Колесный танк кентавр. Тяжёлый бронеавтомобиль В1 «Кентавр» (Италия)

В 1984 году командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике аналогичной пушкам танков "Леопард"-1 и М60А1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка "Ариете" и гусеничной БМП VCC-80. Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. Тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.

Работы по "колесному танку" начались фирмами ОТО Мелара и Фиат в конце 1984 года и опирались на опыт создания в 1982-1983 гг. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105 -мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось к трем осям добавить четвертую, чтобы не ухудшилась проходимость машины. Выбор габаритных размеров машины обуславливался трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объёма корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес.


В апреле 1985 г. начались испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний была отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания 105-мм пушки.

Первая машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 году вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 "Кентавр", а в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц.

БМ B1 Кентавр

Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Кентавр" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Кентавры" и пришли на смену танкам - американским М47.

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Кроме бронеавтомобилей "Кентавр" различные варианты дизеля V-6 устанавливаются на гусеничные БМП VCC-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк "Ариете". На машине использована западногерманская автоматическая шестискоростная (пять - вперед, одна - назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.


БТР Кентавр

Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов.

Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.


БМ B1 Кентавр

Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°.

На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Кентавр" не может.

Но результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в "чреве" С-130), днищу придана небольшая V-образность для лучшей противоминной защиты, размеры люка в кормовом броне-листе уменьшены.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Кентавр" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.

Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Кентавр" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Кентавров" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Кентавры" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Кентавр ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.

За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Кентавры" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.

Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Кентавров" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Кентавры".

Летом 1997 г. "Кентавры" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали учатие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.

"КЕНТАВР" II

В 1996 году итальянские вооруженные силы выдали технические требования к колесному танку "Кентавр" второго поколения. Опытный образец был изготовлен в том же году, а в 1997 году был передан на испытания. Кормовая часть корпуса была удлинена на 335 мм, что позволило увеличить ее внутренний объем. Боезапас к 105-мм пушке на новом варианте БРМ "Кентавр" размещается только в башне, а в увеличенном кормовом отделении оборудованы места для четырех солдат с полным вооружением. Вокруг башни установлены дополнительные бронелисты, верхние части двух задних пар колес прикрыты экранами из стальных бронелистов. В результате доработок боевая масса машины увеличилась на 1 т, боезапас снарядов к пушке уменьшился с 40 до 16. Ожидается, что сухопутные войска Италии закажут 150 бронеавтомобилей "Кентавр" II для использования в качестве бронированных разведывательных машин.

БТР "КЕНТАВР"

Опытный БТР был построен в 1996 году. Корпус машины был удлинен еще на 80 мм по сравнению с "Кентавром" II, также увеличилась и колесная база, с 4,5 м до 4,8 м. По эргономическим соображениям корпус сделан выше, высота БТР по крыше корпуса составляет 1,93 м по сравнению с 1,75 м у "Кентавра". Опыт миротворческих операций в Сомали показал необходимость усиления бронезащиты: броня БТР выдерживает попадания 12,7-мм бронебойных пуль в кормовой части и с бортов, а в лобовой - попадания 25-мм снарядов. На демонстрационной машине была установлена двухместная башня ОТО Бреда, вооруженная 20-мм автоматической пушкой и спаренным с не 7,62-мм пулеметом. В ходе испытаний 20-мм пушку заменили на пушку калибра 25 мм. В конфигурации с установленной башней экипаж БТР состоит из трех человек (командир, стрелок, водитель) и еще шесть десантников размещаются в кормовом боевом отделении. Боевая масса БТР - 24 т. Безбашенный БТР на базе "Кентавра" может перевозить 11 человек, включая водителя.

Бронетранспортер на базе "Кентавра" отвечает практически всем требованиям, предъявляемым армией Франции к перспективной колесной машине VBM, армией Германии к машине GTK и армией Великобритании к бронеавтомобилю MRAV. Единственным исключением является ширина машины, так как вооруженные силы Франции и Германии ограничили ширину перспективного бронеавтомобиля тремя метрами, в то время как ширина БТР на базе "Кентавра" - 3,28 м. Уменьшить ширину БТР возможно за счет снятия дополнительной брони корпуса или замены ее на другой тип. Весьма вероятно, что бронетранспортер примет участие в конкурсе на поставку бронированных колесных машин для вооруженных сил этих стран.

В 1999 году министерство обороны Италии заключило контракт, предусматривающий разработку на базе бронетранспортера командно-штабной машины, санитарно-эвакуационной машины, самоходного миномета и носителя ПТУР. Итальянская армия планирует закупить 240 машин всех модификаций. Ширина базовой модели, предназначенной для Италии, уменьшена до 3 м.

На противотанковом варианте будет устанавливаться вращающаяся башня ОТО Бреда HITFIST. В башне монтируется 25-мм автоматическая пушка Эрликон Контраверс, спаренный с ней 7,62-мм пулемет и две пусковые установки ПТУР "ТОУ".

Командно-штабная машина имеет увеличенную высоту боевого отделения (общая высота машины по крыше корпуса 2,1м). Вооружение - пулемет калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Амбразуры в бортах корпуса и рампе на КШМ отсутствуют.

