Решающий фактор в успехе исследования. Исследования в современном менеджменте

1) выбор предмета исследования;

2) главная направленность исследования;

3) проблема развития;

4) познание тенденции развития;

5) поиск путей эффективного развития.

Правильный ответ – 2

11. Назовите главный признак концепции исследования:

1) наличие всей необходимой информации;

2) наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования;

3) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследований;

4) совокупность эффективных подходов и исследования;

5) план организации и проведения исследования.

Правильный ответ – 3

Как соотносятся объект и предмет исследования?

1) предмет – это то, что подлежит изучению, а объект – конкретный элемент подлежащий изучению;

2) объект – это то, на что направлен процесс познания, а предмет – наиболее существенные стороны объекта, содержащие проблему;

3) это две стороны изучаемой системы, отражающие единство и многообразие применяемых методов.

Правильный ответ – 2

Опрос по темам:

1. Цель, задачи и виды диагностики в системах управления.

2. Показатели и порядок расчета эффективности.

3. Структурный анализ и его особенности.

4. Функциональный анализ и его особенности.

5. Информационный анализ и его особенности.

6. Параметрический анализ и его особенности.

Типовые оценочные материалы по теме 11.

Тема 11. Диагностика систем управления

Опрос по темам:

1. Экспресс-диагностика деятельности предприятия.

2. Диагностический инструментарий и его использование для решения проблемных ситуаций предприятия.

3. Формирование проблемного поля организации.

Типовые оценочные материалы по теме 12.

Тема 12. Научная и практическая эффективность исследования

Опрос по темам:

1. Организация процесса исследования систем управления

2. Потребность и пути оценки результатов исследования систем управления.

3. Социальная и экономическая эффективность исследования.

4. Исследования и повышение квалификации персонала управления.

5. Эффективность мышления исследователя

Шкалы оценивания

Критерии оценивания тестов по темам 3, 10

Критерии оценки эссе по теме 2

За подготовку эссе студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме эссе - соответствие содержания теме эссе - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению эссе

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Системы управления как объект исследования. Характеристики, определяющие его направленность и результаты. Анализ объекта и предмета исследования. Научная и практическая роль в деятельности человека. Место и значение систем управления в организациях.

    лекция , добавлен 17.01.2011

    Творчество и управление. Менеджер-исследователь. Системы управления и их исследование. Методы проведения исследования. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2007

    Понятие исследования и характеристика исследования систем управления. Цель, объект и предмет исследования. Исследования и их роль в научной и практической деятельности. Характеристика исследования систем управления. Основные подходы к исследованию систем

    курсовая работа , добавлен 14.12.2008

    Основные профессиональные и этические требования, предъявляемые к менеджерам исследовательского типа. Роли, выполняемые менеджерами-исследователями систем управления. Этические принципы поведения менеджеров при проведении исследования систем управления.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2009

    Характеристика исследования систем управления организациями, их роль в научной и практической деятельности человека. Основные понятия и принципы системного подхода к исследованию систем управления, разработка и содержание соответствующей концепции.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Система управления как объект исследования. Понятие о целях управляемой системы, их роль в управлении, специфика методики исследования. Целевое начало в деятельности организации в современных экономических условиях. Особенности формирования дерева целей.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Условия воспитания в менеджменте, цели и идейная база, основные методы и средства воспитательной деятельности. Роль менеджера в управлении и воспитании персонала. Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера и определение типов руководителя.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

8. Почему исследования становятся функцией современного менедж-мента?

A. Повышается образовательный уровень менеджеров. Б. Обостряется конкуренция.

B. Компьютер расширяет возможность анализа. Г. Повышается сложность решаемых проблем. Д. Развитие науки этому способствует.

9. Какое из определений исследования вы считаете наиболее полным?

A. Способ получения дополнительной информации. Б. Вид деятельности человека.

B. Способ использования знаний в практической деятельности. Г. Навыки анализа и проектирования. Д. Познание законов природы и общества.

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10. Что такое методология исследования?

A. Совокупность методов исследования. Б. Логическая схема исследования. B. Плановый подход к исследованию. Г. Соответствие целей, средств и методов исследования. Д. Эффективный прием получения знаний.

11. В чем проявляются главные признаки методологии исследования?

