Управление Интернетом – обзор. Взгляд на управление интернетом

Тема управления Интернетом захватила сегодня многих, а после Окинавской декларации, принятой лидерами восьмерки, которые предложили обратить внимание на необходимость устранения цифрового неравенства, встал вопрос: а в чем корень проблемы? Конечно, Сеть способствует информационному обмену между людьми во всем мире и рассматривается многими как средство постановки на более высокий уровень организации взаимодействия государства со своими гражданами и бизнесом, однако затянувшийся период «саморазвития» Интернет привел к тому, что частично упорядоченное его формирование пришло в противоречие не только с интересами простых пользователей, но уже и с национальной безопасностью государств. Поэтому нет ничего удивительного в появлении таких книг, как «Управление Интернетом».

Данная пионерская работа достаточно обстоятельно рассматривает проблему организации процесса координации Сети. В семи разделах и приложении автор пытается комплексно взглянуть на Интернет, дает представление об управлении Сетью и разъясняет терминологию. В книге много внимания уделяется инфраструктуре и стандартизации компонентов Сети; правовым аспектам ее организации и функционирования; взаимовлиянию экономики и Интернета; согласованию развития общества и Сети; потребностям социокультурного развития общества; анализу того, кто и как участвует в управлении Интернетом. В книге имеется несколько приложений, иллюстрирующих уроки управления Интернетом, полученные на форумах Internet Governance Forum, дана схема взаимодействия его структуры и функций, приведена картина эволюции способов управления Интернетом и анализируются текущие проблемы организационной структуры.

Автор книги предлагает принять следующее определение: управление Интернетом представляет собой разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом - при выполнении ими своей соответствующей роли - общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета. Таким образом, автор книги, в прошлом дипломат, рассматривает Интернет не как систему, в которой следует управлять исполнением ее функций, а как предмет внимания правительств, частного сектора и гражданского общества при выполнении ими роли и обязанностей, регулирующих эволюцию и применение Интернета. Таким образом, под управлением Интернетом Курбалийя, по существу, понимает выработку необходимых ограничений на структуру, функционал и целевые предназначения реализуемых информационных систем, использующих Интернет как глобальную коммуникативную среду. В этом случае вырабатываемые ограничения будут определять управление этими системами, а Интернет, как таковой, является лишь поддерживающей средой для их функционирования. Известно, что управление системой реализуется через обратные связи, охватывающие траекторию ее перемещений по состояниям, а эффективность управления определяется количеством точек контроля, из которых получается информация о состояниях системы. Но Интернет, как сеть связи, функционирует, главным образом, по физическим, экономическим и организационным правилам и сегодня является подсистемой практически любой информационной системы, а управление им зависит от этих правил. Здесь уместно заметить, что в подавляющем большинстве систем, реализованных на базе Web, пользователи не управляют процессами обработки информации, а могут лишь их инициировать и останавливать, а сервисы «сидят» не в Интернете, а в информационных системах, обслуживающих пользователя.

В историческом контексте смешение сетевых функций и функций других подсистем имеет давнюю историю. Еще со времени первых ВЦ, когда сети и ВЦ выступали как существенные компоненты информационной системы, эффективного управления (по производительности, по времени обслуживания, по издержкам и прочим критериям) удавалось достичь лишь на уровне системы в целом, а не отдельных подсистем.

Материал книги построен так, что ограничения на функционирование информационных систем в Интернете рассматриваются не только исходя из возможностей его структуры, но и с учетом его недостатков, например с точки зрения обеспечения безопасности. Поэтому, хотя разделы привязаны к информационным, программным и технологическим представлениям об информационных системах, акценты сделаны главным образом так, будто значительное количество функций этих систем выполняется в Сети. Такое воззрение поддерживается тенденциями перемещения в сетевую среду некоторых функций, связанных с транзакционной обработкой и подчиняющих управление в информационной системе управлению в Интернете. Однако, по мере перехода к вычислительной обработке данных возрастает, по мнению автора, потребность в передаче управления информационной системой пользователю.

