Китайские эсминцы общие и частные аспекты эволюции. Китай построил ещё пару эсминцев

Вооружение

Однотипные корабли

Постройка

Корабль был заложен 25 сентября 1936 года на заводе имени А.Марти (№198) в Николаеве под строительным номером С-327 и под именем «Прыткий». Впоследствии посекционно перевезен на Дальний Восток и 15 августа 1938 года перезаложен на "Дальзаводе" (№202) во Владивостоке. Спущен на воду 6 апреля 1940 года, переименован в «Рекордный» 25 сентября 1940 года.

Передача ВМС НОАК

22 апреля 1952 года командующий НОАК генерал армии Сяо Цзиньгуан во главе делегации прибыл в Москву для переговоров о покупке для китайского флота боевых кораблей (эсминцев), береговой артиллерии, самолетов, минно-торпедного вооружения и различных тренажеров для обучения личного состава. Если верить китайским источникам, Советский Союз первоначально отказался продавать эсминцы и ряд других образцов военной техники, а за другое оборудование запросил гораздо большую сумму, чем это было принято на международном рынке вооружений. Для продвижения переговоров, как пишут китайские источники, Мао Цзэдун дважды лично разговаривал по телефону со Сталиным, объясняя важность "советско-китайского стратегического сотрудничества", и убеждая его продать эсминцы.

В сентябре того же года, а также в начале 1953 года заместитель командующего ВМС НОАК Ло Шуньчу дважды прилетал во главе делегации в Советский Союз для выработки соглашения о продаже эсминцев для китайского флота. Переговоры проходили очень трудно. 12 марта 1953 года Ло Шуньчу телеграфировал китайскому премьеру Чжоу Эньлай, что "Советский Союз не только продает нам "мусор", но и просит неоправданно высокую цену за него". 16 марта в ответной телеграмме Сяо Цзиньгуан также назвал предложенные Советским Союзом корабли "металлоломом". В русскоязычной литературе стоимость кораблей никогда не фигурировала, китайские источники называют цифру "17 тонн золотом за каждый эсминец".

В итоге первое соглашение о сотрудничестве в военно-морской области Китай и Советский Союз подписали 4 июня 1953 года. Согласно этому документу, в китайских источниках часто упоминаемому просто как "Соглашение от 4 июня", Советский Союз брал на себя обязательства о передаче военно-морской техники и технологий для постройки в Китае боевых кораблей и судов вспомогательного флота, а также предоставления технической помощи в виде отправки специалистов. Частью этого соглашения было также приобретение четырех эсминцев проекта 7, четырех подводных лодок, а также других кораблей и катеров меньшего водоизмещения. Вместе с документацией для постройки верфей и кораблей в Китае, Советский Союз предоставил также материалы и оборудование, необходимые для постройки первых серийных образцов, кроме того направил в Китай 150 специалистов судпрома и принял у себя для обучения 100 китайских инженеров и техников.

Согласно информации из русскоязычных источников, исключен из состава ВМФ СССР и передан КНР 6 июля 1955 года.

По данным китайских источников, отряд кораблей ТОФ ВМФ СССР в составе двух эсминцев, двух тральщиков и двух ПЛ вышел из Владивостока в Циндао в 9-00 13 октября 1954 года. На следующий день 14 октября на корабли были посажены китайские экипажи для обучения и демонстрации матчасти в работе. Во время перехода китайские экипажи на эсминцах отрабатывали действия по работе с приборами наблюдения, связи, управления огнем, изучали торпедное и минное вооружение. Также им была предоставлена возможность провести учебные артиллерийские стрельбы, что изначально не входило в программу подготовки на переходе. Передача опыта производилась по схеме матрос обучает матроса, офицер - офицера. Первые два эсминца проекта 7 прибыли в Циндао 25 октября 1954 года и ошвартовались у причала №3. На следующий день, 26 октября был подписан акт о передаче кораблей ВМС НОАК и начальник штаба ВМС зачитал приказы о присвоении наименований Anshan и Fushun эсминцам, а также о формировании первого дивизиона эсминцев ВМС НОАК. В китайском флоте корабли первоначально получили бортовые номера "101" и "102" соответственно.

