Подготовка к сжатому изложению как научиться писать. Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Мастер-класс "Подготовка к сжатому изложению" в формате ОГЭ

Урок- подготовка к сжатому изложению.

Цели урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;

Продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

Создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, листы оценки, листы формата А3, маркеры. (урок проводится в кабинете информатики).

Ход урока.

1. Повторение понятия о сжатом изложении.

На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока . Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

Что такое микротема?

Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.

Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Слайд №2. Фонохрестоматия,аудиозапись.

«Война»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов

По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста. Слайд №3 Работа с маркерами

Назовите признаки текста.

1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (Война, победа, фашизм, фронт, партизанский тыл капля крови, поле боя, миллионы жизней…)

2. Текст имеет идею.

Идея текста в том,..

3.Текст можно озаглавить.

(В данном случае название дано)

4.Текст разделен на 3 абзаца.

С какой целью это сделано?

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

Учитель: Составьте план текста.

План текста.

1. Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны

2. Народность характера Великой Отечественной войны.

3. Победа, значение которой непреходящее для человечества

Определите тип данного текста. Докажите.

Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

тезис - Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Далее по тексту идут доказательства: 1Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика 2. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов

и вывод - Жертвы были не напрасны, на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:

1) основное положение (тезис);

2) доказательства с привлечением аргументов;

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Определите стиль данного текста.

Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает помнить о победе в Великой Отечественной войне, значение которой непреходящее для человечества..

Работа с маркерами

Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова человечество, народность.

5. Работа над сжатием текста.

По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

Мы будем сжимать текст способом исключения.

Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

1. Замены:

Замена однородных членов обобщающим наименованием;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Замена предложения или его части указательным местоимением;

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

Замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

Исключение повторов;

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

3. Слияния:

Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

Памятка «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Первое сжатое текста.

(Читает свой вариант)

1.замена однородных членов обобщающим наименованием;

2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.

(Обучающийся читает свой вариант ответа)

Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

2. исключение повторов;

3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.

Примерный текст:

Идет время,но не меркнут в человеческой памяти годы войны,величие
нашей победы над немецким фашизмом.Трудно переоценить ее значение в
истории.Мы Вспоминаем уроки,преподаваемые нам войной. Миллионы молодых, да и постарше людей приняли смерть, ясно сознавая, что судьба Родины и человечества несравненно дороже.Одно из положительных черт войны-народность.Когда боролись все-от мала,до велика.Наши Жертвы были не напрасны.Солдаты погибли исполняя свой долг,и мы обязаны помнить их имена. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь павшие оплатили своей.

Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.

3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.

4. Неудачная концовка (дублирование вывода).

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания

Как проверить написанное

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

2.Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

Передано ли основное содержание исходного текста?

Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

*Можно ли текст назвать связным?

*Правильно ли выделены абзацы?

*Нет ли грамматических ошибок?

*Нет ли речевых ошибок?

*Выразительна ли речь?

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3

Первая и важнейшая часть экзамена по русскому языку в 9-м классе – изложение. Процедура проста: в аудитории дважды включается аудиозапись с чтением текста, после чего школьники должны сжато изложить услышанное в объёме не менее 70 слов.

Блестяще написанное изложение добавляет 7 баллов к итоговому результату (из 39 максимальных). И это 17 % общего результата экзамена девятиклассника.

Увы, статистика по ОГЭ неутешительна.

65 % школьников справляются с этой частью только на тройку, добирая минимальный балл за счет сочинения и тестовой части. Стоит ли уделять изложению особое внимание? Безусловно. Умение правильно изложить текст – показатель того, что человек способен извлечь из услышанного главную мысль и представить ее в виде собственного связного текста.

И хотя изложения дети учатся писать с начальной школы, обычно с передачей на письме звучащего текста возникают проблемы .

Во-первых, ребёнок пытается записать текст целиком, включая вводные слова, служебные части речи и второстепенные конструкции . В итоге, не успевая за диктором, теряет нить рассуждения и нарушает смысловую цельность текста.

Это самая серьезная ошибка. Тексты, предлагаемые для изложения, представляют собой рассуждение о какой-либо проблеме, предложенное автором. А значит, последовательность развития мысли крайне важна.

Стремясь поспеть за чтецом и записать все, ребенок неизменно упускает одну из смысловых связок.

Хочу обратить внимание, что на экзамене требуется написать именно краткое изложение . Это значит, что попытка записать все подряд в большинстве случаев заканчивается провалом.

А если ребёнок быстро пишет и успевает все записать? Получит ли он максимальный балл? Нет. В этом случае при проверке не будут начислены баллы за критерий сжатия текста . Такой критерий есть, и эксперт обязан оценить, насколько выпускник смог сжать исходный текст.

Поэтому правило номер один: передача текста один в один не работает. Готовясь к изложению, помогайте ребенку формулировать своими словами то, что он услышал. На первых порах, если с изложением мысли проблемы, берите тексты небольшого объема, примерно 120-150 слов.

Во-вторых, смысл некоторых фраз современному школьнику попросту непонятен. Часто это цитаты, приводимые в доказательство авторской мысли.

