Как сделать батик в домашних условиях. Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.

Что такое батик

Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.

Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.

История

Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Виды

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

  • Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
  • Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
  • Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
  • Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
  • Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.

Техника выполнения

Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:

  • холодную;
  • горячую;
  • свободную роспись;
  • свободную роспись с применением солевого раствора.

Холодный батик

Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.

Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:

  • простой карандаш;
  • резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
  • каланоковые кисти, анилиновые составы;
  • кнопки, подрамник;
  • натуральный шелк (крепдешин).

Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:

  1. Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
  2. Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
  3. Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
  4. Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
  5. Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
  6. Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
  7. Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
  8. После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.

Горячий

Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:

  • натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
  • картонный трафарет;
  • красящие средства для росписи по ткани;
  • стакан для воды;
  • воск, чантинг;
  • кисточки, резиновые перчатки;
  • целлофан, газеты:
  • фен или утюг.

Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:

  1. Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
  2. Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
  3. Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.

Свободная роспись

Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:

  • красками, загуститель из резервирующей жидкости;
  • с помощью красок, солевого раствора;
  • печатными красками;
  • масляными красками;
  • по шелку, аппретирующий загустителями.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.

Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:

  • анилиновые красители:
  • солевой раствор;
  • отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
  • эскиз будущей работы;
  • кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
  • пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
  • палитра;
  • мягкий карандаш 8В.

Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:

  1. Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
  2. Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
  3. Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Видео

Окрашивание тканей в домашних условиях просто в исполнении, с учетом того, что краски по ткани достаточно доступны в продаже. Знакомство с окраской вещей предлагаем начать с простого узелкового батика, мастер-класс по созданию индивидуального дизайна рассмотрим на примере нескольких работ.

Техника выполнения такого вида окрашивания состоит в том, чтобы скрутить ткань в нужные узлы, в которые не будет проходить краска. Для окрашивания узелковым батиком используют преимущественно анилиновые красители, которые могут выпускаться в виде порошки или разбавленного концентрированного раствора. Разбавляться самостоятельно нужно в соответствии с инструкцией.

Не забывайте о природных красящих пигментах, находящихся в природных богатствах. Луковая шелуха, например, придает коричневый цвет, свекла — красный, розовый, листья крапивы и шпината — насыщенный зеленый, а черника и краснокочанная капуста красит в синий.

Анилиновые краски окрашивают только натуральные ткани, следовательно, нам понадобится для окрашивания одежда из натурального волокна, желательно хлопка, то есть вы можете взять однотонную бязь, сатин, ситец. То есть спектр применение окраски ткани включается себя элементы одежды из натурального хлопка, юбок, футболок, платьев, аксессуаров в виде шарфов, платков, бандан, сумок из ткани, джинсы, котоновые брюки. Актуально применять на детских, безнадежно испачканных вещах, красители безопасны для кожи.


Чтобы окрасить ткань узелковой технологией, можно не прибегать к применению кистей или других вспомогательных средств, но всегда допускает сочетание стилей и холодным батиком с использованием резервирующих веществ, которые не смываются водой.


Для получения разнообразия узоров достаточно применить особые способы складывания ткани. В качестве расходного материала также присутствует толстые веревки и прочные швейные нитки, которыми нужно связать заветные узлы, возможно применение дощечек, камушек, пробковых штампов, ракушек и других формочек.

Чтобы развести красители, понадобится стеклянная или керамическая емкость, можете использовать стеклянные прозрачные бутылки, так вам удобно будет различить необходимые цвета. Посуду для непосредственного окрашивания тканей лучше взять эмалированную, стеклянную или пластиковую. Также нужна будет деревянная лопатка или щипцы для помешивания и доставания ткани.

После всех приготовлений средств окрашивания начинается следующий этап. Теперь мы берем само изделие и нити, принцип окрашивания состоит в том, чтобы связать те места, к которым не поступит краска. Способов скручивания достаточно много, на примере одного из них вы можете создать свою схему связывания.


Для того чтобы окрасить вещь, теперь мы погружаем ее в разведенный краситель, либо наносим краску сверху сложенных деталей по краям.


Обычно окрашенные вещи закрепляют паром. Причем процесс кажется муторным, но на самом деле ничего сложного нет. Ткань сворачивают в кальку и подвешивают в большой емкости с небольшим количеством воды. Накрывают плотным полотенцем во избежание попадания капель конденсата с крышки и ставят на огонь. До полутора часа изделие обрабатывается паром, затем просушивается. Некоторые краски все же можно просто пропарить утюгом, производители обычно указывают на этот способ, но домашние рукодельницы утверждают, что старые традиции сохраняют насыщенность цветов.