По информации русскоязычного выпуска официального государственного журнала "Китай", название для первого эсминца китайского флота рождалось в спорах. Предлагалось назвать его Beijing (Пекин) в честь китайской столицы или оставить советское название. Точку в спорах поставил Командующий ВМС НОАК, генерал армии Сяо Цзиньгуан, который высказал мнение о том, что, если Китай хочет видеть в составе флота крупные корабли отечественной разработки и постройки, судостроение обязательно должно опираться на мощную индустриальную базу, а город Аньшань является важным металлургическим центром тяжелой промышленности Китая, поэтому, чтобы эсминец был прочным, как "город стали", он должен называться Anshan .

Ремонты и модернизации

С января 1968 года по май 1969 года на верфи в Даляне корабль прошел ремонт и модернизацию с заменой обоих торпедных аппаратов на пусковые установки противокорабельных крылатых ракет, став, таким образом, первым ракетным кораблем ВМС НОАК.

История службы

В ноябре 1955 года эсминцы Anshan и Fushun приняли участие в совместных с сухопутными войсками учениях по отражению морского десанта на Ляодунском полуострове.

В сентябре 1959 года эсминцы Anshan и Fushun на учениях в провинции Чжэцзян отработали совместно с сухопутными войсками высадку морского десанта. Обстрел старых японских береговых укреплений из 130-мм артиллерии эсминцев, который длился всего 6 минут, оказал на командующего Сюй Шию военного округа Нанкин большое впечатление. Бетонные плиты до двух метров толщиной были полностью разрушены под фугасным воздействием снарядов корабельной артиллерии.

С 12 апреля 1962 года ЭМ Anshan совместно с эсминцами Changchun и Taiyuan , а также рядом других кораблей ВМС НОАК осуществляли противодействие провокационной разведывательной деятельности эсминца ВМС США DD-727 De Haven (типа Allen M. Sumner ), выполняющего задачи т.н. "патруля DESOTO" (DEHAVEN Special Operations off TsingtaO - нахождение на границе территориальных вод Китая в районе Циндао, частый заход вглубь на 2-3 мили, проверка реакции китайских кораблей и проведение радиоэлектронной разведки). В ходе этого противостояния китайские корабли выходили в международные воды и приближались к Сасебо (Япония). Это был первый случай применения надводных кораблей ВМС НОАК за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Китая.

В апреле 1992 года корабль был выведен из состава ВМС НОАК и поставлен в Циндао в качестве музея.

19 мая 1980 года с ЭМ Anshan , шедшего в сопровождении четырех кораблей ВМС НОАК, во время траурной церемонии над акваторией в районе Циндао был развеян прах государственного деятеля КНР, одного из руководителей Коммунистической партии Китая и председателя КНР в 1959-1968 годах, а впоследствии главного врага республики, репрессированного во время Культурной революции, Лю Шаоциня.

За 38 лет службы в составе ВМС НОАК эсминец Anshan прошел более 100000 миль, корабль посетили в разное время 9 высокопоставленных иностранных делегаций, а также китайские лидеры Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин.

12 декабря 2015 года. Он стал третьим в серии из двенадцати запланированных кораблей и на сегодняшний день является самым современным эсминцем китайского военного флота.

Корпус эсминца имеет форму и покрытие, обеспечивающие ему минимальную радиолокационную заметность. Корабль вооружён артиллерийской установкой калибра 130 мм, зенитной установкой калибра 30 мм, ракетами, способными поражать воздушные, надводные и наземные цели, а также минами и торпедами.

Hefei приводится в движение комбинированной дизель-газотурбинной установкой, состоящей из двух газотурбинных двигателей QC-280 и двух дизельных двигателей Shaanxi. Ещё одним новшеством, применённым на эсминцах класса 052D, является радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой Type 517M. Эсминцы класса 052D имеют водоизмещение в 7500 т, 156 м в длину, 18 м в ширину и осадку 6,5 м. На палубе каждого из этих кораблей имеется площадка и ангар для вертолёта Z-9C. Максимальная скорость эсминца составляет 30 узлов (55,5 км/ч), а его экипаж состоит из 280 человек. По размерам и типам установленного вооружения китайские эсминцы серии 052D сопоставимы с американскими кораблями класса Arleigh Burke .