Курбалийя, Й. Управление Интернетом. - М.: Координационный центр национального домена сети Интернет, 2010. – 208с. ISBN 978-5-9902170-1-0

Что можно - это ещё не известно, а уж что нельзя - то нельзя. (“Улитка на склоне”, Братья Стругацкие)

Часть 1. История Интернета: управлять нельзя освободить

Кролики, как известно, это не только ценный мех. Вот и без Интернета не было бы мемов, школьных рефератов, чатов, стартапов, доткомов и хорошей части нашего с вами досуга, и, конечно, профессии web-программиста.

Создан был Интернет для обороны США (от СССР в первую очередь). Первым переданным сообщением были две буквы LO в 1969 году, а первый кабель был протянут в другие государства двумя годами позднее. Концепцию всемирной паутины предложил Тим Бернерс-Ли в 1989, он же придумал HTML и протокол HTTP. Консорциум W3C, который ответственен за большинство технологических стандартов WWW появился в 1995 – тогда-то сеть и получила более-менее современное обличье, ну а в 2011 году право на доступ в Интернет включили в список базовых прав человека ООН.

Коммерческий потенциал сети стал понятен уже в начале 90-х, ну а государства думали долго: пожалуй, всерьез взялись за дело аж в 2003, когда впервые состоялась Всемирная Встреча по Вопросам Информационного Общества. В принятой на Встрече декларации значилось: «политические полномочия по связанным с Интернетом вопросам государственной политики являются суверенным правом государств. Государства имеют права и обязанности в отношении связанных с Интернетом вопросов государственной политики международного уровня».

И понеслось.

В 2014 году количество пользователей WWW стало больше 2,6 миллиарда (данные Global Web Index). Ресурсы распределены как попало, и единого центра управления всем происходящим нет – скорее, есть целая компания управляющих и желающих немножко поуправлять тоже. Так, на сегодня ключевой организацией среди управленцев, пожалуй, является ICANN , которая управляет базой данных корневых доменных имен, распределяет блоки IP адресов, и еще много чего. Технологическими стандартами заведуют W3C и IETF . Все они образовались и до сих пор имеют штаб-квартиру, большей частью, в США.

Тем не менее, с другими странами приходится договариваться, и роль государств в целом постепенно все увеличивается: многих манит идея контроля над содержанием Интернета. Есть несколько рейтингов, которые оценивают цензуру в сети, и они в мнениях сходятся не всегда.

Так, французская организация Reporters Without Borders с 2006 года обновляет список Enemies of the Internet. С 2012 года в него входят Беларусь, Бахрейн, Мьянма, Китай, Куба, Иран, Северная Корея, Саудовская Аравия, Туркменистан, Узбекистан, Вьетнам; с 2014 – Россия, Эфиопия, Судан, Туркменистан, Объединённые Арабские Эмираты, Великобритания и США. «Americans have the same online freedom as Putin’s subjects» – вот так они и написали в одном из отчетов.

Среди борцов за свободу всех категорий, для начала, назову Google (на сайте, кроме прочего, можно подписаться на рассылку новостей по теме) и Internet Defense League . Среди членов последней значатся Mozilla, WordPress и Reddit. Лига предлагает всем желающим добавить на свой сайт скрипт, который будет показывать инструкцию по применению VPN и анонимайзеров для обхода запретов тем посетителям, которым доступ заблокирован. Они приглашают присоединиться к движению и программистов, особенно JavaScript.

С блокировками в Европе ситуация неоднозначная: здесь крайне высокий процент проникновения Интернета в общество, однако страны бывшего СССР занимают последние места – если в Исландии, к примеру, Интернетом пользуются 95% жителей страны, то в России – 53%, Беларуси – 47%, Украине – 34%.

