Трубопроводная система восточная сибирь тихий океан. Расширение на восток

Мне как журналисту вспоминается мероприятие семилетней давности - презентация весьма известного и весьма уважаемого энергетического эксперта в офисе не менее известной американской организации. Пассаж про главный геополитический проект Кремля, строительство трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, сводился к трем идеям: а) наши такой трубопровод построить не способны; б) поставки в восточном направлении из-за больших расстояний при любом раскладе окажутся убыточны; в) планы провести трубу рядом с Байкалом равносильны сооружению нужника в гостиной. Как-то сам собой за этим следовал вывод, что смысл имеет совсем другой маршрут трубы, нацеленный на США и Европу (восемь лет назад такой проект действительно существовал). Тогда услышанное неприятно резануло ухо. И не от того даже, что ВСТО был более патриотичным проектом, а потому, что нефть на восток у нас уже давно шла на действующие НПЗ - по железной дороге, однако такие перевозки обходятся в разы дороже трубопроводных поставок.

Тем не менее семь лет назад скепсис в отношении ВСТО преобладал и зачастую был вполне оправдан. Заявленные цели лежали в социальной и политической плоскости (диверсифицировать экспортные потоки углеводородов, скрепить Восточную Сибирь и Дальний Восток и инициировать их комплексное промышленное освоение). Чем заканчиваются подобные проекты, где экономика задвинута на второй план, особенно в нашей стране, хорошо известно. Отчасти эти опасения подтвердились - на первом этапе смета трубопровода выросла вдвое, сроки его реализации затянулись, в итоге процесс закончился отставкой главы компании Семена Вайнштока с командой и громким уголовным расследованием. Однако цель все же была достигнута. И Байкал обошли. Первый, восточный, сегмент трубы (см. карту) заработал еще два года назад. Были сомнения в реалистичности второго - но вот почти готов и он. Российская нефть уже попала на премиальный дальневосточный рынок.

Наблюдая за нынешними российскими инфраструктурными стройками вроде ВСТО, всегда задаешься вопросом, с чем их сравнить. В данном случае, конечно, с мегапроектом Байкало-Амурской магистрали. По размаху они сопоставимы, но по исполнению разнятся сильно. ВСТО строился без всяких напрягов вроде всесоюзной помощи и огромных молодежных десантов, живущих в бараках. Только побывать на «стройке века» никак не получалось. И вот скупая на журналистские праздники «Транснефть» вместе с двумя вице-президентами компании пригласила «Эксперт» в поездку по ВСТО на инспектирование стройки. Так я отправился в Братск и Хабаровск.

Ощущения с мест

Мы, небольшая группа из нескольких журналистов и четырех работников «Транснефти», встретились в аэропорту Внуково-3, где должны была погрузиться в маленький чартерный самолет. Еще до взлета начинаем бомбить вопросами вице-президента компании Анатолия Безверхова , в сфере компетенций которого - строительство. Выясняем, какова текущая ситуация со стройкой.

Вторая фаза работ по трубопроводу ВСТО практически завершена. На уже действующем западном участк

28 декабря в торжественной обстановке премьер-министр России Владимир Путин открыл первую очередь нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан". Это первый из трех масштабных нефтегазовых экспортных проектов, которые были задуманы во времена его президентства. Остальные два – "Северный поток" и "Южный поток" – дела ближайших нескольких лет. Но даже "первенец" вызывает вопросы: а не зря ли закопали в землю 360 миллиардов рублей?

Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) началось в 2006 году. Он должен связать месторождения в Восточной Сибири с потребителями углеводородов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, причем предполагается, что одним из крупнейших "клиентов" ВСТО станет Китай: для него даже придумано специальное ответвление от нефтепровода, который должен пройти до порта Козьмино в Приморском крае.

Пока, впрочем, построена только первая часть нефтепровода – от города Тайшет в Иркутской области до Сковородино в Амурской. Из Сковородино нефть направляется в Козьмино по железной дороге.