Артиллерийское орудие H/PJ-38 калибра 130 мм считается самой передовой китайской корабельной артустановкой, несмотря на то, что оно создано на базе советской автоматической пушки AK-130
china-defense.blogspot.com


На надстройке новейшего китайского эсминца возвышается его «гордость» – активный радар с фазированной антенной решёткой
china-defense.blogspot.com


В носовой части корабля расположена артиллерийская установка и вертикальные ракетные пусковые установки
china-defense.blogspot.com


Командный пункт эсминца Hefei
china-defense.blogspot.com


Зенитная артиллерийская установка Type 730
china-defense.blogspot.com


Type 730 в действии
china-defense.blogspot.com


Пусковые торпедные установки эсминца Hefei
china-defense.blogspot.com


Одна из четырёх 18-зарядных ракетных пусковых установок
china-defense.blogspot.com


В случае необходимости команда корабля готова взять в руки стрелковое оружие
china-defense.blogspot.com


Поскольку корабль рассчитан на длительные плавания, на нём имеется постирочная комната
china-defense.blogspot.com


Сушка военной формы после стирки
china-defense.blogspot.com


На корабле есть и тренажёрный зал
china-defense.blogspot.com

Вендинговый автомат наполнен закусками и напитками
china-defense.blogspot.com


Комната отдыха совмещена с библиотекой
china-defense.blogspot.com

В китайских городах Циндао и Рушань сохранились старые советские проекта 7 - известные военно-морским историкам как легендарные советские «семерки», которые используются сейчас в качестве кораблей-музеев.

Эсминцы этого типа обессмертили себя благодаря участию в Великой Отечественной войне. В 1955 году четыре таких корабля из состава Тихоокеанского флота СССР были переданы дружественному Китаю. Один позже был сдан на слом, а последний - четвертый - корабль был передан городу Далянь как учебный корабль для военно-морского института.

Военно-Морские Силы Китая 14 января 1955 года получили первые два советских эсминца проекта 7. Они были переименованы в честь маньчжурских городов. Эсминцы «Ретивый » и «Решительный » получили новые имена: «Цзилинь » и «Чанчунь ». Два следующих корабля - «Рекордный » и «Резкий» были переданы Китаю 6 июля 1955 года и переименованы в «Аньшань » и «Фушунь » соответственно. Все эсминцы этого типа бережно сохранялись китайскими моряками и благополучно дожили до конца 80-х годов. Но вскоре эсминец «Фушунь » был сдан на слом и был разобран на судоремонтном заводе в провинции Цзен Су.

Все «дальневосточные» эсминцы проекта 7 в августе 1945 года входили в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев отряда легких сил и принимали участие в боевых действиях против Японии на Тихом океане. В начале 50-х годов прошли капитальный ремонт и модернизацию с установкой новых радиолокационных станций и трехногой фок-мачты. Очередную модернизацию эсминцы прошли в Китае в период с 1971 по 1974 год. В ходе переоборудования на кораблях были демонтированы торпедные аппараты, а на их месте были размещены по две спаренных пусковых установки для противокорабельных ракет «Хайин-22», которые являются аналогом советских противокорабельных ракет типа П-15. Устаревшие зенитные пушки были заменены четырьмя спаренными артиллерийскими установками В-11 калибра 37 мм.

Из трех эсминцев проекта 7, которые остались, лучше всего сохранился эсминец «Ретивый », который был выведен из состава флота в 1986 году и с 19 сентября 1991 года под наименованием «Тайюань » (бортовой номер 104) установлен в городе Далянь как корабль-музей на территории местного военно-морского института.

Эсминец «Рекордный » после исключения из состава флота в 1986 году был перебазирован в Циндао и с 24 апреля 1992 года является экспозицией местного военно-морского музея.

Эсминец «Решительный » был куплен городом Рушань, провинция Шандунь в августе 1990 года для использования его в качестве , но, к сожалению, до сих пор никакие работы на корабле «Чанчунь» не ведутся, поэтому легендарный эсминец постепенно стареет, превращаясь в груду железа.