Часть 2. Грозит ли Европе северокорейская грусть

А ещё я видел, как в Китае одного писателя казнили. Он потом в Интернете свои ощущения опубликовал. (Даун Хаус)

Хит проката 1992 года «Газонокосильщик» заканчивается эффектно: психопатичный главный герой «ныряет» в компьютер, откуда его сознание проникает сразу во все базы данных. Похвастать-то страсть как хочется – вот он и стал звонить во все телефоны мира одновременно. А нам, зрителям, было ясно, что он стал королем Интернета, и мира заодно.

«Фантастика, - скажут зануды, - ха-ха!». А мне кажется, что с тех пор ни у кого просто «нырнуть» не получилось. Между тем, наши с вами государства не дремали, а колонизировали сеть по-своему, а разобраться плохо это, или хорошо приходится самостоятельно.

Пользователи интернет, 2016 BY RU UA FR
Всего 4 856 969 84 437 793 16 849 008 55 429 382
Рост за год 9% 10% 9% 3%
Процент от населения 52% 59% 37% 86%
Доля от числа всех пользователей в мире 0,17% 2,91% 0,58% 1,91%
Контроль 64 62 37 24
Критика власти + + +
Конфликты власти ++
Конфликты + ++ + +
Коррупция ++
Политическая оппозиция ++ ++
Социальные комментари + +
Богохульство +
Восстания ++
ЛБГТ + +

*данные о пользователях – Internet Live Stats, 2014
**данные о свободе Интернета – Freedom House, 2015

Вся западная Европа находится в зоне практически полного «отсутствия контроля», хотя встречаются и альтернативные рейтинги. Reporters Without Borders, например, в 2014 включили UK в список «врагов интернета». В Северной Корее ситуация многим известна и, конечно, страна находится в списке «врагов».

Остальные страны тоже заинтересовались, но поначалу как-то вяло. В 2010 Комиссия EU заявила, что надо все-таки Интернетом управлять, иначе доходы Евросоюза не те, что могли бы, и не на три копейки, а на 400 с чем-то миллиардов евро в год. В общем, в 2015 лед тронулся – на свет повилась стратегия «Единый Цифровой Рынок» (Digital Single Market). Тут про то, что геоблокированию в Европе не бывать, а бывать скоростной связи, единой законодательной базе, сетевому нейтралитету и еще всяким довольно приятно звучащим вещам.

«Интернет-продвинутость» членов EU они оценивают по 5 показателям: инфраструктура, человеческий капитал, использование Интернета, интеграция бизнеса и цифровых технологий, eGovernment.

А теперь про дела насущные в порядке нарастания «рейтинга».

Бурную реакцию вызвало открытое письмо, подписанное в 2015 году Михалковым, министром культуры Владимиром Мединским и вице-премьером Дмитрием Рогозиным, которые призвали создать «Патриотичный Интернет».
DOU, крупнейший ресурс для ИТ-специалистов в Украине, а может и в СНГ, признали экстремистским в 2014. Сопротивляются цензуре со стороны государства, например Пиратская Партия , РосКомСвобода и другие.

В Беларуси

… первые блокировки начались в 2001, а с 2010 действующая власть получила полномочия контролировать любые каналы связи. Провайдеры услуг связи обязаны идентифицировать абонентов и их устройства и выполнять требования по ограничению доступа к информации. Среди заблокированных сайтов, к примеру, какое-то время находился onliner.by, 5-й сайт по популярности в стране, который посвящен цифровой технике, и более очевидно для обывателя попадающий в зону риска «Белорусский партизан».

Под Интернет-цензуру страны попадает и обсуждение Интернет-цензуры страны.

Все это подталкивает еще разок задуматься, что стоит регулировать, а что не трогать, пока работает. Вспоминается «Черное зеркало» и тот факт, что с 1982 по 1989 Анатолий Клесов был единственным человеком в СССР, побывавшем в сети.

Часть 3. Вавилонская башня переносится… в Интернет


"Leading the Web to Its Full Potential" - таков слоган W3C, штаб-квартира которой уже 21 год работает в MIT под руководством Тима Бернерса-Ли, изобретателя Всемирной паутины. Эта организация, или консорциум, занимается разработкой большинства технологических стандартов для веб: HTML, DOM, SVG и других. Некоторые работы W3C выполняет благодаря грантам от различных структур , в частности, от США, Европейского Союза, IBM и Adobe.

