Жизненный путь м к янгеля. Михаил Кузьмич Янгель, академик: биография, известные проекты, награды и звания, память

106 лет назад родился Михаил Янгель, входивший в тройку главных конструкторов советских ракетно-космических комплексов наряду с Сергеем Королевым и Владимиром Челомеем. Он создал «Сатану» – одну из мощнейших межконтинентальных ракет. Что нужно знать об основателе целого направления в производстве баллистических ракет – в материале «Футуриста».

Что известно о Янгеле?

Михаил Янгель родился 7 ноября 1911 года (по юлианскому календарю – 25 октября) в сибирской глубинке - деревне Зырянова Иркутской губернии. У него было 12 братьев и сестер. В 1926 году юноша переехал в Москву к брату Константину. Сначала он учился в техникуме и работал помощником мастера текстильной фабрики в Красноармейске, одновременно обучаясь на рабфаке. В 1931 году он поступил в Московский авиационный институт (МАИ) на специальность «Самолетостроение» и окончил его с отличием. Янгеля направили в конструкторское бюро (КБ) Н.Н. Поликарпова, которого называли «королем истребителей» - там молодой инженер работал над лучшими боевыми самолетами того времени (И-153 «Чайка», И-185).

Во время войны Янгель работал на одном из авиазаводов в Новосибирске, а после окончания Великой Отечественной получал опыт в КБ известных конструкторов А. Микояна и В. Мясищева. Некоторое время Янгель провел в США - молодой специалист изучал американское машиностроение и авиацию в рамках работы в акционерном обществе Amtorg, которое было призвано содействовать развитию советско-американских торговых отношений.

К началу 1950-х годов Михаил Янгель окончил Академию авиационной промышленности СССР и стал одним из самых видных советских конструкторов-ракетчиков и заместителем Сергея Королева в отделе 3 НИИ-88 (ФГУП ЦНИИмаш), который принимал участие во всех советских и российских космических программах. В 1954 году он возглавил особое конструкторское бюро в Днепропетровске (ОКБ-586, «Южное»), которое создавало новые ракеты на высококипящих компонентах топлива - там академик и проработал до самой смерти, вписав свое имя в историю советской космонавтики и оборонной промышленности.

Что он изобрел?

Р-36М «Сатана»

Янгель в известной степени помог Королеву сосредоточиться на космической программе, занимаясь боевыми ракетными комплексами. Изначально на Днепропетровском автотракторном заводе изготавливали баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5М. Первая же разработка ОКБ под руководством Янгеля оказалась удачной. Это была ракета средней дальности Р-12, которая составляла почти 80% советских стратегических ракет до середины 1970-х гг. Следующая ракета Р-14, имела те же габариты, что и Р-12, и также была одноступенчатой - но летала она в два раза дальше (4500 км). Этого удалось добиться благодаря высококипящим компонентам топлива - гептила и азотного окислителя АК27-И, которые испаряются при температуре +60 и +22 градусов Цельсия соответственно. Такие компоненты имеют высокий удельный импульс. Кроме того, для них не нужно использовать мощные охладительные установки, как это делается в случае «классических» компонентов - водорода и кислорода.

Двухступенчатая ракета Р-16, которая должна была базироваться в шахте, была одной из самых ожидаемых в СССР, так как она была призвана заменить устаревшую и малочисленную Р-7. После двух неудачных испытаний конструкторы усовершенствовали ракету, и к 1965 году было произведено около 200 ракет.

Самой известной ракетой Янгеля является Р-36М дальностью 11000-16000 км, которую в США прозвали «Сатаной». Эта тяжелая ракета могла доставлять на орбиту крупные аппараты (8800 кг), а также использоваться в боевых целях. В ней впервые использовался минометный старт. Ракета выталкивается из герметичного контейнера с выключенным двигателем с помощью пороховых газов, отклоняется с помощью порохового ускорителя, и лишь после этого включается маршевый двигатель. Эта технология стала единственным решением, позволившим запускать ракеты с борта подводной лодки в подводном положении. Янгель начал работу над ракетой в 1969 году, а завершил ее уже после смерти академика его соратник и ученик – Владимир Уткин.

Также Янгель работал над созданием космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ и космических аппаратов («Космос», «Интеркосмос», «Метеор» «Целина»).

А трагедии при запуске его ракет случались?

К сожалению, да. В 1960 году произошла катастрофа при подготовке к первому испытательному пуску Р-16, в которой погибло 74 человека. Еще несколько человек скончались впоследствии от ожогов и отравления угарным газом. Михаил Янгель был назначен техническим руководителем испытаний.

Запуск было решено приурочить к очередной годовщине Октябрьской революции, поэтому испытания новой ракеты готовились в режиме аврала. За работой конструкторов пристально следили Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Изначально пуск был назначен на 23 октября, однако на последнем этапе предстартовых испытаний, уже на заправленной ракете, стали появляться замечания к электрической схеме. Из-за неполадок несанкционированно прорвалась одна из мембран, обеспечивающих герметичность двигателя, а также сработал пиропатрон, разделяющий ступени ракеты при запуске. Заправленная ракета могла находиться на стартовом столе ровно сутки - в случае переноса запуска нужно было сливать топливо и увозить ракету для переборки. Подготовка к новому запуску заняла бы еще несколько недель. Поэтому, вопреки технике безопасности, было принято решение устранить неисправности прямо на готовой к пуску ракете. Янгель пытался уговорить председателя комиссии по летным испытаниям, маршала Неделина, слить топливо и перенести запуск - но тот был непреклонен.