Поэтому говорить о том, что нефтепровод открылся сегодня, некорректно. Нефть по нему гнали уже несколько недель, а 28 декабря она прибыла в Козьмино, где Владимир Путин дал старт для отгрузки первой нефти на танкер. Покупателем углеводородов стала, как сообщалось ранее, финская компания IPP Oy, близкая к миллиардеру Геннадию Тимченко, считающемуся близким к правительственным кругам и лично к премьеру. 28 декабря выяснилось, что нефть пойдет в Гонконг – об этом сообщил президент "Транснефти" Николай Токарев.

Что касается самого премьер-министра, то он на торжественной церемонии не скупился на патетические слова. "Для России это серьезное событие. Это стратегический проект", - цитирует премьер-министра агентство РИА Новости . "Я вас поздравляю, это отличный подарок России к Новому году", - добавил премьер.

Именно так будет называться сорт нефти, который Россия будет поставлять на мировой рынок по ВСТО. Он должен оказаться дороже Urals, который поставляется в Европу, так как нефть будет качественнее. С помощью ввода VSTO Россия планирует дополнительно увеличить выручку от продажи нефти за рубежом.

Действительно, важность азиатских рынков для России сложно переоценить. Ведь сейчас почти все углеводороды в стране поставляются либо на местный рынок, либо в Европу, которая, во-первых, сама стремится всячески избавиться от зависимости от России, а во-вторых, активно ищет способы снижения энергопотребления и замены нефти и газа на возобновляемые источники энергии. В таких условиях России важно иметь другой канал сбыта – стабильно развивающиеся азиатские экономики, которые еще долго будут испытывать нехватку топлива.

Так что необходимость ВСТО в макроэкономической перспективе кажется очевидной. Далеко не очевидна, однако, стоимость проекта – ради него стране пришлось пойти на значительные жертвы. Жертвами стали, как всегда, налогоплательщики.

Вспомни "ЮКОС"

Идея нефтепровода, который бы связал малоосвоенные российские месторождения с потребителями в Азии, не нова. Если не брать слухи о существовании подобного проекта в советское время, то инициатива в этой области принадлежит бывшему владельцу "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому. Он начал договариваться с Китаем еще в 1999 году, предлагая построить экспортную трубу за 4 миллиарда долларов (около 120 миллиардов рублей по сегодняшнему курсу). Правда, тот нефтепровод был поменьше и предлагал активное использование частных инвестиций. Государство не смогло на это пойти: в итоге был выбран полностью государственный вариант "Транснефти", а Михаил Ходорковский довольно скоро оказался в Забайкалье, аккурат на границе с Китаем, но уже совсем .

У самой "Транснефти" справиться со сметой никак не получалось. Сначала мешала инфляция и резкое повышение цен на трубы и строительно-монтажные работы. Потом – экологи и сам Владимир Путин, изменить маршрут нефтепровода ради сохранения Байкала, что сделало проект длиннее больше чем на тысячу километров. Удивительно, что нефтепровод рос в цене даже во время кризиса, когда подешевели и трубы, и стоимость монтажных работ.

Впрочем, удивительного мало, если взглянуть на отчет Счетной палаты, проинспектировавшей строительство. Счетная палата выяснила, что многие контракты на строительство отдавались без конкурса, причем подрядчиками выступали офшорные компании. В итоге заказы выполняли дочерние организации "Транснефти", а вот деньги оседали на счетах офшоров. Самый известный скандал связан с "Краснодарстройтрансгазом" – бывшим основным подрядчиком строительства. Эта компания, во-первых, задержала работы на год, а во-вторых, на ее счета были перечислены десятки миллиардов рублей. "Ведомости" писали даже, что на рынке ходили слухи о связи между "Краснодарстройтрансгазом" и бывшим руководством "Транснефти" (до 2007 года компанию возглавлял Семен Вайншток, который ушел в "Олимпстрой", а в 2008 году неожиданно и вовсе отправился на пенсию). Подтвердить их не удалось, но осадочек, как говорится, остался.

