Того что человек работает. Какое значение в нашей жизни имеет работа

Работа для подавляющего большинства людей – единственный источник существования. Чтобы получить доступ к жизненным благам, человеку нужно располагать средствами. Пища, одежда, бытовая техника, коммунальные платежи, доступ в интернет и самые разнообразные развлечения – все это стоит денег. Именно заработная плата становится главным стимулом, заставляющим миллионы граждан регулярно ходить на работу и выполнять трудовые обязанности.

Однако материальное вознаграждение – далеко не единственный стимул к работе. И сегодня, когда в обществе воцарился культ денег, часто встречаются те, для кого работа становится способом реализовать свой творческий потенциал, вырасти в профессиональном отношении. Осознание своего высокого профессионального уровня и признание со стороны компетентных коллег придает человеку вес в собственных глазах. Для таких работников моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы важнее денежной премии.

Есть и те, кто сознательно выбирают себе престижную работу, дающую возможность достичь социального успеха в глазах окружающих и сделать карьеру. Поднимаясь по крутым ступенькам карьерной лестницы, человек полностью включается в эту социальную игру и часто отдает ей все свои силы и даже свободное время, жертвуя семьей и отношениями. Заработки при движении вверх по карьерной лестнице тоже обычно растут.

Но важнее то, что человек занимает высокое положение в социальной иерархии, которое предоставляет особые преимущества и дает власть над другими людьми.

Существует ли альтернатива работе?

Выбирая профессию в юные годы, многие стремятся ориентироваться на свои интересы, природные склонности и таланты. Получив же образование, молодой специалист часто сталкивается с тем, что его не востребована на рынке труда, так что устроиться по специальности бывает не всегда просто. Вот и приходится инженеру или технологу на ходу осваивать новую профессию, далекую от его интересов, но способную гарантировать приличный доход.

Некоторые люди становятся представителями свободных профессий – фрилансерами, дизайнерами, художниками, писателями.

Существует ли другая альтернатива работе по найму за денежное вознаграждение? Очень многие ищут сегодня иные возможности заработка, становясь предпринимателями, пробуя свои силы в инвестировании или торговле ценными бумагами на рынке. Такие источники дохода хороши тем, что дают человеку определенную самостоятельность, свободу и независимость от работодателя. Но все эти виды деятельности связаны с финансовым риском. Очень часто приходится встречать предпринимателей, которые, работая на себя, трудятся в поте лица с утра до вечера. Бизнес для них превращается в тяжелую работу, не всегда гарантирующую прибыль.

Что такое работа? Для чего она нужна человеку? Почему она требует разных усилий и оплачивается совершенно по-разному? Какую деятельность можно отнести к работе и регламентируется ли она какими-нибудь нормами? На все эти вопросы можно получить вполне объективный ответ, если отбросить кучу стереотипов, к которым мы привыкли.

«Человек работает, чтобы получить деньги и обменять их на собственные нужды». Очень сильный стереотип, порушивший личный успех миллионов. Это звучит удивительно, даже нелепо, но деньги – не главный стимул для работы. Можно ли ради денег заниматься делом, которое не нравится? Нет! Если человек говорит, что он терпит свою нелюбимую работу только ради зарплаты – он лукавит. Невозможно заставить делать то, что не нравится! Если человек не меняет свою работу, прикрываясь зарплатой, значит он просто еще не понял себя, либо имеет другие интересы.

Естественно, однозначно утверждать на подобные вопросы нельзя. Есть преступники, грабители, люди, работающие на опасных и вредных производствах, выполняющие тяжелую, грязную физическую работу… Такая работа не нравится никому, но и они ее делают не ради денег. Они просто на данный момент не могут заработать иначе в силу определенных причин.

«Человек работает, потому что нуждается в творческой и эмоциональной самореализации». Это пример еще одного стереотипа. Реализация себя может быть, например, в любимом деле, а любимое дело редко приносит доход. Вот и получается, что работа выполняется механически, либо спустя рукава, исключительно ради зарплаты или просто по инерции. Когда человек делает работу с любовью, то он выкладывается полностью, он живет работой 24/7, даже несчастен в личной жизни.

Если человек стремится вырасти по служебной лестнице, то это тоже можно отнести к самореализации, только ради этого ему приходится терпеть массу лишений. Более того, упор на карьерный рост нередко связан с неудовлетворительной оплатой за свой труд. Выходит, что работа и самореализация – две разные грани человеческого бытия.

