Традиции обычаи социальные нормы нормы морали законы. Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы

Читайте также:
  1. C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
  2. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  3. Административно-правовые нормы, их действие и реализация.
  4. Аналогия права (когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права).
  5. Аудит затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды
  6. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII-IX вв., их занятия и социальные отношения
  7. Биологические теории происхождения языка. Социальные теории происхождения языка.

Ценностно-нормативная система социума, которую усваивает и в которой существует человек, выступает как универсальный социально-психологический механизм саморегуляции социального поведения личности. Ее составными компонентами являются социальные нормы, мораль, нравственность.

Социальные нормы как социально-психологический механизм регуляции социального поведения личности. Социальные нормы – это механизм, с помощью которого общество может воздействовать на своих членов, помочь им вписаться в социум, быть успешными, т.е. социализированными.

Социальные нормы и этические требования – это очень сложная и противоречивая, интегральная категория. Кроме социальной психологии, она исследуется смежными науками – философией (конкретно одним из её разделов – этикой), а также другими общественными науками, такими как социология, политология, юриспруденция.

Социальные нормы возникли на ранних стадиях развития общества как обычаи и традиции, трансформировались в дальнейшем в собственно социальные нормы (в виде законов, норм и правил), а также в мораль и нравственность. По мере развития общества социальные нормы превратились в механизмы, обеспечивающие выживание человечества как вида.

Сущность понятия социальной нормы. Норма (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) понятие, обозначающее границы, в которых явления и природные и социокультурные системы, человеческая деятельность, поведение и общение сохраняют свои качества и функции, задающее их внутреннюю упорядоченность.

В социальной сфере нормы конкретизируются через нормативы, правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны – образцы. Нормы выступают как регуляторы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности.

Нормы имеют два способа своего закрепления и функционирования: знаковый(их закрепление в санкционированных культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания) и социальный(их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определённым представлениям о «нормальности», репродуцируемым в данной культуре .



Социальные нормы, представляя общепринятые образцы для подражания, предписывают людям то, что они должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. В некоторых случаях они выступают как определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Однако чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. В любом случае социальная норма выступает как общественное явление, не зависящее от индивидуальных вариаций. Люди, имеющие совершенно разные мотивы, поступают идентично, поскольку представления о «должном» в данной ситуации у них совпадают и создают стандарт действия, регулирующий поведение человека. Большинство социальных норм - это неписаные правила. Просто люди, взаимодействующие в типичных и повторяющихся ситуациях, приспосабливаются друг к другу и ситуации, вырабатывая наиболее приемлемые и оптимальные варианты поведения. Постепенно эти варианты закрепляются и стабилизируются и становятся привычными .



Социальные нормы имеют определенные особенности и признаки:

1. Их общая значимость: нормы не могут распространяться только на одного либо нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства; даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного отношения к нему общества, такое его поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное;

2. Возможность применения группой или обществом санкций - наград или наказаний, одобрения или порицания;

3. Наличие субъективной стороны состоит в том, чтолюбая норма содержит в себе возможность отклонения, даже если это такая жесткая, зафиксированная форма социального контроля, как закон, но она проявляется в двух аспектах: во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно; во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам;

4. Взаимозависимость в обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей, которые могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличностного;

5. Масштабность нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые; первые действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д., вторые ограничиваются рамками конкретной группы и определяются тем, как здесь принято себя вести .

Если люди явно нарушают социальные нормы, то группа или общество стремятся к тому, чтобы:

· показать пример должного поведения;

· поощрить за выполнение общепринятых норм;

· принудить (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать;

· наказать за их нарушение.

Пример представляет целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образов или действий, призванных служить им образцом для подражания, стимулом и средством социального саморазвития.

По типу воздействия на сознание людей примеры можно разделить на две большие группы: примеры непосредственного влияния и примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят личный пример субъекта воздействия, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми имеется постоянный контакт. Ко второй - примеры жизни и деятельности выдающихся людей: примеры на истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.

Поощрение - внешне активное стимулирование, побуждение людей к положительной, инициативной, творческой общественной деятельности.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы людей, их позитивную социальную активность.

Система поощрения по мере нравственного созревания человека и общества развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным.