A. В последовательности выполнения исследовательских операций. Б. В целях, подходах и методах исследования. B. В моделировании исследовательских процессов и изучении пове-дения моделей. Г. В получении и обработке информации об исследуемом объекте. Д. В деятельности исследовательских групп.

12. Какова главная особенность диалектического подхода к исследо-ванию?

А. Четкое определение объекта и предмета исследования. Б. Поиск противоречий и путей их разрешения. В. Использование системного подхода к исследованию. Г. Учет тенденций общественного развития. Д. Сочетание индукции и дедукции в анализе всех проблем.

13. В чем главная особенность исследования социально-экономичес-ких систем?

A. Затруднено получение объективной информации. Б. Размыты границы объекта исследования. B. Ограничены возможности экспериментирования. Г. Решающее значение системного подхода. Д. Динамичность процесса функционирования.

14. Что понимается под целью исследования?

A. Выбор предмета исследования.

Б. Главная направленность исследования.

B. Проблема развития.

Г. Познание тенденции развития.

Д. Поиск путей эффективного развития.

15. Назовите главный признак концепции исследования.

A. Наличие всей необходимой информации. Б. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования. B. Комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования. Г. Совокупность эффективных подходов и исследований. Д. План организации и проведения исследования.

16. Что представляет собой концепция исследования?

A. Концепция исследования - это парадигма его проведения. Б. Концепция исследования - главная характеристика его органи-зации. B. Это комплекс ключевых положений, определяющий методологию и организацию исследования. Г. Это совокупность гипотез, определяющих программу исследования. Д. Это свойство целостности исследования.

17. Какова роль практики в исследовании систем управления?

A. Характеризует эмпирическую основу исследования.

Б. Является источником проблем и критерием оценки их решения.

B. Отражает потребность и роль исследования в развитии управления.

Г. Является сферой реализации результатов исследования.

Д. Является объектом и предметом исследования.

18. В чем проявляются отличительные черты системного подхода?

A. Использование средств математического моделирования.

Б. Решающая роль человеческого фактора - мышления исследова-теля.

B. Установление системообразующих факторов по любой проблеме исследования.

Г. Определение условий целостности явлений, его элементов и свя-зей между ними.

Д. Проведение типологического анализа элементов и их связей.

19. Что является целью исследования?

A. Результат, который стремится получить исследователь.

Б. Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле-дования.

B. Реализация прогноза развития системы управления.

Г. Определение формулы практического действия по разрешению проблемы.

Д. Использование научного аппарата для достижения эффективного решения проблемы.

20. Что такое методы исследования?

A. Средства оптимизации исследования. Б. Определение состава проблем. B. Способы проведения исследования. Г. Исследовательские способности менеджера. Д. Алгоритм исследования.

21. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

A. Требует количественных оценок.

Б. Предполагает учет человеческого фактора.

B. Ориентирует на поиск противоречий.

Г. Дает новые знания.

Д. Имеет универсальный характер.

22. Что дает менеджеру знание типологии исследования?

A. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами. Б. Определяет организацию исследования. B. Удачное формирование коллектива исследователей. Г. Способствует выбору наилучшего типа. Д. Дает объективную оценку проблемы.

23. Что такое фактология исследования?

A. Использование фактического материала в процессе исследования. Б. Проверка информации. B. Методы обработки информации. Г. Система работы с фактами. Д. Объяснение фактов.

24. Что такое проблема?

A. Кризисные ситуации в развитии управления. Б. Направление исследования.

B. Совокупность информации о состоянии системы. Г. Тенденция развития управления системы. Д. Противоречие, требующее разрешения.

25. Как взаимосвязаны методология и организация управления?

A. Методология определяет вид и форму организации. Б. Они не имеют прямой зависимости. B. Организация определяет выбор методологии исследования. Г. Связь соответствует по критерию эффективности исследования. Д. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.

26. Что является главным в системном подходе к исследованию?

A. Тип мышления менеджера. Б. Знание предмета исследования. B. Возможность имитационного моделирования явлений. Г. Определение целостности и связи явлений.

Д. Наличие всей необходимой информации.

Раздел 3. ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

27. Чем определяется роль формальной логики в проведении исследо-вания?