«Человек работает, чтобы не деградировать». Распространенный стереотип относительно людей, которые не нуждаются в деньгах, но работают «ради тонуса». Тем не менее, никакого тонуса у таких работников не наблюдается. Они точно так же, как и другие сотрудники, устают; поддаются соблазну схалтурить, бывают в плохом настроении… Кроме того, ежедневное выполнение однотипной работы ведет к такой деградации и апатии, что человек может полностью выпасть из социума.

Да, безработные люди, в особенности те, которые сидят дома, деградируют из-за ежедневной однообразной бытовой рутины. Но на рабочем месте можно деградировать еще быстрее. Более того – превратиться в замотанного и неудовлетворенного человека. Но не работа способствует деградации, и не домашние стены. Сам человек, не имеющий никаких интересов, превращается в растение с инстинктами.

Теперь попробуем сделать выводы из всего вышесказанного. Почему работа является показателем сущности человека? Да очень просто: одной конкретной формулы успеха не существует. Например, если человек интересуется спортом, то его никакими коврижками не заманишь в камнетесы. Если кто-то не привык трудиться, не дано ему работать и зарабатывать, то ему проще будет украсть, отнять, убить, чем сидеть в офисе пусть с огромной зарплатой и головокружительной карьерой. Если девушка выбирает проституцию вместо учебы или раздачи листовок, если уж очень нужны средства, то это тоже ее сущность.

Самое интересное, что люди всегда находят оправдание себе. Они утверждают, что не хотят менять свою работу, потому что удобно добираться и они уже приспособились к расписанию. Ну и что, что зарплата маленькая? Зато коллеги добрые. Они утверждают, что вынуждены были что-то украсть или подделать документы. Они были вынуждены сделать выбор в свою пользу, а не отстоять честь компании. Выбор есть всегда, только каждый его делает в меру своих способностей. А прикрытие найдется для любого случая. Дескать, человек вынужден как-то поступать.

Что делать, чтобы не попадать впросак и работать там, где будет приятно в коллективе, возможен творческий успех, личностный рост и прочие земные радости, которые делают нас счастливыми? Для начала честно для себя определить свое место. Взвесить тщательно плюсы и минусы, а не мнимые преимущества. Признаться себе, что именно вы ждете от работы, собираетесь ли вы выкладываться, что и сколько хотите взамен. Стоит также трезво оценить свои физические и умственные способности. У каждого человека есть свой предел. Если все получится сделать объективно, поразмыслить и справедливо отнестись к работе, тогда можно будет не только получить удовольствие, но и материальный стимул, творческий рост, бесценный опыт.

Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает. Недавно я задался вопросом, почему люди зачастую держатся за работу, которая им не приносит удовлетворения, но они все равно туда ходят, причем годами. Результаты размышлений и выводы как можно повысить мотивацию привожу в данной статье.

Все возможные варианты я разделил на 5 групп:

  1. Зарплата
  2. Условия работы
  3. Интересная работа
  4. Перспективы профессионального роста
  5. Возможности личного роста
Здесь я не рассматривал варианты, когда в населенном пункте существует только одно градообразующее предприятие и 100 500 человек там работают от безысходности, а также другие депрессивные сценарии.

Зарплата.

Если Вас мотивирует каждый ходить на работу только зарплата ¬¬- это самый плохой вариант, особенно в государственных организациях. Данному сотруднику все равно может быть на корпоративную культуру, на ценности компании, он может практически не общаться с коллективом и как только его перестанет устраивать заплата, он скорее всего уйдет.
За 6-9 месяцев человек привыкает к любой зарплате, а что значит привыкает? Это значит, что он начинает прокрастинировать (более подробно об этом можно прочитать в статье « »), производительность падает и он начинает работать «как обычно».

Привязывать сотрудника к KPI тоже бывает не всегда эффективно.

«Надо ставить большие волосатые дерзкие цели, хотеть сделать вмятину во Вселенной. Человек должен знать ради чего выкладывается, а не просто хотеть достичь на полпроцента больше, чем его коллега»
Том Питерс.