They didn’t want to give the name away to the standards body. So, Ecma said, “Oh, we’ll call it ECMAScript.” And once of the Microsoft guys, I forget his name, said, “that’s not a really good name. It sounds like a skin disease.”
Brendan Eich, JavaScript creator


За стандарты JavaScript/ECMAScript ответственна ECMA (European Computer Manufacturers Association), которая недавно выпустила ECMAScript 6 . Кроме нее, в управление Интернет-технологиями вовлечен

Во многих отношениях Internet похожа на религиозную организацию: в ней есть совет старейшин, каждый пользователь сети может иметь своё мнение о принципах её работы и принимать участие в управлении сетью. В Internet нет ни президента, ни главного инженера, ни Папы. Президенты и прочие 1целом же в Internet нет единственной авторитарной фигуры.

Направление развития Internet в основном определяет «Общество Internet», или ISOC (Internet Society). ISOC – это организация на общественных началах, целью которой является содействие глобальному информационному обмену через Internet. Она назначает совет старейшин, который отвечает за техническое руководство и ориентацию Internet.

Совет старейшин IAB (Internet Architecture Board или «Совет по архитектуре Internet») представляет собой группу приглашённых лиц, которые добровольно изъявили принять участие в его работе. IAB регулярно собирается, чтобы утверждать стандарты и распределять ресурсы (например, адреса). Internet работает благодаря наличию стандартных способов взаимодействия компьютеров и прикладных программ друг с другом. Наличие таких стандартов позволяет без проблем связывать между собой компьютеры производства разных фирм. IAB несёт ответственность за эти стандарты, решает, нужен ли тот или иной стандарт и каким он должен быть. Если возникает необходимость в каком-нибудь стандарте, IAB рассматривает проблему, принимает этот стандарт и объявляет об этом по сети. Кроме того, IAB следит за разного рода номерами (и другими вещами), которые должны оставаться уникальными. Например, каждый компьютер Internet имеет свой уникальный 32-х разрядный адрес; такого адреса больше ни у одного компьютера нет. Как присваивается этот адрес, решает IAB. Точнее, сам этот орган присвоением адресов не занимается, он устанавливает правила присвоения адресов.

У каждого пользователя в Internet имеется своё мнение относительно того, как должна функционировать сеть. Пользователи Internet выражают свои мнения на заседаниях инженерной комиссии IETF (Internet Engineering Task Force). IETF – ещё один общественный орган; он собирается регулярно для обсуждения текущих технических и организационных проблем Internet. Если возникает достаточно важная проблема, IETF формирует рабочую группу для дальнейшего её изучения. (На практике «достаточно важная» означает, как правило, что находится достаточно добровольцев для создания рабочей группы.) Посещать заседания IETF и входить в состав рабочих групп может любой; важно, чтобы он работал. Рабочие группы выполняют много различных функций – от выпуска документации и принятия решений о том, как сети должны взаимодействовать между собой в специфических ситуациях, до изменения значений битов в определённом стандарте. Рабочая группа обычно составляет доклад. Это может быть либо предоставляемая всем желающим документация с рекомендациями, которым следовать не обязательно, либо предложение, которое направляется в IAB для принятия в качестве стандарта.

Кто платит?

Старое правило для запутанных ситуаций гласит: «ищите денежный интерес». Это правило, однако не годится для Internet. Никто за неё не платит; нет никакой компании Internet, Inc. или другой, подобной ей, которая бы собирала со всех пользователей Internet взносы. Здесь каждый платит за свою часть. Национальный научный фонд платит за NSFNET, НАСА – за NASA Science Internet т т.д. Представители сетей собираются и решают, как соединяться и как финансировать эти взаимные соединения. Колледж или корпорация платит за подключение к региональной сети, которая, в свою очередь, платит за доступ к Internet поставщику на уровне государства.