фотографии эсминцев проекта 7

эсминцы проекта 7 в походе

эсминец «Аньшань» в боевом походе



эсминец «Тайюань» в качестве корабля-музея


130 мм пушка эсминца «Тайюань»

Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая желают получить большое количество современных кораблей, способных решать широкий круг задач в океанской зоне и обеспечивать присутствие флота в стратегически важных регионах. Для выполнения таких требований ведется строительство новейших эскадренных миноносцев проекта 055. Несколько дней назад стало известно о начале ходовых испытаний головного корабля этого типа, за которым в будущем последует не менее семи серийных эсминцев. Ожидается, что корабли типа «055» окажут самое заметное влияние на потенциал китайского флота.

Согласно сообщениям китайских и зарубежных средств массовой информации, 24 августа из Шанхая впервые вышел в море первый эсминец проекта 055 – «Наньчан». Этот корабль был построен в Шанхае на заводе «Цзяннань-Чансин», входящем в состав государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding State Corporation. В течение нескольких следующих месяцев корабль должен будет пройти все необходимые испытания, по результатам которых сможет поступить на службу. Согласно текущим планам, эсминец войдет в состав ВМС в следующем 2019 году.

Головной эсминец пр. 055 "Няньчан" во время церемонии спуска на воду, июнь 2017 г. Фото: Bmpd.livejournal.com

Торжественная закладка головного эсминца «055» состоялась в 2014 году. В конце июня 2017-го корабль спустили на воду, после чего началась достройка у причальной стенки. Около года ушло на монтаж всего необходимого оборудования и проверку установленных систем. Несколько недель назад была проведена подготовка к ходовым испытаниям, и 24 августа «Няньчан» впервые покинул порт. План и график испытаний, как всегда бывает в таких случаях, не уточнялся.

Ожидается, что появление серии новых эсминцев проекта 055 самым серьезным образом скажется на состоянии ВМС НОАК, а также на соотношении сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно разным оценкам, эти корабли могут стать одной из самых серьезных сил на Тихом океане. В основе этих оценок лежит доступная информация о характеристиках и боевых качествах, а также о количестве и качестве вооружения на борту.

Эсминец или крейсер?

Согласно официальным документам Китая, новые корабли относятся к «эсминцам 10000-тонного класса». «Няньчан» и его систершипы будут иметь длину порядка 180 м и полное водоизмещение 13 тыс. т. Таким образом, новые китайские эсминцы попадают в список наиболее крупных и тяжелых надводных боевых кораблей мира, не относящихся к авианосцам. Размеры и водоизмещение кораблей «055» приводит к любопытным последствиям в сфере классификации.

Водоизмещение порядка 12-13 тыс. т совсем не характерно для «традиционных» эсминцев – корабли с такими характеристиками обычно относят к крейсерам. Вследствие этого с прошлого года министерство обороны США в своих документах и заявлениях перестало именовать корабли «055» эсминцами. В американской классификации они теперь значатся как Renhai-class cruiser. С таким взглядом на классификацию согласны многие специалисты из ряда стран. Впрочем, это не мешает китайскому флоту строить именно «10000-тонные эсминцы».

Нетипичные для эсминцев размерения и водоизмещение были получены по ряду очевидных причин. В соответствии с заданием заказчика, корабль проекта 055 должен нести большое количество разнообразного вооружения. Так, только в вертикальных пусковых установках должно помещаться более 130 ракет разного назначения. Кроме них корабль имеет артиллерию, торпеды, радиоэлектронное вооружение и т.д.

Особенности конструкции

Эсминец типа «055» представляет собой крупный надводный корабль, построенный с использованием современных технологий и актуальных наработок. Он имеет длину 180 м при ширине до 20 м и нормальной осадке 6,6 м. Полное водоизмещение достигает 13 тыс. т, что прямо влияет на боевые качества корабля.


"Няньчан" выходит на испытания, 24 августа 2018 г. Фото: Cjdby.net

При проектировании учитывалась необходимость сокращения заметности эсминца для РЛС противника. Вследствие этого корпус и надстройка имеют характерные обводы. Так, борта корпуса соединены с бортами надстройки, а последняя отличается малым числом выступающих узлов. В частности, большая часть антенн на мачте помещена под радиопрозрачный кожух. Под защитой панелей корпуса и надстройки находится почти все вооружение корабля.