Естественно, что при увеличении затрат падала экономическая ценность проекта, ведь средства приходится тратить не только на собственно трубу, но и на разработку месторождений в сложных условиях. Чтобы стимулировать эту разработку, правительство отказалось от взимания экспортных пошлин с нефти, добытой в Восточной Сибири. Это означает, что федеральный бюджет от новых месторождений не получит одну из основных пошлин, которая составляет основу всего финансового планирования страны.

При таких уступках сразу же начались разговоры о том, что экономическая составляющая в ВСТО играет не такую важную роль, как геополитическая, связанная с переориентацией России на азиатский рынок. Те же "Ведомости" обращали внимание на то, что в первое время ВСТО придется заполнять с месторождений, с которых нефть можно легко отправлять в Европу. Тем не менее, дружба с Китаем показалась властям важнее или перспективнее. Во всяком случае, в 2009 году нефтегазовые отношения России и Китая заметно улучшились: азиатская страна даже выделила "Роснефти" (основному наполнителю ВСТО) и "Транснефти" 25 миллиардов долларов кредита под обязательства поставки нефти в ближайшие даже не годы, а десятилетия.

Есть и еще один существенный аргумент в пользу геополитической направленности проекта. В конце декабря Федеральная служба по тарифам утвердила тариф на прокачку нефти по ВСТО в 1598 рублей. При этом ранее в "Транснефти" утверждали, что только себестоимость прокачки составляет 130 долларов за тонну (почти 3900 рублей), ведь нефть надо не только запустить в нефтепровод, но потом ее слить, наполнить железнодорожные цистерны, потом опорожнить и их и, наконец, перелить нефть в танкер.

Получается, что потратив на ВСТО огромные суммы, "Транснефть" на восточном направлении будет работать себе в убыток. Компенсировать убытки компания будет за счет других (читай европейских) направлений – больше денег "Транснефти" взять неоткуда. Китайцы, конечно, таким дотационным экспортом должны быть довольны.

Реализуемые трубопроводные проекты

Трубопроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) построена для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами ПАО «Транснефть» и входит в единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Проектная пропускная способность ВСТО - 80 млн тонн нефти в год. Протяженность трассы свыше 4 тысяч километров, конечный пункт - специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства Тайшет - Сковородино (2709,6 км) начата в апреле 2006 года, завершена в декабре 2009 года.

В числе районов обеспечивающих ресурсную базу ВСТО - районы Западной и Восточной Сибири, месторождения Якутии. После завершения строительства нефтепровода Куюмба - Тайшет в ВСТО начнет поступать нефть с месторождений Красноярского края и Эвенкии.

Выявленные запасы нефти в регионах прохождения ТС ВСТО способны удовлетворить потребности Восточной части России в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородного сырья в страны АТР.

Новая трубопроводная система создана с учетом самых передовых достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов и обладает высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду.

Большая протяженность и сложность прохождения трассы отсутствие инфраструктуры на многих участках, скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры зимой и т.д. потребовали применения особых технических решений.

Проектом заложен комплекс таких технических и природоохранных мероприятий, которые сведут к минимуму возможное негативное влияние нам окружающую среду или полностью его исключат. В их числе:

  • комплексное решение проблемы очистки хозяйственных и бытовых стоков, препятствующее загрязнению водных объектов;
  • высокоэффективные способы утилизации отходов, направленные на минимизацию загрязнения почв, грунтов и подземных водных источников;
  • передовые методы рекультивации нарушенных земель, способствующие сохранению и восстановлению природного слоя почвы;
  • организация службы наблюдения за изменением состояния трубопровода и местности вдоль трассы (технический мониторинг);
  • использование труб особого класса прочности и повышенной эксплуатационной надежности с особыми показателями химического состава, структуры металла, ударной вязкости, стойкости к растрескиванию, требованиями к сварным швам;
  • расстановка задвижек на малых реках, пересекаемых трубопроводом: сокращение расстояния между отсекающими задвижками против нормируемого;
  • установка датчиков системы обнаружения утечек нефти с интеграцией ее в общую схему автоматизации и управления трубопроводом;
  • использование на участках максимального приближения к рекам и водохранилищам труб с толщиной стенок 16-24 мм, а на подводных переходах - 22-29 мм;
  • широкое применение средств автоматики, телемеханики, информатики и связи;
  • создание аварийно-спасательных подразделений на всем протяжении трассы и соответствующей инфраструктуры для оперативного реагирования в случае гипотетических чрезвычайных ситуаций;
  • стройная непрерывная система профессиональной подготовки персонала.