То, что Internet – бесплатная сеть, не более чем миф. Каждое подключение к ней кем-то оплачивается. Во многих случаях эти взносы не доводятся до фактических пользователей, что создает иллюзию «бесплатного доступа». Но есть и большое число пользователей, которые хорошо знают, что Internet не бесплатная сеть: многие пользователь вносят ежемесячную или почасовую плату за доступ к Internet с домашних компьютеров по линиям со скоростью до 56 Кбайт в секунду (так же, как в базовых сетях). В настоящее время наиболее быстро растёт число пользователей Internet, относящихся к таким категориям, как малые предприятия и частные лица, а они очень хорошо знают цену своим деньгам.

August 18th, 2015

Буквально сегодня увидел новость вот с таким названием: «США сохранят за собой контроль над интернетом еще на три года» и заинтересовался этой темой, т.к. вообще что то слабо представлял себе эти механизмы. Решил покопаться в этой теме и кое что рассказать вам.

До 1998 г. управление Интернетом фактически осуществлялось одним (!) человеком - профессором Университета Южной Каролины Йоном Постелом, который умер в самый разгар дискуссии о принципах создания ICANN. В результате компромисса между общественными организациями, коммерческим сектором и администрацией Клинтона было принято решение, что Интернет и в дальнейшем будет функционировать на принципах самоуправления. Поскольку общественное самоуправление уже показало себя эффективным менеджером и позволило Интернету бурно развиваться, американские власти приняли решение не контролировать его напрямую.

Корпорация ICANN, созданная как некоммерческая общественная организация, действует на основе договора с Министерством торговли США. Кроме того, в связи с регистрацией в штате Калифорния деятельность ICANN не должна выходить за рамки американского законодательства. Влияние правительства США в ней очень велико, так как Министерство торговли обладает правом вето в любых вопросах. В связи с этим неоднократно высказывались опасения, что правительство Соединенных Штатов Америки в любой момент может «выключить» доменное имя любой страны и сделать пользование сервисами Интернета в этой стране невозможным. Так, например, «во время войны в Ираке, американское государство не раз перекрывало функционирование расширения «.ik», принадлежащего Ираку»

С начала своей деятельности ICANN начала использовать распределённую систему регистрации доменов, которая основана на принципе свободного доступа аккредитованных регистраторов к реестрам доменных имен. Этот шаг положил начало формированию конкурентного доменного рынка. Сегодня в доменных зонах общего пользования работает более 900 аккредитованных регистраторов, благодаря чему количество зарегистрированных доменов значительно возросло и уже превышает 270 миллионов.

В рамках развития системы адресации корпорация ICANN последовательно расширяла список доменов общего пользования, которых в 1998 году было всего три (.com, .net, .org). С 2001 года корпорация внедрила доменные зоны.info, .biz, .name, .coop, .museum, .aero, .pro, .travel, .jobs, .cat, .asia, .eu, .mobi, .tel. При этом в ICANN намерены и в дальнейшем следовать политике расширения адресного пространства за счёт создания новых доменов верхнего уровня, в том числе с использованием символов национальных алфавитов.

Заслугой ICANN можно назвать и то, что все принимаемые корпорацией решения предварительно обсуждаются с представителями интернет-сообщества, бизнеса и государственных органов власти различных стран. Это необходимо для обеспечения сбалансированного управления адресным пространством с учётом мнения всех заинтересованных в этом процессе сторон. Обсуждение документов ICANN сегодня проходит в самых различных форматах. В частности, перед утверждением все они доступны для комментариев на сайте организации. Кроме того, корпорация регулярно проводит международные конференции.

На прошедшей в Каире 2-7 ноября 2008 года 33-й конференции ICANN было принято Решение о выделении России кириллического домена верхнего уровня «.рф». 4 февраля 2011 года IPv4 адреса стали подходить к концу. ICANN уже начала внедрять новую серию IPv6 адресов.