Здесь есть два интересных подхода:
  1. В McKinney и некоторых других прогрессивных компаниях действует подход «Up or out» . Сотрудник должен постоянно развиваться, повышать квалификацию. Как только он это перестает делать, ему указывают на дверь.
  2. Олег Торбосов, основатель весьма прогрессивного HR агентства, говорит, что он своим сотрудникам в компаниях вообще не платит зарплаты, даже базового оклада нет. Только проценты с прибыли. Продажник получает % с продаж; HR получает зарплату в зависимости от количества новых сотрудников, вышедших на работу; операционный директор получает % от оборота компании и т.д.
Лучшим решением здесь будет не брать на работу тех сотрудников, которые заинтересованные только в зарплате и не разделяют корпоративные ценности.
Я писал уже в первой статье про одного своего друга (« »). Здесь одна его фраза как нельзя к месту.
«Я же не могу приезжать к 8 часам на работу. Я согласился на зарплату, а не на работу.»

Условия работы

Почти тоже самое, что «Зарплата», но здесь сотрудников интересуют другие факторы. Например, в ВУЗах очень многие люди работают за небольшую зарплату только потому что им дают общежитие и может быть когда-нибудь дадут квартиру или они могут совмещать таким образом работу и учебу.
Может быть нравится график работы, при котором можно совмещать эту работу с какой-то другой более интересной или высоко оплачиваемой.
Здесь чаще всего люди попадают в зону комфорта и предпочитают даже за небольшую зарплату работать годами, ничего не меняя.

Если вы нашли работу, которая вам по душе и где можно себя реализовать, считайте, что вам очень повезло, так же, как и вашему работодателю.
Особенно это важно для молодежи. Для нашего поколения крайне важно, чтобы работа приносила удовольствие. Закончить ПТУ и пойти на работать на завод – это не про нас. Так как среда, в которой мы росли менялась очень быстро, то большинству присущи черты получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Когда такому человеку говорят, что нужно десять лет работать ради обеспеченной жизни, он отвечает: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет. Десять лет назад не было ни быстрого интернета, ни смартфонов, ни носимой электроники.

Перспективы карьерного роста.

Для тех, кто хочет карьеру в корпоративном секторе, важно устроиться в компанию своей мечты даже на какую-то не очень престижную должность и усердно работать. Вроде очевидные вещи, но то, что было очевидно для наших родителей, для нас не так очевидно. Мы же думаем, что вот придем такие красивые после института и нас сразу возьмут на хорошую должность, с приличным окладом и секретаршей с длинными ногами.
Я сам первый раз задумался об этом когда прочитал книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно».
При этом если приходит сотрудник толковый, то стоит к нему присмотреться и создать условия, при которых он с вами останется надолго (см. следующий пункт).

Возможности личного роста

Здесь уже идут не на должность, а на конкретного начальника.
«Учись у своего начальников или меняй начальника.
Если он не учит, зачем вам такой начальник».
Игорь Манн, маркетолог

Раньше так молодые люди приходили в подмастерья к известному кузнецу, оружейнику или другому ремесленнику, чтобы обучиться у него мастерству и потом продолжить его школу.
С позиции личного роста здесь наиболее оптимальна ситуация, когда начальник перфекционист, а подчиненный лентяй или прокрастинатор. Об этом я писал в статье « ».
При этом, дорогие руководители, учитывайте, что такому сотруднику должно быть с вами интересно в течение долгого времени, иначе получив нужные знания и опыт он уйдет от вас. Поэтому начальник должен расти вместе с подчиненными, иначе через некоторое время им с вами станет не интересно.
Личный рост и профессиональный рост так же можно стимулировать, создавая возможности для творчества и давая задачи, которые требуют постоянного развития.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что самый плохой вариант – это когда сотрудник приходит ради высокой зарплаты и не разделяет ценности компании, а самый лучший – ради интересной работы, тогда мотивации хватит достаточно на долго.

Запомните, два главных и самых эффективных мотиватора – интерес и тщеславие.

Матчасть (для углубленного изучения):

  1. Шварц Д. Искусство мыслить масштабно. М.: Попури, 2008.
  2. Питерс Т. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений. М.: BestBusinessBooks, 2011.
  3. Дергунова Т. Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015

Пожалуй, первое, что спрашивает работодатель соискателя, это то, почему именно он хочет занять предлагаемую вакансию. Ответить на него не так уж просто, как кажется на первый взгляд.

А действительно, чем Вы руководствуетесь, посылая резюме на ту или иную вакансию?