A. Обеспечение непротиворечивости рассуждений. .Б. Использование эффективных схем доказательства истинности суждений. B. Правила оперирования понятиями и вывода умозаключений. Г. Творческий подход к проведению исследований. Д. Возможности моделирования связей и отношений.

28. Каковы особенности индуктивных методов исследования?

A. Отражают индивидуальность исследователя. Б. Построены по схеме обобщения фактов.

B. Требуют четких определений понятий. Г. Это методы индуктирования понятий из фактов действительности. Д. Это методы оптимального накопления фактов для получения объективного вывода.

29. В чем отличие понятий и суждений?

A. Понятия отражают факты действительности, а суждения - пони-мание этих фактов.

Б. У них различна роль в мышлении. Суждение характеризует более высокий уровень мышления.

B. Они имеют разные функции в мышлении. Понятие фиксирует явление, суждение характеризует свойства явления.

Г. Суждение всегда индивидуализировано, тогда как понятие отра-жает общий подход.

Д. Понятие - это элемент суждения.

Раздел 4. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

30. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, фак-торов, условий и пр.?

A. Определяет комплексный подход в исследованиях. Б. Позволяет определить свойства явлений.

B. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факто-ров, свойств и пр.).

Г. Даст дополнительную информацию.

Д. Способствует поиску новых факторов.

31. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

A. Статистический анализ. Б. Морфологический анализ.B. Социометрический анализ. Г. Тестирование. Д. Хронометрирование.

Раздел 5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

32. В чем преимущества метода тестирования?

A. Глубина раскрытия проблемы. Б. Простота и доступность, не требует специальных знаний. B. Количественная определенность. Г. Позволяет исключить психологические и личностные нюансы. Д. Позволяет быстро получить информацию и материал.

33. Каковы основные черты диверсифицированных методов исследо-вания?

A. В них в наибольшей степени выражены особенности объекта ис-следования.

Б. Их основу составляет математическое моделирование.

B. Эти методы построены на соединении методологии, психологии и организации исследования.

Г. Это методы информационно-психологического подхода к иссле-дованию.

Д. Отражают сочетание опыта и интуиции исследователя.

34. Можно ли при помощи деловой игры исследовать систему управ-ления?

A. Деловая игра предназначена для приобретения навыков решения проблем, а не для их исследования.

Б. Вес зависит от характера и типа деловой игры.

B. При помощи деловой игры можно исследовать поведение отдель-ных ее участников, а не систему управления в целом.

Г. Деловая игра, как правило, построена на условной информации и поэтому она не может использоваться как метод исследования системы управления.

Д. Если в деловой игре используется компьютер, можно ее исполь-зовать как метод исследования.

35. Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?

A. Любые проблемы управления. Б. Только проблемы организационного поведения. B. Неструктурируемые проблемы развития управления. Г. Проблемы, не имеющие методики количественной оценки. Д. Только локальные проблемы, исследование которых не требует больших ресурсов.

36. Каково содержание метода SWOT -анализа?

A. Это метод структурирования экспертных оценок. Б. Это метод матричного сопоставления противоположных оценок. B. Это метод расчета показателей состояния системы управления. Г. Это метод определения тенденций развития системы управления. Д. Это особая форма социологического исследования.

37. Чем определяется эффективность использования метода «мозгового штурма»?

A. Временным регулированием работы исследовательской группы. Б. Сочетанием методологии и организации работы исследовательс-кой группы. B. Организационными условиями реализации творческого потенци-ала каждого из членов исследовательской группы. Г. Подбором исследовательской группы. Д. Информационным обеспечением работы исследовательской группы.

38. Каковы особенности метода синектического исследования проблем?

A. Этот метод построен на искусстве соединения творческих потен-циалов в определенных организационных условиях совместной деятель-ности исследователей.

Б. Это метод соединения эмоций и знаний в исследовательской дея-тельности группы.

B. Это метод психологического регулирования исследовательской деятельности, достижения состояния «озарения».

Г. Главной особенностью является использование индивидуального опыта в общей интеллектуальной деятельности.

Д. Это метод получения нового знания за счет соединения различ-ных его видов из разных областей науки.

39. Что является операторами синектики?

A. Психологические факторы, стимулирующие творческий процесс сиисктической группы.

Б. Регламенты и нормативы, позволяющие регулировать организа-ционные режимы работы сипектической группы.