24 октября на стартовой площадке собралось более ста человек: в их числе были испытатели, электрики и конструкторы, которые пытались починить ракету, а также военные, не имеющие прямого отношения к запуску. Маршал Неделин также присутствовал на площадке: он следил за подготовкой к старту в двух десятках метров от ракеты. Двигатель второй ступени ракеты запустился на 30 минут раньше, чем было запланировано. В результате произошел взрыв. Погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола.

Янгель чудом остался жив. Он отошел в курилку вместе с двумя коллегами. Конструктор Борис Черток, один из соратников Королева, пишет, что в курилке должен был состояться важный разговор: академика хотели попросить прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло Янгелю жизнь, но он получил сильные ожоги. Всю оставшуюся жизнь он винил себя в катастрофе - несмотря на то, что виновниками аварии (которую стали называть Неделинской) признали разработчика систем управления и ответственных за технику безопасности, погибших при взрыве.

Какие отношения были у Янгеля с Королевым?

Весьма натянутые. Королев называл высокие и тонкие ракеты Янгеля «карандашами» и сомневался в их пригодности к полету, так как сам работал со сжиженными компонентами. Тем не менее, он вступился за коллегу при расследовании причин Неделинской катастрофы. По воспоминаниям инженера Бориса Губанова, Хрущев позвонил Королеву и спросил: «Что делать с Янгелем?» Главный Конструктор ответил: «Это могло случиться и у меня – новая техника...»

А какое отношение Янгель имеет к советской лунной программе?

Он, наряду с Королевым и Челомеем, разрабатывал сверхмощный носитель для полёта на Луну. Однако из-за плохой координации лунной программы конструкторские бюро были не соратниками, а соперниками. Каждое КБ стремилось доказать, что его проект дешевле. Это стало одной из причин провала советской лунной программы.

Как Янгель переживал неудачи?

Очень тяжело. После Неделинской катастрофы его сразу же вынудили отчитываться перед властями и работать в комиссии по расследованию причин случившегося на полигоне. Напряженная работа, физические и психологические травмы, полученные во время аварии, довели его до инфаркта (второго в его 49 лет). Дочь Янгеля Людмила вспоминает, что в больнице академик, с трудом удерживая карандаш в обожженных руках, рисовал план стартовой площадки и снова и снова пересказывал события, предшествовавшие аварии. Впоследствии Янгель перенес еще два инфаркта, упорно продолжая работу над проектами. Пятого академик вынести уже не смог. Михаил Янгель умер в свой 60-й день рождения.

Это же в честь Янгеля назвали станцию московского метро?

Да, и не только станцию. Его именем названы улицы в различных городах России, Казахстана и Украины, несколько стипендий в технических университетах, а также астероид, кратер на Луне и пик на Памире.

Янгель М.К.

25.10.1911 — 25.10.1971

Выдающийся ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений. Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961). Академик АН СССР (1966). Академик АН Украинской ССР (1961). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное»), город Днепропетровск(1954-1971). Зам. директора на авиационном заводе им. Менжинского в КБ Н. Н. Поликарпова (1935-1944). Зам. главного инженера ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолетов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолета По-2. В Министерстве авиационной промышленности СССР (1946-1948) координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева. Директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград, Московской области, 1950-1954). Депутат Верховного Совета СССР (1966-1971). Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) (1952-1954). Доктор технических наук (1960). Выпускник Московского авиационного института (1937) и Академии авиационной промышленности СССР (1950). Почетный житель г. Байконура. Лауреат Ленинской премии СССР (1960) и Государственной премии СССР (1967). Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.

Родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (ныне - Нижнеилимского района Иркутской области, деревня затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье (в семье Янгелей было 12 детей).

В 1926 году, окончив 6 классов, переезжает в Москву к брату Константину. Учась в 7 классе, подрабатывает в типографии - разносит по городу стопки печатной продукции.

Окончив ФЗУ, работает помощником мастера текстильной фабрики им. Красной армии и флота (город Красноармейск, Московской области, 1929-1931). Одновременно учится на рабфаке.

В 1931 году поступает в Московский авиационный институт (МАИ), который заканчивает с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Позже с отличием окончил Академию авиационной промышленности СССР (1950).

С 1935 по 1944 годы — конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора на авиационном заводе им. Менжинского в КБ Н. Н. Поликарпова.

1944 год — зам. главного инженера ОКБ А. И. Микояна.ИЗВЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Р-12 (Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (БРСД) наземного базирования.Головной разработчик - ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля, ведущий конструктор - В. В. Грачев. Принята на вооружение в 1959 году).
Р-16 (Межконтинентальная баллистическая ракета, состоявшая на вооружении РВСН СССР с 1962 по 1976-1977 годы. Первая советская двухступенчатая МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления).
Р-36 (Стратегический ракетный комплекс с ракетой тяжёлого класса, способной нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО).