Приведу пример. Рассуждая о восприимчивости детской души, автор одного из текстов для изложения приводит слова А. С. Пушкина, который писал: «Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному...» Большинство школьников не понимает, о каком университете идет речь, не зная о переносном значении данного слова, поэтому подобные моменты требуют отдельного уточнения и разъяснения.

Третья проблема - неумение школьника связать разрозненные предложения в связный текст. Предложения, словно бессвязные обрывки мысли, следуют друг за другом без всякой логики.

iconmonstr-quote-5 (1)

Навык составления связного текста отрабатывается в ходе тренировочных изложений.

И здесь я подхожу к главной мысли. Не ограничивайтесь школьной подготовкой к изложению. Часто из-за упора на сочинение и тестовую часть на подробную отработку изложений времени у учителя просто не остается.

Обычные мамы и папы, окончившие школу и владеющие навыком связной речи, совершенно точно могут помочь своему ребенку подготовиться к этому непростому заданию.

Простой способ научиться писать изложение

Главное в изложении - понять основную мысль звучащего текста. На уроке школьников учат делить текст на смысловые части и выделять главную мысль каждой – ее называют микротемой.

Если действовать строго математически, исходный текст следует сократить примерно вдвое:

iconmonstr-quote-5 (1)

из 160-200 данных слов сделать связный текст порядка 80-100.

Как же понять, что выбросить, а что оставить? На занятиях я советую использовать простой прием: после первого прочтения выпишите грамматическую основу каждого предложения - подлежащее и сказуемое. Это поможет выделить смысловой «концентрат» текста.

В качестве примера приведу абзац из уже упомянутого текста о детских впечатлениях.

«Некая неуловимая грань, наступающая при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и познающим мир взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед опасным прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, волнительный миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг, составляющий счастье и полноту жизни».

Изложение - это творческая работа, которая подразумевает краткий письменный пересказ прочитанного или прослушанного материала. Такой вид деятельности проверяет память человека, умение правильно формулировать мысли, грамотность и уровень умственной подготовки. Именно поэтому вопрос о том, интересует как школьников, так и студентов.

Можно ли научить ребенка писать изложение

Бесспорно, научить младшего школьника писать изложение можно, но вам придется найти для него подходящую мотивацию. Если ребенок хочет освоить этот навык, то вы быстро найдете подход к обучению.

Чтобы вам было проще научить школьника писать изложение, развивайте его память с самого детства. Для этого вместе читайте книги, играйте в познавательные игры и работайте над логическим мышлением. Если в дошкольном возрасте малыш будет активно развиваться умственно, то объяснить ему, как писать изложение, не составит для вас труда.

Когда пришло время осваивать этот навык, запаситесь терпением. Регулярные тренировки приведут к успеху достаточно быстро. Занимайтесь с ребенком, чтобы уже через несколько дней он без труда смог написать работу в школе на высокую оценку. Дети быстро запоминают новый материал, поэтому не беспокойтесь, что вам придется потратить много времени.

Как научить ребенка писать изложение

Чтобы объяснить ребенку, запаситесь терпением. Чтобы добиться быстрого результата, следуйте инструкции:

  • Объясните ребенку, что вы сейчас зачитаете текст, а он должен постараться запомнить его суть.
  • Прочитайте текст выразительно, соблюдая паузы и интонационно выделяя важные моменты.
  • Прочитайте текст еще раз, но уже более быстро.
  • Пока вы читаете, ребенок должен записывать для себя главные моменты из текста.
  • Попросите ребенка написать текст своими словами, пользуясь набросками, которые он сделал самостоятельно.

Как писать ребенок поймет с первого раза. Но ему понадобится время, чтобы он освоил технику написания и приспособился к новому для него занятию. Поэтому занимайтесь вместе с малышом несколько раз в неделю. Начинать нужно с коротких и простых текстов, постепенно переходя к более сложным.

Таков план работы с детьми, но как научиться писать изложение взрослому человеку? Если вам нужно сдать экзамен, тест или контрольную работу, в которую будет входить этот вид проверки, то вам придется научиться пересказывать текст.

Если вы хотите научиться писать изложение, поймите, что нет более быстрого и качественного способа обучения, чем постоянные тренировки. Попросите близкого человека или друга диктовать вам текст, который вы будете пересказывать в письменном виде. Помните о таких правилах:

  • Изначально определите тему текста и выделите его главную мысль.
  • Определите стиль текста.
  • Мысленно разбейте текст на вступление, основную часть и заключение.
  • Составьте план текста, если вам разрешается пользоваться своими черновиками.
  • Когда вы слушаете текст второй раз, выделяйте для себя некоторые детали, которые помогут вам восстановить в памяти определенные моменты из повествования.
  • Напишите пересказ каждой части на черновике, после чего свяжите их между собой.
  • Когда вы будете готовы, перепишите изложение на чистовик.

Если вы попрактикуетесь несколько раз, то уже через 3-4 дня вы сможете без труда писать изложение любой сложности. Не бойтесь допустить ошибку в повествовании или слишком сильно перефразировать текст. Изложение не требует точного пересказа. Вам поставят высокую оценку, если вы сможете выразить основную мысль своими словами.

