Изложение киносъемка медведица капуша. Одноглазый медвежонок - простое предложение - сборник текстов - все книги онлайн - мир книг

11. Тема: Обучающее изложение «Медвежонок»

Цель: Формировать умение письменно излагать текст, грамматически правильно строить предложения, развивать коммуникативно-речевые умения (слушать, говорить), умение передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, орфографическую зоркость, память. Обогащать устную и письменную речь. Воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: памятка по написанию изложения, картина с изображением леса, медвежонка

Ход урока. І. Оргмомент. Сообщение темы.

ІІ. Погружение в тему.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге, Спал всю зиму до весны…

И, наверно, видел сны.

Вдруг…проснулся косолапый.

Слышит, каплет…

Вот беда.

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу,

Заливает не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег, пришла весна!

2. Весна разбудила и медведей. Сегодня мы напишем изложение про медвежонка! (показ картинки)

Задача перед нами стоит важная, запомнить содержание текста, написать правильно и красиво излагая мысли, конечно, без ошибок.

    Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.

Попробуйте по заголовку определить, о чём пойдёт речь в тексте?

Что могло произойти с медвежонком?

(рассуждения детей)

IY . Чтение текста изложения учителем

1. Кто из вас прав, мы узнаем прослушав текст. Сядьте удобно и слушайте внимательно. Потом будут вопросы по тексту. Мы посмотрим, кто из вас точнее и полнее на них ответит. Смотрим на ИД.

Медвежонок.

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

(ПО С.Устинову) 73 слова

2. Обсуждение текста

Насколько правильны были ваши догадки, которые вы сделали только на основе заголовка?

Ребята, это сказка или рассказ?

3 . Вопросы по тексту.

* Когда родился медвежонок?

* Как подрастал медвежонок?

* Удобным ли было жилище медведя?

* Когда медведи вышли из берлоги?

* Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

4. Прочитайте текст сами. Раздели его на абзацы.

Найдите вводную часть. О чём говорится в этой части?

Найдите основную часть. О чём говорится в этой части?

Найдите заключительную часть. О чём говорится в ней?

5. Коллективное составление плана на доске .

1. Начало весны.

2. В берлоге.

3. На воле.

Y . Орфографическая подготовка

1. Назовите глаголы в этом тексте (я постепенно открываю их на доске)

Ст-яла -ткрылись тр-щали осм-трел по-вился сделала

р-дился вышли вых-дить было л-жал поб-жали освоб-дились

заметно п-дрос

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

3. Найдите слово с удвоенной согласной

Весенн им –

Как перенести это слово?

4.Орфографическое чтение трудных слов.

ПРОСТОРНОЙ ОСВОБОДИЛИСЬ МЕДВЕЖО НОК ИЗ БЕРЛОГИ ТАЯ ТЬ

5. Подбери антонимы

Просторный - ___________

6. Подбери синонимы

Воля - _____________ Везде - ____________ Жилище - __________

7. Перифраз. Скажи по-другому .

Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

____________________________________________________________

YI. Повторное чтение текста учителем

YI. Пересказ текста по плану.

YIII. Написание текста изложения.

IX. Самопроверка. Взаимопроверка.

X. Итог урока.

Чему мы учились на уроке? - Чему научил вас этот рассказ?

Все ваши выводы очень ценны. -Бережно относитесь ко всему живому.

Охранять природу – значит охранять Родину.

Чьи это слова?

XI . Творческое задание на дом. Придумай и запиши, какой мог произойти забавный случай с маленьким медвежонком?

Обучающее изложение.

Цель урока: 1. Формирование коммуникативно-речевых умений (слушать, говорить). Развитие умения передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану. Обогащение устной и письменной речи.
2. Развитие умения проверять орфограммы, развитие умения запоминать текст.
3. Воспитание культуры внимания.
Оборудование: ИКТ, презентация.

Ход урока:
Активизация познавательной деятельности
1. Уж тает снег, бегут ручьи,
-В окно повеяло весною Слайд 1
Вот и к нам на север пришла весна. Представьте себе, что мы тёплым апрельским днём совершаем прогулку по лесу. Вот наша любимая полянка. (слайд2) Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые (слайд3), слышны голоса птиц. Вот слышится шуршание маленького пушистого зверька, кто это?
Вот первые весенние цветы мать-и-мачеха.(слайд 4) Вдохните аромат цветов и хвои! Какой прекрасный запах!
А вот муравейник, смотрите, по земле ползают муравьи! Каждый из них занят своим делом. (слайд 5) А вот паучок, он плетёт паутину. Для кого плетёт он свои сети? (слайд 6)
-Слышите, кто-то пробирается через глушь лесную? Кто же это может быть?
Каллиграфическая минутка (раскраска-медвежонок)
-Давайте бесшумно выйдем из леса, чтобы не нарушить покой зверей и птиц весной.

2. А теперь, скажите мне, почему нельзя весной нарушать тишину леса?
Вывод: Жаль с лесом расставаться, но нам пора. Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живётся в их собственном доме, а мы будем приходить туда как гости, соблюдая правила поведения в лесу. Согласны?

II Сообщение темы и цели урока.
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдругпроснулся косолапый.
Слышит, каплет
Вот беда.
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода.
Заспешил медведь наружу,
Заливает не до сна!
Вылез он и видит лужи, тает снег, пришла весна!
2. Весна разбудила и медведей.
Звукозапись (рассказ о берлоге и медведях)
Сегодня мы напишем изложение про медвежонка! (слайд 7)
Задача перед нами стоит важная, запомнить содержание текста, написать правильно и красиво излагая мысли, конечно, без ошибок.
Итак, все готовы меня слушать?

Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.
-Попробуйте по заголовку определить, о чём пойдёт речь в тексте?
-Что могло произойти с медвежонком? (рассуждения детей)

IY. Чтение текста изложения учителем
Кто из вас прав, мы узнаем, прослушав текст. Сядьте удобно и слушайте внимательно. Потом будут вопросы по тексту. Мы посмотрим, кто из вас точнее и полнее на них ответит.

Медвежонок.
(ПО С.Устинову) 68 слов
2. Обсуждение текста
-Насколько правильны были ваши догадки, которые вы сделали только на основе заголовка?
-Ребята, это сказка или рассказ?
3. Вопросы по тексту.
* Что изменилось в природе с приходом весны?
* Как подрастал медвежонок?
* Удобным ли было жилище медведя?
* Когда медведи вышли из берлоги?
* Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

4. Прочитайте текст сами. Раздели его на абзацы. (слайд 8)
-Найдите вводную часть. О чём говорится в этой части?
Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег.

Найдите основную часть. О чём говорится в этой части?
Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней.

Найдите заключительную часть О чём говорится в ней?
Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

5. Коллективное составление плана на доске.
1. Рождение медвежонка.
2. Начало весны.
3. Как хорошо на воле!

Y. Орфографическая подготовка
1. Назовите глаголы в этом тексте (я постепенно открываю их на доске)
Ст-яла -ткрылись
Тр-щали осм-трел
По-вился п-дрос
Р-дился Вых-дить
Л-жал Поб-жали
Освоб-дились
-Назовите проверочные слова (слайд 9)
2. Раскрой скобки
3. Найдите слово с удвоенной согласной
Весенним –
-Как перенести это слово?
4.Орфографическое чтение трудных слов.
ПРОСТОРНОЙ ОСВОБОДИЛИСЬ МЕДВЕЖОНОК ИЗ БЕРЛОГИ ТАЯТЬ
5. Подбери антонимы
Просторный - ___________
6. Подбери синонимы
Воля - ____________
Жилище - __________

Физминутка.
YI. Повторное чтение текста учителем.

YII. Пересказ текста по плану.

YIII. Написание текста изложения.

IX. Самопроверка. Взаимопроверка.

X. Итог урока.
-Чему мы учились на уроке? Чему научил вас этот рассказ?
- Все ваши выводы очень ценны.
-Бережно относитесь ко всему живому. Охранять природу – значит охранять Родину.

XI. Творческое задание на дом
Придумай и запиши, какой мог произойти забавный случай с маленьким медвежонком.
Рефлексия.
Закрасить цветочек у медвежонка.

Медвежонок.

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег. Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!
(По С.Устинову)

Медвежонок.

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег. Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!
(По С.Устинову)

Вставь пропущенные буквы.
стяла ткрылись
трщали осмтрел
повился пдрос
рдился выхдить
лжал побжали
освобдились
-Назовите проверочные слова
2. Раскрой скобки.
(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

Вставь пропущенные буквы.
стяла ткрылись
трщали осмтрел
повился пдрос
рдился выхдить
лжал побжали
освобдились
-Назовите проверочные слова
2. Раскрой скобки.
(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

Вставь пропущенные буквы.
стяла ткрылись
трщали осмтрел
повился пдрос
рдился выхдить
лжал побжали
освобдились
-Назовите проверочные слова
2. Раскрой скобки.
(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

Вставь пропущенные буквы.
стяла ткрылись
трщали осмтрел
повился пдрос
рдился выхдить
лжал побжали
освобдились
-Назовите проверочные слова
2. Раскрой скобки.
(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

Вставь пропущенные буквы.
стяла ткрылись
трщали осмтрел
повился пдрос
рдился выхдить
лжал побжали
освобдились
-Назовите проверочные слова
2. Раскрой скобки.
(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

Медвежонок.


Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.
Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.
Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.
Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.
Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.
Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.
Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.
Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.
Однажды весенним утром...

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.


КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде. Медвежата остались довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.












Орфографическая подготовка Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде.



Урок русского языка в 3 классе

Тема: Изложение по коллективно- составленному плану.

Цель.

Формирование навыка письменной речи.

Задачи.

Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану;

Закрепление понятия «план».

Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.

Развитие орфографической зоркости.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитание любви к животным.

Оборудование:

Тетрадь-задачник к учебнику русского языка;

Презентация к уроку;

Фильм «Как прекрасен мир животных!»

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Постановка учебной цели.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу с текстами о животных. Будем учиться составлять план текста и пересказывать по плану, разберем трудные слова и напишем изложение. Я желаю вам всем успеха.

Эмоциональный настрой восприятия текста.

(Просмотр фильма «Как прекрасен мир животных!»)

Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детеныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и всегда трогательны.

Отгадайте загадку и узнайте о каком животном будет говориться в тексте (слайд 2).

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

Что вы знаете о медведях? (выслушиваются ответы учеников)

Знаете ли вы? (слайд 3)

Герои нашего текста – медвежата. (слайд 4)

Чтение текста учителем.

Текст записан на доске (слайд 5) и в тетрадях-задачниках у каждого ученика.

Определение темы и главной мысли текста.

О ком говориться в тексте?

Что о них говориться?

Как можно озаглавить текст? (учащиеся предлагают разные варианты; возможный вариант «Маленькие озорники»; при остановке на данном варианте при щелчке на кирпичную стенку (слайд 5) появляется название)

Определение количества частей в тексте.

Сколько частей в тексте?

Перечитай 1 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём в ней говориться? (Принесли медвежонка) (слайд 6- при щелчке на кирпичную стенку появляется название 1 части)

Перечитай 2 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём говориться во 2 части текста? (Придумали развлечение.) (слайд 7- аналогичное появление названия 2 части)

От какого лица ведется рассказ? Докажите.

Понаблюдай за сменой времен глаголов. Форма какого времени помогает нам как бы стать свидетелями мишкиных действий? (подчеркивание глаголов в тетрадях-задачниках)

Какие глаголы употреблены в этом же времени?

А какие еще формы глаголов есть в тексте?

Как писатель называет своих героев?

Во всех ли предложениях есть эти слова? В каких нет? Почему автор их пропустил?

Обрати внимание на выделенные союзы. Помогают ли они теснее соединить предложения друг с другом?

Физкультминутка (слайд 8)

В работу включена музыкальная физкультминутка, в которой под звучащую музыку дети выполняют физические и танцевальные упражнения. Она проводится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей класса и их работоспособности

Орфографическая подготовка.

Слайд 9. На экране текст с пропущенными буквами. Ученики называют пропущенную букву, объясняют выбор букв. По щелчку мышки появляются правильные буквы. Ученики в тетрадях-задачниках подчеркивают «опасные» места.

При н_ сли о хотн_ки из леса двух м _дв _жат. Мал_нькие были! Но к в_сне п_дросли и стали о зо рничать.

О днажды перед самым м_им носом ки рпич с крыш_ св_лился. Гл_жу на крышу и ч то вижу. При думали мишки ра звл_чение. С_дят и от трубы по ки рпичику _тваливают. П_лзет он по крыше и шурш_т. А м_дв_жатам нравитс я. О дин даже я зык высунул от удо вольствия.

Вот такие о зо рники!

Повторное чтение и пересказ текста . (слайд 10)

Перечитай текст и представь нарисованную картину. Расскажи текст от 1 лица, воображая себя свидетелем этой истории.

Самостоятельная работа детей.

Вы очень старались, замечательно поработали, подготовились. Я уверена, что у вас получатся очень хорошие пересказы.

Когда напишете, не забудьте поработать редакторами и корректорами.

Во время написания изложения на экране (слайд 11) остаётся план изложения и слова для справок.

Самопроверка.

После написания изложения ученики проверяют свой текст, при необходимости вносят изменения и исправления простым карандашом.

Подведение итогов и рефлексия деятельности . (слайд 12)

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Интересен ли был текст?

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение на тему «Мое любимое животное».

Добрый день!Помогите пожалуйста сжать изложение.(до 80-90 слов).

Старая притча гласит: в душе каждого человека живут два волка, между которыми идёт война. Один из них воплощает ярость, гордыню, страх и стыд, а второй - нежность, доброту, благодарность, надежду, радость и любовь. Какой же из двух волков сильнее? Тот, которого ты кормишь. (43 слова)
Есть ещё способ сделать мир лучше: написать письмо для того, чтобы сказать "другому" спасибо за всё, что он подарил нам в жизни. Чтобы написать такое письмо, нужно душевное мужество - выпустить на волю свои эмоции, чтобы благодарить не только словами, но и всем сердцем. Ещё нужно позаботиться о сюжете: напомнить тому, кто помог нам, когда мы в этом нуждались, что именно он сделал, и рассказать, что это для нас значило. (70 слов)
Много лет развивается новое направление в науке – позитивная психология. Его представители исследуют пути, на которых каждый может стать более счастливым. Один из методов, который эти психологи рекомендуют особенно часто, состоит в том, чтобы просто записывать в дневник – несколько раз в неделю в течение нескольких минут – все то, что доставило нам удовольствие. Чаще всего речь идёт об очень простых вещах: о прогулке солнечным днём, о неожиданной улыбке на лице строго учителя... Поскольку это упражнение привлекает наше внимание к тому, что нас радует, уже то, что мы регулярно записываем этот позитивный опыт, улучшает настроение и мы чувствуем удовлетворённость жизнью. (83 слова)

Подберите к каждому слову однокоренное слово, от которого оно образовалось.Выделите в них корень. Подорожник, дорога, песочница, желток, побережье,

железка, зайчонок, горизонтальный, библиотекарь, медвежонок, календарик, столичный, хозяйка, желание, адресат, ужинать, огородник, пшеничный, грешник.

ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ ВАРИАНТ I I. Укажите, в корнях каких слов нужно писать букву о: 1) ум..лять о помощи; 2) касательная линия; 3) приложить

усилие; 4) небольшой р..сточек; 5) выращенные овощи; 6) листья заг..релись; 7) к..снуться воды; 8) возл..гать ответственность; 9) промокательная бумага; 10) отв..рить картошку; 11) ур..внять в правах; 12) обм..кнуть перо в чернила; 13) поклониться матери; 14) резвый ск..кун; 15) вскочить на коня. II. Определите, в каких словах нужно писать букву о: 1) неровный ш..в; 2) крикнуть громч..; 3) трущ..бные обитатели; 4) ож..г руки; 5) искажонный рисунок; 6) поддержать плеч..м; 7) коллектив сплоч..н; 8) ключ..вая вода; 9) медный пятач..к; 10) неглубокий овраж..к; 11) квасцовый раствор; 12) растолч..шь зерно; 13) узкий ж..лоб; 14) стало свеж..; 15) говорить общ.. . III. Укажите в каких словах нужно писать пре-. 1) презабавный ребенок; 2) быстро пр..бежать; 3) приобрести книгу; 4) . приуменьшить заслуги; 5) превратить воду в пар; 6) приобщиться к искусству; 7) пресытиться фруктами; 8) пр..топтать землю; 9) почетный пр..зидиум; 10) пр..брежные заросли; 11) пр..лежный ученик; 12) пр..небрегать опасностями; 13) пр..клеить объявление; 14) пр..интересный человек; 15) пр..рвать разговор. IV. Найдите слова, в которых пишется мягкий знак: 1) наглая лож..; 16) усеян сплош..; 2) много задач..; 17) громко не плач..; 3) железных крыш..; 18) десять тысяч..; 4) бережет., покой; 19) красный плющ..; 5) обознач.. ударение; 20) нужная вещ..; 6) несется вскач..; 21) пятый этаж..; 7) выйти замуж..; 22) напиток шипуч..; 8) снег скрипуч..; 23) похож., на отца; 9) спрячося за угол; 24) распряч.. волов; 10) ветер свеж..; 25) остаеш..ся дома; 11) строит., быстро; 26) уваж..те старшего; 12) жеч.. хворост; 27) намаж.. маслом; 13) закон всемогущ..; 28) мед тягуч..; 14) усатый морж..; 29) ключ., от квартиры; 15) горячая печ..; 30) теплый душ.. . V. Укажите слова, в которых пишется hr. 1) жева..ая газета; 2) накормле..ый вовремя ребенок; 3) груже..ый вагон; 4) нечая..ая встреча; 5) жела..ый друг; 6) бракова..ая деталь; 7) круче..ая нитка; 8) кипяче..ая вода; 9) ваго..ые мастерские; 10) гости..ый двор; 11) овся..ое печенье; 12) ветре..ый день; 13) огурцы пересоле..ы; 14) завяза..ый узлом шарф; 15) несвяза..ый свитер. VI. Определите, где не со словами пишется раздельно. 1. В окнах (не)доставало нескольких стекол. 2. Ребенок (не)достает рукой до стола. 3. Он (не)был волшебником. 4. (Не)взлюбила мачеха дочку старика. 5. (Не)уклюжий медвежонок играл на поляне. 6. Одиноко на осенней (не)веселой дороге. 7. Речка была (не)болыпая, но глубокая. 8. Ваза (не)хрустальная. 9. Мы ценим (не)праздность, а труд. 10. Дети здоровы, (не)простужены. 11. Это был (не)рассчитанный удар. 12. (Не)работая, сыт (не)будешь. 13. Глубоко (не)изученный вопрос. 14. Еще (не)мытые фрукты лежали на столе. 15. Он плясал (не)утомимо, самозабвенно. VII. Укажите, где надо писать ни. 1. Он н.. уехал. 2. Не слышно н.. звука. 3. Где он только н.. бывал! 4. Н.. зайти ли к нему? 5. Нет н.. души. 6. Он н.. мог н.. прийти. 7. Это отнюдь н.. близко. 8. Н.. разу его здесь не было. 9. Где н.. бывал, всюду ему было хороню. 10. Прислали его - н.. рыба н.. мясо. 11. Н.. с кем поговорить по душам. 12. Я, как всегда, остался н.. с чем. 13. Село стало ничьим: н.. своим, н.. чужим. 14. Н.. одной мыслишки в голове. 15. Н.. читал бы при плохом освещении. VIII. Определите, какие слова пишутся через дефис: 1) (пол)лимона; 9) (крово)йбращение; 2) (радио)эфир; 10) (вице)губернатор; 3) чин(чином); 11) давным(давно); 4) (плащ)палатка; 12) (полу)дикарь; 5) иван(да)марья; 13) куда(нибудь); 6) (пяти)дневный; 14) (тех)помощь; 7) северо(запад); 15) (обще)известный. 8) медно(красный); IX. Укажите, в каких примерах выделенные слова пишутся раз¬дельно: 1) (по)январски морозно; 2) и что(бы) ни говорили, все слушали; 3) как(будто) кто-то постучал; 4) (в)одиночку ничего не сделаешь; 5) поступил (по)деловому; 6) (во)первых; ‘ 7) (в)дали нарастал рев; 8) собрались (на)встречу с художником; 9) следы заворачивали за(то) дерево; 10) мы продвинулись (в)глубь; 11) шли след(в)след; 12) это птица (в)роде цапли; 13) (в)течение времени; 14) у рек, (на)подобие Терека, течение бурное; 15) она так(же) ему поклонилась.