Начнем с того, что зачастую в процессе приема на работу у работодателей и соискателей диаметрально противоположные желания. Первые хотят за минимальную оплату труда получить титанические и результативные усилия работника. Вторые же хотят получить максимальное вознаграждение за минимальные трудовые затраты. И получается, что каждый хочет взять, но никто не желает давать. Поэтому с самого начала оба участника собеседования начинают соревноваться в рассказывании сказок. Работодатели с доброжелательной улыбкой вещает о «бесценном опыте в стремительно развивающейся компании». И при этом тщательно скрывает то, что написано мелким шрифтом в этой сказке: «паши побольше, платить буду поменьше, и никакой творческой инициативы!». Соискатели в ответ талдычат свою сказку: «Я хочу работать на результат и быть полезным компании, хочу реализовать себя!». Но на самом деле большинство из них не имеют даже представления о самореализации.

Для того, что бы ответить на этот вопрос на собеседовании нужно осознать, прежде всего, для себя: зачем Вы пришли на эту работу, что она Вам даст, и что можете дать Вы.

Так зачем же и как люди ищут работу?

1) В первом пункте не будем говорить о высоком. Мы работаем для того, что бы с помощью денег удовлетворить свои потребности. Заметьте, именно с «помощью», а не ради денег. Подумайте, сможете ли Вы удовлетворить все свои потребности, если превратите работу в погоню за деньгами? Балансируйте между затраченными усилиями и вознаграждением за него. Помните, что чем выше указанная оплата труда, тем выше должна быть Ваша компетентность и производительность труда. Если готовы – дерзайте!

2) «Могу копать, могу не копать, могу сделать, что бы другой копал». Определитесь с Вашими навыками и умениями. Вы наверняка можете что-то еще, помимо того, что указано в дипломе о высшем образовании. Прежде чем отправлять резюме, подумайте, достаточно ли Вы компетентны и справитесь ли? Хотя, с другой стороны, не попробуешь, не узнаешь.

3) Что бы по душе было. У каждого из нас есть определенные способности, которые требуют реализации. Реализация этих способностей приносит нам невероятное удовольствие! Поэтому мы стремимся работать там, где получим это удовольствие. Можно, конечно, зарабатывать не любимым делом, но надолго ли Вас хватит на такие мучения? Труд не по душе может закончиться эмоциональным выгоранием со всеми вытекающими от сюда последствиями. Так что ищем работу по душе.

4) «Скучновато что то». Американский психолог Э. Берн выделил 6 видов человеческого голода. Один из них – голодание по структурированию времени. Проще говоря, человек стремиться заполнить чем то свое время, так как наедине самим собой как то скучно. Да и мало ли что можно наговорить самому себе в такой ситуации. Это касается и работы. Неструктурированное время как и любая неопределенность просто пугает, а ежедневная стабильная работа снимает такое напряжение. Но, это все таки деструктивный мотив трудоустройства. Если Вы не нуждаетесь в деньгах, но Вам нечего делать, не спешите отправлять резюме, займитесь саморазвитием!

5) «А шо люди скажуть?» Согласитесь, неудобно быть безработным. Каждый навешивает ярлык «лентяя» и подсовывает разные варианты работы. И это многих заставляет ходить на тягостную нелюбимую каторгу, лишь бы их не «доставали». И в результате мы получаем немотивированного ленивого работника ненавидящего все на свете. Следует помнить: работу Вы ищите для себя, а не для кого то. Окружающим всегда что то буде не нравиться, всем не угодишь. Вы имеете полное право лечь, задрав ноги. Правда, потом не нойте, что нет денегJ

Итак, если вакансия Вам подходит, для себя Вы должны дать следующие ответы:

1) Оплата меня устраивает;

2) Я это смогу;

3) Мне это интересно.

Короче говоря, определение желаемого труда будет звучать так:

Оптимальный способ зарабатывания денег, который соответствует Вашим способностям, возможностям и интересам.

Если Вы осознали свое место в трудовой сфере, смело идите на собеседование!

Для чего нужно работать?

