвигающейся войны в 2012-2014 годов возможно и заставили правительство, хоть и поздно, но вернутся к скромному финансированию советских военных программ, в число которых вошла и А-60. Видимо так же, определенным стимулом к этому послужило то, что в США внедряется, боевой лазер воздушного базирования Boeing YAL-1 (ABL) противоспутникого и противоракетного назначения. Разработанный на 25 лет позже чем в Советском союзе. По имеющимся данным, решение (а их большинство, так и осталось, только на бумаге) о возобновлении работ над А-60 было принято еще в 2005 году, и даже комплекс был включен в Государственные программы вооружений на 2007-2015. Пока что ТАНТК получил финансирование по программе А-60 которое позволило "восстановить" 1 экземпляр на базе старого потрепанного самолета Ил-76, которому 25 лет.


В конце 2010 году стало известно о возобновлении в Таганроге программы летных испытаний "1А2". Судя по эмблеме на борту "1А2", отработка комплекса А-60 проводится в рамках опытно-конструкторской работы все того же советского "Сокол-Эшелона". Как можно судить, основной целевой задачей комплекса А-60 рассматривается поражение опто-электронных систем американских спутников (в первую очередь, раннего предупреждения) системы противоракетной обороны США.

Правда, экспертам непонятно, насколько успешны работы российских ученых в производстве лучевой пушки, но они уверены, что проект, в отличие от программы США, набирает обороты (флот США подобным вооружением урезан до одного самолета).

Американский проект - летающая лазерная лаборатория Airborne Laser Test Bed.




Boeing YAL-1

За рубежом предпринималось несколько попыток сделать лазерную установку, предназначенную для использования на самолетах, но до стадии испытаний дошел только один проект - американский ABL. В ходе работ в этом направлении американскими учеными был создан самолет Boeing YAL-1, несущий химический лазер большой мощности BILL. По предварительным задумкам, на практике этот самолет должен был уничтожать вражеские баллистические ракеты на активном участке полета. За почти десять лет работ американцы смогли довести лазер BILL до мощности около мегаватта, однако в конце 2011 года проект был заморожен по причине сокращения военного бюджета. Программу ABL посчитали недостаточно перспективной. Однако спустя всего несколько месяцев начались разговоры о новом запуске ABL.

В нашей стране тоже имелись проекты лазерной боевой техники. В то же время, все советские комплексы, за исключением А-60, монтировались на гусеничных шасси и теоретически предназначались для использования в сухопутных войсках. Комплексы «Стилет», «Сангвин» и «Сжатие» предназначались для поражения оптико-электронных систем вражеской техники. Предполагалось, что излучатель сухопутной машины будет «бить» по оптике и тепловизорам техники противника, выводя из строя электронику и ослепляя экипажи. Все три проекта советских лазерных самоходок не вышли из стадии испытаний опытных образцов.

Целью возобновляемой программы лазера воздушного базирования, как сообщают «Известия», будет создание комплекса, предназначенного для уничтожения самолетов противника, разных типов ракет и прочих целей, которые могут быть «прожжены» лучом. Такое применение боевого лазера вызывает определенные вопросы, в первую очередь, связанные с целесообразностью и нюансами практического применения. К примеру, во время разработки американского проекта ABL неоднократно поднимался вопрос сближения самолета и ракеты. В ряде случаев носитель лазера не сможет вовремя обнаружить и атаковать баллистическую ракету, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Что касается уничтожения вражеских самолетов или крылатых ракет, то ракетное вооружение «земля-воздух» и «воздух-воздух» на протяжении нескольких следующих лет точно не сдаст своих позиций.

Тем не менее, тематика боевых лазеров имеет определенные перспективы. Минусы таких систем - прежде всего это высокая требовательность к источникам питания и общая дороговизна комплекса - могут компенсироваться относительно простым наведением на цель. Последнее в первую очередь касается наземных лазерных комплексов. В то же время, кардинально новое оружие потребует от военных пересмотреть некоторые взгляды на ведение боевых действий, организацию обороны или атаки. Учитывая общую сложность лазерных программ, успешное завершение обновленного проекта А-60 не будет простым и быстрым делом. Так что у военных достаточно времени, чтобы приготовиться к принятию в строй нового оружия. Если, конечно, они захотят получить столь сложное и дорогое боевое средство.

Осенью 2013 года в отечественных средствах массовой информации появились сообщения о возобновлении работ по созданию авиационных лазерных комплексов. По данным прессы, в скором будущем отечественная оборонная промышленность должна была возобновить проект летающей лаборатории с лазерной аппаратурой А-60. Реализацией проекта должны были заниматься концерн ПВО «Алмаз-Антей», ТАНТК им Бериева и КБ химавтоматики. Оценивались различные особенности и перспективы проекта, однако до определенного времени официальные сведения о проекте отсутствовали.

