Примеры вертикальной восходящей социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

    1. Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

    Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

    Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

    1. Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

20.Стратификация современного российского общества

Современные исследования факторов, критериев и закономерностей стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного “социального дна”. Верхний слой включает прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования. Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие. Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна – это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус. Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы. Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д. Другие исследователи представляют картину социальных слоев в современной России следующим образом: экономическая и политическая элита (не более 0,5%); верхний слой (6,5%); средний слой (21%); остальные слои (72%). В верхний слой входит верхушка государственной бюрократии, большая часть генералитета, крупные землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институтов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть представителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин – меньше четверти, доля нерусских в полтора раза выше, чем в среднем по стране. В последние годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидетельствует о замыкании его в своих границах. Уровень образования – весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Две трети живут в крупных городах, треть владеет собственными предприятиями и фирмами, пятая часть занята высокооплачиваемым умственным трудом, 45% работают по найму, большинство из них в госсекторе. Доходы этого слоя в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т.е. здесь происходит дальнейшее аккумулирование богатства. Материальное положение этого слоя не просто выше, оно качественно отличается от положения других. Таким образом, верхний слой обладает самым мощным экономическим и энергетическим потенциалом и может рассматриваться как новый хозяин России, на которого, казалось бы, следует возлагать надежды. Однако этот слой высоко криминализован, социально эгоистичен и недальнозорок – не проявляет заботы об укреплении и сохранении сложившегося положения. Кроме того, он находится в вызывающем противостоянии с остальными слоями общества, партнерские отношения с другими общественными группами затруднены. Используя свои права и открывшиеся возможности, верхний слой не осознает в должной мере сопутствующие этим правам ответственность и обязанности. В силу этих причин нет оснований связывать с этим слоем надежды на развитие России по либеральному пути. Средний слой наиболее перспективен в этом смысле. Он весьма быстро развивается (в 1993 г. он составлял 14%, в 1996 г.– уже 21%). В социальном отношении его состав чрезвычайно разнороден и включает в себя: нижний бизнес-слой – мелкий бизнес (44%); квалифицированных специалистов – профи (37%); среднее звено служащих (среднее чиновничество, военные, работники непроизводственной сферы (19%). Численность всех этих групп растет, причем быстрее всех – профи, затем – бизнесмены, медленнее других – служащие. Выделенные группы занимают положение выше- или нижестоящих, поэтому правильнее считать их не средними слоями, а группами одного среднего слоя или, точнее, группами протослоя, поскольку многие черты у него лишь формируются (границы пока размыты, политическая интеграция слабая, самоидентификация невысокая). Материальное положение протослоя улучшается: с 1993 по 1996 г. доля бедных уменьшилась с 23 до 7%. Однако социальное самочувствие этой группы подвержено наиболее резким колебаниям, особенно это касается служащих. Вместе с тем именно этот протослой следует рассматривать как потенциальный источник формирования (видимо, через два-три десятилетия) реального среднего слоя – класса, который способен постепенно стать гарантом социальной устойчивости общества, объединяя ту часть российского общества, которая обладает наибольшим социально деятельным инновационным потенциалом и более других заинтересована в либерализации общественных отношений .(Максимов A. Middle class в переводе на русский//Открытая политика. 1998. Май. С. 58-63.)

21. Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека , рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности . Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

22. Социологические теории личности. Статусно – ролевая концепция личности .

Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность - это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность - это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название - «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности - это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность - это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность - это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности - это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

Статусно-ролевая концепция личности.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное, управленческое положение (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.). Обычно отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную. Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении). Престижная составляющая социального статуса зависит от профессии (престижный статус, престиж профессии).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности

2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются

3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта

4. нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно

5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо

Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:

· ролевого ожидания

· ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

1. описание типа поведения, соответствующего данной роли

2. предписание (требования), связанные с данным поведением

3. оценка выполнения предписанной роли

4. санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

  • характеру — трудовая и по политическим мотивам:
  • продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;
  • территории — внутренняя и международная:
  • статусу — легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

Могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает (Приложение, схема 20).