Рассматриваемые вопросы:

q Зачем люди стремятся работать?

q Что дает трудовая деятельность кроме денег?

q Что для меня (вопрос ученика к самому себе) самое важное в будущей

1). Один из первых предполагаемых ответов: чтобы были деньги. Остановившись на нем, ведущий обращается к группе с вопросом-«вызовом»: а если бы деньги появлялись сами? Если бы продукты, джинсы, мобильные телефоны росли на деревьях? Что бы делали люди? Представьте себе рай, где у людей есть все. Чем бы они занимались - отдыхом и развлечениями? Всю жизнь напролет? И им не было бы скучно?.. Во многих западных странах безработные получают пособия и другую социальную помощь, которой вполне хватает на жизнь. И все же большинство людей стремится работать. Почему?

Окончательная формулировка вопроса: что можно получить от работы

кроме денег?

Если подростки затрудняются с ответом, можно использовать следующие подсказки.

2). Иногда мы получаем от работы удовольствие. Причем удовольствие бывает как от самого процесса (приятно строить дом, ухаживать за животными и т. п.), так и от результата.

3). Представьте себе, что все вокруг работают, а вы абсолютно ничего не делаете. Весело это? День-два - да, а потом становится ужасно скучно. Иногда бездельников так и наказывают: запрещают им работать. Дело в том, что человек - социальное существо. Мы знаем, что социальный - значит общественный. Так что же означает «человек - социальное существо»? (Возможно, подростки частично смогут ответить на этот вопрос.) Ведущий добавляет или объясняет сам: человеку важно вести себя так же, как и другие члены общества, или как принято в обществе. Если все работают, а я нет, мне становится скучно, неприятно, неуютно. А в обществе принято работать. Правда, может быть, когда наступит полное изобилие, люди придумают какие-то другие интересные занятия. (Если есть время, можно пофантазировать на эту тему.)

Сегодняшний мир устроен так, что можно какое-то время обходиться и без работы. В самом деле, у вас ведь могут быть самые разные источники дохода: зарплата родителей, счет в банке, фиксированный доход предприятия, перевод от родственников из-за границы и так далее. Наконец, можно и вовсе жить в какой-нибудь общине за городом, питаться овсяной кашей и горя не знать. Значит ли это, что вам вообще можно больше не работать?

Итак, может быть, вам и не нужно искать работу? Для того чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно осмыслить причины, которые побуждают людей трудиться. Вы наверняка найдете среди них ту, что близка и вам.

Утверждения по теме заранее готовятся и записываются каждое на отдельной карточке.

q Участники дискуссии изучают эти высказывания и выбирают то, которое кажется им самым верным.

q Единомышленники собираются в группы.

q Каждая группа старается отстоять справедливость своего варианта.

q Необходимо разделить понятие работы как физического процесса - и

работы как средства воплощения своей цели.

Итак, люди работают потому, что:

þ хотят разбогатеть;

þ им необходимо содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть

с голоду;

þ хотят применить свои способности для общей пользы;

þ им приятно отдохнуть и повеселиться после работы;

þ им нравится работать;

þ видят в этом смысл жизни;

þ должны чувствовать свое отличие от животных;

þ работа удовлетворяет потребность в саморазвитии;

þ их с детства учили, что для того, чтобы хорошо жить, надо много и усердно работать

Итак, у каждого человека – свои резоны, аргументы для поиска работы. И ничего в этом плохого нет. Нельзя всех людей стричь под одну гребенку. Не надо беспокоиться, что у вас другие мотивы, нежели у вашего приятеля или приятельницы. Есть, например, люди, которые ходят на работу только для того, чтобы не оставаться дома. По большому счету, работодателю вообще может быть все равно, зачем вы ходите на работу: ему важно, чтобы ваша деятельность приносила желаемый результат. Поэтому понимать свою мотивацию больше всего нужно вам. Тогда будет ясно, например, почему на некоторых собеседованиях многие люди чувствуют себя явно не в своей тарелке: да просто они почувствовали, что здесь вас не будут ценить, любить, уважать, не дадут возможности карьерного роста, не позволят творить. Пусть это послужит вам уроком: и в будущем вы будете искать что-то более конкретное, сможете определиться с целью, которую ставите перед собой.

Как относятся к работе люди, которые чего-то добились в жизни, которые зарабатывают много и могут, если захотят, зарабатывать еще больше?

Итак, чем же отличаются такие успешные люди?

Прежде всего, им нравится их работа . Не деньги, которые они зарабатывают, а само содержание их труда. Успешный продавец любит продавать, автомеханику интересно возиться с автомобилями, фермеру любопытно какой урожай у него вырастет. И так в любой профессии. Вот пример специально для молодежи. Вспомните два предмета в школе. Один вам нравится, а другой нет. По какому предмету вы учитесь лучше? Конечно, по тому, который нравится. Так же и с работой.