B. Приемы нетрадиционного анализа проблем.

Г. Модели взаимодействия творческих потенциалов исследователей.

Д. Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.

40. Из каких элементов складываются методы проектирования кон-цепций?

A. Дивергенции, трансформации и конвергенции. Б. Дифференциации, декомпозиции и стратификации. B. Субординации, квалификации, компетентности. Г. Дивергенции, конференции, концентрации. Д. Квалификации, кибернетизации, информатизации.

Раздел 6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

41. В чем главная особенность организации исследования?

A. Трудности функционального разделения исследовательской дея-тельности.

Б. Ярко выраженная зависимость от типа исследования.

B. Особый учет социально-психологических факторов исследователь-ской деятельности.

Г. Невозможность планирования временных факторов проведения исследования.

Д. Учет взаимосвязи методологии и организации исследования.

42. Какие элементы предполагает структура программы исследования?

A. Виды исследовательской деятельности, регламенты, ответствен-ность, проблема, исполнители.

Б. Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.

B. Время, требования к персоналу, проблема, концепция, результат.

Г. Цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция.

Д. План исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.

43. Что характеризует технология исследования?

A. Вариант использования методов исследования. Б. Систему нормативов проведения исследования. В. Понимание исследуемой проблемы и путей се решения. Г. Комбинацию и последовательность действий исследователя. Д. Распределение времени по видам исследовательских работ.

44. Какую роль играет консультирование в организации исследования?

A. Является необходимым элементом всякого исследования. Б. Характеризует результат исследовательской деятельности. B. Не обязательно является элементом исследования.

Г. Предваряет исследование, обеспечивая его эффективность. Д. Средство управления исследованием.

45. Что является главным условием формирования интегрального ин-теллекта?

A. Наличие лидера в исследовательской группе.

Б. Характер проблемы (сложность, слабая структурированность и пр.).

B.Социально-психологические характеристики участников исследо-вания (исследовательской группы), типов творческих индивидуальностей.

Г. Особый вид организации совместной исследовательской деятель-ности.

Д. Сочетание организации работы и творческих способностей иссле-дователей.

46. В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?

A. Повышает эффективность исследований посредством комбини-рованного использования различных методов.

Б. Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя-емые на исследование.

B. Способствует более эффективному использованию математичес-кого моделирования и компьютерной техники в исследовании.

Г. Учитывает творческий потенциал исследователей.

Д. Организуется на основе программы исследований.

Раздел 7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

47. Что характеризует качество исследования?

A. Успешное решение проблем. Б. Совокупность свойств исследования. B. Практическое содержание и значимость исследования. Г. Свойства и характеристики исследования, отражающие потребно-сти развития управления. Д. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание про-блемы.

48. Какой фактор предопределяет успех исследования?

A. Использование компьютера. Б. Полнота информации о проблеме. B. Организация исследования. Г. Методология исследования. Д. Творческий потенциал менеджера.

49. Что характеризует валидность показателя?

A. Конструкция показателя. Б. Соответствие измеряемому параметру. B. Синтетичность показателя. Г. Методология показателя. Д. Цели практического использования.

50. Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?

A. Подчиняет мышление главной задаче исследования.

Б. Позволяет сформировать или выбрать наилучшую методологичес-кую схему исследования.

B. Является альтернативой спонтанного мышления и тем самым сни-жает творческий потенциал исследовательского процесса.

Г. Использование метода переключения стратегий позволяет найти компромисс гибкого и жесткого мышления.

Д. Стратегия мышления, если она сознательно формируется, проти-воречит вдохновению, без которого не может быть эффективного иссле-дования.

51. Что характеризует понятие исследовательского потенциала?

A. Это образовательный уровень исследователя.

Б. Это наличие всей необходимой информации для проведения ис-следования.

B. Это возможность выбирать и использовать необходимые методы исследования.

Г. Это возможность использования необходимых ресурсов для про-ведения исследования.

52. Какое определение понятия «эффективность исследования» наи-более корректно?

A. Подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом иссле-дования.

Б. Сопоставление результата исследования с затратами на его полу-чение.

B. Степень достижения поставленной цели исследования.

Г. Возможность практического использования результатов исследо-вания.