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем.Lumpen - лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности. П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт — экономических. профессиональных, политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Он также позволяет определять и сравнивать процессы мобильности, происходящие в разных обществах. Таким образом, процессы социальной мобильности могут принимать различные формы и даже носить противоречивый характер. Но вместе с тем для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве — единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

Общество в наши дни развивается быстрыми темпами. Это приводит к появлению новых позиций, существенному росту числа социальных перемещений, их скорости и частоты.

Что такое

Первым начал изучать такое понятие, как социальная мобильность, Сорокин Питирим. Сегодня многие исследователи продолжают начатую им работу, поскольку актуальность ее очень велика.

Социальныя мобильность выражается в том, что позиция того или иного человека в иерархии групп, в отношении его к средствам производства, в разделении труда и в целом в системе производственных отношений значительно трансформируется. Это изменение связано с потерей или приобретением собственности, переходом на новую должность, получением образования, овладением профессией, заключением брака и др.

Люди находятся в непрерывном движении, а общество постоянно развивается. Это обозначает изменчивость его структуры. Совокупность всех социальных перемещений, то есть изменений инидивида или групп, входит в понятие социальной мобильности.

Примеры в истории

С давних времен эта тема была актуальной и вызывала интерес. Например, неожиданное падение человека или его возвышение - излюбленный сюжет множества народных сказок: мудрый и хитрый нищий становится богачом; трудолюбивая Золушка находит богатого принца и выходит за него замуж, тем самым повысив свой престиж и статус; бедный принц вдруг делается королем.

Однако движение истории определяют главным образом не индивиды, не их социальная мобильность. Социальные группы - вот что более важно для нее. Земельную аристократию, например, заменила на определенном этапе финансовая буржуазия, из современного производства люди, обладающие малоквалифицированными профессиями, вытесняются "белыми воротничками" - программистами, инженерами, операторами. Революции и войны перекраивали на вершину пирамиды поднимая одних и опуская других. Такие изменения в российском обществе произошли, например, в 1917 году, после Октябрьской революции.

Рассмотрим различные основания, по которым можно делить социальную мобильность, и соответствующие ее виды.

1. Социальная мобильность межпоколенная и внутрипоколенная

Любое перемещение человека между или слоями означает его мобильность вниз или вверх внутри социальной структуры. Отметим, что это может касаться как одного поколения, так и двух-трех. Изменение позиции детей по сравнению с позициями их родителей - свидетельство их мобильности. Напротив, социальная стабильность имеет место тогда, когда определенная позиция поколений сохраняется.

Социальныя мобильность может быть интергенерационной (межпоколенной) и интрагенерационной (внутрипоколенной). Кроме того, существует 2 ее основных типа - горизонтальная и вертикальная. В свою очередь, они распадаются на подтипы и подвиды, тесно друг с другом связанные.

Социальныя мобильность межпоколенная означает повышение или, напротив, понижение статуса в обществе представителей последующих поколений по отношению к статусу нынешнего. То есть дети достигают в обществе более высокой или низкой позиции, чем их родители. К примеру, если инженером становится сын шахтера, можно говорить об интергенерационной восходящей мобильности. А нисходящая наблюдается, если слесарем-сантехником работает сын профессора.

Мобильность внутрипоколенная - это ситуация, при которой один и тот же человек, вне сравнения с его родителями, несколько раз на протяжении жизни меняет свои позиции в обществе. Этот процесс иначе именуется социальной карьерой. Токарь, например, может стать инженером, потом начальником цеха, затем его могут повысить до директора завода, после чего он может занять должность министра машиностроительной отрасли.

2. Вертикальная и горизонтальная

Вертикальная мобильность представляет собой перемещение индивида из одной страты (или же касты, класса, сословия) в другую.

Выделяют, в зависимости от того, какое направление имеет это перемещение, мобильность восходящую (движение вверх, социальный подъем) и нисходящую (движение вниз, социальный спуск). К примеру, повышение в должности - это пример восходящей, а разжалование или увольнение - нисходящей.

