Соционика как отличить логика от этика. Кто вы? Логик или Этик

Преобладание объективности или пристрастности в оценке окружающей реальности.

Логики

ИЛЭ, ЛИИ, ЛСИ, СЛЭ, ИЛИ, ЛИЭ, ЛСЭ, СЛИ

Этики

СЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ, ИЭИ, СЭЭ, ЭСИ, ЭИИ, ИЭЭ

Что легче, что сложнее

  • Логикам легче; этикам сложнее: делать формальные выводы, понимать смысл вещей, идей и процессов, управлять материальными объектами, подбирать слова, решать сложные научные и деловые задачи.
  • Этикам легче, логикам сложнее: чувствовать людей и подстраиваться к ним, чувствовать и выражать эмоции, понимать свое и чужое отношение, не совершать жесткие поступки почем зря.

Смысл признака

Логики лучше замечают объективные стороны реальности, этики — субъективные. Логики лучше видят закономерности, материальные процессы, этики делают акцент на свое личное отношение, чувства и эмоции.

Логика — этика считается самым деформированным признаком. Наш технократичный мир слишком логичен, и люди стремятся жить по его стандартам. У одних получается, у других не очень. Немало этиков так переусердствовали в этом, что всерьез считают себя логиками и с обидой воспринимают этичные версии своего типа. Бывает и наоборот: логики, которым не удается устроиться в жизни, делать карьеру и зарабатывать, с обидой узнают, что они логики. «У меня слабая логика» — это же такое замечательное объяснение проблем.

Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!

Имя: Email:

Тем не менее, отличить логика от этика «в лоб», по непосредственным проявлениям в речи можно. У логиков бросается в глаза жесткая, холодная, беспристрастная констатация фактов . Такая, как в словах В. Путина (ЛСИ) про подводную лодку «Курск»: «Она утонула». Этикам она дается натужно и энергозатратно — им приходится смирять свои пристрастия там, где логики легко озвучивают сухой материальный осадок объекта или явления.

Начать можно с определений логики и этики в историческом ракурсе. Называли эти явления по-разному: у Юнга вместо логики было «мышление», вместо этики — «чувство». У Аушры Аугустинавичюте — местами и вовсе «экзогеники» вместо логиков и «эндогеники» вместо этиков. Но вопрос не об этом — сравните, кому больше удалось определение логики, а кому этики:

К. Г. Юнг (ЭИЭ): «Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях. Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво

А. Аугустинавичюте (ИЛЭ): Экзогеники(логики) . «Сознательно учитывают перемещение объекта в пространстве или во времени либо — сознательно регулируют межобъектные расстояния ... Уверенность только в своей объективной силе, способность полагаться лишь на нее, не учитывая своих субъективных внутренних ценностей, которые делают притягательным, воздействуют на внутренние процессы . Эндогеники(этики) . Сознательно учитывают происходящее в других объектах и притягательную силу одного объекта к другому объекту. Незнание своих объективных сил и возможностей, способностей или прав

В. Миронов (ЛИЭ): «Логика — психическая функция, в рамках которой обрабатывается информация об объективных сторонах жизни (законах природы, социума). Этика — психическая функция, в рамках которой обрабатывается информация о субъективных сторонах жизни (эмоциях и чувствах людей).»

Слова о том, что «Этики влияют на энергетическое состояние», придумали логики. Мне, как этику, это ничего не говорит!

Мне приходилось программировать на PHP. В этом языке применяются регулярные выражения — формальный набор символов, означающих любую букву, цифру, символ — и их более сложные комбинации. За годы этого занятия мне так и не удалось понять этот механизм настолько, чтобы взять на вооружение.

Наш язык логичен. Этики им пользуются иначе, чем логики . Этики пытаются передать свои чувства словами, и часто получается: чувствуют одно, а выражают словами другое. Многие этики говорят и пишут вполне логично (почитайте труды К. Г. Юнга — этическая версия его типа стала откровением для меня самого). Но эта логичность порой производит впечатление раздутой и неестественной. Вообще, в статьях и книгах психологов — ЭИЭ часто просматриваются такие попытки — выражаться научным, теоретическим языком.

Логики тоже охотно говорят и пишут о чувствах отношениях. Но они стараются озвучить именно технологию — как устроены люди, как повлиять на человека, как понравиться ему, как люди взаимодействуют друг с другом.

В жизни логики по формальным наблюдениям и умозаключениям иногда делают ошибочные выводы вопреки реальному отношению людей к себе. Неправильное, по мнению логика, выражение лица или тон в разговоре могут стать причиной для обиды. Если объект обиды — этик, он будет недоумевать: он же уверен в себе, партнере и отношениях с ним.