Принуждение - это применение таких мер социального контроля к людям, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение во имя общественных интересов. Принуждение применяется правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания.

Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой людьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам общества деятельности.

Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает улюдей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.

Способы, при помощи которых поведение людей приводится к норме социальной группы или общества, называются санкциями. Традиционно выделяют следующие их виды:

· негативные (направлены против людей, отступивших от социальных норм);

· позитивные (направлены на поддержку и одобрение людей, которые следует данным нормам);

· формальные (налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителями);

· неформальные (предполагают обычно реакцию членов общества в целом, представителей конкретных его групп, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т. д.).

Формы социального контроля в обществе . Существуют конкретные формы социального контроля в обществе: закон, табу, обычаи, традиции, привычки, этикет.

Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок отношений в государстве, законы могут способствовать или препятствовать его развитию, влиять на снижение или повышение социального самочувствия населения, что в свою очередь ведет к установлению определенного образа жизни в обществе. Это особенно заметно в периоды дестабилизации социально-экономической и политической жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды же стабилизации общественных отношений большинство людей воспринимают действие правовых норм как должное .

Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, понятные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, - обычаи. Они усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай определяется условиями развития общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.

Под традициями обычно понимаются такие обычаи, которые сложились исторически в тесной связи с культурой конкретного этноса, передаются из поколения в поколение на уровне социальной архетипии (терминология К.Г. Юнга) и определяются духовным и психологическим складом народа [там же].

Традиции имеют глубокие исторические, социальные и психологические корни. Очень часто их трудно изменить или преодолеть. Иногда они несут в себе негативное содержание, не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля.

Обычаи и традиции проявляются по законам и механизмам массовидного поведения людей и играют огромную роль в интеграции общества, осуществлении социального контроля над воспитанием его представителей. Они функционируют в соответствии с их социальной целесообразностью.

Важной формой социального контроля наряду с традициями являются привычки, представляющие собой закрепившиеся устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей. Они функционируют как неосознаваемые действия, которые столько раз повторялись в жизни людей, что приобрели автоматизированный характер.

Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания людей. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как у детей, так и взрослых), при появлении новых обязанностей или условий жизни необходимо формируются новые или изменяются старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту людей, то они относительно легко достигают поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям.

Очень часто привычки могут превращаться в потребности, если они сформированы и закреплены. Они находятся в тесной связи с условиями экономического, политического и духовного развития людей, оказывают существенное влияние на принятие ими жизненно важных решений, способы поведения и деятельности. В ряде случаев некритическое восприятие жизненных ситуаций может вести к деформации, к превращению привычек в предубеждения и предрассудки, которые могут не совпадать со шкалой общих ценностей, характерных для общества в целом или конкретных социальных групп. По этой причине они могут стать весьма раздражающим фактором, порождать противоречия и конфликты между людьми. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют людям шаблоны социального поведения. Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль.

Особая форма социального контроля - этикет, представляющий собой установленный порядок поведения, а также совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой - может вести к развитию неискренности и лицемерия .

Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Этикета стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение правил или требований, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы .

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествовавших появлению законов, являлось табу. Оно включает в себя систему запретов на определенные побуждения и мысли, совершение каких-либо действий и поступков людей, социально не приемлемых для общества в целом. В первобытном обществе табу регулировали некоторые стороны жизни людей.

В современных условиях табу чаще всего связаны с ограничениями морального и нравственного порядка. Например, все знают, что они могут делать и как не должны поступать, будучи законопослушными гражданами и порядочными людьми.

Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы

Единство и классификация социальных норм

Роль и место технико-юридич норм в правовом регулировании

Технико-юридические нормы

технико-юридическая норма - ϶ᴛᴏ технические условия. В случае если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая.

Существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (ᴛ.ᴇ. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма - ϶ᴛᴏ технические условия. В случае если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая. Эта норма регулирует отношения между людбми и внешним миром (природой и техникой), их субъектный состав связан не только с людьми.

7 Юридическая природа стандартов?

Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: 1 социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; 2 норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; 3 норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределœения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всœем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества. К социальным нормам относится вся совокупность правил поведения, действующих в конкретном Г. К соц нормам прежде всœего относ. 1.нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не записаны, но общеизвестны. 2 религиозные. 3.нормы обществ. организаций (Устав АО) 4.Юридические нормы (тоже элемент соц. норм, но в своей реализацции опираются на возможность принуждения). По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на: нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). При этом некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). При этом некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические

Норма права - это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определœения прав и обязанностей их участников. Признаки: 1 Общеобязательность. 2 Формально-определённое правило поведения - это выражается в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаний на последствия её нарушения. Любая норма закреплена в нормативно-правовом акте. 3 Гарантированность государством . 4 Системность . 5 Логичность .

Структура нормы права - это её смысловое построение, подчинœение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): "В случае если…, то…, иначе…". Элементы структуры норм права : 1 Гипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения. 2 Диспозиция - это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. 3 Санкция - это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Определœение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинœена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Политические нормы сотавляют важную группу соц норм. Οʜᴎ регулируют отношения соц групп, классов, граждан к гос власти, отношения между классами, нациями, народами, взаимоотношения Г с другими организациями политич системы общества. Οʜᴎ более удалены от экономического базиса, чем нормы права, в связи с этим они менее стабильны. Политические нормы обладают классовой направленностью. Единый субъект, устанавливающий нормы права - Г, у политических же норм такого единого субъекта нет. Сначала политические нормы доминировали над правовыми, теперь наоборот. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность. Οʜᴎ находят выражение в: политич декларациях, манифестах Г-в, политич партий, в конституциях Г-в и т.п.

Назначение религии - выработки "смыслов", определœение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения: 1 Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определœения. 2 Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий). Корпоративные нормы весьма специфичны, и по ряду формальных признаков довольно схожи с правовыми нормами: 1 Текст нормы закрепляется в соответствующем документе. 2 Корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре. 3 Систематизированы. Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами. Особенности корпоративных норм: 1 Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках какой-либо организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации; 2 Это нормы локального действия; 3 Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах; 4 Подлежат проверке в виде регистрации со стороны Г - соответствие законодательству; 5 Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д. Οʜᴎ выражаются в: уставах объединœений, учреждений, в положениях и др.
Размещено на реф.рф
актах.

Экономические нормы : им принадлежит важная роль в сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений и в определœенной мере осуществляется гос регулирование с целью обеспечения развития производства. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределœения и потребления, отношения между отраслями сельского хоз-ва, торговли, промышленности. Эти нормы регул-т денежно-финансовую систему, деятельность банков, биржи, налоговую систему.

Обычаи: обычаями регулируются социальные действия, поведение людей в обществе. Обычай - ϶ᴛᴏ правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Это привычная для членов общества форма социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер – нравы (в них находит выражение психология определœенной соц-й группы).

Традиции: близки к обычаям в воздействии на жизнь людей. Это сложившиеся способы поведения людей, соц-х групп, передаваемые из поколения в поколение. Οʜᴎ, как и обычаи, обладают признаками устойчивости, но традиция представляет собой более широкое образование. В качестве традиции проявляются определœенные идеи, соц-е установления, ценности. Οʜᴎ полезны для общества В соц-й жизни, в области бытовых, семейных отношений, обычаи и традиции проявляются в обрядах - ϶ᴛᴏ определœенного характера действие или комплекс поступков человека, группы (напр, свадебный обряд). Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке - ϶ᴛᴏ ритуал (разновидность обыч и трад).

Эстетические: образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества, находит отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, этикете. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки, эстетических требований, соображений удобства.

Морали: нормы морали - ϶ᴛᴏ правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняются в силу внутреннего убеждения.

Общечеловеческие: это социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всœем людямб соц-м группам, всœему международному сообществу.

Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы" 2017, 2018.

Понятие этики как области знания и как совокупности норм поведения.

Ныне этика трактуется как наука, система универ­сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни; как наука о морали нравственности. При этом мораль является теоретической частью этики: это принципы, нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добро­вольный характер. Нравственность – это практическая часть этики, область реальных поступков, поведения человека. Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, предметом (что изучает) – их мораль и нравственность.

Предмет этики.

Мораль и нравственность.

Этимология и значение термина «мораль».

Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер. Слово "мораль" – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие - «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая - полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» - то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль - это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность - это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Происхождение морали.

В истории человеческой культуры можно встретить множество точек зрения на происхождение морали. В современной этической мысли принято выделять три наиболее общие концепции происхождения морали. Эти концепции объединяет стремление объяснить эволюцию предмета этики (мораль) исходя из биопсихосоциальной сущности человека.Первая концепция происхождения морали, абсолютистская, носит религиозную, идеалистическую, креационистскую трактовку, выводит мораль из некоторого трансцендентального источника. Сюда относятся концепции: «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон); религиозной морали (божественное происхождение); «априорные сущности» морали (И. Кант) и др.В соответствии с данными взглядами нравственность есть сфера жизни, совершенно не зависящая от психофизических, эмпирических, житейских свойств человека. Человек получает мораль в виде: – «естественного нравственного закона» (внутренний закон, предзаданный особыми трансцендентными измерениями человеческого бытия); – «богооткровенного закона» (внешний закон, включающий в себя «должное», происходящее от Бога).

Абсолютистские теории происхождения морали недооценивают роль человека в процессе становления морального сознания. Идеалистические концепции, в частности И. Кант, рассматривают нравственность как доопытную форму сознания. Теологическая этика – как творение Бога или иной духовной субстанции. Феноменологическая этика – как особое царство неизменных ценностей. Иными словами, при всех имеющихся различиях все предлагаемые решения истолковывают нравственность (мораль) как нечто данное до реальной жизнедеятельности людей, их природного и социального бытия. Эти концепции обращаются к эмоционально-об­раз­ным, чувственным компонентам человеческой натуры, формируют духовность, культивируя чувства любви, сострадания, милосердия, долга.
Подобный подход к пониманию морали и моральности требует от человека добродетельного поведения, значительных усилий и самопожертвования, подавления своих естественных влечений и побуждений, ориентируют на пассивное принятие норм морали.Многие сторонники абсолютной морали считают, что наиболее фундаментальные моральные принципы вообще не нуждаются в каком-то рациональном обосновании. Представитель интуитивизма Дж. Мур утверждает, что добро можно постичь только интуитивно . Представитель деонтологического интуитивизма Д. Росс исходит из определяющего значения долга в нравственном поведении. Очевидно, что абсолютистские концепции выделяют в качестве самостоятельного способа обоснования морали учение о долге.

Натуралистические (гуманистические) концепции выводят мораль из природы человека, его эволюции и биологической заданности нравственных свойств людей. Натуралистические концепции представляют мораль как момент развития природных закономерностей. Натуралистическая концепция морали восходит к Ж. Ламетри, Ч. Дарвину и Г. Спенсеру, которые сформулировали эволюционный подход в этике, а затем породили многочисленные биологизаторские представления о морали. По сути, натуралистическая этика сводит мораль к эволюционной борьбе за существование – отбору наиболее приспособленных видов и полезных для выживания признаков. Таких же взглядов придерживались Л. Фейербах,
Э. Фромм , П.А. Кропоткин , полагавшие, что истинную мораль можно выработать, только зная природу человека. Современный натурализм (неонатурализм Фарбера, Трайб, Ролсона) пытается вывести мораль из однотипной психической организации и базовых инстинктов, присущих всем живым организмам. Данный подход не учитывает принципиальное различие в организации психики животных и человека, а также видовое отличие в животном мире.

Нередуктивный натурализм утверждает, что особенности нравственного поведения каждого живого существа можно вывести только из его естественной истории.

Психологическое обоснование морали предполагает выведение нравственности из особенностей организации человеческой психики. Так,
Д. Юм считает, что чувство сострадания формируется из психических способностей человека поставить себя на место другого.