Вариант самоходного миномета предполагает установку 120-мм гладкоствольного миномета TDA на поворотном основании внутри боевого отделения. Стрельба ведется через большой створчатый люк в крыше корпуса. Для самообороны будет использоваться пулемет калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Экипаж самоходного миномета состоит из командира, водителя и четырех человек боевого расчета.

На базе бронеавтомобиля "Кентавр" была создана и проходила испытания 155-мм самоходная установка.

Колесная формула..................................................8х8
Боевая масса, кг...............................................24.800
Длина корпуса, м................................................ 7,40
Длина с пушкой вперед, м........................................ 8,56
Ширина, м....................................................... 2,94
Высота корпуса, м............................................... 1,75
Высота по крыше башни, м........................................ 2,44
Колесная база, м...................................... 1,60/1,45/1,45
Ширина колеи, м................................................. 2,51
Дорожный просвет, м............................................. 0,42
Максимальная скорость по шоссе, км/ч.............................. 108
Запас хода по шоссе, км.......................................... 800
Емкость топливных баков, л....................................... 540
Преодолеваемые препятствия:
подъем............................................................ 60%
высота стенки, м................................................ 0,55
ширина траншеи, м................................................ 1,55
глубина брода, м.................................................. 1,2
Экипаж, чел. ....................................................... 4

Официальное обозначение: Cruiser Tank Mk.VIII
Альтернативное обозначение: “Centaur”, A27L
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: июль 1942 г.
Стадия завершения работ: построено 3134 танка, в боевых действиях использовались только “Centaur” IV.

Появление в конце 1940 года крейсерского танка A15 «Crusader» лишь ненадолго позволило RTC (Королевскому Танковому Корпусу) получить некоторые преимущества перед основными немецкими танками Pz.II и Pz.III. Уже со следующего года в Германии стремительно нарастили выпуск более мощных танков Pz.IV, что сразу поставило самые новейшие британские крейсера на уровень ниже. Их самыми слабыми сторонами оказались 2-фунтовые орудия и ненадежные двигатели Nuffield-Liberty.

Чтобы устранить отставание в конце 1940 года Танковый Комитет выработал требования для тяжелого крейсерского танка: лобовое бронирование корпуса – 65 мм, лобовое бронирование башни – 75 мм, скорость – 24 мили в час (39 км\ч), масса – до 24 тонн. Но главное, явно устаревшая «двухфунтовка» должна была уступить место 6-фунтовыму орудию в башне нового типа на более широком погоне.

За разработку нового танка взялось сразу несколько фирм, однако наиболее перспективными считались проекты на основе конструкции А15. Так, фирма Nuffield представила «своё видение» крейсерского танка на базе серийного шасси со старой силовой установкой, но с новым корпусом и башней. Параллельно, совместными усилиями фирм Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCWC) и Rolls-Royce, был предложен собственный проект предполагавший использование адаптированного авиационного двигателя «Merlin» и трансмиссии нового типа на идентичном шасси.

Оба варианта получили одобрение Генерального Штаба в январе 1941 года, однако из-за задержек с испытаниями новой силовой установки пришлось разработать «промежуточный» вариант танка A27L «Cromwell II» (индекс «L» обозначал марку двигателя – в данном случае это был «Liberty»). Также эта боевая машина стала известна под обозначением Cruiser Tank VIII .

Проектирование A27L поручили фирме English Electric, которая приступила к работе в конце 1941 года. Проект был готов к весне следующего года и был во многом был аналогичен танку А24 от фирмы Nuffield. Как уже указывалось ранее, изменения коснулись силовой установки и трансмиссии. По различным зарубежным источникам боевая масса танка составляла от 27432 до 28849 кг.

Ходовая часть танка A27L состояла из пяти сдвоенных опорных катков на каждый борт оснащенных резиновыми бандажами. Использовалась индивидуальная «свечная» подвеска типа Christie с вертикальными пружинными рессорами. Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц размещались спереди, ведущие колеса цевочного зацепления – сзади. Гусеница мелкозвенчатая с одногребневыми траками шириной 14 дюймов (355 мм).

Корпус танка A27L был практически аналогичен А24, отличаясь только бронировкой моторно-трансмиссионного отделения. Компоновка корпуса осталась классической. Спереди располагалось отделение управления, где находились места водителя (справа) и его помощника (слева). В вертикальном лобовом листе корпуса толщиной 64 мм имелось два круглых люка различного диаметра, а по бортам были расположены смотровые приборы с триплексами.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная башня коробчатой формы (также заимствованной от А24) с шириной погона 1524 мм. В её лобовом бронелисте монтировалась спаренная установка из 6-фунтовой (метрический калибр 57 мм) пушки Mk.III или Mk.V и одного 7,92-мм пулемета Besa. На крыше башни мог устанавливаться зенитный 7,71-мм пулемет Bren. Слева от орудия был сделан вырез под телескопический прицел. На крыше башни имелось два люка и два перископических прибора наблюдения Mk.IV. Боекомплект включал 75 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов, 4950 патронов для пулеметов Besa и 600 патронов для пулемета Bren. На правом борту башни монтировался двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет с 30 гранатами. Полный экипаж танка состоял из 5 человек: командир, наводчик, заряжающий, водитель и помощник водителя (также обслуживал радиостанцию).