Крупный корабль нуждается в соответствующей энергетической установке. По известным данным, проект 055 предусматривает использование системы типа COGAG, построенной на основе четырех газотурбинных двигателей QD-280 мощностью по 38 тыс. л.с. каждая. Суммарная мощность – более 150 тыс. л.с. Также на борту имеются шесть газотурбинных генераторов QD-50 мощностью по 6700 л.с. каждый. Максимальная скорость при использовании всех двигателей составляет 30 узлов. Дальность плавания – 5000 морских миль.

Основным средством наблюдения за надводной и воздушной обстановкой на эсминце «055» является радиолокационная станция H/LJG-346B, использующая несколько антенн с активной фазированной решеткой. Крупные антенные устройства устанавливаются на лобовой части надстройки. Также известно о применении различных РЛС, отвечающих за поиск целей и применение . Для противодействия системам противника имеется комплекс радиоэлектронной борьбы, включающий станции помех и пусковые установки.

В подводной части носа корабля присутствует гидроакустическая станция для поиска подлодок противника. Также корабль может использовать выпускаемую буксируемую антенну большой длины.

В кормовой части надстройки предусматривается ангар для двух средних вертолетов. За ним находится взлетная площадка. Прежде всего, новые корабли должны будут нести вертолеты противолодочной обороны Harbin Z-9C или Changhe Z-18F. Также возможно использование машин иного назначения.

Вооружение

Одной из причин критики официальной китайской классификации проекта 055 является чрезмерное для эсминца количество вооружения, пригодного для решения совершенно разных боевых задач. При помощи имеющихся систем «Наньчин» и последующие корабли серии смогут атаковать воздушные, береговые и подводные цели разных типов. Более того, по размерам своего боекомплекта новый китайский корабль превосходит не только существующие эсминцы зарубежных стран, но и некоторые крейсера.


Головной "055" вблизи Шанхая. Фото: Cjdby.net

Главным вооружением эсминца «055» являются две универсальные вертикальные пусковые установки. Первая имеет 64 ячейки для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами и помещается перед надстройкой. Вторая включает 48 ячеек и находится в центре надстройки, перед ангаром. Ячейка такой установки имеет диаметр 850 мм и длину около 9 м. Возможно использование ракет с минометным стартом и «горячим» запуском. Благодаря этому эсминец может использовать все основные типы существующих корабельных ракет китайского производства.

Для атаки надводных кораблей противника эсминец должен использовать ракеты YJ-18 с дальностью полёта до 540 км. Основную часть траектории такое оружие проходит на дозвуковой скорости, а на конечном участке разгоняется до М=3. Против береговых целей предлагается применять корабельную модификацию «сухопутных» крылатых ракет CJ-10. Такое изделие способно доставить 500-кг боевую часть на дальность до 1500 км.

С вертикальными установками также должны использоваться зенитные ракеты средней и большой дальности семейства HH-9. C такими установками также совместимы существующие противолодочные ракеты, несущие самонаводящиеся торпеды.

Помимо пары универсальных установок корабль «055» несет несколько других систем вооружения. На баке расположена артиллерийская установка H/PJ-38 с орудием калибра 130 мм, предназначенная для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям. На носовой части надстройки, непосредственно за одной из пусковых установок, помещается семиствольный 30-мм зенитный автомат H/PJ-14.

Артиллерия дополняется зенитным ракетным комплексом малой дальности HQ-10. В кормовой части надстройки располагается отдельная вертикальная пусковая установка с 24 ракетами этого типа. С их помощью может осуществляться перехват воздушных целей в радиусе 8-10 км.


Эсминец перед спуском на воду, можно рассмотреть конструкцию и оснащение надстройки. Фото: Atimes.com

В недавнем прошлом в зарубежной прессе встречались упоминания будущего расширения возможностей эсминцев проекта 055 за счет установки принципиально нового вооружения. Предполагалось, что в будущем такие корабли смогут стать носителями боевых лазеров или рельсовых пушек. Можно ли реализовать такие идеи на практике – неизвестно. Также существует правдоподобная версия о принципиальной возможности создания ракеты-перехватчика, что позволит использовать корабли «055» в составе системы ПРО.