53. Чем определяется роль показателей в исследовании систем управ-ления?

A. Математической формой представления фактов.

Б. Количественной определенностью информации об исследуемой проблеме.

B. Позволяют оценивать явления; без оценки невозможно понима-ние проблемы.

Г. Показатель - это средство организации информации о проблеме.

Д. Показатели определяют методологию исследования.

54. В чем проявляется роль времени для эффективности исследова-ния?

A. Время - это ресурс эффективного исследования. Изменения мо-гут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.

Б. Время - одна из характеристик «зрелости проблемы», от этой ха-рактеристики зависит эффективность исследования.

B. Время - это фактор организации исследования; нет организации вне времени, его планирования и использования.

Г. Проблемы есть разные; есть «вечные проблемы», для которых фак-тор времени не имеет существенного значения.

Д. Роль времени определяется, главным образом, исследователем, его опытом, знаниями, творческими способностями, мотивацией исследо-вательской деятельности.

В какой последова­тельности проводится системная диагностика системы управления промышленного предприятия? Диагностика производственной системы, системы управления, их взаимного соответствия

В чем главная особенность исследования социально-экономических систем? в) ограничены возможности экспериментирования

В чем наибольшая трудность проведения натурального исследования социально-экономических систем? Ограничены возможности экспериментирования

В чем преимущество диалектического подхода исследованию? в) ориентируется на поиск противоречий;

В чем преимущество методов тестирования г) позволяет исключить психологические и личностные нюансы;

Выбранная шкала измерений показывает влияние на: а) характер информации при проведении изучения какого-либо объекта;

Гипотеза отражает: в) отношение исследователя к проблеме.

Диалектический подход к исследованию систем управления подразумевает: а) развитие по спирали;

Если фирма испытывает различные системы, либо отельные элементы через существующие структуры, используемые конкретной фирмой, то она применяет метод: б) стандартного тестирования;

Зачем нужны исследования управления? б) для повышения качества управленческих решений;

Как взаимосвязаны методология и организация исследования? а) методология определяет вид и форму организации;

Какая из перечисленных форм организации исследований требует от персонала наиболее творческой и активной деятельности, а персонал на время исследования освобождается от выполнения основных обязанностей: г) создание специальных групп.

Какая последовательность разделов отчета о НИР соответст­вует требованиям ГОСТ Р? Список исполнителей, реферат, оглавление, перечень условных обозначений и сокращений, введе­ние, основная часть, заключение, список использован­ных источников, приложения

Какая технология проведения исследований изображена на рисунке: б) параллельная;

Какая технология проведения исследований изображена на рисунке: г) циклическая.

Какая технология проведения исследований изображена на рисунке? б) параллельная;

Какие виды «де­ревьев» целей наиболее часто используются при разработке целей? Нециклические и циклические

Какие квалиметрические методы чаще всего используются при проведении исследова­ний? Дифференциальный, комплексный и смешанный

Какие основные элементы включают сетевые графики? Работа, событие, критический путь

Какими параметра­ми, как правило, могут характеризоваться цели в «дереве» целей. Коэффициенты относительной важности и по­лезности

Каково наибольшее преимущество использования методов тестирования в управлении? Оперативное количественное обобщение высказываний

Какое требование наиболее значимо при разработке гипотезы исследования? Научность

Какое определение более полно соответствует термину «система управления»? Совокупность целостных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов

Какое определение соответствует термину «качество исследования»? Совокупность свойств исследования

Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полными? Познание законов общества и природы

Какой главный признак концепции исследования? Комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования

Какой из методов коллективных экспертных оценок предполагает опрос экспертов в несколько туров: в) метод Дельфи:

Какой из подходов при решении проблемы требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи: г) системный подход

Какой из принципов эффективного построения технологии совместной исследовательской деятельности необходим для всевозможных корректировок технологий исследований, для обратной связи и для связи различный видов деятельности: б) принцип минимального контроля;

Какой из фактов является решающим в успехе исследования? г) методология исследования;

Какой из факторов является наиболее важным в успехе исследования? Творческий потенциал менеджера

Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и пр.? в) способствует упорядочиванию и ранжированию проблем, факторов и пр.;

Контрольные исследования систем управления используются: а) при необходимости подтверждения определенных свойств управления в процессе ее функционирования;