Заднюю часть корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, где устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Nuffield-Liberty формированный до мощности 410 л.с. и оснащенный жидкостной системой охлаждения. Старая планетарная трансмиссия была заменена на новую от фирмы Merrit-Brown.

Заказ на изготовление двух прототипов A27L фирма English Electric получила 29-го апреля 1942 года и уже 29-го июня первый опытный образец выкатили из цеха. Второй прототип был готов в начале июля – тогда же оба танка были отправлены на полигон в Фарнборо. Испытания A27L прошли без особых нареканий, если не считать вполне стандартные проблемы с охлаждением двигателя. В остальном заказчик не имел больших претензий и в августе 1942 года был оформлен первый заказ, который разместили сразу на шести танкостроительных предприятиях фирм English Electric, Nuffield, LMS, Harland, Fowler и Leyland. В ноябре 1942 года, во избежание путаницы с названиями, танк переименовали в «Centaur» . Вплоть до февраля 1944 года было построено 3134 танка A27L двух основных модификаций и в варианте ЗСУ.

Если первый вариант A27L «Centaur» I был практически идентичен А24, отличаясь только трансмиссией. Благодаря этому в короткий срок удалось построить 950 машин. На второй модификации («Centaur» II ) была предпринята попытка оснастить танк более широкой гусеницей и ведущими колёсами с большим числом венцов. Так намеревались решить проблему возросшего давления на грунт, однако этот вариант серийным так и не стал.

Более удачной оказалась модификация «Centaur» III . Главной целью доработок стала усиление вооружение – как оказалось, даже наличие 57-мм орудия не гарантировало успех при встрече с немецкими «четверками» старых типов, а с появлением модификаций Pz.IV Ausf.F2 и Ausf.G (с длинноствольной 75-мм пушкой) положение британских танкистов стало вовсе незавидным. Таким образом, вновь назрела необходимость установить артиллерийскую систему более крупного калибра – танки «Centaur» III стали оснащаться 75-мм пушкой Mk.V и Mk.VA, которая, хоть и не полностью, уравновесила силы противников. Большинство машин этого типа было получено путем доработки более ранних «Centaur» I.

Последней моделью стал «Centaur» IV , представлявший собой танк огневой поддержки. Ранее такие машины просто получали индекс CS после названия модификации, но с 1942 года его отменили и нумерация стала сквозной. На «Centaur» IV устанавливалась 95-мм гаубица, которая могла вести стрельбу только осколочно-фугасными и дымовыми снарядами, а также форсированный двигатель. Всего было выпущено только 80 танков поддержки.

Жизненный цикл большинства танков «Centaur», так сказать, в чистом виде, оказался недолгим. С конца 1943 года началась активная программа модернизации A27L путем замены двигателя «Liberty» на «Meteor» и доведения их до стандарта A27M («Cromwell» X). Другая часть танков послужила основой для различных вспомогательных бронемашин.

В 1942 году появился вариант бронемашины артиллерийских наблюдателей «Centaur» OP (Observation Post), на котором орудие заменялось муляжом, а на освободившемся месте устанавливалась дополнительная радиостанция No.19.

Несколько десятков танков A27L также было переоборудовано в инженерные бронемашины. Модификация «Centaur» ARV предполагала демонтаж башни и установку на верхней части корпуса крана-стрелы, дополнительных баков с топливом и другого специального оборудования.

Другим инженерным вариантом стал «Centaur Dozer» , конструкция которого была разработана в 79-й танковой дивизии. На этих бронемашинах также демонтировалась башня с вооружением, а вместо них устанавливался бульдозерный отвал с гидравлическим приводом. Такие бульдозеры передавались частям Королевских Инженеров и должны были распределяться распределялись из расчета один «Centaur Dozer» на один полк крейсерских танков (по другим данным – каждому эскадрону танковой дивизии). Постройка инженерных бронемашин была поручена фирме MG Car Ltd., однако до конца войны фронтовые части получили лишь единичные экземпляры «Centaur Dozer».

В 1943 году несколько танков «Centaur» было переоборудовано в бронетранспортеры типа «Kangaroo». Переделки свелись к демонтажу башни и части внутреннего оборудования для увеличения внутреннего пространства боевого отсека, который теперь использовался в качестве десантного и мог разместить 10-12 солдат. Экипаж БТР сокращался до двух человек.

Наиболее интересными были самоходные зенитные установки «Centaur» AA. При разработке этих ЗСУ было решено использовать готовые наработки по серийным самоходкам «Crusader» AA оснащенным 20-мм спаренными пушками Polsten. В результате на модификации «Centaur» AA Mk.I устанавливалась башня от «Crusader» AA Mk.II, а модификация «Centaur» AA Mk.II получила башню от «Crusader» AA Mk.III. В общей сложности было построено около 200 таких ЗСУ.

Принять участие в боевых действиях танкам «Centaur» I и «Centaur» III не пришлось. К моменту операции «Overlord» основная их масса превратилась в А27М и вспомогательные бронемашины, а оставшиеся танки использовались только для учебных целей. Ещё одной причиной отказа от их боевого применения была низкая надежность двигателей «Liberty».