Ход строительства

По известным данным, Китай планирует построить не менее восьми кораблей проекта 055. Головной недавно вышел на ходовые испытания, а семь серийных уже находятся на разных стадиях строительства. Пока нельзя исключать, что ВМС НОАК планирует заказать еще несколько эсминцев нового проекта, но официальные данные на этот счет на данный момент отсутствуют.

Для скорейшей реализации планов командования было решено привлечь к строительству эсминцев сразу два предприятия. За головной и несколько серийных кораблей отвечает верфь «Цзяннань-Чансин» / Shanghai Jiangnan Changxing Shipbuilding and Heavy Industry Corporation. Второй крупный заказ получил завод Dalian Shipbuilding Industry Company из состава корпорации China Shipbuilding Industry Corporation, работающий в Даляне. В соответствии с текущими планами, два завода должны построить по четыре корабля.

Шанхайские судостроители уже справились с частью возложенных на них задач. В прошлом году они спустили на воду головной корабль серии. Несколько дней назад его вывели на испытания. В конце апреля этого года в Шанхае спустили на воду еще один эсминец. Два других корабля пока остаются на стапелях. По всей видимости, их спустят на воду и поставят на достройку не позднее следующего года. 3 июля 2018 года в Даляне в один день спустили на воду сразу два перспективных эсминца. Два других корабля пока остаются в сборочных цехах, но их спуск на воду тоже должен состояться в обозримом будущем.

Несмотря на большие размеры кораблей и сложность строительства, две верфи показывают весьма примечательные результаты. Первый из уже построенных кораблей планируется принять в состав ВМС в следующем году. При сохранении достигнутых темпов строительства можно ожидать, что все восемь эсминцев начнут службу в 2022-23 годах. К этому времени командование может объявить о намерении продолжить серию.

Вопросы стратегии

К настоящему времени военно-морские силы Китая стали одним из самых мощных флотов на Тихом океане. По количественным показателям они проигрывают только ВМС США. Кроме того, по разным оценкам, имеется определенное отставание в качественном отношении. Однако Пекин планирует претендовать на звание ведущей державы региона, для чего, среди прочего, строит многочисленный и мощный флот.


Ракетные стрельбы в представлении художника. Рисунок: Wikimedia Commons

Новейшие эсминцы / крейсера проекта 055 являются частью более крупного плана по строительству мощных ВМС, способных претендовать на лидерство. В боевом составе китайского флота уже имеется несколько десятков современных кораблей основных классов, от корветов до авианосцев. Появление «10000-тонных эсминцев» должно положительным образом сказаться на потенциале флоте в целом и отдельных корабельных групп в частности.

В проекте 055 особое внимание привлекает предложенный состав вооружения и его количество. На борту эсминца может присутствовать более 130 ракет разного назначения, из них 112 в универсальной пусковой установке. Согласно доступным данным, корабль способен вести наблюдение за обстановкой в воздухе, на поверхности, на суше и под водой, а также принимать необходимые меры в отношении найденных объектов. Фактически «055» оказывается универсальным средством для нанесения ударов по врагу и одновременной защиты корабельных соединений.

С точки зрения технических особенностей и возможностей новые эсминцы «055» могут считаться прямыми конкурентами американских крейсеров УРО типа Ticonderoga. Существующие и перспективные эсминцы США – проектов Arleigh Bukre и Zumwalt – не могут в полной мере считаться аналогами или соперниками китайского корабля, поскольку проигрывают в размерах боекомплекта. В то же время, эсминцы типа Zumwalt немного крупнее корабля типа 055, а также отличается большим водоизмещением – до 15-16 тыс.т.

Ракетные крейсера «Тикондерога» водоизмещением 9800 т оснащаются двумя универсальными пусковыми установками Mk 41, в которых размещается 122 ракеты разных типов. Типичный боекомплект включает крылатые ракеты Tomahawk, зенитные SM-2 и SM-3, а также противолодочные ASROC. Количество и пропорции ракет зависят от поставленной задачи. При этом противокорабельное ракетное вооружение представлено только комплексом Harpoon с 8 ракетами. В боевом составе американского флота сейчас присутствует 22 крейсера Ticonderoga. Половина этих кораблей служит на Тихом океане.