Метод Дельфи предусматривает: а) опрос экспертов в несколько туров;

Назовите главный признак концепции исследования. в) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования;

Начальным этапом разработки методологии исследования является: б) определение объекта и предмета исследования;

По методологии проведения исследования могут быть: а) сравнительными

Поисковые исследования систем управления проводятся: а) для выявления неиспользованных возможностей фирмы;

Почему исследования становятся функцией современного менеджера? повышается сложность решаемых проблем или обостряется конкуренция

Почему исследовательские функции становятся необходимостью для современных менеджеров? Обостряется конкуренция

При исследовании результатов деятельности системы управления применяется: а) факторный анализ;

При исследовании систем управления в качестве предмета исследования может выступать: а) проблема

При исследовании систем управления методами тестирования используются различного рода тесты. Основными характеристиками теста являются: б) надежность и валидность;

При исследовании систем управления может применяться такой метод исследования как экспертиза.

При исследовании систем управления разрабатывается гипотеза исследования. Основными источниками гипотезы являются: в) интуиция

При решении сложных проблем применяется: в) метод экспертных оценок;

Принцип научности диалектического подхода к исследованию заключается в: б) в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений;

Сценарий исследования – это а) логическая последовательность процедур, позволяющая обеспечить достижение цели исследования;

Что позволяет вы­явить диаграмма Парето? Причины и факторы, влияющие на объект изучения

Что представляет собой методика иссле­дования? Последовательных операций по использованию методов исследования

Что дает менеджеру знание типологии исследования? г) способствует выбору наилучшего типа;

Что позводяет достичь прикладное исследование системы управления? Определить тенденции развития системы управления, получить новые знания, обеспечить нахождение путей и использования новых знаний по разрешению проблем управления, выявить проблемы в управлении.

Что позволяет диалектический подход к исследованию? найти связанные между собой противоречия;

Что позволяет исследователю проведение классификации исследования? Группировать объекты исследования по классификационному признаку

Что понимается под целью исследования? д) поиск путей эффективного развития.

Что представляет собой локальное исследование систем управления? Изучение системы управления вне связи с про­изводственной

Что представляет собой проблема в системе управления? Противоречие, требующее разрешения

Что представляет собой цель исследования? Желаемый результат исследования

Что представляют собой методы исследования? Способы проведения исследований

Что такое качество исследования? а) совокупность свойств исследования;

Что такое методология исследования? а) совокупность методов исследования;

Что такое методы исследования? в) способы проведения исследования;

Что такое принцип исследования? Правило, руководящая идея проведения иссле­дования

Что такое проблема? г) противоречие, требующее разрешения;

Что такое фактология исследования? г) система работы с фактами;

Что характеризует валидность показателя? Соответствие измеряемому показателю;

Что является основным в системном подходе к исследованию? целостность, взаимосвязи и взаимодействие элементов исследуемого объекта;

Что является главным в системном подходе к исследованию? г) определение целостности и связи явлений;

Что является системой управления? г) совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей;

Экспертиза – это б) мнение, идея, решение или оценка, основанная на реализации опыта специалиста;

10.1. Чтобы повышать квалификацию менеджера.

10.2. Для повышения качества управленческих решений.

10.3. Для разработки стратегии управления.

10.4. Для эффективного совершенствования управления.

10.5. Для получения дополнительной информации при принятии решений.

11. Что является системен управления?

11.1. Структура органов и звеньев управления.

11.2. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность.

11.3. Организационная форма управления.

11.4. Совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей.

11.5. Комплекс характеристик, отражающих состояние управления.

12. Что такое проблема?

12.1. Это направление исследования

12.2. Совокупность информации о состоянии системы.

12.3. Тенденция развития управления системы.

12.4. Противоречие, требующее разрешения.

12.5. Кризисные ситуации в развитии управления.

13. Как взаимосвязаны методология и организация ее исследования?

13.1. Методология определяет вид и форму организации.

13.2. Они не имеют прямой зависимости.

13.3. Организация определяет выбор методологии исследования.

13.4. Связь соответствует по критерию эффективности исследования.

13.5. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.

14. Что понимается под целью исследования?

14.1. Выбор предмета исследования

14.2. Главная направленность исследования.