Весной 2014 года в газете «Стрела», издаваемой ГСКБ «Алмаз-Антей», появились первые официальные сведения о новом проекте. Сообщалось о завершении некоторых предварительных работ по новому проекту. В частности, к моменту появления публикации была выполнена часть наземных стендовых испытаний новой аппаратуры. В дальнейшем предполагалось установить необходимое оборудование на летающей лаборатории и приступить к испытаниям комплекса в воздухе.


С тех пор новые сведения о перспективном проекте не появлялись. Тем не менее, несколько дней назад появились некоторые данные, прямо или косвенно рассказывающие о текущем ходе проекта лазерного комплекса воздушного базирования. На некоторых открытых ресурсах были опубликованы данные о текущих планах и работах оборонной промышленности.

Блог Alexeyvvo.livejournal.com сообщает, что имеющиеся сведения о производстве перспективных военно-транспортных самолетов позволяют строить некоторые предположения о ряде новых проектов, в том числе о разработке лазерного комплекса. Так, имеющийся парк самолетов типа Ил-76МД дает возможность не отправлять новые Ил-76МД-90А в войска, но использовать их в качестве основы для специальной техники. В частности, первый серийный Ил-76МД-90А с номером 01-03 был передан ТАНТК им. Г.М. Бериева, где его должны сделать первым образцом самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер».

Ранее на некоторых интернет-ресурсах публиковались слухи о возможной дальнейшей судьбе второго серийного Ил-76МД-90А с номером 01-04. Сообщалось, что эта машина могла быть передана не военному ведомству, а таганрогскому предприятию для использования в проекте лазерного комплекса. В середине сентября появились новые данные, в определенной мере подтверждающие эти слухи.

14 сентября ТАНТК им. Бериева опубликовал на сайте госзакупок информацию по своему новому заказу. Закупка получила наименование «Выполнение этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ на этапе ЭТП» и подразумевает заключение контракта с заранее определенным поставщиком.

Само название новой закупки явно указывает на проект, в целях реализации которого ТАНТК им. Бериева разместил заказ. Индекс А-60 применялся для обозначения летающей лаборатории с лазерным оборудованием, а литеры «СЭ», вероятнее всего, расшифровываются как «Сокол-Эшелон». Именно такое название носит проект перспективного лазерного комплекса воздушного базирования.

Имеющиеся данные прямо говорят о намерении промышленности построить еще одну летающую лабораторию со специальным оборудованием. Именно она, вероятно, будет использоваться в будущих испытаниях и прочих работах. Привлечение к испытаниям существующего образца маловероятно. Эта машина, получившая обозначение 1А2, насколько известно, еще несколько лет назад лишилась части специального оборудования. Кроме того, в последние годы ходят слухи о грядущем списании этого самолета ввиду израсходования ресурса.

Таким образом, общее количество самолетов-прототипов, в разное время участвовавших в проекте А-60, увеличится до трех, хотя в испытаниях сможет принять участие только один. Напомним, первый прототип под обозначением 1А1 был построен в 1981 году и прошел часть испытаний. В 1989 году он был утрачен вследствие пожара. Второй самолет 1А2 впервые поднялся в воздух и в дальнейшем активно выполнял поставленные задачи. В обозримом будущем должен появиться и третий опытный самолет со специальным оборудованием нового типа.

По отрывочным данным, не имеющим официального подтверждения, последние полеты самолета 1А2 выполнялись с целью испытаний нового оборудования, созданного в рамках проекта «Сокол-Эшелон». Следующий прототип, по-видимому, получит новое лазерное оборудование. Эта аппаратура ранее упоминалась в некоторых источниках под названием 1ЛК222. Именно эта система фигурировала в сообщениях осени 2013 года. Тогда утверждалось, что часть работ по этому проекту уже завершена и в ближайшее время должны начаться испытания новых систем.

Таким образом, сведения о проекте перспективного лазерного комплекса воздушного базирования выглядят следующим образом. Подтверждено завершение некоторых этапов разработки комплекса. Также достоверно известно о скором появлении совершенно новой или модернизированной летающей лаборатории. Сведения о конкретном составе оборудования этого самолета пока отсутствуют. На данный момент известно только обозначение комплекса – 1ЛК222.

Пока не получила официального подтверждения информация о связи самолета Ил-76МД-90А №01-04 и проекта А-60. Эту машину могут использовать при строительстве нового опытного самолета, однако нельзя исключать и иной вариант развития событий. При этом слухи о скором списании летающей лаборатории 1А2 могут в определенной мере подтверждать предположение о дальнейшей судьбе второго серийного Ил-76МД-90А.

Ввиду общей секретности сведения о перспективном проекте «Сокол-Эшелон» и самолетах А-60 носят отрывочный характер и нередко не имеют официального подтверждения или построены на слухах и предположениях. Тем не менее, даже такие неподтвержденные данные позволяют отслеживать ход работ и делать некоторые выводы. Продолжим следить за перспективным отечественным проектом и ждать, когда оборонная промышленность сможет огласить его подробности, представляющие большой интерес для специалистов и общественности.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://svpressa.ru/
http://alexeyvvo.livejournal.com/
http://zakupki.gov.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-680.html