Появление восьми новых эсминцев большого водоизмещения с развитым ракетным вооружением, способных составить конкуренцию зарубежным кораблям, позволит ВМС НОАК эффективнее решать основные задачи. Формирование корабельных групп с участием эсминцев типа 055 позволит сохранить или расширить контроль над морскими коммуникациями. При необходимости флот сможет проецировать силу в заданном регионе. Наличие кораблей с мощным ударным оружием повысит подобный потенциал ВМС.

Желая стать ведущей державой своего региона, Китай строит новые боевые корабли. Для решения актуальных задач требуются боевые единицы всех видов, в том числе и необычные эсминцы «10000-тонного класса». Первый корабль такого рода поступит на службу уже в следующем году, а за ним последуют еще семь. Похоже, ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе не будет упрощаться. Наоборот, наличие крупных и мощных кораблей позволит основным странам региона активнее продвигать свои интересы.

По материалам сайтов:
http://navyrecognition.com/
http://janes.com/
http://fas.org/
https://naval-technology.com/
http://english.chinamil.com.cn/
http://atimes.com/
http://navy.mil/
https://bmpd.livejournal.com/

На прошедшей неделе министр обороны США Эштон Картер заявил о работах по созданию перспективной сверхзвуковой противокорабельной ракеты на базе дальнобойной ЗУР RIM-174 «SM-6 ERAM» компании «Raytheon». По сути, получает новый толчок забытый 44 года назад передовой проект, но вместо RIM-66A/RIM-67A за основу берётся более совершенная и дальняя зенитная ракета, которая помогла несовершенному 4-хканальному «Иджису» сохранить устойчивость в условиях современных угроз. RIM-174 ERAM (Extended Range Active Missile) получила высокоэффективную АРГСН от ракеты «воздух-воздух» AIM-120C, но площадь её антенной решётки увеличена в 3,75 раза, что увеличило дальность захвата целей при загоризонтной стрельбе. АРГСН «SM-6» также разгружает «Aegis» при отражении массированного удара ВТО противника, так как не нуждается в подсвете радарами SPG-62. В отличие от RGM-66F, новая сверхзвуковая ПКР на базе «SM-6» может получить первую твердотопливную разгонную ступень с ТРД Mk.72 (от экзоатмосферного перехватчика RIM-161), а поэтому дальность её действия может составить более 370 км. Огромная дальность с этим ускорителем будет достигаться лишь благодаря высотному баллистическому профилю полёта. Возможна и иная комплектация с применением в качестве первой ступени компактного турбореактивного двигателя компании «Teledyne CAE» J402-CA-100 тягой 0,294 тонны. В таком случае возможен низковысотный профиль полёта с конечным разгоном до 3-3,5М над гребнем волны, аналогичный профиль реализован в российской ПКР 3М54Э «Калибр-НКЭ». Возможности такой ПКР будут соответствовать показателям «Калибра». Но мы остановимся на версии с твердотопливной разгонной ступенью Mk.72. Противокорабельный вариант RIM-174 ERAM сможет после запуска подниматься на высоту до 35-40 км, разогнавшись до 4000 км/ч. Затем по данным инерциальной системы наведения и внешнего целеуказания маршевая ступень будет входить в пикирование с уже отделённым ускорителем, а после обнаружения и «захвата» надводной цели ГСН ракеты, будет включён двигатель маршевой ступени для поддержания высокой сверхзвуковой скорости в тропосферном полёте. Также сверхзвуковая ПКР на базе «Стандарта-6» может похвастаться высокими маневренными возможностями, доставшимися от зенитной версии, благодаря чему ракета сможет ещё в стратосфере выходить на предельные (близкие к 90 градусам) угломестные направления относительно надводной цели, а затем, используя аэродинамические рули или газодинамические ДПУ, резко разворачиваться и вертикально «падать» на цель на скоростях до 3,5М. Даже сегодня многие многофункциональные и обзорные РЛС имеют сложности с работой по воздушным целям с предельными угломестными подлётными координатами, чем в своё время умело воспользовался британско-американский контингент специалистов компаний «Matra BAe Dynamics» и «Texas Instruments» при создании одной из самых совершенных в истории ПРЛР - ALARM.