14.3. Проблема развития

14.4. Познание тенденции развития.

14.5. Поиск путей эффективного развития.

15. Назовите главный признак концепции исследования.

15.1. Наличие всей необходимой информации.

15.2. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.

15.3. Комплекс ключевых положений по методологии и организации следования.

15.4. Совокупность эффективных подходов и исследований.

15.5. План организации и проведение исследования.

16. Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?

16.1. Повышается образовательный уровень менеджеров.

16.2. Обостряется конкуренция.

16.3. Компьютер расширяет возможность анализа.

16.4. Повышается сложность решаемых проблем.

16.5. Развитие науки этому способствует.

17. Какой из факторов является решающим в успехе исследования?

17.1. Использование компьютера.

17.2. Полнота информации о проблеме.

17.3. Организация исследования

17.4. Методология исследования

17.5. Творческий потенциал менеджера.

18. Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?

18.1. Это способ получения дополнительной информации.

18.2. Это вид деятельности человека.

18.3. Это способ использования знаний к практической деятельности.

18.4. Это навыки анализа и проектирования.

18.5. Познание законов природы и общества.

19. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?

19.1. Затруднено получение объективной информации.

19.2. Размыты границы объекта исследования.

19.3. Ограничены возможности экспериментирования.

19.4. Решающее значение системного подхода.

19.5. Динамичность процесса функционирования.

20. Какую роль в исследованиях играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?

20.1. Определяет комплексный подход в исследовании.

20.2. Позволяет определить свойства явлений.

20.3. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.)

20.4. Дает дополнительную информацию.

20.5. Способствует поиску новых факторов.

21. Что является главным в системном подходе к исследованию?

21.1.Тип мышления менеджера.

21.2. Знание предмета исследования.

21.3. Возможность имитационного моделирования явлений.

21.4. Определение целостности и связи явлений.

21.5. Наличие всей необходимой информации.

Схемы курса "Исследование систем управления"


Вопросы к размышлению:

1. От чего зависит достижение этих свойств?

2. Как они влияют на процесс обучения?


Глоссарий

Анализ - мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопос­тавление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изу­чение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования - грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например организационный, социальный, психологический и другие аспекты.

Вопрос - форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникаций людей.

Восприятие - сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружа­ющей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза - предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведе­ниях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для не­которых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.

Декомпозиция - разделение целого на части по критериям функцио­нального вхождения части в целое, по критериям содержания целого.

Делегирование - передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д.) другому лицу или звену системы управления.

Дефиниции -определение понятий, построенное по принципам фор­мальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

Деятельность - совокупность сознательных действий человека для до­стижения какой-либо цели.

Диалектика - комплекс принципов исследования, направленный на по­иск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию - использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наибо­лее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов иссле­дования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и ко­личества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т. д.

Дихотомия - вид классификации, разделение на две группы по опреде­ленным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство - интеллектуальная операция, состоящая в установле­нии истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нес, а также посредством подтверждения фактами и прак­тической деятельностью.

Закономерности - устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.

Знания - закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяю­щий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Имитация - подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.

Инновации - поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изме­нениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, ре­формировании и нр.

Интегральный интеллект - эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.

Интересы - реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция - способность постижения истины, без ее обоснования и до­казательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация - структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой про­блеме.

Исследования - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятель­ности человека, в частности в практике управления.

Качество исследования - комплексная совокупность свойств и характе­ристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оцепить его результативность.

Классификация - прием, посредством которого из некоторого множе­ства объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы

каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс.

Консультации - советы, даваемые специалистами на основе изучения кон­кретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.

Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно, цело­стно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности ис­следуемого явления, его существование в действительности или проявление в практической деятельности человека.

Концепция исследования - комплекс ключевых положений методологи­ческого характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

Критерий - основа сопоставления и выделения групп явлений или от­дельных их свойств для установления классификационной или типологичес­кой принадлежности.

Логика - 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность ин­теллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суж­дениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в про­цессе исследования,

Менеджер - лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления. (В отличие от системы администра­тивного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли).

Метод исследования - способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эф­фективностью его использования в конкретных условиях.

Методология исследования - логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определе­ние рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Методы (исследования) - способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.