Как писать изложение, мы разобрали. Теперь перейдем к особым моментам, которые значительно облегчат вам процесс написания:

  • Когда составляете план или выписываете важные моменты, сокращайте слова, чтобы не тратить время на записи.
  • Сосредоточьтесь на том, что вы должны запомнить основную мысль, не рассеивайте внимание на весь текст.
  • Следите за грамотностью, ваша оценка будет зависеть и от нее тоже.

Теперь вы знаете, что делать, если вам предстоит срочно подготовиться к экзамену или контрольной работе. Но помните, что вряд ли вам удастся быстро вникнуть в суть этого метода проверки знаний, если ранее вы никак не развивали свою память.

Тренируем память

Только человек с хорошей памятью сможет написать грамотное изложение. Чтобы ее тренировать, читайте книги, решайте логические задачи, смотрите познавательные фильмы и обсуждайте их с друзьями. Кроме того, помните о том, что нужно работать над собой не только перед проверочной работой, но и на протяжении всей жизни.

Таким образом, написать изложение - нетрудная задача. Подойдите к ее решению со всей ответственностью, чтобы через небольшой отрезок времени уметь применять свои навыки на практике.

Немаловажное значение в обучении сжатому изложению имеет работа над языком текста. В опыте учителей этот вид работы находит отражение, но обычно учителя отводят языковой подготовке всего несколько минут при анализе содержания текста, обращая при этом внимание в основном на выяснение смысла незнакомых слов. Содержание языковой подготовки к сжатому изложению должно быть значительно шире.

Необходима работа над лексикой. Она складывается из подбора синонимов, перифраз, разбора архаизмов, диалектизмов, неологизмов, терминов, слов с переносным значением. А при работе над образно-выразительными языковыми средствами, имеющимися в тексте, нужно выяснить, почему употреблено то или иное выражение, можно ли правильно передать содержание текста без данных образно-выразительных средств.

Часто школьники нуждаются в предварительной работе над синтаксическими недочётами. Этот вид деятельности должен быть направлен в большей степени на преодоление ошибок в употреблении падежей существительных, на согласование прилагательных с существительными и глаголов-сказуемых с существительными-подлежащими.

Специального времени для предварительной языковой подготовки не требуется.

Языковая подготовка к написанию сжатого изложения ставит себе ещё одну дополнительную цель - ввести в речь учеников те слова из предназначенного для изложения текста, которые либо вообще незнакомы учащимся, либо употреблены в неизвестном им значении.

К основным языковым приёмам сокращения текста можно отнести:

1. Замены:

а) замена однородных членов обобщенными наименованиями;

б) замена фрагмента предложения синонимичными выражениями;

в) замена предложения или его части указательным местоимением;

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

д) замена сложноподчиненного предложение простым.

Исключения:

а) исключение повторов;

б) исключение фрагмента предложения;

в) исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияние нескольких предложений в одно.

Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлений тезисов, конспектировании.

Примеры упражнении, направленных:

1. на трансформацию словосочетаний.

Упражнение 1.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ... Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ...

2. на трансформацию предложений.

Упражнение 2.

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

Упражнение 3.

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).

Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 ООО раз).

Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).

Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).

Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении - понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.

3. на умение находить языковые средства для сжатой передачи текста.

Упражнение 4.

Это задание направленно на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Учитель должен объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременно учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, т. е. практически получают представление о роде и виде.

Разделите все существительные на «вместительные» и общие слова.

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в теплые края. Перелетные птицы направляются на Кавказ, в Крым, в Египет, в Индию... Воробьи, галки, вороны, сороки, дятлы никуда не улетают.

(Ласточки, грачи, дрозды -- перелетные птицы. Кавказ, Крым, Египет, Индия -- теплые страны. Воробьи, галки, сороки, дятлы - неперелётные птицы.)

Класс определяет, что если надо сказать обобщенно, то используются родовые слова, а если надо указать подробно птиц и страны -- видовые слова.

Таким образом, можно создать сжатое изложение этого текста, предварительно определив основное, существенное в его содержании: «Осенью перелетные птицы улетают в теплые края, зимующие птицы никуда не улетают».

4. на устранение повторов.

Упражнение 5.

Перепишите, устраняя повторы. Предложения под номером два и три нужно объединить, превратив их в два предложения.

1. Художник использует цвета: синий, зелёный, красный - много-много других цветов. 2. Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-синий. Скоро шар стал еле заметен. 3. Я очень-очень люблю своего щенка. Я хожу со щенком гулять. Я играю со щенком. Я кормлю его. Я купаю щенка. 4. Мы шли долго. Наконец мы вышли на поляну. Поляна была очень красивая. В центре поляны огромный пень.

Упражнение 6.

Найдите и устраните повторяющиеся слова.

На столе лежит крупная спелая клубника. Чуть подальше стоит большой белый кувшин. Рядом с ним стоит банка с веточками чёрной и белой смородины. Около неё стоит тарелка с ягодами чёрной и белой смородины. А за тарелками и банкой стоит металлическое блюдо с ярко-красной клубникой.