В последнее время проблема управления Интернетом неожиданно стала одной из самых обсуждаемых и востребованных тем на различных международных саммитах и форумах. Это произошло в связи с тем, что глобальный характер Сети не может не затрагивать интересы всех участников современных международных отношений. Бурное развитие информационных технологий породило резкое разделение стран мира на «информационно-богатых» и «информационно-бедных». Это также вызвало серьезное недовольство со стороны некоторых, очевидно, не самых богатых стран. Так, например, такие страны, как Сирия и Куба указывали, что Интернет - это инструмент «мировой закулисы», деятельность которой направляется из Вашингтона, а руководитель Зимбабве Роберт Мугабе назвал существующую систему управления Интернетом «формой неоколониализма».

Хотя Интернет является децентрализованной сетью, основанной на объединении независимых компьютерных сетей, он все-таки требует некоторой степени координации. Миф о полной свободе и децентрализации Сети не выдерживает простейшего анализа технических особенностей ее создания. Во-первых, значимой такой особенностью является проблема присвоения доменных имен или приписывания конкретного адреса для каждого компьютера или сервера. Кто-то должен управлять базой данной с адресами и проводить регистрацию новых доменных имен, иначе пересылка информации превратится в лотерею с непредсказуемым результатом.

Во-вторых, должен существовать стандарт, при помощи которого передается информация в Сети. Этот стандарт обычно трактуется как интернет-протокол передачи данных TCP/IP. Однако технические стандарты передачи информации не исчерпываются вышеозначенным протоколом. Они включают в себя много дополнительных параметров, например, таких, как передача видео-сигнала через Интернет. Соответственно эти стандарты должны быть выработаны, приняты и внедрены, возникает потребность в ком-то, кто будет их хранить и следить за соответствием используемых программ необходимым стандартам.

В-третьих, существует необходимость в поддержание деятельности, так называемых корневых серверов, которые содержат базы данных с интернет-адресами и в течение миллисекунд определяют, откуда и куда нужно направлять данные. Существует всего 13 корневых серверов, жизненно необходимых для деятельности всей сети Интернет. В результате исторического развития корневые серверы находятся в собственности правительственных и неправительственных организаций. С географической точки зрения на сегодняшний день сложилась серьезная диспропорция в их нахождении: десять корневых серверов располагаются в США, по одному - в Амстердаме, Стокгольме и Токио.

Очевидно, что Интернет требует меньшего контроля и регулирования, чем телевидение или радио. Так, например, регистрация доменных имен производится в заявительном порядке. Если то или иное имя свободно, то не существует никаких дополнительных препятствий для его регистрации, сравнимых с необходимостью получения лицензий для теле- и радиовещания. Тем не менее некоторая централизованная координация все же требуется, иначе система просто не сможет функционировать. И это позволяет говорить о том, что Интернетом можно «управлять».

Некоторые европейские исследователи даже предлагали отсоединиться от американской Сети и создать собственную.

Очевидно, что такое положение вещей не могло устроить других участников международных отношений. С момента организации ICANN поднимался вопрос о передаче ее функций международной организации под эгидой ООН. В качестве вероятного кандидата назывался Международный союз электросвязи. Одними из первых, кто выразил недовольство «засильем» США в этом вопросе, стали наиболее развитие страны мира. Особенно резкой выглядела позиция Франции, которая неоднократно выступала за передачу управления Интернетом в руки международной организации, говоря о том, что национальное доменное имя является составной частью суверенитета страны.

Подавляющее большинство участников международных отношений не устраивает структура совета директоров ICANN. Так, например, до 2002 г. мировое сообщество могло делегировать в совет директоров ICANN не больше двух членов. На сегодняшний день в соответствие с действующим уставом организации такая возможность зарезервирована для 8 членов из 21. Однако сложная система отбора кандидатов приводит к тому, что в совете директоров доминируют представители англо-говорящих стран. Несмотря на заявленные цели «сделать управление Интернетом независимым от воли одного государства», на большинстве заседаний ICANN становится очевидным, что «Сеть остается собственностью англо-говорящих стран».