Исключение составили только танки поддержки «Centaur» IV, которые использовались в составе Royal Marines Armored Support Group, сформированным в июле 1943 года и действовавшим в интересах флота. Первоначальный замысел их использования состоял в следующем – танки «Centaur» IV должны были устанавливаться на баржи парами и осуществлять огневую поддержку сразу после того, как корабельная артиллерия перенесёт огонь вглубь территории противника. Однако, после проведения маневров в феврале 1944 года, на которых присутствовали маршал Монтгомери и король Георг VI, этот план был признан малоэффективным и его пришлось изменить. Теперь от танкистов требовалась высадка на берег вместе с десантом, что потребовало реорганизации десантных частей.

Переформирование начали проводить с 14-го марта 1944 года – RMASG нового образца состояла из двух полков двухбатальонного состава, включавшего 32 танков «Centaur» IV и 8 «Sherman» QP. Общее количество танков, включая штабные, составило 100 единиц. Примечательно, что танки планировали использовать только в первые часы высадки исключительно для огневой поддержки десантных подразделений.

Знаменитый «Day D» прошел для экипажей группы не слишком удачно. Из 20 безвозвратно потерянных «Centaur» IV большая половина утонула, так и не добравшись до берегов Нормандии. Остальные подтягивались постепенно и оказать существенной огневой поддержки десанту не смогли. Достаточно сказать, что в течении 6-го июня 1944 года в боях принял участие только 21 танк. Остальные прибыли на следующие сутки. В боях на побережье использовалось одно необычное приспособление в виде металлических саней, на которых укладывался дополнительный боекомплект из 60 выстрелов.

Танки «Centaur» IV продолжали участвовать в боях вплоть до 21-го июня включительно, сначала оказывая поддержку частям 4-й бригады британского спецназа на реке Орн, а затем парашютистам из состава 6-й воздушно-десантной дивизии. Оставшиеся к тому времени танки отвели в тыл и 24-го июня передали в распоряжение артиллерийских частей. Дальнейшая судьба «Centaur» IV остаётся невыясненной.

Оставшиеся на территории Великобритании танки впоследствии послужили не только британской армии. В процессе формирования 1-й польской танковой дивизии для обучения танкистов было передано несколько «Centaur» III. Использование инженерных бронемашин продолжалось ещё несколько лет после войны, но уже к началу 1950-х гг. практически все они были выведены из эксплуатации. Помимо этого, 72 танка «Centaur» было передано армии Франции.

Более продолжительной оказалась карьера танков «Centaur», переданных в послевоенный период армии Греции. Необходимость в бронетехники у греков была более чем острая в связи с апогеем гражданской войны. Союзники решили материально помочь гречскому правительству отправив в мае 1946 года 52 танка «Centaur» I, оснащенных 57-мм орудиями и башнями типа «В». В течении 1946-1947 гг. эти машины активно применялись против партизан-коммунистов на территории Македонии и Эпира. Несмотря на неблагоприятные условия (горная местность и наличие многочисенных минных полей) греческие танкисты остались довольны своими танками. В процессе эксплуатации некоторые танки оснащались 12,7-мм пулеметами. Использование «Centaur» I в армии Греции продолжалась вплоть до 1957 года, пока им на смену не пришли более современные американские танк М47.

В настоящее время в качестве музейных экспонатов сохранилось всего пять танков A27L, находящихся в весьма приличном состоянии:

Cobbaton Combat Collection (Великобритания) – в годы войны танк бы переоборудован в бульдозер и использовался до 1957 г. Полуразобранная машина была обнаружена в 1978 году и отреставрирована до уровня «Centaur» IV (номер Т218477);

Musee des Blindes (Самюр, Франция) – танк модификации «Centaur» IV (двухцветный «песчаный» камуфляж);

Pegasus Bridge (Бенувилль, Франция) – танк модификации «Centaur» IV (одноцветный зеленый камуфляж);

Hermanville-sur-Mer (Франция) – танк модификации «Centaur» IV с башней от А24 (одноцветный зеленый камуфляж);

Греческий музей бронетанковой техники (Авлона, Греция) – танк модификации «Centaur» III (некомплектный, без двигателя, гусеницы от М113).

Также в частных коллекциях и музеях числится 7 «Centaur Dozer». Ещё по меньшей мере 5 танков и один бронированный бульдозер находятся на территории Великобритании в полуразрушенном состоянии на свалках и бывших артиллерийских полигонах.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003
М.Барятинский «Крейсерский танк Кромвель» (Бронеколлекция МК 2007-04)
М.Барятинский «Английские танки Второй Мировой войны» (Бронеколлекция МК 2010-05)
David Fletcher «Cromwell Cruiser Tank 1942-50»
Great Britain’s Cruiser Mk VIII, A27L, Centaur
Centaur in postwar Greek service Angelos Sanopoulos

Фотографии:
Jedsite: CENTAUR DOZER
Cruiser tank Mk VIII (A27L) «Centaur»
Archives Nationales du CANADA