Защита трубопровода от почвенной коррозии обеспечивается трехслойным полимерным покрытием на основе экструдированного полиэтилена толщиной не менее 3 мм, наносимым в заводских условиях. Узлы запорной арматуры устанавливаются в пониженных местах рельефа, расстояние между ними составляет не более 30 км. Узлы запорной арматуры установлены и на переходах через активные разломы. На всех подводных переходах установлены береговые задвижки.

Наблюдение за состоянием нефтепровода и обслуживание сооружений линейной части осуществляется с применением различных транспортных средств вездеходного транспорта повышенной проходимости и вертолетов (с использованием предусмотренных на трассе вертолетных площадок). Также ведется строительство вдольтрассовых проездов.

Специальные ремонтные бригады, входящие в состав линейно-эксплуатационной службы (ЛЭС) размещаются на нефтеперекачивающих станциях (НПС) и в местах близ существующих населенных пунктов, где разворачиваются опорные пункты с аварийной техникой и площадками для складирования аварийного запаса труб. На переходах крупных рек предусмотрены пункты наблюдения.

Ряд проектных решений направлен на диагностику состояния нефтепровода во время эксплуатации. Так, устанавливаются узлы пуска средств очистки и диагностики. Расстояние между ними не превышает 280 км, все они размещаются на основной нитке нефтепровода у НПС.

В процессе эксплуатации системы ведется регулярная комплексная внутритрубная диагностика. Периодичность ее сокращена по сравнению с действующими регламентами с пяти до трех лет, а на отдельных участках до одного года. Кроме того, нефтепровод проходит комплексное обследование после любых сейсмических воздейств.

Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан», ВСТО, ВСТО-1, ВСТО-2) - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим
заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода - 4740 км. Оператор нефтепровода - государственная компания «Транснефть». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством
ВСТО, получил название ESPO

28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») - трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО - 30 млн т в год. Далее половина прокачанной нефти будет отправляться по железной дороге в конечную точку нефтепровода - Спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край). Ещё 15 млн т в год будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от Восточного нефтепровода в районе Сковородино.

При строительстве нефтепровода ВСТО подрядчик «Транснефти» украл 1 млрд руб.

Как стало известно «Маркеру», на генерального директора компании Евгения Степанова заведено уголовное дело за попытку вывода активов. Фирма задолжала бюджету налогов на сумму около 1 млрд руб., осуществляя строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), который памятен тем, что тогдашний президент Владимир Путин лично отвел его подальше от Байкала. Руководители пытались спрятать имущество от налоговой инспекции, которая наложила на него арест, и перепродали его . Теперь налоговая может отнять у оборудование, которое используется при строительстве ВСТО, так как оно, по мнению налоговиков, должно отойти в пользу бюджета.

«Темы»

«Руководство»

В.Путин: Выработка долгосрочной стратегии устойчивого энергоснабжения АТР достижима .

«Российский
экспорт углеводородов в страны АТР продолжает возрастать. Наша страна
делает все необходимое для удовлетворения расширяющегося в регионе
спроса на энергоресурсы. Увеличиваем добычу на действующих и осваиваем
новые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, модернизируем
транспортную инфраструктуру, построили крупнейший нефтепровод Восточная
Сибирь — Тихий океан, прокладываем магистральные газопроводы Сахалин —
Хабаровск — Владивосток и Якутия — Хабаровск — Владивосток», — отметил
В.Путин.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130529124949.shtml

Обыски в Якутии поставили под угрозу работу нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан»

Обыски в Якутии поставили под угрозу работу нефтепровода «Восточная
Сибирь — Тихий океан». Об этом заявил агентству «Прайм» советник
президента, пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.
ссылка: http://angi.ru/news.shtml?oid=2801032