В самом начале нового тысячелетия международное давление на деятельность ICANN было настолько сильным, что правительство США серьезно задумывалось над вопросом передачи управления регистрацией доменных имен международной организации. Основная линия защиты сложившейся ситуации сводится к тому, что представители американского правительства указывают на то, что ICANN представляет собой новую форму согласования интересов государств, общественных организаций и бизнеса. Более того, общественный статус этой организации, по мнению американской стороны, помогает сохранить политическую неангажированность Интернета. Так, например, в 2002 г. в Федеральную комиссию по коммуникациям США поступил официальный запрос от властей коммунистического Китая, в котором требовались разъяснения по поводу существования доменного имени «.tw». Поскольку официальные власти Китая не признают существования Тайваня, то они просили отменить регистрацию этого доменного имени. Ответ американских властей заключался в ссылке на то, что ICANN - это некоммерческая организация, в которой правительство США не имеет возможности приказывать, а может только накладывать вето. Таким образом, США обнаружили неожиданную выгоду от такого способа организации управления Интернетом. С одной стороны, работа на основе общественного самоуправления развивается достаточно успешно, не требует значительных расходов и способствует распространению американских технологий и стиля жизни. С другой стороны, США сохраняют некоторый контроль над этой деятельностью.

Тем не менее, идя навстречу пожеланиям мировой общественности, в систему руководящих органов ICANN был включен Правительственный консультативный комитет, который призван представлять и отстаивать точку зрения правительств национальных государств. Однако этот комитет обладает только совещательным правом. Поэтому неудивительно, что с началом нового тысячелетия активизировалось участие в проблеме управления Интернетом различных структур под эгидой ООН. Начало этому положил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который в ноябре 2004 г. объявил о создании специальной рабочей группы по проблемам информационного общества, которая занялась подготовкой рассмотрения вопроса об «интернет-правительстве». В качестве результата деятельности группы появилось рабочее определение понятия «управление Интернетом». Это определение сводит проблему управления Интернетом к «разработке и применению правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета». Другим очень важным предложением стала идея создания Всемирной корпорации по присвоению доменных имен и номеров в Интернете, которая могла бы заменить американскую организацию ICANN.

В 2005 году по решению Тунисской фазы Всемирного саммита по информационному обществу был создан форум по вопросам управления Интернетом. В Тунисской программе для информационного общества содержалась обращенная к Генеральному секретарю просьба правительств создать новый форум для проведения политического диалога для обсуждения вопросов государственной политики, касающихся ключевых элементов управления использованием Интернета в целях содействия обеспечению жизнеспособности, эксплуатационной надежности, безопасности, стабильности и развития сети Интернет. В 2006 г. рабочая группа по проблемам информационного общества была преобразована в Секретариат Форума по управлению Интернетом и под эгидой ООН стали проходить ежегодные международные форумы по управлению Интернетом. Первоначально мандат Форума был ограничен пятью годами, однако впоследствии решением Генеральной Ассамблеи (A/RES/65/141) в 2010 году этот срок был продлен еще на пять лет.

И вот буквально сегодня Министерство торговли США решило не передавать c 30 сентября 2015 года функции контроля за критической инфраструктурой интернета сообществу и продлить на год контракт с Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN), пишет The Wall Street Journal .

«Правительство планирует продлить свой контракт с ICANN на один год, до 30 сентября 2016 года, с возможностью продлить его еще на три года», — заявил замминистра торговли США Лоуренс Стриклинг.

Основанием для такого решения стало то, что интернет-сообщество не успевает к указанному сроку подготовить консолидированное предложение по передаче функций ICANN сообществу.