Анализируя взгляды представителей натурализма, можно заключить, что человек как социальное животное живет в обществе себе подобных, опираясь на механизмы биологической регуляции и социальные инстинкты. С течением времени биологически обусловленные социальные инстинкты развивают душевные способности человека и становятся нравственностью. Привычка укрепляет нравственность и постепенно в общественном мнении складываются и формулируются правила общежития.
В данном случае понятие «нравственность» (мораль) тесно переплетается с психологией, антропологией, законами коммуникации, восприятия, самореализации, оказывается важнейшим элементом человеческого саморазвития, развертывания человеческих возможностей. На основе натурализма строятся гедонистические и эвдемонистические теории морали. В ХIХ в. наиболее популярной становится социально-историческая концепция морали, включающая в себя различные вариации: – конвенционалистские теории морали, полагающие, что нравственные установления принимаются людьми по соглашению; – утилитаристские теории, предполагающие выведение морали из внешних социальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Обоснование морали при этом отражает тенденцию разделения общественной и индивидуальной морали. Наиболее явное выражение утилитаризм получает в принципе полезности: морально то, что полезно; – социально-исторические теории (антропосоциогенезис, диалектико-ма­териалистическая теория этики). Антропологическая концепция, трактующая мораль как неотъемлемое качество человека, находит выражение в учениях Демокрита, киренаиков, Аристотеля, К. Гельвеция,
Ж.-П. Сартр, Э. Фромма.Так, Аристотель, говоря о социальной природе морали, указывал, что человек – это «политическое животное». Таких же взглядов на мораль как на элемент общественной организации, как на разновидность социальной дисциплины придерживались
К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер.Позиция сторонников социальной теории об истолковании моральных норм и нравственной жизни общества и человека основана на понимании морали как социального явления. Нравственность определяется образом жизни, который ведут люди и который зависит от совокупности всех общественных отношений. Мораль есть отражение взаимосвязи между личными и общественными интересами людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения, которые закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, а затем становятся общепринятыми, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами, формируется общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. В каждую историческую эпоху содержание этих принципов и норм меняется и отражается объективно сложившийся способ существования человеческого общества.

Очевидно, что происхождение морали напрямую связано с развитием человеческого общества, которое предъявляет ряд требований к поведению человека. Так, моральные представления людей первобытного общества формируются в условиях жесткой борьбы за жизнь. Первобытность отличалась общинной организацией социальной жизни, примитивным коллективизмом. Возникающие элементы нравственности были пронизаны идеей равенства как специфичным для той эпохи принципом организации социальных отношений. Равенство в прямом его понимании было тем историческим содержанием, в ходе осмысления которого складывалась своеобразная императивно-ценностная структура понимания добра и зла. Поэтому на ранних ступенях первобытного общества никто не осуждал убийство, людоедство и прочие безнравственные, с точки зрения современного человека, явления. С развитием простейших религиозных и моральных представлений общественный порядок в этом обществе поддерживается с помощью системы табу – запретов, таких как экзогамный запрет, запрет употребления в качестве пищи мяса тотемного животного и т. п. В ходе исторической эволюции из запретов складываются обычаи, традиции и ритуалы. Сложившиеся элементы морали органически включаются в единую синкретическую форму социальной регламентации. Формами социальной регламентации этой эпохи являются: обычай талиона, или принцип равного воздаяния, обычай кровной мести, в котором отражается архаическое представление о справедливости и др.

Специфика морали.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей, т. е. мораль каждого общества и народа отличается своеобразием норм и правил. Далее мораль характеризуется добровольным следованием ее нормам. И, наконец, мораль существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению. Таким образом, мораль есть продукт общественного развития, это сложное и противоречивое общественное явление, которое выступает как единство нравственного сознания, нравственных отношений, нравственной практики.

Социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Виды социальных норм (обычаи, ритуалы традиции, права, религия).

разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности ) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы ) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Кроме указанных, среди социальных норм различают: политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Современные общ отношения регулируются совокупностью соц- нормат системы.

Соц нормы - правила поведения, регулирующие группу общ отношений.

Социальные нормы - это необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Общее назначение социальных норм - упорядочить совместное существование людей, обеспечить и согласовать их социальные взаимодействия, придать последним стабильный, гарантированный характер.
Признаки социальных норм:
1. отражают достигнутую степень экономического, политического, культурного развития общества
2.являются правилами поведения людей и их групп
3.являются правилами общего характера с абстрактными адресатом и многократностью действия
4.характеризуются обязательностью исполнения и общественным осуждение в случае своего нарушения.
Критерии разграничения социальных норм:
- по способу образования выделяются стихийно образованные (мораль, обычаи) и нормы, установленные сознательно (нормы права)
- по способу закрепления выделяют: устные и письменные
- по сфере регулирования общественных отношений (правовые, моральные, религиозные и т.д.)