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА

Cruiser Tank Mk.VIII “Centaur” образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 28849 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6352
Ширина, мм 2896
Высота, мм 2444
Клиренс, мм 406
ВООРУЖЕНИЕ одна 6-фунтовая (57-мм) пушка, один 7,92-мм пулемет BESA в башне, один зенитный 7,71-мм пулемет Bren, двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет
БОЕКОМПЛЕКТ 75 выстрелов, 4950 патронов калибра 7,92-мм, 600 патронов калибра 7,71-мм, 30 гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел No.39 Mk.I, перископические приборы Mk.IV
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верт.) — 57-64 мм
лоб корпуса (гор.) — 25 мм
борт корпуса — 32 мм
корма корпуса — 25-32 мм
крыша — 14 мм
днище — 6,5 мм
лоб башни — 76 мм
борт башни — 51 мм
корма башни — 44 мм
крыша башни — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Nuffield-Liberty Mk.V, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 395 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная несинхронизированная коробка передач Merrit-Brown Z5, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, колодочные тормоза, бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 обрезиненных опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая со стальными траками шириной 356 мм и шагом 100 мм
СКОРОСТЬ 43 км\ч по шоссе
24 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 265 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 24
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 0,91
Ширина рва, м 2,286
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.19 со штыревой антенной

В 1984 г. командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике, аналогичной пушкам танков «Леопард-1» и M-60A1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка «Ариете» и гусеничной БМП YCC-80.

Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. В дополнение к танковым подразделениям, развернутым на северо-востоке страны и обладающим относительно невысокой стратегической мобильностью, предполагалось сформировать высокоманевренные бригады, вооруженные тяжелыми и легкими аэротранспортабельными бронеавтомобилями. Задачей бригад должна была стать оборона итальянского «сапога» от воздушных и морских десантов, тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.



Работы по «колесному танку» начались фирмами ОТО Melara и Фиат в конце 1984 г. и опирались на опыт создания в 1982-1983 г. Г. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105-мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось, чтобы не ухудшилась проходимость, добавить четвертую ось. Выбор габаритных размеров машины был обусловлен трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объема корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».
Разработка ключевых узлов бронеавтомобиля, таких как двигательная установка и ходовая часть, завершилась довольно быстро, что позволило уже в апреле 1985 г. начать испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний стала отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания членами экипажа 105-мм пушки. Дальнейшая отработка конструкции бронеавтомобиля велась параллельно с испытаниями демонстрационной машины. Первая опытная машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять истребителей танков. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 г. вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 «Centauro», а в 1991 г. началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц. Вооруженные силы Испании планируют в начале XXI в. закупить 22 бронеавтомобиля В-1 «Centauro» для вооружения бронекавалерийского полка «Лузитания», входящего в состав Сил быстрого реагирования.



Бронеавтомобиль В-1 «Centauro» занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ боевую разведывательную машину, однако это не совсем правильно. Действительно, «Centauro» с успехом может использоваться для разведывательных операций, эскортирования конвоев, противодействия разведывательно-диверсионным группам противника то есть выполнять боевые задачи, типичные для БРМ. Однако исключительно мощное для колесной машины вооружение 105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения «колесный», тем более что в армии Италии «Centauroы» и пришли на смену танкам американским М-47. «Centauro» и западногерманский Даймлер-Бенц EXF стали первыми в мире бронеавтомобилями, огневая мощь которых сравнялась с огневой мощью танков. Однако немецкая машина была выпущена в единственном экземпляре, а «Centauro выпускался серийно. К колесным танкам порой относят и французскую машину AMX-IORC, но она вооружена 105-мм пушкой с низким давлением в канале ствола, и лишь после перевооружения на 105-мм орудия с высоким давлением газов в канале ствола галлы войдут в «колесный танковый клуб».

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Дизельный двигатель V-6 первоначально был разработан для гражданского применения. Кроме бронеавтомобилей «Centauro» различные варианты дизеля У-6 устанавливаются на гусеничные БМП УСС-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк «Ариете». На машине установлена западногерманская автоматическая шестискоростная (пять вперед, одна назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.



Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя, сиденье водителя регулируется по высоте. Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения. Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов. Все восемь колес ведущие, первые две пары управляемые, на скорости меньше 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.
Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Melara, установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик справа, заряжающий сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.
Пушка LR по внутренней баллистике аналогична 105-мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т; чтобы ее погасить, установлена специальная гидропневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105-мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке 40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни установлено по четыре дымовых гранатомета. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляются с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6 до + 15°.



На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5и 10-кратным увеличением; в прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной от -10 до +60 . У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу «Centauro» не может и перед выстрелом должен остановиться.



Башни для бронеавтомобилей изготавливались, регулировались и испытывались на заводе фирмы ОТО Melara в Специи. По результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в «чреве» С-130), днищу корпуса придана небольшая V-образность для лучшей защиты от действия взрывной волны мины, размеры люка в кормовом бронелисте уменьшены.
Серийное производство бронеавтомобилей В-1 «Centauro» завершилось в 1996 г. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.
Проверку в боевых условиях бронеавтомобили «Centauro» прошли в ходе миротворческой операции «Рестор Хоуп», проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 г. восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме «Centauroов» в нее входило еще пять танков М-60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. «Centauroы» широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течение первых четырех месяцев 1993 г. семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью, за все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытии в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой бронеавтомобиль ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины. Основной головной болью для экипажей «Centauroов» были постоянные проколы камер. Главная автомагистраль Сомали Императорское шоссе не ремонтировалось четыре года, что уж говорить об остальных дорогах. В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она, конечно, не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.



За всю кампанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. «Centauroы» очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги, и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.
Недостаточно мощными оказались УКВ радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно, в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать нараспашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее очень быстро выяснилось, что бронезащита «Centauroов» (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно недостаточна, она не «держит» бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-A. Десять комплектов были установлены на «сомалийские» «Centauroы». Опыт применения бронеавтомобилей «Кентанр» в Сомали тщательно изучался и анализировался западными экспертами. Именно миротворческая операция в Сомали послужила отправной точкой для пересмотра роли и места бронированных колесных машин в современных вооруженных конфликтах. К большинству тяжелых бронеавтомобилей применим следующий вывод из опыта операции «Возвращение надежды»: «Пушка большая, броня слабая».
Летом 1997 г. «Centauroы» вместе с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали участие в операции «Альба» по предотвращению гражданской войны в Албании.

Видео: Бронеавтомобиль B1 «Centauro» 105 мм


Линейка британских танков"Centaur" была попытком ответа на появление и постоянную модернизацию немцами танка "Panzer IV", который впоследствии будет составлять основную конкурению танкам Великобритании и США в Африке. Проект танка А27L, который впоследствии получит название "Centaur" был очень похож на другой образец британского танкостроения - "Cromwell"(A27M), ключевым отличием было наличие другого двигателя.

Описание

Работы по проекту A27 вели сразу несколько британских компаний - "Birmingham Railway Carriage and Wagon", "Rolls-Royce" и "Nuffield". Для устнановки в танк предполагалось использовать двигатель фирмы "Rolls-Royce" под названием "Meteor". По сути это была адаптированная танковая версия авиационного мотора "Мэрелин", который использовался для установки в самолеты. Вот тут у британских конструкторов и начались проблемы. Этих двигателей остро нехватало для нужд авиации, в связи с чем было принято решение для продолжения проекта разработать промежуточную версию танка с другим двигателем - "Liberty", отсюда и маркирока машины - A27L, в то время как для танков с двигателем "Meteor" использовалась A27M. Осенью 1941 года компания "English Electric" начала работу над прототипом. Окончательное название танка - "Centaur" появится позже, а название "Cromwell" закрепят за машинами модификации A27M c двигателями "Meteor". Заранее предусматривалось, что двигатель "Liberty" можно будет в любое время заменить на "Meteor", это было изначально заложено в конструкции танка. Летом 1942-го построили первый экземпляр танка "Centaur", а уже к концу года наладили массовый выпуск этих боевых машин. Первые модификации A27L впоследствии получившие название "Centaur I" были практически идентичны проекту A24("Сavalier"), что позволило британской военной промышленности в короткий срок изготовить большое количество этих машин за счет наработанной технологии. В дальнейшем появилась разработка "Centaur II", однако в серию танк не пошел из-за ряда конструктивных недостатков. Дальнейшим развитием линейки стал танк "Centaur III" с усиленным вооружением - на него устанавливались 75-мм орудия Mk.V и Mk.VA, которые дали возможность британским танкистам более уверенно противостоять немецким средним танкам "Panzer IV" модификаций "Ausf G." и "Ausf.F2", также оснащенным длинноствольным 75-мм орудием. Последней машиной в серии "Центаур" стал "Centaur IV"и это уже был танк огневой поддержки с 95-мм гаубицей, фактически его можно было сравить с САУ класса штурмовых орудий. Большинство модификаций танка "Centaur" так и не приняли участие в боевых действиях - в 1943 году, когда британская промышленность получила возможность массово устанавливать в машины двигатели типа "Meteor", все танки "Centaur" начали активно доводить до стандарта "Cromwell", производя замену двигателей. Большое количество "Центауров" переделали во вспомогательную технику - инженерные машины, бронетранспортеры и т.д. В сражениях Второй мировой войны удалось принять участие только последним модификациям "Centaur IV", которые входили в "Бронированную группу огневой поддержки королевской морской пехоты"(Royal Marines Armored Support Group). Она высадилась на берегах Нормандии в числе первых десантных подразделений летом 1944-го. При высадке группой было потеряно 20 машин "Centaur IV", причем большая часть из них просто не добралась до берега, утонув во время высадки. Известно, что уцелевшие танки "Centaur" участвовали в боях до конца июня, после чего были отведены в тыл. С окончанием войны танки этого типа эксплуатировались ещё какое-то время в Англии, Франции и Греции.

Сообщения российских СМИ о том, что Минобороны Р. Ф. проводит оценочные испытания двух итальянских тяжелых колесных бронемашин типа B1 «Кентавр»(Centauro), вызвало целую бурю откликов, в диапазоне от радикальных обвинений в предательстве российского оборонпрома до живого интереса к этой не совсем обычной для нас технике.

Вячеслав Шпаковский


Итальянский «истребитель танков» Centauro: вчерашний день европейской инженерной мысли или будущее российской армии?