Ранее Минторг США заявлял, что передаст управление критической инфраструктурой мировому сообществу только по модели малтистейкхолдеризма (multistakeholderism) — с учетом интересов всех участников: интернет-сообщества, бизнеса и государств. Но при условии, что будет гарантировано невмешательство какого-либо государства или группы государств в управление интернетом. При этом передачу контроля над интернетом международной организации (например, ООН или Международному союзу электросвязи) власти США категорически отвергали.

Такая позиция Минторга США вызывала критику различных стран, в том числе и России. Также высказывались сомнения относительно того, что Америка передаст контроль над интернетом в оговоренные сроки.

«К сожалению, чем ближе мы к 30 сентября, тем больше мы слышим риторики, что человечество не способно справиться с управлением интернетом, нет других достойных организаций из стран, которые способны потянуть такую сложную задачу. Что с этим способны справиться только США, — говорил в июне в интервью «Интерфаксу» министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. — <…> Не верят они, что человечество способно справиться с управлением всемирной сетью».

Никифоров отмечал, что если решение о передаче управления не будет принято до 30 сентября, то «человечество не будет ожидать завершения срока очередного госконтракта с ICANN». По его мнению, многие страны в мире начнут реализовывать технические и организационные проекты, которые демонополизируют интернет.

Неизбежность таких шагов со стороны различных стран министр объяснил, в частности, тем, что власти США распространили политику своих двойных стандартов в том числе на интернет. «С эффективностью их управления (администрации США) мы уже столкнулись, когда удалялись домены, зарегистрированные на юридических или физических лиц, находящихся в Крыму, — сказал Никифоров. — Это происходило по указу администрации США, невзирая на предыдущие заявления с трибун о том, что интернет находится вне политических решений, вне государственного управления. Вот такая политика двойных стандартов присутствует во многих сферах, а теперь добралась и до интернета. Интернет прямо управляется правительственной администрацией США».

При этом Никифоров подчеркивал, что национализация интернета никак не скажется на его работе.

В свою очередь помощник президента РФ Игорь Щеголев в июле заявлял о том, что Россия будет усиливать защиту собственных интересов в интернете независимо от того, какое решение примет Минторг США по вопросу передачи функций контроля управления интернетом.

«Мы будем двигаться в этом направлении вне зависимости от того, какими будут сентябрьские решения. С другой стороны, не только Россия, но и большинство стран мира ждут, что же произойдет в сентябре. < . . .> Все сохраняют умеренный оптимизм, что правительство США выполнит свои обещания и отпустит ICANN в свободное плавание», — говорил он.

Ранее директор по внешним связям RIPE NCC (Европейская региональная интернет-регистратура) в Восточной Европе и Средней Азии Максим Буртиков сообщал «Интерфаксу», что у интернет-сообщества есть опасения, что к моменту завершения срока действующего контракта с ICANN окончательное консолидированное предложение по передаче полномочий не будет подготовлено. «А если такое предложение и появится, то NTIA (Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации) может не успеть его рассмотреть — и просто продлит контракт с ICANN еще на необходимый срок для завершения обсуждения», — говорил Буртиков.

В настоящее время структура управления интернетом состоит из нескольких уровней. Наверху — NTIA, которая определяет условия контракта на выполнение функций «Администрации адресного пространства Интернета» (Internet Assigned Numbers Authority, IANA). Последняя отвечает за пространство IP-адресов, домены верхнего уровня, а также используемые протоколы интернета. Традиционно этот контракт получает ICANN.

Еще в 2011 году NTIA объявила о проведении тендера на обновление контракта IANA. Основанием для этого стала позиция ряда стран по вопросу управления интернетом (России, Китая и др.). В частности, высказывалось недовольство работой ICANN, предлагалось передать ее функции Международному союзу электросвязи (МСЭ).

В марте 2012 года NTIA сообщила, что не получила предложений, которые бы соответствовали требованиям глобального интернет-сообщества, и признала тендер несостоявшимся. В результате Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации в порядке исключения продлила корпорации ICANN на 6 месяцев срок действия контракта на управление интернетом, а затем заключила с ICANN новый трехлетний контракт, срок действия которого истекает 30 сентября текущего года.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -