Корвет военный корабль. Многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Сообразительный

Традиционно названия сторожевых кораблей подбираются в виде прилагательных частей речи, что порой приводит к очень метким их наименованиям. Так, например, «Стерегущий» был первым детищем в проекте 20380, начальным символом в классе сторожевых кораблей. «Бойкий» — это уже более основательное и успешное произведение корабелов, ставший серийным третьим в списке. Через десятилетия наступает пора именитого «Разумного» – поскольку если корабль станет подлинно массовым, это будет лучшей демонстрацией того, что выбор направления на новые для страны классы корветов был сделан правильно.

Сторожевые корабли, как класс в прибрежных зонах со времен Советского Союза, – это именно то самое всем известное, пустовавшее место в течение десятилетий. Отчего так вышло, можно узнать, ознакомившись с историей «Новика» — корабля проекта 12441.

Так, в начале 1990-х годах утвердили проект 12440, который был спроектирован по новейшим тогдашним технологиям с:

  • Газотурбинной силовой установкой, имеющей два маршевых и два форсажных двигателя;
  • Корпусом и надстройкой, выполненными с добавлением материалов из композита, что давало малую радиолокационную заметность, отвечающим стелс-технологиям;
  • Самым современным и перспективным на ту пору зенитно-ракетным комплексом «Полимент / Редут», ангаром, в котором постоянно базировался противолодочный вертолет.

Позднее, через три года завершили корректировку проекта, вызванную развалом Союза. Из-за этого многие предполагаемые поставщики в один момент стали иностранными. Проекту приходилось неоднократно модернизироваться в процессе постройки. Работали над улучшением ходовых и боевых параметров корабля. Одновременно с этим работали и над его водоизмещением, а оно значительно превышало первоначальные характеристики задания. «Новику» удалось близко подойти к классам кораблей, которые способны к длительным патрулированиям и сопровождениям судов, при этом оставаться обладающими излишними параметрами для службы в прибрежной акватории.

В результате с самым продвинутым российским кораблем в техническом плане поступили как часто это бывает: его переквалифицировали в учебный, но так и не достроили. Нечто схожее приключилось еще с одним проектом 11540 . Это был «Неустрашимый», который разрабатывали в 1970-е годы. Его задумали в качестве малого противолодочного корабля, имеющего водоизмещение восемьсот  тонн, но за несколько лет оно повысилось до полутора тысяч, потом до двух тысяч, а с вертолетом дошел и до двух с половиной  тонн, оказавшись в морской зоне. В результате «Неустрашимого» на воду спустили только через двадцать лет.

Безусловно, быстрому, неплохо защищенному и вооруженному «Новику» несложно справляться с всякими заданиями прибрежной акватории. Его критическим недостатком была, стоимость. Хотя при охране морских границ, а также для того, чтобы своевременно отреагировать на любой локальный территориальный конфликт, необходимо присмотреться к сторожевым кораблям, их должно быть оптимальной количество.

Вследствие этого в самом конце девяностых объявили конкурс для разработки более легких и дешевых сторожевых кораблей. Он был выигран Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», спроектировавшим «Новика».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий», а в дальнейшем, и «Бойкий», и «Стойкий» обещали быть основой российского ВМФ в прибрежной акватории. Причем, невзирая на большую дешевизну по отношению к «Новику», он, вне всяких сомнений, стал самым инновационным и технически совершенным проектом в отечественном флоте.

Среди нововведений можно отметить появление переработанных обводов корпуса, а с ними понижение гидродинамического сопротивления, вертолетного ангара, впервые размещенного на настолько малом корабле. Важнейший прорыв был достигнут в применении единого информационного комплекса, по управлению вооружением и электрооборудованием. Тогда же корабли получили новые классовые обозначения, соответствующие времени и международной терминологии. Это уже были не «сторожевики», а корветы.

Незаметные, обтекаемые – «невидимки»

По сравнению с предыдущими, проект 20380 уже в наши дни называют удачным. Некоторым журналистам даже повезло подняться на «Бойкий», который стоял у заводского причала завода «Северной верфи», когда была завершающая стадия заводского испытания. Другие, «Стерегущий» вместе с «Сообразительным», уже находятся на вооружении российских ВМС. Еще несколько корветов, включая «Стойкий» заложила «Северная верфь» и Амурский судостроительный завод.

Главными составляющими успеха проекта 20380 были со всей тщательностью проработанные конструкции в корпусе, а также единый электронный комплекс автоматизации. Это в основном выразилось и в боевых качествах, и составе вооружений, и комфортности для экипажа, а также надежности, ремонтопригодности и возможности модернизирования машин.

Обводами в стальном корпусе корабля занимались, не имея опыта их разработок. Однако все прошло так успешно, что справились с уменьшением гидродинамического сопротивления на 25%. Благодаря этому использовалась не такая мощная, а легкая главная энергетическая установка. Это повлекло за собой высвобождение более 15% водоизмещения и увеличило боевую нагрузку, а также солидный для 1500-ти тонного корабля перечень разнообразных вооружений, включая вертолетную площадку. Более того нашлось место противолодочному вертолету «Ка-27 », место для ангара и двадцать тонн запаса горючего для вертолета.

Улучшение мореходности корвета позволило применять его вооружение при пятибалльных волнениях, что на два балла больше, чем у предшественников. Кроме того, более слабая ГЭУ могла работать тише, что снизило заметность корабля в гидроакустических диапазонах. Чтобы уменьшить шумность в двигателях, применялись методики, проверенные на подлодках.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-дизельных агрегатов, которые специально разрабатывали на «Коломенском заводе», взяв за основу проверенный дизель Д49 на микропроцессорном управлении. Мощность главной энергетической установки может достигать до 24 000 лошадиных сил. При четырех дизель-генераторах по 630 кВт, от каждого из них обеспечивается бортовая сеть.

«Стерегущий» не просто так стали называть – невидимка. При строительстве были применены принципы стелс-технологий, которые являются непременным атрибутом в современных кораблях таких классов. Широкую корабельную надстройку сделали из трудногорючего радиопоглощающего стекло-углепластика. Посты антенн с ракетным вооружением убрали внутрь корпуса. С «Пакетом-НК», четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами ПТЗ поступили грамотно: скрыли в лацпортах. В общей сложности среднюю круговую эффективную поверхность рассеяния в корабле уменьшили втрое, если сравнивать с предшественниками. Благодаря этому вероятность наведения и попадания в него противокорабельными крылатыми ракетами снизилась с 0,5 до 0,1.

Рука об руку

Введение единой боевой информационно-управляющей системы можно назвать главным нововведением в проекте 20380, которое повлияло на особенности тактических характеристик кораблей, на проживание экипажа, на надежность всех техсредств, а также на скоростную модернизацию в вооружениях. Ранее системы находились в разных местах корабля, а все координирование возлагалось на экипаж. Сейчас это поручено интегрированной мостиковой системе, которая управляет всеми корабельными системами, от механических до оружейных.

Также в интегрированной мостиковой системе имеется пара компонентов:

  • Секция по управлению ракетными и противолодочными средствами;
  • Секция по контролю над радиолокационной борьбой и освещением воздушных, надводных и подводных условий.

Первая секция располагает тремя постами, расположенными рука об руку прямо у капитанского мостика. Это места работы командиров БЧ. Один занимается противолодочной борьбой, а второй – противокорабельным комплексом. Внешний облик их постов почти одинаков. Он состоит из больших экранов, на которых выводятся сведения о целях и о боевых системах. Такими же экранами обладают командир корвета и вахтенный офицер.

Третий командир БЧ координирует все системы вооружений, а также выдает рекомендации для командира корабля в случаях применения оружия. Важным аспектом является тот факт, что командир корабля, с рулевым, вахтенным офицером, а также командирами БЧ пребывают в стенах одного помещения, а это способствует молниеносному принятию скоординированных решений и их немедленному исполнению.

Корветы оснащены системами координирования работы вооружения и системами обнаружения нескольких целей. Технические стороны почти не известны, но отмечается, что каждая новая система на новом корабле стает еще сильнее.

Сущность ее в том, что сведения о воздушных, надводных и подводных условиях, об обнаруженных целях и связях, сконцентрированы как единый центр, также и обрабатываются. Система определяет опасный уровень цели, принимает решение о виде оружия, которое необходимо применить. Далее эти сведения молниеносно отправляются для ближайших кораблей, вертолетов и самолетов для всеобщего координирования дальнейших мероприятий.

Применять такую систему будет логичным во взаимодействии с вертолетами, которые, неуязвимы для подлодок, а использование активных средств по гидроакустическому обнаружению, обладает перед кораблями неоспоримыми преимуществами при освещении подводных условий. Максимально автоматизированные все системы кораблей привели к многократному уменьшению времени, необходимого для принятия любого решения, а также облегчению труда экипажа и снижению его численности до ста военнослужащих.

Корветы готовы к апгрейдам

Объединенные информационные сети на кораблях влекут за собой дополнительные преимущества, связанные с надежной, ремонтопригодной и скоростной модернизацией оснащения. В процессы постройки корветов задействовали промышленные и исследовательские организации из всей России, и их тысячи, но при современных электронных технологиях множество компонентов уменьшилось и облегчилось.

Модульные концепции кораблей предусматривают возможную установку новейшего вооружения по мере его поступления в действие. В частности, если титульный корабль проекта 20380 «Стерегущий» был оборудован зенитно-ракетным комплексом «Кортик-М», «Бойкий» обзавелся более современным и более мощным «Редутом», а «Стойкий» получил еще более совершенное вооружение.

Корвет «Стойкий»

Корвет «Стойкий» является третьим серийным корветом в проекте 20380, построенным для Балтийского флота. Это уже принципиально новый корабль для российских ВМС, тактико-технические характеристики и боевые свойства которого на порядок превосходят подобные корабли в своем классе.

Важнейшей особенностью корвета является то, что он более резкий, многофункциональный, гибкий, компактный, малозаметный, с высоким уровнем автоматизированных и интегрированных систем. Проектом предусмотрены существенные потенциалы для его дальнейшего модернизирования. Корвет проекта 20380 с водоизмещением более двух тысяч тонн, длиной сто метров и шириной тринадцать метров развивае скорость до двадцати семи узлов. Дальность морских переходов, которые может совершить корабль, увеличена до четырех тысяч морских миль. Корабль уже не такой громкий, каковыми были его предшественники.

Корвет вооружен сто миллиметровым универсальным артиллерийским комплексом, зенитным ракетно-артиллерийским комплексом. Кроме того на вооружении имеются сверхзвуковые ракеты и автоматические артиллерийские установки. В авиагруппу этого судна, впрочем, как и в предыдущих корветах, включили по одному вертолету Ка-27ПЛ. Корабль получил строгий внешний вид, который отвечает всем современным требованиям Стелс-технологий.

Серийные, но разные по своей неповторимости корветы

Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.

Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть. Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный.

В первые несколько лет служебно-боевой деятельности на «Стерегущем» два раза появлялись проблемы с главной энергетической установкой. Эти чрезвычайные ситуации стали предлогами для сопоставления «дизель-дизеля» с газотурбинным двигателем, который более надежный и легкий, однако несравненно более дорогой.

Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.

Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы .

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Самый-самый. Корветы. Проект 20380 - Один из самых совершенных кораблей отечественного флота. Он быстрее и точнее, чем любой корабль предыдущего поколения. Как устроены и чем вооружены корветы проекта 20380?

Линейка «Самый-самый» посвящена наиболее выдающимся рукотворным сооружениям и машинам. Каждый выпуск рассказывает об одном из самых значимых объектов, самой быстрой, самой точной и мощной технике.

Самые-самые масштабные объекты инженерной мысли и результаты тяжелейшего труда — каждый день делают нашу жизнь удобнее и безопаснее, являются частью истории и создают основу для великого будущего.

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, — это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, — уже серьезная заявка на успех, ведь он — третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» — ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для класс корветов была сделана верно.

1. Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации.

2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т. п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества.

3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле. СХЕМА ВООРУЖЕНИЯ. 1. 100-мм артиллерийская установка А-190 «Универсал» 2. Боевой модуль ЗРК «Кортик-М» (на последующих кораблях — 12 пусковых ячеек ЗРК «Редут») 3. Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» (впоследствии будет заменен на «Оникс» или «Калибр»)

4. 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М

5. Лацпорт комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК»

6. Комплекс выстреливаемых помех ПК-10

7. Подкильная антенна гидроакустического комплекса «Заря-2»

8. Гидроакустическая система целеуказания комплекса противоторпедной защиты

9. Навигационная РЛС «Пал-Н»

10. Навигационная РЛС МР 231−2

11. Оптико-электронный прибор МТК-201 М2.2

12. Антенна РЛС целеуказания 5П-10 «Пума»

13. Антенна РЛС «Монумент-А» в радиопрозрачном кожухе

14. Трехкоординатная РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2»

15. Опускаемая гидроакустическая станция «Анапа-М»

16. Станции комплекса радиоэлектронной борьбы ТК-25−2

17. Ангар для противолодочного вертолета Ка-27

18. Взлетно-посадочная площадка

19. Протяженная буксируемая гидроакустическая станция «Минотавр-М»

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР — это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент?/?Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества, но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль был переквалифицирован в учебный и не был достроен.

Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800?? т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500?? т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый, хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток — цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.

Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» — третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 — тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24?000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» — непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Единая боевая информационно-управляющая система — это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», — говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй — за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным — от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, — от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.

За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» — гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, — подтверждает Юрий Александров. — «Сообразительный» во многом отличался от «Стерегущего», «Бойкий» также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 — это большой успех российского флота.

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
стандартное: 1800
полное: 2100 (пр.20385 - 2300)
Размеры, м:
длина: 111,6 (пр.20385 - 115,1)
ширина: 14
осадка: 3,7 (габаритная - 5)
Скорость полного хода, уз: 27
Дальность плавания: 4000 миль (14 уз)
Автономность, сут: 15
Силовая установка: 2x11660 л.с. дизели 1ДДА-12000, 2 ВФШ (пр.20385 - 2 ВРШ), 4 ДГ АДГ-630К по 630 кВт
Вооружение: 2х4 ПУ КТ-184 ПКРК 3К24 «Уран» (ПКР 3М24, затем 3М24УД) (пр.20385 - 1х8 ПУ 3С14-20385 УКСК 3К14 (РК «Калибр-НК»))
3х4 ПУ 3С97 ЗРК 3К96-3 «Редут» (12 ЗУР 9М96 или 9М96Д или 48 ЗУР 9М100) (Зав.№1001 - 1 модуль ЗРАК 3М87-1 «Кортик-М» - 8 ПУ ЗУР, 2х6 30 мм (64 ЗУР 9М311, 12000 выстрелов) (пр.20385 - 4х4 ПУ 3С97 ЗРК 3К96 «Редут» (16 ЗУР 9М96 или 9М96Д или 64 ЗУР 9М100))
ЗРК 9К38 «Игла» (8 ЗУР 9М39)
1х1 100 мм А-190-01 - СУ 5П-10-02 «Пума-02» (на пр.20385 без СУ)
2х6 30 мм АК-630М-06 - СУ СП-521 «Ракурс»
1х1 45 мм 21КМ - на Бойком
2 14,5 мм
2х4 330 мм ПУ СМ-588 ПТЗ «Пакет-НК» (8 торпед МТТ, противоторпед М-15)
2х2 45 мм гранатомета ДП-64 (240 гранат СГ-45, ФГ-45)
1 вертолет Ка-27
РТВ: РЛК 5П-20К-А «Монумент-А», РЛС общего обнаружения 5П-27М «Фуркэ-2», 2 РЛС ЦУ «Сандал-В», НРЛС МР-231, НРЛС МР-231-3, НРЛС «Пал-Н», комплекс РЭБ ТК-25-2, аппаратура госопознавания: 3 «Пароль», оптико-телевизионный комплекс МТК-201М, ГАК «Заря-2», БУГАС «Минотавр-ИСПН-М», противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М», БИУС «Сигма-20380», комплекс связи Р-779-16 «Рубероид», НК «Чардаш-20380»
Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216) - 80 выстрелов АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50, АЗ-СК-50, АЗ-СМЗ-50 (пр.20385 - комплекс РЭБ «Просвет-М» (ПУ КТ-308))
Экипаж, чел: 99 (14 офицеров)

Александр МОЗГОВОЙ

Пользуются проекты ЦМКБ «Алмаз» популярностью и у зарубежных заказчиков, которые не только покупают корабли алмазовских проектов, но и осуществляют их сборку на своих верфях. Номенклатура строящихся по проектам «Алмаза» кораблей, судов и катеров чрезвычайно широка: начиная от крохотных бортовых рабоче-разъездных катеров проекта 21770 до морских судов обеспечения проекта 20183 водоизмещением 6100 т. И вся огромная работа по конструкторской работе выполняется относительно небольшим коллективом.

И раньше и теперь главное внимание в ЦМКБ «Алмаз» уделяется созданию боевых кораблей – прежде всего ракетных катеров и корветов. Последним посвящена книга «Корветы: концептуальное проектирование», увидевшая свет в конце минувшего года. Ее авторы – люди авторитетнейшие в области кораблестроения и кораблестроительной науки: заместитель генерального конструктора ОАО «ЦМКБ «Алмаз», доктор технических наук, контр-адмирал запаса, длительное время – с 1991-го по 2006 г. – возглавлявший 1-й ЦНИИ военного кораблестроения Игорь Захаров и генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз», доктор технических наук Александр Шляхтенко.

Следует заметить, что законодателями моды в сфере строительства современных многоцелевых корветов стали именно алмазовцы. Разработанный в этом бюро проект 20380 («Стерегущий») послужил прототипом при создании многих других кораблей этого класса в разных странах. Его архитектура и общие компоновочные решения легко угадываются в турецких корветах типа Heybeliada (MILGEM), в индийских типа Kamotra (проект 28), в украинских типа «Владимир Великий» (проект 58250) и ряде других. Появление «Стерегущего» оказало влияние даже на родоначальницу корветостроения – Голландию. Строящиеся на верфях фирмы Damen на экспорт корветы семейства Sigma были подкорректированы в сторону увеличения водоизмещения, усиления вооружения и более сбалансированного его состава.

Что же это такое концептуальное проектирование, которое предваряет проектирование исследовательское, эскизное, техническое, выпуск проектно-конструкторской и эксплуатационной документации? По мнению авторов, «речь идет о выработке концепции корабля, под которой понимается творческий замысел, объединяющий систему взглядов на характерные особенности, присущие будущему кораблю и условиям его функционирования». Как отмечают Игорь Захаров и Александр Шляхтенко, «этот этап представляет собой постановку задачи, то есть некоторые неформальные рассуждения, в результате проведения которых становится возможным применение инженерных методов расчета». А основной задачей концептуального проектирования «является выработка принципов, положений и подходов, отражающих военно-географические, политические, национальные, экономические, технические и другие значимые условия, сопутствующие созданию корабля и обеспечивающих применение методов количественного анализа».

Концептуальный анализ предполагает изучение и знание истории, современного состояния мирового кораблестроения, корабельного оружия и вооружения, энергетических установок и движителей, корабельной архитектуры, а также прогнозы перспектив развития кораблестроительного искусства. Именно этим вопросам посвящен значительный объем книги, которая в известной мере является краткой энциклопедией современных надводных боевых кораблей разных классов, за исключением авианосцев и патрульных катеров, а не только одних корветов.

ПРОБЛЕМЫ «КЛАССОВ»

Что же касается собственно корветов, то Игорь Захаров и Александр Шляхтенко, как и многие другие отечественные и зарубежные специалисты, разделяют их на три подкласса: многоцелевые водоизмещением до 2500 и даже 3000 т, малые (500-1500 т) и патрульные корабли открытого моря (OPV). Тут следует заметить, что современная классификация боевых кораблей представляет собой произвольную и нечеткую картину, поскольку нет единой системы критериев и международной организации, которая бы «имела полномочия» относить тот или иной корабль к тому или иному классу. Вот и получается, что иранские власти называют корабли типа Jamaran «эсминцами», хотя они по водоизмещению (около 1420 т) и вооружению – типичные корветы. Но это, так сказать, крайний случай. Можно привести примеры и из современной отечественной практики, когда близкие по своим характеристикам корабли оказываются в разных классах. Так, корабли типа «Гепард» разработки Зеленодольского ПКБ, строящиеся на экспорт Зеленодольским заводом имени А.М. Горького, именуются «фрегатами», а корабли проекта 20380 и 20385 близкого водоизмещения разработки ЦМКБ «Алмаз» – всего лишь «корветы», пусть и многоцелевые.

Определенный «волюнтаризм» позволили себе и авторы книги. Они отнесли некоторые корабли, проектировавшиеся и строившиеся за рубежом в 80-х – начале 90-х годов прошлого века как «фрегаты» и до сих пор считающиеся таковыми, к «многоцелевым корветам». Мы полагаем, это правомерно только с формальной «тоннажной» точки зрения, так как практически все классы кораблей с тех пор «потяжелели».

Еще больше путаницы с малыми корветами. Да, их как-то надо отделять от многоцелевых. Но сейчас к ним относят и большие ракетные катера, например, российские «молнии», и малые ракетные корабли, и малые противолодочные корабли, и собственно корветы относительно небольшого водоизмещения. И услышав словосочетание «малый корвет», можно представить все что угодно.

Но стоит задуматься об «этимологии» данной классификации. Она появилась в зарубежных военно-морских справочниках в годы «холодной войны». Тогда, даже во времена расцвета ВМФ СССР, количество больших надводных кораблей основных классов (1-го и 2-го рангов) едва превышало сто единиц. Если учесть, что они были рассредоточены по четырем флотам, то никакой существенной угрозы военно-морским армадам Соединенных Штатов и НАТО, а также союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе данные, пусть и совершенные, единицы представлять не могли. Но для поддержания «тонуса» военных бюджетов требовалось раздувать страсти о «советской военной угрозе». Вот и оказались 500-тонные ракетные катера типа «Молния» в «корветах», а малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос» водоизмещением 1200 т и вовсе причислили к «фрегатам». И сразу картина поменялась. «Флот русских» по «классовому признаку» сравнялся с западными ВМС.

Практически одновременно с выходом в свет книги «Корветы: концептуальное проектирование» в VI номере журнала Naval Forces за прошлый год была опубликована статья профессора Военно-морского колледжа США, где готовят высшие офицерские кадры для американского флота, Милоша Вего «Программы корветов. Мировые альтернативы». Его оценки и выводы во многом совпадают с теми, что делают Игорь Захаров и Александр Шляхтенко. Только, по мнению американского автора, боевые корабли водоизмещением более 2000 т предпочтительнее относить к «легким фрегатам» или даже просто к «фрегатам». Однако и такой подход вряд ли принесет облегчение. Тем паче, что в классе «фрегатов» сейчас тоже наблюдается нечеткость идентификации.

С другой стороны, делая упор на многофункциональность, можно зайти в тупик так же, как и ориентируясь исключительно на тоннаж. Если акцентировать внимание на этом качестве, то тогда придется отнести финские ракетные катера типа Hamina полным водоизмещением 270 т к многофункциональным корветам. Ведь у них есть не только противокорабельные ракеты RBS-15SF, но и эффективный ЗРК Umkhonto, универсальная 57-мм артиллерийская установка, РБУ Elma и бомбосбрасыватель. Есть и ГАС, способная обнаруживать подводные цели.

Классы сегодня толкуются настолько произвольно, что авторы книги сами порой путаются. Так в одной из таблиц, приведенных в работе, израильские корветы типа Eilat отнесены к многофункциональным корветам (очевидно, исходя из состава их вооружения), а в другой, помещенной двумя страницами ниже, они уже причисляются к малым корветам в силу водоизмещения в 1295 т.

Вопрос о классификации кораблей отнюдь не праздный и не схоластический. Он имеет большое практическое значение. Располагая достаточно четкими дефинициями кораблей, можно получить гораздо более ясную картину военно-морских флотов, видеть параметры гонки военно-морских вооружений в том или ином районе мира, наконец, более точно осуществлять концептуальное проектирование. И не только корветов, но и кораблей других классов.

В последнее время классификационные общества, в том числе знаменитый Lloyd"s Register, все активнее «вторгаются» в сферу военного кораблестроения. Вероятно, «регистрам» и следует заняться выработкой общих международных критериев классификации военных кораблей и судов. Очевидно, возникнет необходимость во «внедрении» новых классов. Так «многоцелевые корветы», например, с учетом их высоких мореходных качеств можно перевести в «клиперы» и т.д.

Это относится и к близким родственникам современных корветов – патрульным кораблям открытого моря (OPV). Этот класс, а мы считаем, что его надо рассматривать именно как самостоятельный класс, а не подкласс корветов, получил бурное развитие в последнее десятилетие. Прежде для Морских пограничных частей КГБ СССР сторожевые корабли и катера создавались, в том числе тем же «Алмазом», преимущественно на базе проектов, предназначенных для ВМФ, только с несколько облегченным составом вооружения. Похожая картина наблюдалась и за рубежом. Так большие куттеры, как в Соединенных Штатах классифицируют сторожевые корабли БОХР, типа Owasco, хотя и строились по «индивидуальному» проекту, имели солидное артиллерийское, зенитное и противолодочное вооружение и в случае надобности могли выполнять функции эскортных кораблей. Появившиеся в середине 60-х – начале 70-х годов прошлого века большие куттеры типа Hamilton уже располагали заметно более слабым арсеналом оружия, но они могут довооружаться счетверенными пусковыми установками противокорабельных ракет Harpoon. А вот строящиеся сейчас в США большие куттеры, или, как их еще пафосно называют «куттеры национальной безопасности», типа Legend полным водоизмещением более 4110 т вооружаются только 57-мм автоматическим орудием и 20-мм шестиствольным автоматом обороны ближнего рубежа. Установка какого-либо иного оружия, которое можно было бы быстро в условиях базы разместить, а затем демонтировать, не предусмотрена. Правда, на недавней выставке Euronaval 2012 корпорация Huntington Ingalls Industries демонстрировала материалы по так называемому «международному патрульному фрегату», проект которого разработан на базе куттера типа Legend. Но и его вооружение не особенно впечатляет. На нем 57-мм артустановка заменена на 76-мм. Добавились блок из 12 вертикальных пусковых установок для ЗУР ближнего действия и две счетверенные пусковые установки ПКР Harpoon. Предусмотрено также размещение противолодочных торпедных аппаратов. Для корабля такого водоизмещения – это очень слабо. И опять же куттеры типа Legend никак нельзя переоборудовать в «патрульные фрегаты» прямо в базе. Для этого их надо, по меньшей мере, ставить на несколько месяцев в док судостроительного завода. И эта операция будет весьма затратной.

Заказчики современных OPV выдвигают перед проектантами совсем иные требования, чем прежде. Эти корабли, предназначенные главным образом для охраны богатств обширных исключительных экономических зон и континентального шельфа, должны иметь высокие мореходные качества, большую дальность плавания и автономность. Они располагают самыми современными средствами наблюдения, навигации, позиционирования и связи, а также вертолетными комплексами, спускаемыми на воду на ходу и поднимаемыми на борт быстроходными катерами-перехватчиками, способными выполнять и спасательные функции. Для их небольших по численности экипажей создаются комфортные условия для размещения. При этом корабли эти не должны быть слишком дорогими, поэтому проектировать их лучше придерживаясь стандартов гражданского судостроения.

В начале и середине 2000-х годов ЦМКБ «Алмаз» предлагало стражам морских границ два очень хороших варианта пограничных сторожевых кораблей океанской зоны. Первый проекта 20380П был создан на базе корвета типа «Стерегущий», а второй проекта 12441П – на базе фрегата типа «Новик». Но ни тот, ни другой не устроил Пограничную службу, которая к тому времени уже трансформировала свои требования к выше перечисленным международным стандартам, предъявляемым к таким кораблям. В результате «Алмазу» пришлось создавать совершенно новый проект 22100 «Океан» водоизмещением 2700 т, который одержал победу в тендере, организованном ФСБ. Головной ПСКР этого типа сейчас строится на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №6/2012).

Как отмечают Игорь Захаров и Александр Шляхтенко, в перспективе OPV будут иметь полное или частичное электродвижение. Дальнейшее развитие получит и тенденция сокращения численности экипажа благодаря увеличению уровня автоматизации при управлении судном, а также снижению трудозатрат на его обслуживание.

Мотивы, побуждающие самые разные страны строить патрульные корабли открытого моря, понятны. Они дешевы, а за последние два десятилетия серьезных конфликтов на море не наблюдалось. Для борьбы с пиратами такие корабли подходят лучше, чем боевые. И все-таки повальное увлечение OPV вызывает определенную тревогу. В последнее время в разных акваториях возникают опасные очаги напряженности, особенно на Ближнем и Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, которые вполне могут перерасти в серьезные вооруженные столкновения. И тогда на долю OPV выпадут в лучшем случае вспомогательные функции. Ведь они – не бойцы. В этой связи хочется обратить внимание на опыт Малайзии. В составе ВМС этой страны имеются шесть OPV типа Kedah, построенные по немецкому проекту MEKO 100 RMN полным водоизмещением 1650 т. В мирное время эти корабли несут типичное для OPV оружие: одно 76-мм орудие, один 30-мм автомат, два пулемета и вертолет. Но в короткие сроки они могут быть довооружены пусковыми установками ПКР Exocet и ЗРК обороны ближнего рубежа RAM, то есть приобретут вполне корветное качество.

ПОЧЕМУ ДОРОЖАЮТ КОРАБЛИ

Внимание читателей монографии Игоря Захарова и Александра Шляхтенко, безусловно, привлекут проблемы ценообразования в современном кораблестроении, рассмотренные в книге. Авторы указывают на «тренд» постоянного удорожания военно-морской техники. «По некоторым данным, – отмечают они, – с начала 1990-х гг. средний рост мировых цен на этот вид техники достиг 7-9% в год». Наряду с инфляцией и внедрением все более наукоемких образцов оружия и вооружения одним из главных «локомотивов» галопа цен являются сроки строительства кораблей. «Исключить такое сильное влияние времени строительства на удорожание контракта удается только тогда, – подчеркивается в книге, – когда доля ежегодно выполняемых по контракту работ не менее чем в два раза превышает темп удорожания».

А выполнение работ зависит от многих факторов. Это – и своевременное финансирование заказчиком, и поставки качественных комплектующих субподрядчиками в установленные сроки, и многое, многое другое. К сожалению, в российском кораблестроении все эти вопросы решаются очень трудно, «на надрыве», что неизбежно ведет к задержкам строительства и его удорожанию. Так корвет «Бойкий», планировавшийся к сдаче флоту в прошлом году, прошел только первый этап заводских ходовых испытаний. На нем из-за неготовности отсутствовала 100-мм артиллерийская установка и некоторые другие системы. Да и финансирование Министерством обороны осуществлялось неритмично.

На презентации книги в Санкт-Петербурге Александр Шляхтенко сообщил, что строительство корветов «Совершенный» и «Громкий» на Амурском судостроительном заводе задерживается из-за того, что Министерство обороны никак не может согласовать цену в рамках контракта с предприятием. Других причин – ни конструкторских, ни технологических – для задержки сборки кораблей нет. Остается надеяться, что новое руководство Министерства обороны сможет решить эту проблему, и не только по данному конкретному случаю, а найдет взамен постоянной линии на конфронтацию механизм взаимодействия с промышленностью. Это обойдется дешевле и военному ведомству, и стране.

ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ

Большой интерес вызывает раздел книги, посвященный перспективным направлениям развития кораблестроения. Как отмечают авторы, «в будущем мировой корабельный состав станет значительно меньшим, чем в настоящее время, а сами корабли будут в большей степени ориентированы на использование высоких технологий. При этом в военном плане акценты будут смещаться от наращивания ударной мощи к более широкому использованию информационных систем боевого управления и целеуказания с тем, чтобы повысить вероятность успешного применения оружия». Наиболее значимыми особенностями перспективных корветов станут интегрированные системы вооружения открытой архитектуры, радиолокационные средства с неподвижными фазированными антенными решетками и размещаемые в трансформенных помещениях модульные роботизированные комплексы: беспилотные летательные аппараты, самоходные подводные аппараты и дистанционно управляемые катера.

Ракетный корвет на базе ПМК.

Касаются авторы и модного сегодня модульно-контейнерного принципа размещения оружия. Отмечая его положительные аспекты, Игорь Захаров и Александр Шляхтенко справедливо замечают, что «несмотря на привлекательность самой идеи, ее экономическая целесообразность довольна спорна, так как затраты на производство высокотехнологичных модулей и их обслуживание достаточно высоки». Отметим также, что пока не подтверждена не только «экономическая целесообразность», но и практическая. Все 14 датских легких корветов типа Flyvefisken полным водоизмещением 490 т, на которых впервые была опробована модульно-контейнерная технология размещения оружия, позволявшая им путем замены модулей выполнять ударные, патрульные и минно-тральные функции, к настоящему времени списаны, как не оправдавшие надежд. А в качестве «контейнеровозов» они перестали использоваться и того раньше – с 2002 г. Но именно в тот год в США был заложен первый однокорпусный литоральный боевой корабль (ЛБК) Freedom. Несколько позже началось строительство ЛБК другого проекта – тримарана Independence. И тот и другой восхищают каждого, кто так или иначе связан с кораблестроением. Ведь при водоизмещении в 3000 и более тонн они развивают почти 45-узловую скорость хода! Но вот вояки из них получились неважные.

Тут нельзя не напомнить, что именно ЦМКБ «Алмаз» в буквальном смысле слова инициировало создание ЛБК в США. Как уже отмечалось выше, американские и натовские военно-морские стратеги не считали советские, а затем и российские надводные боевые корабли океанской зоны серьезной угрозой. Располагая мощными морскими и воздушными силами, они были уверены, и не без оснований, что легко справятся с потенциальным противником. А вот, как убедительно демонстрировали результаты учений и штабных игр, в прибрежной зоне североатлантисты полностью теряли свои преимущества. Особую угрозу представляли ракетные катера типа «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз», способные уничтожать своим мощным оружием надводные корабли практически всех классов. В этом мнении американские эксперты утвердились еще более, после того как в их распоряжение попал ракетный катер проекта 1241РЭ из состава флота бывшей ГДР. В Соединенных Штатах состоялись его всесторонние испытания, которые показали, что США нечего противопоставить этим катерам. В результате в 1999 г. появилась концепция Street Fighter («Уличный боец») – небольшого боевого корабля, предназначенного для действий во «враждебных водах». Он должен был иметь водоизмещение порядка 500-600 т, осадку – не более 3 м и скорость полного хода в 50-60 узлов. Для противодействия разнообразным «асимметричным угрозам» вооружение его предполагалось сменным (контейнизированным), то есть в зависимости от характера угроз – ударным, противолодочным или противоминным. Когда об идее этого корабля доложили тогдашнему начальнику военно-морских операций ВМС США адмиралу Вернону Кларку, он с восторгом заявил, что такие «бойцы» ему нужны «к завтрашнему утру».

Продвинутая версия РК проекта 1239.

С тех пор минуло почти четырнадцать лет. Сейчас в составе ВМС США числятся три ЛБК, но ни один не введен в линию из-за отсутствия модулей. Точнее к настоящему времени более-менее отработан только один – противоминный. А ведь прежде планировалось иметь 17-20 их видов. Теперь решено ограничиться тремя: противокорабельным, противоминным и противолодочным. Противокорабельный, по сути дела, вообще не имеет отношения к «модульности», поскольку будет включать ПКР Griffin с эффективной дальностью стрельбы 3,5-4,5 км, которые будут выстреливаться из штатной, то есть не сменяемой, пусковой установки ЗРК обороны ближнего рубежа RAM, и две дополнительно размещенные на крыше вертолетного ангара 30-мм автоматические пушки Mк-46.

Модули – «гаджеты» недешевые. Так противолодочный модуль, который будет готов к 2016 г., по данным Исследовательской службы Конгресса США, обойдется в $200 млн. Если учесть, что сами ЛБК стоят $640-700 млн., то теперь каждый «уличный боец» обойдется примерно в $1 млрд. Однако на сегодняшний день при прочих равных условиях ни один ЛБК так и не сможет противостоять российским «молниям».

Другими словами, модульно-контейнерная схема вооружения пока не оправдывает себя. Во всяком случае, сначала надо сделать сами модули, отработать и испытать их, а уж потом заниматься созданием кораблей-носителей.

Куттер проекта SX151 конструкции X-BOU.

Кстати, ЦМКБ «Алмаз» в качестве альтернативы модуль-контейнерному методу, чью эффективность еще требуется подтвердить, предлагает более разумные варианты прибрежных боевых кораблей. О них на страницах журнала «Национальная оборона» писали специалисты бюро. Например, на базе унифицированных корпусов тральщиков проекта 12700 «Александрит» возможно создание кораблей ближней морской зоны различного назначения: ракетных, противолодочных, минно-тральных, патрульных (см. журнал «Национальная оборона» №2/2012). В зависимости от назначения корабля в различной степени достигается унификация и по системам, устройствам, оборудованию помещений, комплексам вооружения и технических средств. Все это позволяет снизить затраты на ЗИП и ремонтные комплекты за счет повышения серийности изделий, а также затраты на докование, так как будет использоваться общий комплект доковых устройств. Расходы уменьшатся и на проведение опытно-конструкторских работ и организацию технологий производства. Существенная экономия может быть достигнута при массовом строительстве корпусов на одном заводе и насыщении их оружием и вооружением на других предприятиях.

В инициативном порядке «Алмазом» разработан и вариант глубокой модернизации проекта 1239 «Сивуч» – ракетного корабля на воздушной подушке скегового типа (см. журнал «Национальная оборона» №10/2012). За счет внедрения водометных движителей резко упрощается система обеспечения движения и управления движением на всех режимах. Благодаря этим решениям, в кормовой части высвобождаются значительные площади. Это позволяет оборудовать взлетно-посадочную площадку и раздвижной ангар для беспилотного летательного аппарата или легкого вертолета. Радикально изменился архитектурный облик КВП. Он стал полностью «стелсовским». О вооружении корабля в публикации ничего не говорилось. Но по рисунку можно его представить. В носу – 100-мм артиллерийская установка А-190 «Универсал». По бортам размещаются пакеты вертикальных пусковых установок для противокорабельных ракет и ЗУР ближнего действия. Побортно также располагаются ЗАК АК-630М. В нижней носовой части надстройки, также побортно – «карманы» для двух двухтрубных аппаратов для стрельбы противолодочными ракетами или торпедами. А это означает, что в составе электронного вооружения корабля предусмотрена ГАС опускаемого типа. Вот это, действительно, полноценный литоральный боевой корабль водоизмещением чуть больше 1000 т и полной скоростью хода в 50 узлов!

Очевидно, на нем вместо части противолодочного и противокорабельного ракетного оружия можно предусмотреть модульное размещение РСЗО. В таком случае корабль станет идеальным средством огневой поддержки десанта. Ведь он способен действовать на глубинах до 1 м, а в случае надобности вообще безбоязненно «садиться» на отмели, а потом на воздушной подушке сходить с них. На той же платформе КВП ЦМКБ «Алмаз» предлагает создавать десантные и спасательные корабли.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Но вернемся к книге Игоря Захарова и Александра Шляхтенко. Авторы высказывают много интересных идей, касающихся перспективных корветов. Они, например, считают, что внедрение CALS-технологий в сервисное обслуживание создает условия для достаточной надежности корабля на весь период автономного плавания. Это позволит разделять экипаж на две неравные части. Одна, меньшая, будет выполнять «пилотские» функции по управлению кораблем, его системами и оружием на время похода, а другая – готовить корабль к походу и совершать необходимые действия по его обслуживанию в базе. При такой схеме береговую часть экипажа, вероятно, целесообразно комплектовать вольнонаемным персоналом.

В книге немало сюжетов, которые дают стимул для размышлений, провоцируют, в хорошем смысле слова, дискуссии. Однако в ней можно встретить утверждения, с которыми трудно согласиться. Например, в главе, посвященной мореходности перспективных кораблей, суда с формами носовой оконечности X-BOU и Sea Axe («морской топор») авторы относят к кораблям конструкции wave-piercing («прорезающий волну»). Но на самом деле – это разные конструкции, хотя и преследующие одну цель – улучшение пропульсивных качеств. Суда X-BOU разработки норвежской фирмы Ulstein имеют корпус с поперечной симметрией вокруг центральной оси (поэтому и именуются «Х») с носовой оконечностью вытеснительного типа, которую набегающая волна плавно обтекает. Это обеспечивает более высокую среднюю скорость хода, уменьшает потребность в мощности энергетической установки и способствует экономии топлива. Еще одно важное преимущество такой конструкции – уменьшение или практически полное исключение заливания верхней палубы водой. До сих пор суда типа X-BOU строились преимущественно в качестве снабженцев, обслуживающих морские нефтяные и газовые добывающие платформы. Но постепенно круг их применения расширяется. Прорисовывается и их военное будущее. На салоне Euronaval 2012 в Париже демонстрировалась модель перспективного корабля комплексного снабжения BRAVE с носовой оконечностью X-BOU, разработки компаний DCNS и STX-France (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №11/2012). А фирма Ulstein совместно с американской корпорацией Vigor Industrial представила на тендер, организованный Береговой охраной США по строительству 25 средних OPV, проект SX151 – тоже X-BOU-конструкции.

Носовая оконечность wave-piercing строящегося американского эсминца Zumwalt (DDG 1000).

Однако следует иметь в виду, что корабли X-BOU имеют ограничения по размещению оружия в носовой части. Кроме того, их мореходные преимущества ухудшаются после увеличения скорости хода более 22-23 узлов.

У Sea Axe – совсем иная конструкция носовой части и корпуса. Сейчас имеется только один крупный «морской топор» военного назначения – румынский OPV Stefan cel Mare водоизмещением 1500 т, построенный по проекту 6610 голландского концерна Damen. У этого патрульного корабля вертикальный острый форштевень с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальные борта без развала в подводной и надводной части. Кроме того, от миделя в нос и вниз имеется скос днища, то есть осадка носом больше, чем в корме и в средней части. Такая «топорная» форма корпуса позволяет «рассекать» волны на больших скоростях хода и не дает носу выпрыгивать из воды. Это, в свою очередь, повышает мореходные качества, снижает нагрузки на корпусные конструкции от ударов о волны и заливаемость палубы, повышает скорость.

На первый взгляд к «топорам» близки «прорезатели волн», которые точнее было бы назвать «протыкателями». У них форма носовой оконечности напоминает стилет или нож. Создателей этих кораблей, как правило, не волнует заливаемость верхней палубы (исключение составляют китайские ракетные катера-катамараны типа 022, бортовые корпуса которых выполнены по схеме wave-piercing, а платформа, где размещаются оружие и ходовая рубка, поднята достаточно высоко над водой). Прогулки по палубе на таких кораблях в море не предусмотрены. Главное – скорость и малая заметность. Вот почему они по архитектуре напоминают подводные лодки.

Кроме китайских катамаранов типа 022 (по данным разных источников, в этой серии уже насчитывается от 60 до 80 единиц) такие корабли строились ограниченными сериями. Преимущественно как небольшие катера доставки спецназа. Но сейчас уже в завершающей стадии строительства находится эсминец Zumwalt (DDG 1000) водоизмещением более 14500 т с носовой оконечностью wave-piercing. После его ходовых испытаний можно будет судить о достоинствах и недостатках этой схемы и ее применимости при создании боевых кораблей других классов.

К сожалению, встречаются в книге и неточности, особенно относящиеся к данным по зарубежному кораблестроению. Например, подпись под фото на стр. 7 гласит: «Корвет типа Flower». Но на снимке запечатлен канадский фрегат Waskesiu типа River, который после Второй мировой войны успел послужить и в индийском флоте. Или говорится, что итальянские корветы типа Carlo Bergamini в 60-х гг. прошлого века строились на экспорт. Но, во-первых, эти корабли всегда классифицировались как фрегаты и имели вполне фрегатное по тем временам водоизмещение (1650 т). Во-вторых, за рубеж они не поставлялись. Все четыре корабля этого типа отслужили в ВМС Италии, что называется от звонка до звонка. Очевидно, авторы имели в виду итальянские корветы типа Albatros водоизмещением 950 т, которые, действительно, строились не только для флота этой страны, но также для ВМС Дании и Нидерландов, а также несколько большего водоизмещения – для ВМС Индонезии.

Досадная оплошность случилась и с датировкой времени поставки ВМФ алмазовских ракетных катеров типа «Молния»: «Эти корабли в версии 12411 строились до 1980 г.». Но известно, что их сдача флоту завершилась на рубеже 2000-х гг., уже в постсоветскую эпоху.

Подобные оплошности не связаны с содержательным наполнением книги, но они «цепляют» глаз и, увы, снижают впечатление. Они – результат отсутствия редакторской работы, из-за которой страдают многие современные издания. Хотя в Санкт-Петербурге, несомненно, можно еще найти людей, способных обнаружить неточности в фактах и цифрах, касающихся кораблестроения.

Несмотря на эти недочеты, книга Игоря Захарова и Александра Шляхтенко – безусловно, незаурядная работа в отечественной военно-морской и кораблестроительной литературе. Ее стоит читать и изучать.

28 октября 2016 года в ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» был заложен первый корабль проекта 20386. Корветы, которые должны быть собраны в рамках проекта 20386 являются самыми перспективными из всей линейки проекта 20380. Корвет «Дерзкий» — первый корабль из серии 20386 — является модернизированным боевым кораблём, который взял лучшие черты от корветов серий 20380 и 20385.

Он будет отличаться своим водоизмещением, другими обводами корпуса, изменением состава радиотехнической аппаратуры корабля и множеством других усовершенствований.

История появления проекта 20386

История проекта 20386 началась с появления более раннего проекта 20380. Корветы данной серии – это совершенно новые суда, которые оснащаются мощнейшей системой противоракетной обороны «Редут». В данную систему входят ракеты 9М96М, а так же ПЗРК С-400, предназначенная специально для флота.

Корабли проекта 20380 на сегодняшний день входят в состав Балтийского флота и имеют в качестве вооружения одну из самых мощных систем ПВО. Данные военные корабли уже весьма сложно отнести к обычным сторожевым кораблям, хотя формально они находятся именно в этом классе. За границей суда такого типа давно уже выделяют в отдельный класс.

Следующим витком развития проекта 20380 стали боевые корабли проекта 20385, которые получили ещё более мощное вооружение, даже по сравнению с корветами предыдущего проекта. Если сравнивать корабли по боевой мощи, то корветы проекта 20385 (да и корветы проекта 20380 тоже) можно поставить на одну доску с мощными фрегатами проекта 11356. Несмотря на столь высокую боевую мощь, новые корветы имею вдвое меньшие размеры и водоизмещение.

Почему проект 20386 стал развиваться по другому сценарию?

Хотя, казалось бы, конструкторам стоит продолжить наращивать мощность вооружения новых корветов, на самом деле, делать это не желательно. Против этого говорит целый ряд факторов:

  • Корветы с мощным и дорогим вооружением слишком дорого обходятся военно-морскому флоту;
  • Строительство таких кораблей чрезвычайно затягивается, что приводит к их моральному старению ещё до их официального выпуска в серию;
  • Постройка с таким мощным вооружением автоматически выводит их из класса, так как в задачи корвета никак не входит обязанность быть плавучим комплексом ПВО;
  • Высокая стоимость мешает наладить массовое производство.

Кроме этих, существует еще множество факторов, упрямо указывающих на то, что российские конструкторы выбрали в корне неверный путь развития.

Именно поэтому было принято решение сделать новые корветы проекта 20386 более дешёвыми за счёт уменьшения количества вооружения. Кроме того, после уменьшения количества вооружения на борту корвета, существенно повышалась скорость и маневренность судна. Корветы вовсе не созданы для того, чтобы наносить мощные удары по противнику. Их основной задачей являются следующие функции:

  • Патрулирование территориальных вод;
  • Эскорт транспортных и торговых кораблей;
  • Защита от нападений на основной флот в режиме быстрого реагирования.

Тем более, что российские ВМФ остро нуждаются в кораблях именно такого класса.

Новый проект по созданию корвета было решено максимально удешевить, с целью увеличения скорости их производства. Хотя неоднократно высказывались мысли о том, что в качестве «базы» для создания следует воспользоваться уже готовыми кораблями предыдущих проектов, было решено спроектировать новый корабль с «чистого листа». По техническому заданию, он должен иметь небольшое водоизмещение и нести на борту достаточно легкое, но сбалансированное вооружение.

Каким будет корвет «Дерзкий»?

Первый корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий» является корветом будущего. Он представляет собой некий промежуточный класс между патрульным кораблём и полноценным фрегатом. В результате, хотя формально корабль «Дерзкий» относится к классу корветов, по своим характеристикам он больше похож на полноценный эсминец.

В соответствии с планом разработок, первый корвет проекта 20386 должен вести бой не только в ближних водах, но и противостоять противнику на дальних рубежах территориальных вод России. Перед конструкторами нового корабля стоит поистине сложная задача – сделать универсальную боевую единицу, которая сможет заменить боевые корабли сразу нескольких классов. Итак, в соответствии с техническим заданием, корвет «Дерзкий» должен уверенно справляться со следующими боевыми задачами:

  • Новые корабли должны защищать морские коммуникации в пределах 200 мильной зоны;
  • Оказывать противодействие противнику, который находится как на близком, так и на дольнем расстоянии от мест базирования Российского флота;
  • Обеспечивать своей системой противовоздушной обороны защиту кораблей флота от внезапных воздушных налётов противника;
  • Искать, находить и уничтожать подводные лодки противника в зоне, контролируемой корветом;
  • Обеспечивать прикрытие атакующего десанта, как за счёт своих систем ПВО, так и обычной огневой подготовкой.

Естественно, что имеющий такой широкий спектр обязанностей корабль должен существенно отличаться от своих предшественников. Конструкторы постарались воплотить в проекте 20386 корабль, который может выступать в качестве основной ударной мощи и одновременно обладать функциями сторожевого судна.

Получается, что конструкторы, заложив в потенциал нового военного корабля опять наступают на те же грабли. Вряд ли удастся реализовать подобный проект в короткие сроки, тем более, что и стоимость будет достаточно высокой.

Руководство ВМФ России продолжает придерживаться своей странной тактики, которая выражается в строительстве многофункциональных кораблей, выпускающихся очень ограниченными партиями. Если такой вариант будет приемлем при строительстве нескольких огромных авианосцев, то корветов одной серии должно быть сразу выпущено не менее нескольких десятков. Разрабатывая каждый раз новый проект, военная промышленность банально не успевает обеспечить военно-морской флот России необходимым количеством современных боевых кораблей.

Большинство крупных морских держав выпускают корабли подобного класса достаточно крупными сериями (в СССР тоже так поступали). Например, знаменитые американские эсминцы «Оливер Перри» были произведены в количестве 71 боевого корабля. Подобным образом поступают и китайцы, которые в последние годы тратят огромные деньги на оборонную промышленность. В Китае за 10 лет было построено более 20 корветов типа 056, причём закрывать их производство планируется не раньше, чем будет произведено 60-80 кораблей подобного типа.

Несмотря на все разногласия, Министерство Обороны Российской Федерации в апреле 2014 года подписало с МПКБ «Алмаз» контракт на проведение проектно-конструкторских работ.

Особенности конструкции нового крейсера «Дерзкий»

Так как новый корвет «Дерзкий» представляет собой многофункциональный боевой корабль, в его конструкции будет множество нестандартных решений:

  • В качестве силовой установки предполагается использовать новейшая газотурбинная установка, которая частично будет работать за счёт электричества. Это целый комплекс, состоящий из двух российских газотурбинных дизелей, каждый из которых будет развивать до 27 500 л/с. Кроме того, каждому из этих двигателей будет помогать специально для этих целей сконструированный электродвигатель, развивающий мощность до 2 200 л/с. В автомобильной промышленности такие силовые установки используются уже давно. Их знают как гибридные моторы;
  • Надстройку нового военного корвета ВМФ РФ планируют сделать из прочных полимерно-композитных материалов нового поколения, что значительно облегчит вес боевого корабля;
  • Появятся принципиально новые грузовые люки, которые будут располагаться в надводных частях бортов. Это поможет кораблю реализовать весь потенциал технологии Уже сейчас корабль часто называют «корвет-призрак»;
  • Корабль получит совершенно новые системы гидравлики, новую систему управления, жизнеобеспечения и электрооборудования.

Корвет «Дерзкий» получил новые обводы корпуса, что позволило ему улучшить мореходные качества. Корабль получился очень устойчивым. Он не «взбирается» на волну, а рассекает её, поэтому он может выходить в открытое море при волнении до 5 балов.

Вооружение первого корвета проекта 20386

Вооружение корвета «Дерзкий» значительно превышает потенциал его зарубежных «коллег». Например, американский USS Montgomery, который считается новейшим кораблём того же класса, обладает значительно более слабым боевым потенциалом. Если бы два этих корабля встретились один на один, то шансов уцелеть у американского корабля было бы немного.

Первый корвет проекта 20386 будет оснащаться следующим вооружением:

  • Универсальной автоматической артиллерийской установкой А190 калибра 100 мм, которая будет установлена в новой сплюснутой башне;
  • На борту корабля будут установлены два ракетных комплекса «Уран» либо «Уран-У», которые предназначаются для поражения кораблей противника на расстоянии от 130 до 260 км. Возможно, что это будет ракетный комплекс «Калибр», ракеты которого способны поражать надводные корабли на расстоянии до 375 км. Для того, чтобы снизить заметность данных комплексов, они спрятаны в походном положении корабля за специальными щитами, которые расположены в центральной части надстройки корабля;
  • В носовой части корвета расположены пусковые установки ЗРК «Редут». Они служат для уничтожения воздушных целей, как на средних, так и на малых дистанциях;
  • В средней части корпуса побортно будут установлены специальные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Данный комплекс предназначен для противоторпедной защиты корвета;
  • На корме с двух сторон от бортов будут расположены автоматические шестиствольные артиллерийские установки, предназначенные для отражения атак пиратов, диверсантов, а также расстрела плавающих мин.

Хотя точный состав вооружения корвета «Дерзкий» неизвестен, конструкторы неоднократно заявляли, что на боевом корабле будет реализован принцип модульного комплектования. В специальном отсеке, предназначенном для модулей, будут находится контейнеры с разнообразным вооружением и оборудованием.

Кроме этого, на борту корвета «Дерзкий» будет размещён корабельный вертолёт КА-27 и несколько беспилотных летательных аппаратов вертолётного типа «Горизонт».

Радиооборудование корвета «Дерзкий»

На данный момент, на корвет «Дерзкий» планируется установить радиотехническое вооружение, идентичное тому, которое размещается на корветах проекта 20385. Так как за несколько лет данные системы могут усовершенствоваться, возможно, что на новый корвет установят более совершенное радиооборудование. Сейчас предполагаемый комплект радиовооружения выглядит следующим образом:

  • Боевая информационно-управляющая система «Сигма»;
  • Радиолокационная станция «Фуркэ-2»;
  • РЛС целеуказания;
  • Две РСЛ навигационного типа;
  • Средства навигации;
  • Комплекс связи «Рубероид»;
  • Средства РЭБ;
  • ОГАС «Анапа-М»;
  • Станция «Минотавр-М».

Для защиты от стандартных средств обнаружения противника и его ракет противокорабельного типа, используется комплекс выстреливаемых помех «Смелый». Работа данного комплекса снижает шансы поражения корабля на 70%.

После появления в открытом доступе изображений корабля «Дерзкий» многим бросились в глаза его внешние сходства с американским литоральным боевым кораблём типа «Фридом», который также оснащен системой модульного вооружения. Через несколько лет можно будет сверить характеристики этих двух кораблей и проверить, у какой страны корвет получился более перспективным.