Хитрость века передовых технологий — запаривать вещь в пароварке.

Одежда своими руками

Рассмотрим небольшие примеры для начинающих, как сделать узелковый батик на дому. Для этого нам понадобится небольшой список материалов и подробная инструкция с фото.

Возьмите вещь или ткань и постирайте ее в чистой воде, расправьте на поверхности и начните связывать узлы нитками, как показано на рисунке.

Изделие можно распороть на запчасти, чтобы сделать окраску разными цветами или сложить целиком.

Разведите краску в соответствии с инструкцией на упаковке. Раскрашивать можно несколькими способами, опуская изделие в раствор краски, промачивая кистями или шприцами, а также эффектами брызг кистями.

Мастер-класс для начинающих по технике "батик" от Elleplatz.

Е сли кто то думает, что в изготовлении батика самое трудное нанести краску на ткань, то он ошибается, - это самое легкое и интересное из всего процесса изготовления работы. А весь процесс - это несколько последовательных этапов. И не все из них являются очень интересными. Судите сами.

Этап первый. Натягиваем ткань.

Рамки. Они могут быть различными по размерам, от маленьких до больших, и даже простые пяльца для вышивания подойдут. Принцип один, на рамку должна закрепляться ткань таким образом, чтобы все пространство для рисования было на весу. То есть рамка должна иметь профиль, проще сказать, бордюрчик по краям, как на фото. И эта сторона с бордюрчиком и будет лицевой стороной работы.

У меня несколько рамок, самая большая из них 135х135 см, ее я использую для росписи одежды, другие, которые поменьше, использую для изготовления шарфов и картинок (50х100), для шарфа натягиваю в два приема и он получается в готовом виде длиннее метра, и есть маленькие для картинок.


Рамки многоразового использования!

На них мы рисуем, но готовую работу реализуем не на них, иначе весьма накладно получится. Но об этом позже, сейчас мы еще только ткань натягиваем.
Если Вы начинающий исполнитель батика, то Вам достаточно одной рамки, или можно попробовать на больших пяльцах.
Кнопки я использую обычные канцелярские. Они прокалывают ткань и оставляют следы. Поэтому, в тех местах, где ткань не будет впоследствии обрезана, нужно использовать зажимы. Это Вам понадобится только в случае изготовления росписи, превышающей размеры Вашей рамки. Вот, например, когда я расписываю длинную юбку-солнце, она даже на мою большую рамку 135 х 135 см не умещается, и я расписываю ее частями в четыре приема, или в два приема, в зависимости от длины изделия. Я использую простые канцелярские зажимы для бумаги. Продаются и специальные в магазинах для художников, они, наверняка, очень хорошие и удобные, только я не пробовала.
Этими простыми кнопками я накалываю ткань по периметру рамки с торца вгоняя кнопки, или с обратной стороны, как душе угодно, но ткань при этом должна быть натянута руками достаточно туго, чтобы не провисала на рамке .


Теперь ткань.

Все рекомендации написаны в защиту шелка натурального. Это правильно. Натуральный шелк - красивая дорогая ткань и т.п. Я ее использую только на одежду и только на заказ!
Я использую любую тонкую ткань! Любую синтетику, хлопок, лен, атлас, все что угодно, и что недорого. Сейчас качество синтетических тканей таково, что полиэстер по своим свойствам может храниться дольше натурального шелка. Для одежды, конечно, он не обладает всеми свойствами натуральных волокон, но для картинок самый раз, да и для шарфиков вполне, и для юбки тоже хорошо.
Все ткани по-разному воспринимают резерв и краску, На одних растекается мгновенно, на других замучаешься размазывать, но любую можно в итоге разукрасить. Для начинающих рекомендую ткань с названием креп. Это оптимальный вариант, на котором и резерв хорошо ложится, и краска хорошо растекается до контуров.


Этап второй. Рисунок.