Понятие социальной мобильности горизонтальной означает, что индивид переходит из какой-либо социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне. В качестве примера можно привести перемещение из католической в православную религиозную группу, смену гражданства, переход из родительской семьи в свою собственную, из одной профессии - в другую.

Географическая мобильность

Географическая социальныя мобильность является разновидностью горизонтальной. Она обозначает не изменение группы или статуса, а переезд в другое место при сохранении прежнего социального статуса. В качестве примера можно привести межрегиональный и международный туризм, переезд и обратно. Географическая социальная мобильность в современном обществе - это также переход из одной компании в другую с сохранением статуса (например, бухгалтера).

Миграция

Мы рассмотрели еще не все понятия, связанные с интересующей нас темой. Теория социальной мобильности выделяет также миграцию. О ней мы говорим тогда, когда перемена статуса добавляется к перемене места. Например, если житель деревни приехал в город для того, чтобы навестить своих родственников, то имеет место географическая мобильность. Однако если он переселился сюда на постоянное место жительство, начал работать в городе, то это уже миграция.

Факторы, влияющие на горизонтальную и вертикальную мобильность

Отметим, что на характер, который имеет горизонтальная и вертикальная социальная мобильность людей, влияют возраст, пол, уровень смертности и рождаемости, плотность населения. Мужчины, а также в целом молодые люди, более мобильны, чем пожилые и женщины. В перенаселенных государствах эмиграция выше, чем иммиграция. В местах с высоким уровнем рождаемости более молодое население и, следовательно, более подвижное. Для молодых людей свойственна в большей степени профессиональная мобильность, для пожилых - политическая, для взрослых - экономическая.

Уровень рождаемости распределен по классам неодинаково. Как правило, у низших классов детей больше, а у высших - меньше. Чем выше по социальной лестнице поднимается человек, тем меньше рождается у него детей. Даже в том случае, если каждый сын богача займет место своего отца, в социальной пирамиде, на верхних ее ступенях, все равно образуются пустоты. Их заполняют выходцы из более низких классов.

3. Социальная мобильность групповая и индивидуальная

Различают также групповую и индивидуальную мобильности. Индивидуальная - это перемещение конкретного индивида вверх, вниз или по горизонтали по социальной лестнице, вне зависимости от других людей. Мобильность групповая - перемещение вверх, вниз или по горизонтали по социальной лестнице определенной группы людей. К примеру, старый класс после революции вынужден уступить новому господствующие позиции.

Групповая и индивидуальная мобильность связаны определенным образом с достигаемыми и приписываемыми статусами. При этом индивидуальной соответствует в большей степени достигаемый статус, а групповой - приписываемый.

Организованная и структурная

Таковы основные понятия интересующей нас темы. Рассматривая типы социальной мобильности, выделяют иногда также мобильность организованную, когда перемещение индивида или групп вниз, вверх или по горизонтали контролируется государством, как с согласия людей, так и без него. К организованной добровольной мобильности можно отнести социалистический оргнабор, призывы на стройки и т.д. К недобровольной - раскулачивание и переселение малых народов в период сталинизма.

От мобильности организованной следует отличать структурную, вызванную изменениями в самой структуре хозяйства. Она происходит помимо сознания и воли отдельных людей. Например, социальная мобильность общества велика тогда, когда профессии или отрасли исчезают. В этом случае большие массы людей перемещаются, а не только отдельные индивиды.

Рассмотрим для наглядности условия повышения статуса человека в двух подпространствах - профессиональном и политическом. Любое восхождение госчиновника по карьерной лестнице отражается как изменение ранга в государственной иерархии. Увеличить политический вес можно также повышая ранг в иерархии партии. Если же чиновник принадлежит к числу активистов или функционалов партии, которая стала правящей после парламентских выборов, то у него намного больше шансов занять руководящий пост в системе муниципального или государственного управления. И, безусловно, профессиональный статус индивида повысится после получения им диплома о высшем образовании.

Интенсивность мобильности

Теория социальной мобильности вводит такое понятие, как интенсивность мобильности. Это число индивидов, которые меняют свои социальные позиции в горизонтальном или вертикально направлении за некоторый отрезок времени. Количество таких индивидов в - это абсолютная интенсивность мобильности, тогда как доля их в общей численности этой общности - относительная. Например, если мы посчитаем количество людей до 30-ти лет, которые разведены, то здесь имеет место абсолютная интенсивность мобильности (горизонтальной) в этой возрастной категории. Однако если мы рассмотрим отношения количества разведенных в возрасте до 30 лет к численности всех индивидов, это будет уже относительная мобильность в горизонтальном направлении.

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

§ Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

§ Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

10)Понятие соц контроля
Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

§ процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний;

§ процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;


11)Основная проблематика социологии рекламы
Главной
проблемой социологии рекламы выступает влияние рекламы на общественную систему в социетальном восприятии и влияние общественной системы на рекламу в конкретно историческом аспекте. Это два аспекта одного и того же процесса. Первый аспект связан с пониманием того, как рекламные образы, создаваемые для продвижения товаров, услуг, идей влияют на само общество, как реклама меняет его культурные, нравственные устои; может ли реклама изменить общественную атмосферу или культурные парадигмы конкретного общества, или она призвана пропагандировать только то, что в обыденной жизни уже есть. Все эти вопросы, в их более широкой постановке – о роли коммуникативных институтов в общественной жизни, активно обсуждаются еще с начала ХХ-го столетия, когда средства массовой информации стали стремительно вторгаться в общественную жизнь. Нельзя сказать, что в настоящий момент эти вопросы нашли свое разрешение.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть и другой аспект проблемы взаимосвязи общества и рекламы, а именно влияния общественных процессов на функционирование рекламы как общественного института. Почему, например, в условиях функционирования советской общественной системы реклама как общественный институт практически отсутствовала, а возникновение зачатков рыночного общественного механизма привело к институционированию рекламы? Что происходит с рекламой в условиях кризиса общественной системы? Каким содержанием наполняется рекламное пространство в период политической нестабильности?

То есть одна из главных проблем социологии рекламы связана с исследованием механизмов, закономерностей функционирования рекламы как общественного института, ее влияния на общество и обратного воздействия общества на рекламу .

Второй блок проблем, который тесно связан с первым, возникает в связи с влиянием рекламы на отдельные институты общества и воздействием этих институтов на различные виды рекламной деятельности. Например, как реклама влияет на семью и как семейный быт влияет на методы, средства распространения информации рекламного характера. Несомненный интерес вызывают проблемы влияния рекламы на воспитательные и образовательные институты общества. И, конечно, рекламистов очень интересует, как изменения в образовательной сфере отразятся на функционировании отдельных видов рекламной практики: реклама на телевидении, в прессе, на радио и т.д.

Особо в этом ряду стоит проблема влияния рекламы на средства массовой информации, поскольку именно средства массовой информации являются основными носителями рекламы. Как, например, повлияет на изменение рекламной практики возникновение интерактивного телевидения? Или функциональное слияние телевизора и компьютера?

Прогноз развития средств массовой информации как носителей рекламы очень важен, поскольку он позволяет прогнозировать развитие рекламного рынка, распределение и перераспределение финансовых потоков между различными субъектами рекламной индустрии.

Таким образом, прогнозирование изменений общественных институтов и влияние этих изменений на формы, способы, средства распространения рекламы выступает одной из главных проблем социологии рекламы.

Третий блок проблем связан с влиянием рекламы на отдельные общественные процессы. Как известно, общество – это постоянно развивающийся социальный организм. Основной вектор развития задается отдельными постоянными общественными процессами. В частности, одним из таких существенных процессов выступает социальная мобильность. Реклама существенным образом меняет восприятие мобильности в общественном сознании, перемещая эту проблему из сферы материального производства в сферу потребления.

Не менее важным выступает процесс лигитимации властных институтов общества. Во многом он связан с политической рекламой, умением специалистов в области политических технологий, используя механизмы и средства политического маркетинга, конституировать демократические институты общества.

Важно также здесь подчеркнуть необходимость анализа влияния рекламы на процесс интеграции и дезинтеграции общественной системы.

Четвертый блок проблем можно описать с помощью понятий «ментальность», «национальный характер», «рекламно-культурные стереотипы», «отечественная реклама», «зарубежная реклама». Другими словами, речь идет о взаимосвязи рекламного воздействия и культуры конкретного общества, о влиянии культуры на рекламу и рекламы на культуру конкретного общества. В практическом смысле это значит: какова эффективность зарубежных рекламных спотов, которых на отечественном телевидении достаточно много? Не отторгаются ли они массовым сознанием, поскольку не учитывают национальную культуру и менталитет отечественных потребителей? Каким должно быть рекламное сообщение, рассчитанное на так называемого «нового русского» или домашнюю хозяйку, не обремененную тугим кошельком? В общем, проблемы менталитет и реклама, культура и реклама, национальные стереотипы и реклама составляют значительный блок вопросов, включенных в предметное поле социологии рекламы.

Если перевести все вышеотмеченные вопросы с достаточно высокого философского уровня на операциональный, связанный с практической деятельностью социолога, то можно сказать, что его при изучении рекламы как общественного института интересует: как реклама влияет на поведение людей, как реклама влияет на общественные настроения, как реклама влияет на интеграцию общественной жизни, как реклама влияет на социальную мобильность, как реклама влияет на лигитимацию власти, на какую систему символов опирается реклама, какие механизмы воздействия использует, с какой эффективностью.


12)Основная проблематика социологии и культуры

13)Основная проблематика социологии образования


Похожая информация.


Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствие внутри ее какого-либо движения. На различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого слоя, что невозможно объяснить естественным приростом населения – происходит миграция отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой статификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность (оговоримся, что само понятие «социальна мобильность» значительно шире и включает также горизонтальное перемещение индивидов и групп).

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменение своего социального статуса при сохранении стратификационной структуры общества.

Впервые общие принципы социальной мобильности были сформулированы П.Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропускающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной такой страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка – пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, наоборот».

Перемещения людей в иерархии общества осуществляется по разным каналам. Наиболее важными из них являются такие социальные институции: армия, церковь, образование, политические, экономические и профессиональные организации. Каждая из них имела разное значение в разных обществах и в разные периоды истории. Например, в Древнем Риме большие возможности достичь высокого социального положения предоставляла армия. Из 92 римских императоров 36 достигли социальных высот (начиная с низших слоев) благодаря службе в армии; из 65 византийских императоров 12. Церковь также переместила большое количество простых людей на вершины социальной лестницы. Из 144 римских пап 28 были низкого происхождения, 27 – из средних классов (не говоря о кардиналах, эпископах, аббатах). В то же время церковь свергла большое количество королей, герцогов, князей.

Роль «сита» выполняют не только социальные институты, регулирующие движения по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепится в новой страте необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами – этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко вынужден отказаться от старых привычек, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплекса неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П.Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, исполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, будет обречен быть чужаком в страте. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чужой для него субкультуре, он становится маргинальной личностью, испытывая серьезные психологические напряжения.

В обществе постоянно происходит перемещения индивидов и социальных групп. В период качественного обновления общества, коренного изменения социально-экономических и политических отношений социальные перемещения особенно интенсивны. Войны, революции, глобальные реформы перекраивали социальную структуру общества: происходит замена правящих социальных слоев, появляются новые социальные группы, отличающиеся от других по месту в системе социально-экономических отношений: предприниматели, банкиры, арендаторы, фермеры.

Из выше сказанного можно выделить такие виды мобильности как:

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.

Горизонтальная мобильность – передвижение в пределах одного и того же социального уровня. Например: перемещение из католической в православную религиозную группу, смена одного гражданства на другое, перемещение из одной семьи (родительской) в другую (собственную, или в результате развода создание новой семьи). Подобные движения происходят без существенного изменения социального положения. Но могут быть исключения.