Мышление - интеллектуальная деятельность человека, позволяющая по­знавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.

Объект исследования - область деятельности человека, в которой обна­руживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.

Операция - элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.

Опыт - основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.

Организация исследования - упорядочение исследовательской деятель­ности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обя­занности, ответственность, нормативы и пр.).

Порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Персонал управления - работники, выполняющие функции и полномо­чия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования - организационная основа исследования, предпола­гаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) про­ведения исследования.

Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей действи­тельностью.

Подход - наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, началь­ная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики ис­следования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию - исходная позиция исследователя, определяю­щая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его прове­дения.

Понятие - обозначение явлений и предметов действительности в мыш­лении человека, инструмент логического оперирования, обобщение сущест­венных свойств и связей явлений.

Потребность в исследовании - степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инно­вационный стиль управления.

Практика - целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования - комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполага­емый результат.

Профессионализм - совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выпол­нения работы.

Процесс исследования - последовательность этапов осуществления ис­следования, комбинация и последовательность использования средств и ме­тодов исследования, различных операций и процедур.

Результат исследования - в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкрет­ные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тен­денциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей, обеспечи­вающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Свойства - отличительные признаки предмета или явления, отражаю­щие его сущность, содержание и особенности.

Синектика - метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Система управления - 1. Совокупность отношений управления в соци­ально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

Ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определен­ную обстановку.

Стратификация - определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, психоло­гическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия.

Тест - средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при по­мощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме.

Типологический анализ - сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективно­го в конкретных обстоятельствах.

Типология - разделение и систематизация объектов по критерию обоб­щенной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования - разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.

Управление - целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединя­ющее совместную деятельность людей.

Характеристики - совокупность фактов, отражающих содержание, со­стояние или изменения того или иного явления.

Цель исследования - идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном прове­дении исследования.

Эффективность исследования - соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления

1. Факторы, определяющие эффективность исследования управления.

2. Единство методологии и организации исследования управления.

3. Фактология и теория: их роль и отношения в исследовании управле­ния.

4. Взаимоотношение объективных и субъективных факторов в исследовании управления.

5. Научная полемика в исследовании систем управления.

6. Предмет и объект исследования: определение и взаимоотношения.

7. Организация исследования в практике управления.

8. Роль исследования в успехе современного менеджмента.

9. Использование диалектических принципов в исследовании управления.

10. Поиск и распознавание противоречий в процессе исследования.

11. Взаимоотношения теории и практики управления.

12. Планирование в исследовании управления.

13. Тестирование в исследовании проблем управления.

14. Использование социологических исследований в изучении управле­ния.

15. Концепция исследования: конструирование и реализация.

16. Основные черты системного подхода к исследованию управления.

17. Разновидности проблем в социально-экономических системах (орга­низациях) и выбор подходов к исследованию.

18. Моделирование социально-экономических процессов: границы воз­можного и факторы эффективности.

19. Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.

20. Методологические принципы построения научной концепции. Науч­ное управление.

21. Качественный и количественный подходы к исследованию проблем управления.

22. Методы исследования систем управления: разнообразие, критерии выбора, проблемы использования.

23. Общенаучные методы исследования: система, комплексное использо­вание, ограничения, эффективность.

24. Формально-логические методы исследования: особенности и возмож­ности.

25. Разработка и доказательство гипотезы.

26. Роль гипотезы в построении исследовательской концепции.

27. Эффективность доказательства и основные факторы, ее определяю­щие.

28. Классификация операций процесса исследования управления.

29. Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии.

30. Функции вопроса в методологии и организации исследования.

31. Каким образом практика выступает критерием истинности и полез­ности результатов исследования?

32. Интуиция, здравый смысл и логика: роль в исследовании управления.

33. Качество исследования. В чем проявляется и как оценивается?

34. Параметрическое исследование систем управления.

35. Принципы и процесс диагностики систем управления.

36. Экспертные оценки в исследовании систем управления.

37. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследо­вании управления.

38. SWOT-анализ в исследовании управления.

39. Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективнос­ти.

40. Исследование методом "мозгового штурма".

41. Консультирование в исследовательской деятельности.

42. Методологическая культура исследователя.