Р-36М (Стратегический ракетный комплекс третьего поколения, с тяжёлой двухступенчатой жидкостной, ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой 15А14 для размещения в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищённости типа ОС. Создавался кооперацией промышленности под руководством КБ «Южное» (г. Днепропетровск), гл. конструкторы: М. К. Янгель (1969-1971 года) и В. Ф. Уткин (с 1971 года). Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». Гл. конструктор системы управления - В.А.Уралов).

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ
Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961).
Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.
Ленинская премия СССР (1960).
Государственная премия СССР (1967).
Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970).
Почетный житель г. Байконура.
УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ

В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области.
Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
Историко-художественный музей им. академика М. К. Янгеля (Иркутская область, г. Железногорск-Илимский).
Улицы его имени есть в Москве, Киеве, Днепропетровске, Братске (с июля 1982 года), Байконуре, Красноармейске, Мирном и Знаменске.
Именем Академика Янгеля названа одна из станций московского метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица Академика Янгеля».
Имя Янгеля присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» (1991).
Имя Янгеля носил Харьковский институт радиоэлектроники в 1982-1993 годах.
В его честь названы школы Иркутской области: № 13 г. Усть-Илимска (с 2005 г.) и № 30 г. Братска (с 2009 г.). Его имя носила школа № 860 (г. Москва, недалеко от ул. Академика Янгеля (в настоящее время эта школа закрыта)).
Его именем названы астероид и кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»).
Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске, Байконуре (в сквере на улице Янгеля); на космодромах: «Байконур» (возле МИКа площадки 43) и «Плесецк».
Мемориальная доски и барельефы установлены в Москве (Московский авиационный институт), Иркутске, Братске (школа № 30, 2010 год), Усть-Илимске (школа № 13, 2004 год), Днепропетровске (ГКБ «Южное»), Королёве (корпус № 20 ЦНИИ Машиностроения), Красноармейске (текстильная фабрика).
Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
Стипендия в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.
В 1991 году издан художественный маркированный конверт, посвященный академику.

Жена — Стражева Ирина Викторовна (1915-1995). Действительный член Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского; Доктор технических наук; Профессор кафедры «Динамика и управление летательных аппаратов» Московского Авиационного института им. Серго Орджоникидзе, преподаватель Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии, научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова Российской Академии наук, писатель, публицист, популяризатор науки. Автор многих научных трудов по теории летательных аппаратов. Её перу принадлежит книга «Тюльпаны Байконура», о жизни авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, интереснейшие путевые заметки о Японии, Китае и других странах. Последние годы (почти 20 лет!) , выполняя волю своего покойного мужа Академика М.К. Янгеля работала над книгой об Камиле Фламмарионе (1842 - 1925) — выдающемся французском астрономе. Преодолевая огромные трудности, довела это дело до конца. Книга «Удивительная жизнь Фламмариона»(М.: Молодая гвардия, 1995) вышла в свет буквально за несколько месяцев до ее кончины.

Источники: сайт «Википедия», сайт «Имена Братска»

ОЦЕНИ ВКЛАД

ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИЮ БРАТСКА :

ВИДЕОПРИЛОЖЕНИЕ

Фильм «Конструктор Янгель»

Фильм «К 100-летию академика М.К. Янгеля»

ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

Родина Михаила Кузьмича Янгеля — деревня Зырянова на берегу реки Илим. В 1973 году деревня была затоплена при постройке Усть-Илимской ГЭС

В день свадьбы: Ирина Стражева и Михаил Янгель, май 1939 г.

Москва. Кремль. После вручения государственных наград. В первом ряду (слева направо): К.Н. Руднев, В.П. Глушко, В.И. Кузнецов, Д.Ф. Устинов, Л.И. Брежнев, М.К. Янгель, В.П. Мжаванадзе, Н.А. Пилюгин, 1967 г.

Дочь Людмила Янгель: «Даже на рыбалке отец думал о работе»

М.К. Янгель и его жена И.В. Стражева с внуками Димой и Сережей (дети Людмилы Михайловны) на подмосковной даче в Барвихе, конец 1960-х годов. Соседями Янгелей по даче была семья Королевых

Мемориал на 41-й площадке космодрома Байконур – на месте ракетной катастрофы, произошедшей 24 октября 1960 года во время подготовки к первому пуску межконтинентальной ракеты Р-16. Погибли 92 человека, в т.ч. командующий РВСН маршал М.И. Неделин. М.К. Янгель получил ожоги и второй инфаркт

Открытие бюста М.К. Янгеля на его родине в Сибири в г. Железногорск-Илимский. У бюста — Герой Социалистического труда, заместитель главного конструктора КБ «Южное» М.И. Галась и секретарь парткома КБ «Южное», будущий президент Украины Л.Д. Кучма. Октябрь 1977 г.

Использованы фотографии из архивов КБ «Южное», «Спейс-Информ», В.П. Платонова, Евг.Румянцева

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — !

ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Вконтакте

Михаил Кузьмич Янгель (25 октября 1911, д. Зырянова, ныне – 1971, г. Москва) - выдающийся ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), главный конструктор Особого конструкторского бюро № 586 "Южное", лауреат Ленинской и Государственной премий. Ракеты Михаила Янгеля американцы прозвали "сатаной", а России они обеспечили статус ядерной сверхдержавы.