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности ) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Традиции - как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал - это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Корпоративные нормы:

создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

распространяются на членов данного сообщества;

обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

5. Религиозные нормы - правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах - Библии, Коране и др. - либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;

определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;

регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;

закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

6. Нормы соц этикета - Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения бла­гоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружаю­щими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расхо­диться с его истинным отношением к людям, событиям. Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю непри­лично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.Складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Они не охраняются, а обеспечиваются автоматически: человеку выгодно соблюдать эти нормы, т.к. несоблюдения этикета усложнит общение.

технико-юридическая норма - это технические условия. Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол - правовая.

Существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма - это технические условия. Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол-правовая. Эта норма регулирует отношения между людбми и внешним миром (природой и техникой), их субъектный состав связан не только с людьми.

Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1. Социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2. Норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

3. Норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

К социальным нормам относится вся совокупность правил поведения, действующих в конкретном Г. К соц нормам прежде всего относ:

1. Нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не записаны, но общеизвестны.

2. Религиозные.

3. Нормы обществ. организаций (Устав АО)

4. Юридические нормы (тоже элемент соц. норм, но в своей реализацции опираются на возможность принуждения).


По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на: нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические

Норма права - это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.

Признаки:

1. Общеобязательность.

2. Формально-определённое правило поведения - это выражается в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаний на последствия её нарушения. Любая норма закреплена в нормативно-правовом акте.

3. Гарантированность государством .

4. Системность .

5. Логичность .

Структура нормы права - это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): "Если…, то…, иначе…".

Элементы структуры норм права :

1. Гипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения.

2. Диспозиция - это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

3. Санкция - это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Политические нормы сотавляют важную группу соц норм. Они регулируют отношения соц групп, классов, граждан к гос власти, отношения между классами, нациями, народами, взаимоотношения Г с другими организациями политич системы общества. Они более удалены от экономического базиса, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы обладают классовой направленностью. Единый субъект, устанавливающий нормы права - Г, у политических же норм такого единого субъекта нет. Сначала политические нормы доминировали над правовыми, теперь наоборот. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность. Они находят выражение в: политич декларациях, манифестах Г-в, политич партий, в конституциях Г-в и т.п.

Назначение религии - выработки "смыслов", определение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения: 1. Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения. 2. Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий).

Корпоративные нормы весьма специфичны, и по ряду формальных признаков довольно схожи с правовыми нормами:

1. Текст нормы закрепляется в соответствующем документе.

2. Корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре.

3. Систематизированы. Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Особенности корпоративных норм:

1. Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации;

2. Это нормы локального действия;

3. Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах;

4. Подлежат проверке в виде регистрации со стороны Г - соответствие законодательству;

5. Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д. Они выражаются в: уставах объединений, учреждений, в положениях и др. актах.

Экономические нормы : им принадлежит важная роль в сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений и в определенной мере осуществляется гос регулирование с целью обеспечения развития производства. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями сельского хоз-ва, торговли, промышленности. Эти нормы регул-т денежно-финансовую систему, деятельность банков, биржи, налоговую систему.

Обычаи: обычаями регулируются социальные действия, поведение людей в обществе. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Это привычная для членов общества форма социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер - нравы (в них находит выражение психология определенной соц-й группы).

Традиции: близки к обычаям в воздействии на жизнь людей. Это сложившиеся способы поведения людей, соц-х групп, передаваемые из поколения в поколение. Они, как и обычаи, обладают признаками устойчивости, но традиция представляет собой более широкое образование. В качестве традиции проявляются определенные идеи, соц-е установления, ценности. Они полезны для общества В соц-й жизни, в области бытовых, семейных отношений, обычаи и традиции проявляются в обрядах - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы (напр, свадебный обряд). Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке - это ритуал (разновидность обыч и трад).

Эстетические: образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества, находит отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, этикете. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки, эстетических требований, соображений удобства.

Морали: нормы морали - это правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняются в силу внутреннего убеждения.

Общечеловеческие: это социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людямб соц-м группам, всему международному сообществу.