Rooikat (ЮАР) Rooikat на языке африкаанс значит «каракал». Это кошачье имя присвоено колесному танку производства Южной Африки. Машина, оснащенная пушкой калибра 76 см, отличается высокой проходимостью. Производится с 1983 года


БТР Patria (Финляндия) Едва утихли страсти вокруг Centauro, как возникла новая интрига. Против итальянских машин выступил «профильный» вице-премьер Дмитрий Рогозин, зато, как сообщают, Генеральный штаб заинтересовался покупкой 500 изделий финского оборонпрома — БТР Patria. Не имея такого мощного орудия, как у Centauro, финский бронетранспортер тем не менее весьма популярен в мире. В частности, Польша намерена в следующем году довести свой парк этих БТР (известных там как Rosomak — «россомаха») почти до семи сотен


AMХ RC-10 (Франция) Еще один колесный танк носит имя AMX-10RC. Французская боевая машина сконструирована на трехосном шасси и выпускалась с середины 1970-х по середину 1990-х. Общее количество выпущенных экземпляров составляет 457. Боевая масса 16,6 т, экипаж — четыре человека. Броня выполнена из алюминиевого сплава и дает противопульную защиту. Машина вооружена пушкой калибра 105 мм. AMX-10RC неоднократно модернизировалась, в частности по итогам войны в Персидском заливе (1991 г.). Последняя модернизация относится к 2010 году: усилена броня, усовершенствованы системы управления

Чтобы разобраться в том, почему российские военные проявили интерес к иностранным колесным танкам (и это на фоне некоторой неопределенности в отечественном танкостроении), стоит вспомнить о тех временах, когда спор колес с гусеницами только начинался.

Плодотворная идея

Танк родился гусеничным, хотя почти одновременно с первыми проектами гусеничных машин появились и проекты танков колесных. Была даже предложена конструкция танка в форме гигантского шара, и эту идею защитили германским патентом №159411 в 1905 году.

Дальше — больше! Уже в 1929 году в Италии создается колесный танк Fiat-Ansaldo, имевший жесткие колеса-барабаны с резиновыми грунтозацепами и оригинальной рамой, обеспечивавшей плотное прилегание колес к грунту и, как следствие, высокую проходимость. В серию машина не пошла, однако идея не забылась. В годы Второй мировой войны немцы построили четырехосную боевую машину Puma — по сути дела, колесный танк, доказавший свою высокую эффективность. С крушением Рейха идея такой машины не умерла, а нашла своих сторонников во Франции. Там после войны был создан бронеавтомобиль EBR90, оснащенный «качающейся» башней FL 10, но самое главное — оригинальным восьмиколесным шасси, устроенным таким образом, что две пары цельнометаллических колес в его средней части можно было поднимать и опускать! Четыре крайних колеса использовались при движении по шоссе с большой скоростью, а все восемь — на бездорожье. Причем испортить асфальтовое покрытие этот автомобиль не мог!

Хотя БА с пушечным вооружением строились и в других странах, именно Франция долго была «законодательницей мод» в создании таких вот колесных танков, или «истребителей танков», как эти машины стали впоследствии называть. Это и бронеавтомобили Panhard ERC90 Sagaie иVBC90, вооружавшиеся 90-мм пушкой, и разведывательная машина АМХ-10RC с орудием калибра 105 мм, на трехосном шасси. Одновременно в армиях мира эксплуатировалось множество БТР на четырехосных шасси, включая и наши отечественные БТР-60, 70 и 80. На их базе создавались различные боевые машины, включая самоходные минометы и различного рода конверсии. Например, в Джибути башню от французского БА Panhard водрузили на наш БТР-60 и… получился очень эффективный для своего времени гибрид! Уже в1989году специально сконструированная четырехосная машина, оснащенная 76-мм орудием в башне, поступила на вооружение южноафриканской армии, представители которой положительно оценили высокую проходимость и огневую мощь новинки. Причем интересно, что на экспорт предлагался вариант с105-мм орудием. Швейцарцы создали шасси Shark с установленным на нем 105-мм орудием в «качающейся» башне.

Дешевле и мобильнее

Общемировая тенденция прослеживается на всех этих примерах достаточно отчетливо: мы наблюдаем переход на четырехосное шасси — универсальную боевую платформу, которая способна быть носителем различных видов оружия и в первую очередь 105-мм танковых орудий, способных эффективно бороться с танками. Причины распространения боевых машин на колесном ходу понятны. Это прежде всего растущая урбанизация, развитие современной транспортной инфраструктуры и стремление к удешевлению армии. В самом деле, танки, способные воевать на пересеченной местности, в городских условиях всегда будут проигрывать таким вот колесным машинам в мобильности, маневренности. Это будет происходить в силу особенностей самого движителя — гусениц, обладающих значительной инерционной массой. В то же время надежность современного восьмиколесного шасси такова, что позволяет машине двигаться при полном разрушении двух любых колес по одному борту. Экономия топлива, простота обучения вождению, снижение эксплуатационных расходов при очень высокой тактической мобильности — вот далеко не полный перечень достоинств боевых колесных машин подобного класса.

Что же мы испытываем?

А испытываем мы, по определению такого авторитетного издания, каким считается справочник Jane, «истребитель танков» (tank destroyer), причем сама по себе эта машина новинкой не является. Заказ на разработку Centauro командованием итальянской армии был выдан еще в 1984 году. В соответствии с заказом промышленники должны были выпустить высокомобильный колесный истребитель танков, вооруженный 105-мм нарезной пушкой, которая по своей баллистике была бы аналогична пушкам танков Leopard-1 (Германия) и М60А1 (США). Прицельную систему предполагалось унифицировать с аналогичными системами танка Ariete и гусеничной БМП VCC-80. Новым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков итальянской армии.

Первая машина В1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 года, в 1991-м началось их полномасштабное производство на заводе фирмы IVECO-FIAT в Больцано, однако уже в 1996 году оно завершилось. Всего был осуществлен выпуск 400 машин этого типа, подвергавшихся впоследствии непрерывным улучшениям. Также разрабатывались перспективные новые образцы Centauro. В частности, на них была установлена разнесенная броня, улучшена эргономика за счет изменения габаритов корпуса и ходовой части, установлено современное электронное оборудование и т. д.

Что же касается испытываемых у нас сегодня образцов, то, скорее всего, первый — это стандартная, так сказать, базовая модель В1, вооруженная 105-мм орудием фирмы Oto Melara, тогда как вторая — ее модификация с более мощным 120-мм орудием. Причем именно такое орудие, по сообщению источника из Минобороны, как раз и обеспечивает этой машине огневую мощь на уровне современных основных боевых танков, и с этим, разумеется, нельзя не согласиться.

Кстати, именно версия с 120-мм пушкой, продемонстрированная на выставке «Евросатори-2006», была приобретена Оманом. Так что машины этого типа в мире покупают, хотя и нельзя сказать, что с повышенным энтузиазмом. Еще раньше, в 2000 году, США взяли в аренду 16 «Кентавров» и провели их всесторонние испытания. Два года спустя машины вернули, но в результате испытаний родились американский бронетранспортер М1126 Striker (хотя основой для него послужила все-таки не итальянская машина, а швейцарская Mowag PiranhaIII) и машина огневой поддержки М1128 с 105-мм пушкой внеобитаемой малоразмерной башне. Эти машины поступили на вооружение армии США в 2006 году, а их боевое применение началось в 2007-м. Правда, у М1128 выявилось наличие множества конструктивных недостатков, тем не менее после их устранения закупки М1128 были продолжены. Так что определенная тенденция и здесь налицо!

Цивилизованный способ узнать все

Ну а на вопрос, зачем же все-таки мы испытываем эту машину, ответ может быть очень простой: потому что это самый простой и цивилизованный способ познакомиться с одной из явно обозначившихся тенденций в развитии современного мирового танкостроения. И сделать это нужно обязательно, другой вопрос — какими методами. Давайте вспомним, что в нашей армии начиная с 1900 года, да и позднее тоже, своего было довольно мало. Винтовка — на базе целой кучи совместных франко-российских и бельгийских разработок, револьвер — бельгийский, пулемет английский, практически все артиллерийские системы — Шнейдера и Круппа, ну а дальше — больше! После революции многие виды вооружений точно так же закупались, испытывались и поставлялись в войска. Это и наши предвоенные танки практически всех типов, и авиационные двигатели марки «М», и опять-таки многие виды артиллерийского вооружения. Разве не был итальянским лидер «Ташкент» — самый быстроходный корабль советского ВМФ? Разве ракета Р-1 — это не германская ФАУ? И разве не были в основе своей «иностранцами» все наши «грузовики» ГАЗ-А, АА, ААА и даже послевоенный мотороллер «Тула-200», который на самом деле был совсем не «Тула», а Gorgo ТА200… Понравившиеся нам образцы военной техники мы тогда и закупали (в том числе под видом сельскохозяйственных машин), и добывали всякими другими хитроумными способами, игнорируя при этом нормы международного патентного права. Об этом вполне можно было бы написать даже не статью, а толстую книгу. И очень хорошо, что сегодня мы от этих методов и от подобной практики отказываемся. Но все-таки, что бы мы сегодня хотели от итальянских истребителей танков?

С калькулятором в руках

Российские СМИ сообщают, что представители фирм IVECO и Oto Melara серьезно рассчитывают на то, что Россия приобретет лицензию на производство одного, а то и нескольких вариантов Centauro. И вроде бы такое решение лоббируется ОАО «КамАЗ», где подобное производство может быть размещено в дополнение к автомобилю повышенной защищенности «Рысь».

С другой стороны, есть и альтернатива, а именно — среднее семейство колесной бронетехники «Бумеранг», разработкой которого занята «Группа ГАЗ». То есть имеется и свое, и чужое, и сегодня очень многих россиян волнует: вдруг мы решимся взять чужое, а свое отставим?

Но такая позиция выглядит довольно странно. Ведь те же Т-34, равно как и британские танки Cromwell и Comet, приехали к победе на шасси типа Кристи и… разве кто сейчас вспоминает, во сколько долларов нам это обошлось?

Разумеется, нет! Международное разделение труда всегда было, есть и будет, равно как и интеграция в области производства различных товаров и вооружения. Вопрос надо ставить иначе: насколько тот или иной вариант развития событий предпочтителен сточки зрения всей совокупности военных, экономических и геополитических интересов нашей страны? А то вдруг для каких-то целей нам будет выгоднее купить бразильские БА Cascavel, вместо того чтобы трудиться и разрабатывать что-то подобное самостоятельно?