Биография

Детство в Иркутской области. Переезд в Москву

Родословной Янгеля не сохранилось, просто ее никто не вел – все в роду были неграмотными. Известно: дед будущего академика Лаврентий Янгель – потомок запорожских казаков, жил на Черниговщине в деревне Рыжики. Это почти на границе Украины с Беларусью. По семейным преданиям, была у него красавица жена и два сына, Леонтий и Кузьма. Однажды в имение приехал пан, приглянулась ему жена казака, увез он ее в столицу. Взыграла "запорожская" кровь Лаврена (так в миру звали деда Янгеля), взбунтовался - поджег панский амбар, ненавистную шинкарню.

Приговор был суров: восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. Так Янгели стали сибиряками. Родители Янгеля поселились на берегу Илима в деревне Зырянова, у них было 12 детей.

В Сибири, в деревне Зыряновой Иркутской области 25 октября 1911 года в семье потомственного крестьянина родился Михаил Кузьмич Янгель. Здесь, в родной деревне, на берегу живописного Илима и прошло его детство. В настоящее время родные места Янгеля скрыты под толщей вод .

В местной трехклассной школе он начал постигать грамоту. Здесь с детских лет Михаил познал нелегкий крестьянский труд. У его родителей - Кузьмы Лаврентьевича и Анны Павловны было 12 детей. Чтобы прокормить такую большую семью, родителям приходилось заниматься не только земледелием, но и животноводством, охотой и другими промыслами. Как и в других крестьянских семьях, в семье Янгелей детей рано приучали к труду, всем им было определено свое место. Ребята с отцом работали на "чистке" - разработке участка под пашню, косили сено, убирали хлеб, ходили в тайгу на охоту, а девочки больше помогали матери на кухне и по хозяйству.

"Отец хоть и строг был , - вспоминает дочь Валентина, - но никого не бил, чаще нам от матери перепадало. Бывало, ребята набедокурят или подерутся, не поделят что-нибудь, так отец отчитает хорошенько провинившихся, а в отношения между детьми никогда не вмешивался - самостоятельность воспитывал ".

Любили Кузьму Лаврентьевича в семье, уважали за трудолюбие и острый ум в деревне. Часто деревенские просили его разрешить спор или ссору, потому что знали: Кузьма правильно рассудит, не даст никого в обиду.

Один за другим пошли в школу Саша, Константин, Надежда, Николай, Михаил...

Александр, прервав учебу, ушел 16-летним пареньком в отряд илимских партизан на борьбу с Колчаком. Константин учился на "отлично" и первым из деревни поступил в Московский университет.

Михаил, окончив Зырянскую школу, поступил в Нижнеилимское высшее начальное училище, в котором проучился до 1924. К этому времени семья Янгелей увеличилась до 13 человек. Жили бедно, как говорится, еле сводили концы с концами. Несмотря на нужду, Кузьме Лаврентьевичу очень хотелось, чтобы его дети учились дальше. В 1924 Михаил переехал в поселок , где жил у тети - младшей сестры матери.

В декабре 1925, когда ему исполнилось 14 лет, Михаила приняли в комсомол. Горячо поздравил его с этим событием старший брат - Александр, красный партизан, один из руководителей Нижнеилимской комсомолии, член Иркутского губкома комсомола, делегат 4-го съезда комсомола и первой Сибирской краевой конференции РКСМ.

В 1926 Михаил переехал в Москву к своему старшему брату Константину, который учился в Университете. Время было тяжелое, пришлось совмещать учебу с работой на заводе стеклографии.

Студенчество и работа на фабрике

В 1927 М. Янгель впервые приезжает в Красноармейск. В этом он окончил 7-й класс общеобразовательной школы. Дальнейшая жизнь в общежитии стала невозможной, и он стал искать место, где можно было бы продолжить учебу и работу. Однажды ему в руки попалось газетное объявление в котором на Вознесенскую мануфактуру приглашались молодые рабочие, причем обучение им гарантировалось. И Михаил сел на поезд… Ведущая из Софрино узкоколейка привела его на фабрику, сейчас находящуюся в черте города Красноармейска. Фабрика была построена в 30-х гг. ХIХ века. Она была оснащена станками английского и бельгийского производства и по своим масштабам, объему выпускаемой продукции и численности рабочих занимала ведущее место не только в России, но и в Европе.

Продукция фабрики – ткани миткаль, бумазея, репс, перкаль пользовалась спросом. Национализированная после Октябрьской революции, она в основном работала на нужды Красной Армии. Было реконструировано производство, построены дома для рабочих, школы, детские сады, при фабрике создана школа ФЗУ (Фабрично-заводское училище). С 1927 г. бывшая Вознесенская мануфактура стала называться «Фабрика имени Красной Армии и Флота». От этого названия пошло и названия рабочего поселка, в котором поселился М. Янгель – Красноармейский.

Михаил Янгель стал посещать школу ФЗУ, осваивать ткацкое дело. Его увлекали лекции по механизмам, с удовольствием он выполнял задания по черчению. Частым гостем он стал и в довольно большой библиотеке при фабрике, где, помимо технической литературы, его интересовали книги по истории и философии. Он встал на учет в фабричную комсомольскую организацию и не пропускал ни одного собрания. Чуть позже он вступил в комсомольско-молодежную коммуну, созданную в 1926 г. при фабрике.

Подмосковная природа пришлась по душе Михаилу. Рабочий поселок окружал лес с вековыми соснами и елями. Родниковая речка Воря была богата рыбой. Вместе с друзьями Михаил регулярно совершал пробежки по лесным дорожкам, ведущим в соседние деревни. Позднее это увлечением переросло в участие в соревнованиях по бегу. Не раз Михаил становился победителем или призером этих соревнований.

После сдачи выпускных экзаменов, Михаил получил квалификационное удостоверение и стал работать помощником мастера ткацкого производства. Однажды на фабрику поступил заказ на изготовление ткани перкаль, которая шла на обшивку крыльев и фюзеляжа самолетов. Коммунары решили посетить военный аэродром, познакомиться с летчиками и увидеть вблизи самолеты, в конструкции которых используется текстильная продукция. Скорее всего, именно после первого знакомства Михаила с аэропланом у него и зародилась мечта об авиации.

Наступил 1931 год. В стране торопились досрочно выполнить первый пятилетний план. Активно развивалось стахановское движение. На ткацком производстве это означало обслуживание одной ткачихой не четырех станков, а в три-четыре раза больше. Михаил с энтузиазмом влился в организацию этого движения. Он стал одним из организаторов нового бригадного метода работы - так называемой "функционалки", которая позволила намного увеличить производительность труда.

В 1931 году 20-летнего Янгеля приняли в ряды Коммунистической партии. В этом же году по путевке Пушкинского районного комитета комсомола он был направлен на учебу в МАИ - с этого времени Михаил Янгель окончательно связал свою жизнь с авиацией, а позднее с ракетостроением. Вскоре после поступления в институт он приехал в родную коммуну, чтобы вместе с друзьями отпраздновать свое поступление. Не раз потом во время каникул они приезжал на фабрику, чтобы поработать и пообщаться с друзьями.

Учился в институте Михаил на "отлично", активно занимался партийной и институтской работой. На первом курсе он - секретарь комсомольской ячейки, на втором - секретарь факультета и секретарь комитета комсомола МАИ.

Будучи студентом, в 1935 Михаил поступает на работу в конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова, который стал руководителем его дипломной работы. Просматривая дипломный проект Янгеля под названием «Высотный истребитель с герметичной кабиной», Поликарпов увидел много интересного и нового в конструкторских решениях и методике расчетов. Он заинтересовался судьбой Михаила. Услышав рассказ студента о долгом и нелегком пути из глухой сибирской деревни в авиацию, Поликарпов сказал:

«Получается, что ты как Ломоносов пробиваешься в науку. Похвально! Похвально! Только не останавливайся на полпути, диплом инженера - это еще не все. Нужно идти дальше».

В конструкторском бюро Поликарпова Янгель проработал около 10 лет. Начав конструктором второй категории, работал инженером, помощником главного конструктора, ведущим инженером, участвовал в проектировании и создании модификации истребителей И-16, И-180, И-185 и др.

13 февраля 1938 Янгель с группой ведущих авиационных специалистов ездил в служебную командировку в США.

В суровые годы Великой Отечественной войны партия и правительство поручили ему ответственный участок по выпуску военной авиационной техники. Работая начальником одного из важнейших цехов, М.К. Янгель сутками не уходил из фюзеляжно-сборочного участка, организуя выпуск боевых истребителей, так остро необходимых фронту.

В 1948 Янгель поступил в Академию авиационной промышленности. После окончания ее с отличием в 1950 начал заниматься ракетно-космической техникой. Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш, говоря о значении работ Янгеля, сказал:

"Советская наука, наша страна, обязана академику М.К. Янгелю в развитии новых направлений науки и техники, создании замечательных образцов совершеннейших конструкций, что внесло громадный вклад в укрепление могущества нашей Родины."

Трудовой путь

1951 - один из заместителей С.П. Королева.

1952, май - назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

1954, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

1957, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

1960, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

1960, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М. Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

1961, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

1965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире. Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Новая ракета Янгеля могла поразить любую точку, где находились ракеты противника. Траектории полета орбитальной ракеты выбирались таким образом, что перехватить ее по тем временам было невозможно, поскольку она могла прилететь с той стороны, где не были предусмотрены системы противоракетной обороны.

Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких:

"США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы".

Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980.

К 1965-1966 относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

Именно в КБ М.К. Янгеля в 60-хх начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г. Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г. Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса , - впоследствии признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике ". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

В 1988 на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ"(с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

СС-18 внесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как "самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире". Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.

СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

Михаил Янгель скончался в день своего юбилея, 25 октября 1971, и был погребён на Новодевичьем кладбище. За заслуги перед страной Михаил Кузьмич награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, многими медалями, удостоен Ленинской и Государственной премий СССР.

Звания и награды

За заслуги в развитии ракетно-космической техники М.К. Янгель дважды был удостоен звания Героя Социалистического труда (1959, 1961), награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, многими медалями СССР. Ему присуждены Ленинская (1960) и Государственная премии (1967), премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970). Он был депутатом трех партийных съездов, на XXIII и ХХ IV съездах КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Янгель был также депутатом VII и VIII созывов Верховного Совета.

Жена, Ирина Викторовна, профессор Московского авиационного института, доктор технических наук, воспитала сотни авиационных специалистов, у нее учились космонавты В. Волков и В. Севастьянов, она автор учебников по динамике полета летательных аппаратов.

М.К. Янгеля не стало в день его 60-летия, 25 октября 1971. Сердце известного ученого, конструктора остановилось в тот момент, когда он принимал поздравления от коллег, друзей, родных и близких в честь своего юбилея. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище (5 уч. 24 ряд).

Именем Янгеля названа школа в Березняках в Сибири. Имя академика Янгеля носит теплоход, спущенный на море 28 марта 1972. Этот сухогруз построен в рекордно короткий срок - за три месяца 10 дней. В построении океанского гиганта принимал участие весь многотысячный коллектив судостроителей г. Херсона. В Москве в новом районе Чертаново одна из улиц названа именем академика Янгеля. На Памире есть пик, носящий название Пик им. Янгеля.

О Янгеле напоминают памятники, мемориальные доски на зданиях, где он учился и работал, улицы в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Железногорске, поселок в Иркутской области, носящие его имя. О жизни Янгеля рассказывают книги и газетные статьи, телевизионные передачи и радио. А еще - океанский лайнер-сухогруз «Академик Янгель», заоблачный пик Янгеля Юго-Западного Памира, астероид и кратер Янгеля в самом центре видимого диска Луны. Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное», федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендия его имени есть в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.

В городе по инициативе коллег из КБ «Южное» и при содействии жены Михаила Кузьмича Ирины Викторовны Стражевой был открыт Историко-художественный музей имени академика М.К. Янгеля, в котором несколько залов посвящено рассказу о жизненном пути Михаила Кузьмича, о его достижениях. В этот музей приходят тысячи людей, жителей и гостей города. В экспозиции представлены уникальные экспонаты: книги, памятные подарки, фотографии, личные вещи, подлинные документы, макеты ракет и спутников, разработанных конструктором. Одним из самых интересных предметов в музее считается сувенир «Щит Родины», подаренный Янгелю соратниками на 60-летие. На нем представлены миниатюрные макеты ракет, составляющих грозное ракетно-космическое оружие, надежно стоящее на страже государственных интересов нашего Отечества. Именно поэтому долгое время сувенир был скрыт от внимания широкой публики. В космическом зале музея им. Янгеля находится один из трех существующих макет ов спутника «Интеркосмос» в натуральную величину, второй находится в Музее им. К. С. Циолковского в Калуге, а третий - в Музее космонавтики в Москве.

На главной площади установлен памятник. Его открытие состоялось 15 октября 1977. Среди гостей была жена И.В. Стражева-Янгель, его сестра В.К. Романова-Янгель, летчик-космонавт Г.С. Титов.

25 октября 1972 на здании Московского Авиационного института была установлена мемориальная доска:

«Пусть в этой жизни у нас были ветры и бури, грозы и штормы, но сумели мы все-таки пройти сквозь все эти невзгоды… Пусть отведенные нам природой остальные годы будут без бурь и штормов, но обязательно в борьбе за счастье простых людей, за счастье наших детей и внуков» М.К. Янгель

В память о Михаиле Янгеле проводятся спортивные соревнования. К 80-летию академика проходил всероссийский сверхмарафон поселок Янгель - город Железногорск.

Традицией стало ежегодно в Железногорске проводить областной турнир по боксу, где спортсмены из городов Иркутской области оспаривают звание чемпиона.

В Братске проходили соревнования по дзюдо в честь Янгеля. В 2004 г. на здании школы № 13 г. Усть-Илимска была установлена мемориальная доска имени М.К. Янгеля. в 2010 году мемориальную доску установили на школе № 30 г. , и учащиеся этой школы тоже с гордостью стали носить имя нашего знаменитого земляка.

28 сентября 2006 года Решением Думы Нижнеилимского района Михаилу Кузьмичу Янгелю было присвоено звание почетного гражданина Нижнеилимского района.

25 октября 2006 года исполнилось 95 лет со дня рождения М.К. Янгеля, в честь этого события в Железногорск-Илимский приехала делегация гостей из Киева, Москвы и Днепропетровска. Это были: внучка М.К. Янгеля Анна Янгель, соратники конструктора, ветераны КБ «Южное» Паппо-Корыстин В.Н., Платонов В.П., Степневский В.Н., а также сотрудник информационно-аналитического центра «Спейс-Информ» Митрахов Н.А. и президент аэрокосмического общества Украины Фролов В.Ф.

Эта делегация посетила музеи им. Янгеля в Железногорске, Новой Игирме, Березняках, Янгеле и подарила множество фильмов и книг о нашем знаменитом земляке.

Мнение экспертов и современников

Я. Голованов, советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки, автор 20 книг, более 1200 газетных и 160 журнальных статей, лауреат двух высших журналистских премий «Золотое перо»:

"Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал."

Владимир Платонов, писатель, журналист, режиссер, библиограф М.К. Янгеля:

"Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный - шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета".

Академик Б.Н. Петров:

"С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска"

М. Кузнецкий:

"Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас".

Нина Струк, специалист , заслуженный работник культуры РФ:

"Если имена первого космонавта Юрия Гагарина и главного конструктора космических кораблей Сергея Королёва известны всему миру, то имя создателя первых управляемых баллистических ракет Янгеля чаще упоминается в специальной литературе, а увековечено лишь в тех местах, что связаны с его деятельностью: на Байконуре, в Днепропетровске, Красноармейске. В открыт музей, посвящённый создателю ракетно-космических систем. Его имя при жизни было засекречено."

Д.С. Смирнов о совместной работе с М. К. Янгелем в ткацком цехе:

"С Михаилом Кузьмичом мы вместе работали и жили в одном общежитии. Жили одной коммуной. Заработанные деньги клали в общую кассу, питались из одного котла. Михаил Кузьмич увлекался спортом. Когда он поступил в институт, мы, коммунары, купили ему костюм и ботинки, а в годы учебы помогли ему.

Много теплых слов об ученом конструкторе сказала в своем выступлении председатель совета фабричного музея В. Д. Иванова. С большим вниманием слушали участники митинга выступление супруги ученого Ирины Викторовны.

Михаил Кузьмич, - сказала она, - часто рассказывал мне о своих друзьях, товарищах, с кем вместе работал и учился здесь, на фабрике. Он гордился тем, что вышел из рабочего коллектива.

В заключение она поблагодарила коллектив фабрики за то, что он хранит память о ее муже, пожелала больших успехов в труде."

Память

  1. Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
  2. Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» (1991).
  3. Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
  4. Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.
  5. Его именем названы астероид и кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»).
  6. В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области.
  7. Улицы его имени в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Красноармейске.
  8. Именем академика Янгеля названа одна из станций московского Метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица Академика Янгеля» .
  9. Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске; на космодромах: « Байконур » и « Плесецк ».
  10. Мемориальные доски на зданиях:
    • текстильной фабрики в г. Красноармейске Московской области,
    • Московского авиационного института,
    • ЦНИИ Машиностроения в г. Королёве Московской области,
    • ГКБ «Южное» в г. Днепропетровске.
  11. Почетный житель г. Байконура.
  12. Его имя носил Харьковский институт радиоэлектроники в 1982-1993-х.

Литература

  1. И. Стражева. Тюльпаны с космодрома. - М.: 1978.
  2. Советское ядерное вооружение. - Нью-Йорк/Москва, 1989/1992.
  3. Совершенно секретно: газета. - №1, 1993.

Cсылки

  1. Нижнеилимский район: жить у моря, работать - на горе // Копейка: газета. - 9 декабря 2005.
  2. Нина Струк Космические автографы нашего земляка // Восточно-Сибирская правда: газета. - 26 июля 2011.
  3. Ступин Александр Янгель Михаил Кузьмич // Космический мир: информация о российском космосе. - октябрь 1996.
  4. Янгель Михаил Кузьмич // Сайт Красноармейской ЦБС

Михаи́л Кузьми́ч Я́нгель (25 октября [7 ноября ] , д. Зырянова , Иркутская губерния - 25 октября , Москва) - советский конструктор ракетно-космических комплексов.

Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова ( -) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (). Участвовал в разработке самолетов И-153 , ТИС , работе акционерного общества «Амторг» в США . Организовал доводку истребителей И-180 , И-185 , модификацию самолета По-2 . В Министерстве авиационной промышленности СССР ( -) координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград , Московской области , -). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное») , город Днепропетровск ( -).

Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года , отойдя в курилку.

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7 , руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12 , организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12 , Р-14 , Р-16 , Р-36 , космических ракет-носителей «Космос », «Космос-2», «Циклон-2 », «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ , космических аппаратов «Космос », «Интеркосмос », «Метеор », «Целина » ( -).

Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) ( -). Депутат Верховного Совета СССР ( -). С 1966 года являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.

М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

После смерти Янгеля КБ «Южное» возглавил его ученик и соратник, конструктор ракетно-космической техники В. Ф. Уткин .

Известные проекты

Увековечение памяти

Внешние изображения
  • Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области .
  • Историко-художественный музей им. академика М. К. Янгеля (Иркутская область, г. Железногорск-Илимский).
  • Имя М.К. Янгеля носит средняя школа в поселке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
  • Имя Янгеля присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» ().
  • Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
  • Стипендия в , Днепропетровском государственном университете .
  • Его именем названы астероид и кратер на Луне , пик на Памире , океанский сухогруз («Академик Янгель»).
  • Имя Янгеля носил в 1982-1993 годах.
  • В честь него названа школа № 13 города Усть-Илимска .
  • Его имя носила Московская школа № 860 недалеко от улицы Академика Янгеля (закрыта).
  • В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области .
  • Улицы его имени в Москве , Киеве , Днепропетровске , п. Березняки Нижнеилимского района Иркутской области, Братске , Байконуре , Красноармейске , Мирном , Знаменске , Железногорске-Илимском,Виннице.
  • Именем Академика Янгеля названа одна из станций московского метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица академика Янгеля» .
  • Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске , Байконуре (в сквере на улице Янгеля); на космодромах : «Байконур » (возле МИКа площадки 43) и «Плесецк ».
  • Мемориальные доски на зданиях:

Награды и звания

  • Дважды Герой Социалистического Труда (25.06. , 17.06.).
  • Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.
  • Ленинская премия СССР ().
  • Государственная премия СССР ().
  • Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР ().
  • Почетный житель г. Байконура .

См. также

Напишите отзыв о статье "Янгель, Михаил Кузьмич"

Примечания

Литература

  • Губарев В. С. Конструктор. Несколько страниц из жизни Михаила Кузьмича Янгеля. - М .: Политиздат , 1977. - 110 с.
  • Стражева И. В. Тюльпаны с космодрома. - М .: издательство "Молодая гвардия" , 1978. - 399 с.
  • Лев Андреев и Станислав Конюхов. Янгель. Уроки и наследие.. - Д.: Арт-Пресс, 2001. - 521 с.
  • Платонов В. Янгель создатель оружия выживания. - Д.: ИМА-пресс, 2011. - 528 с.
  • Янгель Михаил Кузьмич: посвящается 100-летию со дня рождения. - Ярославль: РМП, 2011. - 168 с. : ил.
  • А.И. Осташев , «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ - ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С.П. КОРОЛЁВЕ - 2010г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
  • «Берег Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., г. Киев , 2014г., издательство "Феникс", ISBN 978-966-136-169-9
  • «С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопота , РКК «Энергия» им. С. П. Королёва , 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Янгель, Михаил Кузьмич

Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
– Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
– Очень жаль, что вчера вы не застали меня. Я целый день провозился с немцами. Ездили с Вейротером поверять диспозицию. Как немцы возьмутся за аккуратность – конца нет!
Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей. Но он в первый раз слышал и фамилию Вейротера и даже слово диспозиция.
– Ну что, мой милый, всё в адъютанты хотите? Я об вас подумал за это время.
– Да, я думал, – невольно отчего то краснея, сказал Борис, – просить главнокомандующего; к нему было письмо обо мне от князя Курагина; я хотел просить только потому, – прибавил он, как бы извиняясь, что, боюсь, гвардия не будет в деле.
– Хорошо! хорошо! мы обо всем переговорим, – сказал князь Андрей, – только дайте доложить про этого господина, и я принадлежу вам.
В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?
– Так наступление окончательно решено? – сказал Болконский.
– И знаете ли, мой милый, мне кажется, что решительно Буонапарте потерял свою латынь. Вы знаете, что нынче получено от него письмо к императору. – Долгоруков улыбнулся значительно.
– Вот как! Что ж он пишет? – спросил Болконский.
– Что он может писать? Традиридира и т. п., всё только с целью выиграть время. Я вам говорю, что он у нас в руках; это верно! Но что забавнее всего, – сказал он, вдруг добродушно засмеявшись, – это то, что никак не могли придумать, как ему адресовать ответ? Ежели не консулу, само собою разумеется не императору, то генералу Буонапарту, как мне казалось.
– Но между тем, чтобы не признавать императором, и тем, чтобы называть генералом Буонапарте, есть разница, – сказал Болконский.
– В том то и дело, – смеясь и перебивая, быстро говорил Долгоруков. – Вы знаете Билибина, он очень умный человек, он предлагал адресовать: «узурпатору и врагу человеческого рода».
Долгоруков весело захохотал.
– Не более того? – заметил Болконский.
– Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек.

Доктор технических наук (1960). Академик АН Украинской ССР (1961). Академик АН СССР (1966). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961).

Биография

Родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (ныне - Нижнеилимского района Иркутской области, деревня затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье (в семье Янгелей было 12 детей).

В 1926 году, окончив 6-й класс, переезжает в Москву к брату Константину. Учась в 7 классе, подрабатывает в типографии - разносит по городу стопки печатной продукции.

Окончив ФЗУ, работает помощником мастера текстильной фабрики им. Красной армии и флота (город Красноармейск , Московской области, 1929-1931). Одновременно учится на рабфаке.

В 1931 году поступает в Московский авиационный институт (МАИ), который заканчивает с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Позже с отличием окончил Академию авиационной промышленности СССР (1950).

Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора на авиационном заводе им. Менжинского в КБ Н. Н. Поликарпова (1935-1944). Зам. главного инженера ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолетов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолета По-2. В Министертве авиационной промышленности СССР (1946-1948) координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград, Московской области, 1950-1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное»), город Днепропетровск (1954-1971).

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина» (1954-1971).

Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) (1952-1954). Депутат Верховного Совета СССР (1966-1971).

М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Известные проекты

  • Р-36М

Увековечение памяти

  • Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
  • Историко-художественный музей им. академика М. К. Янгеля (Иркутская область, г. Железногорск-Илимский).
  • Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» (1991).
  • Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
  • Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.
  • Его именем названы астероид и кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»).
  • Имя Янгеля носил Харьковский институт радиоэлектроники в 1982-1993 годах.
  • В честь него названа школа № 13 города Усть-Илимска .
  • Его имя носила Московская школа № 860 недалеко от улицы Академика Янгеля (закрыта).
  • В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области.
  • Улицы его имени в Москве , Киеве , Днепропетровске , Братске , Байконуре , Красноармейске , Мирном, Знаменске .
  • Именем академика Янгеля названа одна из станций московского Метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица Академика Янгеля».
  • Установлены памятные бюсты в городах (2010 год).

Награды и звания

  • Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961).
  • Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.
  • Ленинская премия СССР (1960).
  • Государственная премия СССР (1967).
  • Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970).
  • Почетный житель г. Байконура .