Для логиков строгое формальное соблюдение правил или целесообразности — нечто естественное. С точки зрения этика любой человек может поступить как угодно, если ему это понравится — не взирая ни на что. Мало ли что он сам говорит и под чем подписывается.

Попытки этиков действовать по инструкциям сродни сцене из фантастического телесериала «Вавилон-5». На большой космической станции инопланетный дипломат Лондо Моллари (ЭИЭ) получил задание от начальства укрепить контакты с обитателями других миров. Недолго думая, он потащил коллегу с другой планеты на экскурсию по злачным местам, сел играть в карты, был пойман на обмане — и дело кончилось дракой, в которой способности спутника весьма пригодились. Придумал этот сериал тоже этик — американский фантаст Джозеф Майкл Страчинский (СЭЭ). Он же изобразил и эталонные взаимоотношения логиков — Джона Шеридана (СЛЭ) и Майкла Гарибальди (ИЛЭ). Найти общий язык и притереться друг к другу сложно — поссориться легко. Одна искра, другая — и конфликт по полной программе.

Применение в диагностике

И в старой, и в современной соционике принято, не останавливаясь на логике и этике как таковых, выделять классические логические и этические аспекты (малая группа №9, см. ниже): БЛ, ЧЛ, БЭ, ЧЭ. Можно утверждать, что их изучением занимались и занимаются практически все соционики. Все известные методы диагностики на основе модели А построены именно на попытках определения восьми классических аспектов оценки и восприятия (малые группы №9 и №15).

Надежные и корректные методы их определения появились в последние годы на основе предложенного В. Мироновым нового понятия информационного аспекта как общего информационного поля малой группы на стыке трех признаков Рейнина . Применительно к классическим логическим и этическим аспектам это означает, что для их определения важно правильно разобраться не только в признаке логика — этика, но и в признаках статика — динамика и субъективизм — объективизм. Значительно облегчает эту задачу легкость определения статики или динамики через стиль речи (см. главу «Статика / динамика») по сравнению с определением логики — этики и субъективизма — объективизма. Если этот признак применительно к типируемому известен, выбор сводится к выбору между аспектами БЛ и БЭ в случае статики или ЧЛ и ЧЭ в случае динамики. Семантика этих аспектов неплохо изучена в книге: «Кочубеева Л.А., Миронов В. В., Стоялова М. Л. «Соционика. Семантика информационных аспектов». У каждого логического и этического аспекта есть свои характерные черты.

  • В высказываниях носителей аспекта БЛ заметен формальный, выверенный стиль речи, использование сложных предложных конструкций. По сравнению с этой четверкой типов носители аспекта БЭ выражаются более свободно, а в их высказываниях преобладает позиция «объекты и мое отношение к ним.»
  • В высказываниях носителей аспекта ЧЛ преобладает констатация фактов, холодная оценка реальной ситуации, перечисление ее компонентов, последовательность действий, технология. Высказывания носителей аспекта ЧЭ при динамическом стиле речи более эмоциально окрашены.
Примечание: Частый источник ошибок — попытки определить аспект по словарям напрямую, минуя определение образующих его признаков . Значительная часть ошибок допускается теми, кто, встретив в речи типируемого выражения, характерные для того или иного аспекта, считает излишним определение статики или динамики .

Примеры речи логиков

Опишите характерного жителя Вашего родного города.

Рано встает идет на работу. Поздно ложиться спать. Работает как все. — ИЛЭ

Сельский житель- это человек глубоко занятой тем, что постоянно приходится так скажем выживать, зарплата мизер и приходится выкручиваться своими силами, целый двор живности , куры, овцы, гуси, коровы и т.д., и за ними ухаживать не легкий труд , а жить хочется с удовольствием. — ЛСЭ

Москва — город контрастов… Очень разнородный народ, в большом количестве, подчас в низком качестве — СЛИ

Примеры речи этиков

Опишите характерного жителя Вашего родного города.рато

Это человек, постоянно озабоченный какими-то своими делами, проблемами , утром он встает и невыспавшийся, с отсутствием позитивного настроения идет на работу, где проводит большую часть своего времени, а потом спешит домой, где иногда может расслабиться, иногда наваливаются разные домашние дела... И так каждый день. — СЭИ

По возможности активный человек, т.к. г. Москва- это город движения, если сидеть на месте, то тебя «съедят» . Житель данного города постоянно куда-то спешит, вечная нехватка времени, вечно в своих заботах и проблемах. В большинстве случаев: не приветливый, суровый и грустный . — СЭЭ

Лицо этого человека обычно спокойно, даже немного равнодушно к окружающему миру — когда он идет на работу или домой. Дома скорее всего он более радостен и больше улыбается . — ЭИЭ

Красивый, деловой, любящий природу и все живое . Возможно, несколько оттрешенный, т.е. сконцентрированный на внутренних переживаниях . — ИЭИ

Что не следует принимать за логику

Темы технологий, ведения дел, устройства мира, структуры и порядка вещей и.т.п могут подниматься как логиками, так и этиками. При этом последним в целом сложнее давать уверенные ответы по теме, но в случае наличия у этиков наработанных навыков владения той или иной темой, причисляемой к области логики, эта разница может быть малозаметной.

Примеры:

Выполнена некая редкая работа. Исполнитель требует определенную сумму за свою работу. Как понять, адекватна ли оплата выполненной работе?

Плата за работу должна определяться исходя из объективных затрат на выполнение этой работы и той пользы, которая появится в результате выполненной работы. Понятие адекватности для исполнителя определяется скорее всего его субъективной удовлетворенностью, а адекватность для заказчика — той пользой, которую он получит, отнесенную к затратам в настоящем и будущем. — ЭИЭ

Следует сравнить ее в другими работами необязательно той же области, но той же степени ценности. Попытаться понять, из чего сложена цена данной работы. — ЭСИ

Что не следует принимать за этику

Темы отношений между людьми, эмоций, общения и.т.п. могут подниматься как этиками, так и логиками. При этом последние склонны выражать их через более привычный аппарат — «черные» логики часто описывают технологию построения и ход развития отношений (определить такие высказывания помогает выявление динамики); «белые» логики — правила построения и развития отношений.

Ответы логиков на «этические» темы иногда можно отличить по степени уверенности — им приходится опираться на собственный опыт и его осмысление (особенно логикам-экстравертам).

Примеры:

Как Вы отличаете умело поданную ложь и лесть от правды?

Не было еще такого места работы, где ко мне относились бы плохо и тут особо думать не приходится, что ко мне может кто-то плохо относится. И всегда заметно, когда человек говорит неискренно в мою сторону; чувствую, что это в основном для некого манипулирования мной и понимаю и сам в ответку играю . — ЛСЭ

Иногда это очень сложно, но у людей которых знаешь и способных на это — ложь становится очевидна. Иногда устанавливаешь то, что правда слишком красивая — то это ложь. — СЛЭ

Добиваетесь ли Вы своего, если цель для Вас важна, и какой ценой? Если нет, сожалеете ли об этом?

Если цель ну очень важна, так что жизненно важно — добьюсь. Обычно добиваюсь тем, что злостно манипулирую чувствами других . А что еще делать? Логически убеждать я не умею, могу только эмоциями надавить и тем, что часто чувствую, какие именно эмоции сейчас мне помогут . Я не всегда эмоциональна. Я эмоциональна в большинстве случаев — тогда, когда знаю, что моя эмоциональность будет принята — ИЛЭ.

На основе книги

Делит всех людей на различные типы. Одно их таких делений: логики и этики. Как известно, логика и этика - это взаимоисключающие признаки.

Если говорить о логике, то это приверженность фактам. Этика же, напротив, больше ориентирована на человеческие ценности и мораль.

Стремится все упорядочить и навести порядок.

Часто анализирует ситуации и находит невидимые связи между событиями.

Легко игнорирует других людей.

Если внутри есть море эмоций, то никогда не покажет их открыто.

Ему не нравится ссориться, ругаться и выяснять отношения.

К логикам можно отнести:

Этики

Ориентируются на отношения с окружающими их людьми. Они точно знают, как стоит относиться к другому человеку. Понимают, когда делают хорошо, а когда плохо. Отлично манипулируют другими людьми, если это понадобится. Однако не менее хорошо заботятся о близких людях.

Этик может обещать невыполнимые условия. Из-за этого часто случаются конфликты и ссоры. Несмотря на это, они прирожденные дипломаты. Очень любят уговаривать.

Этики хотят нравиться всем и каждому. Из-за этого, такие люди обычно душа компании. Они отлично понимают все эмоции и чувства людей. Любое случайное движение тут же будет замечено и проанализировано. Этот тип делает первый шаг в отношениях. Он доверяет своим чувствам и интуиции.

С логикой у этиков слабо, поэтому они соблюдают «логические нормы». Они могут отстаивать абсолютно любые идеалы. Это может легко привести к разжиганию религиозной розни. На работе такие люди стараются сильнее углубить отношения с коллегами. Отношения между двумя этиками - это частые выяснения отношений.

Как вы уже поняли, этик и логик - это полные противоположности. Именно поэтому каждому этику нужен логик. Тогда все эмоции будут под полным контролем. Логик в этом случае будет прекрасно снимать все свое напряжение.

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")

Психологические функции

Изучая особенности человеческой психики, К.Г. Юнг выделил четыре основные психологические функции : мышление, чувство, интуиция, ощущение. Он писал: «Почему я устанавливаю именно эти четыре функции в качестве основных, для этого я не могу вполне указать априорного основания, а могу лишь подчеркнуть, что такое понимание выработалось у меня в течение многолетнего опыта» .

Психологические функции Юнг разделил на два класса:

рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение) .

Впоследствии было замечено, что рациональные функции определяют способ принятия решений : «мыслительные» типы при этом ориентируются в первую очередь на правильность, целесообразность действий, а «чувствующие» – преимущественно на чувства и эмоции людей. В свою очередь иррациональные функции в психике человека – это функции непосредственного восприятия действительности . Восприятие может происходить как интуитивным путем, так и при помощи ощущений.

Аушра Аугустинавичюте в соционике сохранила суть юнговских понятий, но дала им новые названия: логика, этика, интуиция, сенсорика.

Класс

Функции

Назначение

рациональные

мышление (логика)

чувство (этика)

принятие решений

иррациональные

интуиция

ощущение (сенсорика)

непосредственное восприятие действительности

Определения

Рассмотрим подробнее логические и этические типы. Их юнговские названия «мыслительные» и «чувствующие» не означают, что «некоторые типы никогда не мыслят, а другие – ничего не чувствуют» . Существенная разница между ними состоит в том, что этики легче и яснее видят и понимают и свои и чужие чувства и эмоции, а логики – проще и свободнее понимают смысл правил и оценивают пользу дела.

Функции логика и этика определяют то, как мы принимаем решения . При этом этики опираются главным образом на сочувствие и одобрение окружающих, а логики – на правильность и целесообразность своих поступков.

Обе эти функции – рациональные , оценочные.

Логика сравнивает содержание суждения с объективными законами, истинными утверждениями.

Этика сравнивает содержание суждения с принятыми моральными нормами и ценностями.

Если у человека логика – сильная функция, то, соответственно, этика – слабая . Это не означает, что у человека «нет этики», просто она у него слабее логики, представлена в меньшей степени, творчество по ней затруднено. Человек в этом случае опирается на известные ему правила и нормы поведения, но не придумывает их сам. При этом он их может хорошо знать и быть человеком воспитанным, корректным.

Наоборот, при низком уровне интеллекта логик может и не уметь организовать свои дела, решить трудную задачу, пользоваться компьютером, разобраться в законах. Однако собственное логическое творчество на доступном ему уровне доставляет удовольствие.

Если у человека сильная этика , то логика представлена слабее. И опять это не значит, что у него «нет логики», она у него просто слабее его сильной этики. Такие люди, зная правила, с успехом выполняют многие логические операции, бывают и программистами, и бухгалтерами, и бизнесменами, но опираются они при этом на известное, знакомое, а не на собственное логическое творчество. Ни новых правил, ни новых методов действия они обычно не открывают.

Логики и этики. Разница в поведении

Этики легче ориентируются в чувствах и эмоциях других людей, но это не значит, что любой этик всегда будет вести себя красиво, не допустит неэтичных высказываний, поддержит хорошие отношения с людьми. Однако если захочет, сумеет «выкрутиться», сообразить на ходу, как сказать, чтобы не обидеть.

Здесь многое зависит от уровня интеллекта и воспитания человека, которые лежат за пределами рассмотрения классической соционики и индивидуальны у каждого человека вне зависимости от его соционического типа.

Добропорядочных логиков больно задевает нарушение этических законов, они стремятся разобраться в них, «раз и навсегда договориться».
Законопослушных этиков же больно задевает манипулирование правилами, законами. Они стремятся к разумности, понятности окружающего мира, хотят быть «умными» и «деловыми», в то время как логики – честными и справедливыми. Здесь, конечно, речь не идет о людях низкого уровня, которые манипулируют своими сильными функциями для извлечения собственной пользы.

Этикам бывает трудно оценить, прав человек или нет. В таком случае они оценивают личные качества человека.
Логикам бывает трудно оценить моральные качества человека. Они в таком случае оценивают правильность его поступков, интересуются, кому это выгодно.

Этик лучше разбирается в людях и доверяет себе в этом.
Логик доверяет собственной оценке правоты и деловых качеств.
Логикам легче отстаивать свою правоту, но труднее подавать информацию в мягкой, обтекаемой форме. Этикам – наоборот.

Аушра Аугустинавичюте в книге пишет: «Этические не уверены, что они могут сделать что-то объективно ценное, логические не знают, что они собой представляют в глазах других людей, какие права на них имеют. Логический свою нужность людям показывает делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отношения, манипулировать их чувствами и эмоциями, не сомневается в своих правах на них. И постоянно не уверен в своих собственных силах и способностях».

«Логические часто удивляются несамостоятельности этических, когда нужно решать объективные задачи, этические – тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не понимают своего влияния на них».
«Очень важным отличием логических от этических является то, что логические обычно доказывают свою правоту, а этические – уговаривают, им нетрудно и попросить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры поддаются легче.
Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этических . Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдержать свое слово, а если не могут, говорят заранее, чтобы «не обмануть человека». Этическому не так важно не обмануть человека, как не испортить с ним отношений, поэтому он часто обещает не то, что сможет выполнит, а то, что от него, как от «хорошего человека» другие ожидают. Он не чувствует себя лгуном, а лишь осторожным дипломатом».

Соционика дает возможность по-другому посмотреть на привычное для нас деление способностей к наукам на технические и гуманитарные. Так, например, отнесение способности к изучению языков к гуманитарным наукам весьма условно: в соционических исследованиях замечено, что для изучения правил языков необходимы логические способности, в то время как для изучения разговорного языка в общении важнее этические способности.

В. В. Гуленко в книге описывает, как проявляются юнговские признаки. В частности он утверждает, что логики больше обращают внимание на целесообразность, законы, объективный смысл, вычленение фактов. Для них характерны оценка поступков (а не чувств, вызвавших эти поступки), плохая ориентация во внутреннем мире других людей, беспристрастность, ориентация на задачу.

Этики вычленяют настроения, ориентируются на симпатию, субъективное отношение. Для них характерны эмпатия, стремление к гармонизирующим отношениям, внимание к психологическому климату, жизнь чувств, интерес к внутреннему миру других людей, общительность. Этик партнера заинтересовывает (уговаривает, а не убеждает), решения его эмоциональные.

Таблица 4. Особенности логических и этических типов

Признаки

Логики

Этики

Ход мышления

аналитический, беспристрастный

оценочный, причастный

Цель общения

донести истину, обменяться информацией

донести отношение, обменяться энергией

Деятельность, ведущая к успеху

организация процессов, структур, разработка схем и технологий

работа с людьми, образа-ми, эмоциями, человеческими отношениями

Цель деятельности

сделанная работа

доставленное удовольствие

Оценивают людей в работе

по квалификации, по результату

по участию, по старанию

Ориентация на

дело, справедливость, законы

людей, гуманность, ценности

Стиль

рассудочность, доказательство

эмоциональность, убеждение

Приоритеты

что сказано, содержание

кем сказано, форма

Внешние различия логиков и этиков

Некоторые черты логических и этических типов хорошо проявляются в общении, заметны внешне.

Логики проявляют некоторую эмоциональную закрытость, хорошо заметную даже на фотографиях. Ориентация на содержание общения не позволяет им одновременно творчески следить и за формой подачи информации . Поэтому внешние проявления логических типов – одежда, манеры, прически – скорее правильны и просты, чем искусны.

Этики проявляют заинтересованность в общении, эмоциональную подстройку к партнеру. Даже если партнер воображаемый, например, тот, кто будет когда-то смотреть на фотографию, он получит эмоциональный заряд, посланный этиком в объектив фотоаппарата. Этики ценят впечатление, производимое их внешностью и творческая работа в этом направлении заметна окружающим.

Проиллюстрируем внешние различия логиков и этиков с помощью портретов кисти великих мастеров:

Рис.3. А. Варнек. А. П. Бунина Рис. 4. В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной

[Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

Взаимная дополняемость логических и этических типов

Теперь видно, как по-разному воспринимают один и тот же мир логические и этические типы. Без любого из этих видов информации трудно прожить на свете. Информация может быть оценена с обеих позиций, и это еще один аргумент за то, чтобы люди помогали друг другу. Дополняющие типы нужны друг другу для адекватного восприятия действительности. Об этом пишет Р. К. Седых .


Это же сформулировано и в руководстве к MBTI ().

Виды деятельности для логиков и этиков

По той же причине разного восприятия действительности люди логического и этического типов эффективны в различных видах деятельности. Об этом пишет В. В. Гуленко [ 25 ] .

Характерные понятия для функций логика – этика

Как же эти столь разные люди понимают одни и те же слова? Какие слова, незначимые для одних, для других полны смысла? Ниже приведены понятия, несущие преимущественно логический или этический аспект информации.

Логика

Этика

разум

правильно – неправильно

нужно – не нужно для дела

разумно – глупо

рационально – нерационально

заслуживает доверия

объект, субъект

мысль

целесообразность

явление, факт

ясность, четкость

беспристрастность

деловая команда

доказательство

аргумент

закон

истина

эффективный

проанализировать

обдумать

миропонимание

порядок – хаос

право

потребность

права – обязанности

наука

удовлетворение

цена

прямота

справедливость

бесстрастность

сердце

хорошо – плохо

нужно – не нужно людям

гуманно – негуманно

нравственно – безнравственно

нравится

личность

чувство

форма

радость

суждение, оценка

гармония

вовлеченность, причастность

душевная компания

убежденность, убеждение

мнение

обычай

добро

эффектный

прочувствовать

схватить образ

мировоззрение

гармония – хаос

мораль

желание

моральные нормы

религия

экстаз

ценность

уклончивость

порядочность

эмоциональность

Приведем еще характерные слова по этой дихотомии, уже без оппозиций.

Для логики : система, анализ, измерение, параметр, технология, функция, слова с корнем «след», грамотный, теория, гипотеза, структура, практичность, инструкция, постановление, конституция, хартия, билль, классификация, реестр, критерий, презумпция, априори/апостериори, закономерность, обеспечение, инструмент, рациональность, модель, синтез, график, формула, принцип, схема, адекватность, переносный смысл, метафора, каламбур, прагматика.

Для этики: замечательный, потрясающий, симпатичный, дикий, отвратительный, безобразный, жуткий, впечатление, настроение, обида, щедрость, энтузиазм, переживание, чуткость, робость, контактность, стеснительность, наглость, вражда, ненависть, восторг, зависть, запальчивость, протест, откровенность, облегчить душу, восхищение, вздор, обаяние, эмпатия, страсть, предупредительность, очарование.

Некоторые понятия часто используют как логики, так и этики, но понимают они их несколько по-разному, так как эти слова могут нести оба аспекта информации.

Логики и этики понимают по-своему: сомнение, отношения, влияние, корректность, правило, иерархия, взгляд, информация, выгода, максимум-минимум, оценивать, хитрость, польза, риск, тщательный, вариант, активность-пассивность, контекст, строгость, сфера, область, аккуратность, сущность, универсальность, тяга, гибкость, связь, преднамеренность.

Все это не означает, что логики – «сухари», пользующиеся только логическими словами, а слова этиков – только эмоциональны и не несут смысла. Просто логики легче ориентируются в логических понятиях, а этики – в этических.

Эта статья – для тех, кто сомневается, какая из функций, этика или логика, развита у него сильнее. Прежде чем мы поговорим о том, каковы основное различия между этикой и логикой, я бы хотела обозначить один важный момент. Все мы живем в мире людей. И, соответственно, все мы испытываем чувства, строим отношения. И у каждого из нас есть разум, способность к анализу, логическое мышление. Не бывает так, чтобы у человека присутствовала только одна функция. Как и в других дихотомиях, сочетание этики-логики у психически здорового человека приблизительно равно 30/70.

Причины, по которым человеку бывает сложно определить — этик он или логик

Однако некоторым людям сложно определить, что же у них развито больше – этика или логика. Большую роль в этой путанице играет гендерный фактор. В нашем обществе к мужским качествам обычно причисляют способность мыслить рационально, логично, а к женским – эмоциональность, мягкость, склонность к сопереживанию. Поэтому существует негласное разделение на «мужские» и «женские» профессии. Соционика опровергает такое разделение, показывая, что склонность к логическому или этическому мышлению не зависит от пола.

Именно дихотомия «этика-логика», на мой взгляд, задействована больше, чем другие, в выборе профессии. Не зря в народе часто говорят о «физиках» и «лириках». Самое основное деление классов в школах – на математические и гуманитарные – тоже отчасти отражает две основные профессиональные сферы. Причем, не только учителя, но и люди, далекие от психологии, интуитивно понимают, что если человек — «гуманитарий», то с математическими предметами у него могут возникать сложности, и наоборот.

Многие проходят тесты на определение соционического типа, но, как известно, тест показывает то, что мы думаем о себе, но это не всегда то, что есть на самом деле. Нередки случаи, когда человек успешно обучался в гуманитарных классах в школе, но при диагностике выясняется, что он логик. Также я наблюдала этиков, у которых в школе были отличные оценки по математике. Многое зависит от учителя, от того, как он преподносит тот или иной материал. А так же от родителей, и от того, как и на какую деятельность они настраивают ребенка. Например, родители могут говорить ребенку: «У нас в семье все гуманитарии, у тебя и не может быть высокой оценки по математике», и ребенок, которому еще сложно оценить себя самостоятельно, принимает эти слова на веру. Вырастая, человек уносит с собой во взрослый мир эти установки. Таким образом, получается, что причин для сомнения может быть множество.

Главное отличие сильной функции от слабой

То, что я напишу дальше, относится не только к функциям этики и логики, однако именно на них очень хорошо видно, как это проявляется. Мы знаем, что если одна из функций – сильная, то другая – слабая. Однако сила и слабость функций – это не только количество информации (знаний, опыта), накопленное по аспекту этой функции. Самое главное заключается в том, что по сильной функции человек может создавать что-то новое или находить эффективное решение в сложной ситуации. Сильная функция всегда в той или иной мере способна к творчеству. Она ищет и находит нестандартные решения, она видит ситуацию с разных сторон и может себе позволить игнорировать шаблонные способы решения задач и чужую помощь. Если это подсознательная функция, то решения могут вырабатываться мгновенно и без лишних слов. Если сознательная, то человек может рассуждать об этом, показывая на деле свою работу. И даже если в похожих ситуациях человек использует одни и те же способы действия по своей сильной функции (как это бывает, например, с фоновой или ограничительной функцией), то это решение все равно самостоятельное. Теперь о том, как это проявляется применительно к этике и логике.

В чем выражается сильная этика и сильная логика

Этики в общении с людьми, даже с незнакомыми, в меньшей степени пользуются шаблонами поведения и больше подстраиваются под конкретного человека, опираются на свое чувствование человека, ситуации. Они более гибки в отношениях, и, главное, способны влиять на людей эмоционально, создавать настроение, атмосферу . Это необязательно происходит ярко и бурно, наоборот, чаще – незаметно для окружающих. Этики делают это искусно и естественно . У них есть в этом потребность, и для них это не очень –то и сложно. Они могут заметить назревающий конфликт еще до его фактического возникновения и сгладить острые углы. Если, конечно, они заинтересованы в спокойствии и мире. Не всегда этики – миротворцы, и в других ситуациях они могут, наоборот, спровоцировать конфликт, однако, важно то, что они самостоятельно создают ситуацию в общении, ту, которая им нужна, и способны ею управлять. Способность влиять на ситуацию и управлять своей сильной функцией, пользоваться ею, не прибегая к шаблонам – это и есть то, что ее определяет.

Соответственно, логики могут быть способны создавать новые концепции , искать нестандартные варианты решения логических задач , самостоятельно чинить и изобретать технические устройства, придумывать алгоритмы, синтезировать между собой различные факты, данные, создавая новые закономерности, логические цепочки. Когда я работала с детьми, то была свидетелем того, как ребенок разобрал сломанный будильник с целью починить его. Когда он собрал его, будильник работал. Мальчику было 5 лет. И это не было случайностью, потому что это было не первое техническое устройство, которое он починил. Конечно, не все логики могут проявлять особые таланты, но подобные факты свидетельствуют о том, что у ребенка функция логики развита сильно. Она самостоятельна , и способна решать сложные задачи. И все логики в той или иной степени предрасположены к этому.

Логический тип больше распространен среди мужчин, этический среди женщин. Логические женщины часто выгладят мужеподобно. Они не отвлекаются на такие нерациональные "мелочи", как посещение парикмахерских, косметических салонов, домов моды.

Сила этических типов проявляется по отношению к людям, логических к объективному миру. Этик (эмоциональная личность) прекрасно разбирается в том, "что такое хорошо и что такое плохо". Он умеет налаживать контакты, манипулировать ими, является заботливым (но, как правило, по отношению к "своим людям"). Этическому типу важно не испортить свои связи, поэтому он может обещать не то, что способен выполнить, а то, чего от него "как от хорошего человека" ожидают другие. При этом этик не ощущает себя обманщиком, а, наоборот, "осторожным дипломатом". Для этического типа не существует "прав одного человека среди других людей". Он признает лишь тактику уговоров, просьб, "уламывания" и "выбивания" того, что ему нужно от других. Лучшим "толкачом", "пробивным типом" является именно этический (особенно этико-сенсорный экстраверт или интроверт). Этик пользуется критериями: "честно-нечестно", "гуманно-негуманно", поэтому объективная истина для него является понятием относительным.

Быть приятным и любимым вот чего виртуозно добивается каждый этический тип. Он легко становится эмоциональным центром коллектива. Видит и понимает не только свои, но и эмоции окружающих. За случайными словами, оговорками, мимикой этик способен разглядеть сложный мир чувств другого человека. Любовь относится к сфере этического мышления. Этик считает себя вправе первым проявить инициативу (Татьяна Ларина Евгению Онегину: "Я к Вам пишу, чего же боле...") Доверяет только своим симпатиям и антипатиям. Никогда не бывает уверен в логичности своего поведения, хотя старается строго выполнять все логические нормативы. Кругозор логических интересов этиков широк, они являются хорошими рассказчиками научных истин (хотя новых логических систем не изобретают). В социальной жизни субъективизм этиков имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Они способны как защищать идеалы гуманизма, так и разжигать национальную и религиозную рознь. В любом коллективе этики создают и культивируют сеть неформальных контактов, что часто негативно отражается на интересах дела. Ведь коллектив -"теплая компания" занят исключительно углублением межличностных отношений. В браке партнерство двух этиков может быть либо нежизнеспособным (пример любви Ромео и Джульетты), либо достаточно мучительным с постоянными взаимными упреками, обидами, нотациями и выяснением отношений.

Этику очень важно, чтобы рядом находился партнер, способный контролировать его поступки с точки зрения разумности, привести хаос мыслей в логический порядок, решить практические проблемы. И таким партнером может быть только логик.

Логик (мыслительный тип) все свои поступки совершает, исходя из здравого смысла. Поэтому он уверен в правильности своего поведения, независимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Деловые отношения не принесет в жертву этическим (хотя бы потому, что последние для него непонятны). Логик все старается сделать сам. Свою нужность другим доказывает делами. Его самостоятельность проявляется при решении проблем объективного мира. Свою правоту логик подтверждает фактами; уговаривать и просить не умеет (но сам на уговоры поддается). Свои обещания старается сдержать любой ценой. Поступки логический тип оценивает с точки зрения "правильно-неправильно", "разумно-глупо". Он не всегда уверен в этичности своего поведения, поэтому к этическим нормативам относится серьезно и педантично им следует (не проявляя творчества). Логик отличается начитанностью в области художественной литературы, которая дает ему возможность глубже понять чувства людей. Природу своих эмоций логик осознает плохо. Он менее влюбчив, чем этик, но его чувства более стабильны и продолжительны. Боится дать выход своим эмоциям. Логику мужчине легче спросить у возлюбленной: "Выйдешь ли ты за меня замуж?", чем сказать: "Я люблю тебя". Для развития чувств логика требуются сильные эмоции со стороны этика. Логический тип не может найти выхода из ситуации этического кризиса (ему трудно просить прощения). В коллективе хорошо чувствует себя на должности руководителя. Степень его объективности определяется полнотой имеющейся информации. Логики определяют ту часть коллектива, которая твердо ориентирована на поставленные цели и не скатывается на "выяснение отношений".

В браке союз двух логиков весьма проблематичен. Они постоянно поучают друг друга, оставаясь каждый при своем мнении. Ни один из них не чувствует себя по-настоящему любимым. Взаимная интеллектуальная "холодность" приводит к отталкиванию.

Логику нужен этик. Первого во втором привлекают живые эмоции. Второго в первом хладнокровие и ум.



Таким образом:

Логический тип:

· ориентирован на систему, закон и порядок;

· любит анализировать и устанавливать логические связи;

· в интересах дела может игнорировать чувства людей;

· не способен говорить о своих эмоциях, которые устойчивы и скрыты;

· не любит выяснять причины ссор и недоразумений.

Этический тип:

· человек чувства, хорошо разбирается в эмоциях окружающих;

· способен влиять на других своими эмоциями и сам подвержен такому влиянию;

· принимает решение под влиянием симпатий антипатий;

· склонен идти на компромиссы ради хороших отношений;

· сам обидчив и боится обидеть других;

· часто говорит комплименты;

· любовь для него самое важное в мире.