Географическая мобильность разновидность горизонтальной мобильности. Она предполагает перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Например, международный туризм. Если при смене места жительства меняется социальный статус, то мобильность превращается в миграцию . Пример: если деревенский житель приехал в город навестить родственников, то это географическая мобильность. Если приехал в город на постоянное место жительство, нашел работу, поменял профессию, то это миграция.

Индивидуальная мобильность. В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Это не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми – напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социально профессиональную группу.

Групповая мобильность .Перемещение происходит коллективно. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине ХХ в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивны во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых профессий провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, раннее сплачивавших людей и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Сорокин выдели несколько основных причин групповой мобильности: социальные революции, гражданские войны, смена политических режимов в результате революций, военных переворотов, реформ, замена старой конституции новой, крестьянские восстания, межгосударственные войны, междоусобная борьба аристократических родов.

Экономические кризисы, сопровождающиеся падением уровня материального благосостояния широких масс, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не только одиночек, а целые группы, и может быть временным или приобретать устойчивый характер. В первом случае социальная группа возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей, во втором случае группа меняет свой социальный статус и вступает в сложный период адаптации к новому месту в иерархической пирамиде.

Итак, групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп; во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, систем ценностей, политических приоритетов – в этом случае наблюдается движение вверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения, происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты; в-третьих, с разбалансировкой механизмов, обеспечивающих воспроизводство стратификационной структуры общества. Механизмы институциализации, легитимации перестают функционировать в полном объеме в силу происходящих в обществе радикальных изменений, роста конфликтности и социальной неопределенности.

Процессы социальной мобильности являются важными показателями эффективности разных типов общественных устройств. Общества в которых существуют условия для вертикальной мобильности (перехода от низших к высшим слоям, групп, классам), где есть широкие возможности для территориальной, в том числе через границы страны, мобильности, называют открытыми. Типы обществ, в которых такие перемещения осложнены или практически невозможны, называются закрытыми. Им свойственны кастовость, клановость, гипперполитизованность. Открытые пути для вертикальной мобильности являются важным условием развития современного общества. В противном случае возникают предпосылки для социального напряжения и конфликтов.

Межпоколенная мобильность . Предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность . Предполагает, что один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Это называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

На других основаниях мобильность может классифицироваться на стихийную или организованную.

Примеров стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города соседних государств

Организованная мобильность - перемещение человека или группы вертикально или горизонтально управляется государством.

Организованная мобильность может осуществляться: а) с согласия самих людей; б) без согласия (недобровольная) мобильность. Например, депортация, репатриация, раскулачивание, репрессии и т.д.

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность . Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности, Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В период экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

Таким образом, социальная мобильность определяет динамику развития социальной структуры общества, способствует созданию сбалансированной иерархической пирамиды.

Литература

1. Войцех Заборовский Эволюция социальной структуры: перспектива поколений // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. - № 1. – С.8-35.

2. Волков Ю.Г. Социология. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Р-н-Д: «Феникс», 2005.

3. Гидденс Э. Социальная стратификация // Социс. – 1992. - №9. – стр. 117 – 127.

4. Гіденс Е. Соціологія. / Пер. з англ. В.Шовкун, А. Олійник. Київ: Основи, 1999.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005.

6. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.

7. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Киїк: «Каравела», 2005.

8. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002. – 654 с.

9. Павліченко П.П., Литвиненко Д.А. Соціологія. Київ: Лібра, 2002.

10. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2001.

11. Сорокин.П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

12. Соціологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. В.Г.Городяненко – К., 2002. – 560 с.

13. Якуба Е.А.Социология. Учебн. Пособие для студентов, Харьков, 1996. – 192 стр.

14. Харчева В. Основы социологии. – М: Логос, 2001. – 302 стр

15. См. Вопросы философии. – 2005. - №5