Во вторых, успешные люди считают свою работу важнейшей частью своей жизни . Для многих жизнь и есть работа. Иному человеку не всегда легко это понять, но это так. Ведь на работе можно встретиться с интересными людьми, которых иначе ты бы никогда не узнал. На работе всегда можно узнать что-то новое, любопытное. На работе можно даже отдыхать в кругу приятных тебе людей (многие фирмы теперь организуют различные праздники, выезды на природу, спортивные соревнования, экскурсии).

В третьих, для успешных людей работа это источник самоуважения. Именно на работе, в кругу людей занимающихся тем же трудом можно показать какой ты успешный, знающий, умелый. Согласитесь, сварщику трудно доказать что он самый лучший профессионал, если он находится среди педагогов. Его оценят по достоинству только в его профессиональном кругу. А разве можно чувствовать себя хорошо, если не испытывать уважение к себе?

И только на четвертое место успешные люди ставят добывание средств к существованию , т. е. деньги. Конечно, деньги важны, и работать бесплатно глупо. Но не менее глупо рассчитывать, что тебе будут платить деньги за то, что ты просто приходишь на работу, а все твои мысли находятся где-то в клубе или дискотеке.

Таким образом, те, кто успешны и хорошо зарабатывают, считают свою работу не досадной необходимостью, а важнейшим источником удовольствия, интереса и удовлетворения, т. е. важнейшей частью своей жизни.

Для чего нужно учиться?

Рассматриваемые вопросы:

q Как я отношусь к учебе?

q Что такое обязательное образование?

q Какими путями можно получить полное среднее образование ?

q Какие бывают уровни образования?

q Что главное в правах учащихся?

Оборудование: карточки с утверждениями для индивидуальной работы, таблица уровней образования для игры - «Профессии», справочник по учебным заведениям г. Вологды и Вологодской области .

1) подросткам можно раздать карточки с утверждениями и предложить отметить галочками те, с которыми они согласны:

учиться слишком трудно ;

Учиться интересно;

На уроках можно узнать много нового и полезного;

педагоги - скучные, строгие люди ;

на уроке мне всегда хочется спать ;

Интересных уроков больше, чем скучных;

скучных уроков больше, чем интересных ;

учиться трудно, но без этого нельзя ;

учиться надо, потому что заставляют ;

учиться надо, чтобы получить специальность ;

Учиться надо, чтобы поступить в вуз;

Я бы хотел учиться всю жизнь;

я бы согласился учиться всю жизнь, если бы мне за это платили деньги ;

я бы хотел перестать учиться уже сейчас ;

в жизни есть более интересные вещи, чем учеба .

Теперь каждый может оценить свое отношение к учебе. Если преобладают подчеркнутые ответы, значит, человек не любит учиться. Если их мало - он ориентирован на получение знаний. Тот, кто выбрал все три выделенных ответа, ориентирован на практический результат образования. (Но в карточках для подростков подчеркиваний и выделений быть не должно.)

Согласны ли подростки с тем выводом, который сделан из их ответов?

3) Образование и профессия.

Нужно объяснить подросткам, что им следует запомнить и понять названия разных видов образования (начальное профессиональное образование , среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование). Отдельно остановитесь на таких понятиях, как «вступительные испытания», «конкурс».

После этого можно поиграть в игру «Профессии» (как в «Города»). Каждый по очереди называет известную ему профессию, а ведущий вписывает ее на доске в таблицу, в соответствующую колонку необходимого образования. Тот подросток, который не может назвать очередную профессию, выбывает из игры.

4) Когда игра закончена, можно попробовать - там, где это возможно, -

выстроить звенья образовательной цепочки. Например, названа профессия «инженер», которая вписана в колонку «Высшее образование». Возможно, инженер сразу окончил институт. А может, он был сначала техником (среднее профессиональное образование), а до этого - слесарем на заводе (начальное профессиональное образование), а еще раньше - просто грузчиком (специальное образование не нужно).

И наоборот: можно посмотреть, какие перспективы для образовательного роста есть у тех, кто занимает левые колонки. См. таблицу

(выделены те профессии, которые названы учениками).

директор фирмы

Специальное образование не нужно

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

инженер

водитель

воспитатель детского сада