Вот мы и добрались до резерва. Ткань натянута на рамочку, и на нее нужно нанести рисунок.
Уберите подложку из бумаги, отложите ее, может, еще понадобится.
Поскольку все нормальные люди есть нормальные люди, то я не рекомендую брать пример с меня и наносить рисунок резервом на ткань сразу без предварительного рисунка карандашом на бумаге.
Поэтому, берем лист бумаги такого размера, которого у нас должен получиться готовый рисунок. И рисуем рисунок карандашом на этом листе. Затем подкладываем этот рисунок под ткань так, чтобы он просвечивал через нее, закрепляем в нескольких местах булавками, чтобы не съезжал, и обводим по контуру. Через креп, шифон, и другие ткани рисунок будет просвечивать. И через тонкий хлопок будет. А плотные ткани - это несколько сложнее, для начинающих лучше пробовать на тонких. Для специалистов: под рамку с плотной тканью ставим лампу направленного света и сводим рисунок.
Теперь у нас ткань с рисунком на рамке. И этот рисунок мы будем обводить резервом.
Резерв - это состав, который не позволяет краске растекаться по ткани. Мы будем делать холодный батик, потому что это проще и доступнее всем желающим.
Небольшое отступление для информации: Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Чем же отличается холодный батик от горячего?


В технике Холодный батик роль резерва выполняет специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Узелковый - это когда ткань окрашивается анилиновыми красителями, а перед окрашиванием складывается определенным образом, завязывается узелками.
Свободная роспись - это чем кто хочет кто во что горазд и красителями и резервом и краской масляной все в кучу, у художников получаются замечательные оригинальные неповторимые результаты.


Продолжаем. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Их легче купить, чем приготовить. Было когда то советское время, и все было страшным дефицитом, и мешали мы бензин с парафином. А сейчас все просто - пошел и купил за 40 - 50 рублей баночку резерва бесцветного. Если хочется цветной, тоже пожалуйста, хотя я делаю цветные резервы путем добавления в бесцветный небольшого количества масляной краски. Цвет получить можно любой, если получился густой, то разбавляется бензиномочищенным (для зажигалок). Но это мой каприз, потому как выбор большой всех цветов в продаже есть. Они продаются в баночках и в тюбиках.

Из баночек наносятся на ткань рейсфедером - стеклянными трубочками с резервуаром, из тюбиков просто выдавливаются сразу на ткань. Резерв наносим непрерывной линией. Принцип такой: Лучше несколько раз по одному месту, чем ни разу! Если Вы первый раз, то возьмите подкрашенный или цветной резерв, его лучше видно, чем бесцветный.
Для картинок можно использовать любые резервы. А для одежды лучше те, что в баночках, потому как красивые объемные резервы из тюбиков могут облезть при стирке изделия. Кроме того, те, что наносятся рейсфедером, жидкие, хорошо пропитывают ткань насквозь, и вероятность дальнейшего протекания краски минимальна. А из тюбика резерв обычно объемный и красивый, он проще наносится, но сложнее контролировать сквозное пропитывание ткани. Есть, конечно, способы: например, мыльным раствором можно проверить, но начинающим рекомендую нанести контур жидким резервом, а объемным из тюбика, если хочется, обвести контуры в конце работы, поверх нанесенной краски.


Контуры рисунка должны быть замкнутыми!

От резерва до резерва растечется краска, и она заполнит всю огороженную для нее поверхность. Если контур не замкнуть, то потечет краска дальше куда сама захочет, и поймать ее будет очень трудно.
Нанесли контур и поставили его сохнуть. До полного высыхания жидкого резерва обычно час, густого из тюбиков три, пять часов. Но Вам торопиться некуда, поставьте работу до завтра и будьте спокойны, за ночь точно высохнет.
А потом возьмете краски для батика, палитру в виде тарелочки или формочек из коробок с конфетами, и разукрасите свой батик по своему вкусу, как Вам нравится.




Если сомневаетесь, как его разукрасить, то достаньте отложенную бумагу с рисунком, возьмите акварельные или другие краски для бумаги и разукрасьте сначала бумагу. Посмотрите. Если понравилось, то также разукрашиваем ткань. Техника разукрашивания проста, кисточкой краску капнул - она течет себе до контуров. Это на крепе, на других хуже течет, но все равно растечется в итоге. Главное, не заехать кисточкой за контур на те места, где не должно быть краски.
Про краски. Они тоже разные. Есть такие, которые нужно запаривать, их лучше использовать для горячего батика, но можно и для холодного на картинки, которые стирать и мочить никто никогда не будет. А есть с меткой акрил, они запариваются утюгом. Вот их очень удобно использовать для росписи одежды. Они чуть дороже, но ассортимент!!! Даже если Вы никогда не умели и не умеете и не собираетесь учиться смешивать краски, то ими можно получить любой цвет в готовом виде за Ваши деньги. В моей палитре 10 баночек и этого достаточно много даже при моих бесконечных экспериментах.
Вот и все, самая приятная часть работы закончилась. Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками…


Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками. Быстро сохнет. Если Вы не захотели сверху на вашу картинку нанести контур из объемного резерва в тюбиках, или какой другой объемный контур, то через пару часов ваш батик высохнет. Если же нанесли какую обводку, то, соответственно, подольше будет сохнуть.
Когда рисунок высох его снимаем с рамки и проглаживаем утюгом очень хорошо для закрепления краски. Температура подбирается по максимальной температуре для данного вида ткани. Я еще потом через мокрую марлю утюжу, чтобы уж точно пропарилось хорошо. Если использовали объемный контур, то гладится изделие только с изнанки, эти контуры температуры совсем не любят, плавятся и могут прилипнуть к доске, так что удачи при утюжке.

Вот закрепили, а теперь все зависит от того, как вы собирались использовать данное изделие дальше. Это платок на голову? подол юбки? штора на окно? картина на стену? Понятно, что от этого зависит дальнейшая обработка и оформление изделия. Здесь я опишу самый сложный вариант - вариант картины на стену. Почему он для меня самый сложный? Да потому что он начинается так: Уговариваем два дня мужа, чтобы он сделал рамочку! Можно и три дня уговаривать. Вот для юбки или шторки проблем нет, села и сшила, а вот рамочку... Уговорили.


Вот он берет брус подходящего сечения и длины и делает из него рамку для батика. Подходящее сечение - это такое, чтобы как можно меньше, но готовая рамка бы при этом бы не вибрировала, а держалась жестко. Делать это так: Брус напиливаем на четыре части: по сторонам рамки, причем, концы спиливаем под углом 45 градусов, эти стыки и будем теперь склеивать. Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.


Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.


Обязательно выравниваем углы, чтобы все углы рамки были прямыми. На фото показан простой и всем доступный инструмент для выравнивания углов - это коробочка из под дисков.


Когда углы немного подсохли, вырезаем уголки из плотного картона и приклеиваем на углы, закрепляя их таким образом.


И теперь сушим рамку. Сохнет рамка на этом столе от пяти до десяти часов, много не мало, чтобы все хорошо приклеилось и закрепилось. А на следующий день, у меня обычно получается именно так, натягиваем на готовую рамку ткань с готовым рисунком. Это делается просто: намазывается клеем одна сторона и прикалывается ткань кнопками, потом противоположная сторона, а потом остальные. Если изделие большое, то первую сторону начинаем прикалывать с угла, а последующие от центра к краям. Теперь опять сушим. И опять сушим не менее пяти часов, а лучше 24 часа. Теперь кнопки можно убрать .

У нас получилась картина в технике батик на рамке, готовая для оформления ее багетом.

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

В художестве раскрашивание текстиля является целой отраслью творческого занятия по созданию картин, дизайнерских элементов гардероба и соединяет в себе несколько способов нанесения краски. В данной статье мы рассмотрим роспись по ткани батик для начинающих.

Батик зарождался в Индонезии и техника изготовления цветных тканей с узорами существует по наши дни. Многие особенности нанесения рисунка в большей степени схожи с методами традиционного окрашивания шелка и хлопка в Японии и Индии. Некоторые отличаются по своему инструментарию, набору материалу и технологии окрашивания.

В наше время окрашивание тканей на дому — распространенное хобби, и мастера занимаются росписью по текстилю ради художественного удовлетворения. Также техника батика применяется для реставрации безнадежно испачканной одежды или вовсе для получения эксклюзивных платков, футболок, платьев и так далее.

Горячий батик

Художественная роспись с помощью резервирующего вещества – расплавленного воска. Такое вещество делает рисунки на ткани с помощью специального инструмента чантинга, медный резервуар на ручке, в который помещается кипяченый жидкий воск, а на конце резервуар имеет тонкое сопло, из которым собственно и рисуют узоры. Для бензинового резервирующего средства используют стеклянную трубку. Таким способом ткань опускается в краску для текстиля, это могут быть анилиновые красящие порошки, которые разбавляются водой или наносится кистью, а разрисованные места останутся не тронутыми.

На высохшую краску можно продолжать наносить средство и окрашивать еще одни слоем, в производстве, воск наносятся штампами, что дает возможность сделать повторяющийся мелкий ажур.

Воск, когда уже не нужен в работе, выпаривается с помощью утюга и бумажных полотенец или газетной бумаги.

Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:

Видео по теме статьи