«Хотелки» Сечина

Конфликт
между крупнейшей нефтяной компанией России и нефтетранспортной
монополией возник на фоне переговоров о расширении трубопровода
Восточная Сибирь - Тихий Океан. На увеличение мощности нефтепровода
требуется 47 миллиардов рублей. Поскольку основным поставщиком
углеводородов по ВСТО является «Роснефть», то оператор ВСТО,
«Транснефть», предложила оплатить строительство именно ей. 16 мая глава
«Транснефти» Николай Токарев заявил, что компания не будет за свой счет
расширять нефтепровод в Китай и не хочет занимать для этого денег, и
добавил, что нефтетранспортная монополия намерена предложить «Роснефти»
повышенный тариф на прокачку нефти для компенсации расходов на
строительство новых мощностей.
ссылка: http://lenta.ru/articles/2013/05/27/rsnft/

«Транснефть» предложила «Роснефти» самостоятельно строить нужный ей трубопровод

«Роснефть»
может самостоятельно построить трубопровод от Комсомольского
нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до нефтепровода Восточная Сибирь -
Тихий Океан (ВСТО), если ее не устраивает оценка инвестиций, сделанная
«Транснефтью». Об этом заявил пресс-секретарь, советник президента
Транснефти Игорь Демин, передает РИА Новости.
ссылка: http://lenta.ru/news/2013/05/24/oiltube/


При строительстве нефтепровода ВСТО подрядчик «Транснефти» украл 1 млрд руб.
Как стало известно «Маркеру», на генерального директора компании «Инстройгаз» Евгения Степанова заведено уголовное дело за попытку вывода активов. Фирма задолжала бюджету налогов на сумму около 1 млрд руб., осуществляя строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), который памятен тем, что тогдашний президент Владимир Путин лично отвел его подальше от Байкала. Руководители «Инстройгаза» пытались спрятать имущество от налоговой инспекции, которая наложила на него арест, и перепродали его «Транснефти». Теперь налоговая может отнять у «Транснефти» оборудование, которое используется при строительстве ВСТО, так как оно, по мнению налоговиков, должно отойти в пользу бюджета.

Проект
«Азиатского энергетического кольца» может обеспечить энергетическую
безопасность стран АТР — участники форума во Владивостоке

Как отметили участники дискуссии, прокладка нефтепровода «Восточная
Сибирь-Тихий океан» и газопроводов с Сахалина и Якутии через территорию
Приморья позволяет значительно увеличить экспорт углеводородов с
российского Дальнего востока в страны АТР.
ссылка: http://www.biztass.ru/news/id/71526

Губернатор отчитался перед депутатами о работе правительства в 2012 году

Сам
же доклад начался с основных макроэкономических показателей. В 2012
году поступило 34,6 млрд. рублей в виде налогов. Прирост налоговых
поступлений по области превысил 14%, в том числе за счет увеличения ВРП
на 3%. Прирост налогов в 2 раза превысил инфляционную составляющую, что
свидетельствует о повышении налоговой эффективности региональной
экономики. Во многом это произошло благодаря активной работе областного
Правительства, в частности, с ОАО «Транснефть» при строительстве
нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В 2012 году только одна
эта компания перечислила в бюджет более 2,1 млрд. руб.
ссылка: http://www.teleport2001.ru/pravitelstvo

Иркутская общественная организация «Байкальская экологическая волна»
выступает против прокладывания нефтепровода по дну озера Байкал

На 19 июля назначены общественные слушания по проекту строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан.
ссылка: http://ria-sibir.ru/viewnews/99.html?cdate=2004-7-22

Ни один из объектов «Востокнефтепровода» не пострадал в период наводнения в Якутии

Под особым контролем специалистов предприятия была зона с 1467 по
2094 километр трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан.
ссылка: http://www.energyland.info/news-show-tek-neftegaz-104738

Министры должны отчитываться перед Академией наук за свои проекты

Мы
сталкиваемся и в отдельных случаях, и системно с необходимостью
проведения подобной экспертизы. Так было с изменением направления
прокладки Восточного нефтепровода /ВСТО — трубопроводная система
«Восточная Сибирь - Тихий океан»/. Хорошо, что в какой-то момент
президент страны Владимир Владимирович Путин задал вопрос, и хорошо, что
в тот момент академик Николай Павлович Лавёров присутствовал на
совещании. А иначе проложили бы трубопровод так, как изначально
планировалось, со всеми вытекающими последствиями. Это пример очень
наглядный, показывающий, как важна своевременная основательная научная
экспертиза, особенно серьезных проектов.
ссылка: http://www.itar-tass.com/c188/752161.html

Кабмин в июне должен определиться с финансированием ВСТО

Президент
России Владимир Путин поручил правительству ко второй декаде июня
принять решение о финансировании строительства новых нефтепроводов на
участке Восточная Сибирь - Тихий океан, заявил журналистам вице-премьер
Аркадий Дворкович, передает РИА Новости.

«Есть поручение президента о проработке этих вопросов, сейчас Минэнерго
вместе с компаниями работает», - сказал он в ответ на вопрос, какое
решение может быть принято по финансированию нефтепроводов и спорам по
этой проблеме между «Роснефтью» и «Транснефтью», которая не готова
расширять ВСТО за свой счет. Дворкович отметил, что поручение президента
было дано на прошлой неделе, срок выполнения - один месяц.
ссылка: http://www.bfm.ru/news/217481?doctype=news

А.Дворкович: Ответвление ВСТО могут профинансировать из Фонда Дальнего Востока.

Вице-премьер
Аркадий Дворкович не исключает, что ответвление нефтепровода Восточная
Сибирь — Тихий океан (ВСТО) в Китай может быть профинансировано из
средств Фонда Дальнего Востока. Об этом он сообщил сегодня журналистам в
Сколково.
«Есть поручение президента РФ проработать этот вопрос. Сейчас
Министерство энергетики вместе с компаниями работает над этим», — сказал
он, отметив, что поручение президента с месячным сроком исполнения было
отдано на прошлой неделе.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130528135544.shtml

Минэнерго планирует подписание в 2014 году дорожной карты по формированию маркерного сорта нефти ВСТО

Российские нефтяные компании, поставляя нефть по нефтепроводу
«Восточная Сибирь — Тихий океан» /сорт ВСТО/, получают дополнительный
доход по сравнению с западным направлением экспорта до 30 долларов с
тонны. Таким образом, с учетом объемов поставки нефти через порт
Козьмино в объеме не менее 15 млн тонн дополнительные доходы по этому
направлению для нефтяников могут составить до 450 млн долларов в 2012
году.
ссылка: http://www.biztass.ru/news/id/71161

Минэнерго в июне утвердит график на III квартал для поставок нефти по ВСТО ЛУКОЙЛом

По
трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» РФ осуществляет
поставку нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также на
внутренний рынок. «Транснефть» ранее подтвердила возможность доступа к
нефтепроводу ВСТО ЛУКОЙЛа.
ссылка: http://www.oilru.com/news/369874/

Руководство «Транснефти» отказалось бесплатно увеличивать мощность нефтепровода в Китай для «Роснефти»

«Транснефть»
не намерена финансировать расширение трубы в Китай (ответвление от
нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан) за счет собственных средств
или средств, привлеченных с рынка. «Мы не можем безоглядно влезать в
долги, чтобы удовлетворить «хотелки» «Роснефти», - заявил в четверг
глава нефтепроводной монополии Николай Токарев. - Раз у «Роснефти» есть
такие планы и она хотела бы, чтобы ей эксклюзивно была построена труба,
то давайте договоримся, как мы за счет тарифа, повышенного для вас, это
сделаем».
ссылка: http://trud-ost.ru/?p=198863

Ишаев предложил построить три НПЗ на Дальнем Востоке

Представители
Минвостокразвития на совещании по вопросам нефтегазового комплекса в
середине мая уже заявляли о существовании инициатив создания НПЗ в
регионах ДФО, расположенных вдоль трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий
Океан» (ВСТО). В частности, называлась Амурская область.
ссылка: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=404492&sec=1671

«Востокнефтепровод» начал изучение грунта под ВСТО

Вся собранная в результате исследований информация поступает
специалистам отдела мониторинга ООО «Востокнефтепровод», которые, в свою
очередь, формируют базу данных. Такая база образцов собранного грунта
станет наглядным свидетельством геологических особенностей участков, по
которым проходит магистральный нефтепровод. Все, полученные в результате
исследовательской работы данные, получат практическое применение в ходе
эксплуатации нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
ссылка:

ТАСС-ДОСЬЕ. "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) - российская нефтепроводная система, служащая для транспортировки нефти из Восточной Сибири на Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Была построена в соответствии с распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2004 г.

Маршрут магистрали Восточная Сибирь - Тихий океан проходит по территориям Иркутской и Амурской областей, а также по Якутии, Хабаровскому и Приморскому краям.

Большая протяженность и сложность прохождения трассы - скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность - потребовали применения особых технических решений. Проектом заложен комплекс таких природоохранных мероприятий, которые свели практически к минимуму возможное негативное влияние на окружающую среду.

Протяженность трассы - 4 тыс. 740 км. ВСТО состоит из двух очередей. Строительство первой очереди трубопровода общей мощностью до 30 млн т на участке Тайшет - Сковородино началось 28 апреля 2006 г. Были построены магистральный нефтепровод Тайшет - Усть-Кут - Талакан - Ленск - Олекминск - Алдан - Тында - Сковородино протяженностью 2 тыс. 694 км, а также 7 нефтеперекачивающих станций, перегрузочный терминал в Сковородино. Этот терминал позволяет одновременно загружать нефтью по два железнодорожных состава из 82-х цистерн. Участок ВСТО-1 был запущен 28 декабря 2009 г. Его первоначальная пропускная способность - 15 млн т нефти в год. В 2014 г. мощность была увеличена до 58 млн т, планируемая пропускная способность участка - 80 млн т нефти в год.

Практическая реализация второй очереди нефтепровода (ВСТО-2) началась в 2008 г. 25 августа был открыт участок от Сквородино до нефтеналивного порта в бухте Козьмино (залив Находка, Приморский край). Мощность ВСТО-2 - 30 млн т нефти в год, протяженность - 2 тыс. 46 км.

Порт Козьмино рассчитан на возможность загрузки с 300-метрового причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. т. Пропускная способность морского грузового постоянного пункта пропуска через границу России, входящего в комплекс порта, - до 30 млн т нефти в год.

В апреле 2009 г. российское правительство одобрило подписание соглашения с Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере, предполагающее строительство ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан на Китай. Соответствующие контракты о поставках были подписаны в 2010 г. между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (China National Petroleum Corporation), "Транснефтью", "Газпромом", "ЛУКОЙЛом" и "Роснефтью".

1 января 2011 г. начались поставки нефти по ответвлению от ВСТО в Китай: от Сковородино до нефтеперекачивающей китайской станции Мохэ и далее до г. Дацин. Первоначальная мощность участка, в состав которого входит подводный переход через реку Амур, составила 15 млн т нефти в год. К 2014 г. она была увеличена до 20 млн т.

Протяженность ответвления ВСТО от Сковородино до границы с КНР - 67 км. Дальше маршрут следует по китайской территории до Дацина - 960 км. В июле 2015 г. началось расширение пропускной способности данного участка.

Общая стоимость строительства ВСТО-1 и ВСТО-2, по данным "Транснефти", составила 623 млрд рублей.

В 2014 г. из терминала "Козьмино" было экспортировано около 30 млн т нефти, основными получателями по итогам года стали: Япония - 36%, Китай - 24% и Южная Корея - 15%. Прокачка по ответвлению Сковородино - Мохэ составила 15,6 млн т нефти. Оператор ВСТО - государственная компания "Транснефть". Сорт нефти, поставляемой по газопроводу, получил отдельную маркировку - "ВСТО" (ESPO).

В апреле 2015 г. через порт Козьмино была отгружена за рубеж 100-миллионная тонна нефти. Вдоль трассы ВСТО планируется проложить газопровод "Сила Сибири".